ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательный мир экологии» ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
рабочая программа
Цель программы «Занимательный мир экологии» – достижение планируемого результата в формировании основ экологической грамотности обучающихся начальной школы; в формировании осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи программы:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
4. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Общая характеристика программы.
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей обучающихся.
Программа «Юный эколог» основывается на принципах:
- Принцип следования нравственному примеру.
- Принцип идентификации
- Принцип диалогического общения.
- Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность направлена на развитие любознательности и проявление живого интереса к познанию мира природы, что обеспечивает формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, проекты, участие в выставках, конкурсах, олимпиадах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1-4_klass.doc | 374.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20 г. Михайловска
Утверждаю Директор МБОУ СОШ №20_______/А.В. Козина/ « » 2023 г. | Согласовано Зам. директора по УВР ________/А.С. Сушкова/ « » 2023 г. | Рассмотрено на заседании ШМО ______/ / Протокол № 1 от « » 2023г. |
ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательный мир экологии»
ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
Составитель программы:
Камардина Ирина Владимировна
Михайловск
2023
Пояснительная записка
Рабочая программа «Занимательный мир экологии» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и МБОУ СОШ № 20, на основе авторской программы дополнительного образования детей (С.В.Машкова, Ю.Н.Александрова, Л.Д.Ласкина, Н.В.Николаева). Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности составлена для 1- 4 классов.
Цель программы «Занимательный мир экологии» – достижение планируемого результата в формировании основ экологической грамотности обучающихся начальной школы; в формировании осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи программы:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
4. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Общая характеристика программы.
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей обучающихся.
Программа «Юный эколог» основывается на принципах:
- Принцип следования нравственному примеру.
- Принцип идентификации
- Принцип диалогического общения.
- Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность направлена на развитие любознательности и проявление живого интереса к познанию мира природы, что обеспечивает формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, проекты, участие в выставках, конкурсах, олимпиадах.
Содержание работы | 1-4 классы |
Форма работы | Беседы, встречи с интересными людьми, экскурсии, организация праздников, изучение культуры и быта малых городов, конкурсы, участие в школьных экологических рейдах, проектирование, фотовыставки, выпуск пропагандической литературы. |
Программы и проекты | Программа «Занимательный мир экологии» Проекты: тематические публичные защиты, «Я удивлен», «Заповедные зоны родного края», «Жалобная книга природы», «Экологическая лаборатория». |
Количество часов в неделю | 1 |
Количество часов в год | 1 класс – 29 ч. 2-4 классы – 34ч. (всего 131 ч за четыре года) |
Задействованные педагоги | учителя начальных классов |
Форма подведения итогов | Выставки творческих работ, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, фотовыставки, проведение игр, КВН. |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Юный эколог».
Компетенции | Ожидаемые результаты | Формы подведения итогов | Способы оценивания | ||||
1класс | 2класс | 3класс | 4класс | ||||
Личностные | - развить интерес к познанию мира природы; - сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве; - мотивировать к саморазвитию и самоорганизации. | Фотовыставка; конкурс рисунков; создание библиотечки «Природа вокруг нас». | Фотовыставка; мини-сочинения; выпуск буклета «Птицы – наши друзья». | Фотовыставка; мини-сочинения (в том числе по самостоятельно выбранной теме); проект «Я и Красная книга». | Написание письма от имени растения, птицы; выпуск «Жалобной книги природы»; участие в экологических акциях разного уровня; проект «Заповедные зоны родного края», «Я удивлен!». | Карта наблюдения (степень участия индивидуальной и коллективной работы). | |
Метапредметные: | |||||||
Регулятивные
| - самостоятельно и ответственно решать поставленные задачи; - в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи и проявлять познавательную инициативу. | Наблюдение (по темам программы). | Практическая работа; акция «Кормим пернатых». | Опытническая работа с описанием результатов; участие в акциях. | Участие в экологических акциях, изготовление листовок, экологических памяток; руководство проектом | Карта наблюдений | |
Познавательные | - создавать сообщения, проекты; - осуществлять поиск необходимой информации. | Рассказ «Интересное вокруг»; | Создание книжек-малышек, кроссвордов. | Создание стенгазет; коллективный проект «Я и Красная книга» | Подготовка к интеллек- туальным конкурсам; изготовление листовок, экологических памяток. | Карта наблюдений, портфель достижений. | |
Коммуникативные | - формулировать собственное мнение и учитывать разные мнения; - использовать речевые средства для планирования и решения задач. | Обсуждение просмотренных фильмов и прочитанных книг. | Участие в ролевых играх. | Участие в тематических линейках и акциях, коллективной исследовательской работе. | Защита проектов, участие в конкурсах. | Карта наблюдений | |
Предметные | -систематизировать и углубить экологические знания | - Узнавать животных и птиц Свердловской области; - ухаживать за домашними животными, птицами и культурными растениями; - ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы. | - Ухаживать за домашними животными, птицами и культурными растениями; - соблюдать правила здорового образа жизни; - ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы. | - Соблюдать правила здорового образа жизни; опытническая деятельность – описание результатов- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем. | - Соблюдать правила здорового образа жизни; - предвидеть последствия деятельности людей в природе; - оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов. | Карта наблюдений |
Содержание программы
1 класс (29 ч)
1. Введение в экологию (2 ч)
Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Понятие о природе, красоте природы. Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно-необходимых условиях. Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2. Молчаливые соседи ( 3ч)
Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Наблюдения за домашними питомцами. Установление природных закономерностей, взаимосвязей.
