Классный «Наша Родина - Россия»
классный час (8 класс)

Васильева Елена Александровна

Цель:

- расширить представления детей о стране, в которой они живут;

- воспитывать любовь к Родине;

-  воспитывать чувство патриотизма;

- развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 7 классе по теме «Наша Родина  - Россия»

Тема:

«Наша Родина - Россия»

Цель:

- расширить представления детей о стране, в которой они живут;

- воспитывать любовь к Родине;

-  воспитывать чувство патриотизма;

- развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать.

Оборудование:

- Мультимедийный проектор

- Плакат с высказыванием

«Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то».

Сергей Есенин

Выставка книг о России.

Ход  классного часа

На экран проецируется карта России

Учитель:

Моя великая страна!
Ты строилась и в горестях мужала.
Ты гимны пела красоте,
Ты всех любила, всех прощала,
И о тебе, святая Русь,
Молва легенды светлые слагала.
И потому святою ты звалась,
Что к свету вечному стремилась,
Что мысли к богу возносила,
Что никого не поносила,
А помогать ты всем рвалась.
И благостно молилась на кресты,
И в благости других ты понимала,
И толпы супостатов побеждала,
И разоренная, из пепла восставала,
Но на колени не вставала ты!

Широка и бескрайна наша Родина, величавы реки её, глубоки и чисты озёра, красивы леса. Наверное, каждый человек, способный ощущать себя как частицу своей Родины, испытывает законное чувство гордости, слушая стихи и песни, посвящённые родной земле…

Наша страна огромна. Она протянулась далеко с запада на восток и с севера на юг.

1 чтец

Откуда начинается Россия?

С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

О чём грустят глаза её степные

Над камышами всех её озёр?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чём её звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней, – Россия

Не с гор берёт начало, а с тебя.

Учитель

Откуда появилось такое название – «Россия?»

Давным-давно, в  далёкие времена  жили-были добры молодцы – могучие богатыри русские и девицы – красавицы, у них были добрые  матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать, косить, дома – терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столицей был город Киев.

Слово  «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов.

Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света. Солнца, добрых людей. Русских называют ещё росами, а страну, где они живут – Россией.

Имя Россия у русского государства появилось постепенно в конце 11 века. Оно впервые встречается в летописях. Созданных при царе Иване 3. Тогда часто употреблялось название «Россия» наряду с прежними названиями «Русь», «Русская земля», но со временем оно стало употребляться самостоятельно.

Наше отечество, наша родина – матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…

С древних времен повелось, что все самые сильные и смелые мужчины собирались вокруг вождя племени, защищали остальных от нападения врагов. Когда возникло государство, появились первые профессиональные воины - дружинники. Но при нападении огромных полчищ врагов дружины было мало, основную силу войска составляло ополчение - крестьяне и ремесленники, оружием у которых были топоры и вилы. А то, что они шли сражаться за свою Родину и свободу, делало их страшными и непобедимыми. За  целостность и безопасность земли русской заплатили своими жизнями миллионы людей, ее защитников. Они надеялись, что жить станет лучше и счастливее, если не детям, то внукам, не внукам, то правнукам – и их тяжкие труды не пропадут напрасно. Поэтому они завещали беречь землю русскую – нашу Родину.

Родина звала на помощь, и поднимались на ее защиту славные сыны ее.

Учащиеся выступают с сообщениями о великих полководцах России.  На экран проецируются  их портреты

1-й ученик

Александр Невский.  Новгородский князь, великий князь Владимирский, причислен Русской православной церковью к лику святых. Возглавил борьбу русского народа против немецко-шведских завоевателей, стремившихся захватить северо-западные земли Руси. Показал себя искусным военачальником, проявил личную доблесть и геройство в Невской битве, где внезапной атакой разбил шведское войско в устье р. Ижора, за что был прозван Невским. Во время вторжения на Русь ливонских рыцарей взял штурмом крепость Копорье, а затем Псков, освободил Изборск. В 1242 г. в битве на Чудском озере (Ледовое побоище) наголову разгромил главные силы ливонцев и тем самым остановил нашествие немецких рыцарей. Много сделал для укрепления северо-западных границ русской земли.

2-й ученик

Дмитрий Донской.  Великий князь Владимирский и Московский,  причислен Русской православной церковью к лику святых. Укрепил великокняжескую власть в Москве и упрочил ее руководящее положение в объединении русских земель. Добился превращения Москвы в крупный ремесленный и торговый город, восстановил связи с южными славянами и Византийской империей. Организовал строительство первого каменного Кремля в Москве. Первым из московских князей возглавил борьбу против татаро-монгольских завоевателей. В 1378 г. на р. Вожжа разбил татарское войско под командованием Бегича. В 1380 г. во главе объединенных русских полков одержал блестящую победу над татаро-монгольским войском в битве на Куликовском поле близ Дона, за которую был прозван Донским.

