Реализация инвариантных модулей программы воспитания как средство достижения результатов освоения ООП
статья

Васинова Александра Николаевна

Воспитательная программа является обязательной частью основной образовательной программы МБОУ «Новокарьгинская СОШ» и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОКАРЬГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КРАСНОСЛОБОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Реализация инвариантных модулей программы воспитания как

средство достижения результатов

освоения ООП

Выступление на педагогическом совете школы

Подготовила: Васинова Александра Николаевна

                                                    зам директора по ВР

                                                                         МБОУ «Новокарьгинская СОШ»

2021г

 С 1 сентября 2021 года во всех образовательных учреждениях нашей страны начала действовать программа воспитания.  Для системы образования вопросы воспитания всегда были и будут в центре внимания. Не зря, на совещании о ситуации в сфере образования, Президент страны В.В. Путин отметил, что необходимо укрепить, акцентировать воспитательную составляющую образовательной системы.

Воспитательная программа является обязательной частью основной образовательной программы МБОУ «Новокарьгинская СОШ» и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией.

На основании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) школа поставила общую цель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования:

•        в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

•        в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

•        в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Процесс воспитания в школе представлен в форме модулей. Достижение поставленных целей и задач воспитания идет через реализацию инвариантных и вариативных модулей и календарного плана воспитательной работы школы.

        Специфика нашей школы в том, что мы – маленькая сельская школа, всего 47 обучающихся. Это затрудняет многие моменты в работе. Так, инвариантные модули реализуются в каждой школе, они остаются неизменны. А вариативные- каждая школа выбирает свои. Мы включили в свою программу те модули, которые помогут нам реализовать воспитательный потенциал, с учетом имеющихся у нас кадровых и материальных ресурсов. Этот принцип делает программу открытой, гибкой, удобной в использовании. Деятельность педагогов образовательных организаций в рамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. 

        Рассмотрим инвариантные модули:

- «Классное руководство»

- «Курсы внеурочной деятельности»

- «Школьный урок»

- «Работа с родителями»

- «Профориентация»

- «Самоуправление»

Вариативные модули:

- «Ключевые общешкольные дела»

- «Детские общественные организации».

- «Экскурсии, экспедиции, походы»

- «Школьные медиа»

- «Организация предметно-эстетической среды»

- «Наставничество»

Модуль «Классное руководство»

        Классный руководитель — особый для ребенка человек в школе. Он и посредник в общении с другими педагогами, и тьютор, и учитель-предметник, и организатор классных дел, и «делопроизводитель». От того, как он справляется со всеми своими ролями, во многом зависит его влияние на ребенка. Даже формально — именно классного руководителя ребенок видит чаще всех других педагогов школы: на переменах, во время дежурства класса по школе, на классных часах и экскурсиях, на его собственных уроках, во время подготовки школьных и классных дел. То есть именно его влияние на ребенка в школе может стать определяющим, помочь или затормозить его личностное развитие.

        Программу воспитания в школе реализуют 8 классных руководителей. Из них 6 – стажистов.

        Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Работа с классом:

- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке и проведении;

Например: Акция по пропаганде здорового образа жизни: «Говорим здоровью – да!», мероприятия в рамках Всероссийского дня правовой помощи детям: «Я – Ребенок! Я – Человек! Я – Гражданин!», «Профилактика правонарушений и преступлений», Акция «Блокадный хлеб», Республиканская акция «Сердце Беслана», посвященная Дню солидарности в борьбе с терроризмом и др

- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности)

- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников;

Например: Беседа "Поделись своей добротой!",

Классный час «Сила России -в единстве народов»,

Тренинг «Учимся размышлять»,

 Классный час ко дню матери «Главное слово на любом языке»

Классный час-тренинг «Мой выбор - здоровье!»,

- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги, экскурсии, организуемые классными руководителями (14.10.2021г. обучающиеся МБОУ "Новокарьгинская СОШ" посетили дом-музей лётчика-героя Советского Союза М.П. Девятаева. Ребята с восхищением слушали рассказ экскурсовода о жизни Михаила Петровича, смотрели фильм); внутриклассные «огоньки», акции («Славим возраст золотой», акции ко Дню отца, матери, К дню учителя, к 23 февраля и 8 марта, всевозможные волонтёрские акции. В этом году волонтёрский отряд «Надежда» занял 3 место в муниципальном конкурсе и стал финалистом в республиканском конкурсе на лучший волонтёрский отряд «Достоин и ты») мастерские затей и идей, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.

Работа с учителями, преподающими в классе:

- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Модуль «Курсы внеурочной деятельности» 

Внеурочная деятельность реализуется в 1 – 11 классах по направлениям: общеинтеллектуальное, общекультурное, духовно – нравственное, спортивно – оздоровительное, социальное.

Общеинтеллектуальное: Курсы внеурочной деятельности «Удивительный мир информатики» «Реальная математика», «Занимательная история», «Основы финансовой грамотности», «Экологическое пространство школы», «Химия в быту» направлены на создание условий обеспечивающих овладение учащимися научными понятиями и законами, формирующих мировоззрение и функциональную грамотность.

