Внеклассное мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне
классный час (7, 8 класс)

Внеклассное мероприятие посвящено ВОВ, её главным сражениям: битве за Москву, блокаде Ленинграда, битве за Сталинград, Курской битве, штурму Берлина. Данное мероприятие предназначено для учащихся 7-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_o_vov.docx37.62 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне 1941-1945 г. в рамках празднования Дня неизвестного солдата (3 декабря) и Дня героев Отечества (9 декабря).

Цель мероприятия: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвигах наших солдат в Великой Отечественной войне.

Задачи:

Образовательная: ознакомление с историей Великой Отечественной войны; пропаганда песен военных лет и стихотворений военной тематики.

Воспитательная: способствовать воспитанию чувства патриотизма к своей стране.

Развивающая: развивать интерес учащихся к историческому прошлому нашей страны, военной истории.

Ход мероприятия

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем внеклассном мероприятии. Возможно, вы удивлены, что сейчас, в декабре, мы говорим о ВОВ, но я хочу напомнить, что 3 декабря наша страна отмечает День неизвестного солдата, а 9 декабря – День героев Отечества, именно поэтому мы сейчас будем говорить о ВОВ.

Читает учитель.

Опять война, опять блокада...

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить».

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда — не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память — наша совесть.

Она, как сила, нам нужна... (Ю. Воронов)

Юрий Петрович Воронов родился в Ленинграде в январе 1929 года. У него была крепкая семья. Отец работал в профсоюзе, мать трудилась бухгалтером.

Когда началась Великая Отечественная война, отец был вынужден расстаться с любимой женой, двумя сыновьями, так как главу семьи призвали на фронт. Юрию в это время было 12 лет. Вскоре он вступает в аварийно-спасательную службу, тогда ему было всего 13 лет. Здесь он вместе с другими ребятами тушит зажигательные бомбы, попавшие на крыши, разбирает завалы, из которых спасает людей.
Будущий знаменитый поэт писал отцу о том, как разбомбили их дом. В это время в квартире были бабушка, мама, брат и сестрёнка, родившаяся в октябре 1941 года.

Мальчик рассказывал, что бабушку и маму удалось спасти. А сестренку и брата нашли только на пятый день уже погибшими.

Когда закончилась война, Юрий доучился, затем поступил в университет. Здесь он получил высшее образование и стал дипломированным журналистом. Продолжал писать стихотворения о Великой Отечественной войне, в частности о блокадном Ленинграде… .

В летний воскресный день 22 июня ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом деревья. Птицы пели радостные песни. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды. И вдруг из репродукторов донеслось…(Звучит запись Ю.Левитана «О начале войны»)

- Ребята, а что такое война? (Конфликт между политическими образованиями, происходящий на почве различных претензий, в форме вооружённого противоборства)

- Какие слова ассоциируются у вас с этим словом? (опрашиваю нескольких ребят)

Боль, радость, слёзы, горе, герой, патриот, весна, память, кровь, помощь, ужас, победа.

Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране.

Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров взорванных железнодорожных путей.

Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на земле, соленой от пота. Это кровавые мозоли на ладонях девчонок и мальчишек.

Война - это более 27 миллионов погибших людей.

Фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Это была смертоносная лавина прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Они уже захватили Европу. И планировали захватить СССР.

Вся страна поднялась на защиту РОДНОЙ ЗЕМЛИ

Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину.

24 июня в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст будущей песни «Священная война», автором которого был Василий Иванович Лебедев-Кумач. Александр Васильевич Александров буквально сразу же написал музыку на слова Лебедева-Кумача, а уже 26 июня песня «Священная война» была впервые исполнена на белорусском вокзале в Москве Краснознамённым ансамблем песни и пляски СССР.

Подготовленный ученик играет мелодию «Священной войны».

«Священная война» абсолютно каждое утро звучала по радио сразу же после кремлёвских курантов. Она являлась призывом для всех, кто был на стороне советской армии. Она поддерживала дух солдат не только во время длительных переходов, а также перед тяжёлыми боями, где они бились не на жизнь, а насмерть.

В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела шесть гигантских битв и около 40 крупных наступательных операций. Самыми крупными сражениями и событиями Великой Отечественной войны, которые стали переломным моментом в те суровые годы, можно назвать оборону Москвы, блокаду Ленинграда, Сталинградскую битву, Курскую дугу, штурм Берлина.

Подготовленные ученики выступают с сообщениями.

