Учебно-методическое пособие "Агрессия: причинение вреда другим"
учебно-методическое пособие по психологии
Учебно-методическое пособие для студентов медицинских колледжей содержит теоретический материал по теме, вопросы для самоконтроля и ситуативные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Агрессия: причинение вреда другим (учебное пособие) | 378.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Миасский медицинский колледж»
Учебно-методическое пособие
по дисциплине «Психология»
для студентов медицинских колледжей,
обучающихся по специальностям
34.02.01 Сестринское дело
31.02.01 Лечебное дело
по теме
«АГРЕССИЯ: ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ДРУГИМ»
Миасс
2018
Рассмотрено на заседании ЦМК ОП Протокол № _____ от «_____» ______________20___ г. Председатель ЦМК ПМ _______________Н.В. Ложкина | Составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности Утверждено зам.директора по учебно-воспитательной работе _________________ Ю.Б. Плюснина |
Авторы: | Н.В. Ложкина – преподаватель психологии ГБПОУ «Миасский медицинский колледж» |
Рецензенты: | Н.А. Ширяева – преподаватель общепрофессиональных дисциплин ГБПОУ «Миасский медицинский колледж», методист ГБПОУ «Миасский медицинский колледж» К.М, Гордиенко, преподаватель первой категории ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж» |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………….. | 4 |
Методические указания……………………………………………………... | 5 |
Теоретический материал…………………………………………………… | 6 |
Понятие об агрессии………………………………………………… | 6 |
Основные теории агрессии…………………………………………. | 7 |
Классификация видов агрессии……………………………………… | 9 |
Факторы агрессивного поведения…………………………………... | 12 |
Превентивные меры и управление агрессией………………………. | 16 |
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………. | 19 |
Практикум……………………………………………………………………. | 20 |
Диагностика агрессивности (опросник Басса-Дарки)……………… | 20 |
Ситуационные задачи…………………………………………….…. | 23 |
Ответы на ситуационные задачи……………………………………. | 29 |
Тест-контроль «Агрессия: причинение вреда другим»..………………….. | 31 |
Эталоны ответов……………………………………………………… | 33 |
Литература…………………………………………………………………… | 34 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методическое пособие по теме «Агрессия: причинение вреда другим» составлено для студентов медицинских колледжей для самоподготовки по данной теме.
Издревле человечество проявляло интерес к феномену агрессии. И в наше время агрессия является предметом активных научно-практичных исследований. Психологи отмечают, что в наше время мало кто оказывается в состоянии реально управлять собственной агрессивностью. Статистика свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдание своим ближним. Сведения о проявлении насилия в другие времена и в других местах говорят о том, что в жестокости и насилии, царящих в нашем мире, нет ничего из ряда вон выходящего. Вопрос, почему люди действуют агрессивно, занимал лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривался с различных позиций – с точки зрения философии, поэзии и религии.
Понимание сущности агрессивного поведения, его причин и связи с психическим здоровьем человека важно для медицинского работника.
В данном пособии обобщен материал по теме, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Пособие включает в себя теоретический материал, практикум по теме, тест-контроль для проверки усвоения материала с эталонами ответов, перечень литературы.
Целью данного пособия является усвоение студентом необходимого объема материала по теме «Агрессия: причинение вреда другим».
По окончании изучения темы студенты должны иметь представление:
- о методах исследования агрессивности;
знать:
- понятие об агрессии, причинах и профилактике;
- проявление агрессии в норме и патологии;
уметь:
- определять факторы, влияющие на агрессию в ситуации общения.
усовершенствовать компетенции, включающие в себя способность:
Формируемые компетенции:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Изучите предложенный теоретический материал. Обратите внимание на различия видов агрессии, причины агрессивного поведения.
Ответьте на вопросы для самоконтроля. Если вы не уверены или затрудняетесь с ответом, вернитесь к изучению теоретического материала.
Исследуйте уровень вашей агрессивности с помощью предложенной методики. Сделайте выводы в тетради.
Решите ситуационные задачи и запишите их решение в тетрадь.
После изучения всей темы ответьте на вопросы тест-контроля и проверьте свои знания по эталонам. Если сделали ошибки, вернитесь к изучению материала.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Понятие об агрессии
Агрессия (лат. Agressio) – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы.
Черты агрессивного действия:
1) наличие субъект-субъектного или субъект-объектного взаимодействия; вне процесса общения агрессии не существует, и в этом смысле она рассматривается как патологическая форма межличностного взаимодействия;
2) наличие признака инициативы и направленности действий против конкретного человека или объекта;
3) наличие цели или результата действий, заключающейся в причинении вреда, нанесении ущерба;
4) использование в качестве способа достижения цели непосредственного применения силы, угрозы ее применения или демонстрации превосходства в силе.
Рис. 1. Бидструп Х. Круг замкнулся.
Все деструктивные (разрушительные действия) могут быть расценены как агрессия, они имеют общую психологическую природу, сходную мотивацию.
