Роль семьи и школы в духовно-нравственном воспитании
консультация (5 класс)
Роль семьи и школы в духовно-нравственном воспитании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
роль семьи и школы в духовно-нравственном воспитании | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления: «Роль семьи и школы в духовно – нравственном воспитании подростков».
«Воспитание – многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает» - В. А. Сухомлинский.
Семья является самым первым и главным воспитателем нового поколения. Именно в семье происходит первоначальное формирование духовного богатства личности, прививаются основные интересы и потребности, что способствует дальнейшему развитию взглядов на окружающую действительность и личное будущее человека. Немаловажным фактором здесь выступает атмосфера, в которой проходит формирование личности в период детства и юношества. Современные условия развития общества стали причиной развития кризиса в семейном воспитании нового поколения. Воспитание ребенка здорового не только физически, но и духовно, что достигается созданием социально-экономических условий, способствующих развитию ребенка. ‒ Воспитательное воздействие должно иметь непрерывный, разнообразный характер продолжительного действия. ‒ Для дальнейшей самореализации ребенка, его чувств и восприятий необходимо создать атмосферу любви, эмоциональной защищенности. ‒ Воспитание национального сознания и самосознания. ‒ Воспитание гражданско-патриотических качеств ребенка. ‒ Формирование семейных ценностей, воспитание культуры поведения с близкими людьми и в обществе. ‒ Обеспечение духовного единства поколений, сохранение семейных традиций, изучение родословной. ‒ Формирование эстетических вкусов и чувств, умение распознавать красивое и безобразное в жизни и искусстве. ‒ Половое воспитание. Обобщение вышеизложенного позволяет сделать вывод о том, что неотъемлемой частью современной концепции образования является семейное воспитание, как форма социализации ребенка в микросреде взаимоотношений нескольких поколений, способствующая полноценному формированию личности. На формирование семейных ценностей ребенка влияют все представленные аспекты воспитания. Нравственность семейных отношений накладывает неизгладимый отпечаток на дальнейший жизненный путь человека. Сильные переживания, вызванные нравственными отношениями в кругу семьи, являются каркасом нравственности человека в отношении окружающего мира. Изучение педагогического опыта позволяет выявить некоторую закономерность в столкновении родителей и педагогов с проблемой решения задачи по взаимодействию школы и семьи с целью формирования и развития семейных ценностей в условиях развития современного общества. Основываясь на анализе источников по данной теме, приходим к выводу, что семейные духовные и нравственные ценности трактуются учеными как мировоззренческие представления и установки, сформированные на основе гражданско-патриотической ответственности и самосознании, понимании института семьи как духовно-нравственной ценности, высоком уровне нравственности человека, его духовной культуры. Особенно важным фактором в реализации данной задачи выступает школьный возраст ребенка, в связи с тем, что основная цель деятельности педагога должна быть направлена на формирование и развитие духовно-нравственных качеств молодого поколения, истинного восприятия семейных ценностей, ответственности за создание собственной семьи.
Актуальность проблемы нравственного воспитания подростков остро ощущается в наши дни, когда происходит нравственная деградация общества, утрачены связи с традициями и обычаями духовного воспитания человека.
Основная цель школы – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. Для организации комплексных мероприятий работа образовательного учреждения строится следующим образом:
- взаимодействие с учениками;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с администрацией, специалистами, коллегами.
Задачи духовно-нравственного воспитания в школе:
1. Повышение человеческого в человеке;
2. Воспитание человека, понимающего обязанности нравственного выбора;
3. Процесс становления нравственного сознания, которое характеризуется
накоплением человеком нравственных представлений и понятий, опирающихся на личный опыт переживания нравственных чувств;
4. Гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим;
5. Усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России.
Эффективность данного комплекса мероприятий обусловлена устойчивыми положительными результатами вне зависимости от контингента учащихся, с которыми работает учитель. Важным признаком необходимости комплексной работы по данной проблеме является соответствие данной работы тенденциям общественного развития, социальному заказу. Все содержание образования должно быть направлено на овладение детьми лучшими традициями народной педагогики, приобщение детей к культуре предков, усвоение «общечеловеческих ценностей» как основы формирования у школьников патриотического сознания, гражданственности, долга и ответственности, гуманного отношения к природе, окружающим, выработке культуры общения. Задача классного руководителя – помочь учащимся понять, что без принятия духовно-нравственных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.
Для обеспечения духовно-нравственного воспитания школьников классный руководитель должен работать по следующим направлениям:
1. Выработка совместно с семьей единой тактики в духовно-нравственном воспитании;
2. Осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика;
3. Организация и проведение классных часов.
Формы работы с учащимися начальной школы:
1. Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;
2. Проведение праздников и мероприятий;
3. Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций);
4. Исследовательская деятельность учащихся;
5. Экскурсии;
6. Организация выставок;
7. Тематические и творческие вечера;
8. Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.
