Программа Функциональная грамотность
рабочая программа (6 класс)
Программа Функциональная грамотность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._programma_funktsionalnaya_gramotnost_2023.docx | 54.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Чертковского района
МБОУ Щедровская ООШ
СОГЛАСОВАНО На педагогическом совете ________________________ Мельникова Т.В. 10 от «28» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО директор МБОУ Щедровская ООШ ________________________ Огула Л.А. 120 от «28» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
(общеинтеллектуальное направление)
5-9 классы
Срок реализации: 5 лет
Рабочая программа разработана учителем
первой квалификационной категории
Деточкина А.А.
с. Щедровка, 2023
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные и предметные
Грамотность | ||||||
Читательская | Математическая | Естественно- научная | Финансовая | Глобальные компетенции | Креативное мышление | |
5 класс Уровень узнавания и понимания | находит и извлекает информацию из различных текстов | находит и извлекает математическую информацию в различном контексте | находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте | находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте | рассматривает вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения | генерирует новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения; |
6 класс Уровень понимания и применения | применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем | Применяет математические знания для решения разного рода проблем | объясняет и описывает естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний | Применяет финансовые знания для решения разного рода проблем | овладевает навыками, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; использует знания о мире и критически мыслит при рассуждении о глобальных событиях | практикуется в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки |
7 класс Уровень анализа и синтеза | анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста | Формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации | распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте | анализирует информацию в финансовом контексте | способен задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию | умеет использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше |
8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания | Оценивает форму и Содержание текста в рамках предметного содержания | интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации | интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания | Оценивает финансовые проблемы в различном контексте | способен понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения; | развивает воображение и фантазию, творческую активность детей. |
9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания | оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания | интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации | интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания | Оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения | способен наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола. | Демонстрирует готовность к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Личностные
Грамотность | ||||||
Читательская | Математическая | Естественно- научная | Финансовая | Глобальные компетенции | Креативное мышление | |
5-9 классы | Оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному | Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны | изучает местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимает и оценивает различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействует с другими, а также действует ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. | Умеет использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч.) - 1 четверть
6 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Формы деятельности |
Строение вещества | |||
1 | Тело и вещество | Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества | Наблюдения |
2 | Масса | Масса. Измерение массы тел. | Лабораторная работа |
3 | Строение вещества | Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. | Моделирование |
Тепловые явления | |||
4 | Тепловые явления | Тепловое расширение тел. | Презентация |
5 | Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. | Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. | Проектная работа |
Земля, Солнечная система и Вселенная | |||
6 | Представления о Вселенной | Представления о Вселенной. Модель Вселенной. | Обсуждение. Исследование. Проектная работа |
7 | Модель солнечной системы | Модель солнечной системы. | |
Живая природа | |||
8 | Царства живой природы | Царства живой природы | Квест |
9. | Проведение рубежной аттестации. | Проведение рубежной аттестации. | Тестирование. |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч.) - 1 четверть
7 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Формы деятельности |
Структура и свойства вещества | |||
1 | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | Беседа. Демонстрация моделей |
Механические явления. Силы и движение | |||
2 | Механическое движение. Инерция | Механическое движение. Инерция | Демонстрация моделей |
3 | Закон Паскаля | Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. | Лабораторная работа |
4 | Деформация тел | Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов. | Посещение производственных или научных лабораторий |
Земля, мировой океан | |||
5 | Атмосферные явления | Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. | Проектная деятельность |
6 | Давление воды в морях и океанах | Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов. | |
Биологическое разнообразие | |||
7 | Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых | Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. | |
8 | Внешнее и внутреннее строение рыбы | Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы. | |
9 | Внешнее и внутреннее строение птицы | Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция. |
Модуль «Основы читательской грамотности» (7ч.) + «Креативное мышление» (2ч.) - 2 четверть
6 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Формы деятельности |
1 | Основная тема и идея в эпическом произведении | Определение основной темы и идеи в эпическом произведении | Беседа, конкурс. |
2 | Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени | Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени. | Круглый стол. Ролевая игра. |
3 | Сопоставление содержания художественных текстов | Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. | Работа в парах, игра в формате КВН. |
4 | Работа с текстом | Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? | Квест, круглый стол. |
5 | Типы текстов | Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) | Круглый стол, дискуссия. |
6 | Типы задач на грамотность | Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. | Квест, игра «Что? Где? Когда?». |
7 | Работа с несплошным текстом | Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. | Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. |
1 | Вещества и материалы | Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru) | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2 | Социальная реклама | Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru | Круглый стол, игра. |
