Народы России
план-конспект занятия (9 класс)
Предварительный просмотр:
Народы России
-Ребята,мы будем представлять на Олимпийских играх народ.живущий в Хантымансийском округе ХАНТЫ.Нужен сценарий…
-Да.но сначала нужно изучить все ,что связано с этим народом
-культуру,традиции…
-Тут-то и поможет нам интернет .Нажал на кнопку и…вмиг оказался
-Нажал и оказался..
-Где мы?…
ЧУМ. Сидят ханты
-Вроде жилище...А это ваш дом?
-Связали шест, с другим шестом, потом еще с одним шестом, покрыв оленьей шкурой.
И вот готов хантыйский дом. Мы чумом этот дом зовем в тайге холодной, хмурой
- Печаволитэх! Оянки, таланкиволитэх! означает – Здравствуйте! «Живите в гармонии, живите с миром! »
1- Ребята,а где мы? Здравствуйте.
- ХМАО .Югорский край, великий. Гостеприимный, щедрый, красивый.
Кругом леса, болота и снега, и это все моя Югра!
Я здесь родилась, выросла, живу!
- .Уг - народ, Ры – река. Народ, проживающий у реки
2.Ну ,да,по географии – Нефтеюганск, Нижневартовск, Сургут..
-Правильно, этоЮгория
3.Что расскажете о своих традициях
праздниках?
-Сегодня праздник, я встречаю гостей, поэтому надела свои лучшие наряды.
Это сах.
Про это даже наша поэтесса Мария Вагатова рассказывает так:
«И горда я, и красива, яркий сах на мне искрится.
Я вольна и терпелива, с тундрою своей сродниться»
-А что обозначает слово «ханты"?
- «Всех людей мы называем ханты, ханты - русский, ненец и узбек. Потому что слово это «ханты» - в переводе значит «человек».
(Звучит хантыйская мелодия)
Вековую мудрость своих предков,
Красоту заснеженных широт.
Дым костра и солнца лучик редкий,
Свежесть тундры, тихий шёпот рек
И легенды Северного края,
Из которых добрый человек,
Тайны твоей жизни постигает
Мудрость предков
-Охотились, рыбачили, собирали ягоды, заготавливали орехи. И всегда их соседями были животные и птицы.
- Февраль месяц-месяц обманчивого орла.
Март месяц – месяц настоящего орла он хитростью и мудростью крадет у зимы отрезки времени для солнца, тем самым и увеличивается световой день.
Мудрость1;Как сегодня ты сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ».
Медвежий праздник...
Ты меня узнай
Кто я.
Я косолапый -
Толстый, лохматый,
Тяжелый весом.
И поберегись
Меня
При нашей встрече,
Когда под вечер,
Шагаю лесом.
В случае чего,
Беги
Что будет духу,
Тайгой и лугом,
Пока я добрый.
Я хозяин здесь в лесу.
Я косолапый -
Большой лохматый,
Хозяин леса.
Говорит медведь: Я –священное животное, я сын верховного божества Торума...
Солнца
-И о солнце есть легенды?
- Давным - давно это было. Однажды мужчины стойбища ушли на охоту. В чумах остались женщины и дети. Огонь весело горел в чуме.
Танец Огня
- вдруг одна искорка взвилась вверх.упала на ребёнка и обожгла его. Мать вскочила и стала ругать огонь.
- Что ты делаешь? Я кормлю тебя дровами , а ты моего ребёнка обжёг. Изрублю тебя топором.залью, затушу!
- Погас огонь. Стало темно и холодно. (Плачет ребёнок .Все замирают, не двигаются) Как не пыталась женщина разжечь огонь, ничего у неё не получалось. Во всех чумах и стойбищах погас огонь. И тогда поняла она, какую ошибку совершила. И обратилась она к солнцу, подняла руки вверх и закричала:
Хайерэко ,ХайерэкоХэй !
-Солнце, появись, обогрей мой народ!
- Хайерэко ,синаняда !
- И сжалилось солнце, обогрело стойбище. С тех пор народ севера почитает огонь как большую святыню. Священный, всесильный, божественный
-Да,так и былоЛесовичок:
Наконец – то добралась до своей любимой поляны. Люблю здесь на пенёчке посидеть, послушать щебет птиц (запись щебета птиц). Но что это с поляной? Совсем изменилась. Снег темнее стал. У деревьев проталины появились. Кустики брусники стали видны. Вот только не пойму: кто это у меня на поляне лишний появился? (обращается к народу).
А вы на моей полянке что делаете? Вы друзья природы или недруги?
Лесовичок:
- А раз друзья – милости прошу!
«Вороний день» . В этот день ханты готовят пищу на костре, молятся духам, кланяются дереву березе. В качестве дара приносят ленточки или лоскутки материи, монеты или специально изготовленные куколки. Подражают криками птиц севера.
