Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 3,4б класса 2023-2024 учебный год
рабочая программа
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 3,4б класса 2023-2024 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry_34b_klass.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Починковская школа-интернат»
Рассмотрена на заседании МО №____от __________ | Утверждена протоколом педсовета № _____ от __________ |
Рабочая программа по внеурочной деятельности:
спортивно-оздоровительное направление
«Подвижные игры»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 2
3,4 б класс
Разработчик:
Ковалёв Андрей Владимирович
Учитель
2023-2024 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры», 3,4 класс составлена в соответствии с:
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Приказом Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
- Учебным планом СОГБОУ «Починковская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год;
- Требований к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Предмет по внеурочной деятельности «Подвижные игры» относится к предметной области «Физическая культура» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры» в 3,4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи внеурочной деятельности «Подвижные игры».
Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекция недостатков психофизического развития, расширение индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Задачи обучения:
- коррекция нарушений физического развития;
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие двигательных способностей в процессе обучения;
- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
- раскрытие возможных избирательных способностей и интересов обучающихся для освоения доступных видов спортивно- физкультурной деятельности;
- формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
- поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
- формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
- воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
- воспитание нравственных, морально- волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры» в 3,4 классе определяет следующие задачи:
- формирование у обучающихся представлений о физической культуре;
- овладение простейшей техникой выполнения основных движений;
- формирование умения правильно пользоваться лыжным инвентарем, выполнять строевые команды с лыжами и на лыжах;
- формирование умения выполнять простейшие исходные положения по словесной инструкции учителя;
- формирование умения принимать правильную осанку в основной стойке, при ходьбе, а также сидя, лежа;
- формирование умения не задерживать дыхания при выполнении упражнений;
- формирование умения сохранять равновесие при движении по гимнастической скамейке;
- формирование умения подчиняться правилам игры;
- воспитание уверенности в себе, своих силах.
- СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Внеурочная деятельность «Подвижные игры» у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлены на укрепление здоровья, физическое развитие, способствовали формированию правильной осанки, физических качеств и становлению школы движений.
Внеурочная деятельность «Подвижные игры» осуществляются при использовании различных методов:
- формирования знаний (методы слова (информация речевого воздействия) и методы наглядности (информация перцептивного воздействия);
- обучения двигательным действиям (дробление и последовательное освоение частей целостного упражнения);
- развития физических качеств и способностей (для развития скоростных качеств (быстроты) — повторный, игровой, вариативный (контрастный), сенсорный методы;
- для развития выносливости — равномерный, переменный, повторный, игровой методы;
- для развития координационных способностей- элементы новизны в изучаемом физическом упражнении (изменение исходного положения, направления, темпа, усилий, скорости, амплитуды, привычных условий и др.);
- симметричные и асимметричные движения;
- релаксационные упражнения, смена напряжения и расслабления мышц;
- упражнения на реагирующую способность (сигналы разной модальности на слуховой и зрительный аппарат);
- упражнения на раздражение вестибулярного аппарата (повороты, наклоны, вращения, внезапные остановки, упражнения на ограниченной, повышенной или подвижной опоре);
- упражнения на точность различения мышечных усилий, временных отрезков и расстояния (использование тренажеров для «прочувствования» всех параметров движения, предметных или символических ориентиров, указывающих направление, амплитуду, траекторию, время движения, длину и количество шагов);
- упражнения на дифференцировку зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению;
- воспроизведение заданного ритма движений (под музыку, голос, хлопки и т. п.);
- пространственная ориентация на основе кинестетических, тактильных, зрительных, слуховых ощущений (в зависимости от сохранности сенсорных систем);
- упражнения на мелкую моторику кисти (жонглирование предметами, пальчиковая гимнастика и др.);
- парные и групповые упражнения, требующие согласованности совместных действий.
Эффективным методом комплексного развития физических качеств, координационных способностей, эмоционально-волевой и психической сферы лиц с ограниченными возможностями являются следующие методы:
- игровой;
- воспитания личности;
- взаимодействия педагога и обучающихся.
Использование разнообразных средств и методов адаптивной физической культуры служат стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармоничного развития личности, что создает реальные предпосылки социализации.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
- освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- освоение себя как обучающегося, заинтересованного посещением занятий адаптивной физической культурой в условиях спортивного зала, на спортивной площадке (на открытом воздухе);
- положительное отношение окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и включение в активные спортивно-оздоровительные мероприятия.
Предметные:
Минимальный уровень:
- сформировать первоначальные представления о значении физической культуры для укрепления здоровья человека;
- уметь выполнять простые инструкции учителя;
- иметь представление о видах двигательной деятельности;
- уметь выполнять комплекс упражнений с помощью учителя;
- овладевать начальными двигательными навыками бега, прыжков и метания.
Достаточный уровень:
- сформировать первоначальные представления о значении физической культуры для укрепления здоровья человека;
- сформировать навыки наблюдения за своим физическим состоянием;
- овладевать элементарными представлениями об основных физических качествах (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость).
- знать основные правила поведения и техники безопасности на уроке;
- уметь выполнять команды учителя по словесной инструкции;
- уметь выполнять упражнения для разминки;
- уметь сочетать дыхание с движение во время бега;
- уметь держать постоянный темп в беге;
- уметь пробежать от 300 до 500 м без остановки.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Оценка успеваемости складывается из показателей: отношение обучающегося к уроку, степень овладения физическими упражнениями, качество выполнения упражнений.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо».
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:
- «удовлетворительно» (зачет) - задание выполнено от 35% до 50 %;
- «хорошо» - задание выполнено от 51% до 65%;
- «очень хорошо» (отлично) - задание выполнено свыше 65 %.