3-й ученик

Петр I Великий (Романов Петр Алексеевич) Русский царь, первый Российский император. Создал регулярные Армию и Флот; заложил основы русской школы военного искусства, расширил и укрепил государство. Является автором и редактором первых уставов, ряда военно-исторических и научных трудов. Проявил военные способности во время Северной войны, успешно руководил войсками при взятии Нотебурга, в сражениях при Лесной  и под Полтавой. Результативно провел Персидский поход.

4-й ученик

Суворов Александр Васильевич. Граф Рымникский, князь Италийский, генералиссимус. Боевую деятельность начал участием в Семилетней войне. Во время русско-турецких войн XVIII в. одержал победы под Туртукаем, при Козлудже, Кинбурне, Фокшанах, Рымнике, штурмом овладел крепостью Измаил. В 1799 г. блестяще провел Итальянский и Швейцарский походы. Автор военно-теоретических работ «Полковое учреждение», «Наука побеждать». Создал оригинальную и прогрессивную систему взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Развил тактику колонн и рассыпного строя, был врагом догматизма и шаблона. Воспитал плеяду русских полководцев и военачальников. Не проиграл ни одного из более чем 60 проведенных им сражений и боев.

5-й ученик

Голенищев-Кутузов Михаил Илларионович. Светлейший князь Смоленский, генерал-фельдмаршал. Ученик А.В.Суворова. Участник русско-турецких войн XVIII в., отличился в боях под Алуштой, при осаде Очакова, штурме Измаила, в Мачинском сражении.

В Отечественную войну 1812 г. С 1811 по 1812 г. Главнокомандующий Молдавской армией, одержал победы под Рущуком, Слободзеей, заключил Бухарестский мирный договор  с Турцией. Главнокомандующий русской армией, измотавшей и разбившей армию Наполеона.

6-й ученик

Ушаков Федор Федорович . Адмирал. Участник русско-турецких войн.  В ходе последней одержал блестящие победы над превосходящими силами противника в морских сражениях при Фидониси, Керчи, Тендре  и Калиакрии. Во время Средиземноморского похода  впервые в истории морских войн штурмом кораблями с десантом захватил мощную крепость на о. Корфу. Умело организовал взаимодействие армии и флота при овладении Ионическими островами, освобождении от французов Италии, во время блокады Анконы и Генуи, при овладении Неаполем и Римом. Творец маневренной тактики парусного флота, в основе которой лежало искусное сочетание огня и маневра.

7-й ученик

Брусилов Алексей Алексеевич. Русский генерал от кавалерии, выдающийся полководец Первой мировой войны. Участник русско-турецкой войны.  Был начальником Офицерской кавалерийской школы, начальником дивизии, командиром армейского корпуса, помощником командующего войсками Варшавского военного округа. Во время Первой мировой войны командовал армией, которая в августе 1914 г. в ожесточенном трехдневном сражении на р. Гнилая Липа одержала первую крупную победу. В марте 1916 г. назначен главкомом Юго-Западного фронта. В этот период блестяще осуществил крупную наступательную операцию, которая вошла в историю военного искусства под названием «Брусиловский прорыв». С 22 мая по 19 июля 1917 г. Верховный Главнокомандующий русской армией. В 1920 г. вступил в Красную Армию. Возглавил Особое совещание при Главнокомандующем всеми вооруженными силами Республики.

8-й ученик

Жуков Георгий Константинович.  Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза. Участник Первой мировой и Гражданской войн, кавалер двух Георгиевских крестов. В 1939 г. командовал Советскими войсками в боях на реке Халхин-Гол. В январе-июле 1941 г. – начальник Генерального штаба. В 1941-1942 гг. – командующий войсками Резервного, Ленинградского и Западного фронта. С августа 1942 г. – 1-й заместитель Наркома обороны и заместитель Верховного Главнокомандующего. Координировал действия фронтов в Сталинградской битве, при прорыве блокады Ленинграда, в битвах под Курском и за Днепр, в операциях на Правобережной Украине и в Белоруссии. В 1944-1945 гг. командовал войсками 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов. От имени Верховного Главнокомандования 8 мая 1945 г. принял капитуляцию фашистской Германии. В 1945-1946 гг. – главнокомандующий Группой советских войск в Германии, Сухопутными войсками. С 1946 по 1953 г. – командующий войсками Одесского и Уральского военных округов. В 1953-1955 гг. – 1-й заместитель министра обороны СССР, с 1955 по 1957 г. – министр обороны СССР.

2 чтец

Мы помним наши ратные победы

В боях за честь отеческой земли.

Своим потомкам прадеды и деды

Солдатские былины донесли.

Мы слышим сквозь века и расстоянья

Глас Невского, Донского и Петра,

И звон мечей, и пушек громыханье,

И русское бессмертное “Ура!”

Бородино мы вспоминаем снова

И Прохоровки дымные поля.

