Внеклассное мероприятие по праву. "Имею право, но обязан"
методическая разработка (6 класс) по теме
В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые все должны знать и помнить. Мероприятие "Имею право, но обязан" поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pril1.rar | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Имею право, но обязан»
Цель: - воспитание правовой грамотности учащихся
- учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;
- формировать коммуникативные умения школьников.
Ведущий: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.
На классный час приглашены представители правоохранительных органов, которые оценивают ответы учащихся.
I. Круглый стол: На доске вывешены таблички с определениями:
Права Обязанности Долг Ответственность Свобода
Класс должен дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.
Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.
Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.
Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).
- Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –
Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.
- Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ
2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты
1 июня – Международный день защиты детей
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
- Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).
Права школьника.
- право на бесплатное образование
- право на получение дополнительного образования
- право на охрану жизни и здоровья
- право свободы выражения своих убеждений
- право посещать мероприятия
- право на защиту
- право на отдых
- право пользоваться библиотекой
- право избирать и быть избранным
- право на обучение по индивидуальным программам
- право на выбор образовательного учреждения
- право вступать в общественные организации
- право на уважение собственного достоинства.
Обязанности школьника:
- добросовестно учиться
- беречь школьное имущество
- уважать учащихся и работников школы
- выполнять устав школы
- выполнять правила внутреннего распорядка.
Права и обязанности гражданина
Перечень с надписями прав ребенка:
- Право на жизнь.
- Право на имя при рождении.
- Право на медицинскую помощь.
- Право на образование.
- Право на отдых и досуг.
- Право на индивидуальность.
- Право свободно выражать свои взгляды.
- Право на специальную охрану и защиту.
- Право на заботу и воспитание родителями.
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Обязанности
- Защищать свое Отечество
- Соблюдать законы
- Охранять природу
- Платить налоги
Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение прав и обязанностей)
Задание: Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).
- Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).
- Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода? (карточка №1).
Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА – это:
- возможность делать все, что хочешь
- независимость от кого-то
- отсутствие стеснения, ограничений
- возможность выбора
- право делать все, что не вредит другим
итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.
- Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:
1. запрет курить в общественных местах
2. запрет пропускать занятия без уважительных причин.
1. запрет кататься по перилам
2. запрет играть на проезжей части дороги.
- Скажите, какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса?
Сценка из школьной жизни
Раздаются слова на листочках. Ребята разыгрывают сценку импровизированно
Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.
Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.
Ваня:-Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!
Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!
Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!
Ваня:-Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.
Учитель:-Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.
Первоклассник: - Он подставил мне подножку.
Серёжа: - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.
Конкурс. Ситуации.
Ситуация 1.
Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.
Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?
Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.
Ситуация 2.
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.
Ситуация 3.
Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос: Будут ли ребята наказаны?
Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).
Кроссворд
По горизонтали:
1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.
2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.
3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?
4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.
По вертикали:
1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?
2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.
(На слайде кроссворд. Такой же кроссворд получают команды на листках. Время на разгадывание кроссворда 3-4 мин. Проверяем по слайду. )
Ответы кроссворда
Конкурс. Викторина “Права литературных героев”.
Права литературных героев
- В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
- Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
- В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
- Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
- В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
- В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).
Конкурс «Разомнись-ка!»
Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.
- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).
- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)
- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу, право на гражданство)
Конкурс «Угадай-ка!»
Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила).
- В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
- Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
- Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).
- Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).
- Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).
- Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)
- Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
- Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)
- Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)
- Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
- Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).
Конкурс. “Песня о правах”.
Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь.
- “В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).
- “Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет).
- “Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)
- “Может знает лес” (право на жизнь. Расторгуев, Княжинская).
- “ На крутом бережку” (право на отдых).
- “Наташка-первоклашка” (право на образование).
- “Я служу России” (обязанность встать на воинский учет. Хворостян).
