Внеклассное мероприятие по истории России XIX века
план-конспект занятия (9 класс)
Внеклассное мероприятие по истории России XIX века
Цели:
- способствовать развитию познавательного интереса у детей к эпохе XIX века;
- обобщить и повторить пройденный материал;
- расширить и углубить имевшиеся знания у детей по культуре, политике и социальной сфере XIX века
- формировать интерес к отечественной истории, развивать чувство патриотизма и гордости за культурное наследие страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_istorii.docx | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по истории России.
Класс: 9
Тема: XIX век в истории России
Цели:
- способствовать развитию познавательного интереса у детей к эпохе XIX века;
- обобщить и повторить пройденный материал;
- расширить и углубить имевшиеся знания у детей по культуре, политике и социальной сфере XIX века
- формировать интерес к отечественной истории, развивать чувство патриотизма и гордости за культурное наследие страны.
Тип: урок-обобщение, урок-игра.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый (с опережающими заданиями).
Планируемые результаты УУД:
Предметные:
1.Формирование умений анализировать исторические, экономические изменения в обществе России в XIX веке.
2.Овладение понятийным аппаратом по данной теме.
3.Умение извлекать информацию через исторические источники по персоналиям, событиям XIX века
4.Умение давать собственную оценку историческим итогам эпохи, учитывая имеющиеся знания и исторические источники.
Метапредметные:
Регулятивные:
1.Умение самостоятельно определять цели своего обучения посредством заданий учителя и формулировать для себя задачи и пути достижения данных целей, особенно работая в группах с разными заданиями.
2.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать в соответствии с изменяющейся ситуацией на примере смены деятельности и работе в группах.
3.Владение основами самоконтроля при дискуссии проблемных вопросов, самооценки при выполнении заданий и рефлексии в конце урока.
Познавательные:
4.Умение ориентироваться, какие исторические события принадлежат к эпохе определенного императора Александр 1, Александр 2 и т.д.
5.Умение делать умозаключения при работе с текстом и с историческими источниками при изучении как военных конфликтов, так и необходимости реформ.
Коммуникативные:
7.Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками при работе в группах, а также при дискуссии и обсуждении вопросов.
8.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств, сравнивая различные периоды правления императоров России XIX века.
Личностные:
1.Формирование целостного взгляда на мир при изучении деятельности императоров России XIX века.
2. Формирование сознания о многообразии политических взглядов через призму изучения различных взглядов на будущее развитие стран, будь то либеральное движение при Александре 1 или народное движение при Александре 2.
3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории через изучение эпохи XIX века.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал (исторические источники, портреты), карточки групп, видео ролики.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал (исторические источники, портреты), карточки групп.
В I - III турах принимают участие все участники. Ведущий (учитель) задает вопросы, и ответ принимается у перового, поднявшего карточку участника. Если ответ неверный отвечает следующий участник, поднявший карточку. Правильно ответившие участники получают знаки, которые суммируются и по их количества определяются участники четвертого тура — «Тура победителей», где определяется главный знаток истории XIX века.
Тур I «Люди и время»
Участники должны по краткой характеристике назвать имя исторического деятеля XIX века. Примерные вопросы. При необходимости вопросы можно изменить и дополнить.
- Про этого человека один из современников отозвался так: «Он — генерал, по образу и подобию — Суворов. Его можно назвать богом рати». Кто он и чем знаменит. (Багратион, Бородинское сражение)
- Этот человек служил двум царям 1 половины XIX века. Народ распевал про него злобную частушку: «Расканалья господин всю Россию разорил». Его именем называют целую эпоху. Кто он т как называется эпоха (Аракчеев А.А. аракчеевщина)
- Известнейший критик и журналист II четверти XIX века умер в 37 лет от чахотки. Он был ярым противником «теории официальной народности». Когда он умер, один чиновник сказал: «Жаль, что он умер. Мы бы его сгноили в крепости». Кто вызвал такую ненависть властей? (В.Г. Белинский)
- При встрече двух императоров в Тильзите один из них отметил ум и мудрость советника другого, и он предложил: «Не угодно ли Вам, Государь, обменять мне этого человека на какое-нибудь королевство?» Кого из деятелей XIX века столь высоко ценили оба императора? За что? (М.М. Сперанский)
- Этот человек был братом императора. Родные называли его «высочайшим идиотом». Когда в старости он сошел с ума, все удивлялись: «Как можно сойти с того, чего нет». И, однако же, он был одним из командующих русскими вооруженными силами в одной из русско-турецких войн. Кто этот человек, и в какой войне он участвовал? (Великий князь Николай Николаевич, «дядя Низи», русско-турецкая война 1877-1878 г.г.»)
