Программа внеурочной деятельности "Кадетский хор "Орлята России"
рабочая программа
Рабочая программа разработана и составлена с учетом авторской программы по хоровому пению Г.П. Стуловой «Планета музыки», 2016 г. Занятия в хоровом классе способствуют развитию художественного вкуса обучающихся, пробуждению их творческих способностей, воспитанию чувства коллективизма, дисциплины, ответственности, формируют навыки публичного выступления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._-_kadetskiy_hor_orlyata_rossii_-_kopiya_1.doc | 262.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Управление образования Администрации города Когалыма
МАОУ "Средняя школа № 3"
Пункт 3.3. Основной образовательной программы основного общего образования (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»), утвержденной приказом директора МАОУ «Средняя школа №3» от30.08.2023 № 420
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Кадетский хор «Орлята России»
для 5 классов
на 2023-2024 учебный год
город Когалым, 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Кадетский хор «Орлята России» разработана в соответствии с:
- - Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1645, от 31 декабря 2015 г. № 1578, от 29 июня 2017 г. № 613, приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 519, от 11 декабря 2020 г. № 712 и от 12 августа 2022 г. № 732
- Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023г. № 371 «Об утверждении Федеральной образовательной программы среднего общего образования»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 года №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»
- Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28;
- Санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №28;
Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Вокальное воспитание детей осуществляется главным образом через хоровое пение на уроках музыки. Из-за ограниченности учебных часов данного предмета в образовательной школе (1 час в неделю) реализация задач, связанных развитием детского голоса, возможна только при введении дополнительной программы.
Отличительные особенности программы от уже существующих, в том, что в общеобразовательной школе главная цель – общее знакомство с мировой музыкальной культурой, программа вокального отделения музыкальной школы ставит более узкие профессиональные цели и задачи. В условиях же дополнительного образования главной целью является воспитание гармонично развитой личности, развитие таланта ребенка путем создания благоприятного эмоционального климата на занятиях, воспитания у детей интереса к классической, эстрадной музыке, выполняя при этом сугубо профессиональные задачи постановки голоса. Работа с творческим коллективом, строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики.
Рабочая программа разработана и составлена с учетом авторской программы по хоровому пению Г.П. Стуловой «Планета музыки», 2016 г. Занятия в хоровом классе способствуют развитию художественного вкуса обучающихся, пробуждению их творческих способностей, воспитанию чувства коллективизма, дисциплины, ответственности, формируют навыки публичного выступления.
Цели и задачи
Развитие музыкальной культуры обучающихся как части их духовной культуры через коллективную исполнительскую деятельность — пение в хоре. Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области «Искусство» в целом, и музыкального искусства в частности:
- становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
- осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, интонационно- художественного отражения многообразия жизни; 3) реализация творческих потребностей обучающихся, развитие потребности в общении с произведениями искусства, внутренней мотивации к музицированию.
Достижению поставленных целей способствует решение круга задач, конкретизирующих в процессе регулярной музыкальной деятельности обучающихся наиболее важные направления, а именно:
—приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт собственного переживания музыкальных образов, развитие и совершенствование эмоционально ценностной отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни;
—развитие эмоционального интеллекта, общих и специальных музыкальных способностей обучающихся;
—формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира, приобретение разнообразного опыта восприятия музыкальных произведений;
—воспитание уважения к культурному, музыкальному наследию России; практическое освоение интонационно - образного содержания произведений отечественной музыкальной культуры;
—расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран и народов;
—понимание основных закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка, направления, стили и т. д.;
—формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему
творческому делу, ответственности за общий результат;
—гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного взгляда на окружающий мир;
—улучшение физического и психического самочувствия, укрепление здоровья обучающихся;
—создание в образовательном учреждении творческой культурной среды;
—получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование активной социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района, города, республики, страны.