Общекультурное: Курсы внеурочной деятельности «Волшебная кисть», «Юный художник», «Творческая мастерская», «До-ми-солька» создающие благоприятные условия для самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения учащихся к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.

Духовно-нравственное: Курсы внеурочной деятельности «Моя семья», «История страны в истории моей семьи», «Я в современном мире» направленные на воспитание у обучающихся любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности.

Спортивно-оздоровительное: Курсы внеурочной деятельности «Шахматная школа», «Спортивная суббота» направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.

Социальное: Курсы внеурочной деятельности «Школа общения» «Мир в котором мы живем», «Горизонт возможностей», «Школа безопасности» направленные на развитие творческих способностей школьников, на организацию трудовой деятельности, ответственности, профориентации, создание условий для формирования социально-успешной личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива

По школе 100 % охват учащихся программами внеурочной деятельности.

Дети, посещающие курсы внеурочной деятельности, активно и результативно принимают участие в общешкольных и районных мероприятиях:

- Муниципальный этап Московского Международного форума «Одарённые дети» Шитов Данил        -1 место, Синельникова Юлия-2 место

- Республиканский этап Международного школьного конкурса «Школьный патент-шаг в будущее» Шитов Данил - номинация «Промышленный дизайн» - 1 место

- номинация «Режиссёрский взгляд»: Шитов Данил (направление «Реклама») - 1 место

 Князькова Елизавета (направление «Реклама») - 2 место

Синельникова Юлия (направление «Музыкальный клип») -2 место

Синельникова Юлия (направление «Короткометражное кино») - 3 место

- Всероссийский этап Международного школьного конкурса «Школьный патент-шаг в будущее» номинация «Промышленный дизайн» Шитов Данил - 1 место

-ХIII Межрегиональная научно-исследовательская конференция по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края»          Калашников А.- призёр

- Районный конкурс на знание истории государственной символике РФ и РМ Синельникова Ю.- 2 место, Шитов Данил- 3 место, Михайлов Олег- 3 место,

- Районный конкурс творческих работ «Гордость Отечества» Елагин Сергей -1 место,

Шитов Данил -2 место,  

- Муниципальный фестиваль национальных культур «Под знаком единства»

Синельникова Ю.-гран-при

- районный конкурс «Новогодний фейерверк» в номинации «Интерактивная открытка» два первых места, в номинации «Дизайн» - 1 место

- Экологическая квест-игра-1 место

-конкурс рисунков «Мой край родной» Аникина Екатерина- 3место, Шитов Данил -1 место, Князькова Елизавета -1 место

-Районный конкурс поделок из вторичного сырья, посвящённый Всемирному дню вторичной переработки Назаркин Олег – 1место, коллективная работа1,3 -        1 место,

Чулкова Анастасия-2 место, Малахов Семён-3 место, Чулков Матвей- 3 место

- «Живи народная душа» Шитов Данил-2место,

- Районный конкурс эстрадной песни «Серебряная музыка» Шитов Данил - 1 место

Аникина Екатерина        - 2 место      Синельникова Юлия- 1 место

- Районные соревнования по шахматам «Серебряный ферзь», приуроченные Дню Учителя 1и 3 место,

 - Районные соревнования по мини-футболу-2 место

- Региональные соревнования по шахматам (РДШ) – 4 место

- Районные соревнования по волейболу – девушки 2 место, юноши-2 место

Вывод: обучающиеся на занятиях курсов внеурочной деятельности мотивированы на достижение планируемых результатов. Содержание занятий соответствует возрастным особенностям учеников, технологии занятий работают на образовательный результат.

Модуль «Школьный урок»

Поскольку большую часть своего времени в школе ребенок проводит на уроке, возрастает значимость воспитательной составляющей урочной деятельности. Воспитательный потенциал урока педагоги реализовывают через использование всех воспитательных возможностей планирования, организации, проведения урока. Во-первых, следует учитывать специфику учебного предмета: к примеру, организация урока технологии и МХК не могут быть одинаковыми. Во-вторых, необходимо продумать, как использовать воспитательные возможности, которые обусловлены спецификой того или иного учебного предмета. В-третьих, следует проанализировать содержание образования с точки зрения использования его воспитательных возможностей. При подготовке к уроку педагоги определяет образовательную, развивающую и воспитательную цели. Соответственно планируемые результаты предметные, метапредметные и личностные.

Реализация воспитательных возможностей урока является важным условием эффективного воспитания учащихся в школе.. 

•        использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

Например текстовые задачи на уроках математики - богатый материал для нравственного воспитания учащихся. Если урок проводится накануне праздника 8 Марта, можно дать учащимся 2 класса такую задачу: «Папа купил к празднику 3 букета тюльпанов по 5 цветков в каждом. Сколько тюльпанов купил папа?» При этом учитель проводит мини-беседу. Если урок накануне снятия блокады Ленинграда, ученики 4 класса могут решить задачу: «Масса буханки серого хлеба 750 г. В классе 30 учеников. Сколько хлеба окажется в пищевых отходах, если каждый оставит полкусочка. Масса всего кусочка – 50 г.» После решения – мини-беседа с демонстрацией норм выдачи хлеба во время блокады.

