Модуль программы воспитания «Ключевые общешкольные дела»: особенности проектирования. Воспитательный потенциал ключевых дел
материал
Ключевые общешкольные дела проводятся во всех школах, а я хочу поделиться механизмом проектирования вариативного модуля программы воспитания «Ключевые общешкольные дела» в нашей школе. Понятие «ключевые общешкольные дела» было введено еще Владимиром Абрамовичем Караковским, который писал: «В этих комплексных делах участвуют все ученики школы с 1-го по 11-й классы, все учителя независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, родители, выпускники прошлых лет, разнообразные друзья школы. При этом нам важно не просто свести всех вместе, а добиться взаимодействия возрастов, чтобы старшие руководили младшими, младшие помогали старшим и учились у них. Так разрушаются межвозрастные барьеры, укрепляются межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, в творческом самовыражении, в признании, в коллективе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul_programmy_vospitaniya.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль программы воспитания «Ключевые общешкольные дела»: особенности проектирования. Воспитательный потенциал ключевых дел
Ключевые общешкольные дела проводятся во всех школах, а я хочу поделиться механизмом проектирования вариативного модуля программы воспитания «Ключевые общешкольные дела» в нашей школе. Понятие «ключевые общешкольные дела» было введено еще Владимиром Абрамовичем Караковским, который писал: «В этих комплексных делах участвуют все ученики школы с 1-го по 11-й классы, все учителя независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, родители, выпускники прошлых лет, разнообразные друзья школы. При этом нам важно не просто свести всех вместе, а добиться взаимодействия возрастов, чтобы старшие руководили младшими, младшие помогали старшим и учились у них. Так разрушаются межвозрастные барьеры, укрепляются межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, в творческом самовыражении, в признании, в коллективе».
Караковский подчеркивает значимость совместной деятельности детско-взрослого сообщества, а также важное обстоятельство: рамки общешкольного ключевого дела достаточно свободны, они не только позволяют, но и стимулируют инициативу, творчество, многовариантность самовыражения класса и отдельно ученика.
Каждое ключевое дело мы коллективно планируем, разрабатываем, проводим и делаем коллективный анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе, как равные партнеры, что создает атмосферу общей увлеченности и ответственности.
Основные характеристики ключевых дел, которые мы учитываем при проектировании модуля «Ключевые общешкольные дела»:
- Ключевые общешкольные дела – это не набор календарных праздников, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников.
- Ключевые общешкольные дела являются основой годового цикла воспитательной работы школы.
- Общешкольные ключевые дела объединяют детей, педагогов и родителей в единый коллектив (детско-взрослое сообщество).
- Ключевые общешкольные дела носят творческий характер и общественную направленность, проявление заботы детей о других, друг о друге.
- Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсивному общению.
В школе мы стараемся создать такие условия, чтобы по мере взросления ребенка увеличивалась и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора). Самое главное вовремя проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, мы максимально поощряем конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, это позволяет обеспечить общую заинтересованность и ответственность каждого в общем деле.
Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть характер воспитания, сводящийся к набору отдельных мероприятий, организуемых педагогами для детей. При планировании ключевых дел учитываем традиции коллектива, особенности воспитательной среды, интересы детей, родителей и педагогов, а также уровни организации (внешкольный, школьный, на уровне класса, индивидуальный). Четко выделяем какие ключевые дела будут организованы на внешкольном уровне и школьном уровне; какое продолжение они получат на уровне класса, какова форма участия классных коллективов в них и какие возможности по участию в этих делах предоставляются каждому ребенку. Все это обязательно учитывается при разработке содержания ключевых дел, четко планируется работа на каждом уровне.
На внешкольном уровне.
- Социальные проекты ориентированы на преобразование окружающей среды, школы, социума: «Школьный двор»; «Чистый город»; «Живи родник, живи»; «Обелиск». В результате у учащихся происходит формирование социальной активности и социальных компетенций.
- Региональный конкурс «Знак экологической культуры» в рамках проекта «Делаю для мира», популяризация экологического образа жизни, формирование экологической культуры населения.
- Школьная телепередача «Большая перемена» помогает вовлечь в совместную деятельность большее количество детей, родителей и общественности.
- Спортивные состязания: Городской турнир по волейболу памяти Н.А. Вяткиной; Кросс Памяти; игра «Зарница»; Лыжня России; сдача норм ГТО.