Битва за Москву

В первые месяцы войны наша Армия отступала. К 10 июля немцы уже захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины. За три недели наши войска потеряли 3500 самолетов, 6000 танков, более 20000 орудий и минометов. Многие погибли.

Гитлер придавал исключительное значение захвату Москвы. Он полагал, что стоит только его войскам войти в Москву – и советский народ будет покорён. Свой план захвата гитлеровцы назвали “Тайфун” Но этим планам не суждено было осуществиться. Битва за Москву – одно из самых масштабных сражений Второй мировой войны. Столицу защищали неполных 7 месяцев: с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. В сражении участвовали более 7 млн человек.

В начале октября 1941 г. все курсанты артиллерийского и пехотного училищ, находящихся в Подольске, были подняты по тревоге. Многие из них, бывшие школьники, проучились всего три месяца. Но больше войск не было, и 6 октября юноши приняли свой первый, а многие и последний бой. И именно они, юные и только что начавшие осваивать воинские профессии подольские курсанты, совершили впечатляющий подвиг, сдержав натиск отборных гитлеровских армий. Вклад вчерашних школьников в оборону Москвы огромен. Подольские курсанты уничтожили около 5 тысяч немецких солдат и офицеров, 100 танков и бронетранспортеров. Пока «красные юнкера» сдерживали наступление сил противника, удалось создать и укрепить новую линию обороны и подвести резервы. Из 3 500 курсантов осталось в живых около 500.

Главный итог битвы за Москву: ценою огромных потерь был сорван немецкий план блицкрига. Война Германии с СССР перешла из «молниеносной» в затяжную. Перед всем миром была развенчана легенда о непобедимости гитлеровских армий. Гитлер был вынужден считаться с тем, что ему противостоит армия, которая как минимум не слабее вЕрмахта.

Блокада Ленинграда

8 сентября 1941 года началась Блокада Ленинграда. Около девятисот дней сражался, работал -и жил в кольце Блокады Ленинград.

Ленинград в дни блокады

За несколько дней до победы под Сталинградом 18 января 1943 года была частично прорвана блокада Ленинграда, свидетельство еще одного преступления фашистов против человечества. И хотя до полного снятия блокады оставался еще трудный год войны, это была знаменательная победа.

Блокада началась в сентябре 1941 года. В ноябре положение горожан резко ухудшилось. Суточная норма хлеба, замешанного наполовину с отрубями, составляла для рабочих 250 г, для остальных людей — всего 125 г. Город постоянно подвергался сильным бомбардировкам с воздуха и артиллерийским обстрелам, которые фашисты проводили из сверхтяжелых орудий, в том числе из гигантского 400-миллиметрового, снаряд которого весил почти тонну. В результате этих варварских действий в отношении мирного населения были уничтожены продовольственные склады, подорвана инфраструктура города. Начался жестокий голод, смертность стала массовой.

Люди страдали от холода: не было топлива. Столбик термометра зимой 1941–1942 г. опускался до отметки –40°С.

За время блокады от голода, болезней, вражеских бомб и снарядов погибли около 1 млн. ленинградцев. В битве за Ленинград людские потери были больше, чем в Англии и США за все время войны. Героическая оборона города стала символом героизма и мужества советского народа. Действия же немецко-фашистских войск – образцом геноцида и преступления против человечества.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Сотый день

Вместо супа - бурда из столярного клея,

Вместо чая - заварка сосновой хвои.

Это б всё ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,

И глухие удары пойдут невпопад…

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах -

Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!

…Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось ещё восемьсот.

Блокада Ленинграда

Блокада Ленинграда - это неслыханное испытание людей на человечность, достоинство, любовь к близким, сострадание, сердечность. Эти испытания были ежедневными, страшными, потому что голод представить вообще невозможно, не пережив его.

В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.

В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

В школе

Девчонка руки протянула

И головой - на край стола…

Сначала думали - уснула,

А оказалось - умерла.

Её из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный сон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья - после похорон.

Учитель

В феврале 1943 года победоносно закончилось сражение под Сталинградом. Фашистам был нанесён сокрушительный удар, от которого они не смогли оправиться до самого конца войны.

Битва за Сталинград

Началом Сталинградской битвы можно считать 17 июля, когда возле рек Чир и Цимла передовые отряды армий Сталинградского фронта встретились с отрядами 6-й немецкой армии Паулюса. Всю вторую половину лета у Сталинграда шли ожесточённые бои. В штурме Сталинграда участвовало почти 500 танков, немецкая авиация сбросила на город около 1 млн. бомб. В боях прошло начало осени, середина ноября. К ноябрю почти весь город, несмотря на сопротивление, был захвачен немцами.