3. Пернатые друзья (2ч)
Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. Наблюдение за поведением птиц на улице.
4. О чем шепчут деревья (2ч)
Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития деревьев.
5. Загадки животного мира (3ч)
Животный мир родного края. Многообразие и особенности жизни животных области. Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах Ставропольского края и их приспособленность к зимнему периоду.
6. Секреты неживой природы (2ч)
Наблюдение за состоянием воды в природе. Интересное в неживой природе.
7. Оранжерея на окне (4ч)
Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.
8. Человек - часть живой природы (4ч)
Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы. Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода.
9. Охрана природы (3ч)
Знакомство с понятием «Красная книга». Знакомство с редкими видами растительного и животного мира. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Необходимость соблюдения правил поведения с ними.
10. Досуговые мероприятия ( 4ч)
Обобщение экологической деятельности детей, развитие в потребности в экологически сообразном поведении. Подготовка и проведение праздника.
2 класс (34 ч)
1. Общение с природой (7ч)
Осознание места человека как части природы. Представление об окружающей природе и окружающей среде. Наблюдение за жизнью природы. Календарь природы. Народные приметы. Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам. Правила поведения в природе.
2. Солнце, воздух, вода…и растение (6ч)
Солнце – источник тепла и света. Влияние солнца на жизнь на Земле. Воздух – условие жизни. Загрязнение атмосферы. Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Проведение опытов, доказывающих влияние света, воздуха, воды и почвы на растение.
3. Птицы нашего края (6ч)
Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, зимы, о перелетах птиц. Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов. Наблюдение за поведением птиц на улице во время экскурсии.
4. Богатство родной природы в творчестве русского народа (5ч)
Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах. Экология и фольклор.
5. Что мы знаем о родном городе (3ч)
Мой родной город, его история, моя улица и дом. Природа города. Экологическая ситуация в городе.
6. Откуда берется и куда девается мусор? (3ч)
Выясняем, откуда берется и куда девается мусор. Знакомство с промышленными отходами и их реализацией. Бытовые отходы.
7. Досуговые мероприятия (4ч)
Обобщение экологической деятельности детей, развитие в потребности в экологически сообразном поведении. Подготовка и проведение праздника.
3 класс (34ч)
1. Вводный урок. Почему мы часто слышим слово «экология» (1ч)
Человек как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2. Вода - источник жизни (8ч)
Неживая природа. Вода и ее охрана. Значение воды. Загрязнение. Источники загрязнения. Вода, её признаки и свойства. Водоемы Ставропольского края. Проведение эксперимента «Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для водоснабжения населения». Схема: исток, русло, устье. Знаменитые реки. Обитатели рек, озер, море и океанов.
3. Воздух и его охрана (5 ч)
Неживая природа. Воздух – условие жизни. Составляющие воздуха. Атмосфера, смог, «парниковый эффект». Охрана воздуха в Ставропольском крае, стране. Актуализация представлений у детей о загрязнении помещения, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг здоровья человека и комнатных растений.
