рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
рабочая программа по внеурочной деятельности "Естественнонаучная грамотность" 5-9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_estestvennonauchnaya_gramotnost.docx | 161.03 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность: учимся для жизни»
Модуль: Естественно-научная грамотность
для обучающихся 5-9 классов
посёлок Сосьва
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме . Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения . Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов .
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции .
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»1 .
Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого на правления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления .
ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Программа реализуется в работе с обучающимися 5—9 классов .
Программа курса рассчитана на пять лет с проведением занятий 1 раз в неделю .
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей . В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности .
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg .resh .edu .ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv .instrao .ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media .prosv .ru/ func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность . Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвеще-ние», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу.
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания.
Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия . Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОГРАММЕ
В планировании, организации и проведении занятий принимают участие учителя разных предметов. Это обеспечивает объединение усилий учителей в формировании функциональной грамотности как интегрального результата личностного развития школьников.
Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через вовлечение обучающихся в многообразную деятельность, организованную в разных формах. Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка. Личностных результатов педагоги могут достичь, увлекая ребенка совместной и интересной для него деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия личностно ценностным содержанием.
Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых педагогом форм работы.
Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВВЕДЕНИЕ. О ШЕСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной гра- мотности, сформулированным в международном исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность чело- века занимать активную гражданскую позицию по обществен но значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него сле-
дующих компетентностей:
научно объяснять явления;
демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных фор- мах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ
класс
Модуль: Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» (5 ч) | |
1 | Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России) |
2 | Работаем над проектом (Школьная жизнь) |
3 | Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь) |
4 | По страницам биографий (Великие люди нашей страны) |
5 | Мир моего города (Человек и технический прогресс) |
Модуль: Естественно-научная грамотность «Наука рядом» (5 ч) | |
1 | Мои увлечения |
2 | Растения и животные в нашей жизни |
3 | Загадочные явления |
Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (5 ч) | |
1 | Модели и ситуации. Общее представление о креативности (на примерах простейших заданий и бытовых ситуаций). Зна- комство с содержательными и тематическими областями |
2 | Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать разные идеи и варианты. Разные, похожие, одинаковые |
3 | Выдвижение креативных идей и их доработка. Для чего нужны нестандартные идеи. Когда и кому бывают нужны креативные идеи |
4 | От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Вы- полнение проекта на основе комплексного задания |
5 | Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы |
Модуль: Математическая грамотность «Математика в повседнев- ной жизни» (4 ч) | |
1 | Путешествия и отдых |
2 | Транспорт |
3 | Здоровье |
4 | Домашнее хозяйство |
Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений» (4 ч) | |
1 | Собираемся за покупками: что важно знать |
2 | Делаем покупки: как правильно выбирать товары |
3 | Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем |
4 | Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя |
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математи- ка (2 ч) | |
1 | «Деньги – не щепки, счетом крепки» |
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами» (5 ч) | |
1 | Мы умеем дружить |
2 | Общаемся с одноклассниками и живем интересно |
3 | Какие проблемы называют глобальными? Что значит быть глобально компетентным? |
4 | Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем действовать. Идея: на материале заданий «Покупаем новое» и «Не выбрасывайте продукты» интеграция с финансовой грамотностью по теме «Покупки» |
класс
Модуль: Читательская грамотность «Читаем, различая факты и мнения» (5 ч) | |
1 | Нас ждет путешествие (Путешествие по родной земле) |
2 | Открываем тайны планеты (Изучение планеты) |
3 | Открываем мир науки (Человек и природа) |
4 | По страницам биографий полководцев (Великие люди нашей страны) |
5 | Наши поступки (межличностные взаимодействия) |
Модуль: Естественно-научная грамотность «Учимся исследовать» (5 ч) | |
1 | Мои увлечения |
2 | Растения и животные в нашей жизни |
3 | Загадочные явления |
Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (5 ч) | |
1 | Креативность в бытовых и учебных ситуациях: модели и ситуации. Модели заданий: 6 названия и заголовки (ПС3) 6 рисунки и формы, что скрыто за рисунком? (ВС4) |
6 межличностные отношения (СПр5) 6 исследовательские вопросы (ЕНПр6) | |
2 | Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гиб- кость и беглость мышления. Разные образы и ассоциации |
3 | Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригиналь- ность и проработанность Как вдохнуть в идею жизнь? Моделируем ситуацию: нужны оригинальные идеи |
4 | От выдвижения до доработки идей. Выполнение проекта на основе комплексного задания |
5 | Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы |
Модуль: Математическая грамотность «Математика в повседнев- ной жизни» (4 ч) | |
1 | Спорт |
2 | Геометрические формы вокруг нас |
3 | Здоровый образ жизни |
4 | В школе и после школы (или Общение) |
Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений» (4 ч) | |
1 | Семейный бюджет: по доходам — и расход |
2 | Непредвиденные расходы: как снизить риск финансовых затруднений |
3 | На чем можно сэкономить: тот без нужды живет, кто деньги бережет |
4 | Самое главное о правилах грамотного ведения семейного бюджета |
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч) | |
1 | «Копейка к копейке – проживет семейка» |
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся самоорганизации и помогаем сохранить природу » (5 ч) | |
1 | Мы разные, но решаем общие задачи |
2-3 | Узнаем традиции и обычаи и учитываем их в общении. Соблюдаем правила. Участвуем в самоуправлении |
7 класс
Модуль: Читательская грамотность «В мире текстов: от этикетки до повести» (5 ч) | |
1 | Смысл жизни (Я и моя жизнь) |
2 | Интеграция темы «Планета людей (Взаимоотношения)» по читательской грамотности и темы «Общаемся, учитывая свои интересы и интересы других» по «Глобальным компетенци- ям» |
3 | Человек и книга |
4 | Будущее (Человек и технический прогресс) |
5 | Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг) |
Модуль: Естественно-научная грамотность «Узнаем новое и объясняем» (5 ч) | |
1 | Наука и технологии |
2 | Мир живого |
3 | Вещества, которые нас окружают |
4 | Мои увлечения |
Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч) | |
1 | Креативность в учебных ситуациях и ситуациях межличностного взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий: 6 сюжеты, сценарии (ПС), 6 эмблемы, плакаты, постеры, значки (ВС), 6 проблемы экологии (СПр), 6 выдвижение гипотез (ЕНПр) |
2 | Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гиб- кость и беглость мышления. Разные сюжеты. |
3 | Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. Когда возникает необходимость доработать идею? Моделируем ситуацию: нужна доработка идеи. |
4 | От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Вы полнение проекта на основе комплексного задания. |
5 | Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы |
Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружаю- щем мире» (4 ч) | |
1 | В домашних делах: ремонт и обустройство дома |
2 | В общественной жизни: спорт |
3 | На отдыхе: досуг, отпуск, увлечения |
4 | В профессиях: сельское хозяйство |
Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений» (4 ч) | |
1 | Как финансовые угрозы превращаются в финансовые непри- ятности |
2 | Уловки финансовых мошенников: что помогает от них защи- титься |
3 | Заходим в Интернет: опасности для личных финансов |
4 | Самое главное о правилах безопасного финансового поведения |
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч) | |
1 | «Покупать, но по сторонам не зевать» |
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся общаться с друзьями и вместе решать проблемы » (5 ч) | |
1 | С чем могут быть связаны проблемы в общении |
2 | Общаемся в школе, соблюдая свои интересы и интересы друга. Идея: на материале задания «Тихая дискотека» интеграция с читательской грамотностью |
3 | Прошлое и будущее: причины и способы решения глобаль- ных проблем |
4-5 | Действуем для будущего: участвуем в изменении экологиче- ской ситуации. Выбираем профессию |
8 класс
Модуль: Читательская грамотность «Шаг за пределы текста: про- буем действовать» (5 ч) | |
1 | Смысл жизни (я и моя жизнь) |
2 | Человек и книга |
3 | Познание |
Модуль: Естественно-научная грамотность «Как применяют знания?» (5 ч) | |
1 | Наука и технологии |
2 | Мир живого |
3 | Вещества, которые нас окружают |
4 | Наше здоровье |
Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч) | |
1 | Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий: 6 тематика и названия, слоганы, имена героев (ПС), 6 схемы, опорные конспекты (ВС), 6 социальные инициативы и взаимодействия (СПр), 6 изобретательство и рационализаторство (ЕНПр). |
2 | Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышления при решении школьных проблем. Использование имеющихся знаний для креативного решения учебных проблем. |
3 | Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. Когда на уроке мне помогла креативность? |
Моделируем учебную ситуацию: как можно проявить креативность при выполнении задания. | |
4 | От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания |
5 | Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы |
Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» (4 ч) | |
1 | В профессиях |
2 | В общественной жизни |
3 | В общественной жизни |
4 | В профессиях |
Модуль: Финансовая грамотность «Основы финансового успеха» (4 ч) | |
1 | Финансовые риски и взвешенные решения |
2 | Делаем финансовые вложения: как приумножить и не поте- рять |
3 | Уменьшаем финансовые риски: что и как можем страховать |
4 | Самое главное о сбережениях и накоплениях |
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч) | |
1 | «Сосчитать – после не хлопотать» |
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы живем в обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего» (5 ч) | |
1 | Социальные нормы – основа общения |
2-3 | Общаемся со старшими и с младшими. Общаемся «по правилам» и достигаем общих целей |
4 | Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем |
5 | Действуем для будущего: сохраняем природные ресурсы |
9 класс
Модуль: Читательская грамотность «События и факты с разных точек зрения» (5 ч) | |
1 | Смысл жизни (я и моя жизнь) |
2 | Самоопределение |
3 | Смыслы, явные и скрытые |
Модуль: Естественно-научная грамотность «Знания в действии» (5 ч) | |
1 | Наука и технологии |
2 | Вещества, которые нас окружают |
3 | Наше здоровье |
4 | Заботимся о Земле |
Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уро ках, в школе и в жизни» (5 ч) | |
1 | Креативность в учебных ситуациях, ситуациях личностного роста и социального проектирования. Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий: 6 диалоги (ПС), 6 инфографика (ВС), 6 личностные действия и социальное проектирование (СПр), 6 вопросы методологии научного познания (ЕНПр). |
2 | Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышления при решении жизненных проблем. |
3 | Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. В какой жизненной ситуации мне помогла креативность? Моделируем жизненную ситуацию: когда может понадобиться креативность. |
4 | От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания. |
5 | Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы |
Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» (4 ч) | |
1 | В общественной жизни: социальные опросы |
2 | На отдыхе: измерения на местности |
3 | В общественной жизни: интернет |
4 | В домашних делах: коммунальные платежи |
Модуль: Финансовая грамотность «Основы финансового успеха» (4 ч) | |
1 | Мое образование — мое будущее |
2 | Человек и работа: что учитываем, когда делаем выбор |
3 | Налоги и выплаты: что отдаем и как получаем |
4 | Самое главное о профессиональном выборе: образование, работа и финансовая стабильность |
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч) | |
1 | «Труд, зарплата и налог — важный опыт и урок» |
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы будем жить и работать в изменяющемся цифровом мире» (5 ч) | |
1 | Какое общение называют эффективным. Расшифруем «4к» |
2-3 | Общаемся в сетевых сообществах, сталкиваемся со стереотипами, действуем сообща |
4-5 | Почему и для чего в современном мире нужно быть глобально компетентным? Действуем для будущего: учитываем цели устойчивого разви тия |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, мета- предметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.
Личностные результаты
осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым под- вигам и трудовым достижениям народа;
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
осознание ценности самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
проявление интереса к способам познания;
стремление к самоизменению;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и раз- витие необходимых умений;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
активное участие в жизни семьи;
приобретение опыта успешного межличностного общения;
готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружаю- щей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологи- ческой направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
- овладение универсальными учебными познавательными действиями;
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
- овладение универсальными регулятивными действиями.
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
способность к совместной деятельности;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
владеть базовыми логическими операциями:
- сопоставления и сравнения,
- группировки, систематизации и классификации,
- анализа, синтеза, обобщения,
- выделения главного;
6 владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств;
6 выявлять и характеризовать существенные признаки объек тов (явлений);
6 устанавливать существенный признак классификации, основания
6 для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
6 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
6 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
6 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
6 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
6 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
6 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
базовые исследовательские действия:
6 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
6 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
6 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
6 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
6 оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
6 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
6 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
работа с информацией:
6 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
6 учебной задачи и заданных критериев;
6 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
6 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
6 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
6 оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
6 эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:
6 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
6 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
6 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
6 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
6 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
6 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
6 публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
6 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
совместная деятельность:
6 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
6 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
6 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
6 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
6 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
6 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
6 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
6 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
6 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие ре-шений группой);
6 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, ар- гументировать предлагаемые варианты решений;
6 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
6 делать выбор и брать ответственность за решение;
самоконтроль:
6 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
6 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
6 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
6 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
6 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
6 оценивать соответствие результата цели и условиям;
эмоциональный интеллект:
6 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
6 выявлять и анализировать причины эмоций;
6 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
6 регулировать способ выражения эмоций;
принятие себя и других:
6 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
6 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
6 принимать себя и других, не осуждая;
6 открытость себе и другим;
6 осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках вне- урочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы»:
6 умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практико-ориентированного характера;
6 умение проводить учебное исследование, в том числе пони- мать задачи исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;
6 умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;
6 умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду;
6 умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
6 сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;
6 умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;
- умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов.
Тематическое планирование
Номер урока | Тема урока |
7 класс Модуль: Естественно-научная грамотность «Узнаем новое и объясняем» (10 ч) | |
1 | Наука и технологии |
2 | Наука и технологии |
3 | Мир живого |
4 | Вещества, которые нас окружают |
5 | Мои увлечения |
8 класс Модуль: Естественно-научная грамотность «Как применяют знания?» (5 ч) | |
6 | Наука и технологии |
7 | Мир живого |
8 | Вещества, которые нас окружают |
9 | Наше здоровье |
10 | Наше здоровье |
9 класс Модуль: Естественно-научная грамотность «Знания в действии» (5 ч) | |
11 | Наука и технологии |
12 | Вещества, которые нас окружают |
13 | Наше здоровье |
14 | Заботимся о Земле |
15 | Заботимся о Земле |
5 класс Модуль: Естественно-научная грамотность «Наука рядом» (5 ч) | |
16 | Мои увлечения |
17 | Растения и животные в нашей жизни |
18 | Растения и животные в нашей жизни |
19 | Загадочные явления |
20 | Загадочные явления |
6 класс Модуль: Естественно-научная грамотность «Учимся исследовать» (5 ч) | |
21 | Мои увлечения |
22 | Растения и животные в нашей жизни |
23 | Растения и животные в нашей жизни |
24 | Загадочные явления |
25 | Загадочные явления |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...