Общая характеристика учебного предмета
В основе работы хорового класса лежит принцип постепенности и последовательности. Учитывается уровень музыкальной подготовки учащихся, наличие у них определенных знаний, умений и навыков (знание нотной грамоты, умение петь по нотам, владение голосом). Процесс коллективной музыкально-исполнительской работы над хоровым произведением сочетается с музыкально-теоретическими знаниями, приобретаемыми обучающимися на уроках музыки. Важной формой оценки умений и навыков пения в хоре являются концертные выступления, способствующие не только совершенствованию исполнительского уровня хорового коллектива, но и повышению сценической культуры учащихся. На занятиях используются методы: стилевой подход: нацелен на постепенное формирование у обучающихся осознанного стилевого восприятия музыкального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведения;
творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно – результативный показатель ее практического воплощения;
системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы (тематика, музыкальный материал, виды концертной деятельности);
метод импровизации и сценического движения: использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый уровень.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов – классиков, современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подбирается в течение года в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности.
Подчинение всего материала занятия его основной теме даёт возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно – педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать. Теоретическими навыками обучающиеся занимаются в процессе обучения параллельно с изучением нового песенного материала.
Описание места учебного предмета
Программа рассчитана на учащихся 5-А класса (Юнармия). Форма проведения занятий – групповая. Состав хора определяется набором учащихся и предполагает организацию смешанного хорового коллектива. Количество учащихся в группе – 29 человек. Занятия проводятся 1 раза в неделю.
Продолжительность занятий 1 час, в год 34 часа.
Основное содержание занятий — пение, освоение соответствующих теоретических и практических умений и навыков, концертно-исполнительская деятельность.
По форме проведения занятия подразделяются на четыре типа:
- индивидуальное и/или мелкогрупповое прослушивание/занятие при наборе в хор; при переходе из одного класса/уровня в другой; для периодической оценки индивидуального темпа развития вокально-хоровых навыков обучающихся; для работы с неточно интонирующими обучающимися «гудошниками»; для работы с солистами, одарёнными обучающимися;
- комбинированное занятие — групповая (по партиям) и коллективная вокально-хоровая работа;
- сводная репетиция;
- концертное выступление.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Уроки хорового пения, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение хоровой музыки как духовного наследия человечества предполагает:
- формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
- начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
- приобретение знаний и умении;
- овладение УУД
Внимание на хоровых занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно–эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что хоровая музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение программы внеурочной деятельности «орлята России»» направлено на достижение трёх групп результатов: личностных, мета предметных и предметных. При этом теоретическое структурное разграничение различных видов результатов на практике выступает как органичная нерасторжимая целостность.
Личностные и мета предметные, в первую очередь коммуникативные результаты, имеют глубокое и содержательное предметное воплощение. «Хор- не собрание поющих, не обезличенное абстрактное единство,
Хор — это множество личностей, личностных восприятий, переживаний, осмыслений, выражений, личностных оценок, личностного творчества. Объединение множества личностных сотворений в единстве созидаемого музыкального образа в процессе общения со слушателем — высшая цель хорового музицирования».
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
- Патриотического воспитания:
Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской
Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
- Гражданского воспитания:
Готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурнопросветительских акций, праздничных мероприятий.
- Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной деятельности, при подготовке концертов, фестивалей, конкурсов.
- Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
- Ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале доступной текстовой, аудио- и видеоинформации о различных явлениях музыкального искусства, использование специальной терминологии.
- Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкальноисполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
- Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной, исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, достигаемые при освоении программы отражают специфику искусства как иного (в отличие от науки) способа познания мира. Поэтому основная линия формирования метапредметных
результатов ориентирована не столько на когнитивные процессы и функции, сколько на психомоторную и аффективную сферу деятельности обучающихся.
- Овладение универсальными познавательными действиями.
Овладение системой универсальных познавательных действий в рамках программы реализуется в контексте развития специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления, которое связано с формированием соответствующих когнитивных навыков обучающихся, в том числе:
1.1. Базовые логические действия:
—выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
—устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
—сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального искусства;
—обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
—выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля.
1.2. Базовые исследовательские действия:
—следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса,
«наблюдать» звучание музыки;
—использовать вопросы как инструмент познания;
—формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
—составлять алгоритм действий и использовать его для решения исполнительских и творческих задач;
—проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.
