Программа Функциональная грамотность
рабочая программа (6 класс)

Программа Функциональная грамотность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._programma_funktsionalnaya_gramotnost_2023.docx54.8 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌‌‌Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Отдел образования Администрации Чертковского района

‌‌МБОУ Щедровская ООШ

СОГЛАСОВАНО

На педагогическом совете

________________________

Мельникова Т.В.

10 от «28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

директор МБОУ

Щедровская ООШ

________________________

Огула Л.А.

120 от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

(общеинтеллектуальное направление)

5-9 классы

Срок реализации: 5 лет

Рабочая программа разработана учителем

первой квалификационной категории

Деточкина А.А.

с. Щедровка, 2023

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные и предметные

Грамотность

Читательская

Математическая

Естественно-

научная

Финансовая

Глобальные

компетенции

Креативное

мышление

5 класс

Уровень

узнавания и

понимания

находит и извлекает

информацию из различных текстов

находит и извлекает

математическую информацию в различном контексте

находит и извлекает

информацию о естественнонаучных явлениях в различном

контексте

находит и извлекает

финансовую информацию в различном контексте

рассматривает вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения

генерирует новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения;

6 класс

Уровень

понимания и

применения

применяет извлеченную из текста

информацию для

решения разного

рода проблем

Применяет математические знания для

решения разного рода проблем

объясняет и описывает естественнонаучные явления на основе имеющихся

научных знаний

Применяет финансовые знания для

решения разного рода проблем

овладевает навыками, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; использует знания о мире и критически мыслит при рассуждении о глобальных событиях

практикуется в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки

7 класс

Уровень

анализа и

синтеза

анализирует и интегрирует информацию, полученную из

текста

Формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации

распознает и исследует личные, местные, национальные,

глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте

анализирует

информацию в

финансовом

контексте

способен задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию

умеет использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше

8 класс

Уровень

оценки

(рефлексии)

в рамках

предметного

содержания

Оценивает форму и

Содержание текста в рамках предметного содержания

интерпретирует и оценивает математические данные в

контексте лично

значимой ситуации

интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в

различном контексте в рамках предметного содержания

Оценивает финансовые проблемы в

различном контексте

способен понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;

развивает воображение и фантазию, творческую активность детей.

9 класс

Уровень

оценки

(рефлексии) в рамках

метапредметного

содержания

оценивает

форму и

содержание

текста в рамках

метапредметного

содержания

интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте

национальной или глобальной ситуации  

интерпретирует и

оценивает, делает

выводы и строит

прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания

Оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения

способен наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола.

Демонстрирует готовность к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Личностные

Грамотность

Читательская

Математическая

Естественно-

научная

Финансовая

Глобальные

компетенции

Креативное

мышление

5-9 классы

Оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному

Объясняет гражданскую позицию в конкретных

ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

Объясняет гражданскую позицию в

конкретных ситуациях общественной

жизни на основе естественнонаучных

знаний с позиции

норм морали и общечеловеческих

ценностей

Оценивает финансовые действия в

конкретных ситуациях с позиции норм морали и

общечеловеческих

ценностей, прав и обязанностей гражданина страны

изучает местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимает и оценивает различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно  взаимодействует с другими, а также действует ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного  благополучия.

Умеет использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч.) - 1 четверть

6 класс

Тема занятия

Содержание занятия

Формы деятельности

Строение вещества

1

Тело и вещество

Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества

Наблюдения

2

Масса

Масса. Измерение массы тел.  

Лабораторная работа

3

Строение вещества

Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.

Моделирование

Тепловые явления

4

Тепловые явления

Тепловое расширение тел.

Презентация

5

Плавление и отвердевание. Испарение и

конденсация. Кипение.

Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.

Проектная работа

Земля, Солнечная система и Вселенная

6

Представления о Вселенной

Представления о Вселенной. Модель Вселенной.

Обсуждение. Исследование. Проектная работа

7

Модель солнечной системы

Модель солнечной системы.

Живая природа

8

Царства живой природы

Царства живой природы

Квест

9.

Проведение рубежной аттестации.

Проведение рубежной аттестации.

Тестирование.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч.) - 1 четверть

7 класс

Тема занятия

Содержание занятия

Формы деятельности

Структура и свойства вещества

1

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

Беседа. Демонстрация моделей

Механические явления. Силы и движение

2

Механическое движение. Инерция

Механическое движение. Инерция

Демонстрация моделей

3

Закон Паскаля

Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.

Лабораторная работа

4

Деформация тел

Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов.

Посещение производственных или научных лабораторий

Земля, мировой океан

5

Атмосферные явления

Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения.

Проектная деятельность

6

Давление воды в морях и океанах

Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов.

Биологическое разнообразие

7

Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых

Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых.  

8

Внешнее и внутреннее строение рыбы

Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы.

9

Внешнее и внутреннее строение птицы

Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция.

Модуль «Основы читательской грамотности» (7ч.) + «Креативное мышление» (2ч.) - 2 четверть

6 класс

Тема занятия

Содержание занятия

Формы деятельности

1

Основная тема и идея в эпическом произведении

Определение основной темы и идеи в эпическом произведении

Беседа, конкурс.

2

Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени

Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени.

Круглый стол. Ролевая игра.

3

Сопоставление содержания художественных текстов

Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах.

Работа в парах,

игра в формате КВН.

4

Работа с текстом

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?

Квест, круглый стол.

5

Типы текстов

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)

Круглый стол, дискуссия.

6

Типы задач на грамотность

Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

7

Работа с несплошным текстом

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

Беседа, дискуссия в формате

свободного обмена мнениями.

1

Вещества и материалы

Открытый банк заданий 2020  http://skiv.instrao.ru)

Беседы, диалоги, дискуссии.

2

Социальная реклама

Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru

Круглый стол, игра.

Модуль «Основы читательской грамотности» (6ч.) + «Креативное мышление» (2ч.) - 2 четверть

7 класс

Тема занятия

Содержание занятия

Формы деятельности

1

Основная тема и идея в лирическом произведении

Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации.

Беседа, конкурс.

2

Сопоставление содержания текстов публицистического стиля.

Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах.

Работа в парах.

3

Работа с текстом

 

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?  

Беседа, круглый стол, ролевая игра

4

Типы текстов

Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).

Квест, дискуссия, круглый стол.

5

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.

Деловая игра

6

Типы задач на грамотность

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.

Квест, круглый стол.

1

Регенеративная медицина

Задание 3, (https://media.prosv.ru/content/situation/28/)

Беседы, диалоги, дискуссии.

2

Такой разный звук

Задание 1, (https://media.prosv.ru/content/situation/73/)

Круглый стол, игра.

Модуль «Основы математической грамотности» (9ч.) - 3 четверть

6 класс

Тема занятия

Содержание занятия

Формы деятельности

1

Числа и единицы измерения

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура.  

Игра, обсуждение, практикум.

2

Вычисление величины

Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем.

Исследовательская работа, урок

практикум.

3

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.

Обсуждение, урок-практикум,

соревнование.

4

Инварианты: задачи на четность

Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары)

Урок-игра, урок-исследование.

5

Решение логических задач

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.

Урок-игра

6

Графы и их применение в решении задач

Графы и их применение в решении задач.

Обсуждение, урок-практикум.

7

Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур

Геометрические задачи на построение фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование

Беседа, урок-исследование,

моделирование.

8

Элементы логики, теории вероятности,

комбинаторики

Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности

Обсуждение, урок-практикум,

проект, игра.

9.

Проведение рубежной аттестации.

Проведение рубежной аттестации

Тестирование.

Модуль «Основы математической грамотности» (9ч.) - 3 четверть

7 класс

Тема занятия

Содержание занятия

Формы деятельности

1

Арифметические и алгебраические выражения

Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений.  

Обсуждение, практикум.

2

Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции

Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции.

Исследовательская работа, урок

практикум.

3

Задачи практико-ориентированного

содержания

Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу.  

Обсуждение, урок-практикум.

4

Геометрические задачи на построения и на

изучение свойств фигур

Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

Обсуждение, урок-практикум, урок-исследование.

5

Решение задач на вероятность событий

Решение задач на вероятность событий в реальной жизни.

Урок-игра, урок-исследование.

6

Элементы теории множеств

Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики.

Урок-исследование.

7

Статистические явления, представленные в

различной форме

Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы

Обсуждение, урок-практикум,

проект, игра.

8

Решение задач исследовательского характера

Решение геометрических задач исследовательского характера.

Исследовательская работа.

9

Проведение рубежной аттестации.

Проведение рубежной аттестации.

Тестирование.

Модуль: «Основы финансовой грамотности» (5ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.) - 4 четверть

6 класс

Тема занятия

Содержание занятия

Формы деятельности

1

Удивительные факты и истории о деньгах

Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность.

Беседы, диалоги, дискуссии.

2

Откуда берутся деньги?

Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?

Круглый стол, игра.

3

Собственность и доходы от нее

Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды.

Круглый стол, игра, квест.

4

Социальные выплаты: пенсии, пособия

Социальные выплаты: пенсии, пособия

Беседы, диалоги, дискуссии.

5

Как заработать деньги?

Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?

Викторина, квест, квиз

1

Права человека как ценность

Права человека как ценность

Беседы, диалоги, дискуссии.

2

Семья

Семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребёнка)

Круглый стол, игра.

3

Глобальные проблемы

Основные причины возникновения глобальных проблем

Игра, экскурсия.

Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.) - 4 четверть

7 класс

Тема занятия

Содержание занятия

Формы деятельности

1

Что такое налоги ь?

Что такое налоги и почему мы их должны платить?

Беседы, диалоги, дискуссии.

2

Виды налогов

Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы.

Круглый стол, игра.

3

Что такое государственный бюджет?

Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы?

Круглый стол, игра, дискуссии

4

Виды социальных пособий

Виды социальных пособий. Если человек потерял работу.

Круглый стол, игра, квест.

5

История возникновения банков

История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.

Беседы, диалоги, дискуссии

6

Вклады: как сохранить и приумножить?

Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане.

Проект, игра.

1

Права человека

Права человека (аспекты: равноправие, противостояние политическому, расовому, гендерному, религиозному и другим видам неравенства)

Беседы, диалоги, дискуссии.

2

Семья

Семья (аспект: роль семьи в жизни общества)

Круглый стол, игра.

3

Образование как ценность и право

Образование как ценность и право

Игра, экскурсия.

Используемые интернет-ресурсы
1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Диагностические работы Министерства просвещения РФ
https://fg.resh.edu.ru/
2. Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение  https://media.prosv.ru/
3. Банк заданий ИСРО РАО  http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
4. Открытый банк заданий PISA  https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
5. Программа ИРО Самарской области по развитию ФГ  https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/
6. МЦКО  https://mcko.ru/
7.ЯКласс https://www.yaklass.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

Программа функциональной грамотности по математике для 8 класса

Программа функциональной математической грамотности для 8 класса...

Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса

Рабочая программа элективного курса  «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...