методическая разработка "Не секрет, алкоголь - вред"
методическая разработка (7 класс)
В данном мероприятии рассказывается о пагубном влиянии алкоголя на организм человека и окружающее общество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_ne_sekret_alkogol_-_vred.docx | 405.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Балаганкинская основная общеобразовательная школа
Методическая разработка «Не секрет: алкоголь вред!»
для 7-9 классов
Номинация «Профилактика детского и подросткового алкоголизма»
Автор: Горячкина Лидия Александровна
учитель
С.Балаганка
2023г
Цель: Показать пагубное влияние алкоголя на организм человека и окружающее общества.
Задачи
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения;
- побуждать детей к формированию хороших привычек.
План мероприятия
- Организационный (мотивация деятельности) – 3 мин
- Вводная часть (этап актуализации знаний) – 2 мин
- Основная часть (может делиться на несколько пунктов, включающих разные задания) — 20 мин
- Техническая часть 20 мин
- Рефлексия — 5 мин
Список литературы
Приложение
Форма проведения с использованием интерактивных методик:
- Лекция «Вред алкоголя на организм человека» с обратной связью (фельдшер ФАП Барахтенко Л.А.).
- Мозговой штурм «Ситуации»;
- игра «Верю/не верю».
Приемы:
- Художественное слово;
- Театрализованное представление;
- Танцевальная постановка.
Для данного мероприятия характерны: принцип актуальности, принцип позитивности, принцип активности.
Ход мероприятия
1. Организационный этап
Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости!
Здоровье и здоровый образ жизни не является ценностью, когда тебе 14-17 лет, но запасы здоровья не бесконечны. Мы не достигнем никаких целей, если ресурс нашего здоровья будет по-глупому истрачен в юности.
Светлое будущее может и не наступить!
Ах, эти вредные привычки,
Не вступайте с ними в стычки
Они ведь вредны для земли
В употреблении людьми.
Они мешают людям жить,
Так, что хочется аж выть.
Сигареты, водка – ни к чему
Ты задай себе вопрос «А зачем и почему?»
А наркотики сейчас
Устрашают просто нас.
Ах, эти вредные привычки,
Не вступайте с ними в стычки.
Мы поговорим о вредной привычке как алкоголь.
Мероприятие «Не секрет: алкоголь – вред!», посвящено Всероссийскому дню трезвости и отмечается 3 октября. Эта тема актуальна в современном мире, так как употребление алкоголя – это социальная проблема общества.
2. Вводная часть
- Как вы считаете, что такое привычка? (Это особенность человека привыкать к каким-либо действиям или ощущениям).
- Какие бывают привычки? (Хорошие, плохие, вредные, полезные и опасные примеры)
Сегодня на мероприятие нам нужно доказать, что – алкоголь вред как для организма, так и для всего общества. Для этого, себе в помощь, я пригласила фельдшера Барахтенко Л.А. для того, что бы она вам рассказала, что же такое алкоголь? И какой он несет вред организму? И вы сделали для себя вывод, что алкоголь - злейший враг человека!
3. Основная часть
Выступление фельдшера ФАП Барахтенко Л.А.
Ежегодно 3 миллиона смертей в мире наступают в результате чрезмерного употребления алкоголя.
Алкоголь — это психоактивное вещество, вызывающее зависимость. В избыточном количестве он опасен для здоровья.
Активный ингредиент спиртных напитков – этанол. Он напрямую влияет на желудок, мозг, сердце, желчный пузырь и печень.
По данным Всемирной организации здравоохранения злоупотребление алкоголем – причина более чем 200 заболеваний и травм.
Многие считают, что бокал вина или рюмка другого напитка за ужином не навредят или что, например, пиво – совсем безвредный напиток. Вовсе нет, есть даже такое понятие, как пивной алкоголизм.
Среди кратковременных последствий употребления спиртных напитков – чувство расслабления, сонливость, нарушение зрения, речи, координации движения, проблемы с концентрацией внимания, изменение настроения. У некоторых людей эти эффекты могут наступить даже после одного бокала.