Огромным стала полем Куликовым

Российская – в окопах вся – земля.

В огне святых баталий и сражений

Росла и крепла гордая страна.

И на щитах побед не заржавели

Великих полководцев имена.

Хранили Русь Суворов и Кутузов,

И с ними встал в один бессмертный ряд

Четырежды Герой Советского Союза.

Георгий Жуков – маршал и солдат.

Учитель

Мы сохраним благодарную память о тех, кто защищал нас, спас от фашизма, принёс мир народам. Мы учимся у них стойкости и верности Родине. Никогда не погаснет в наших сердцах свет Победы! Каждый гражданин страны, в том числе и юный, должен быть готов к защите Родины.

На экран проецируются фотографии природы России

3 чтец

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный зной твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей грозою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою-рекою,

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю все то, что называю

Одним широким словом Русь!

Учитель

Россия - уникальная страна с обширной территорией, которую населяют миллионы людей. Какие интересные факты вы нашли о нашей Родине?

Учащиеся выступают с мини-сообщениями

  • Россия - единственная в мире страна, омываемая 12 морями.
  • Озеро Байкал в Сибири - самое глубокое озеро на Земле. Чтобы заполнить бассейн озера Байкал водами всемирно известных рек (Волга, Дон, Днепр и Енисей, Урал и Обь, Ганг и Ориноко, Амазонка и Темза, Сена и Одер) необходим 1 год.
  • Ладожское озеро - самое большое в Европе. Его площадь достигает 400 кв.м.
  • Хибинские горы - самые высокие горы, расположенные за полярным кругом России.
  • Уральские горы, которые разделяют Россию на Европейскую и Азиатскую части - самые древние горы в мире.
  • Около 600 кв.км. на Алтае покрыты более 800 ледниками.
  • Знаменитый российский горнолыжный курорт Домбай известен своими горными маршрутами протяженностью около 20 км.
  • В России находится единственный горячий источник, богатый полезными свойствами минеральных вод в Ессентуках и известный своими гидросульфидными ваннами.
  • Более 40 фонтанов и 5 каскадов открыты для посетителей Петергофа, который находится в окрестностях Санкт-Петербурга.
  • Единственный в Москве фонтан с питьевой водой - «Александр и Натали» - находится на улице Арбат.
  • Города и поселки «Золотого Кольца России» называют выдающейся энциклопедией древней русской архитектуры.
  • Московское метро - самый быстрый вид транспорта, в час пик поезда следуют по расписанию каждые 90 секунд.

А теперь  блиц-опрос:

  • В каких частях света расположена Россия? (Европа, Азии)
  • Какими океанами омывается? (Северным Ледовитом, Тихим и
  • Атлантическим).
  • 3.Как называют людей, которые живут в нашей стране? ( Россияне).
  • На каком языке говорят все россияне? ( На русском).
  • 5.Назовите столицу нашего государства? ( Москва).
  • 6. Назовите государственные символы России. (Герб. Флаг. Гимн.)
  • 7. Что за птица изображена на гербе России? (двуглавый орёл)
  • 8.Что изображено в самом центре герба России? ( Герб Москвы)
  • 9. Кто изображен на гербе Москвы? ( Георгий Победоносец, убивающий копьем змея)
  • 10. Что это олицетворяет? ( Победу добра над злом)

Учитель

И пусть всегда добро побеждает зло, пусть всегда над нами будет голубое небо, пусть ярко светит солнце нам и нашим детям. А каждый из нас будет защищать и беречь нашу Родину – нашу Россию.

4 чтец

Берегите Россию -

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе...

Берегите Россию -

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя родина - Россия. Государственные символы России

В доступной форме дети знакомятся с понятиями   малая и большая Родина, с государственными символами России...

Сценарий мероприятия, посвященного Дню России «Моя Родина – Россия!»

Сценарий, посвященный Дню России, предназначен для педагогов, работающих в летнем оздоровительном лагере....

Открытый классный час на тему: "Моя Родина- Россия. Моя малая родина-город Яхрома".

Классный час был проведен 1 сентября 2018 года. Предназначен для обучающихся 3 класса школы -интерната с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)...

История России 6 класс "Наша Родина - Россия"

Технологическая карта урока "Наша Родина – Россия", так же сопроводительная презентация к уроку.  Данный материал разработан по учебнику Истории России. 6 класс. Москва "Прос...

Презентация к уроку истории Смоленщины/ обществознания "Наша Родина - Россия, Ельня - наша малая Родина"

Презентация  посвящена истории России и малой Родины-Ельни, её достопримечательностям, известным людям. Материал презентации можно использовать как на уроке обществознания в 5 классе, так и на ур...

Разработка урока "Наша Родина - Россия. Ельня -наша малая Родина"

На уроке обществознания в 5 классе учащиеся знакомятся с историей, достопримечательностями, великими людьми своей Родины....