Агрессию необходимо дифференцировать с такими понятиями как:
агрессивность – индивидуальная предрасположенность к агрессивному поведению, высокая вероятность проявления агрессии;
враждебность – побуждение причинить вред другому человеку с поведенческим проявлением или без него, негативная установка, основанная на отрицательных оценках или суждениях.
Важно помнить, что агрессия – модель поведения, а не мотив или эмоция: эмоция – злость; мотив – стремление оскорбить или навредить.
Их наличие не является необходимым условием возникновения агрессии.
Основные теории агрессии
Большинство теорий происхождения агрессии попадает под одну из четырех категорий (рис.2).
Рис. 2. Основные теории агрессии
Агрессия как инстинктивное поведение. Психоаналитическая концепция рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Агрессия – это результат конфликта между саморазрушением и самосохранением, инстинкт смерти (З. Фрейд, 1920).
Эволюционный подход предполагает, что предрасположенность к агрессии является следствием естественного отбора, это проявление инстинкта борьбы, присущее всем живым существам, включая человека.
Агрессия как проявление побуждения. Теория фрустрации-агрессии Дж. Долларда (1939) заключается в том, что побуждение к агрессии является производной фрустрации (рис. 3):
- фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;
- агрессия всегда является результатом фрустрации.
Доллард считал, что для возникновения агрессии решающим и стимулирующими являются три фактора:
- степень ожидаемого удовлетворения от достижения цели;
- сила препятствия на пути достижения цели;
- количество последовательных фрустраций.
По Долларду, все акты агрессии играют роль катарсиса, снижая уровень побуждения к последующей агрессии. Угроза наказания только блокирует агрессивные действия, но побуждение остается и ведет к смещению агрессии, когда она проявляется не по отношению к фрустраторам. Агрессия может быть ослаблена посредством любого агрессивного действия, включая поведение, не связанное с причинением физического и морального ущерба окружающим.
Рис.3. Классическая теория фрустрации-агрессии
Агрессия как познавательный процесс. В своих работах 80-х годов ХХ в. Берковиц утверждал, что в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии лежат эмоциональные и познавательные процессы (модель образования новых когнитивных связей). Посылы к агрессии вовсе не являются обязательным условием для ее возникновения. Блокировка достижения цели не будет побуждать к агрессии, если она не воспринимается как неприятное событие. Важна индивидуальная интерпретация негативного воздействия.
Из когнитивных моделей следует, что выработка неагрессивных конструктивных привычек в ответ на провокацию – это способ контроля или устранения импульсивных агрессивных реакций.
Агрессия как приобретенное социальное поведение. Согласно точке зрения А. Бандуры (1983), агрессия включает в себя сложные навыки, которым надо научиться. Соответственно, будучи приобретенной моделью социального поведения, она может подвергаться модификации. При этом подчеркивается роль социальных условий, изменение которых ведет к предотвращению или ослаблению агрессии.
Классификация видов агрессии
Агрессию можно описать на основании трех шкал:
- физическая – вербальная;
- активная – пассивная;
- прямая – непрямая.
Их комбинации дают восемь возможных категорий агрессии (табл.1).
Таблица 1
Категории агрессии по Бассу
Тип агрессии | Примеры |
физическая – активная – прямая | Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия. |
физическая – активная – непрямая | Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага. |
физическая – пассивная – прямая | Стремление физически не дозволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация). |
физическая – пассивная – непрямая | Отказ от выполнения необходимых задач (например, забастовка). |
вербальная – активная – прямая | Словесное оскорбление или унижение другого человека. |
вербальная – активная – непрямая | Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке. |
вербальная – пассивная – прямая | Отказ разговаривать с человеком, отвечать на его вопросы. |
вербальная – пассивная – непрямая | Отказ дать необходимые пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого критикуют) |
Также агрессию классифицируют и по другим основаниям: по направленности на объект; по причине появления; по признаку целенаправленности; по открытости проявления; по форме проявления (табл. 2).
Таблица 2
Классификация видов агрессии
Основание классификации | Виды агрессии | |||
По направленности на объект | Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика | Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания | ||
По причине появления | Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и прочее) | Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, несправоцированная агрессия при психических заболеваниях) | ||
По целенаправленности | Инстументальная агрессия - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющийся больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку, и прочее | Целевая (мотивационная) агрессия выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену, и прочее | ||
По открытости проявлений | Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое проявление неприязни, применение физической силы или угрозы расправы и прочее | Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они более доступны, и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы "не в духе", срывает злость на всей семье; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка; и прочее | ||
По форме проявления | Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику | Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса, и прочее. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику | Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику. |
В рамках концепции агрессивного поведения крупнейшего представителя динамической психиатрии Г. Аммона выделены варианты агрессивного поведения.
Конструктивный – открытое проявление агрессивных побуждений в социально приемлемой форме с позитивным эффектом. Допускает развитие и изменение каждого индивида в группе, способствующей формированию деловых отношений.