                На уроках окружающего мира уделяется много внимания экологическому, патриотическому, гражданскому и правовому, трудовому и экономическому воспитанию, умственному воспитанию, а также здоровьесбережению. Нравственное и эстетическое воспитание также не остаются в стороне. Отметим, что в изучение этого предмета вплетается региональный компонент, на таких уроках мы воспитываем любовь к родному краю.

  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Модуль «Профориентация»

Цель модуля- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности, выработки у школьников сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. В этом году в условиях сложной эпидемиологической обстановки были ограничены мероприятия с приглашением специалистов разных профессий, поэтому план по профориентации не реализован полностью. Были проведены следующие мероприятия, в которых школьники активно принимали участие:

- Классные часы по профориентации «Сто дорог – одна твоя», 1-11кл

- Конкурс рисунков «Профессии моих родителей», 1-4 классы, январь

- Квест «Все профессии важны – все профессии нужны!». 1-4 классы, январь

-  Мероприятия Всероссийского проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся «Билет в будущее», 5-11кл

- Онлайн уроки по профориентации в рамках Всероссийского проекта «ПроеКТОиЯ», 5-11кл

- Встреча с инспектором по пропаганде Госавтоинспекции Федосеевой Н.А.,  21.09.2021

-Встреча с представителями Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия "Краснослободский аграрный техникум" и представителями МГПУ, представитель Богдашкина С.В., факультет филологический.

Также классными руководителями ведётся работа по осуществлению профессионального информирования школьников (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность); с родителями выпускников о выборе профессии их детьми. РАСПЕЧАТАТЬ отчёт по профориентации.

Модуль «Самоуправление»

С целью привлечения каждого школьника в общие дела, общий поиск и творчество, обеспечивающие развитие его самостоятельности в принятии решения для достижения общественно значимых целей, в школе самоуправление выстраивается по двум уровням: классное и общешкольное.

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.

Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом 

На уровне школы:

  • через деятельность выборного Совета старшеклассников , создаваемого для учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
  • через деятельность творческих Советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
  • На уровне классов:
  • через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой Совета старшеклассников и классных руководителей;
  • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса;

На индивидуальном уровне: 

  • через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; через реализацию функций учащимися, отвечающими за различные направления работы в классе.

Были проведены мероприятия к 23 февраля и 9 мая, организовали 2 дискотеки, субботник по благоустройству. Но за год в период пандемии активность школьников снизилась.

Мероприятия в рамках модуля

  1. Выборы органов ученического самоуправления
  2. Оформление уголков класса
  3. Работа ученического совета на общешкольном уровне
  4. День самоуправления
  5. «Активисты РДШ» (Российское движение школьников)
  6. Еженедельные заседания Совета Дела и Совета старшеклассников
  7. «Ученик года»
  8. Зимняя спартакиада допризывной молодежи «Защитник Отечества»
  9. Сельский субботник «Сделаем село чище!»

 Модуль «Работа с родителями»

С целью создания условий для разнообразия форм взаимодействия и сотрудничества школы и родителей, повышения ответственности родителей за процесс воспитания своих детей, заинтересованности их в положительном результате образовательного процесса, содействии повышению авторитета родителей в семье, в школе налажена тесное сотрудничество с родителями учащихся.

Работа с родителями (законными представителями) осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями (законными представителями) школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

  • Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении школы и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
  • общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; Общешкольное родительское собрание «Организация питания в школьной столовой»
  • педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого родители  получают  рекомендации классных руководителей и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
  • взаимодействие с родителями посредством сайта школы: размещается  информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости .

На индивидуальном уровне:

  • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; в конкурсах
  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий

педагогов и родителей.

Программа не является инструментом воспитания: ребенка воспитывает не документ, а педагог -своими действиями, словами, отношениями.

Программа лишь позволяет педагогам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классное руководство как инвариантный модуль программы воспитания

В статье рассмотрены особенности вопроса о классном руководстве как инвариантном модуле программы воспитания....

Возможности реализации инвариантного модуля «Школьный урок» в рамках учебного предмета «Иностранный язык»

Статья посвящена возможностям реализации инвариантного модуля «Школьный урок» на уроках английского языка....

Диплом победителя регионального конкурса модулей рабочей программы воспитания "Эврика" номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания"

Номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания " (Длительная образовательная игра "Дети капитана Гранта" 7класс)...

Мастер класс «Вариантивный модуль программы воспитания детское общественное объединение «Россияне» Спортивно-оздоровительное мероприятие

Мастер класс «Вариантивный модуль программы воспитания детское общественное объединение «Россияне»Спортивно-оздоровительное мероприятие...

Модуль программы воспитания «Ключевые общешкольные дела»: особенности проектирования. Воспитательный потенциал ключевых дел

Ключевые общешкольные дела проводятся во всех школах, а я хочу поделиться механизмом проектирования вариативного модуля программы воспитания «Ключевые общешкольные дела» в нашей школе. Пон...