Из долгосрочных последствий, особенно у людей с алкогольной зависимостью, наиболее распространены стойкие изменения настроения, тревога, раздражительность, проблемы со сном, изменения аппетита и веса, проблемы с памятью, конфликтное поведение, серьезные заболевания, такие как цирроз печени, панкреатит, онкологические заболевания, нарушения работы иммунной системы.
Нередки случаи отравления алкоголем.
Установлена четкая связь между избыточным употреблением алкоголя и рядом психических и поведенческих расстройств, непреднамеренных травм, рискованного поведения.
Чрезмерное употребление спиртного – причина преждевременной смерти.
Спиртные напитки не рекомендованы женщинам, планирующим беременность, это опасно осложнениями во время вынашивания и проблемами со здоровьем будущего ребенка.
Употребление спиртного с наркотическими веществами – смертельная комбинация. Как и алкоголь, наркотики подавляют деятельность участков мозга, которые контролируют жизненно важные функции, например, дыхание.
Даже умеренное употребление алкоголя сопряжено с некоторыми рисками. Доказательство тому – нарушение сна и головная боль.
Выбирайте «трезвый» отдых и будьте здоровы!
В продолжение сказанному Людмилой Анатольевной, ученики 9 класса покажут Сценку «Вред Алкоголя». (Роли: Ученик, Бабушка, Оля, Доктор)
Ученик: Бабушка переливала из бутылки в графин вишнёвую наливку. Рядом стояла внучка Оля. Наливка красиво текла в графин. Несколько капелек попали на стенки графина снаружи. Бабушка подхватила капельки пальцем и поднесла ко рту.
Бабушка: -Ох, и вкусна, гости будут довольны!
Оля: -Бабушка, а дай мне попробовать!
Бабушка:-Что ты! Детям нельзя! Детям вредно и опасно!
( в комнате звонит телефон. Бабушка уходит)
Оля: Попробуюка я, совсем чуть-чуть. (берёт в руки стакан, хочет налить совсем немного, но нечаянно выплёскивает полстакана) Ой, что же делать? Перелить обратно? Пролью-бабушка узнает, что не послушалась её. Придётся всё выпить. (Выпивает) Ой, голова закружилась! (падает в обморок)
Бабушка: (подбегает к Оле) Доктора! Доктора!
(входит доктор. Оказывает Оле помощь)
Доктор: Скорее! Микстуру! Острое алкогольное отравление! Она может умереть! Ещё микстуру!
Ученик: С Олей, к счастью, всё обошлось! Но есть случаи, когда дети умирали от алкоголя. Вот, например, был семейный праздник. Один гость выпил много вина и уже не очень хорошо соображал, что делает. Когда родителей не оказалось в комнате, он налил большую рюмку коньяку и дал её десятикласснику, сыну хозяев, со словами « Докажи, что ты мужчина! Выпей сразу, как лекарство!» Мальчик выпил и спасти его уже не удалось. Ребята, никогда не пейте никакой алкогольный напиток, кто бы вам не предлагал.
Подростки, употребляющие спиртные напитки делятся на две группы. К первой относят тех, кто пробует их из-за любопытства испытать новые ощущения, «для храбрости» - эти подростки не отличаются глубиной знаний и опыта. Ко второй группе относятся подростки, употребляющие алкоголь «от поведения правонарушителя».
Учёные отмечают у таких подростков очень низкий уровень интеллектуального развития. Скучная внутренняя пустота этой группы подростков - благоприятная почва для распития спиртных напитков и правонарушений.
В алкогольном опьянении человек ведет себя по-разному:
Особенности поведения:
1. Агрессивное поведение
2. Речь – громкая или невнятная, частая, болтливость.
3. Движения – отсутствует координация движений.
4. Неопрятность.
5. Теряет способность оценивать свои поступки, способность самосохранения, возникает ощущение бесстрашия. Совершаются поступки, которые не совершит трезвый человек. Он живёт как бы в нереальном мире. В конечном итоге пьяный человек становится опасным для самого себя и окружающих.
4. Техническая часть
Рассмотрим, например, такие необдуманные поступки:
#1055;ьяный садится за руль автомобиля.
#1055;ьяный на улице ведёт себя …. .
- Какая опасность возникает в данном случае?
- Кто подвергается опасности?
- Какое поведение при встрече с таким человеком будет правильным?