1.3. Работа с информацией:
—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной или творческой задачи и заданных критериев;
—понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными
записями;
—использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
—выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
—оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
—различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой задачей;
—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (вокальное исполнение, текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
- Овладение универсальными коммуникативными действиями
Овладение системой универсальных коммуникативных действий в рамках программы реализуется, в первую очередь, через совместную певческую деятельность.
Она предполагает не только групповую форму работы, но формирует более сложную социальную общность обучающихся — творческий коллектив. Хоровое пение — один из немногих видов учебной деятельности, идеально сочетающих в себе активную деятельность каждого участника с ценностью общего результата совместных усилий.
Специфика взаимодействия в процессе вокально-хорового исполнительства определяется не только особыми формами передачи информации музыкальными средствами (минуя вербальные каналы коммуникации), но и неповторимым комплексом ощущений, эмоциональным переживанием психологического единства поющих, известных как феномен «соборности». Данные условия определяют уникальный вклад хорового пения в формирование совершенно особых коммуникативных умений и навыков в составе базовых универсальных учебных действий.
2.1. Невербальная коммуникация:
—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесной передачи смысла музыкального произведения;
—передавать в собственном исполнении художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому музыкальному произведению;
—осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
—эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
—распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты, в том числе дирижёрские жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
2.2. Вербальное общение:
—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
—выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
—понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
—вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
—публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
2.3. Совместная деятельность (сотрудничество):
—развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, переносить его на другие сферы взаимодействия;
—понимать и использовать преимущества и специфику коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
—принимать цель совместной деятельности, коллегиально строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
—уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, с самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена коллектива в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой, коллективом.
- Овладение универсальными регулятивными действиями
В хоре, в отличие от других видов деятельности, личные результаты обучающихся обретают подлинную ценность только в качестве вклада каждого участника хорового коллектива в общее дело. Поэтому в рамках программы регулятивные универсальные учебные действия тесно смыкаются с коммуникативными. Самоорганизация и рефлексия приобретают ярко выраженные коллективные черты, нередко предполагают корректировку личных интересов и намерений, их подчинение интересам и потребностям творческого коллектива в целом.
3.1. Самоорганизация:
—ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
—планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
—выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
—самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
—делать выбор и брать за него ответственность на себя.
3.2. Самоконтроль (рефлексия):
—владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
—давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
—предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
—объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту.
3.3. Эмоциональный интеллект:
—чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
—развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкальноопосредованного общения, публичного выступления;
—выявлять и анализировать причины эмоций;
—понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;
—регулировать способ выражения собственных эмоций.
3.4. Принятие себя и других:
—уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
—признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
—принимать себя и других, не осуждая;
—проявлять открытость;
—осознавать невозможность контролировать всё вокруг
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате занятий хоровым пением школьники научатся:
—исполнять музыку эмоционально выразительно, создавать в совместном пении музыкальный образ, передавая чувства, настроения, художественное содержание;
—понимать мировое значение отечественной музыкальной культуры вообще и хорового исполнительства в частности, чувствовать себя продолжателями лучших традиций отечественного хорового искусства;
—петь в хоре, ансамбле, выступать в качестве солиста, исполняя музыкальные произведения различных стилей и жанров, с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и многоголосные;
—исполнять русские народные песни, народные песни своего региона, песни других народов России и народов других стран, песни и хоровые произведения отечественных и зарубежных композиторов, образцы классической и современной музыки;
—владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения, понимать специфику совместного музыкального творчества, чувствовать единение с другими членами хорового коллектива в процессе исполнения музыки;
—петь красивым естественным звуком, владеть навыками певческого дыхания, понимать значения дирижёрских жестов, выполнять указания дирижёра;
—ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона (на материале изученных музыкальных произведений);
—выступать перед публикой, представлять на концертах, праздниках, фестивалях и конкурсах результаты коллективной музыкально-исполнительской, творческой деятельности, принимать участие в культурно-просветительской общественной жизни.