Деструктивный – прямое проявление агрессии, связанное с нарушением морально-этических норм и правил поведения, препятствующее развитию межличностных отношений и разрушающее их (делинквентное поведение).
Дефицитарный, который характеризуется отсутствием достаточной реализации агрессивных побуждений при дефиците соответствующих поведенческих навыков, что проявляется, в частности, в игнорировании окружающих и ограничении социальных контактов. Характерен для пациентов с психосоматическими заболеваниями.
Факторы агрессивного поведения
Выделяют четыре группы факторы агрессии: биологические, социальные, психологические, ситуативные.
К биологическим факторам наиболее часто относят: наследственность, отягощенную психическими заболеваниями; злоупотребление алкоголем; употребление наркотиков и психотропных препаратов; наличие в анамнезе тяжелых или повторных черепно-мозговых травм; инфекций, интоксикации.
Наследственность влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии. Хорошо известно, что некоторых животных разводят с расчетом использования их агрессивности. Так же агрессивность варьируется и у приматов, и у людей.
Многие гормоны (кортиколиберин, вазопрессин, тестостерон) могут усиливать или ослаблять агрессивное поведение, но ни один из них не индуцирует его. Гормона агрессии не существует.
Химический состав крови – еще один фактор, влияющий на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии. Алкоголь усиливает агрессивность, снижая у человека уровень вменяемости, ослабляя способность предвидеть последствия совершаемых действий. Алкоголь затушевывает индивидуальность и снимает запреты (Рис.4).
Рис.4. Алкоголь разрушает индивидуальность
Агрессия и возбуждение находятся в тесной взаимосвязи — при очень специфичных обстоятельствах. Возбуждение ведет к усилению агрессии, когда индивиды источником своего возбуждения считают провокации со стороны объекта и когда их доминантной, преобладающей реакцией на провокации является агрессия. Лица с повышенной реактивностью склонны прибегать к агрессии значительно чаще, нежели их менее возбуждающиеся собратья. Причиной повышенной реактивности может быть травма или интоксикация центральной нервной системы.
К социальным факторам относят: полученное образование, наличие и характер выполняемой работы, семейное положение, общение в асоциальных группах, наблюдение агрессивного поведения.
Культура. Она включает образование, общее культурное развитие и систему культурных ценностей. Различия в этих системах предопределяют приверженность личности тем или иным нормам, в первую очередь, эстетическим и этическим нормам, обычаям, традициям. Наиболее полно зависимость агрессивности проявляется в случаях нарушения моральных стандартов, сопровождающихся рационализацией, самооправданием. A. Бандура (1976) выделил шесть типов самооправдания: снижение значимости предпринятой агрессии через односторонние сравнения; оправдание агрессии во имя высших ценностей; отрицание своей ответственности; разделение ответственности и виновности и размывание четкого представления о них; дегуманизация жертвы; постепенное примирение.
Профессия. Она в силу своей той или иной специфики определяет некоторые ценности и нормы, предопределяет различия в отношении к ним. Например, если для рабочих на конвейере важны слаженность, взаимодополняемость и взаимоподдержка, и единственным моральным принципом их является принцип «один за всех и все за одного», то для людей творческого труда – художников, артистов, поэтов, работающих индивидуально, весьма важен принцип признания их уникальности, особенности, неповторимости. Своеобразные этические особенности есть для хирурга и мясника, работника крематория и металлурга-доменщика, имеются своеобразия профессиональной этики для врачей, военных, полицейских и других.
Один из важных способов усвоения человеком широкого диапазона агрессивных реакций — прямое поощрение такого поведения. Получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.
Большое значение имеют случаи, когда люди наблюдают за тем, как примеры агрессии встречают одобрение или, во всяком случае, остаются безнаказанными — это часто вдохновляет на подобное поведение. Иллюстрацией этому служат драматические и часто трагические примеры, когда вслед за сообщениями в средствах массовой информации о необычных формах насилия похожие события происходят очень далеко от тех мест, где они были первоначально зафиксированы. Видимо, в подобных случаях зрители (или читатели) овладевают новыми агрессивными приемами посредством викарного научения, а затем, воодушевленные сообщением об эпизоде насилия, применяют их на практике (Рис.5.).
Рис. 5. Наблюдение агрессии в СМИ способствует
ее применению в реальной жизни
К психологическим факторам агрессии относят: эгоцентризм, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, тревожность, склонность к эмоциям ярости и гнева, особенности самооценки, локуса контроля, усвоение социальных норм (Рис. 6).
Рис. 6. Некоторые личностные особенности предрасполагают к агрессии
К ситуативным факторам, определяющим возникновение агрессии, относятся особенности среды и ситуации, которые могут повысить вероятность агрессивных действий, в частности физические условия: боль, жара, атакующее поведение, скученность.
