Воспитательное пространство «Кукольный театр в школе»
материал (5 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитательное пространство
«Кукольный театр в школе»
Руководитель: Клестова Мария Александровна (советник директора по воспитанию ГБОУ НАО «СШ №4 г.Нарьян-Мара с УИОП»)
|
|
Основание для разработки воспитательного пространства | Воспитание театром формирует эстетический вкус и мировоззрение подрастающего поколения, а также пробуждает самостоятельное и независимое мышление. Особенность театрального искусства – массовость, зрелищность, предоставляет большие возможности для развития как в нравственном, развивающем и эстетическом воспитании детей, так и в организации досуга. |
Цель проекта: | Создание условий для творческого, нравственно-интеллектуального развития личности через театрализованную деятельность. |
Задачи проекта: |
|
Нормативная база | 1. Перечень поручений президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25 августа 2021 года ПР-1808ГС. 2. Перечень поручений по итогам встречи со школьниками во Всероссийском детском центре «Океан» 1 сентября 2021 года Пр-1806. 3. Протокол заседания Совета Министерства Просвещения Российской Федерации по вопросам создания и развития школьных театров в образовательных организациях субъектов Российской Федерации № 1 от 24 марта 2022 года. 4. Письмо Минпросвещения России «О формировании Всероссийского перечня (реестра) школьных театров» от 6 мая 2022 г. № ДГ-1067/06. 5. Протокол расширенного совещания по созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации от 27 декабря 2021 г.№ К-31/06пр. 6. Приказ о Совете Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам создания и развития школьных театров в образовательных организациях субъектов Российской Федерации по вопросам создания и развития школьных театров в образовательных организациях субъектов Российской Федерации от 17 февраля 2022 г.№ 83. 7. План работы («дорожная карта») по созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации на 2021-2024 годы. |
Сроки реализации проекта: | 2023-2024 учебный год |
|
|
Пояснительная записка
Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании школьников. Занятия в кукольном театре способствуют формированию личности ребенка. Вырабатывая определенную систему ценностей, дети учатся различать добро и зло, у них воспитывается желание делать выбор в пользу добра; прививается уважение к православным традициям своего народа, воспитывается чувство любви, уважения к своим близким, к своей стране, признательности к её защитникам
Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность.
В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них. Очень важно детям младшего и среднего школьного возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости, так как в этот период у них начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему.
Занятия в кукольном театре способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.
Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно- конкретного мышления младшего школьника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать). Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому дети учатся слышать психологическую выразительность речи.
Тип проекта:
По доминирующему в проекте методу или виду деятельности – ролево - игровой, творческий.
По уровню контактов – внутришкольный.
По продолжительности – долгосрочный.
По количеству участников – индивидуально-групповой.
Сроки реализации проекта: 1 год.
Первый этап: сентябрь 2023 г. – подготовительный этап, начало работы над проектом;
Второй этап: октябрь 2023г. – апрель 2024 г. – основной, работа над проектом
Третий этап: май 2024 г.– завершающий этап, подведение итогов
Возраст детей, на которых рассчитана реализация проекта: 11-12 лет.
Механизм реализации
1.Создание творческой группы единомышленников, определение перспектив работы.
2.Психолого-педагогическая диагностика.
3.Анализ результатов диагностики.
4.Реализация проекта:
Мастер-классы
Репетиции
Театральные постановки
5.Рефлексия.
Практическое применение технологий.
Работа над проектом осуществляется с применением технологий:
- «Педагогика сотрудничества»;
- Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер, И. П. Иванов)
Актуализация проекта.
Расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения - актуальные проблемы подрастающего поколения. Через обучение и творчество на театральных занятиях в школе можно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, качественно сплотить детский коллектив.
Цель проекта:
Приобщение младших школьников к творчеству, выявление и развитие их творческих способностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи проекта:
Образовательные: формировать практические навыки творческой деятельности учащихся;
Развивающие: развивать культуру и технику речи, память, воображение, артистические способности;
Воспитательные: воспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений.
Дидактические цели проекта:
- освоение первичных знаний о театральном искусстве, раскрытие его сущности;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и трудовой деятельности;
- развитие художественно-творческих способностей учащихся и выражения своего отношения к окружающему миру, в процессе коллективного взаимодействия;
- воспитание эмоциональной отзывчивости, а также трудолюбия, усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи и товарищества.
Умения, навыки и способы деятельности, формируемые проектом:
- Познавательная деятельность.
- Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, разыгрывать воображаемые ситуации.
- Речевая деятельность и работа с информацией.
- Работа с художественными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками.
- Правильный и осознанный пересказ вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания).
- Организация деятельности. Установление последовательности действий изготовления кукол.
- Определение способов контроля и оценки деятельности.