Содержание курса
- Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок, в которых один ловит всех, и кончая сложными салками, в которых одна команда догоняет другую, разные условия и разные правила. Игра «Воробьи и вороны», «Свободное место», «Белые медведи», «Охотники, волки и ёлки», «Птицы, блохи, пауки», «Чай-чай-выручай», «Бездомный заяц», «Третий лишний», «Волк во рву», «Два Мороза», «День и ночь».
- Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игр способствует отдыху участников игр после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают утомленные центры. Игра «Чего нет?». Поиск исчезнувшего предмета, «Отгадай, кто подходил?», «Яша и Маша», «Слепой и зрячий», «Холодно-горячо».
- Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
- Игры народов России. Игры развивают силу ,ловкость. Воспитывают толерантность и умение общаться в коллективе. Знакомят с культурными традициями народов России.
- Игры Эстафеты. Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм и др.
- . Игры с прыжками и поворотами направлены на развитие прыгучести и координации движений, ориентироваться в пространстве. Учат упражняться детей в прыжках в длину и высоту. Игры «Лиса и куры», «Удочка», «Прыжки по полочкам».
- Игры с сопротивлением и борьбой.
Игры направленные на развитие силовых качеств, умение следовать алгоритму действий.
Игра «Бой уток », «Борьба в квадрате», «Бой петухов», «Поймай последнего», «Третий лишний с сопротивлением».
Календарно - тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Содержание | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | План | Факт |
Игры-догонялки | Простые и усложненные-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок, в которых один ловит всех, и кончая сложными салками, в которых одна команда догоняет другую, разные условия и разные правила. | 7 | Воспроизводить заданный учителем образец выполнения алгоритма Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения | |||
1 | ОРУ на месте. Игра «Воробьи и вороны» | |||||
2 | ОРУ в движении. Игра «Свободное место» | |||||
3 | ОРУ с гимнастическими скакалками. Игра «Белые медведи» | |||||
4 | ОРУ с гимнастическими палками. Игра «Птицы, блохи, пауки» | |||||
5 | ОРУ в парах. Игра «Охотники, волки и ёлки» | |||||
6 | ОРУ на месте. Игра «Чай-чай-выручай» | |||||
7 | ОРУ в движении. Игра «Бездомный заяц» | |||||
Игры – поиски | 4 | |||||
8 | ОРУ на месте. Игра «Чего нет?» | Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игр способствует отдыху участников игр после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры | Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе. Слушать и понимать речь других людей. Совместно договариваться о правилах общения с одноклассниками и сотрудниками школы | |||
9 | ОРУ в движении. Игра «Отгадай, кто подходил?» | |||||
10 | ОРУ в парах. Игра «Поиск исчезнувшего предмета» | |||||
11 | ОРУ с гимнастическими палками. Игра «Слепой и зрячий» | |||||
Игры с быстрым нахождением места | 3 | |||||
12 | ОРУ в движении. Игра «Шишки, жёлуди, орехи» | В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве | Моделировать: использовать готовую модель (пример учителя) в целях умения применять алгоритм предложенных действий | |||
13 | ОРУ с гимнастическими палками. Игра «Свободное место» | |||||
14 | ОРУ в парах. Игра «По алфавиту» | |||||
Игры народов России | 3 | Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения | ||||
15 | ОРУ на месте. Игра «Медный пень» | Игры развивают силу, ловкость. Воспитывают толерантность при общении и умение действовать в коллективе, знакомят с культурными традициями народов России | ||||
16 | ОРУ с гимнастическими скакалками. Игра «Серый волк» | |||||
17 | ОРУ в парах. Игра « Сокол и лиса» | |||||
ОРУ в движении. Игры с прыжкам и поворотами | 3 | |||||
18 | ОРУ с гимнастическими палками. Игра «Удочка» | Игры, направлены на развитие прыгучести и координации движений, ориентирование в пространств. Учат упражняться в прыжках в длину и высоту. | Моделировать соответствующую ситуацию с помощью предложенных видов игр | |||
19 | ОРУ в движении. Игра «Прыжки по полосам» | |||||
20 | ОРУ в парах. Игра «Лиса и куры» | |||||
Игры с сопротивлением и борьбой | 6 | |||||
21 | ОРУ в движении. Игра «Бой уток» | Игры, направленные на развитие силовых качеств, умение следовать алгоритму действий. | Слушать и понимать речь других людей. Совместно договариваться о правилах общения с одноклассниками Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения | |||
22 | ОРУ с гимнастическими палками. Игра «Борьба в квадрате» | |||||
23 | ОРУ в парах. Игра «Цепи» | |||||
24 | ОРУ с гимнастическими скакалками. Игра «Поймай последнего». | |||||
25 | ОРУ в парах. Игра «Бой петухов» | |||||
26 | ОРУ с гимнастическими скакалками. Игра «Третий лишний с сопротивлением» | |||||
Игры Эстафеты | Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм и др. | 7 | Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов | |||
27 | ОРУ в движении. Эстафета зверей | |||||
28 | ОРУ с гимнастическими палками. Эстафета с мячами | |||||
29 | ОРУ в парах. Эстафета «Передал, садись» | |||||
30 | ОРУ в движении. Эстафета «Мяч над головой» | |||||
31 | ОРУ на месте. Эстафета «Тяни-толкай» | |||||
32 | ОРУ в парах. Эстафета «Посади картошку» | |||||
33 | ОРУ с гимнастическими палками. Эстафета «Ловкие ребята» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Изобразительная деятельность» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся...
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» Предметная область «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс 3 б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Математические представления» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся...
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3 б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Человек» для детей с тяжелой, умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной осн...
Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-4 классы
Программа по коррекционному курсу«Предметно-практические действия»для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-...
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 2б класса 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 5б класса 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 6б класса 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 ...