Программа Функциональная грамотность
рабочая программа (6 класс)
Программа Функциональная грамотность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._programma_funktsionalnaya_gramotnost_2023.docx | 54.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Чертковского района
МБОУ Щедровская ООШ
СОГЛАСОВАНО На педагогическом совете ________________________ Мельникова Т.В. 10 от «28» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО директор МБОУ Щедровская ООШ ________________________ Огула Л.А. 120 от «28» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
(общеинтеллектуальное направление)
5-9 классы
Срок реализации: 5 лет
Рабочая программа разработана учителем
первой квалификационной категории
Деточкина А.А.
с. Щедровка, 2023
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные и предметные
Грамотность | ||||||
Читательская | Математическая | Естественно- научная | Финансовая | Глобальные компетенции | Креативное мышление | |
5 класс Уровень узнавания и понимания | находит и извлекает информацию из различных текстов | находит и извлекает математическую информацию в различном контексте | находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте | находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте | рассматривает вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения | генерирует новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения; |
6 класс Уровень понимания и применения | применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем | Применяет математические знания для решения разного рода проблем | объясняет и описывает естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний | Применяет финансовые знания для решения разного рода проблем | овладевает навыками, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; использует знания о мире и критически мыслит при рассуждении о глобальных событиях | практикуется в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки |
7 класс Уровень анализа и синтеза | анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста | Формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации | распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте | анализирует информацию в финансовом контексте | способен задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию | умеет использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше |
8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания | Оценивает форму и Содержание текста в рамках предметного содержания | интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации | интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания | Оценивает финансовые проблемы в различном контексте | способен понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения; | развивает воображение и фантазию, творческую активность детей. |
9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания | оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания | интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации | интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания | Оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения | способен наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола. | Демонстрирует готовность к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Личностные
Грамотность | ||||||
Читательская | Математическая | Естественно- научная | Финансовая | Глобальные компетенции | Креативное мышление | |
5-9 классы | Оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному | Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны | изучает местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимает и оценивает различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействует с другими, а также действует ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. | Умеет использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч.) - 1 четверть
6 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Формы деятельности |
Строение вещества | |||
1 | Тело и вещество | Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества | Наблюдения |
2 | Масса | Масса. Измерение массы тел. | Лабораторная работа |
3 | Строение вещества | Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. | Моделирование |
Тепловые явления | |||
4 | Тепловые явления | Тепловое расширение тел. | Презентация |
5 | Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. | Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. | Проектная работа |
Земля, Солнечная система и Вселенная | |||
6 | Представления о Вселенной | Представления о Вселенной. Модель Вселенной. | Обсуждение. Исследование. Проектная работа |
7 | Модель солнечной системы | Модель солнечной системы. | |
Живая природа | |||
8 | Царства живой природы | Царства живой природы | Квест |
9. | Проведение рубежной аттестации. | Проведение рубежной аттестации. | Тестирование. |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч.) - 1 четверть
7 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Формы деятельности |
Структура и свойства вещества | |||
1 | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | Беседа. Демонстрация моделей |
Механические явления. Силы и движение | |||
2 | Механическое движение. Инерция | Механическое движение. Инерция | Демонстрация моделей |
3 | Закон Паскаля | Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. | Лабораторная работа |
4 | Деформация тел | Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов. | Посещение производственных или научных лабораторий |
Земля, мировой океан | |||
5 | Атмосферные явления | Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. | Проектная деятельность |
6 | Давление воды в морях и океанах | Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов. | |
Биологическое разнообразие | |||
7 | Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых | Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. | |
8 | Внешнее и внутреннее строение рыбы | Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы. | |
9 | Внешнее и внутреннее строение птицы | Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция. |
Модуль «Основы читательской грамотности» (7ч.) + «Креативное мышление» (2ч.) - 2 четверть
6 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Формы деятельности |
1 | Основная тема и идея в эпическом произведении | Определение основной темы и идеи в эпическом произведении | Беседа, конкурс. |
2 | Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени | Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени. | Круглый стол. Ролевая игра. |
3 | Сопоставление содержания художественных текстов | Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. | Работа в парах, игра в формате КВН. |
4 | Работа с текстом | Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? | Квест, круглый стол. |
5 | Типы текстов | Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) | Круглый стол, дискуссия. |
6 | Типы задач на грамотность | Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. | Квест, игра «Что? Где? Когда?». |
7 | Работа с несплошным текстом | Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. | Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. |