Педагогические принципы:
- Дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей, положения ребенка в семье, школе;
- Уважение личности;
- Использование метода предметного обучения;
- Поощрение творчества, достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения: предоставление условий для участия в разнообразной деятельности.
Периодичность работы над проектной деятельностью:
Продолжительность занятий – 1 час.
Периодичность в неделю – 1 раз
Количество часов в неделю – 1 час
Общее количество часов в год – 34 часа
Форма занятий:
- коллективная;
- индивидуально – групповая.
Тематическое планирование на год
Время проведения | Тема | Вид деятельности | Содержание деятельности | ||
Сентябрь. 1 занятие | 1. Особенности выполнения творческого проекта. | Беседа. | Проектная деятельность – основной вид учебной работы на занятиях. Особенности выполнения творческого проекта. Основные этапы работы над проектом: проблема, планирование работы, сбор информации, подготовка эскиза, изготовление объекта, презентация и защита. | ||
2 занятие | Разновидности театров. | Беседа. | Ввести детей в мир театра; дать первоначальное представление о «превращении и перевоплощении», как главном явлении театрального искусства. Виды театров: театр картинок, театр игрушек, «Волшебные пальцы», теневой театр, драматический театр, балет. | ||
3 занятие | Кукольный театр. | Беседа. | Из истории возникновения. Верховые куклы: мешочная (кульковая), на кулачке пальчиковая, ручная, механическая и др. Низовые куклы: марионетка, прыгающая и др. Настольные куклы: плоские, картонные, из поролона, из коробок, из природного материала, из перчаток и др. Куклы: игрушки, «с живой рукой», театра масок, теневого театра и др. | ||
4 занятие | Знакомство с театральной лексикой, с профессиями людей, которые работают в театре: режиссёр, художник-декоратор, бутафор, актер, музыкальный оформитель. | Беседа. | Создание театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов (режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.). Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начало ребенка. | ||
Октябрь. 1 занятие | «Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы». | Беседа. | Беседа о ширме, о работе за ней. Для работы в первую очередь необходима ширма. | ||
2 занятие | -Выбор и работа над произведением для кукольного театра. -Распределение ролей. - Работа с интонацией. | Выразительное чтение произведения учителем. Беседа о прочитанном. | Выбор простого сюжета для спектакля. Можно выбрать любую сказку, сделать режиссерскую разработку: продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть. Далее педагог расписывает сказку по ролям. | ||
3 занятие | Обучение соединению действия куклы со словами роли. | Индивидуальная работа с детьми- актёрами. | Надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать эти упражнения с каждым ребёнком. Чтение каждым кукловодом своей роли. | ||
4 занятие | Обучение работе над ширмой. Кукловождение. | Коллективно-индивидуальная работа обучающихся. | Каждая репетиция начинается с физических упражнений. Дети поднимают руки вверх вместе с куклами и должны на вытянутой руке покрутить куклу в разные стороны, попробовать движение вдоль ширмы. Эту работу необходимо проделывать на каждой репетиции, т.к. мышцы плеч и руки быстро начнут у ребят уставать, если заранее не подготовить их для этой работы. После физ. гимнастики идет работа над ролями. | ||
Ноябрь. 1 занятие | Обучение работе над ширмой. Кукловождение. | Коллективно-индивидуальная работа обучающихся. Ритмопластика. | Чтение кукловодами своих ролей. Закрепление кукловождения. Соединение действия куклы со словами своей речи. Работа с каждым ребёнком: как водить куклу, как говорить за неё, как соединять движения со словами роли. | ||
2 занятие | Занятия техникой речи. | Выразительное чтение произведения. | Работа с каждым ребёнком: как водить куклу, как говорить за неё, как соединять движения со словами роли. | ||
3 занятие | Репетиция по эпизодам. | Заучивание текста наизусть. | Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей | ||
4 занятие | Индивидуальная работа обучающихся. | ||||
Декабрь 1 занятие | Музыкальное оформление спектакля. | Подбор музыки руководителем кружка. | Подбор ТСО (муз.колонки, ноутбук) | ||
2 занятие 3 занятие | Прогоны. | Коллективно-индивидуальная работа обучающихся. | Отработка спектакля в целом. Шумовые эффекты, звукоподражание. | ||
4 занятие | Премьера сказки «Заюшкина избушка» | Презентация проекта. | Показ кукольного спектакля зрителям. | ||
Январь. 1 -3 занятие | Работа над постановкой сказки «Теремок» | Коллективно-индивидуальная работа обучающихся. | |||
4 занятие | Премьера пьесы «Теремок». | Презентация проекта. | Показ кукольного спектакля зрителям. | ||
Февраль. 1 -3 занятие | Работа над постановкой сказки «Репка» | Коллективно-индивидуальная работа обучающихся. | |||
4 занятие | Премьера пьесы «Репка». | Презентация проекта. | Показ кукольного спектакля зрителям. | ||
Март 1 -3 занятие | Работа над постановкой сказки «Колобок» | Коллективно-индивидуальная работа обучающихся. | |||
4 занятие | Премьера пьесы «Колобок». | Презентация проекта. | Показ кукольного спектакля зрителям. | ||
Апрель 1 -3 занятие | Работа над постановкой сказки «Маша и медведь» | Коллективно-индивидуальная работа обучающихся. | |||
4 занятие | Премьера пьесы «Маша и медведь». | Презентация проекта. | Показ кукольного спектакля зрителям. | ||
Май 1-2 занятие | Итог занятий. Планы на будущее. | Коллективная работа обучающихся | Диалог между руководителем кружка и детьми. |
Прогнозируемые результаты проекта.