Учебно-тематический план
Класс | Тема | Количество часов |
5 | «Вокальнохоровая работа» | 20 |
«Музыкально – теоретическая подготовка» | 10 | |
«Концертная деятельность» | 4 | |
ВСЕГО |
| 34 |
Содержание программного материала (34 ч.) Введение
Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом. Концерт-презентация учащихся предыдущих лет обучения. Искусство пения – искусство души и для души.
Раздел 1. Вокально-хоровая работа
Ознакомление с основами вокального искусства. Виды вокального искусства.
Понятие опоры, диафрагмы. Строение голосового аппарата певца.
Артикуляционный аппарат и его составляющие. Процесс звукообразования и звуковедения. Певческая установка. Унисон. Дикция. Работа в ансамбле. Строй. Артикуляционный аппарат.
Работа над чистотой интонации:
- Определение примарной зоны звучания;
- Работа над мелодическим слухом;
- Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы;
- Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах 1,5 октавы;
- Работа над расширением певческого дыхания; 6. Совершенствование дикции;
Раздел 2. Музыкально - теоретическая подготовка Дирижерский жест.
Основы музыкальной грамоты: Лад. Мажор. Минор.
Ритм – основа жизни и музыки.
Темп – скорость музыки
Тембр – окраска звука
Динамика – сила звука.
Пластическое интонирование.
Раздел 3. Концертная деятельность
Сценическое движение. Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения. Подбор движений к разучиваемому произведению. Нахождение образа. Репетиционная работа. Подготовка концертных номеров. Концертные выступления. Формирование культуры исполнительской деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
- развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия;
- побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
- развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
- формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;
- развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
- развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера. формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
- освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.
Творчески изучая музыкальное искусство обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров
(пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие, выставка.
Виды контроля:
- входной, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по партитуре, школьные мероприятия, отчётный концерт.
Методические рекомендации педагогическим работникам
Процесс обучения предмету «Постановка голоса» подразделяется на несколько этапов:
- развитие голоса, где в основном используются вокальные упражнения, ставящие своей задачей: приведение вокального аппарата в рабочее состояние (распевание), формирование вокальных навыков на упражнениях и вокализах.
- работа над вокальным произведением, включающая в себя изучение произведений разных стилей и жанров: народная песня, романсы русских и зарубежных композиторов, современные сочинения.
- обучение пению – это не только обучение данному виду искусства. В процессе занятий активно развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности школьника и его общего развития. Поэтому обучение пению – это, прежде всего, педагогическая задача. Уровень общего развития детей проявляется, прежде всего, в качестве их музыкально-слухового восприятия и образного мышления в процессе анализа эмоционального содержания и исполнения вокальных произведений, их формы и средств художественной выразительности, в умении сравнивать, находить сходства и различия отдельных художественно- технических элементов вокального исполнения. Говоря о качестве звучания детского голоса, мы имеем в виду, прежде всего, его основные физические характеристики: тембральную, интонационную и динамическую. К тембральной характеристике относятся: спектральная насыщенность или обертоновый состав звука; плавность регистровых переходов; звонкость и полётность голоса; степень свободы или напряженность звучания; вокальная позиция; степень округлости гласных; качество певческого вибрато. К интонационной характеристике относятся: точность или чистота интонирования; ширина звуковысотного диапазона; его высотное расположение. У динамической – ширина динамического диапазона на различных звуковысотных уровнях. На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у учащихся тембровое чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений, создавать условия, в которых учащийся испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта. Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как голоса учащихся, в период обучения, могут находиться в состоянии мутации или постмутации. Тем не менее, задача преподавателя состоит в обучении правильному пению в единстве его сложных проблем: проблемы звукообразования и напевности голосоведения, певческого дыхания и дикции. Во время работы над чистотой интонации одновременно следует добиваться полётности, звонкости и вибрато голоса, а так же естественность звучания. Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале.