Модуль «Основы читательской грамотности» (6ч.) + «Креативное мышление» (2ч.) - 2 четверть
7 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Формы деятельности |
1 | Основная тема и идея в лирическом произведении | Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. | Беседа, конкурс. |
2 | Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. | Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. | Работа в парах. |
3 | Работа с текстом
| Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? | Беседа, круглый стол, ролевая игра |
4 | Типы текстов | Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). | Квест, дискуссия, круглый стол. |
5 | Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста | Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. | Деловая игра |
6 | Типы задач на грамотность | Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. | Квест, круглый стол. |
1 | Регенеративная медицина | Задание 3, (https://media.prosv.ru/content/situation/28/) | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2 | Такой разный звук | Задание 1, (https://media.prosv.ru/content/situation/73/) | Круглый стол, игра. |
Модуль «Основы математической грамотности» (9ч.) - 3 четверть
6 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Формы деятельности |
1 | Числа и единицы измерения | Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура. | Игра, обсуждение, практикум. |
2 | Вычисление величины | Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. | Исследовательская работа, урок практикум. |
3 | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. | Обсуждение, урок-практикум, соревнование. |
4 | Инварианты: задачи на четность | Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары) | Урок-игра, урок-исследование. |
5 | Решение логических задач | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. | Урок-игра |
6 | Графы и их применение в решении задач | Графы и их применение в решении задач. | Обсуждение, урок-практикум. |
7 | Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур | Геометрические задачи на построение фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование | Беседа, урок-исследование, моделирование. |
8 | Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики | Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности | Обсуждение, урок-практикум, проект, игра. |
9. | Проведение рубежной аттестации. | Проведение рубежной аттестации | Тестирование. |
Модуль «Основы математической грамотности» (9ч.) - 3 четверть
7 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Формы деятельности |
1 | Арифметические и алгебраические выражения | Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. | Обсуждение, практикум. |
2 | Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции | Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. | Исследовательская работа, урок практикум. |
3 | Задачи практико-ориентированного содержания | Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. | Обсуждение, урок-практикум. |
4 | Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур | Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. | Обсуждение, урок-практикум, урок-исследование. |
5 | Решение задач на вероятность событий | Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. | Урок-игра, урок-исследование. |
6 | Элементы теории множеств | Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. | Урок-исследование. |
7 | Статистические явления, представленные в различной форме | Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы | Обсуждение, урок-практикум, проект, игра. |
8 | Решение задач исследовательского характера | Решение геометрических задач исследовательского характера. | Исследовательская работа. |
9 | Проведение рубежной аттестации. | Проведение рубежной аттестации. | Тестирование. |
Модуль: «Основы финансовой грамотности» (5ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.) - 4 четверть
6 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Формы деятельности |
1 | Удивительные факты и истории о деньгах | Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2 | Откуда берутся деньги? | Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? | Круглый стол, игра. |
3 | Собственность и доходы от нее | Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. | Круглый стол, игра, квест. |
4 | Социальные выплаты: пенсии, пособия | Социальные выплаты: пенсии, пособия | Беседы, диалоги, дискуссии. |
5 | Как заработать деньги? | Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? | Викторина, квест, квиз |
1 | Права человека как ценность | Права человека как ценность | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2 | Семья | Семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребёнка) | Круглый стол, игра. |
3 | Глобальные проблемы | Основные причины возникновения глобальных проблем | Игра, экскурсия. |
Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.) - 4 четверть
7 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Формы деятельности |
1 | Что такое налоги ь? | Что такое налоги и почему мы их должны платить? | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2 | Виды налогов | Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. | Круглый стол, игра. |
3 | Что такое государственный бюджет? | Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? | Круглый стол, игра, дискуссии |
4 | Виды социальных пособий | Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. | Круглый стол, игра, квест. |
5 | История возникновения банков | История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит. | Беседы, диалоги, дискуссии |
6 | Вклады: как сохранить и приумножить? | Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане. | Проект, игра. |
1 | Права человека | Права человека (аспекты: равноправие, противостояние политическому, расовому, гендерному, религиозному и другим видам неравенства) | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2 | Семья | Семья (аспект: роль семьи в жизни общества) | Круглый стол, игра. |
3 | Образование как ценность и право | Образование как ценность и право | Игра, экскурсия. |
Используемые интернет-ресурсы
1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Диагностические работы Министерства просвещения РФ
https://fg.resh.edu.ru/
2. Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение https://media.prosv.ru/
3. Банк заданий ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
4. Открытый банк заданий PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
5. Программа ИРО Самарской области по развитию ФГ https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/
6. МЦКО https://mcko.ru/
7.ЯКласс https://www.yaklass.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб
Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...
Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.
Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...
Программа функциональной грамотности по математике для 8 класса
Программа функциональной математической грамотности для 8 класса...
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...
Рабочая программа "Функциональная грамотность"
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих пе...
Рабочая программа . Функциональная грамотность (модуль "Читательская грамотность")
Рабочая программа курса«Функциональная грамотность», 8 классМодуль: «Читательская грамотность»2024 – 2025 учебный год...