19 ноября войска Юго-Западного фронта под командованием генерала Н.Ф. Ватутина и Донского фронта под командованием генерала К.К. Рокоссовского перешли в наступление. Им удалось окружить противника, несмотря на сопротивление, затем советские войска перешли к уничтожению противника, что стало последним из основных этапов Сталинградской битвы. 2 февраля 1943 года последняя вражеская группировка была ликвидирована, что и считается датой окончания битвы.

Значение Сталинградской битвы трудно переоценить. Капитуляция немецких дивизий стала днем национального траура для Третьего рейха и сильным ударом по психике Гитлера. Победа СССР в Сталинграде переломила ход Второй мировой войны. Ни Турция, ни Япония, бывшие союзниками Германии, не рискнули начать боевые действия против Советского Союза.

Полной победой 23 августа 1943 года закончилась историческая битва на Курской дуге.

Курская битва

Курская битва 1943 года шла с 5 июля по 23 августа, в ней участвовало более 2 млн человек, более 6 тысяч танков и тысяч самолетов, шла она на территории Курской, Орловской, Белгородской, Харьковской областей и завершилась крахом немецкой группировки.

Курское сражение — крупнейшее в истории противостояние с участием танковых соединений. Кульминацией Курской битвы стало Прохоровское сражение, происходившее с 10 по 16 июля. Немцы планировали окружить нашу 69-ю армию. По разным данным немцы задействовали 700 танков, новейших машин и штурмовых орудий. 14 июля немцы попытались окружить пять дивизий 69-й армии. Но 15 июля перешли к обороне. 18 и 23 августа были завершены Орловская и Белгородско-Харьковские операции — финал Курской битвы.

Курская операция завершилась победой Красной армии.

Перелом в ходе Великой Отечественной войны, заложенный победой в Сталинграде, окончательно оформился после Курской битвы. Главный союзник Гитлера в Европе — Италия — после Курской битвы вышла из войны на стороне Германии. Во время наступления наших войск, немецкая армия лютовала. При отступлении они разрушали наши населенные пункты, убивали мирных жителей.

Учитель: В течение 1944 года от фашистских войск освобождены столицы советских социалистических республик Вильнюс, Кишинёв, Киев, Минск, Рига, Таллин.

И вот долгожданная Победа! Штурм Берлина 1945 года! Этого праздника люди ждали 1418 дней. Столько дней и ночей продолжалась война

Подготовленная ученица играет «День Победы»

Заключение

Победа далась народам Советского Союза дорогой ценой. Погибли более 27 млн. советских людей. 6,8 млн. человек были убиты на поле боя, погибли в результате ранений,, 2,2 млн. человек погибли во вражеском плену, 7,4 млн. человек мирного населения были уничтожены гитлеровцами на оккупированной территории, в лагерях смерти. 2,6 млн человек погибли на принудительных работах в Германии, 1,5 млн. чел. погибли в зоне военных действий и в условиях блокады, демографические потери составили 6,7 млн. чел. (не родились, умерли в результате болезней, несчастных случаев, аварий и т. д.).

Те, кто пережил блокаду, выстоял в этой страшной войне, освобождал нашу Родину на полях сражений, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад, голод, невзгоды, лишения, свалившиеся на их плечи, и победить жестокий, беспощадный фашизм. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас с вами зависит, чтобы она не ушла навсегда.

3 подготовленных учеников читают стихотворение Р. Рождественского

Помните! Через века, через года,- помните!

О тех, кто уже не придет никогда,- помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!

Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет,- помните!

О тех, кто уже никогда не споет,- помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!

К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!

Встречайте трепетную весну, люди Земли.

Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне

Литературно-музыкальная композиция с видеорядом социальной проблематики....

Внеклассное мероприятие посвященное Великой Отечественной войне (викторина) "Мы будем помнить!"

Разработка внеклассного мероприятия, посвязенного Великой Отечественной войне в форме игры-виторины....

Сценарий мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне " Животные на войне"

Данная сценарий является авторской разработкой учителей истории Зайка И.И. и биологии Бондаренко Л.А.  Работа посвящена использованию животных во время Великой Отечественной войны, их помощи людя...

Разработки внеклассных мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне

Мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне...