Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кукольный театр»
рабочая программа
Театр – один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства – позволяют решать актуальную проблему, связанную с развитием коммуникативных качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kukolnyy_teatr_-_21-22.docx | 59.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Составители: учитель русского языка и литературы Тюнина З.А., высшая кв. категория,
учитель математики и информатики Исмагилова О.П., высшая кв. категория,
учитель технологии Мавлетова Р. Л., высшая кв. категория
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кукольный театр» адресована обучающимся 5 - 9 классов.
Программа рассчитана на 175 часов, (5 часов в неделю), что соответствует учебному плану общеобразовательной организации.
Программа содержит пояснительную записку, общую характеристику курса, описание места учебного курса в учебном плане, формы и методы организации учебной деятельности, планируемые результаты освоения данного курса, календарно-тематическое планирование.
Рабочая программа одобрена на заседании методического совета,
протокол № ____ от «____» ____________ 2021 г.
Председатель методического совета_______________ И.В.Сосновская
(подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа рассмотрена методическим объединением учителей-предметников,
протокол № ____ от «____» __________ 2021 г.
Руководитель ________________ З.А. Тюнина
(подпись) (Ф.И.О.)
Пояснительная записка
Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, способствует обогащению словарного запаса. Слово рассматривается как средство создания художественного образа. Дети, чтобы понять характеры персонажей, смысл событий, в которых они участвуют, должны вчитаться в речевые характеристики героев, понять авторскую оценку происходящего, увидеть и почувствовать фон действия. Театр – один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства – позволяют решать актуальную проблему, связанную с развитием коммуникативных качеств личности.
Цель:
- развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.
Данная цель обусловливает решение следующих задач:
- реализация творческого потенциала личности школьника;
- знакомство учащихся с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское
мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра);
- систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного
мышления, фантазии, речи детей;
- развитие художественного и ассоциативного мышления школьников;
- обогащение эмоционально-образной сферы;
- формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства,
природы, окружающего мира;
- формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и
оптимистического отношения к жизни;
- развитие коммуникативной культуры детей.
Общая характеристика курса
Данный курс не преследует цели изучения приёмов и методов театрального искусства, акцент делается на развитие личностных качеств ученика, его духовного мира. Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят кукольный театр. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательной, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Программа направлена на:
- создание условий для творческой самореализации личности;
- развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
- обеспечения эмоционального благополучия ребёнка;
- приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения.
Занятия в кукольном театре влияют:
- на формирование дикции;
- выработку речевого дыхания, речевого голоса;
- воспитание интонационной выразительности (эмоциональности речи);
- формирование творческого мышления.
Совершенствование свойств голоса происходит в игровых ситуациях (исполнение различных ролей: зайчик, лисичка, медведь и т.п.).
Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает певучесть, мягкость, мелодичность речи.
Произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью тренирует силу голоса.
В процессе репетиций кукольных спектаклей у воспитанников развиваются:
- убедительность речи,
- активность и инициативность в общении,
- умение ориентироваться в коммуникативной ситуации.
Программа предназначена обучающимся 5 - 9 классов.
Участниками группы являются воспитанники из разных классов.
Место внеурочной деятельности «Кукольный театр» в учебном плане
Программа рассчитана на 175 ч. Количество учебных часов в неделю – 5 часов, 1 группа – 35часов, 2 группа– 35 часов, 3 группа– 105 часов.
Место проведения
Занятия проводятся в учебном классе, на сцене, в зависимости от вида деятельности.
Формы и методы организации учебной деятельности
Форма занятий: театрализованные игры, репетиционные занятия, постановка этюдов, постановочные занятия, информационные занятия, «творческие мастерские».
Для успешной реализации программы используются разнообразные формы работы. Задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.
При разработке данной программы учитывались физические и психологические особенности учащихся, поэтому в программе применяются здоровьесберегающие технологии.
Обучение осуществляется при условии единства теоретических знаний и практических умений. При проведении занятий теория не выделяется в самостоятельную часть, а вплетается в практическую деятельность и служит её основой. На всех этапах работы осуществляется индивидуальный подход.
В процессе обучения наряду с традиционными методами используются методы и приёмы развивающего и проблемного обучения, основанные на личностно – ориентированном подходе.
Особое внимание в программе уделяется работе со сказкой, так как обращение к сказочным проблемным ситуациям развивает творческое воображение, логическое мышление и познавательную сферу личности.
В образовательном процессе используются информационно – коммуникационные технологии (подготовка материала к занятиям, компьютерные презентации, создание афиши к спектаклю и т.д.), технология коллективной творческой деятельности.
Через организацию различных форм работы на занятиях ребёнок получает навыки сотрудничества, сотворчества, работы в коллективе.
Методы обучения: театральная игра, ритмопластика, культура и техника речи, основы театральной культуры, основы работы с куклами, работа над спектаклем.
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; видами кукол, культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить исполнять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; формировать навыки работы с перчаточной куклой, учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Формы работы:
- Индивидуальная самостоятельная форма работы, позволяющая осуществить индивидуальный подход к ребёнку на учебных занятиях.
