Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская»
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская» для обучающихся 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyat._7_rp.docx | 42.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Специальная учебно-воспитательная школа №2»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета протокол от 30.08.2023 г. №1 | УТВЕРЖДЕНО: Директор КОУ Специальная учебно- воспитательная школа №2 ____________М.Н. Наумов «___».____________2023 г. мп. Приказ от 01.09.2023 г. №391/1-од |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
(для 7 класса образовательных организаций)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская» для обучающихся 7 класса на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229).
Материал подобран в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и уровнями их знаний.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), что соответствует учебному плану общеобразовательной организации.
Программа содержит пояснительную записку, содержание учебного предмета, планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные, тематическое планирование, поурочное планирование, учебно-методическое обеспечение.
Организация-разработчик: КОУ «Специальная учебно-воспитательная школа №2»
Разработчик: Тюнина Зинаида Александровна, учитель, высшая квалификационная категория,
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей-предметников, протокол № 1 от «30» августа 2023 г.
Согласовано
Руководитель методического объединения
____________ /З.А. Тюнина /
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Важность реализации программы обусловлена особенностью проектно-исследовательской деятельности, которая лежит в основе развития современного мира, является залогом общественного прогресса и важным условием индивидуального развития человека. Жизнь современного общества устроена таким образом, что любые более или менее серьезные изменения связаны с успешной реализацией разнообразных проектов и исследований - в науке, творчестве, бизнесе, в быту. Поэтому, чтобы школа по-настоящему стала «учительницей жизни», важно учить школьника основам проектно-исследовательской деятельности.
Программа будет востребована, в первую очередь, для обучающихся, которые имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к предметам гуманитарного цикла и к гуманитарной сфере жизни общества в целом - культуре, межличностным отношениям, социальной солидарности, заботе о людях и т. п. Для таких детей она окажется значимым подспорьем в реализации их индивидуальных интересов и потребностей, позволит им реализовать себя в привлекательной для них деятельности. Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и осуществления собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в приобретении необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием или проектом. Этот опыт будет необходим ему в старшей школе, вузе и - в перспективе — во взрослой самостоятельной жизни. Программа поможет обучающемуся более глубоко изучить интересующую его область гуманитарных наук, а также приобрести важные социальные навыки, необходимые для продуктивной социализации и гармоничного вхождения в современный мир: навык самостоятельного осмысления актуальных исследовательских или практических задач, включающий умение видеть и анализировать проблемы, которые необходимо решить, умение детально прорабатывать и реализовывать способы работы с ними, умение планировать собственную работу и самостоятельно контролировать продвижение к желаемому результату;
− навык генерирования и оформления собственных идей, облечения их в удобную для распространения форму, востребованный в настоящее время людьми многих творческих профессий;
− навык уважительного отношения к чужим взглядам и идеям, оформленным в работах других людей, других авторов - владельцев интеллектуальной собственности;
− навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания собственной точки зрения, ответов на вопросы сверстников и взрослых, убеждения других в своей правоте, продвижения своих идей;
− навык работы со специализированными компьютерными программами, техническими приспособлениями, библиотечными фондами и иными ресурсами, с которыми может быть связана проектно-исследовательская деятельность обучающегося.
Кроме того, работа обучающегося над проектом или исследованием будет способствовать и развитию его адекватной самооценки.
Программа реализуется в работе с обучающимися 7 класса. В силу возрастных особенностей обучающихся педагогу важнее акцентировать внимание не столько на качестве результата проекта или исследования, выполненного ребенком (качественный результат проекта или исследования подростка - все-таки редкость, а не правило), сколько на том, чтобы ребенок научился делать проекты, т. е. освоил основы проектно-исследовательской деятельности и приобрел, возможно, первый опыт такого рода деятельности.
Программа курса рассчитана на 34 ч, в рамках которых предусмотрены такие формы занятий, как беседа, обсуждение, дискуссия, мозговой штурм, решение кейсов, упражнение на отработку организаторских навыков, коммуникативные и деловые игры, самостоятельная работа обучающихся, индивидуальные консультации педагога, конкурс, итоговая научно-практическая конференция. Кроме того, формы занятий предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы обучающихся, предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в:
− приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в Примерной программе воспитания;
− возможности комплектования разновозрастных групп для организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся (воспитательное значение таких групп отмечается в Примерной программе воспитания);
− высокой степени самостоятельности обучающихся в проектно-исследовательской деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина;
− ориентации обучающихся на подчеркиваемую Примерной программой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности, в частности, их проектов и исследований;
− интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается Примерной программой воспитания.
На каждом этапе работы над проектом (исследованием) обучающийся вправе рассчитывать на помощь педагога. А педагог должен быть готов такую помощь оказать. Делать это нужно крайне деликатно: не подменяя своим трудом труд ребенка, не лишая его самостоятельности, не гонясь за результатом ради результата. Результат проектно-исследовательской деятельности — это забота обучающегося, а развитие личности школьника — забота педагога, педагогический результат.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания:
− готовность к разнообразной совместной деятельности в рамках реализуемого проекта или исследования, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
− готовность к участию в предусмотренной проектом гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
− готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, чьими работами пользуется обучающийся во время проведения исследования или с которыми он вступает во взаимодействие во время реализации проекта;
− активное участие посредством реализации социально ориентированных исследований или проектов в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны.
В сфере патриотического воспитания:
− осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук;
− ценностное отношение историческому и − природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, к науке и достижениям российских ученых-гуманитариев - историков, психологов, социологов, педагогов.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
− ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание важности морально- этических принципов в деятельности исследователя;
− готовность в процессе работы над проектом или исследованием оценивать собственное поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
− свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания:
− восприимчивость к разным видам искусства, изучаемым или используемым в ходе проектно-исследовательской деятельности, к традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
− осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения.
В сфере воспитания, формирования культуры, здоровья и эмоционального благополучия:
− осознание ценности жизни как главного предмета гуманитарных исследований и важнейшего ориентира для проектных работ;
− способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, связанным с реализуемым школьником социальным проектом или публичной защитой собственного исследования, осмысляя собственный опыт проектно-исследовательской деятельности и выстраивая дальнейшие цели относительно профессионального будущего
В сфере трудового воспитания:
− установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность в рамках реализуемых индивидуальных или групповых проектов;
− интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения знания, полученного в ходе исследования
В сфере экологического воспитания:
− ориентация на применение знаний из гуманитарных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
В сфере понимания научного познания:
− ориентация в проектно-исследовательской деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
− овладение языковой и читательской культурой как средством научного и практического познания мира;
− овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
− освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
− способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень компетентности через практическую проектную и исследовательскую деятельность (в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других);
− навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, формулировать собственные исследовательские или проектные идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
− умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
1.Овладение универсальными познавательными действия ми:
− выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
− устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
− с учетом предложенной учебно-исследовательской или учебно-проектной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
− выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
− выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
− делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
− самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; использовать вопросы как исследовательский инструмент;
− формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
− формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
− проводить по самостоятельно составленному плану исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
− оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
− самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
− прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
− применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом задачи;
− выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
− находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
− самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
− оценивать надежность информации; эффективно систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями:
− понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной проектной или исследовательской работы при решении конкретной практической или научной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
− принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
− уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, планировать организацию совместной работы, определять собственную роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
− выполнять свою часть групповой проектной или исследовательской работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать собственные действия с другими членами команды;
− оценивать качество собственного вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
- Овладение универсальными регулятивными действиями:
− владеть приемами самоорганизации при осуществлении исследовательской и проектной работы (выявление проблемы, требующей решения);
− составлять план действий и определять способы решения; владеть приемами самоконтроля, осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов исследовательской или проектной работы;
− вносить коррективы в работу с учетом выявленных ошибок, возникших трудностей.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности (основное общее образование) представлены с учетом специфики содержания гуманитарных предметных областей, затрагиваемых в ходе проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Русский язык:
− извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме;
− осуществление выбора языковых средств для создания устного или письменного высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;
− обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения; осознанное расширение речевой практики; овладение основными нормами современного русского литературного языка.