- подбирать репертуар следует, учитывая вокальные данные учащегося, постепенно усложняя его. Концертный репертуар необходимо составлять только из произведений, пройденных с преподавателем в классе. Большое значение в обучении пению имеет овладение певческими навыками. Эта работа часто протекает без достаточного осознания учащимися её цели, без понимания роли тех упражнений, которые они выполняют. Следует даже на самом первом этапе обучения доводить до сознания детей, для чего поётся данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним, как его надо исполнять. Ученики должны понимать, что упражнения помогают овладению певческими навыками, необходимыми для того, чтобы исполняемая песня звучала красиво, чисто, выразительно.
Для улучшения качества интонации большое внимание следует уделить точному воспроизведению первого звука. Очень важно с самого начала обучения воспитывать у учащихся вокальный слух, умение внимательно слушать себя и отмечать свои ошибки.
- основа пения - гласные звуки. От правильного формирования гласных звуков зависит красота тембра. У учащихся школьного возраста тембр неровный, что обусловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается при сохранении высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазона. Для этого следует использовать попевки и упражнения на все гласные, добиваясь правильного формирования каждой из них: 1. в «чистом» звучании: А, О, У, Э 2. в «йотированном» звучании: А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е 3. особо обратить внимание формирование гласных И, Ы 4. пение гласных звуков в сочетании с согласными Кроме работы над гласными звуками, постоянными должны быть: 1. упражнения стабильного блока: - на дыхание, - на медленный долгий выдох, - на развитие артикуляции, - на подвижность диафрагмы (staccato), - на развитие ровности тембрового звучания, - гибкости голоса; 2. упражнения периодически обновляющегося блока: - на лёгкость и подвижность голоса, - на зубные язычные согласные: д, з, т, р, л, н, - на губные: б, п, в, м. Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, чётко артикулирующие каждый звук.
На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.
- в практических занятиях, наряду с упражнениями, рекомендуется пение вокализов или песен напевного характера для выработки кантиленного звучания. Это необходимо также для осознания учащимися малой формы в целом и на уровне отдельных построений: фразы, предложения, периода, для усвоения ими понятий кульминации произведения, коды и других.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
С учётом специфики предмета (необходимости контроля над певческим процессом со стороны преподавателя, особенно на первом этапе обучения) при планировании самостоятельной домашней работы учащихся методически целесообразней направить их по пути разбора и разучивания. Начинать разбор можно с ритмического рисунка (прохлопывая его в ладоши), впоследствии соединив его с текстом. Разбор и выучивание поэтического текста является другой важной частью домашнего задания. Проговаривание текста в ритме и характере произведения является действенным методом в процессе подготовки к уроку. При таком подходе к домашней работе меньше вероятность негативного результата, когда самостоятельные занятия (а именно — пение без контроля) вредят процессу постановки голоса, и в классе приходится исправлять приобретённые дома дефекты голосообразования.
Нельзя переоценить пользу, которую приносит слушание записей профессиональных исполнителей, с обязательным методическим обсуждением, привлечением внимания ученика к ключевым моментам. Кроме того, даются рекомендации родителям учеников, чтобы они (по возможностям) посещали академические концерты и музыкальные спектакли. При этом важно, чтобы учащиеся слушали разных исполнителей, музыку разных стилей и жанров, не ограничиваясь только лишь вокальными концертами.
Не менее полезным является также совместное посещение городских концертов вокального отдела, гала-концертов различных конкурсов. На этих концертах учащиеся могут услышать выступления наиболее одарённых и хорошо подготовленных учащихся музыкальных школ, успехи которых стимулируют их собственное дальнейшее развитие.
Большое значение для развития, обучения и воспитания, учащихся имеют тематические общешкольные концерты учащихся и преподавателей: таким образом, осуществляется преемственность в концертно-исполнительской деятельности, воспитание уважения к традициям и патриотическое воспитание учащихся, прививается культура поведения, как на сцене, так и в зрительном зале.
