Учёные-математики в годы войны
презентация к уроку
Научные разработки учёных-математиков сыграли большую роль в Победе над фашизмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem.ppt | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Люди! Покуда сердца стучатся, – помните! Какою ценой завоёвано счастье, пожалуйста, помните!
Гипотеза: Научные разработки ученых-математиков сыграли большую роль в Победе над фашизмом.
Цель: Определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне. В рамках этой цели ставились следующие задачи: 1) Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях. 2) Определить, какие задачи приходилось решать математикам в годы Великой Отечественной войны.
Задачи: Изучить литературу по данной теме; Исследовать вклад ученых-математиков в деле Победы над врагом; Сделать вывод о значении научных разработок ученых в годы Великой Отечественной войны.
ВВЕДЕНИЕ Прошло более 60 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов: миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу. Несмотря ни на что советский народ выстоял и победил. Великая Отечественная война не прошла мимо советских математиков: тысячи из них ушли на фронт по мобилизации или добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности. Актуальность данного исследования состоит в том, что реальных участников тех событий почти не осталось в жизни, наши ровесники знают о войне лишь из книг и кинофильмов. Но память человеческая несовершенна, многие события забывают. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее.
УЧАСТИЕ УЧЕНЫХ - МАТЕМАТИКОВ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ. C первых же дней Великой Отечественной Войны огромное число математиков были мобилизованы или ушли на фронт добровольцами. Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг. При этом страна потеряла огромное число талантливой молодежи, которая могла бы стать гордостью отечественной науки. Об этом мы можем судить, во-первых, по тому, что среди возвратившихся после участия в сражениях Великой Отечественной войны значительное число стало крупными учеными - профессорами, членами - корреспондентами и академиками Всесоюзной и республиканских, академии наук.
Увеличение скорости полета самолетов требовало не только повышения мощности двигателей, но выбора оптимального профиля фюзеляжа и крыльев, а также решения многих других вопросов. Достижение блестящих результатов в совершенствовании боевых самолетов позволило А. С. Яковлеву и С.А.Лавочкину создать грозные истребители, С. В. Илюшину – неуязвимые штурмовики, А.Н. Туполеву, Н. Н. Поликарпову и В. М. Петлякову – мощные бомбардировщики.
Не вернулись с войны и многие талантливые молодые математики Московского университета. Все они могли бы стать гордостью нашей науки, но война прервала и зачеркнула развитие так славно начатого ими научного пути. Сколько замыслов осталось не осуществленными, какие россыпи математических сокровищ они унесли с собой. Справедливо говорят, что трудно даже представить, какой была бы сегодня математика, не понеси мы этих потерь.
Колмогоров А.Н. родился в г. Тамбове в 1903 г Работы академика А.Н. Колмогорова и его учеников в области теории вероятностей использовались во время войны для наилучшего определения нахождения самолетов, подводных лодок противника, и для указания путей, позволяющих избежать встречи с подлодками врага. Колмогоров внес важный вклад в теорию информации. Ему принадлежат исследования по теории стрельбы, статистическим методам контроля массовой продукции, применениям математических методов в биологии, математической лингвистике. Исследования А.Н. Колмогорова в области теории стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии.
Келдыш Мстислав Всеволодович (1911-1978). Его исследования заложили основы методов численного расчета и моделирования в аэродинамических трубах явления флаттера (сильные колебания крыльев самолета, возникавшие при определенных скоростях движения самолета и приводившие к его разрушению). Результаты Келдыша не только привели к разработке простых и надежных мер предотвращения флаттера, но и стали основой нового раздела науки о прочности авиационных конструкций. Результаты работы Келдыша сыграли большую роль в создании скоростной авиации в нашей стране.
Линник Юрий Владимирович (1914-1972) Этот выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической статистики, доктор физико – математических наук, а потом академик АН СССР отстаивал город Ленинград в частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах.