(Ответы на вопросы)
А проще – увидел пьяного – отойди! Алкоголь угрожает как здоровью человека, так и окружающим людям. Поэтому, пьяный человек – это опасно.
«Почему мой папа такой?
Вечно пьяный и вечно злой?
Никогда за собой не следит,
И на всех почему-то сердит,
Открывает пинком он дверь
И врывается в дом, как зверь.
Нас обзывает плохими словами,
Всех в доме пинает ногами
Мама шепчет мне тихо:
-Беги!
А мне слышится крик:
-Помоги!
Я – мужчина. Но я еще мал,
А то папе я твердо б сказал:
-Мне стыдно, что ты папа мой
Уходи! Нам не нужен такой.
***
Снять напряжение порой
Нам помогает алкоголь.
Но чаще всё-таки друг мой,
Он причиняет зло и боль!
Слаб тот, кто пьёт и пьёт опять,
Не понимая ничего.
За водку он готов отдать,
Последнее своё добро!
Страдает вся его семья,
Страдают дети и жена.
Но не желает он понять,
Что жизнь такая не нужна.
- Про что ребята эти стихи? (Обсуждение стихотворений)
- Почему человек употребляет алкоголь? (Варианты ответов записываются на доске).
Поводы для пьянства
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин.
Роберт Бернс
Поводов для пьянства очень много, но чаще всего это проблемы, которые человек пытается заглушить алкоголем. Сегодня пьёт – проблема не решилась, завтра пьет – проблема снова не решилась и так, сколько бы человек не заглушал свою проблему, она сама никогда не решится, а наоборот, их станет еще больше.
- А как, ребята, решить эти проблемы?
(Детям предлагается из данных вариантов выбрать подходящее решение проблемы):
- Подумать, как правильно решить проблему
- Поделиться со взрослым своим состоянием
- Поделиться с друзьями
- Погулять
- Почитать книгу или посмотреть интересный фильм
- Заставить себя сделать трудное дело, которое омрачает настроение
- Послушать музыку
Отсюда следует: необходимо научиться правильно распоряжаться своим свободным временем!
Сейчас я предлагаю рассмотреть сюжетные картинки:
- Лыжная прогулка
- Дружная семья
- Человек сидит за книгой в библиотеке
- Человек работает
- Посещение компьютерного зала
- Почему такие ситуации не встречаются в жизни алкоголика? (ответы учеников)
Человек, страдающий алкоголизмом, наносит вред своему здоровью, становится больным, и поэтому не может продуктивно работать, учиться, заниматься спортом, алкоголь изменяет весь образ жизни человека, лишая его привычных занятий, увлечений, общения с любимыми и близкими людьми. Жизнь становится скучной и не интересной. На самом деле, полезных привычек очень много.
(Чтецы зачитывают цитаты)
- «Привычка свыше нам дана: замена счастию она». Александр Сергеевич Пушкин;
- «Ничто так не нуждается в исправлении, как чужие привычки». Марк Твен
- «Воспитание есть усвоение хороших привычек». Платон
- «Печальная судьба не с неба сваливается, а рождается от человеческой глупости». Л.Альберти
- «Сначала мы формируем привычки, а потом они формируют нас». Джон Драйден
Мы можем продумывать свой отдых и уметь интересно проводить своё время, тогда и скука отступает, появляется интерес к разной деятельности. Именно любимые занятия помогают человеку отдохнуть.
- А теперь поиграем в игру «Верю-не верю» и проверим ваши знания и суеверия. Работать будете в группах (с соседом по парте), правила работы в группах: (на доске). Игра простая: я раздаю карточки с вопросами (6 групп по 6 вопросов каждому), на них вы отвечаете: «верю» или «не верю» и небольшое пояснения: почему вы дали такой ответ.
1. Чем моложе организм, тем быстрее привыкание (верю).
2. В отличие от мужчин женщины медленнее становятся алкоголичками, но вылечить их труднее (верю).
3. В семьях алкашей никогда не вырастет трезвенник (не верю).
4. Маленькая доза алкоголя не может отравить ребенка (не верю).
5. Каждый третий на земле «тягу к питейному имеет» (верю).
6. Не употребляют алкоголь 2/3 населения Земли (верю).
