Внурочная деятельность
рабочая программа
Рабочие программы по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.1.vok-hor_studiya_melodiya_5-6-7_kl.vd_horovoe_penie.docx | 41.35 КБ |
1.2.programma_folklornogo_teatra.odnostaychenko_t.v.docx | 53.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 602 Петродворцовского района Санкт-Петербурга Утверждено на педагогическом совете Протокол № __ от Директор ГБОУ СОШ № 602 Шарга Л.Н._______________
Программа музыкального воспитания внеурочной деятельности «Хоровое пение» (вокально-хоровая студия «Мелодия») Направление: художественно-эстетическое Срок реализации программы: 2023/2024 гг. Обучающиеся: 5-6-7 класса Количество часов по учебному плану: 1 часа в неделю. Всего – 34 часа в год. |
Автор-составитель: учитель музыки Одностайченко Татьяна Владимировна |
Санкт - Петербург |
2023 год |
- Пояснительная записка.
«Вся прелесть музыки — в мелодии»
Йозеф Гайдн
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокального искусства» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта и базисного учебного плана ОУ. Данная программа предполагает введение дополнительной деятельности младших подростков в сфере музыкального искусства.
Музыкальные занятия помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников навыков восприятия музыки с точки зрения разных видов вокального музицирования с использованием музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации и бесспорно дополняет успешное художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 4-5-6 классов в условиях ФГОС среднего общего образования, обусловлена возросшим интересом к вокальному исполнительству, ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.
Цель программы – создание условий для оптимального индивидуального певческого развития каждого ребёнка, формирования певческой культуры и любви к хоровому пению.
Задачи:
- формирование певческой установки, разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;
- формирование музыкальной памяти, навыков певческой эмоциональности, выразительности;
- развитие вокальной артикуляции, певческого дыхания;
- воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости;
- развитие навыков музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации;
- расширение знаний об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен;
- воспитывать уважение к человеческому наследию, пониманию певческих традиций и любовь к хоровому пению;
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
- Общая характеристика курса.
Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в средней школе предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в период предмутационного и мутационного периода формирования певческих навыков. Дополнение вокального музицирования разных видов (групповое, ансамблевое, сольное) музыкально-пластическим интонированием и двигательными импровизациями способствуют раскрепощению во время исполнения и облегчению вокальных трудностей, связанных с мутационными перестройками голосового аппарата в раннем подростковом возрасте (особенно у мальчиков).
Занятия проводятся 2 раза в неделю, 68 часов в год. Продолжительность 1 занятия 45 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии активных форм вокального музицирования позволяет поддерживать подвижный темп работы и избегать переутомления учащихся.
Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
- вокально-хоровая работа;
- хоровое сольфеджио;
- ансамблевое музицирование;
- сольное пение;
- занятия по музыкальной грамоте;
- музыкально-ритмические упражнения;
- дыхательная гимнастика;
- музыкально-пластическое интонирование;
- движение под музыку;
- двигательные импровизации.
- Описание места курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ № 602 на внеурочную деятельность программы «Хоровое пение» в 4-5-6 классах отводится 2 внеаудиторных часа в неделю, 68 часов в год.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В результате у школьников формируются художественно-эстетические основы.
Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты:
- формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- формирование эмоциональное отношение к искусству;
- формирование духовно-нравственных оснований;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
- планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
- выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
- участвовать в жизни микро и макро социума (группы, класса, школы, города);
- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
- применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
познавательные УУД:
- использовать знаково-символические средства для решения задач;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
- разнообразные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и познавательно-творческой деятельности;
- постижение нотной грамоты;
- знание особенностей музыкального языка;
- применение полученных знаний и приобретённого опыта творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- выражение образного содержания музыки через пластику и движение;
- создание коллективных музыкально-пластических композиций;
- исполнение вокальных произведений разных жанров.
- Содержание программы по направлениям:
«Нотная грамота» - знакомство с элементарной нотной грамотой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре.
«Хоровое сольфеджио» - умение пропевать простейшие мелодии с названием нот, интонирование простейших музыкальных интервалов. Умение ориентироваться в нотном тексте, хоровых и вокальных партиях.
«Исполнение а капелла и с сопровождением» - интонирование мелодии а капелла и с сопровождением; сольное и ансамблевое пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента и (или) других голосов.
«Работа с фонограммой» - развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера; развития метроритмических навыков, ощущения темпоритма.
«Работа с микрофоном» - правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном.
«Сценическое движение и культура» - сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами пластики, сцендвижения и хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.
«Работа над репертуаром» - разучивание, повторение пройденных песен.
Основные содержательные линии:
- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и вокалу;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
- сольное и ансамблевое пение,
- слушание различных интерпретаций исполнения,
- пластическое интонирование,
- добавление элементов импровизации и театрализации.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют песни современных композиторов и исполнителей. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подбирается в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Имеет место варьирование.Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой, окружающим миром, физкультурой, математикой.
Методы и формы.
