Возможности реализации инвариантного модуля «Школьный урок» в рамках учебного предмета «Иностранный язык»
статья по английскому языку

Матвийчук Людмила Александровна

Статья посвящена возможностям реализации инвариантного модуля «Школьный урок» на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности реализации инвариантного модуля «Школьный урок» в рамках учебного предмета «Иностранный язык»

Людмила Александровна Матвийчук,

 учитель английского языка, МБОУ «Лицей №1», город Шадринск

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ, Федеральным законом о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (принят Госдумой 22.07.2020 г., одобрен Советом Федерации 24.07.2020 г.) и Приказом Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020г. №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» произошли изменения в деятельности образовательных учреждений в части планирования и организации воспитательной работы. Появилось новое требование – разработать специальную программу воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка. Сейчас рабочая программа воспитания включает в себя несколько инвариантных модулей, один из которых - модуль «Школьный урок».  Кроме того, данный модуль должен быть включён и в календарно-тематическое планирование по учебному предмету. В связи с этим для каждого учителя на первый план вышел вопрос о возможностях реализации воспитательного потенциала урока.

Реализация учителем воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников, ведущую деятельность. Воспитательный потенциал урока включает следующие группы возможностей:

  1. Использование воспитательных возможностей организации урока.
  2. Использование воспитательных возможностей, обусловленных спецификой учебного предмета.

Все это в процессе организации учебной деятельности обеспечивает:

  • установление взаимоотношений субъектов деятельности на уроке как отношений субъектов единой совместной деятельности, обеспечиваемой общими активными интеллектуальными усилиями;
  • организацию на уроках активной деятельности учащихся, в том числе поисково-исследовательской на разных уровнях познавательной самостоятельности;
  • использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. [2]

Основной целью обучения иностранному языку является развитие личности ученика, которая способна и желает участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Отсюда следует, что неотъемлемой чертой любого урока иностранного языка является воспитательный потенциал, цель которого заключена в:

  • формировании у ребят уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка;
  • воспитании культуры общения;
  • поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;
  • воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

В рамках реализации инвариантного модуля «Школьный урок» средствами предмета «Иностранный язык» учителя лицея используют следующие формы и методы: метод проектов, метод сотрудничества, коммуникативный метод, интерактивный метод, игровой метод обучения, групповые методы обучения, урок-экскурсию, урок-квест, урок-зачёт.

Ролевая игра - это своеобразный учебный приём, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. [3] Например, во 2 классе эффективным является использование перчаточных кукол, когда происходит знакомство с речевыми образцами приветствия, знакомства, сообщения краткой информации о себе. Помимо формирования грамматических и фонетических навыков в игровой ситуации дети учатся вежливому отношению к собеседнику, понимают, как важно быть внимательными и доброжелательными, уважительно относится к чужим занятиям и увлечениям.

Включение игровых моментов в урок английского языка позволяет оживить атмосферу, вызвать положительные эмоции, активизировать детей.  Учащиеся 2-5 классов любят участвовать в играх-соревнованиях, в которых они могут показать свои знания, проявить себя, победить соперников. Здесь на помощь учителю приходит игра «Ручеёк». Ребятам необходимо вспомнить все новые слова по определенной теме. Затем все учащиеся делятся на 2 группы, участники групп по очереди выходят и записывают по слову. Выигрывает та команда, которая написала больше правильных слов. Такая игра позволяет развивать личную ответственность за успех команды, организовывать учебное взаимодействие в группе, учит поддерживать, помогать и договариваться друг с другом.

В 8 классе при изучении темы «Британские традиции» интерес у ребят вызывает ролевая игра «Английское чаепитие». Учащиеся знакомятся с историей возникновения английской традиции пятичасового чаепития, с фразами-клише, которые используются за столом, смотрят видеофрагмент, а далее разыгрывается ситуация приема гостей, когда каждый поочередно выступает в роли хозяина или гостя. Все это помогает поддержать мотивацию детей к получению знаний, установить доброжелательную атмосферу во время урока и наладить позитивные межличностные отношения в классе.

В рамках работы над темой «Чтение» в 9 классе учащиеся знакомятся с биографиями таких писателей, как Ч. Диккенс, А. Кристи. Прием «Толстый и тонкий вопрос» используется в парной работе, ребята упражняются в составлении «толстых» вопросов, которые требуют развёрнутых ответов, и «тонких» вопросов, которые требуют однозначного ответа «да»-«нет» или просто перечисления фактов. Таким образом происходит отработка умения задавать и отвечать на общие и специальные вопросы. В процессе парной работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, ученики привыкают помогать друг другу и осуществлять контроль над товарищем, а это развивает внимание, способствует развитию чувства коллективизма.