Литература:
− умение участвовать в проектной или исследовательской деятельности (с приобретением опыта публичного представления полученных результатов);
− умение использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, сети Интернет для выполнения учебной задачи;
− применение ИКТ, соблюдение правил информационной безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
7 КЛАСС
- Введение в проектно-исследовательскую деятельность. (6 ч)
- Общий замысел проектно-исследовательской работы. (9 ч)
- Реализация замысла проектно-исследовательской работы. (14 ч )
- Оформление итогов проектно-исследовательской работы. (5 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
7 КЛАСС
Тема | Основное содержание | Деятельность обучающихся |
Введение в проектно-исследовательскую деятельность (6 ч) | ||
На пороге интересных открытий (1 ч) | Открытия и изобретения в нашей жизни Любопытство и желание помочь людям как двигатели прогресса. Детские мечты школьников и педагога об открытиях и изобретениях, первые попытки их реализации - наивные и реалистичные, смешные и серьезные, удачные и неудачные. Мир взрослых как мир, построенный на проектах и исследованиях. Курс внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность» как возможность воплотить детские мечты и подготовиться к успешной взрослой жизни. Суть проектно-исследовательской деятельности - решение актуальной исследовательской или практической проблемы, с которой сталкиваются люди; возможность получить (хотя бы отчасти) новое знание или создать (хотя бы отчасти) новый продукт, который поможет решить эту проблему. Два вида проектно-исследовательской деятельности: деятельность, направленная на получение нового знания (исследование), и деятельность, направленная на создание нового практического продукта (проект). Признаки проектно-исследовательской деятельности школьников: направленность на решение сложной практической или исследовательской проблемы, требующей совершения поэтапных действий; предложение нового или отчасти нового решения этой проблемы; получение результата в виде нового или отчасти нового (усовершенствованного) продукта- нового или отчасти нового (дополненного) знания, помогающего решить эту проблему; сложность или невозможность предопределения результата; самостоятельность выполнения с возможностью обратиться за консультациями к взрослым. | Знакомство с основами проектно-исследовательской деятельности. Обсуждение ее роли в жизни человека и общества. Участие в общей беседе о мечтах, планах на будущее и детском опыте открытий и изобретений. |
Индивидуальные и групповые проекты (1 ч) | Индивидуальные и групповые проекты и исследования Особенности занятий в рамках курса «Проектно-исследовательская деятельность»: творчество и ориентация на получение конкретного результата работы, максимум посильной самостоятельности, сочетание индивидуальной работы. | Знакомство с проектами различных видов. Участие в мозговом штурме по выдвижению идей конкретных проектов по каждому из предложенных педагогом видов. |
Где найти свой интерес и принести пользу людям: возможные направления проектной деятельности (1 ч) | Примеры практических проблем в гуманитарной сфере (в том числе те, которые ранее решались другими школьниками) и соответствующие им возможные направления проектной деятельности. Виды проектов, которые подразумевают создание конкретного продукта, необходимого людям. Проект как дело или мероприятие для других: творческие, социальные, экологические, краеведческие, трудовые, спортивные проекты. Проект как преобразование виртуальной или реальной среды: создание сайта, оформление классной комнаты или пришкольной территории, создание наглядных пособий и т. п. Проект как инициирование новых видов деятельности: создание школьной медиастудии, организация танцевальных перемен в школе, создание игротеки для малышей и т. п. | Знакомство с проектами различных видов. Участие в мозговом штурме по выдвижению идей конкретных проектов по каждому из предложенных педагогом видов. |
Где найти свой интерес и принести пользу людям: возможные направления проектной деятельности (1 ч) | Примеры практических проблем в гуманитарной сфере (в том числе те, которые ранее решались другими школьниками) и соответствующие им возможные направления проектной деятельности. Виды проектов, которые подразумевают создание конкретного продукта, необходимого людям. Проект как дело или мероприятие для других: творческие, социальные, экологические, краеведческие, трудовые, спортивные проекты. Проект как преобразование виртуальной или реальной среды: создание сайта, оформление классной комнаты или пришкольной территории, создание наглядных пособий и т. п. Проект как инициирование новых видов деятельности: создание школьной медиастудии, организация танцевальных перемен в школе, создание игротеки для малышей и т. п. | Знакомство с проектами различных видов. Участие в мозговом штурме по выдвижению идей конкретных проектов по каждому из предложенных педагогом видов. |