- Об одном и том же русском императоре в разное время написаны эти строки:
— «О, ангел кротости и мира, любимый сын благих небес»
— «Правитель слабый и безвольный, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой над нами царствовал тогда». Кто автор стихов и о ком идет речь? (А.С. Пушкин об Александре I)
- XIX век «подарил» России пять императоров. О котором из них идет речь? «Он хотел бы отрубить все головы, которые поднимались над общим уровнем» (Николай I)
Тур второй «Вся история»
Тур проводится по тем же правилам, что и первый. Участники по краткой характеристике узнать исторические события XIX века.
- Во время одного из сражений войны середины XIX века состоялся такой диалог:
— Сколько людей на бруствере?
— Дня на три хватит.
О какой войне и каком событии идет речь? (Крымская война, оборона Севастополя)
2. После этой победы русского флота в Крымской войне на матросских воротниках стали нашивать три синие полоски в честь 3-х великих побед русского флота. Назовите дату и место этого сражения. О каких двух сражениях еще может идти речь? ( Синопский бой, ноябрь 1853г. Чесменское сражение, Битва у мыса Гангут)
3. Кому принадлежат, и по какому поводу сказаны эти слова: «Французы показали, что они могли победить, русские показали, что они непобедимы». (Бородинское сражение, 26 августа 1812 г. Наполеон).
4. Одного из военачальников во время войны середины XIX века за его бездарное руководство называли «Изменьщиковым», однако это был остроумный человек. В 1853 году он был послом России в Османской империи. При встрече с султаном у него состоялся следующий диалог:
— Султан: «Я запретил в своих владениях называть христиан собаками»
— Дипломат: «Это очень важно. Я буду просить своего государя, чтобы он запретил в России называть собак султанами».
Этот разговор отразил суть противоречий между двумя странами. После этого диалога началась война. Назовите войну и повод к ней, нашедший отражение в этом разговоре. (Крымская война 1853-1856 г., спор о святынях).
5. Один из руководителей народнической организации «Народная воля» так охарактеризовал основной принцип деятельности своей организации: «Если человеку, который говорит, зажимают рот, то этим самым ему развязывают руки» Какие действия имеются в виду. Назовите главную их «цель» (Терроризм, Александр II)
6. «Будь я моложе, я сам бы туда поехал» — говорил И.С. Тургенев (60 лет), а Л.Н. Толстой ему вторил: «Вся Россия там, и я должен ехать». У них было много единомышленников. Куда так стремились наши соотечественники в 70-е г.г. XIX века?
(В ряды освободителей славянских народов Балканского п-ва от османского ига)
7. Современник одного из императоров вспоминал, что когда царь отправился на коронацию из Петербурга в Москву, то «весь путь следования царя был охраняем войсками, расположенными вдоль Николаевской ж.д. Часовые стояли друг от друга на расстоянии 500 м. Вся Москва была переполнена шпионами и войсками. Царя возили задворками, словно контрабандный товар». Какой император и после какого события так себя вел.
Тур третий «Как слово наше отзовется»
Учащиеся должны определить событие или явление Что по крылатой фразе или афоризму. Правила прежние.
- Что означают в русской военной истории слова: «не доставайся же злодею» или «тактика выжженной земли». (уничтожение имущества, пожар в Москве 1812 г.)