- На вокальных занятиях использую различные формы и методы обучения:
- Слушание и анализ музыкальных произведений
- Исполнение песен в хоре, ансамбле, соло, с запевалами, "цепочкой", и др.
- " Концерт по заявкам"
- Музыкальные игры (кроссворды, викторины, "Угадай мелодию", "Юный композитор", игры-импровизвции)
- Тесты
- Анкеты
- "Музыкальная живопись"
- Физминутки
- Метод обучения в сотрудничестве
В качестве главных подходов в работе избраны: стилевой подход, творческий, системный, импровизации и музыкально-ритмического и сценического движения.
1.СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
2.ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально-сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
3.СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
4.МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару.
Формы организации внеурочного процесса: групповые, парные, индивидуальные.
Виды организации внеурочной деятельности: культпоход, игра, беседа, концерт.
Виды контроля: входной, текущий, итоговый, фронтальный, устный.
Формы (приемы) контроля: - наблюдение, - творческие работы: сочинения, рисование к прослушанным произведениям, -концертное исполнение песни.
Содержание программы
раскрывается в темах каждого занятия и последовательно развивают вокальные способности учащихся, приобретенные на уроках музыки. Оно направлено на расширение музыкального и художественного кругозора учащихся, который способствует обогащению музыкального кругозора и прививает любовь к вокальному пению.
Программа имеет поэтапную структуру, которая строится на принципе системности и последовательности. Изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, но в процессе изучения упражнений, попевок учащиеся знакомятся на занятиях с элементарной нотной грамотой. Постепенно вводятся необходимые теоретические понятия и термины. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, музыкально-ритмическим движениям, поведению на сцене.
Для заинтересованности и лучшего взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты. Все это помогает постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Требования к уровню подготовки обучающихся (ФГОС):
В ходе реализации программы и обучения музыке обеспечивается возможность формирования у обучающихся всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Универсальные действия | Конкретный навык | Деятельность учащихся |
Познавательные | Общеучебные: самостоятельное выделение, формулирование поставленной цели. Логические: формулирование проблемы Рефлексия. | Умение дать оценку своей деятельности и деятельности группы, соотнося цель и полученный результат. |
Личностные | Самоопределение, смыслообразование | Умение поставить цель и пути ее достижения. |
Регулятивные | Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, самооценка, коррекция. | Выполнение типовых заданий с комментарием. |
Коммуникативные | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Умение точно выражать свои мысли и предложения о дальнейшей работе. | Работа на репетициях, выступлениях. |
Учебно-тематический план программы
Тема занятия |
Диагностика вокальных возможностей. |
Особенности голосового аппарата. Охрана голоса. |
Хоровой коллектив и его особенности. |
Подготовка к выступлению на празднике День Учителя. |
Выступление на празднике День Учителя. |
Унисон. Хоровая партия. |
Мелодия - душа музыки. |
Певческая позиция. Подготовка к выступлению на конкурсе. |
Дыхание. Цезура. Унисон. Подготовка к выступлению на конкурсе. |
Пение в ансамбле. Подготовка к выступлению на конкурсе. |
Подготовка к выступлению на празднике День Матери. |
Выступление на конкурсе, посвящённом празднику День Матери. |
Выступление на празднике День Матери. |
Вокально-хоровая работа. Артикуляция. |
Строй. Ансамбль. Подготовка к выступлению на конкурсе. |
Динамика. Длительности. Размер. |
Подготовка к выступлению на конкурсе патриотической песни. |
Выступление на конкурсе патриотической песни. |
Средства выразительности. |
Подготовка к выступлению на празднике, посвящённом 8 марта. |
Выступление на празднике, посвящённом 8 марта. |
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. |
Интонация. |
Выразительное интонирование. Музыкальный образ. |
Использование элементов ритмики. |
Вокально-хоровая работа. |
Чистота интонирования. Опорное дыхание. |
Сценическая культура. |
Подготовка к выступлению на конкурсе. |
Подготовка к выступлению на конкурсе. |
Выступление на конкурсе. |
Роль концертной деятельности. |
Диагностика вокально-хорового развития. |
Подведение итогов работы. |
Занятия с солистами:
№ п/п | Тема занятия |
1 | Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. |
2 | Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения. |
3 | Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. |
4 | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. |
5 | Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением. |
6 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка элементов танцевальных движений. |
7 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. |
8 | Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. |
9 | Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. |
10 | Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Сценическое искусство. |
11 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. |
12 | Подготовка к выступлениям на праздниках. Концертная деятельность. |
7. Планируемый результат:
- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
- умение двигаться под музыку, знакомство с культурой поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
- умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски;
- участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене;
- умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Занятия с солистами:
• проявление навыков вокально-хоровой деятельности;
• умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
• участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
• услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
• умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
• умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
8. Методические рекомендации для реализации программы:
Данная программа является продолжением программы «Музыка 4-5-6 классы» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. К этому времени обучающиеся уже владеют довольно прочными вокальными навыками, умеют эмоционально и осознано воспринимать и исполнять музыку. Представленная программа направлена на развитие умения обучающихся проводить поиск музыкальной информации в источниках разного типа по заданной теме; формирование навыков пропаганды музыкального искусства; участия в дискуссиях на музыкальные темы и проблемы, формулируя собственную позицию по обсуждаемым вопросам и используя для аргументации достоверные сведения.
9.Список литературы:
для учителя:
- Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. М.: Владос, 2000
- Дашанова Н. Экспериментальные хоровые занятия в общеобразовательной школе. «Музыка в школе» 2003 №4.
- Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
- Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 2005.-224 с.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
- Музыка.1-7 классы: тематические беседы / авт. Е.Н.Арсенина. – Волгоград: учитель, 2009. – 205 с.
- Пушкина С.И. Мы играем и поем: инсценировки русских народных игр и сценарии праздников для детей младшего и среднего школьного возраста.- М.: Школьная пресса, 2001.- 160 с.
- Учите детей петь. Составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина. М.: Просвещение, 1988.
- Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.1990Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с.
- Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей), издательство «Композитор» Санк-Петербург;
- Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.
- Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» - видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П., 1997.
для обучающихся:
- Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. «Музыка», 2008.
- Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М.: Просвещение. 1989. – 192
- Зильберквит М. Рождение фортепиано. — 1984, 64 с.
- Кленов А. Секрет Страдивари. — 1989, 47 с.
- Ларионова Г. П. Я учу нотную грамоту. Олма-Пресс, 2007.
- Оржеховская Ф. Пять портретов. Повести о русских композиторах. — 1971, 159
- Хитц К. Петер в стране музыкальных инструментов. — 1989, 80 с.
Интернет-ресурсы:
Волшебный мир музыки - http://www.dobrieskazki.ru/music_content.htm
Детям о музыке - http://www.muz-urok.ru/
Детям о музыке – http://www.muz-urok.ru/
Искусство слышать – http://iskusstvo.my1.ru/
Классическая музыка – http://classic.ru
Музыка и я - http://musicandi.ru/
10. Материально-техническое обеспечение: компьютер, экран, микшер, микрофоны, флеш-карты, фонограммы, , нотный материал.
План работы на учебный год.
Дата | Содержание | Результативность |
Сентябрь | 1.Знакомство. Диагностика. Что такое хоровой коллектив. 2.Владение голосовым аппаратом. Дирижерские жесты. 3.Певческие навыки. Выразительное интонирование. 4.Подготовка к концерту. | Подготовка к концерту, посвященному Дню Учителя. |
Октябрь | 1.Вокально-хоровая работа. 2.Овладение собственной манерой вокального исполнения. 3.Основы музыкальной грамоты. 4.Ритм. Метр. | Участие в концерте к Дню Учителя, подготовка к Дню Матери. |
Ноябрь | 1.Вокально-хоровая работа. Пение в ансамбле. 2.Произведения различных жанров и манеры исполнения. 3.Подготовка к концерту. 4. Индивидуальная работа. | Участие в концерте к Дню Матери. Подготовка к участию в конкурсе. |
Декабрь | 1.Музыкально-ритмические движения. 2.Пение в ансамбле. Звуковедение. 3.Опорное дыхание. Артикуляция. 4.Основы музыкальной грамоты. Длительности. Синкопы. | Участие в празднике Новый год. |
Январь | 1.Вокально-хоровая работа. Индивидуальная работа. 2.Подготовка к концерту. 3.Основы музыкальной грамоты. Размер. 4. Индивидуальная работа. | Участие в концерте к Дню снятия блокады Ленинграда. |
Февраль | 1.Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. 2.Цепное дыхание. 3.Подготовка к фестивалю. 4.Основы музыкальной грамоты. Динамика. | Выступление на конкурсе патриотической песни. |
Март | 1.Репетиция концерта. 2.Выступление в концертной программе. 3.Вокально-хоровая работа. Дикция. 4.Основы музыкальной грамоты. Штрихи. | Участие в концерте, посвященном 8 Марта. |
Апрель | 1.Вокально-хоровая работа. Ритм. 2. Выразительность интонирования. 3.Подготовка к концерту. 4. Индивидуальная работа. | Участие в отчётном концерте. |
Май | 1. Выразительность интонирования. 2. Выступления на праздничных концертах. 3.Подведение итогов. | Выступление на концерте к 9 мая, к дню рождения Санкт-Петербурга. |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №602 г. Ломоносов Петродворцового района Санкт-Петербурга
Рабочая программа внеурочной деятельности
«ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТЕАТР»
Область учебного предмета «Музыка»
Направленность: музыкально-патриотическая
Срок реализации – 2 года
Возраст детей 3-4 класс
Разработчик: учитель музыки высшей категории Одностайченко Татьяна Владимировна
2023 год
- Пояснительная записка
1.1. Характеристика Программы, место и роль в образовательном процессе.
1.2. Актуальность.
1.3. Педагогическая целесообразность Программы.
1.4. Принципы Программы.
1.5. Методы.
1.6. Технические средства обучения.
1.7. Цели. Задачи.
1.8. Срок реализации.
1.9. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом ОУ.
