методическая разработка "Не секрет, алкоголь - вред"
методическая разработка (7 класс)

В данном мероприятии рассказывается о пагубном влиянии алкоголя на организм человека и окружающее общество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_ne_sekret_alkogol_-_vred.docx405.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Балаганкинская основная общеобразовательная школа

Методическая разработка «Не секрет: алкоголь вред!»

для 7-9 классов

Номинация «Профилактика детского и подросткового алкоголизма»

Автор: Горячкина Лидия Александровна

учитель

С.Балаганка

2023г

Цель: Показать пагубное влияние алкоголя на организм человека и окружающее общества.

Задачи

  • пропагандировать здоровый образ жизни;
  • формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения;
  • побуждать детей к формированию хороших привычек.

План мероприятия

  1. Организационный (мотивация деятельности) – 3 мин
  2. Вводная часть (этап актуализации знаний) – 2 мин
  3. Основная часть (может делиться на несколько пунктов, включающих разные задания) — 20 мин
  4. Техническая часть 20 мин
  5. Рефлексия — 5 мин

Список литературы

Приложение

Форма проведения с использованием интерактивных методик:

  • Лекция «Вред алкоголя на организм человека» с обратной связью (фельдшер ФАП Барахтенко Л.А.).
  • Мозговой штурм «Ситуации»;
  • игра «Верю/не верю».

Приемы:

  • Художественное слово;
  • Театрализованное представление;
  • Танцевальная постановка.

Для данного мероприятия характерны: принцип актуальности, принцип позитивности, принцип активности.

Ход мероприятия

1. Организационный этап

Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости!

Здоровье и здоровый образ жизни не является ценностью, когда тебе 14-17 лет, но запасы здоровья не бесконечны. Мы не достигнем никаких целей, если ресурс нашего здоровья будет по-глупому истрачен в юности.

Светлое будущее может и не наступить!

Ах, эти вредные привычки,
Не вступайте с ними в стычки
Они ведь вредны для земли
В употреблении людьми.
Они мешают людям жить,

Так, что хочется аж выть.
Сигареты, водка – ни к чему
Ты задай себе вопрос «А зачем и почему?»
А наркотики сейчас
Устрашают просто нас.
Ах, эти вредные привычки,
Не вступайте с ними в стычки.

Мы поговорим о вредной привычке как алкоголь.

Мероприятие «Не секрет: алкоголь – вред!», посвящено Всероссийскому дню трезвости и отмечается 3 октября. Эта тема актуальна в современном мире, так как употребление алкоголя – это социальная проблема общества.

2. Вводная часть

- Как вы считаете, что такое привычка? (Это особенность человека привыкать к каким-либо действиям или ощущениям).

- Какие бывают привычки? (Хорошие, плохие, вредные, полезные и опасные примеры)

Сегодня на мероприятие нам нужно доказать, что – алкоголь вред как для организма, так и для всего общества. Для этого, себе в помощь, я пригласила фельдшера Барахтенко Л.А. для того, что бы она вам рассказала, что же такое алкоголь? И какой он несет вред организму? И вы сделали для себя вывод, что алкоголь - злейший враг человека!

3. Основная часть

Выступление фельдшера ФАП Барахтенко Л.А.

Ежегодно 3 миллиона смертей в мире наступают в результате чрезмерного употребления алкоголя.

Алкоголь — это психоактивное вещество, вызывающее зависимость. В избыточном количестве он опасен для здоровья.

Активный ингредиент спиртных напитков – этанол. Он напрямую влияет на желудок, мозг, сердце, желчный пузырь и печень.

По данным Всемирной организации здравоохранения злоупотребление алкоголем – причина более чем 200 заболеваний и травм.

Многие считают, что бокал вина или рюмка другого напитка за ужином не навредят или что, например, пиво – совсем безвредный напиток. Вовсе нет, есть даже такое понятие, как пивной алкоголизм.

Среди кратковременных последствий употребления спиртных напитков – чувство расслабления, сонливость, нарушение зрения, речи, координации движения, проблемы с концентрацией внимания, изменение настроения. У некоторых людей эти эффекты могут наступить даже после одного бокала.

