Именно в школе необходимо заложить основы саморазвития и создать у школьника устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств. Ведь в самостоятельной жизни очень важно, чтобы выпускники были конкурентоспособными, мобильными. Это задача, конечно же, не из легких. И здесь на помощь педагогу приходит технология «Портфолио», «одна из образовательных технологий, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход в образовании».
Что же такое ПОРТФОЛИО? • Форма целенаправленной систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащихся • Образовательная технология, поддерживающая компетентностно – ориентированный подход в образовании • Коллекция работ учащихся, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях, умениях учащихся по сравнению с его предыдущими результатами
ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ ПОРТФОЛИО - доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности. ПОРТФОЛИО • Технология формирования ключевых компетентностей учащихся • Новая эффективная форма контроля и оценки достижений учащихся
РЕЗУЛЬТАТ Сформированные компетентности: - решение проблем (самоуправление) - информационная - коммуникативная
ВЫПУСКНИК - сориентированный в современных условиях рынка труда - мобильный - конкурентоспособный
ВИДЫ ПОРТФОЛИО ПО ЦЕЛИ - портфолио – собственность (для себя собирается) - портфолио – отчет (собирается для учителя)
ПО СОДЕРЖАНИЮ - портфолио достижений - рефлексивный портфолио - проблемно – ориентированный портфолио - тематический портфолио
НОВЫЕ «РОЛИ» ПЕДАГОГА В ХОДЕ ПРИМЕНЕНИЯ технологии ПОРТФОЛИО • Эксперт • Консультант • Тьютор
С данной технологией познакомилась на интерактивных курсах повышения квалификации педагогов Самарской области в 2003 году и успешно внедряю технологию «Портфолио» в учебный процесс. Следует отметить, что процесс создания портфолио увлекает детей. Секрет успеха педагога, внедряющего технологию «Портфолио», - грамотная организация запуска портфолио учащихся. Это должно быть сотрудничество ученика и учителя.
С чего же начать работу над портфолио? 1 шаг. Предлагаю начать с мотивации (Рассказать, что портфолио – это папка – накопитель, коллекция работ уч-ся, демонстрирующая учебные достижения, прогресс в знаниях и умениях школьника, какова цель создания портфолио, какие виды портфолио существуют). Далее познакомить со структурой портфолио.
Классический портфолио состоит из – титульного листа; -оглавления, -указания цели портфолио; -4-х разделов, которые представляют собой крупные блоки материалов: • «Портрет» • «Коллектор» • «Рабочие материалы» • «Достижения».
Внутри разделов выделяются рубрики (1 рубрика обязательная, 2 факультативная). • Цель раздела «Портрет» - представить автора портфолио (ученика) любым доступным способом. Это может быть фото, эссе, анкета, характеристика и т. п., раздел должен отображать особенности личности автора портфолио. Здесь могут быть следующие рубрики: - «Моя анкета» - «Познакомьтесь, это я! - «Мои размышления» - «Я и мои увлечения». • Раздел «Коллектор» содержит информацию извне, т.е. материалы, автором которых не является ученик. Это памятки, схемы, списки литературы, иллюстрации, ксерокопии статей, материалы товарищей. Иными словами, «Коллектор» - это копилка информационных материалов, которые будут использованы в работе, а может быть, перейдут в архив. Здесь могут быть следующие рубрики: -«Стол находок» -«Это интересно» -«Творчество моих товарищей». • Раздел «Рабочие материалы» включает все материалы, созданные и систематизированные учеником. Этот раздел включает такие рубрики, как: - «Письменные работы» - «Мои суждения» - «Анализ собственных ошибок». • Самым приятным для учащихся и для учителя разделом является раздел «Достижения», где помещаются материалы, которые отражают лучшие результаты учеников и демонстрируют их успехи (это грамоты, дипломы, благодарственные письма, фото лучших выступлений, сертификаты, удачные проекты). Здесь возможны рубрики: - «Моя реклама» - «Мои открытия».
Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда. Количество разделов и рубрик, их предполагаемое содержание согласовывают между собой учитель и ученик. Рубрики могут меняться в зависимости от цели создания портфолио, а материалы из разделов перетекать из одного в другой. Элементы портфолио, как правило, датируются, чтобы можно было отследить динамику работы уч-ся.
2 шаг. В режиме сотрудничества определить вид и структуру портфолио.
3 шаг. Затем определиться со сроком сдачи и временем работы над портфолио (на уроках в классе, во время проектной деятельности, творческой и исследовательской работы дома или на уроке. Консультации по портфолио провожу и на уроках, и на индивидуально-групповых занятиях. Проверка – 2 раза в триместр; обязательное задание на каникулы – пополнить разделы портфолио).
4 шаг. Обговорить и критерии оценивания (например, следующие): • - грамотность • - эстетическое оформление • - наличие шкалы достижения цели • - содержательность • - соответствие материалов портфолио цели • - творческий подход • - наличие системы оценивания.
5 шаг. Создать систему оценивания и определить объекты проверки (какие разделы и рубрики будут оцениваться часто, а какие однократно (например, раздел «Мой портрет»); следует отметить, что информацией, которая содержится в портфолио, могут воспользоваться учащиеся, учителя, родители, консультанты, но делать это могут только с ведома и разрешения ученика – автора портфолио.
Применяя данную технологию в учебном процессе не первый год, я убедилась, что технология портфолио приемлема для любого возраста. Умелый подход учителя – консультанта позволяет успешно работать в режиме портфолио и 5-тиклассникам, и 8-миклассникам, и выпускникам.
Вот, например, портфолио ученика 8А класса Гусарова Игоря. Цель – предназначение портфолио– повысить свою грамотность, развить творческие способности, научиться достигать цель; доказать себе и всем, что я способный, научиться работать с информацией. Портфолио включает разделы: 1. Портрет, где 2 рубрики: «Анкета», «Мои размышления» («Зачем изучать русский язык?») 2. Коллектор, где собрана интересная информация о Сызрани, полюбившиеся стихотворения, схемы, таблицы. 3. Рабочие материалы, где находятся все письменные работы: творческий диктант, контрольные упражнения, сочинения, кроссворды по теме «Слова с непроверяемыми орфограммами», иллюстрации к литературным произведениям, материалы проектов. 4. Мои достижения (грамоты, дипломы, лучшие работы и проекты).
По шкале достижения цели легко проследить прогресс в обучении Гусарова Игоря. Самое важное: материалы портфолио подвергаются не только оценке учителя, но и сам ученик проводит рефлексию (с помощью установленной системы оценивания отмечает удачные и менее удачные работы). Замечу, что в конце учебного года с учащимися, работающими в режиме портфолио, проводится анкетирование. Школьники могут строго заполнить опросники, а могут подойти творчески – записать свои размышления в виде эссе.
По результатам анкетирования выявлены разделы портфолио, с которыми ученики любят работать больше всего: - мои достижения 97% (этот раздел позволяет осознать свою значимость и оценить результаты своей деятельности) - мой портрет 85% (ребятам нравится творчески представлять свое «Я») - коллектор – 67% - рабочие материалы – 65%
В чем же секрет технологии «Портфолио»? - С помощью портфолио педагог свободно конструирует и реализует индивидуальные образовательные маршруты учащихся в рамках образовательного учреждения. - Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса. - Грамотная организация запуска портфолио учащихся позволяет осуществить сотрудничество и проектировать обратную связь учителя с учениками, у которых появляется чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения. - Работа с портфолио всегда ведется так, что ученик всегда организует самоконтроль; осознает, как происходит процесс учения, освоения определенной деятельности; делает выводы о том, насколько эффективны для него лично те или иные стратегии, насколько соответствуют его индивидуальности; оценивает свои достижения и возможности, собственное продвижение.
|