II. Особенности Программы «Фольклорный театр»
2.1. Формы проведения учебных занятий.
2.2. Планируемые результаты освоения программы «Фольклорный театр».
2.3. Содержание учебного предмета «Фольклорный театр».
2.4. Учебно-тематическое планирование программы «Фольклорный театр».
2.5. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.
I.Пояснительная записка
1.1.Характеристика Программы, место и роль в образовательном процессе.
Программа «Фольклорный театр» является частью общеобразовательной Программы в области учебного предмета «Музыка» и включена в учебный план внеурочной деятельности.
Изучение фольклора – составная часть единого и многостороннего процесса патриотического, нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Знания, приобретённые по всему циклу в комплексе дают возможность глубже познать исторические и национальные особенности жизни через творчество русского народа.
1.2.Актуальность Программы. Народное театральное искусство, являясь неотъемлемой частью народной традиционной культуры, в настоящее время привлекает к себе всё больше внимание людей разного возраста. Это происходит в связи с оживлением всеобщего интереса к народной культуре. В процессе театральных занятий на основе фольклорного материала прививается интерес и уважение к национальным истокам.
Вектором интереса театра всегда были взаимоотношения человека с человеком, с природой, с окружающим его миром. Именно эти отношения в первую очередь посредством игры и исследует театр. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Театральные занятия позволяют решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с
- обучением коммуникативным качествам личности;
- воспитанием художественно-эстетического вкуса;
- формированием нравственно-патриотических чувств;
- развитием внимания, воображения, логики, инициативности, фантазии, эмоциональной памяти, развитой мимики, речи (диалога и монолога);
- созданием положительного эмоционального настроя;
- постижением знаний не только через разум, а через чувства и эмоции.
1.3.Педагогическая целесообразность Программы. Театр – это синтез искусств, позволяющий дать разностороннее развитие личности. Игровая форма деятельности ненавязчиво и увлекательно помогает формировать человека творческого, коммуникабельного, занимающего активную жизненную позицию. Театральное творчество станет для многих «пробой самого себя», способом открыть для окружающих свою самобытность, поможет преодолеть неуверенность. Обучение по данной Программе, предусматривающей использование творческого, проблемного и частично-поискового метода, позволит развивать способности детей и формировать их лидерские качества.
Театральная деятельность представляет собой органическое сочетание многих разнохарактерных умений, позволяющих раскрывать потребности обучающихся в творческой самореализации, социальном и культурном самоопределении.
1.4. Принципы Программы:
- Творческой направленности
- Коммуникативности
- Природосообразности
- Наглядности
- Доступности
- Активности
- Сознательности
- Вариативности
- Поэтапности
- Минимакса
- Креативности
- Психологической комфортности
- Связи теории с практикой
- Системности и последовательности
- Игрового познания
- Максимальной самореализации с учетом его индивидуальных особенностей.
1.5. Методы:
- Наглядные
- Словесные
- Практические
- Репродуктивные
- Демонстративные
- Исследовательские
- Поисково-ситуационные
1.6.Технические средства обучения:
- Компьютер
- Колонки
- Принтер
- Проектор
- Фортепиано
- Детские музыкальные народные инструменты
1.7.Цели:
1.Создание условий для развития творческих способностей обучающихся.
2.Воспитание любви и интереса к познанию истории жизни и творчества русского народа.
2.Формирование разновозрастного, творческого, музыкально-театрального, школьного коллектива «Золотой петушок».
Задачи:
Обучающие.
1.Изучить историю возникновения и развития фольклорного театра.
2.Организовывать теоретическое и практическое освоение разных видов и жанров фольклорного театра и музыкального творчества.
3.Обучать детей эмоциональной речи и актерскому мастерству.
4.Развивать воображение, зрительское и слуховое внимание, музыкально-ритмическую память через игру на детских русских народных музыкальных инструментах.
5.Раскрывать таланты каждого ребенка, преодолевая психологические барьеры, мешающие полноценному творческому эмоциональному самовыражению на сцене.
6.Способствовать повышению внутренней культуры личности.
7.Формировать уважение к традициям, культуре и быту русского народа.
Развивающие
1.Развивать коммуникативные, актёрские, музыкальные и творческие способности.
2.Развивать лидерские и организаторские качества личности.
3.Развивать высшие психические функции: память, воображение, творческое внимание, наблюдательность, наглядно-образное мышление.
4.Развивать коммуникативные навыки общения, социальную активность.
5.Развивать вокально-хоровые (индивидуальные и групповые) навыки, музыкальный слух через исполнение детских русских народных попевок, песен, хороводов, частушек.
Воспитательные
1.Воспитывать творческую активность и самостоятельность.
2.Воспитывать навыки заниматься творчеством коллективно.
3.Воспитывать культуру поведения и нравственные качества личности: ответственность, умение дружить, доброжелательность, способность к сопереживанию, толерантность.
4. Воспитывать чувства: уважения, терпеливости, меры, стиля, вкуса.
1.8. Срок реализации Программы «Фольклорный театр» - 2 года. Для обучающихся с 9 до 11 лет. Для 3-4 классов.