1. Риск аварий возрастает в 5 раз, если за рулем нетрезвый водитель (не верю, в 14).
2. Каждую минуту 0,7% населения планеты (50 млн. человек) находится в состоянии алкогольного опьянения (верю).
3. Алкогольное опьянение приводит к кислородному голоданию мозга (верю).
4. Только печень подвержена разрушительному влиянию алкоголя (не верю).
5. Этиловый спирт вызывает паралич нервной системы (верю).
6. Нет ничего страшного в том, чтобы выпить 2-3 бутылки пива пару раз в неделю или «перебрать» на какой-либо праздник (не верю).
1. Психопатологии (шизофрения) свойственны пьющим (верю).
2. В состоянии опьянения снижается зрение, слух (верю).
3. Алкоголизм – болезнь, которая легко лечится (не верю).
4. У здорового ребенка вкус и запах спиртного вызывает отвращение (верю).
5. Алкогольная интоксикация может вызвать сахарный диабет (верю).
6. Алкоголь уменьшает размеры головного мозга (верю).
Проверка задания, я задаю вопрос, а вы отвечаете.
5. Рефлексия
Здоровье помогает воплощать наши желания, мечты, достигать цели. Здоровому человеку по плечу любая работа. Здоровый человек имеет возможность радоваться настоящей реальной, а не искусственной жизни. Здоровый человек часто улыбается, дарит окружающим хорошее настроение и общаться с таким человеком всегда приятно.
Подводя итог, мне хочется напомнить вам народную мудрость: «Посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу». Опасайтесь вредных привычек, стройте свою судьбу сами. Человек познает самого себя, испытывает и закаляет свою волю, вырабатывает самодисциплину, совершенствует самоорганизацию.
И на позитивной ноте мы хотим завершить наше мероприятие танцем «Будь первым» исполняют участники Движения Первых.
На этом наше мероприятие подошло к концу, напоследок хочется сказать: «Помните, здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках!»
Список литературы:
1. О вине и пьянстве: русские пословицы и поговорки/Сост., предисл., примеч. Г.Ю. Багриновского. – М. : «Аграф». – 2011.
2. Скворцова Е. С. Потребление алкогольных напитков среди городских подростков-школьников в России / Е. С. Скворцова // Российский медицинский журнал. – 2017. – № 2.
3. Личностное становление подростка. 8-9 классы: классные часы, родительские собрания / авт.-сост. О.А.Ещеркина. – Волгоград: Учитель, 2018.
Приложение
Карточки с вопросами
Карточка 1.
1. Чем моложе организм, тем быстрее привыкание (верю).
2. В отличие от мужчин женщины медленнее становятся алкоголичками, но вылечить их труднее (верю).
3. В семьях алкашей никогда не вырастет трезвенник (не верю).
4. Маленькая доза алкоголя не может отравить ребенка (не верю).
5. Каждый третий на земле «тягу к питейному имеет» (верю).
6. Не употребляют алкоголь 2/3 населения Земли (верю).
Карточка 2.
1. Риск аварий возрастает в 5 раз, если за рулем нетрезвый водитель (не верю, в 14).
2. Каждую минуту 0,7% населения планеты (50 млн. человек) находится в состоянии алкогольного опьянения (верю).
3. Алкогольное опьянение приводит к кислородному голоданию мозга (верю).
4. Только печень подвержена разрушительному влиянию алкоголя (не верю).
5. Этиловый спирт вызывает паралич нервной системы (верю).
6. Нет ничего страшного в том, чтобы выпить 2-3 бутылки пива пару раз в неделю или «перебрать» на какой-либо праздник (не верю).
Карточка 3.
1. Психопатологии (шизофрения) свойственны пьющим (верю).
2. В состоянии опьянения снижается зрение, слух (верю).
3. Алкоголизм – болезнь, которая легко лечится (не верю).
4. У здорового ребенка вкус и запах спиртного вызывает отвращение (верю).
5. Алкогольная интоксикация может вызвать сахарный диабет (верю).
6. Алкоголь уменьшает размеры головного мозга (верю).
Стихотворения
***
Ах, эти вредные привычки,
Не вступайте с ними в стычки
Они ведь вредны для земли
В употреблении людьми.