Главной формой воспитательной работы является классный час. Он выполняет различные функции:
- просветительскую – расширение информационного поля учащихся о событиях и явлениях, происходящих в стране, в мире, в городе, в семье;
- ориентирующую – обсуждение духовно-нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны для данного возраста;
- направляющую – приобретение практического опыта учащимися при обсуждении духовно- нравственных проблем;
- формирующую – развитие у учащихся самооценки и самоконтроля, аналитических умений при обсуждении той или иной темы классного часа.
С целью приобщения к истокам национальной культуры ведутся кружки по следующим направлениям: «Декоративно-прикладное искусство», «Устное народное творчество», «Народная игра»
Стержнем всех мероприятий является деятельность самих учащихся, самостоятельные умозаключения. Учитель только координирует поиск решения проблемы, следуя общепедагогическим принципам доступности, научности, связи с жизнью, сознательности.
Весь комплекс мероприятий тесно переплетается с уроками литературы, русского языка, окружающего мира и даже математики, младшие школьники узнают такие нравственные понятия, как совесть, справедливость, добро и зло, честность, ответственность, порядочность, тактичность, жадность, щедрость и многие другие. В ходе занятий дети учатся сопереживать, не быть равнодушными, они остро реагируют на возникшие в мире конфликтные ситуации.
Предпринятые попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в младшем школьном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей в которой растёт, формируется, воспитывается ученик. Он должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание.
Так как именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Педагогу необходимо знать, каков образ жизни, каковы обычаи и традиции в семье каждого ребенка.
Для этого необходимо:
• изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
• психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
• защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- лектории для родителей;
- выставки, конкурсы;
- совместно организованные с родителями праздники;
- анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- общешкольные и общественные конференции;
- посещение на дому;
- родительские чтения (очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении);
- родительские вечера (форма работы, которая сплачивает родительский коллектив, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос).
Среди форм, используемых в рамках решения вопроса о воспитании нравственных ценностей, используется доверительная беседа, обсуждение проблемы, обыгрывание жизненных ситуаций, обмен впечатлениями, тестирование.
Комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию с родителями подростков: анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье
Родительское собрание « Воспитание нравственных ценностей у детей».
«Консультация «Традиции ношей семьи»
Творческий вечер «Семейный досуг»
Круглый стол для родителей «Культура поведения в семье»
Семинар – практикум « Мы за здоровое будущее!»
Выставка фотографий «Наши семейные традиции и реликвии».
Консультация « Воспитание словом и делом»
Работа со школьниками включает следующие методы, формы и подходы:
1. Беседа с учащихся с целью определения уровня, выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания
2. Практикум «Вежливые слова»
3. Конкурс рисунков «Дорогие мои старики».
4. Поздравление ветеранов и близких людей с Днем пожилого человека
5. Знакомство с календарными национальными и народными праздниками и проведение некоторых из них
6. Этическая беседа «Умение прощать»
7. Беседа «Вредные привычки. Как от них избавиться?»
8. Чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви
9. Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов, тружениками тыла, воинами запаса.
10. Знакомство детей с народными костюмами
11. Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо»
12. Классный час «Будьте добрыми и человечными»
13. Практикум «Чтобы иметь друга, надо быть им»
При оценке эффективности данного комплекса мероприятий главным критерием являлся уровень воспитанности учащихся, о котором можно судить не столько по высказываниям, сколько по поведению учащихся, в какой мере в своих поступках они руководствуются нравственными принципами, принятыми в обществе, какова их ценностная база.
Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что духовно-нравственное развитие детей во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий в которых ребенок живет и развивается (в семье и школе). Духовно-нравственное развитие и воспитание детей должны быть интегрированы в основные виды деятельности: на занятиях, развлечениях и праздниках, работу с родителями. Основной принцип это: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в патриотическое, эстетическое, интеллектуальное воспитание.
Используемая литература:
2. Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011..
5. Планирование воспитательной работы в классе/ по ред. Е.Н.Степанова. М., 2000.
6. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы /под общ. ред. И.Г. Вахрушевой.- Казань: 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: СЕМЬЯ И ШКОЛА - СОЮЗ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
Статьи о духовном и нравственном здоровье детей...
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения
Духовно-нравственное воспитание в современном мире является одним из важнейших направлений в деятельности семьи и школы. Только совместная деятельность этих общественных институтов может принест...
Статья "Проектная деятельность в основной школе по духовно - нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся"
В данной статье рассказывается о проектной деятельности, дается классификация проектов, приводятся примеры проектов....
Родительское собрание "Роль родителей и школы в духовно-нравственном воспитании детей"
Родительское собрание, которое тронуло многих родителей и заставило задуматься о том, зачем мы живем!...
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьника
Презентация об основных особенностях, способах и целях взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьника....
Программа по воспитательной работе «Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся»
Программа по воспитательной работе«Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся»Составила: Салчак Снежана Степановна, классный руководитель 6 класса Сроки реализации пр...
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Работа представляет собой статью, в которой рассматриваются современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей, формы и методы взаимодействия и сотрудничества педагогов, учащихся и роди...