1.9. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом ОУ
Программа составлена на 68 занятий в учебном году.
Режим занятий – 2 раза в неделю, продолжительность - 45 минут.
Форма проведения занятий по Программе «Фольклорный театр» групповая, индивидуальная - от 2 до 12 человек.
II. Особенности Программы «Фольклорный театр»
2.1. Формы проведения учебных занятий: знакомство, беседы, изучение, исследование, размышление, просмотр презентаций, видеофильмов, рассматривание иллюстраций, слушание, вокально-хоровое разучивание-пение, исполнение на детских музыкальных народных инструментах, репетиция, оздоровительные минутки, учебные и практические игры (интонационные, ритмические, пальчиковые, дидактические, коммуникативные и др.), викторины, путешествия, презентация, экскурсии, разучивание, конкурсы, выступление на празднике, проекты, театральные постановки спектакля, выступление на фестивале, самоанализ, самооценка.
Возможные не традиционные формы мероприятий:
- Концертная программа: «От сердца к сердцу», «Семейный круг».
- Тематическая игра с просмотром спектакля: «Дорогою добра».
- Интерактивная программа: «Мы приглашаем в мир фольклора!».
- Дни открытых дверей: «День рождения коллектива», «Итоговые праздники».
- Новогодняя калейдоскоп: «Путешествие к Деду Морозу», «Мир сказок».
- Экскурсия в музеи Санкт-Петербурга: Этнографический, музей куклы, Детский исторический, Русский музей и др.
- Мастер-классы: по выпечке, по изготовлению оберегов, куклы и т.д.
Формы организации деятельности на занятиях:
- Групповая
- Индивидуально-групповая
- Индивидуальная
Формы подведения итогов-рефлексия:
- Выступления на мероприятиях,
- Отзывы, пожелания, беседы со зрителями и детьми,
- Обсуждение мероприятия с участниками,
- Анкетирование, экспресс-опросы, самоанализ, самооценка.
- Анализ педагогом творческой активности и компетентностей учащихся в процессе освоения Программы.
2.2.Планируемые результаты освоения программы «Фольклорный театр»
Знания: Фольклорный театр — это совокупность театральных явлений в фольклоре, разыгрывание драм народными исполнителями, сказочные представления.
Виды и жанры фольклорного театра: представления скоморохов, кукольный театр Петрушки, балаган, раёк, вертеп, лубок, народная драма. Первыми актерами на Руси были скоморохи – музыканты, певцы, танцоры, актёры, шутники - потешники, они развлекали народ сатирическими сценками из жизни людей.
Жанры устного народного творчества:
- попевка, колыбельная, потешка, пестушка, колядка, закличка, прибаутка, дразнилка, частушка (детский игровой жанр)
- пословицы, поговорки, скороговорки, приметы, считалки (малые жанры)
- былина, сказка (эпические жанры)
- трудовая песня (бытовые жанры)
- рождественская, масленичная, пасхальная, троицкая (календарные жанры)
- свадебная, крестильная, погребальная (семейно-обрядовые жанры)
- лирическая, хороводная песни, духовные стихи (лирические жанры)
- историческая песня, баллада (лиро-эпические жанры)
- фольклорная драма (драматический жанр)
Фольклорный театр создавался самим народом, бытующий в широких массах в формах, органически связанных с устным народным творчеством. В процессе исторического развития художественной культуры русского народа первоосновой, дающей начало всей последующей истории профессионального театрального искусства, является народное театральное творчество, отражающее жизнь русского народа.
Типы народной зрелищно-игровой культуры: обряды, обычаи, хороводы, игра на детских народных инструментах, ряженье и т.д. В календарных обрядах — символические фигуры Масленицы, Ярилы и др. В календарных и семейных обрядах участниками многих сцен были ряженые: старик, старуха, различные животные. Костюм ряженых, их маски, грим, а также разыгрываемые ими сценки передавались из поколения в поколение. На Святки, Масленицу, Пасху ряженые исполняли юмористические и сатирические сценки.
Умения:
- интонировать мелодию индивидуально и в группе
- выполнять все творческие задания
- владеть приемами игры на 2-х ложках
- сочетать игру на народных музыкальных инструментах с пением и движением
- играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм
- применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х ложках и других музыкальных инструментах
- слышать и понимать музыкальные произведения – его основную тему
- петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном инструменте
- ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души
- понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле
- исполнять эмоционально роль сказочного персонажа лично или с куклой.
По итогам реализации Программы «Фольклорный театр» дети должны:
1 КЛАСС – познакомиться с фольклорными играми, песнями, хороводами, сказками, игрой на детских народных инструментах, элементами фольклорного театра;
2 КЛАСС - знать фольклорные игры, песни, хороводы, сказки, разновидности фольклорного театра, уметь играть на детских народных инструментах;
3 КЛАСС – знать народные традиции, обряды и обычаи, календарные праздники, выступать в роли театрального героя;
4 КЛАСС - уметь различать жанры русского народного творчества, разновидности фольклорного театра, играть роли героев в спектаклях;
5 КЛАСС – закрепить свои познания в области фольклорного театра, знать несколько народных сказок, с желанием выступать на театральной сцене, импровизируя.