Так, например, высокая температура воздуха повышает вероятность проявления агрессии либо, напротив, эскапизма. В соответствии с моделью негативного аффекта по Беллу и Бэрону (1976), умеренно высокие температуры, по сравнению с низкими или очень высокими, в наибольшей степени способствуют заострению агрессивных тенденций. Умеренно высокая температура воздуха усиливает негативный аффект (то есть дискомфорт), вследствие чего возрастает вероятность проявления индивидом агрессивных реакций. Однако, если дискомфорт, вызванный ненормально высокой температурой воздуха, очень силен, то не исключено, что индивид в такой ситуации предпочтет бегство, поскольку вступление в агрессивное взаимодействие может пролонгировать дискомфортные переживания.
Другие средовые стрессоры также могут сыграть роль внешних детерминант агрессии. Так, например, шум, усиливая возбуждение, способствует возрастанию агрессии. Некоторые (впрочем, пока еще довольно скудные) данные свидетельствуют о том, что теснота (скученность) также может спровоцировать агрессию. Наблюдения показывают, что агрессивные реакции усиливаются и в том случае, когда в воздухе содержатся некоторые загрязняющие агенты (например, сигаретный дым, неприятные запахи).
Превентивные меры и управление агрессией
Вплоть до самого недавнего времени внимание исследователей было направлено главным образом на выяснение причин агрессии, а не на поиск средств ее предотвращения или редуцирования. Столь неутешительное положение дел можно объяснить широким распространением, с одной стороны, убеждения в том, что нам уже известны наиболее эффективные способы предотвращения агрессивных действий — наказание и катарсис; и, с другой — представления о том, что агрессию можно редуцировать путем элиминации факторов, способствующих ее проявлению. Однако ни то, ни другое не согласуется с имеющимися эмпирическими данными.
Грозящее наказание действительно может служить эффективным средством предотвращения агрессии, но лишь в том случае, если агрессор не находится в состоянии крайнего озлобления; если наказание, которого он может ожидать, достаточно сурово; если вероятность его применения действительно высока и если выгода от совершения агрессивного действия не слишком велика.
Действительное наказание также может удерживать агрессора от последующего совершения агрессивных действий, но лишь в том случае, если реципиент считает наказание вполне заслуженным, если оно следует сразу же за совершением агрессивных действий и приводится в исполнение с соблюдением всех установленных правил. К сожалению, эти условия редко соблюдаются в системах уголовного законодательства большинства стран, и потому наказание, как метод борьбы с преступностью, сравнительно неэффективно.
Гипотеза о существовании катарсиса предполагает, что если приведенному в ярость индивиду дать возможность «спустить пары» в социально приемлемой форме, то это приведет к ослаблению переживаемых им негативных эмоций и тем самым снизит вероятность того, что в дальнейшем он прибегнет к социально опасным формам агрессии. Существующие данные подтверждают первое из этих предположений: участие в различных формах агрессивных взаимодействий, включая сравнительно безобидные, может приводить к резкой разрядке эмоционального напряжения. Однако это не единственный способ достижения подобного эффекта: к снижению уровня эмоционального напряжения может привести совершение индивидом практически любого действия, ослабляющего момент аверсивности в обращении с ним (индивидом) других индивидов. Данные, подтверждающие вторую часть «катарсической» гипотезы — то есть положение о том, что если индивид, испытывающий в настоящий момент гнев или злобу, своевременно даст выход своей агрессии, то это снизит вероятность совершения им в будущем серьезного правонарушения — менее убедительны. Подобный эффект может давать только совершение индивидом нападения непосредственно на того, кто послужил источником его гнева или раздражения. Кроме того, достигнутое таким образом снижение агрессивности может быть весьма непродолжительным. Итак, следует признать, что действенность катарсиса как средства редуцирования снижения агрессии в прошлом сильно переоценивалась.
Иногда агрессия может быть редуцирована с помощью демонстрации. Речь идет о тех случаях, когда в критической ситуации кто-либо проявляет сдержанность и/или призывает других не поддаваться на провокации. В отличие от других способов редуцирования агрессии (например, запугивания возможностью мести или наказания), демонстрация наглядных примеров неагрессивного поведения может снизить частоту и интенсивность как прямых, так и косвенных проявлений агрессии.
На агрессию, как и на другие формы социальных взаимодействий, сильное влияние оказывают различные когнитивные факторы. Так, характер реакции индивидуума на провоцирующие действия других людей в значительной степени будет зависить от совершаемых индивидуумом атрибуций, то есть от того, какое причинностное объяснение получат действия, квалифицируемые индивидуумом как провокация. С наибольшей вероятностью агрессия возникает в тех случаях, когда провокативность поведения других людей расценивается индивидуумом как злоумышленная и преднамеренная.
Информирование о наличии смягчающих обстоятельств — например, сообщение о принудительности чьего-либо участия в провокационных действиях — может оказаться весьма эффективным способом снизить агрессивность ответной реакции на подобные действия. Если подобное информирование носит упреждающий характер, то ответная реакция на провокационные действия, когда они все-таки совершаются, может оказаться практически беззлобной. Часто эффективным способом предотвращения негативных последствий агрессивного взаимодействия может послужить попытка оправдать агрессора, дать причинное объяснение его агрессивному поведению, грубо нарушившему наши ожидания.