Из долгосрочных последствий, особенно у людей с алкогольной зависимостью, наиболее распространены стойкие изменения настроения, тревога, раздражительность, проблемы со сном, изменения аппетита и веса, проблемы с памятью, конфликтное поведение, серьезные заболевания, такие как цирроз печени, панкреатит, онкологические заболевания, нарушения работы иммунной системы.

Нередки случаи отравления алкоголем.

Установлена четкая связь между избыточным употреблением алкоголя и рядом психических и поведенческих расстройств, непреднамеренных травм, рискованного поведения.

Чрезмерное употребление спиртного – причина преждевременной смерти.

Спиртные напитки не рекомендованы женщинам, планирующим беременность, это опасно осложнениями во время вынашивания и проблемами со здоровьем будущего ребенка.

Употребление спиртного с наркотическими веществами – смертельная комбинация. Как и алкоголь, наркотики подавляют деятельность участков мозга, которые контролируют жизненно важные функции, например, дыхание.

Даже умеренное употребление алкоголя сопряжено с некоторыми рисками. Доказательство тому – нарушение сна и головная боль.

Выбирайте «трезвый» отдых и будьте здоровы!

В продолжение сказанному Людмилой Анатольевной, ученики 9 класса покажут Сценку «Вред Алкоголя». (Роли: Ученик, Бабушка, Оля, Доктор)

Ученик: Бабушка переливала из бутылки в графин вишнёвую наливку. Рядом стояла внучка Оля. Наливка красиво текла в графин. Несколько капелек попали на стенки графина снаружи. Бабушка подхватила капельки пальцем и поднесла ко рту.

Бабушка: -Ох, и вкусна, гости будут довольны!

Оля: -Бабушка, а дай мне попробовать!

Бабушка:-Что ты! Детям нельзя! Детям вредно и опасно!

( в комнате звонит телефон. Бабушка уходит)

Оля: Попробуюка я, совсем чуть-чуть. (берёт в руки стакан, хочет налить совсем немного, но нечаянно выплёскивает полстакана) Ой, что же делать? Перелить обратно? Пролью-бабушка узнает, что не послушалась её. Придётся всё выпить. (Выпивает) Ой, голова закружилась! (падает в обморок)

Бабушка: (подбегает к Оле) Доктора! Доктора!

(входит доктор. Оказывает Оле помощь)

Доктор: Скорее! Микстуру! Острое алкогольное отравление! Она может умереть! Ещё микстуру!

Ученик: С Олей, к счастью, всё обошлось! Но есть случаи, когда дети умирали от алкоголя. Вот, например, был семейный праздник. Один гость выпил много вина и уже не очень хорошо соображал, что делает. Когда родителей не оказалось в комнате, он налил большую рюмку коньяку и дал её десятикласснику, сыну хозяев, со словами « Докажи, что ты мужчина! Выпей сразу, как лекарство!» Мальчик выпил и спасти его уже не удалось. Ребята, никогда не пейте никакой алкогольный напиток, кто бы вам не предлагал.

Подростки, употребляющие спиртные напитки делятся на две группы. К первой относят тех, кто пробует их из-за любопытства испытать новые ощущения, «для храбрости» - эти подростки не отличаются глубиной знаний и опыта. Ко второй группе относятся подростки, употребляющие алкоголь «от поведения правонарушителя».

Учёные отмечают у таких подростков очень низкий уровень интеллектуального развития. Скучная внутренняя пустота этой группы подростков - благоприятная почва для распития спиртных напитков и правонарушений.

В алкогольном опьянении человек ведет себя по-разному:

Особенности поведения:

1. Агрессивное поведение

2. Речь – громкая или невнятная, частая, болтливость.

3. Движения – отсутствует координация движений.

4. Неопрятность.

5. Теряет способность оценивать свои поступки, способность самосохранения, возникает ощущение бесстрашия. Совершаются поступки, которые не совершит трезвый человек. Он живёт как бы в нереальном мире. В конечном итоге пьяный человек становится опасным для самого себя и окружающих.

4. Техническая часть

Рассмотрим, например, такие необдуманные поступки:

#1055;ьяный садится за руль автомобиля.

#1055;ьяный на улице ведёт себя …. .

  • Какая опасность возникает в данном случае?
  • Кто подвергается опасности?
  • Какое поведение при встрече с таким человеком будет правильным?