- Акции: «Бессмертный полк», «Вахта Памяти», «Протянем ладони, согреем души».
- Праздники: «День пожилого человека»; «Масленица»; Фестиваль талантов.
Все это открывает возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих. Ключевые дела внешкольного уровня направлены на воспитание жизнеспособной личности, трудоспособной, социально активной, заряженной патриотизмом по отношению к малой Родине, с чувством ответственности за неё. Достижение цели основано на совместных усилиях семьи, школы, социума.
На школьном уровне
Ежегодно проводим общешкольные творческие дела, связанные со значимыми знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы
- Дела, связанные с развитием учебной деятельности: «Дни науки», Предметные декадники «Погружение в предметы», «Ученик года», «Иду к цели»...
- Дела, направленные на усвоения социально-значимых знаний, ценностных отношений к миру, Родине: Неделя добрых дел, Дни профориентации, Вахта памяти, Дни солидарности, Зарница, Семейные вытворяшки, День матери, мероприятия к календарным датам….
- Дела, направленные на развитие творческих способностей»: Фестиваль талантов, Минута славы, Битва хоров, КВН, Неделя творчества…
- Дела, направленные на формирование здорового образа жизни: Дни здоровья, малые олимпийские игры, Веселые старты, Большие гонки, соревнования….
Обязательным является церемонии награждения школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На классном уровне
Актуализация общешкольной жизни на уровне классов осуществляется путем формирования чувства сопричастности каждого к жизнедеятельности школы путем организации само-и соуправления.
На уровне НОО деятельность заключается в развитии познавательной, творческой, социально-активной деятельности путем стимулирования детей к участию в общешкольных делах.
На уровне ООО И СОО – через создаваемый совет класса, который отвечает за участие в общешкольных делах, информирование о делах школьной жизни путем делегирования ответственности отдельным представителям классного самоуправления.
Проведение в рамках класса итогового анализа общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольного совета дела.
На индивидуальном уровне
Вовлекаем по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей (сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных
за приглашение и встречу гостей и т.п.);
Оказываем индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
Наблюдаем за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
При необходимости проводим коррекцияю поведения ребенка через частные беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы
В школе три календарных плана воспитательной работы для каждого уровня образования (НОО, ООО, СОО). В календарных планах это представлено следующим образом….
Воспитательное пространство нашей школы представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых субъектами этого пространства – детьми, педагогами, родителями. Значительная часть семей связана со школой тесными узами: учились дети, внуки. Воспитательная среда обуславливает акценты на те ценности, которые формируются у подрастающего поколения: чувство любви к родному краю, уважительное отношение к своей истории, символам Отечества, народным традициям, природе. Это стимулирует социально-полезную деятельность учащихся во благо родного города и его жителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классное руководство как инвариантный модуль программы воспитания
В статье рассмотрены особенности вопроса о классном руководстве как инвариантном модуле программы воспитания....
Диплом победителя регионального конкурса модулей рабочей программы воспитания "Эврика" номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания"
Номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания " (Длительная образовательная игра "Дети капитана Гранта" 7класс)...
Мастер класс «Вариантивный модуль программы воспитания детское общественное объединение «Россияне»Спортивно-оздоровительное мероприятие
Мастер класс «Вариантивный модуль программы воспитания детское общественное объединение «Россияне»Спортивно-оздоровительное мероприятие...
Инвариантные и вариативные модули программы воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» как залог успешности реализации воспитательного потенциала школьников, развивающихся на фоне умственной отсталости
Доклад на заседании ШМО специалистов сопровождения...
презентация Модуль программы воспитания «Ключевые общешкольные дела»: особенности проектирования. Воспитательный потенциал ключевых дел
презентация к практике "Модуль программы воспитания "Ключевые общешкольные дела"...
Реализация инвариантных модулей программы воспитания как средство достижения результатов освоения ООП
Воспитательная программа является обязательной частью основной образовательной программы МБОУ «Новокарьгинская СОШ» и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать ...
Ключевые общешкольные дела (мероприятия) и организация предметно – пространственной среды при проведении мероприятий.
Ключевые общешкольные дела – это комплекс главных, традиционных, интересных, значимых общешкольных коллективных творческих дел, в которых принимает участие большая часть обучающихся ...