Они мешают людям жить,
Так, что хочется аж выть.
Сигареты, водка – ни к чему
Ты задай себе вопрос «А зачем и почему?»
А наркотики сейчас
Устрашают просто нас.
Ах, эти вредные привычки,
Не вступайте с ними в стычки.
***
«Почему мой папа такой?
Вечно пьяный и вечно злой?
Никогда за собой не следит,
И на всех почему-то сердит,
Открывает пинком он дверь
И врывается в дом, как зверь.
Нас обзывает плохими словами,
Всех в доме пинает ногами
Мама шепчет мне тихо:
-Беги!
А мне слышится крик:
-Помоги!
Я – мужчина. Но я еще мал,
А то папе я твердо б сказал:
-Мне стыдно, что ты папа мой
Уходи! Нам не нужен такой.
***
Снять напряжение порой
Нам помогает алкоголь.
Но чаще всё-таки друг мой,
Он причиняет зло и боль!
Слаб тот, кто пьёт и пьёт опять,
Не понимая ничего.
За водку он готов отдать,
Последнее своё добро!
Страдает вся его семья,
Страдают дети и жена.
Но не желает он понять,
Что жизнь такая не нужна.
Поводы для пьянства
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин.
Роберт Бернс
Сценка «Вред Алкоголя».
(Роли: Ученик, Бабушка, Оля, Доктор)
Ученик: Бабушка переливала из бутылки в графин вишнёвую наливку. Рядом стояла внучка Оля. Наливка красиво текла в графин. Несколько капелек попали на стенки графина снаружи. Бабушка подхватила капельки пальцем и поднесла ко рту.
Бабушка: -Ох, и вкусна, гости будут довольны!
Оля: -Бабушка, а дай мне попробовать!
Бабушка:-Что ты! Детям нельзя! Детям вредно и опасно!
( в комнате звонит телефон. Бабушка уходит)
Оля: Попробуюка я, совсем чуть-чуть. (берёт в руки стакан, хочет налить совсем немного, но нечаянно выплёскивает полстакана) Ой, что же делать? Перелить обратно? Пролью-бабушка узнает, что не послушалась её. Придётся всё выпить. (Выпивает) Ой, голова закружилась! (падает в обморок)
Бабушка: (подбегает к Оле) Доктора! Доктора!
(входит доктор. Оказывает Оле помощь)
Доктор: Скорее! Микстуру! Острое алкогольное отравление! Она может умереть! Ещё микстуру!
Ученик: С Олей, к счастью, всё обошлось! Но есть случаи, когда дети умирали от алкоголя. Вот, например, был семейный праздник. Один гость выпил много вина и уже не очень хорошо соображал, что делает. Когда родителей не оказалось в комнате, он налил большую рюмку коньяку и дал её десятикласснику, сыну хозяев, со словами « Докажи, что ты мужчина! Выпей сразу, как лекарство!» Мальчик выпил и спасти его уже не удалось. Ребята, никогда не пейте никакой алкогольный напиток, кто бы вам не предлагал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая статья "Секреты образовательной технологии ПОРТФОЛИО"
В статье рассматривается ПОРТФОЛИО как одна из эффективных технологий,поддерживающих компетентностно-ориентированный подход в образовании....
Презентация на тему "Алкоголь-вред или польза для человека?"
Презентация на тему "Алкоголь-вред или польза для человека?"...
Методическая разработка профилактического занятия для учащихся "О вреде алкоголя"
Методическая разработка профилактического занятия для учащихся "О вреде алкоголя"...
методическая разработка классного часа "Вред курения"
Цель: Выяснить вместе с учащимися, какой вред приносит здоровью курение; привить отрицательное отношение к табаку....
Методическая разработка: "Секреты мастерства учителя"
Презентация секрета мастерства учителя на основе каядзен, японской системы философии....
Учебно-методическое пособие "Агрессия: причинение вреда другим"
Учебно-методическое пособие для студентов медицинских колледжей содержит теоретический материал по теме, вопросы для самоконтроля и ситуативные задачи....
Методическое пособие "Секреты учителя-логопеда- самомассаж ложками".
Выполнение самомассажа при помощи ложек....