(Ответы на вопросы)

А проще – увидел пьяного – отойди! Алкоголь угрожает как здоровью человека, так и окружающим людям. Поэтому, пьяный человек – это опасно.

«Почему мой папа такой?

Вечно пьяный и вечно злой?

Никогда за собой не следит,

И на всех почему-то сердит,

Открывает пинком он дверь

И врывается в дом, как зверь.

Нас обзывает плохими словами,

Всех в доме пинает ногами

Мама шепчет мне тихо:

-Беги!

А мне слышится крик:

-Помоги!

Я – мужчина. Но я еще мал,

А то папе я твердо б сказал:

-Мне стыдно, что ты папа мой

Уходи! Нам не нужен такой.

***

Снять напряжение порой

Нам помогает алкоголь.

Но чаще всё-таки друг мой,

Он причиняет зло и боль!

Слаб тот, кто пьёт и пьёт опять,

Не понимая ничего.

За водку он готов отдать,

Последнее своё добро!

Страдает вся его семья,

Страдают дети и жена.

Но не желает он понять,

Что жизнь такая не нужна.

- Про что ребята эти стихи? (Обсуждение стихотворений)

- Почему человек употребляет алкоголь? (Варианты ответов записываются на доске).

Поводы для пьянства

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы,

Крестины, свадьба и развод,

Мороз, охота, Новый год,

Выздоровленье, новоселье,

Успех, награда, новый чин,

И просто пьянство – без причин.

Роберт Бернс

Поводов для пьянства очень много, но чаще всего это проблемы, которые человек пытается заглушить алкоголем. Сегодня пьёт – проблема не решилась, завтра пьет – проблема снова не решилась и так, сколько бы человек не заглушал свою проблему, она сама никогда не решится, а наоборот, их станет еще больше.

- А как, ребята, решить эти проблемы?

(Детям предлагается из данных вариантов выбрать подходящее решение проблемы):

  • Подумать, как правильно решить проблему
  • Поделиться со взрослым своим состоянием
  • Поделиться с друзьями
  • Погулять
  • Почитать книгу или посмотреть интересный фильм
  • Заставить себя сделать трудное дело, которое омрачает настроение
  • Послушать музыку

Отсюда следует: необходимо научиться правильно распоряжаться своим свободным временем!

Сейчас я предлагаю рассмотреть сюжетные картинки:

  • Лыжная прогулка
  • Дружная семья
  • Человек сидит за книгой в библиотеке
  • Человек работает
  • Посещение компьютерного зала

- Почему такие ситуации не встречаются в жизни алкоголика? (ответы учеников)

Человек, страдающий алкоголизмом, наносит вред своему здоровью, становится больным, и поэтому не может продуктивно работать, учиться, заниматься спортом, алкоголь изменяет весь образ жизни человека, лишая его привычных занятий, увлечений, общения с любимыми и близкими людьми. Жизнь становится скучной и не интересной. На самом деле, полезных привычек очень много.

(Чтецы зачитывают цитаты)

  1. «Привычка свыше нам дана: замена счастию она». Александр Сергеевич Пушкин;
  2. «Ничто так не нуждается в исправлении, как чужие привычки». Марк Твен
  3. «Воспитание есть усвоение хороших привычек». Платон
  4. «Печальная судьба не с неба сваливается, а рождается от человеческой глупости». Л.Альберти
  5. «Сначала мы формируем привычки, а потом они формируют нас». Джон Драйден

Мы можем продумывать свой отдых и уметь интересно проводить своё время, тогда и скука отступает, появляется интерес к разной деятельности. Именно любимые занятия помогают человеку отдохнуть.

- А теперь поиграем в игру «Верю-не верю» и проверим ваши знания и суеверия. Работать будете в группах (с соседом по парте), правила работы в группах: (на доске). Игра простая: я раздаю карточки с вопросами (6 групп по 6 вопросов каждому), на них вы отвечаете: «верю» или «не верю» и небольшое пояснения: почему вы дали такой ответ.

1. Чем моложе организм, тем быстрее привыкание (верю).

2. В отличие от мужчин женщины медленнее становятся алкоголичками, но вылечить их труднее (верю).

3. В семьях алкашей никогда не вырастет трезвенник (не верю).

4. Маленькая доза алкоголя не может отравить ребенка (не верю).