Рис. 7. Юмор несовместим с гневом.
Вопросы для самоконтроля
- Дайте определения понятиям «агрессия», «агрессивность» и «враждебность».
- Каковы основные теории агрессии?
- Расскажите о классификации видов агрессии.
- Каковы причины агрессии?
- Каковы методы предупреждения и управления агрессией?
ПРАКТИКУМ
Диагностика агрессивности (опросник Басса-Дарки)
Инструкция. Вам предлагается ответить на следующие вопросы. В бланке ответов напротив соответствующего номера вопроса поставьте «да» либо «нет».
1. Временами я не могу справиться с желанием навредить кому-либо.
2. Иногда я могу посплетничать о людях, которых не люблю.
3. Я легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.
4. Если меня не попросить по-хорошему, то я просьбу не выполню.
5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне гадости за моей спиной.
7. Если я не одобряю поступки других людей, то даю им это почувствовать.
8. Если мне случается обмануть кого-либо, то я испытываю угрызения совести.
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
12. Когда установленное правило не нравится мне, то сейчас же хочется нарушить его.
13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.
15. Я часто бываю не согласен с людьми.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
18. В раздражении я часто хлопаю дверьми.
19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.
21. Меня немного огорчает моя судьба.
22. Думаю, что многие люди не любят меня.
23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
26. Я не способен на грубые шутки.
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
29. Каждую неделю я общаюсь с кем-нибудь из тех, кто мне не нравится.
30. Довольно многие завидуют мне.
31. Я часто требую, чтобы люди уважали мои права.
32. Меня огорчает то, что я мало делаю для своих родителей.
33. Люди, которые постоянно изводят и "достают", стоят того, чтобы их "щелкнули по носу".
34. От злости я иногда бываю мрачным.
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
39. Даже если я злюсь, то не прибегаю к сильным выражениям.
40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.
43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
46. Если кто-то раздражает меня, я готов сказать ему все, что о нем думаю.
47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
49. Лет с десяти у меня не было вспышек гнева.
50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
53. Когда люди кричат на меня, – кричу в ответ.
54. Неудачи в делах огорчают меня.
55. Я дерусь не реже и не чаще других.
56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал её.
57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.
59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.
60. Ругаюсь только от злости.
61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю её.
63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
67. Часто думаю, что живу неправильно.
68. Знаю людей, которые способны довести меня не просто "до кипения", но и до драки.
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
71. Часто я просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
72. В последнее время я стал занудой.
73. В споре я часто повышаю голос.
74. Стараюсь скрывать свое плохое отношение к окружающим людям.
75. Лучше я соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Обработка и интерпретация результатов.
Данный опросник позволяет оценить уровень агрессии по следующим шкалам.
шкала | ключ ответов | уровни выраженности | ||
низкий | средний | высокий | ||
1. Физическая агрессия | 1 +, 9 –, 17 –, 25 +, 33 +, 41 +, 48 +, 55 +, 62 +, 68 +; | 0-3 | 4-6 | 7-10 |
2. Вербальная агрессия | 7 +, 15 +, 23 +, 31 +, 39 –, 46 +, 53 +, 60 +, 66 –, 71 +, 73 +, 74 –, 75 –; | 0-4 | 5-8 | 9-13 |
3. Косвенная агрессия | 2 +, 10 +, 18 +, 26 –, 34 +, 42 +, 49 –, 56 +, 63 +; | 0-3 | 4-6 | 7-9 |
4. Негативизм | 4 +, 12 +, 20 +, 28 +, 36 –; | 0-1 | 2-3 | 4-5 |
5. Раздражение | 3 +, 11 –, 19 +, 27 +, 35 –, 43 +, 50 +, 57 +, 64 +, 69 –, 72 +; | 0-3 | 4-7 | 8-11 |
6. Подозрительность | 6 +, 14 +, 22 +, 30 +, 38 +, 45 +, 52 +, 59 +, 65 –, 70 –; | 0-3 | 4-6 | 7-10 |
7. Обида | 5 +, 13 +, 21 +, 29 +, 37 +, 44 +, 51 +, 58 +; | 0-2 | 3-5 | 6-8 |
8. Чувство вины | 8 +, 16 +, 24 +, 32 +, 40 +, 47 +, 54 +, 61 +, 67 +; | 0-3 | 4-6 | 7-9 |
Индекс агрессивности – обобщенная характеристика, отражающая уровень реакции личности на реальную или кажущуюся обстановку, несущую угрозу.
Индекс агрессивности= физическая агрессия+косвенная агрессия+вербальная агрессия
низкий | средний | высокий |
0-10 | 11-21 | 22-32 |
Индекс враждебности – обобщенная характеристика, проявляющаяся в негативной оценке людей и событий, сопровождающая негативными эмоциями.
Индекс враждебности=обида+подозрительность
низкий | средний | высокий |
0-6 | 7-12 | 13-18 |
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности.