- Какое явление называли «пороховым погребом под российским государством» (крепостное право)
- Что означают слова М.Ю. Лермонтова «Россия, нищая Россия, страна рабов, страна господ. И вы, мундиры голубые, и, ты, им преданный народ» и выражение «Россией правят столоначальники» (власть в России принадлежала бюрократии).
- Существует русская поговорка, которая возникла в середине XIX века. Когда говорят о чем-то очень маленьком, то это звучит так: «куренка некуда выпустить». О чем эта поговорка и после какого события возникла.
- В середине XIX века среди революционеров широко был распространен один принцип, сформулированный еще в конце XV века Н. Макиавелли «Цель оправдывает средства». Назовите имя наиболее яркого приверженца этой теории и название группы, которой он руководил (С. Нечаев, группа «Ад»)
- После какого события, в какой войне и кто мог сказать «Ключ к Москве взят». (Отечественная война 1812 г., Наполеон, после взятия Смоленска)
- Этот человек был великим флотоводцем. Его последние слова были сказаны на передовой в одном из героических сражений русской военной истории. «они сегодня довольно метко стреляют» сказал он за минуту до гибели. Следующая пуля попала в него. Кто и в каком сражении погиб после этих слов. (Нахимов П.С., Оборона Севастополя).
После третьего тура подсчитывается количество полученных бонусов участниками и определяются три претендента на звание лучшего знатока. Они соревнуются друг с другом. Им предлагается определить персонаж, от имени которого они будут соревноваться.
Для этого им предлагается на скорость выполнить задание. Необходимо назвать имя императора XIX по его историческому прозвищу.
Право выбирать определяется по скорости выполнения задания
Палкин (Николай I);
Освободитель (Александр II);
Миротворец (Александр III);
Благословенный (Александр I)
Тур четвертый «Турнир победителей»
После определения персонажей участники этого тура должны ответить на ряд вопросов, которые связаны с личностью одного из императоров ХIX века. Участники должны отгадать, кого они представляют. После этого они отвечают на вопросы по очереди. Если ответа на вопрос нет, то могут ответить или участники тура, или оставшиеся учащиеся за дополнительный бонус
Первый участник— Александр I | Второй участник — Николай I | Третий участник — Александр II |
Ваше царствование началось с трагических событий и с довольно непочтительной фразы одного из ваших царедворцев: «Довольно ребячиться, ступайте царствовать и покажитесь гвардии» Кто вы, Ваше величество, и кто смел так непочтительно с вами разговаривать? (Александр и граф Пален после убийства Павла I) | Однажды в северной столице «гуляла» Ваша фотография со странной надписью «С ног до головы — детина, с головы до ног — скотина, он мало царствовал, но много начудесил, 125 в Сибирь сослал и 5-х повесил». Кто Вы, Ваше величество и о чем это говорится в стихах? (Николай I речь идет о восстании и подавлении восстания декабристов) | Эх, Ваше величество! Своей смертью Вы так напугали собственного сына, что к концу жизни он стал законченным алкоголиком. Вот как его описывали современники: «В последние годы жизни от страха и пьянства царь терял человеческий облик. По вечерам он вместе с начальником своей охраны Черевиновым осушал бутылку коньяку, которую прятал от императрицы в голенище сапога». Так кто же Вы и что с вами случилось? (Александр II убийство 1 марта 1881 г.) |