5. Каждый третий на земле «тягу к питейному имеет» (верю).

6. Не употребляют алкоголь 2/3 населения Земли (верю).

1. Риск аварий возрастает в 5 раз, если за рулем нетрезвый водитель (не верю, в 14).

2. Каждую минуту 0,7% населения планеты (50 млн. человек) находится в состоянии алкогольного опьянения (верю).

3. Алкогольное опьянение приводит к кислородному голоданию мозга (верю).

4. Только печень подвержена разрушительному влиянию алкоголя (не верю).

5. Этиловый спирт вызывает паралич нервной системы (верю).

6. Нет ничего страшного в том, чтобы выпить 2-3 бутылки пива пару раз в неделю или «перебрать» на какой-либо праздник (не верю).

1. Психопатологии (шизофрения) свойственны пьющим (верю).

2. В состоянии опьянения снижается зрение, слух (верю).

3. Алкоголизм – болезнь, которая легко лечится (не верю).

4. У здорового ребенка вкус и запах спиртного вызывает отвращение (верю).

5. Алкогольная интоксикация может вызвать сахарный диабет (верю).

6. Алкоголь уменьшает размеры головного мозга (верю).

Проверка задания, я задаю вопрос, а вы отвечаете.

5. Рефлексия

Здоровье помогает воплощать наши желания, мечты, достигать цели. Здоровому человеку по плечу любая работа. Здоровый человек имеет возможность радоваться настоящей реальной, а не искусственной жизни. Здоровый человек часто улыбается, дарит окружающим хорошее настроение и общаться с таким человеком всегда приятно.

Подводя итог, мне хочется напомнить вам народную мудрость: «Посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу». Опасайтесь вредных привычек, стройте свою судьбу сами. Человек познает самого себя, испытывает и закаляет свою волю, вырабатывает самодисциплину, совершенствует самоорганизацию.

И на позитивной ноте мы хотим завершить наше мероприятие танцем «Будь первым» исполняют участники Движения Первых.

На этом наше мероприятие подошло к концу, напоследок хочется сказать: «Помните, здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках!»

Список литературы:

1. О вине и пьянстве: русские пословицы и поговорки/Сост., предисл., примеч. Г.Ю. Багриновского. – М. : «Аграф». – 2011.

2. Скворцова Е. С. Потребление алкогольных напитков среди городских подростков-школьников в России / Е. С. Скворцова // Российский медицинский журнал. – 2017. – № 2.

3. Личностное становление подростка. 8-9 классы: классные часы, родительские собрания / авт.-сост. О.А.Ещеркина. – Волгоград: Учитель, 2018.

Приложение

Карточки с вопросами

Карточка 1.

1. Чем моложе организм, тем быстрее привыкание (верю).

2. В отличие от мужчин женщины медленнее становятся алкоголичками, но вылечить их труднее (верю).

3. В семьях алкашей никогда не вырастет трезвенник (не верю).

4. Маленькая доза алкоголя не может отравить ребенка (не верю).

5. Каждый третий на земле «тягу к питейному имеет» (верю).

6. Не употребляют алкоголь 2/3 населения Земли (верю).

Карточка 2.

1. Риск аварий возрастает в 5 раз, если за рулем нетрезвый водитель (не верю, в 14).

2. Каждую минуту 0,7% населения планеты (50 млн. человек) находится в состоянии алкогольного опьянения (верю).

3. Алкогольное опьянение приводит к кислородному голоданию мозга (верю).

4. Только печень подвержена разрушительному влиянию алкоголя (не верю).

5. Этиловый спирт вызывает паралич нервной системы (верю).

6. Нет ничего страшного в том, чтобы выпить 2-3 бутылки пива пару раз в неделю или «перебрать» на какой-либо праздник (не верю).

Карточка 3.

1. Психопатологии (шизофрения) свойственны пьющим (верю).

2. В состоянии опьянения снижается зрение, слух (верю).

3. Алкоголизм – болезнь, которая легко лечится (не верю).

4. У здорового ребенка вкус и запах спиртного вызывает отвращение (верю).

5. Алкогольная интоксикация может вызвать сахарный диабет (верю).

6. Алкоголь уменьшает размеры головного мозга (верю).