Ситуационные задачи
Задача 1.
Кирсти Лагерспец, финский психолог, взяла обычных мышей-альбиносов и разделила их на две группы: на агрессивных и неагрессивных. Повторив эту процедуру в 26 поколениях, она получила один помет невероятно свирепых мышей, а другой – исключительно спокойных.
Какой фактор проявления агрессивности выявлен в этом эксперименте? Как вы считаете, проявляется ли он у людей?
Задача 2.
Опрошенные по отдельности монозиготные близнецы (с идентичным генотипом) чаще, чем дизиготные (генотипы у которых отличаются) высказывали сходное мнение о степени своей «горячности».
Какой фактор проявления агрессивности выявлен в этом исследовании?
Задача 3.
У заключенных, осужденных за неспровоцированные насильственные действия, уровень тестостерона обычно выше, чем у заключенных, совершивших преступления, не связанные с насилием. Среди нормальных подростков и взрослых мужчин те, у кого уровень тестостерона выше, более склонны к делинквентному поведению, наркотической зависимости и агрессивным проявлениям в ответ на провокацию.
Какой фактор проявления агрессивности выявлен в этом исследовании?
Задача 4.
Изучая связь между шлепками, которыми родители «награждали» своих маленьких детей за разные провинности, и степенью агрессивного поведения, которое эти дети демонстрировали в отношениях со сверстниками, когда стали ходить в детский сад, Страссберг и его коллеги обнаружили, что дети, подвергавшиеся физическим мерам воздействия со стороны родителей, были более агрессивными по сравнению с теми детьми, которых не наказывали физически.
Какой фактор проявления агрессивности выявлен в этом статистическом исследовании? Какими, исходя из этого, должны быть меры профилактики агрессивного поведения?
Задача 5.
Хотя большинство детей, испытавших на себе жестокое обращение взрослых, не становятся в дальнейшем преступниками или жестокими родителями, 30% из них все же злоупотребляют наказанием своих детей: они наказывают их вчетверо чаще, чем среднестатистический родитель.
Какой фактор проявления агрессивности выявлен в этом статистическом исследовании? Какими, исходя из этого, должны быть меры профилактики агрессивного поведения?
Задача 6.
Сведения, поступающие из полицейских участков (США) показывают: людей в состоянии алкогольного опьянения гораздо легче спровоцировать на агрессивное поведение. Люди виновные в совершении насилия, часто: злоупотребляют алкоголем; становятся агрессивными на фоне интоксикации. В 65 случаях из 100 убийца и/или его жертва принимали алкогольные напитки.
Какой фактор проявления агрессивности выявлен в этом статистическом исследовании? Какими, исходя из этого, должны быть меры профилактики агрессивного поведения?
Задача 7.
В эксперименте Берковица рассерженные студенты Висконсинского университета посылали своему «обидчику» электрические разряды большей силы, когда в поле их зрения находились винтовка или револьвер (предположительно оставленные по недосмотру после предыдущего эксперимента), чем в том случае, когда «случайно оставленными предметами» были ракетки для бадминтона.
Какой фактор проявления агрессивности выявлен в этом исследовании?
Какими, исходя из этого, должны быть меры профилактики агрессивного поведения?
Задача 8.
После того как в Вашингтоне был принят закон, ограничивающий права на владение огнестрельным оружием, количество убийств, совершенных там с его применением, и количество самоубийств резко сократилось, примерно на 25%. Изменения не коснулись ни других способов убийств, ни соседних районов, на которые этот закон не распространялся.
Какой фактор проявления агрессивности выявлен в этом статистическом исследовании? Какими, исходя из этого, должны быть меры профилактики агрессивного поведения?
Задача 9.
Леонард Берковиц и его сотрудники продемонстрировали возникновение агрессивной реакции, предложив студентам Висконсинского университета подержать одну руку либо в чуть теплой, либо в холодной до боли воде. Те, кто опускал руку в ледяную воду, сообщали о растущем раздражении и о том, что буквально готовы были осыпать проклятиями соседа, издававшего неприятные звуки.
Какой фактор проявления агрессивности выявлен в этом исследовании? Какими, исходя из этого, должны быть меры профилактики агрессивного поведения пациента, испытывающего боль и дискомфорт?
Задача 10.
Наибольшее количество преступлений, связанных с насилием, совершается не только в жаркие дни, но и в жаркое время года, в жарких душных городах и наиболее жарких районах Западной Европы.
Какой фактор проявления агрессивности выявлен в этом статистическом исследовании? Какими, исходя из этого, должны быть меры профилактики агрессивного поведения?
Задача 11.
В густонаселенных городах происходит большее количество преступлений и люди там испытывают больший эмоциональный стресс.
Какой фактор проявления агрессивности выявлен в этом статистическом исследовании? Какими, исходя из этого, должны быть меры профилактики агрессивного поведения?
Задача 12.