- Групповая форма: учебные занятия, массовые мероприятия.
- Коллективная, которая учит сотворчеству, позволяет развивать в детях чувство ответственности, сопереживания, подчиняя свои интересы общей цели, помогает повысить их самооценку (совместная деятельность на учебных занятиях, массовых мероприятиях).
- Парная, предполагающая совместное творчество ученика и педагога, что способствует формированию доверительных отношений между взрослым и ребёнком.
Приемы активизации творческой деятельности:
- создание ситуации успеха;
- решение проблемных ситуаций.
Планируемые результаты освоения данного курса
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю. |
Уметь | -анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; -правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). -выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей -адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища и других людей -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; -выбирать вид чтения в зависимости от цели; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности -формулировать собственное мнение и позицию | -работать с куклами изученных систем при показе спектакля; -импровизировать; -работать в группе, в коллективе. -выступать перед публикой, зрителями. |
Применять | -быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | -полученные сведения о многообразии театрального искусства красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения. | -самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект; -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества. |
Тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Кукольный театр» 4 -9 класс
1 группа
№ п/п | Разделы | Кол-во часов |
1 | Основы театральной культуры. | 3 |
2 | Ритмопластика | 6 |
3 | Этика и этикет. | 4 |
4 | Культура и техника речи. | 6 |
5 | Театральная игра. | 16 |
Итого | 35 |
2 группа
№ п/п | Разделы | Кол-во часов |
1 | Введение | 4 |
2 | Создание афиш в AdobePhotoshopCC | 8 |
3 | Создание программ к спектаклю в MicrosoftPublisher | 9 |
4 | Работа с аудио- и видео-файлами | 14 |
Итого | 35 |
3 группа
№ п/п | Разделы | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 4 |
2 | Папье -маше | 46 |
3 | Изготовление одежды. | 25 |
4 | Изготовление декораций и бутафории. | 24 |
5 | Генеральная репетиция. Спектакль. | 6 |
Итого | 105 |
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Кукольный театр» 4-9 класс
1 группа
№ п/п | Тема занятия | Дата | |
план | факт | ||
Основы театральной культуры. Театр как вид искусства. | |||
1 | Вводное занятие « Что такое театр?» | ||
2 | Виды театрального искусства. | ||
3 | Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. | ||
4 | Выбор сказки для постановки. | ||
5 | Обсуждение сценария спектакля. | ||
6 | Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т. п.) | ||
7 | Выразительное чтение по ролям. | ||
8 | Репетиция индивидуальная. | ||
9 | Генеральная репетиция. | ||
10 | Постановка спектакля. | ||
11 | Анализ выступления (недостатки, интересно ли было работать над спектаклем, что будем делать дальше). | ||
Ритмопластика | |||
12 | Ритмопластика массовых сцен и образов. | ||
13 | Совершенствование осанки и походки. | ||
14 | Учимся создавать образы животных. | ||
15 | Творческие задания «Изобрази», «Войди в образ». | ||
16 | Творческие задания «Профессионалы», «Что бы это значило», «Перехват». | ||
17 | Упражнения «Исходное положение», « Зернышко» | ||
18 | Выбор спектакля для постановки. | ||
19 | Обсуждение сценария. | ||
20 | Распределение ролей с учетом пожеланий артистов. | ||
21 | Выразительное чтение по ролям. | ||
22 | Репетиция индивидуальная. Работа с каждым артистом. | ||
23 | Генеральная репетиция. | ||
24 | Постановка спектакля. | ||
25 | Обсуждение спектакля (успех или неуспех? ошибки, недостатки). | ||
Этика и этикет | |||
26 | «Этика», «этикет», «этикетка», научиться их различать. | ||
27 | Понятие такта. | ||
28 | Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». | ||
29 | Шутливые словесные загадки. Найди ошибку и назови слово правильно. | ||
Культура и техника речи. | |||
30 | Что значит красиво говорить? | ||
31 | «Сквернословие… это всегда плохо или иногда хорошо?». | ||
Театральная игра. | |||
32 | Выбор сценок и распределение ролей. | ||
33 | Посиделки за круглым столом: «Наши успехи и недостатки». | ||
34-35 | Итоги работы за год. Показ заранее подготовленных самостоятельно сценок из школьной жизни. |
Всего: 35 часов
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Кукольный театр» 4 -9 класс
2 группа
№ п/п | Тема занятия | Дата | |
план | факт | ||
Введение | |||
1 | Театр начинается с афиши. | ||
2 | Программы для дизайна и вёрстки. | ||
Создание афиш в AdobePhotoshopCC | |||
3-4 | Профессиональная разработка дизайна афиш к спектаклю №1. | ||
5 | Создание афиши к спектаклю №1. | ||
6 | Создание афиши к спектаклю №1. | ||
Создание программ к спектаклю в MicrosoftPublisher | |||
7-8 | Профессиональная разработка дизайна программы спектакля №1. | ||
9 | Создание программы к спектаклю №1. | ||
Работа с аудио- и видео- файлами | |||
10-11 | Музыкальное оформление спектакля №1. | ||
12-13 | Видеосъемка спектакля №1. | ||
14 | Монтаж видео спектакля №1. | ||
Создание афиш в AdobePhotoshopCC | |||
15-16 | Создание афиши к спектаклю №2 | ||
Создание программ к спектаклю в MicrosoftPublisher | |||
17-18 | Создание программы к спектаклю №2. | ||
Работа с аудио- и видео- файлами | |||
19-20 | Музыкальное оформление спектакля №2. | ||
21 | Обсуждение спектакля (успех или неуспех? ошибки, недостатки). | ||
Создание афиш в AdobePhotoshopCC | |||
22-23 | Профессиональная разработка дизайна афиш к спектаклю №3. | ||
24-25 | Создание афиши к спектаклю №3. | ||
Создание программ к спектаклю в MicrosoftPublisher | |||
26 | Профессиональная разработка дизайна программы спектакля №3. | ||
27-28 | Создание программы к спектаклю №3. | ||
Работа с аудио- и видео- файлами | |||
29-30 | Музыкальное оформление спектакля №3. | ||
31 | Видеосъемка спектакля №3. | ||
32 | Монтаж видео спектакля №3. | ||
33 | Обсуждение спектакля (успех или неуспех? ошибки, недостатки). | ||
34 | Итоговое оформление результатов в виде коллажа. | ||
35 | Посиделки за круглым столом: «Наши успехи и недостатки». Итоги работы за год. Показ заранее подготовленных самостоятельно сценок из школьной жизни. |
Всего: 35 часов
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Кукольный театр»
4 -9 класс
3 группа
№ п/п | Тема занятия | Дата | |
план | факт | ||
Вводное занятие | |||
1-2 | Декоративно – прикладное искусство России, других стран и народов. | ||
3-6 | Обсуждение эскизов кукол и декораций. | ||
Папье-маше | |||
7-8 | История возникновения папье-маше. | ||
9-11 | Основные и прикладные материалы. | ||
12 | Техника безопасности. | ||
13-25 | Изготовление игрушки (головы). | ||
26-35 | Расписывание головы | ||
36-50 | Изготовление игрушки | ||
Изготовление одежды для кукол | |||
51-54 | Обсуждение эскизов, костюмов. Техника безопасности при работе. | ||
55- 73 | Изготовление одежды для кукол. | ||
Изготовление декораций и бутафории. | |||
74-75 | Дизайн-спецификация и дизайн-анализ. | ||
76-78 | Разработка эскизов для ширмы. | ||
79-92 | Изготовление бутафории, декорации, пошив занавеси для ширмы и оформление. | ||
Генеральная репетиция. Спектакль. | |||
93 | Генеральная репетиция. | ||
94 | Постановка спектакля. | ||
95-96 | Обсуждение спектакля (успех или неуспех? ошибки, недостатки). | ||
97-98 | Посиделки за круглым столом: «Наши успехи и недостатки». | ||
99-105 | Итоги работы за год. Показ заранее подготовленных самостоятельно сценок из школьной жизни. |
Всего: 105 часов
Учебно-методический комплекс
Дополнительная литература | Интернет ресурсы |
Т.Н. Караманенко “Кукольный театр” М. 2001. Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр” М., 1999 г. И.А. Генералова «Театр» М: «Баллас», 2010. Ю.Л. Алянский «Азбука театра» М. : АРКТИ, 1998. Т.Н. Доронова «Развитие детей в театрализованной деятельности» М. : Просвещение, 1998. В.Е. Зарубина «Куклы» М. : ТЦ «Сфера», 2001. Калмановский Е. «Театр кукол, день сегодняшний» Л. Искусство, 1977. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. «Театрализованные игры в школе» М., 2001 Парулина, О.В. «Мир игрушек и поделок» Смоленск, 2000. Сорокина, Н.Ф. «Играем в кукольный театр : программа «Театр – творчество – дети» М. : АРКТИ, 2002. Фесюкова, Л.Б. «Воспитание сказкой» М. : Фолио, 2000. | http://lit.lib.ru/e/emelxjanowa_o_w/ http://www.rukukla.ru/article/idea/kukolnyi_teatr.htm http://jollity.narod.ru/dolls.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр" первый год обучения
Рабрчая программа по внеурочной деятельности"Кукольный театр". Данную рабочую программу можно использовать с 5-7 классы, т.к. она для первого года обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Театр одного актёра» для 8 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр одного актёра» составлена на основе нормативных документов, используемых при составлении программ учебных предметов, и ос...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Музыкальный театр».
Рабочая программа к курсу «Музыкальный театр» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс вве...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школьный театр"
Старшеклассникам для поступления в творческие учебные заведения необходимы школьный театр и актерское мастерство для качественного развития личности. Необходимо точно понимать, в каком направлени...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Музыкальный театр"
кружковая деятельность...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кукольный театр «Арлекин»
Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, способствует обогащению словарного запаса....