Крылов Алексей Николаевич (1863-1945) Видная роль в деле обороны нашей страны принадлежит выдающемуся математику – академику А. Н. Крылову, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими Военно – Морскими силами. Он создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, как повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля. Использование этих таблиц спасло жизнь многих людей, помогло сберечь огромные материальные ценности.
Крейсер представляет собой очень сложную техническую систему. Прежде чем его построить, надо выявить геометрические формы корпуса судна, чтобы при движении не создавалось дополнительное сопротивления и чтобы одновременно судно слушалось руля. Также необходимо обеспечить живучесть корабля, надежность его управления, рассчитать влияние расположения машин, орудий, торпедных аппаратов на устойчивость и пр. Но и этого мало — требуется обеспечить связь со всеми боевыми единицами корабля, то есть создать эффективную систему управления кораблем и его оружием. Здесь перечислена лишь ничтожная доля тех задач, которые должен решить математик, прежде чем корабль можно начать строить. Но серьезные задачи необходимо решать и в период его эксплуатации — штурманские расчеты, расчеты стрельб и т. д. Роль математики в военном деле велика.
Выводы Вторая мировая война оказалась, прежде всего войной танков, соревнования моторов, огня и брони, и от того, чья конструкторская мысль оказывалась точнее и глубже, зависел исход многих сражений. Советские математики многое сделали для восстановления и развития народного хозяйства. За годы войны, в нечеловеческих условиях, наблюдался прогресс в теоретической математике. До сих пор нет сводного труда, который бы показал, как много математики дали фронту для победы, как их исследования помогали совершенствовать оружие, которое использовали воины в боях.
Выводы Мы считаем, что тема нашей работы очень актуальна в наши дни, особенно для наших сверстников. Во – первых, она приближает математику к истории нашей страны, к жизни. Показывает, что это не просто сухие цифры, это история, человеческие судьбы. Ведь от точности расчетов зависели человеческие жизни. Во – вторых, эта работа помогает понять, что изучение математики необходимо, она соприкасается со всеми отраслями науки. И чем бы мы в дальнейшем не занимались, что бы мы не выбрали, знания математики нам будут необходимы.
Гипотеза исследования подтвердилась: Научные разработки ученых-математиков сыграли большую роль в Победе над фашизмом.
Источники информации http://www.biografguru.ru/about/keldish/?q=4902&p=1 http://portfolio.1september.ru/work.php?id=577933 http://fiz.1september.ru/articlef.php?ID=200600702 http://otvoyna.ru/aviazia.htm(вов) http://images3.webpark.ru/uploads53/091009/war_hronical_27.jpg http://www.g-cofartsmolod.com/jobs/11A/kozlik/02.jpg http://www.oknatass.ru/ru/albums/world_war2/everything_for_front/index.php?action_19=detail http://www.str-krkam.edusite.ru/DswMedia/matematikaimatematikivgodyivov.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "История моей семьи в годы войны"
Статья в газете "Арбатские вести"...
Спортсмены в годы войны
Материал об участии спортсменов института им. П.Ф. Лесгафта в Великой Отечественной войне....
методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"
Методическая разработка интегрированного урока Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...
Классный час по теме"Наша школа в годы войны"
Содержится материал из школьного музея...
Урок литературы по теме "Судьба детей в годы войны" (по повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая...")
Урок в разделе "Литература последних десятилетий" завершает цикл обучения в 11-м классе, готовит учащихся к итоговой аттестации. Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Решаются образов...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия для старшеклассников «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?» (фольклор в годы войны)
Внеклассное мероприятие посвещено знакомству с фольклором в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг....
Даже когда грохочут пушки, Музы не молчат (песни, написанные в годы войны 1941-1945 годов)
В презентации рассказывается о том, как создавались стихотворения на полях сражений, кто к ним писал музыку... "В лирических песнях, которые мы писали во время войны, - вспоминает М. Блантер, - хотело...