В результате освоения учебного предмета «Фольклорный театр» обучающиеся приобретут:
- знания: фольклорной терминологии, календарных обрядов и праздников, истории происхождения куклы, кукольного театра, русских сказок (про животных, социально-бытовых, волшебных);
- умения: сочетать песни с жестами, сохраняя качество звучания и выразительность, играть на детских музыкальных инструментах, использовать приемы кукло-вождения пальчикового, перчаточного театров кукол;
- навыки: запоминать тексты и импровизировать определённых героев спектакля.
2.3. Содержание учебного предмета «Фольклорный театр»
3 класс
Театр – как развитие и воспитание.
Театр кукол. Виды кукол. Кукольный пальчиковый театр.
Детский игровой фольклор. Кукольный пальчиковый театр.
Скоморохи – первые профессиональные артисты на Руси.
Театральные игры, упражнения.
Театр кукол. Виды кукол. Кукольный театр перчаточных кукол.
Ярмарочный фольклор. Театр Петрушки.
Мастерство актера народного театра.
Ряженье в русской традиционной культуре.
4 класс
Театр кукол. Виды кукол.
Театральные игры, упражнения.
Актер – главная фигура театра.
Театральные игры, упражнения.
Детский игровой фольклор.
Кукольный театр перчаточных кукол.
Инсценировки по русским народным сказкам.
Драматизация обрядов календарного цикла Рождество.
Календарные праздники. Масленица.
2.4. Календарно - тематическое планирование по Программе «Фольклорный театр»
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Название темы |
Знакомство. Взаимосвязь музыки и театра. Театр – как развитие и воспитание. | |
Что такое фольклор. Фольклорные жанры. Актер – главная фигура театра. | |
Разучивание русских народных песен: попевки, хороводные, игровые, колыбельные. | |
Вокально-хоровая работа над чистотой интонирования русских народных песен. | |
Хороводная, игровая песня. Вокально-хоровая работа. | |
Репетиция и выступление на праздничном концерте. | |
Народное музыкально-поэтическое творчество, малые жанры: скороговорки, считалки,дразнилки, игры, загадки, приметы, пословицы, поговорки. | |
Народный праздник «Осенины»: календарные песни, скороговорки, считалки, игры. | |
Народный праздник «Осенины»: календарные песни, скороговорки, считалки, игры, загадки, приметы, пословицы, поговорки. | |
Скоморохи – первые профессиональные артисты на Руси. Игра: «Угадай какой жанр?» | |
Эпические жанры: былина, сказка. Фольклорный театр. Кукольный театр. | |
Бытовой жанр – трудовая песня. Вокально-хоровая работа. | |
История и особенности фольклорного театра. Скоморохи – первые артисты на Руси. (старик, старуха, балаганные зазывалы). | |
Кукольный театр. Детский игровой фольклор. Актер – главная фигура театра. | |
Особенности празднования «Осенин» на Руси: ярмарка, народное гуляние. | |
Традиции народного праздника «Осенины». | |
Разные жанры русского фольклора. Вокально-хоровая работа. | |
Вокально-хоровая работа над чистотой интонирования лирических народных песен. | |
Разучивание элементов хороводных движений. | |
Повторение хороводных движений. Вокально-хоровая работа. | |
Основные средства музыкальной выразительности: темп, динамика, ритм, тембр. | |
Особенности средств музыкальной выразительности: темп, динамика, ритм, тембр. | |
Театральные роли. Театр Петрушки (голосовая имитация, мимическая активность). | |
Рождественский обрядовый цикл - календарные новогодние и рождественские песни. | |
Рождественский театр. Зимние святки. Колядки. Вертепные представления. | |
Театральные игры, упражнения и этюды. Драматизация обрядов календарного цикла. | |
Эпические жанры: былина, сказка. Календарные новогодние и рождественские песни. | |
Традиции народного праздника «Рождество». Рождественские, святочные песни, колядки. Зимние святки. Хождение ряженных по домам. | |
Рождественская звезда. Персонажи вертепа, вертепные тексты. | |
Драматизация календарного обряда колядования. Чтение текстов по ролям ряженых. | |
Театральная постановка «Зимняя сказка». | |
История шумовых инструментов на Руси: трещотка, бубен, коробочка, рубель. | |
Игра на шумовых инструментах. Вокально-хоровая работа. | |
Музыкально-игровые упражнения, пальчиковая гимнастика. | |
Разучивание ритмического рисунка народных песен пальчиками, ладошками, ногами. | |
Разучивание ансамблем инструментально-песенных наигрышей. | |
Основные средства музыкальной выразительности: темп, динамика, ритм, тембр. | |
Вокально-хоровая работа, исполнение песен с движениями. | |
Драматизация обрядов календарного цикла. Календарные масленичные песни. | |
Традиции празднования Масленицы на Руси. Особенности русской речи. | |
Роль сказочных героев на народном празднике Масленицы. Перчаточный театр кукол. | |
История возникновения деревянных ложек как шумовых музыкальных инструментов. | |
Знакомство с элементами игры на деревянных ложках под фонограмму. | |