Календарно-тематический план
№
| Тема | Колво часов | Вид учебной деятельности |
1 | Мой самый чистый голос. Унисон
| 1 | 1. уметь правильно и стройно петь партию с сопровождением и без сопровождения 2. развивать устойчивый интерес к музыкальным занятиям; |
2 | Все мы дружим с песней. Мелодия. Нотная грамота
| 1 |
|
3 | Работа над унисоном в хоре при развитом фортепианном аккомпанементе
| 1 | 1. прислушиваться к голосам, поющих в хоре 2. сравнивать мелодический рисунок фортепианной партии с вокальной мелодией |
4 | Вокальные навыки
| 1 |
|
5 | Владение голосовым аппаратом
| 1 |
|
6 | Певческие навыки
| 1 |
|
7 | Закрепление основных навыков певческой установки: свободное положение корпуса, головы и спины
| 1 |
|
8 | Вокально-хоровая работа | 1 | 1. добиваться ровности звучания партий, чистоты интонации, в частном и общем ансамбле
|
9 | Работа над вокальнохоровыми трудностями
| 1 | 1. петь стройно: в интонационном, ритмическом и уравновешенном по силе звука отношении 2. уметь анализировать особенности голосовых тембров |
10 | Понятия куплет, фраза, мотив
| 1 |
анализировать мелодическую структуру данного произведения |
11 | Первоначальная работа над цепным дыханием
| 1 |
не допускать ключичное, верхнее дыхание |
12 | Вокально-хоровая работа
| 1 |
определять характер мелодической линии |
13 | Сценическая культура
| 1 |
выявлять этапы развития мелодии |
14 | Знакомство с произведениями разных жанров
| 1 |
духовной жизни |
15 | Сценическое искусство
| 1 |
поэтической речи |
16 | Использование певческих навыков
| 1 |
узнавать певческие голоса |
17 | Работа над нюансами в произведениях. Осмысленное артистическое исполнение программы.
| 1 |
воспринимать красоту родной земли в музыке, поэзии, живописи |
18 | Использование при работе с хором особых ритмических фигур - пунктирного ритма. | 1 |
ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонаций 2. анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии |
19 | Работа над legato, возможно освоение приемов nonlegato
| 1 |
понимать терминологию штрихов |
20 | Различный характер дыхания в зависимости от темпа и стиля исполняемого сочинения
| 1 |
исполнения музыкального произведения проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения |
21 | Россия – Родина моя. Произведения различных жанров.
| 1 | 1. воплощать различные по содержанию музыкальные образы, поэтические фантазии 2.самостоятельно проводить интонационнообразный анализ музыкальных произведений 3. участвовать в хоровом исполнении гимна России, гимна школы
|
22 | Души прекрасные порывы. Манера исполнения вокального произведения.
| 1 |
музицировании, любви к хоровому пению |
23 | Если с другом вышел в путь. Элементы ритмики. Сценическая культура.
| 1 | 1. сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного исполнения песен 2. импровизировать, передавая в общих чертах характер роли 3. воплощать различные по содержанию музыкальные образы |
24 | Не грусти, улыбнись и пой! Вокальнохоровые навыки.
| 1 | 1. развитие навыков ансамбля. Умение слушать себя и своих товарищей при пении 2. умение понимать дирижёрский жест и тонко отвечать на него 3. понимать понятия солист, хор, оркестр. |
25 | Вместе весело шагать…Сценическая культура.
| 1 |
проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений |
26 | Вокал откроет нам новый мир. Владение голосовым аппаратом. | 1 |
исполнять мелодию при помощи пластического интонирования навыки |
27 | Красочность моего голоса. Тембр. Фальцетное пение.
| 1 |
воспринимать выразительные возможности детских голосов |
28 | Все мы дружим с музыкой и песней. Подготовка к концерту.