В Канаде и США между 1957 и 1974 годами, в период распространения телевещания, было совершено вдвое больше убийств, чем в предыдущие или последующие годы. В тех, охваченных переписью населения регионах, куда телевидение пришло позже, волна убийств также поднялась позже.
Какой фактор проявления агрессивности выявлен в этом статистическом исследовании? Какими, исходя из этого, должны быть меры профилактики агрессивного поведения?
Задача 13.
Американские психологи, Нил Маламут и Джеймс Чек, организовали для одной группы студентов просмотр двух фильмов несексуального характера, а для другой группы – двух фильмов, где были сцены изнасилования. Спустя неделю, как выяснил другой экспериментатор, испытуемые, смотревшие фильмы с изнасилованием, находили сексуальное насилие над женщиной более допустимым, чем при опросе до просмотра.
Какой фактор проявления агрессивности выявлен в этом исследовании? Какими, исходя из этого, должны быть меры профилактики агрессивного поведения?
Задача 14.
Лари Бэрон и Мюррей Страус обнаружили, что в 50 США количество проданных журналов откровенно сексуального содержания коррелирует со статистикой изнасилований.
Какой фактор проявления агрессивности выявлен в этом статистическом исследовании? Какими, исходя из этого, должны быть меры профилактики агрессивного поведения?
Задача 15.
Уильям Бельсон провел опрос 1565 лондонских мальчиков, в ходе которого установил, что в отличие от мальчиков, просмотревших незначительное количество передач, содержащих сцены жестокости, те, кто видел их в большом количестве, в течение последних шести месяцев совершали почти на 50% больше правонарушений.
Какой фактор проявления агрессивности выявлен в этом статистическом исследовании? Какими, исходя из этого, должны быть меры профилактики агрессивного поведения?
Задача 16.
Берковиц обнаружил, что мальчики-подростки, видевшие, как в фильме кого-то сильно били, потом меньше сдерживали желание ударить человека, похожего на жертву из фильма.
Какой фактор проявления агрессивности выявлен в этом исследовании? Какими, исходя из этого, должны быть меры профилактики агрессивного поведения?
Задача 17.
Многие считают, что, показывая детям по телевизору огромное количество сцен насилия, мы приучаем их к мысли, что агрессия – общепринятый выход из ситуации, вызывающих фрустрацию. Некоторые напротив, утверждают, что насилие, которое дети видят по телевидению, может служить замещением реальной агрессии, в результате чего агрессивность детей снижается, а не возрастает.
Как считаете Вы? Дайте рекомендации родителям дошкольников.
Ответы на ситуационные задачи
Задача 1. Эксперимент свидетельствует о влиянии биологического генетического фактора агрессивности. Данный фактор может проявляться и у людей.
Задача 2. В этом исследовании выявлено влияние биологического генетического фактора агрессивности. Однако следует отличать мнение о своей «горячности» и реальное проявление агрессии.
Задача 3. Исследование выявило влияние биологического гормонального фактора агрессивности. Многие гормоны могут усиливать или ослаблять агрессивное поведение, но ни один из них не индуцирует его.
Задача 4. Исследование выявило влияние социальных факторов, а именно наблюдение агрессивного поведения собственных родителей, модель воспитания в семье. К мерам профилактики агрессивного поведения у детей можно отнести формирование наегрессивных моделей поведения.
Задача 5. Исследование выявило влияние социальных факторов, а именно наблюдение агрессивного поведения собственных родителей, модель воспитания в семье. К мерам профилактики агрессивного поведения у детей исходя из этого: обучение родителей неагрессивным методам воспитания, формированию положительного эмоционального климата в семье.
Задача 6. В данном исследовании выявлено влияние социального фактора – употребление алкоголя и биологического – интоксикация. К мерам профилактики можно отнести ограничения продажи алкоголя, формирование ответственного отношения к собственному здоровью, отрицательного отношения к алкоголю.
Задача 7. В данном исследовании выявлены социальные и ситуативные факторы: раннее наблюдение агрессивного поведения, связанного с оружием и оценка ситуации как угрожающей. К мерам профилактики, исходя из результатов исследования, можно отнести уменьшение демонстрации оружия в средствах массовой информации.
Задача 8. В данном исследовании выявлено влияние социального фактора: изменение приемлемых способов проявления агрессии. К мерам профилактики можно отнести ограничение возможностей владения и применения оружия.
Задача 9. В данном исследовании показано влияние ситуативного фактора боли. Для профилактики агрессивного поведения пациента нужно по медицинским показаниям применять обезболивающие препараты, и использовать щадящие методы выполнения медицинских манипуляций.
Задача 10. В данном исследовании выявлено влияние ситуативного фактора жары. Для профилактики агрессивного поведения население должно быть проинформировано о возможном влиянии этого фактора и должна быть возможность для охлаждения (вода, кондиционеры, озеленение города).
Задача 11. В данном исследовании выявлено влияние ситуативного фактора тесноты, скученности. Для профилактики агрессии необходимо строительство и реорганизация городов с учетом требований социальной экологии: Достаточная освещенность в дневное и ночное время, структурирование пространства, организация рекреационных зон, организация дорожного движения.