Индивидуальные консультации (2 ч) | Консультации для школьников по вопросу определения проблемы, которую они хотели бы попытаться решить, и выбор соответствующего ей направления проектной или исследовательской деятельности | Вопросы обучающегося педагогу по поводу выбора направления проектной или исследовательской деятельности. Формулирование своих интересов в сфере проектной или исследовательской деятельности. Описание конкретных практических или исследовательских проблем, требующих, по мнению школьника, решения. Аргументация необходимости и возможности их решения оригинальным способом. Согласование направления проектной или исследовательской деятельности с педагогом. |
Общий замысел проектно-исследовательской работы (9 ч) | ||
Как одной фразой сказать обо всем: формулируем тему работы. (1 ч) | Этапы работы над проектом или исследованием: выбор темы, обоснование актуальности выбранной темы, формулировка цели и задач, разработка гипотезы (для исследовательских работ) или описание предполагаемых свойств создаваемого продукта (для проектных работ), решение поставленных задач, формулирование выводов о полученных результатах, итоговое оформление текста с описанием проведенного исследования или реализованного проекта, защита работы. Выбор темы проектной или исследовательской работы. Требования к выбираемой теме будущего исследования или проекта: личная заинтересованность в теме, отражение в теме проблемы, которую школьник хочет решить, простота, четкость, однозначность, непротиворечивость формулировки темы. Тривиальность, многословие, наукообразие, избыток иноязычных аналогов слов русского языка как наиболее распространенные ошибки в формулировании темы проектных работ. | Знакомство с правилами выбора и формулировки темы исследования или проекта. Обсуждение примеров тем исследовательских и проектных работ, над которыми ранее работали другие школьники, дискуссия об их сильных и слабых сторонах. Работа в группах (метод мозгового штурма): формулировка тем на основе предложенных исследовательских или практических проблем |
Индивидуальные консультации (1 ч) | Консультации (в режиме личных и/или онлайн-встреч) для школьников по вопросу выбора темы проекта или исследования, а также первоначального замысла его реализации. | Вопросы школьника педагогу на понимание или уточнение отдельных аспектов выбора темы проекта или исследования. Формулирование школьником нескольких вариантов темы своего проекта или исследования. Их обоснование. Беседа с педагогом по вопросам грамотности формулировки темы, ее соответствия собственным интересам и уровню подготовки, адекватности отражения в ней той проблемы, которую обучающийся хотел бы решить. |
Кому и зачем нужна моя работа: обосновываем мою актуальность (1 ч) | Аргументация актуальности работы как важный социальный навык, дающий возможность взрослому человеку реализовывать интересы, отстаивать свои взгляды, добиваться целей, находить единомышленников и продвигать результаты собственного труда. | Знакомство с правилами обоснования актуальности работы. Обсуждение с другими убедительности, аргументации в продвижении проекта. |
Индивидуальные консультации (1 ч) | Консультации (в режиме личных и/или онлайн-встреч) для школьников по вопросу выбора темы проекта или исследования, а также первоначального замысла его реализации. | Вопросы школьника педагогу на понимание или уточнение отдельных аспектов выбора темы проекта или исследования. Формулирование школьником нескольких вариантов темы своего проекта или исследования. Их обоснование. Беседа с педагогом по вопросам грамотности формулировки темы, ее соответствия собственным интересам и уровню подготовки, адекватности отражения в ней той проблемы, которую обучающийся хотел бы решить. |
Актуальность проектной работы (1 ч) | Обоснование актуальности проектной работы: в чем суть решаемой в ходе работы проблемы, почему ее нужно решать, в чем новизна предлагаемого решения, кому поможет это решение, чем новое решение может быть полезно. Научная актуальность как важность и пополнение недостающих знаний об изучаемом явлении или новом факте. Как описать актуальность проектной работы. Как определить целевую аудиторию, возраст и масштаб аудитории, ориентация проекта на потребности аудитории. Примеры удачных и неудачных обоснований актуальности тем проектных работ в гуманитарной сфере, в том числе над которыми ранее другие работали. | Участие в деловой игре: придумывание тем проектов, определение адресата и обоснование актуальности тем, придуманных обучающимися. |
Индивидуальные консультации (1 ч) | Консультации (в режиме личных и/или онлайн-встреч) для школьников по вопросу обоснования актуальности выбранной темы исследования или проекта, а также замысла его реализации. | Вопросы школьника педагогу — на понимание или уточнение отдельных аспектов обоснования актуальности своей работы. Беседа с педагогом по вопросам обоснования актуальности. Продолжение обсуждения с педагогом замысла реализации проекта или исследования. |
Заглянем в будущее: ставим цель, задачи и разрабатываем исследовательскую гипотезу или описываем предполагаемые свойства создаваемого продукта (1 ч) | Цель как идеальный, мысленно представленный результат исследовательской или проектной работы. Требования к цели: краткость, конкретность, достижимость, проверяемость достижения. Примеры удачных и неудачных формулировок целей исследований и проектов. Задачи исследовательской и проектной работы. Отличие задач от цели, соотношение цели и задач. Задачи как отражение этапов предстоящей работы, как преодолеваемые препятствия на пути к достижению цели. Поступательность и поэтапность формулируемых задач. Примеры удачных и неудачных формулировок задач исследований и проектов. | Знакомство с правилами и примерами постановки цели, задач, разработки исследовательской гипотезы или описания предполагаемых свойств создаваемого продукта. Участие в дискуссии о сильных и слабых сторонах приводимых педагогом примеров из проектных и исследовательских работ, выполненных другими школьниками. |
Гипотеза в исследовательской работе (1 ч) | Гипотеза в исследовательской работе и модель описания создаваемого продукта в проектной работе. Гипотеза как описанное в общих чертах предположение о будущих результатах исследовательской работы, как предполагаемая новая информация, которую школьник планирует получить в ходе исследования. | Знакомство с примерами разработки исследовательской гипотезы или описания предполагаемых свойств создаваемого продукта. |
Индивидуальные консультации (1 ч) | Консультации (в режиме личных и/или онлайн-встреч) для школьников по вопросу обоснования актуальности выбранной темы исследования или проекта, а также замысла его реализации. | Вопросы школьника педагогу — на понимание или уточнение отдельных аспектов обоснования актуальности своей работы. Беседа с педагогом по вопросам обоснования актуальности. Продолжение обсуждения с педагогом замысла реализации проекта или исследования. |
Реализация замысла проектно-исследовательской работы (14 ч) | ||
Шаг за шагом: этапы и общая схема работы над основной частью проекта и исследования (1 ч) | Исследовательская и проектная работа как поэтапное решение поставленных задач и описание сделанного. Приоритет самостоятельной работы школьника. Общий план работы: поэтапная самостоятельная работа школьника над решением поставленных задач; совместный анализ во время индивидуальных консультаций с педагогом той части работы школьника, которая была выполнена им на каждом ее этапе; разбор успехов и неудач школьника; предложения педагога по исправлению или корректировке работы; помощь педагога (по запросу школьника) в преодолении имеющихся у школьника затруднений; повторный анализ результатов работы на данном этапе и подготовка к работе на следующем этапе; параллельное ознакомление школьников с необходимыми нюансами реализации проекта или исследования. | Знакомство с основными этапами реализации замысла проектной или исследовательской работы. Вопросы школьника педагогу о предстоящем самостоятельном периоде работы над проектом или исследованием, режиме консультаций, возможностях офлайн- и онлайн-консультаций. Согласование сроков предоставления работ, очередности и времени консультаций. |
Индивидуальные консультации (1 ч) | Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их проектных или исследовательских работ | |
Шаг за шагом: этапы и общая схема работы над основной частью проекта и исследования (1 ч) | Исследовательская и проектная работа как поэтапное решение поставленных задач и описание сделанного. Приоритет самостоятельной работы школьника. Общий план работы: поэтапная самостоятельная работа школьника над решением поставленных задач; совместный анализ во время индивидуальных консультаций с педагогом той части работы школьника, которая была выполнена им на каждом ее этапе; разбор успехов и неудач школьника; предложения педагога по исправлению или корректировке работы; помощь педагога (по запросу школьника) в преодолении имеющихся у школьника затруднений; повторный анализ результатов работы на данном этапе и подготовка к работе на следующем этапе; параллельное ознакомление школьников с необходимыми нюансами реализации проекта или исследования. | Знакомство с основными этапами реализации замысла проектной или исследовательской работы. Вопросы школьника педагогу о предстоящем самостоятельном периоде работы над проектом или исследованием, режиме консультаций, возможностях офлайн- и онлайн-консультаций. Согласование сроков предоставления работ, очередности и времени консультаций. |
Индивидуальные консультации (1 ч) | Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их проектных или исследовательских работ | Вопросы обучающегося педагогу - на понимание или уточнение отдельных аспектов реализуемых ими проектов или исследований. Высказывание и аргументация своих идей, затруднений, сомнений, связанных с работой. Согласование позиций. |
Шаг за шагом: этапы и общая схема работы над основной частью проекта и исследования (1 ч) | Исследовательская и проектная работа как поэтапное решение поставленных задач и описание сделанного. Приоритет самостоятельной работы школьника. Общий план работы: поэтапная самостоятельная работа школьника над решением поставленных задач; совместный анализ во время индивидуальных консультаций с педагогом той части работы школьника, которая была выполнена им на каждом ее этапе; разбор успехов и неудач школьника; предложения педагога по исправлению или корректировке работы; помощь педагога (по запросу школьника) в преодолении имеющихся у школьника затруднений; повторный анализ результатов работы на данном этапе и подготовка к работе на следующем этапе; параллельное ознакомление школьников с необходимыми нюансами реализации проекта или исследования. | |
Индивидуальные консультации (1 ч) | Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их проектных или исследовательских работ | Вопросы обучающегося педагогу - на понимание или уточнение отдельных аспектов реализуемых ими проектов или исследований. Высказывание и аргументация своих идей, затруднений, сомнений, связанных с работой. Согласование позиций. |
Как лучше понять проблемы и потребности тех, на кого ориентирован проект: изучение целевой аудитории проекта (1 ч) | Проблемы и потребности людей как исходный посыл для создания проекта. Инструменты изучения проблемных зон. Опросы как инструменты конкретизации проблемы. Составление опросников. Открытые и закрытые опросы. Выбор аудитории для опроса. Гугл-формы и их создание. Способы обработки полученных данных. | Практикум по составлению опросника для определения потребностей целевой аудитории. |
Индивидуальные консультации (1 ч) | Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их проектных или исследовательских работ | Вопросы обучающегося педагогу - на понимание или уточнение отдельных аспектов реализуемых ими проектов или исследований. Высказывание и аргументация своих идей, затруднений, сомнений, связанных с работой. Согласование позиций. |
Как лучше понять проблемы и потребности тех, на кого ориентирован проект: изучение целевой аудитории проекта (1 ч) | Обратная связь от целевой аудитории в ходе реализации проекта и после его окончания. Механизмы получения обратной связи. Непосредственные и опосредованные методы получения обратной связи. Коррекция краткосрочных проектов в зависимости от обратной связи. Коррекция долгосрочных проектов в зависимости от обратной связи: создание регулирующих механизмов и инструментов. Негативная обратная связь от аудитории: как правильно ее воспринимать и как с ней работать | Практикум получения обратной связи от аудитории. |
Как не открыть Америку и не изобрести велосипед: изучение научной литературы по проблеме исследования. (1 ч) | Обзор литературы и анализ литературы: отличие одного от другого. Анализ разработанности проблемы в научной литературе как важная часть настоящего исследования. | Знакомство с жанром анализа научной литературы. Дискуссия о культуре цитирования: «Идея принадлежит всем или ее автору?» |
Этика исследователя. (1 ч) | Этика исследователя. Плагиат и цитирование высказываний других авторов. Правила оформления ссылок на использованную литературу. | Практикум: оформление цитирований и ссылок на использованную литературу в рамках предложенных педагогом кейсов. |
Индивидуальные консультации (1 ч) | Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их проектных или исследовательских работ | Вопросы обучающегося педагогу - на понимание или уточнение отдельных аспектов реализуемых ими проектов или исследований. Высказывание и аргументация своих идей, затруднений, сомнений, связанных с работой. Согласование позиций. |
Как сделать проект успешным: поговорим о способах его реализации (1ч) | Способы реализации проекта. План работы как исходная точка реализации проекта. Признаки хорошего плана работы. Формулировка конкретных этапов работы. | Создание карты дедлайнов по проекту. |
Этапы работы (1 ч) | Требования к результатам каждого этапа работы. Организация собственной работы над индивидуальным проектом. | Учебное упражнение на расстановку сил в проектной группе. |
Оформление итогов проектно-исследовательской работы (5 ч) | ||
Оформление итогового текста проектной работы (1ч) | Описание проектной работы как способ самоанализа как способ самоанализа и возможность передать другим людям свои опыт и знания. Структура и правила оформления текста описания проектной работы: тема, актуальность, цель, задачи, гипотеза, описание процесса решения поставленных задач, заключение с формулированием выводов о полученных результатах, список использованной литературы. | Знакомство с правилами оформления итогового текста проектной работы. |
Подготовка к публичной защите проектно-исследовательской работы (1 ч) | Защита проектной или исследовательской работы как возможность приобрести полезный навык публичного выступления, отстаивания и продвижения своих идей. Мультимедийное сопровождение защиты, правила создания мультимедийной презентации в доступных компьютерных программах. Правила и секреты публичного выступления: грамотная речь, темп речи и дикция, мимика и жесты, краткость и яркие примеры, уместный юмор, внешний вид и умение держать себя перед аудиторией. | Дискуссия в группе на тему: «Есть ли польза от публичной защиты проектно- исследовательской работы для ее автора?». |
Индивидуальные консультации (1 ч) | Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их проектных или исследовательских работ | Вопросы обучающегося педагогу - на понимание или уточнение отдельных аспектов реализуемых ими проектов или исследований. Высказывание и аргументация своих идей, затруднений, сомнений, связанных с работой. Согласование позиций. |
Подготовка к публичной защите проектно-исследовательской работы (1 ч) | Особенности предстоящей научно-практической конференции школьников и проводимого в ее рамках конкурса проектно-исследовательских работ. Критерии оценки проектно-исследовательской работы. | Практикум по использованию доступных компьютерных программ для создания презентаций. |
Научно-практическая конференция обучающихся.(1ч) | Торжественное открытие конференции. Объявление регламента работы конференции и выступлений обучающихся. Объявление регламента конкурса проектно-исследовательских работ обучающихся, проводимого в рамках конференции. Выступления авторов проектов и исследований. Вопросы авторам и выступления с комментариями со стороны других обучающихся, педагогов, приглашенных специалистов. Работа жюри конкурса. Подведение итогов конференции. Благодарности. | Выступление с докладом об основных идеях и результатах своей проектной или исследовательской работы. Ответы на вопросы. Участие в дискуссиях по выступлениям других авторов. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения.- М., 2011-290 с.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М., 2005- 367с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- Библиотека ЦОК [Моя школа]: [https://m.edsoo.ru/] (дата обращения:25.08.23)
- [http://bg-prestige.narod.ru/proekt] Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства» (дата обращения:25.08.23)
- Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? - М., «Просвещение», 2018 - 367с.
- Полат Е.С. Как рождается проект. - М., «Дрофа», 2005-254с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями Ф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность обучающихся» для 5 класса
кружок...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность"
Курс «Индивидуальный проект» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности обучающимися основной школы и подготовку их, таким образом, к ра...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская: музееведение» 10б класс Составитель: Костина Юлия Анатольевна, учитель истории и обществознания, высшей квалификационной категории
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская: музееведение» для 10б класса разработана в соответствии с требованиями феде...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная мастерская»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная мастерская»...