Ворона — это предвестница весны, поэтому и отношение к ней особое.
ВОРОНА:"Давно это было. Как-то весной прилетела я в ваш северный край. Летала, летала – вокруг никого; холодно, хмуро. Собралась я с силами и каркнула во всё горло. КАААР…Полетело моё звонкое "Кар-кар" над просторами севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах, от этого крика ожила Земля от зимней спячки, проснулся человек – закипела жизнь!" - Давным-давно это было. Прилетела как-то ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг никого нет, пусто. Холодно и хмуро. Собралась тогда ворона с силою и каркнула во все горло. Полетело ее громкое «кар-кар» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалась в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля. С этого дня начался род ханты. И был этот день седьмым от начала месяца твердого наста. И стали этот день называть «Ворнга хатл» .
- Праздник «Ворна хатл» - это ожившая культура предков. Здесь и песни, и танцы, и национальные угощения, и поделки мастеров.
- А жизненные корни нашего народа крепки потому, что наши предки умели хранить и из поколения в поколение передавать весь многовековой опыт и практику своей жизни, надежно связанные с законами Неба и Земли. Мы не зря их называем Отцом и Матерью.
Исполнение песни ханты группы «Анки сам», «Тувт па тувт»
- И существовал у наших предков обычай такой: каждую весну, празднуя прилет серой вороны развешивать на деревья сладости круглой формы: сушки, печенье, пряники, калачи, символизирующие солнце. Приносили в дар духам ленточки, лоскуточки ткани, платочки с завязанными в них белыми монетками, загадывая самые сокровенные желания.
- Береза - это дерево Бога.
Берёза – это дерево высшего мира, светлого неба,
Исполнения мечтаний и надежды.
Символизирует благополучие, здоровье, изобилие.
-: Она тянет свои ветви к небу и просит богов исполнить ваше желание. Кланялись, обращаясь к светлым духам, и молились о благополучии, здоровье детей и взрослых. Обязательно накрывали стол с угощением возле берёзы. Давайте и мы по древнему обычаю загадаем желания и привяжем на березу ленточки да угощения наши.
Выносится большая ветка, все привязывают ленточки
Шаман: Хэй,хэй,охей. (ходит вокруг с бубном). По древнему обычаю все охотники пред охотой должны пройти обряд очищения, чтобы охота была удачной. ЧУ! (припадает ухом к земле). Я слышу топот оленей ,крики людей, скрип снега.
(Руки к небу)Но слышу небо, оно воет, завывает, я слышу землю, она замерзает. Это от нас уходит на покой наш отец – Солнце. Солнце – это самое святое для нас, это тепло, это свет, это жизнь. (стучит в бубен и говорит) Хэйро! Хэйро!Я зову солнце, ведь хэйро- это и есть солнце.Я зову весну!
Йэнки, йэнкинюрмэм
Йэнкат,йнкатпачэл.
Лирэх,лирэхнюрмэм
Валь юх, вальюхтоял.
Йэнки, йэнкинюрмэм
Йэнкат,йнкатпачэл.
Лирэх,лирэхнюрмэм
Валь юх, вальюхтоял.
Лорэн, лорэнмэхам
Йохмэн, йохмэнмэхам.
Моя, моя земля
Край ты мой любимый,
Вечный и родной.
Тростниковый водный,
Нет нигде такой.
Мховые болота,
Блюдца озер родных.
Это мое дыхание,
Это мой родник.
Белый, белый ягель,
Белый, белый снег.
-Сколько интересного узнали..а лишь я нажал на кнопку и…очутился
Дома.а теперь за работу Л.Н.есть идея, готовы писать сценарий
Всех людей мы называем ханты, ханты - русский, ненец и узбек.
Потому что слово это «ханты» - в переводе значит «человек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа «Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России».
Подробно представлено содержание практической работы и критерии оценивания....
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...
Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"
Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых, творчески...
Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ МОЙ НАРОД…»
конспект урока по литературе - 6 класс. Урок 51 Тема: Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ ...
Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов
Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...
Сказки народов мира, в том числе сказки народов России, как дополнительный воспитывающий, развивающий и обучающий ресурс.
Особенно дети младшего школьного возраста чутки и восприимчивы к чужой кеультуре. Они, в отличие от взрослых и подростков, внутренее расположены к межкультурной коммуникации и могут выступать посредни...
БРЕЙН-РИНГ «PROнацию» в рамках цикла городских мероприятий посвященных знакомству с культурой народов России "Народы Средней Азии"
laquo;Брэйн ринг» — это интеллектуальная игра, в рамках которой участники соревнуются друг с другом в знании и умении быстро и правильно отвечать на вопросы. Быстрый ход брейн-ринга помог...