Задача 12. Данное статистическое исследование показало влияние социального фактора – наблюдение модели агрессивного поведения в средствах массовой информации. Исходя из данных исследования для профилактики агрессивного поведения необходимо применение мер, которые бы ограничивали демонстрацию сцен насилия на телевидении.
Задача 13. Данное исследование выявило влияние социального фактора – наблюдение модели агрессивного поведения. Меры профилактики агрессии, исходя из данных исследования, ограничения демонстрации сцен сексуального насилия в средствах массовой информации.
Задача 14. Данное исследование выявляет взаимодействия влияний социального фактора – сформированные модели поведения и ситуативного фактора – фрустрации. Меры профилактики: ограничение открытой продажи журналов откровенного сексуального содержания.
Задача 15. Данное исследование показывает влияние социального фактора – восприятие агрессивной модели поведения детьми. Исходя из данных исследования для профилактики агрессии необходимо введение возрастных ограничений для просмотра сцен с насилием.
Задача 16. Данное исследование показывает влияние социального фактора – восприятие агрессивной модели поведения подростками. Исходя из данных исследования для профилактики агрессии необходимо введение возрастных ограничений для просмотра сцен с насилием.
Задача 17. Демонстрация детям сцен насилия приводит к формированию установки о нормальности агрессивного поведения. Родителям для профилактики агрессии необходимо максимально снизить проявление агрессии в семейном общении и в просматриваемых телепередачах, а также необходимо обсуждать с ребенком увиденные им сцены насилия на доступном ему уровне.
Тест-контроль «Агрессия: причинение вреда другим»
1. Индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда, либо даже на уничтожение другого человека или группы:
а) предрассудок;
б) установка;
в) агрессия;
г) фрустрация.
2. Теория агрессии, утверждающая, что предрасположенность к агрессии является следствием естественного отбора:
а) биологическая;
б) фрустрационная;
в) когнитивная;
г) социального научения.
3. Теория агрессии, заключающаяся в том, что побуждение к агрессии является производной фрустрации:
а) биологическая;
б) фрустрационная;
в) когнитивная;
г) социального научения.
4. Теория агрессии, утверждающая, что в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии лежат эмоциональные и познавательные процессы:
а) биологическая;
б) фрустрационная;
в) когнитивная;
г) социального научения.
5. Теория агрессии, согласно которой агрессия включает в себя сложные навыки, которым надо научиться:
а) биологическая;
б) фрустрационная;
в) когнитивная;
г) социального научения.
6. Агрессия, направленная на нанесение вреда другим людям:
а) гетероагрессия;
б) аутоагрессия;
в) реактивная;
г) спонтанная.
7. Агрессия, направленная на нанесение вреда себе:
а) гетероагрессия;
б) аутоагрессия;
в) реактивная;
г) спонтанная.
8. Агрессия, представляющая реакцию на внешний раздражитель:
а) гетероагрессия;
б) аутоагрессия;
в) реактивная;
г) спонтанная.
9. Агрессия, появляющаяся без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов:
а) гетероагрессия;
б) аутоагрессия;
в) реактивная;
г) спонтанная.
10. Интоксикация центральной нервной системы относится к факторам агрессии:
а) биологическим;
б) социальным;
в) психологическим;
г) ситуативным.
11. Характер выполняемой работы относится к факторам агрессии:
а) биологическим;
б) социальным;
в) психологическим;
г) ситуативным.
12. Особенности самооценки относится к причинам агрессии:
а) биологическим;
б) социальным;
в) психологическим;
г) ситуативным.
13. Скученность относится к причинам агрессии:
а) биологическим;
б) социальным;
в) психологическим;
г) ситуативным.
Эталон ответов
1-в, 2-а, 3-б, 4-в, 5-г, 6-а, 7-б, 8-в, 9-г, 10-а, 11-б, 12-в, 13-г.
ЛИТЕРАТУРА
- Бэрон Р. Агрессия / Бэрон Р., Ричардсон Д. – СПб.: Питер, 2014.
- Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. – СПб.: Питер, 2014.
- Кернберг, Отто Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. М.: Класс, 2018
- Майерс Д. Социальная психология. – СПб: Питер, 2017.
- Островская И. В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.
- Петрова Н. Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студентов средних медицинских заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закон «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области»
Закон Московской области № 148 «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области»...
Закон «Об административной ответственности за несоблюдение требований по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области»
Закон Московской области № 49 «Об административной ответственности за несоблюдение требований по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области»...
Ответственность за причинение вреда здоровью. Уголовный кодекс РФ.
Презентация к уроку 21 ОЗОЖ 8 класс по теме "Уголовный кодекс РФ. Ответственность за причинение вреда здоровью" Задания для учащихся (ситуации)....
«Меры по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних»
Меры по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних...
Областной закон Ростовской области №346-ЗС «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей»
В областном законе говорися о мерах по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей....
«О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию»
laquo;О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию»...