В результате данного проекта учащиеся приобретают представления:
- Об истории театральной куклы;
- О профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник- декоратор, бутафор, актер и т.д.);
- Об устройстве театра.
Умеют:
- Водить куклу над ширмой;
- Изготавливать театральную куклу из различных материалов;
- Создавать декорации и афиши для спектаклей;
- Проявлять свои способности и добиваться успеха;
- Приобретать и применять свои знания на практике;
- Планировать проектную деятельность;
- Работать в группе, защищать творческий проект.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Этапы | Мероприятия | |
Первый этап Сентябрь, 2023 г. |
| |
Второй этап Октябрь 2023г –Апрель 2024 год |
| |
Третий этап Май 2024 г. |
|
Ожидаемые результаты работы:
По окончании реализации проекта, обучающиеся смогут чувствовать себя на сцене более раскованно, свободно. Ожидается, что участники проекта смогут владеть элементами актерской выразительности, будут стремиться к знаниям, ценить труд в коллективе.
Обеспечение ресурсами:
- Приобретение перчаточных кукол
- Создание фонотеки.
- Изготовление ширмы.
Список методической литературы
1. Караманенко Т. Н. «Кукольный театр», М. 2001;
2. «Играем в кукольный театр» (пособие для практических работников дошкольных общеобразовательных учреждений), Н.Ф. Сорокина, М., 1999 г., Аркти.
3. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Журнал «Начальная школа» № 1, 2006 г., с.17
4.Иванова Т.Д. Воспитание с помощью кукол. Журнал «Начальная школа»
№ 3, 2005 г., с.68.
5.Рудакова В.П. Кружок «Кукольный театр». Журнал «Начальная школа» № 3, 2005 г., с.69.
6. Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе/ Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». М.: ООО «Чистые пруды», 2007.
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ШКОЛЬНЫХ ТЕАТРОВ https://vk.com/doc521125154_665621235?hash=I9ml0pKdivzAbx2mL92A0dOlZAaTJOV7BCWeJ0Y18R4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/08/picture-276535-1565254009.jpg)
Успешное воспитательное пространство для учащегося= Семья +школа +социум.
Нельзя не согласиться, что воспитать такую всесторонне развитую личность довольно сложно, если из воспитательного процесса выпадет, хотя бы одно звено. Воспитательное пространство должно быть единым...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/08/picture-276535-1565254009.jpg)
Успешное воспитательное пространство для учащегося= Семья +школа +социум.
Нельзя не согласиться, что воспитать всесторонне развитую личность довольно сложно, если из воспитательного процесса выпадет, хотя бы одно звено. Воспитательное пространство должно быть единым и...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/24/picture-267939-1377345626.jpg)
Конспект развлечения.Кукольный спектакль "Колобок".Сценарий для постановки русской народной сказки в кукольном театре (автор Олеся Емельянова)
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект развлечения. Кукольный спектакль "Колобок". Сценарий для постановки русской народной сказки в кукольном театре (автор Олеся Емельянов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-995638-1515999096.jpg)
Кукольный театр как средство реализации ФГОС на уроке немецкого языка в начальной школе.
Кукла – это особый, «действующий», активный вид наглядности на уроке. Ролевая игра с куклой разнообразит занятие, организует внимание, внутренне мотивирует речь учащихся и способству...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/09/picture-7268-1499623131.jpg)
Проект «Кукольный театр в школе!» ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Воспитание театром формирует мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление.Особенность театрального искусства – массовость, зрелищность – предполагают...
статья "Кукольный театр "Казачок" как школа нравственности
статья для всероссийской конференции...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/14/picture-1427783-1665743344.jpg)
Кукольный театр как средство формирования мотивированной личности в младшей школе
Данная статья посвящена анализу влияния кукольного театра на английском языке как средства формирования мотивированной личности младшего школьного возраста в современных условиях образовательного проц...