После знакомства с любимыми авторами британских школьников, работы в парах учащиеся готовят сообщения о своих любимых писателях. Следующим этапом работой над темой является чтение рецензии, знакомство с её структурой, составление рецензии в классе и написание рецензии на свою любимую книгу. Такое задание имеет яркое выраженное воспитательное значение, так как ученик дает оценку этическим поступкам героя, задумывается над чертами его характера, делает вывод, следует ли подражать герою. Сравнивая свое собственное отношение к чтению и книгам с отношением к ним британских сверстников или одноклассников, дети учатся лучше понимать друг друга. Они приходят к выводу о том, что другой не значит плохой. Каждый урок цикла воспитывает уважение, понимание и толерантность к другой культуре.

Образовательный квест – интегрированная технология, объединяющая идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ; сочетающая целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и серии вспомогательных заданий с приключениями и (или) игрой по определенному сюжету. [1] Урок-квест ко Дню матери проводим на параллели 5 классов. Учащиеся делятся на малые группы, в процессе выполнения серии заданий знакомятся с историей возникновения праздника, с английскими пословицами о маме и семье, особенностями празднования этого дня в разных странах, учатся оформлять поздравительную открытку. Такая форма работы способствует воспитанию гордости за свою семью, осознание роли родителей в воспитании детей, развитию таких качеств, как целеустремленность, инициативность, дисциплинированность, самоконтроль, самооценка в процессе коммуникативной деятельности.

При обобщении и систематизации знаний по теме организуем уроки-зачёты, на которых сильные учащиеся или учащиеся старших классов помогают учителю оценить знания грамматических правил, лексики по теме или неправильных глаголов. Ситуация, когда ученик выступает в роли учителя, способствует воспитанию положительного отношения к школе и процессу обучения, учит слушать других, проявлять уважения к старшим, оказывать помощь младшим, корректно и доброжелательно оценивать работу другого человека, использовать принципы уважения человеческой личности, формирует такие качества как самодисциплину, упорство, настойчивость, самостоятельность в учебном труде.

Таким образом, предмет «Иностранный язык» имеет безграничные воспитательные возможности, поскольку иностранный язык используется, и как средство приобщения учащихся к духовной культуре других народов и познания действительности путём иноязычного общения, и как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения. На уроках иностранного языка происходит развитие умений планировать своё речевое и неречевое поведение в процессе диалогической и монологической  речи, взаимодействовать с одноклассниками и учителем, выполняя разные социальные роли, сотрудничать, работая в парах и небольших группах.

Библиографический список:

  1. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Проектирование образовательного квеста на основе технологической карты (на примере урока биологии) // Биология в школе. – 2016. – № 6.
  2. http://ouchluch.omr.obr55.ru/files/2021/01/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C-%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-pdf.io_.pdf
  3. https://vuzlit.ru/594274/rolevaya_igra_sredstvo_razvitiya_dialogicheskoy_rechi_urokah_inostrannogo_yazyka.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы по вопросам реализации содержания и технологий формирования предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках учебного предмета «Иностранный язык» «Интеллектуальная игра по английскому языку «RAISING STAR

Разработка внеурочного мероприятия по английскому языку Raising Star (Восходящая Звезда) рассчитана на обучающихся 7 классов. Данное мероприятие активизирует коммуникативные умения всех видов речевой ...

Рабочая программа по учебному предмету “ Иностранный язык (немецкий язык как второй иностранный)”

Рабочая программа по учебному предмету “ Иностранный язык (немецкий язык как второй иностранный)” составлена к УМК "Немецкий  язык. Второй иностранный язык.  учеб. для ...

Свидетельство о профмастерстве. Успешно пройдена Независимая диагностика на знание основ преподавания учебного предмета "Иностранный язык" и соответствие профстандарту учителя иностранного языка

Независимая диагностика 2021 на знание основ преподавания учебного предмета "Иностранный язык" и соответствие профстандарту учителя иностранного языка...

Рабочая программа (ID 1209665) учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год ( по УМК Кузовлева В.П.)

Рабочая программа по английскому языку для обучающихся 5 классов составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год по В.П.Кузовлеву

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 5 класса основного общего образования  на 2022-2023  учебный год  по В.П.Кузовлеву...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4411341) учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Предлагаю рабочую программу для 5 класса по английскому языку в соотвествии с обновленными ФГОС....