1 | Вещества и материалы | Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru) | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2 | Социальная реклама | Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru | Круглый стол, игра. |
Модуль «Основы читательской грамотности» (6ч.) + «Креативное мышление» (2ч.) - 2 четверть
7 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Формы деятельности |
1 | Основная тема и идея в лирическом произведении | Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. | Беседа, конкурс. |
2 | Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. | Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. | Работа в парах. |
3 | Работа с текстом
| Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? | Беседа, круглый стол, ролевая игра |
4 | Типы текстов | Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). | Квест, дискуссия, круглый стол. |
5 | Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста | Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. | Деловая игра |
6 | Типы задач на грамотность | Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. | Квест, круглый стол. |
1 | Регенеративная медицина | Задание 3, (https://media.prosv.ru/content/situation/28/) | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2 | Такой разный звук | Задание 1, (https://media.prosv.ru/content/situation/73/) | Круглый стол, игра. |
Модуль «Основы математической грамотности» (9ч.) - 3 четверть
6 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Формы деятельности |
1 | Числа и единицы измерения | Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура. | Игра, обсуждение, практикум. |
2 | Вычисление величины | Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. | Исследовательская работа, урок практикум. |
3 | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. | Обсуждение, урок-практикум, соревнование. |
4 | Инварианты: задачи на четность | Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары) | Урок-игра, урок-исследование. |
5 | Решение логических задач | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. | Урок-игра |
6 | Графы и их применение в решении задач | Графы и их применение в решении задач. | Обсуждение, урок-практикум. |
7 | Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур | Геометрические задачи на построение фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование | Беседа, урок-исследование, моделирование. |
8 | Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики | Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности | Обсуждение, урок-практикум, проект, игра. |
9. | Проведение рубежной аттестации. | Проведение рубежной аттестации | Тестирование. |
Модуль «Основы математической грамотности» (9ч.) - 3 четверть
7 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Формы деятельности |
1 | Арифметические и алгебраические выражения | Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. | Обсуждение, практикум. |
2 | Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции | Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. | Исследовательская работа, урок практикум. |
3 | Задачи практико-ориентированного содержания | Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. | Обсуждение, урок-практикум. |
4 | Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур | Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. | Обсуждение, урок-практикум, урок-исследование. |
5 | Решение задач на вероятность событий | Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. | Урок-игра, урок-исследование. |
6 | Элементы теории множеств | Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. | Урок-исследование. |
7 | Статистические явления, представленные в различной форме | Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы | Обсуждение, урок-практикум, проект, игра. |
8 | Решение задач исследовательского характера | Решение геометрических задач исследовательского характера. | Исследовательская работа. |
9 | Проведение рубежной аттестации. | Проведение рубежной аттестации. | Тестирование. |
Модуль: «Основы финансовой грамотности» (5ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.) - 4 четверть
6 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Формы деятельности |
1 | Удивительные факты и истории о деньгах | Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2 | Откуда берутся деньги? | Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? | Круглый стол, игра. |
3 | Собственность и доходы от нее | Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. | Круглый стол, игра, квест. |
4 | Социальные выплаты: пенсии, пособия | Социальные выплаты: пенсии, пособия | Беседы, диалоги, дискуссии. |
5 | Как заработать деньги? | Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? | Викторина, квест, квиз |
1 | Права человека как ценность | Права человека как ценность | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2 | Семья | Семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребёнка) | Круглый стол, игра. |
3 | Глобальные проблемы | Основные причины возникновения глобальных проблем | Игра, экскурсия. |
Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.) - 4 четверть
7 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Формы деятельности |
1 | Что такое налоги ь? | Что такое налоги и почему мы их должны платить? | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2 | Виды налогов | Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. | Круглый стол, игра. |
3 | Что такое государственный бюджет? | Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? | Круглый стол, игра, дискуссии |
4 | Виды социальных пособий | Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. | Круглый стол, игра, квест. |
5 | История возникновения банков | История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит. | Беседы, диалоги, дискуссии |
6 | Вклады: как сохранить и приумножить? | Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане. | Проект, игра. |
1 | Права человека | Права человека (аспекты: равноправие, противостояние политическому, расовому, гендерному, религиозному и другим видам неравенства) | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2 | Семья | Семья (аспект: роль семьи в жизни общества) | Круглый стол, игра. |
3 | Образование как ценность и право | Образование как ценность и право | Игра, экскурсия. |
Используемые интернет-ресурсы
1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Диагностические работы Министерства просвещения РФ
https://fg.resh.edu.ru/
2. Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение https://media.prosv.ru/
3. Банк заданий ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
4. Открытый банк заданий PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
5. Программа ИРО Самарской области по развитию ФГ https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/
6. МЦКО https://mcko.ru/
7.ЯКласс https://www.yaklass.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб
Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...
Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.
Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"
В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...
Программа функциональной грамотности по математике для 8 класса
Программа функциональной математической грамотности для 8 класса...
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...