Повторение элементов игры на деревянных ложках под фонограмму. | |
Бытовой жанр – трудовая песня. Вокально-хоровая работа. | |
Традиции празднования Пасхи на Руси. | |
Традиции великого поста. Изучение пасхальных текстов песен. Вокально-хоровая работа. | |
Народное музыкально-поэтическое творчество, малые жанры: скороговорки, считалки, игры, загадки, приметы, пословицы, поговорки. | |
Веснянки, заклички, хороводные, игровые. Вокально-хоровая работа. | |
Особенности понятий: строй, соло, ансамбль, хор, чистота интонации, выразительность. | |
Игра: «Угадай какой жанр? Угадай какой русский народный инструмент?» | |
Элементы игры на деревянных ложках. Приемы перчаточного театра кукол. | |
Игра на деревянных ложках под фонограмму. Детский игровой фольклор. | |
Разучивание ансамблем русских народных песен. Вокально-хоровая работа. | |
Кукольный театр. Детский игровой фольклор. Театральная постановка «Весенняя сказка». | |
Театральная постановка «Весенняя сказка» - главные герои. | |
Кукольный театр. Детский игровой фольклор. Репетиция «Весенней сказки». | |
Распределение ролей сказочных героев на народном празднике «Небылицы в лицах». | |
Разновидности и роль народной куклы. Колыбельные, трудовые, игровые. | |
Театральные игры, упражнения и этюды. Драматизация обрядов календарного цикла. | |
Приемы кукло-вождения пальчикового театра. | |
Актер – главная фигура театра. Что такое актёрское мастерство? Постановка сюжета. | |
Семейно-обрядовые жанры: свадебная, крестильная, погребальная. | |
Песни с движениями, жестами. Игра на детских музыкальных инструментах. | |
Приемы перчаточного театра кукол. | |
Фольклорные жанры: игры, песни, хороводы, сказки, игра на детских инструментах, театр. | |
Музыкально-театральная культура русского народа. | |
Итоговое занятие. | |
ИТОГО: 68 часов |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Название темы |
1. | Разновидности фольклорных жанров. Что такое фольклор. |
2. | Фольклор городских праздников. Ярмарка - театр Петрушки «Небылицы в лицах». |
3. | Повторение русских народных детских песен. Мастерство актера народного театра. |
4. | Вокально-хоровая работа над чистотой интонирования русских народных детских песен. |
5. | Лирические жанры - хороводная песня. Вокально-хоровая работа. |
6. | Репетиция и выступление на праздничном концерте. |
7. | Народное музыкально-поэтическое творчество, малые жанры: скороговорки, считалки, игры, загадки, приметы, пословицы, поговорки. |
8. | Народный праздник «Осенины»: календарные песни, скороговорки, считалки, игры. |
9. | Народный праздник «Осенины»: календарные песни, скороговорки, считалки, игры, загадки, приметы, пословицы, поговорки. |
10. | Скоморохи – первые профессиональные артисты на Руси. Игра: «Угадай какой жанр?» |
11. | Эпические жанры: былина, сказка. Фольклорный театр. Кукольный театр. |
12. | Бытовой жанр – трудовая песня. Вокально-хоровая работа. |
13. | История и особенности фольклорного театра. Скоморохи – первые артисты на Руси. (старик, старуха, балаганные зазывалы). |
14. | Кукольный театр. Детский игровой фольклор. Актер – главная фигура театра. |
15. | Особенности празднования «Осенин» на Руси: ярмарка, народное гуляние. |
16. | Традиции народного праздника «Осенины». |
17. | Разные жанры русского фольклора. Вокально-хоровая работа. |
18. | Вокально-хоровая работа над чистотой интонирования лирических народных песен. |
19. | Разучивание элементов хороводных движений. |
20. | Повторение хороводных движений. Вокально-хоровая работа. |
21. | Основные средства музыкальной выразительности: темп, динамика, ритм, тембр. |
22. | Особенности средств музыкальной выразительности: темп, динамика, ритм, тембр. |
23. | Театральные роли. Драматизация календарных обрядов и праздников. |
24. | Рождественский обрядовый цикл. Святочные гадания. Ряженье в русской культуре. |
25. | Рождественский театр. Зимние святки. Колядки. Вертепные представления. |
26. | Театральные игры, упражнения и этюды. Драматизация обрядов календарного цикла. |
27. | Эпические жанры: былина, сказка. Календарные новогодние и рождественские песни. |
28. | Традиции народного праздника «Рождество». Рождественские, святочные песни, колядки. |
29. | Рождественская звезда. Персонажи вертепа, вертепные тексты. |
30. | Драматизация календарного обряда колядования. Чтение текстов по ролям ряженых. |
31. | Театральная постановка «Зимняя сказка». |
32. | История шумовых инструментов на Руси: трещотка, бубен, коробочка, рубель. |
33. | Игра на шумовых инструментах. Вокально-хоровая работа. |
34. | Музыкально-игровые упражнения, пальчиковая гимнастика. |
35. | Разучивание ритмического рисунка народных песен пальчиками, ладошками, ногами. |
36. | Разучивание ансамблем инструментально-песенных наигрышей. |