Этого человека Вы недолюбливали, но вынуждены были с ним считаться, т.к. он имел авторитет у народа. Однажды одна его фраза спасла Россию и Вас. Вот эта фраза: «Пока будет существовать армия и находится в состоянии оказать сопротивление неприятелю, до тех пор останется ещё надежда с честью закончить войну». Кто сказал и какое решение принял в тот момент. (Кутузов М.И., решение оставить Москву после Бородинского сражения) | Этого человека Вы приблизили к себе так, что поставили его во главе самого важного по-вашему отделения вашей канцелярии. Он был «жандармом по сути. Однажды он сказал своему другу, когда тот ехал за границу: «Когда будешь в Нюрнберге, подойди к памятнику Гуттенбергу — изобретателю книгопечатания и от моего имени плюнь ему в лицо. Все зло на свете пошло от него». Он всех писателей ненавидел, и даже причастен к убийству величайшего из них. Назовите имя этого человека и имя писателя. (Бенкендорф и А.С. Пушкин) | Вы, Ваше величество отменили крепостное право в стране, но сделали это тогда, когда даже большинство помещиков признали, что жизнь крестьян невыносима. Один из саратовских помещиков писал Вам: «Я давал его на пробу своим свиньям, а они только понюхают, но ни одна не ела». Что не захотели есть свиньи? (хлеб, который ели крепостные крестьяне) |
Про Вас, Ваше величество говорили: «Всю жизнь в дороге, а умер в Таганроге» Это произошло 19 ноября 1825 года. А присягу Николаю I приносили только в ночь на 14 декабря 1825 года. Чего так долго ждали Ваши придворные? (Неясен был вопрос о наследнике престола. Был период междуцарствия.) | А этого человека Вы, Ваше величество отправили на виселицу. Он был автором одного из проектов свержения вашей власти. О нем говорили: «Его крупная фигура главенствовала над заговором. Храбрый воин, герой Бородино, талантливый человек» О каком заговоре идет речь и кто автор ? (П. Пестель «Русская правда», восстание декабристов) | Ваша армия со славой, хоть и с трудом, в очередной раз одержала победу над старинным врагм, но после победы Вы были страшно разочарованы. Ваш канцлер Горчаков говорил: «Это есть самая черная страница в моей служебной биографии» Вы отвечали «И в моей тоже». О каких событиях идет речь, и что так огорчило Вас? (Результаты победы в русско-турецкой войне и условия Сан-Стефанского мирного договора были пересмотрены на берлинском конгрессе после вмешательства европейских государств) |
Если после тура не выявится победитель, можно предложить участникам объяснить некоторые фразы, родившиеся в XIX веке:
- Негласный комитет;
- Чугунный устав;
- Диктатура сердца;
- Военные поселения;
- Указ о «кухаркиных детях»;
Победителем объявляется тот, кто быстрее и полнее всех сумеет выполнить задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по истории России - КВН "Пётр Великий", 7 класс
Цели мероприятия: 1. Обобщение и закрепление в игровой форме знаний учащихся об исторической вехе царствования Петра Великого. 2. Воспитание у подростков чувства патриотизма, гордости за ге...
Внеклассное мероприятие по истории " Россия есть Россия" для учащихся 9-10 классов.
Разработка мероприятия может быть использована для внеклассного мероприятия по истории, для классного часа , для клубного занятия....
Внеклассное мероприятие по истории России "Вновь юность, май и сорок пятый"
Мини-спектакль, который можно использовать в 9-х и 11-х классах при изучении темы Великая Отечественная война.Также можно использовать при подготовке семинара учителей истории....
Сценарий внеклассного мероприятия по истории России «России лики и судьба…»
Сценарий внеклассного мероприятия по истории России «России лики и судьба…», Игорь Олегович Насаев, учитель истории МБОУ «Лицей № 21» г. Курска...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ РОССИИ XX ВЕКА"
Внеклассное мероприятие "Патриотические песни России XX века" направлено на формирование чёткой гражданской позиции учащихся по отношению к отечественной истории через уважение к военной ист...
Внеклассное мероприятие (КВН) «История России 19 века. Взгляд из современности». (с презентацией)
В игровой форме обобщаются, закрепляются знания учащихся по истории России 19 века....
Внеклассное мероприятие по истории России. Интеллектуальная игра «По следам истории России с древнейших времён до середины XIX века»
Внеклассное мероприятие по истории России. Интеллектуальная игра «По следам истории России с древнейших времён до середины XIX века»Разработанное мероприятие предназначается для проведения...