| 1 |
петь, не выделяясь, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, динамике, сохраняя красоту своего индивидуального тембра |
29 | Петь чисто и слаженно в унисон несложные двухголосые каноны
| 1 |
научиться исполнять двухголосные каноны |
30 | В упражнениях слышать трехголосые аккорды
| 1 |
различать в вокальной музыке различие аккомпанемента |
31 | Петь в аккорде различные голоса
| 1 | 1. сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного интонирования двухголосия 2. анализировать специфические черты интонирования верхних и нижних голосов |
32 -33 | Петь по нотам песни, имеющие простые по строению мелодии. Подготовка к концерту
| 2 |
закрепить сознательное отношение учащихся к своей певческой деятельности и певческой деятельности товарищей, к соблюдению правил пения, гигиены голоса |
34
| Урок-концерт
| 1 |
умеет петь в ансамбле, слушать других детей в процессе пения |
|
Всего: 34 часа |
|
|
Список литературы
Литература для педагога:
- Дмитриева, Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 240с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 180с.
- Левидов, И.И. Детское пение и охрана голоса детей. – Л.: ВДХВД, 1935.–72с.
- Осенева, М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.- 368с.
- Сергеева, Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 136с.
- Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992.– 270с.
Нотные издания
- Ветлугина, Н. Музыкальный букварь. - М.: Издательство «Музыка», 1987. - 110с.
- Ермалаев, П.И. Песни для детей. – Санкт-Петербург «Детство - Пресс», 2002. - 32с.
- Железнов С.С., Железнова К. Азбука-потешка. Русские потеши и считалки с нотами- картинками. – М.: «Издательство ГНОМ», 2000.- 72с.
- Играйте вместе с нами. Упражнения, музыкальные игры, сценки - М.: Издательство
- «Музыка», 1982. - 80с.
- Семь нот. Выпуск 3. - М.: Издательство «Музыка», 1992. - 34с.
- Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. – Санкт-Петербург, 1999. – 64с.
- Шаинский, В. Избранные песни. - М.: Издательство «Советский композитор», 1989
- Пляцковский С.М. От улыбки станет всем теплей. Серия «Лучшее песни для детей» – М.: РИО «Самовар ». – 2000
Литература для учащихся:
- Кончаловская Н. Нотная азбука. Серия «Почемучка». - М.:ООО Издательство АСТ», 2000.– 60с.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка. –М.:ООО Издательство АСТ», 2003г.
- Великие музыканты XX века / Автор – сост. Д.Е. Сидорович – М.: «Мартин», 2003.
- Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 – 3 класс. - М., 2004г. – 32с.
Интернет-источники
- http://www.music-competitions.ru - ассоциация музыкальных конкурсов
- http://notes.tarakanov.net/ - нотный архив Тараканова.
- http://a-pesni.org/baby/Baby.php - нотный архив.
- http://www.notarhiv.ru/vokal.html - вокальный архив Александра Кондакова.
- http://uroki-online.com/music/vokal/ - уроки вокала - видео уроки.
- https://www.youtube.com/watch?v=7fm2HMeuebc
- https://easyvoice5.ru/articles/videouroki/uroki-vokala - уроки вокала
- https://artvocal.ru/samouchitel-po-vocalu.php
Материально-техническое обеспечение
- Компьютер,
- Медиапроектор,
- Акустическая система
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
- Все о музыке и немного уроков по музыке:http://vmalish.ru/blogs/zdorovij-malish/muzika-dlja-detej-vse-omuzike-i-nemnogo-urokov-po-muzike-2.html
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=33
- Единая коллекция: http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7f1f4-5b76-f453-552f31d9b164. Ресурс для учителей и для других творческих людей:
- http://inyaka.ru/po-predmetam/muzyka/
- Российский общеобразовательный портал: http://music.edu.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я живу в России"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Я живу в России" (духовно-нравственное направление)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России"
Рабочая программа...
Программа внеурочной деятельности "Искусство России"
Цель курса – формирование у учащихся представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры России.Отличительной особенностью программы является то, что в методик...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС ООО «Путешествие по России на английском языке: 10 мест в России, которые надо увидеть своими глазами»
Практическая значимость программы заключается в системном характере краеведческого материала; данная программа составлена в соответствии с календарно-тематическим планированием уроков английского язык...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа России", 8 класс
Программа внеурочной деятельности «Природа России» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по предмету «География». Данный курс ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "История России в лицах" для 9 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "История России в лицах" для 9 класса...