37. | Основные средства музыкальной выразительности: темп, динамика, ритм, тембр. |
38. | Вокально-хоровая работа, исполнение песен с движениями. |
39. | Драматизация обрядов календарного цикла. Календарные масленичные песни. |
40. | Традиции празднования Масленицы на Руси. Особенности русской речи. |
41. | Роль сказочных героев на народном празднике Масленицы. Перчаточный театр кукол. |
42. | История возникновения деревянных ложек как шумовых музыкальных инструментов. |
43. | Знакомство с элементами игры на деревянных ложках под фонограмму. |
44. | Повторение элементов игры на деревянных ложках под фонограмму. |
45. | Бытовой жанр – трудовая песня. Вокально-хоровая работа. |
46. | Традиции празднования Пасхи на Руси. |
47. | Традиции великого поста. Изучение пасхальных текстов песен. Вокально-хоровая работа. |
48. | Народное музыкально-поэтическое творчество, малые жанры: скороговорки, считалки, игры, загадки, приметы, пословицы, поговорки. |
49. | Веснянки, заклички, хороводные, игровые. Вокально-хоровая работа. |
50. | Особенности понятий: строй, соло, ансамбль, хор, чистота интонации, выразительность. |
51. | Игра: «Угадай какой жанр? Угадай какой русский народный инструмент?» |
52. | Элементы игры на деревянных ложках. Приемы перчаточного театра кукол. |
53. | Игра на деревянных ложках под фонограмму. Детский игровой фольклор. |
54. | Разучивание ансамблем русских народных песен. Вокально-хоровая работа. |
55. | Кукольный театр. Детский игровой фольклор. Театральная постановка «Весенняя сказка». |
56. | Театральная постановка «Весенняя сказка» - главные герои. |
57. | Кукольный театр. Детский игровой фольклор. Репетиция «Весенней сказки». |
58. | Распределение ролей сказочных героев на народном празднике «Небылицы в лицах». |
59. | Разновидности и роль народной куклы. Колыбельные, трудовые, игровые. |
60. | Театральные игры, упражнения и этюды. Драматизация обрядов календарного цикла. |
61. | Приемы пальчикового театра. |
62. | Актер – главная фигура театра. Что такое актёрское мастерство? Постановка сюжета «Базар-ярмарка» (распределение ролей, работа над сценическим образом). |
63. | Семейно-обрядовые жанры: свадебная, крестильная, погребальная. |
64. | Песни с движениями, жестами. Игра на детских музыкальных инструментах. |
65. | Приемы перчаточного театра кукол. |
66. | Фольклорные жанры: игры, песни, хороводы, сказки, игра на детских инструментах, театр. |
67. | Музыкально-театральная культура русского народа. |
68. | Итоговое занятие. |
ИТОГО: 68 часов |
2.5. Список методической литературы.
1. Авдеев А. Д. Происхождение театра. - М., 1959.
2. Алпатов С. В. Народная драма: поэтика коммуникативной неудачи. – 2001. - №1.
3. Зрелищно-игровые формы народной культуры / Сост. Л. М.Ивлева. - Л., 1990.
4. Ивлева Л. М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора. - СПб., 1998.
5. Ивлева Л. М. Ряженье в русской традиционной культуре. - СПб., 1994.
6. Игра в народной культуре // Живая старина. – 1995. - №2. 13. Игра как предмет междисциплинарного исследования // Традиционная культура. - 2001. - №1.
7. Колчеев Ю. В., Колчеева Н. М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 96 с. («Воспитание школьников». Библ. журнала. Вып. 14)
8. Леви-Строс К. Путь масок / пер. с фр., сост., вступ. Ст. и примеч. А. Б.Островского. - М., 2000. - 399 с.
9. Народный театр / сост., вступит. ст., подг. Текстов и комм. А. Ф.Некрыловой, Н. И.Савушкиной. - М., 1991. - 544 с.
10. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец 18-начало 20 века. - Л., 1988. - 215 с.
11. Немиро О. В. Из истории организации традиционных форм праздничного досуга в Петербурге второй половины 19 века // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Выпуск 5. - М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ по теме "Работа с одаренными детьми по химии во внурочное время"
В самоанализе представлены направления самообразования, основные этапы работы по самообразованию, план работы на год,план индивидуальной работы с одаренным учеником...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
программа внурочной деятельности "Планета знаний".
Программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 5-х классов (интеллектуальное направление)...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
программа по внурочной деятельности 8 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный художник» 8 класс.Рабочая программа внеурочной деятельности «Художественное творчество в дизайне» для 8...
Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»
В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс (2 часа в неделю – 72 часа в год), (4 часа в неделю – 144 часа в год)
Содержание программы внеурочной деятельности предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволит «изнутри» рассмотре...