Стихотворения

***

Ах, эти вредные привычки,
Не вступайте с ними в стычки
Они ведь вредны для земли
В употреблении людьми.
Они мешают людям жить,

Так, что хочется аж выть.
Сигареты, водка – ни к чему
Ты задай себе вопрос «А зачем и почему?»
А наркотики сейчас
Устрашают просто нас.
Ах, эти вредные привычки,
Не вступайте с ними в стычки.

***

«Почему мой папа такой?

Вечно пьяный и вечно злой?

Никогда за собой не следит,

И на всех почему-то сердит,

Открывает пинком он дверь

И врывается в дом, как зверь.

Нас обзывает плохими словами,

Всех в доме пинает ногами

Мама шепчет мне тихо:

-Беги!

А мне слышится крик:

-Помоги!

Я – мужчина. Но я еще мал,

А то папе я твердо б сказал:

-Мне стыдно, что ты папа мой

Уходи! Нам не нужен такой.

***

Снять напряжение порой

Нам помогает алкоголь.

Но чаще всё-таки друг мой,

Он причиняет зло и боль!

Слаб тот, кто пьёт и пьёт опять,

Не понимая ничего.

За водку он готов отдать,

Последнее своё добро!

Страдает вся его семья,

Страдают дети и жена.

Но не желает он понять,

Что жизнь такая не нужна.

Поводы для пьянства

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы,

Крестины, свадьба и развод,

Мороз, охота, Новый год,

Выздоровленье, новоселье,

Успех, награда, новый чин,

И просто пьянство – без причин.

Роберт Бернс

Сценка «Вред Алкоголя».

(Роли: Ученик, Бабушка, Оля, Доктор)

Ученик: Бабушка переливала из бутылки в графин вишнёвую наливку. Рядом стояла внучка Оля. Наливка красиво текла в графин. Несколько капелек попали на стенки графина снаружи. Бабушка подхватила капельки пальцем и поднесла ко рту.

Бабушка: -Ох, и вкусна, гости будут довольны!

Оля: -Бабушка, а дай мне попробовать!

Бабушка:-Что ты! Детям нельзя! Детям вредно и опасно!

( в комнате звонит телефон. Бабушка уходит)

Оля: Попробуюка я, совсем чуть-чуть. (берёт в руки стакан, хочет налить совсем немного, но нечаянно выплёскивает полстакана) Ой, что же делать? Перелить обратно? Пролью-бабушка узнает, что не послушалась её. Придётся всё выпить. (Выпивает) Ой, голова закружилась! (падает в обморок)

Бабушка: (подбегает к Оле) Доктора! Доктора!

(входит доктор. Оказывает Оле помощь)

Доктор: Скорее! Микстуру! Острое алкогольное отравление! Она может умереть! Ещё микстуру!

Ученик: С Олей, к счастью, всё обошлось! Но есть случаи, когда дети умирали от алкоголя. Вот, например, был семейный праздник. Один гость выпил много вина и уже не очень хорошо соображал, что делает. Когда родителей не оказалось в комнате, он налил большую рюмку коньяку и дал её десятикласснику, сыну хозяев, со словами « Докажи, что ты мужчина! Выпей сразу, как лекарство!» Мальчик выпил и спасти его уже не удалось. Ребята, никогда не пейте никакой алкогольный напиток, кто бы вам не предлагал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья "Секреты образовательной технологии ПОРТФОЛИО"

В статье рассматривается  ПОРТФОЛИО как одна из эффективных  технологий,поддерживающих компетентностно-ориентированный подход в образовании....

Презентация на тему "Алкоголь-вред или польза для человека?"

Презентация на тему "Алкоголь-вред или польза для человека?"...

Методическая разработка профилактического занятия для учащихся "О вреде алкоголя"

Методическая разработка профилактического занятия для учащихся "О вреде алкоголя"...

методическая разработка классного часа "Вред курения"

Цель: Выяснить вместе с учащимися, какой вред приносит здоровью курение; привить отрицательное отношение к табаку....

Методическая разработка: "Секреты мастерства учителя"

Презентация секрета мастерства учителя на основе каядзен, японской системы философии....

Учебно-методическое пособие "Агрессия: причинение вреда другим"

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских колледжей содержит теоретический материал по теме, вопросы для самоконтроля и ситуативные задачи....