Приложение архив
А сейчас вы услышите шуточные загадки правового характера:
1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…. (свободное передвижение)
2. Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в коморку папы Карло, нарушили его право на …. (неприкосновенность жилища)
3. Балда из сказки А. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …. (труд)
4. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на …. (владение имуществом)
5. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на …. (жизнь и личную неприкосновенность)
6. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)
7. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
8. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)
9. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок».)
10. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)
11. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)
Выберите правильный ответ.
1.Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка?
. а) Ф.М. Достоевскому +
б) А.П. Чехову
в) А.М. Горькому
2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?
а) 1948 г .
б) 1959 г . +
в) 1966 г .
3. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?
а) 1968 г .
б) 1982 г .
в) 1989 г . +
4. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?
а) таких различий нет +
(Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы/, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.)
б) национальная принадлежность
в) состояние здоровья
5. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?
а) педагоги
б) родители +
(Согласно статье 18 родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь.)
в) члены правительства
6. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?
а) на благотворительные организации
б) на иностранных спонсоров
в) на государство +
(Согласно статье 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми.)
7. Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указана в официальных справочниках
б) может мешать образованию и вредить здоровью +
(Согласно статье 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда.)
в) не соответствует интересам и склонностям ребенка
8. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у них:
а) чувства страха перед наказанием
б) осторожности в реализации своих желаний
в) чувства достоинства и значимости + (Согласно статье 40 ребенок, нарушивший, как считается, закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.)
9. ООН считает человека ребенком от рождения до:
а) 16 лет
б) 18 лет +
(Согласно статье 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)
в) 19 лет
Подведение итогов классного часа
После всего того, о чем мы говорили, я хочу чтобы вы ответили мне на вопрос:
- как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались.
(по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)
- чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
- заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
- уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.
Представители закона вручают каждому визитку - символ маленького человечка с надписью: «Живи по закону, поступай по совести».
Литература
1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Комментарий к статьям 5 и 6. – М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 1997.
2. Европейская конвенция о защите прав человека, 2001.
3. Европейская социальная хартия. Информационный центр Совета Европы по правам человека. 2000.
4. Декларация и программа действий в области культуры мира. Информационный центр ООН, Весь Мир. М.: 1999.
5. Декларация принципов терпимости. ЮНЕСКО.
6. Международные акты о правах человека. Сборник документов. «ИНФРА-М – НОРМА», М.: 2000. – 784 c.
7. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА
8 http://festival.1september.ru/authors/ 103- 879-569
9.http://festival.1september.ru/authors/ 102-693-623
10.Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230-239.
www.koipkro.kostroma.ru/.../Игра-викторина%20Большакова.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по теме "Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!"
Правила поведения на дороге - очень актуальная тема. Уровень детского дорожно-транспортного травматизма продолжает оставаться высоким. Участником каждого третьего происшествия на дороге становитс...
Внеклассное мероприятие по теме: "Соблюдай правила дорожного движения", 5-6 классы
Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения...
Разработка внеклассного мероприятия(сказка) "Пусть миром правит доброта"
Материал для классных руководителей, завучей-организаторов...
Внеклассное мероприятие: "Потребитель, знай свои права!"
Мероприятие, посвященное закреплению знаний учащихся о правах потребителя....
Внеклассное мероприятие по теме: «По праву памяти»
Вопросы понимания цены Победы в Великой Отечественной войне с каждым годом становятся всё острее. Всё больше приходится педагогам прикладывать сил, умения, фантазии для изобретения различных форм меро...
Внеклассние мероприятие "Путешествие в мир прав и обязанностей"
Внеклассное мероприятие в рамках правовой недели.Воспитатель «ОКСОУ Дмитриевская с(к)о школа-интернат Сибилева Н.Н. «Путешествие в мир прав и обязанностей».Цели и задачи:...
Сценарий проведения внеклассного мероприятия по ПДД «Знаем Правила движения как таблицу умножения»
Состояние детского дорожно-транспортного травматизма в Российской Федерации вызывает серьезное беспокойство. С каждым годом интенсивность дорожного движения растет, количество автотранспорта увеличива...