4. Удивительный мир растений (7ч)
Знакомство с растениями лекарями, хищниками. Обобщить и систематизировать знания обучающихся о многообразии растений. Сформировать представление о разнообразии растений, об их экологических особенностях, охране. Выращивание и уход за комнатными растениями. Расширить представление о разных способах размножения.
5. Загадочный мир животных (9ч)
Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных. Исчезающие виды, причины. Знакомство с Красной книгой. Редкие животные. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков.
6. Уголок хорошего настроения (4ч)
Выращивание рассады цветов. Экскурсия на пришкольный участок. Наблюдение за набуханием почек на деревьях. Весеннее взаимодействие живой и неживой природы. Озеленение пришкольного участка.
- класс (34 ч)
1. Мир глазами эколога (3ч)
Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа.
2. Мы любим свой город (4ч)
Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города. Пути решения экологических проблем города.
3. Птицам - наша забота (5ч)
Изучение разнообразия птиц родного края. Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. Составление «Красной книги» исчезающих птиц Ставропольского края.
4. Охрана растений нашей местности (4ч)
Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Растения, нуждающиеся в защите. Особенности их внешнего строения и распространения.
5. Животные, которым угрожает исчезновение (5ч)
Разнообразие животных Свердловской области. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле. «Красная книга» животных Ставропольского края
6. Заповедники родного края (5ч)
Знакомство с растительностью Урала находящихся под охраной.
7. Чем занимаются люди земли Уральской (3ч)
Оформление краеведческого уголка в классе «Вклад моей семьи в дела родного края».
8. Передаем свои знания (5ч)
Изготовление условных знаков, экологических памяток.
Материально — техническое и учебно-методическое обеспечение курса «Юный эколог»
№ | Наименование объектов и средств материально — технического обеспечения | Количество |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1 | Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации/ Ю.Н.Александрова. – Волгоград: Учитель, 2012. | 1 |
2 | Красная книга Ставропольского края: животные, растения, грибы/ Н.С.Корытин. – Екатеринбург: Баско, 2008. | 1 |
3 | Птицы. Карманный определитель. – М.: Лесная страна, 2011. | 1 |
4 | Энциклопедия. Тайны живой природы. – М.: Махаон, 2007. | 1 |
5 | Энциклопедия. В мире животных. – М.: Астрель, 2008. | 1 |
6 | Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы. Москва. | 1 |
2. ТСО | ||
7 | Компьютерные иллюстрированные определители объектов природы Северного Кавказа. | 1 |
3. Экранно — звуковые пособия | ||
8 | «ВВС. Прогулки с динозаврами» | 1 |
9 | Фильм «Природа – мой друг» | 1 |
10 | Фильм «Вода. Прикоснись к великой тайне» | 1 |
11 | «ВВС. Твои веселые друзья – зверята» | 1 |
12 | «ВВС. Планета Земля. Часть 4» | 1 |
4. Оборудование класса | ||
13 | Гербарий | 3 |
14 | DVD - проигрыватель | 1 |
15 | Компьютер | 1 |
16 | Телевизор | 1 |
17 | Проектор | 1 |
18 | Экран | 1 |
19 | Коллекция полезных ископаемых для начальной школы | 1 |
20 | Коллекция «Хлопок» для начальной школы | 1 |
21 | Материал раздаточный к коллекции строительных материалов | 1 |
22 | Комплект таблиц по окружающему миру (1-4кл.) ( «Полевые культуры», «Сорные растения», «Золотая осень», «Зима», «Луг», «Холмистая равнина», «Овраг», «Природные зоны» ) | 1 |
Календарно-тематический план программы
1 класс
№ п/п | Темы | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся |
1. | Введение в экологию. | (2ч) | Моделировать ситуацию общения (кто, кому и что говорит, какие слова использует). Составлять диалоги при работе в паре. Говорить связно и ясно; слушать собеседника. Вступать в диалог в процессе сотрудничества и работы в паре. |
1.1. | Введение в экологию. Игра «Живое – неживое». | 1 | |
1.2. | Введение в экологию. Экскурсия в парк. | 1 | |
2. | Молчаливые соседи. | (3ч) | Называть предметы ухода за кошкой (собакой) и характеризовать их назначение. Рассказывать о своей кошке (собаке) и уходе за ней. Написать рассказ о своей кошке, нарисовать или сфотографировать её. Проектное задание: составить фоторассказ оформить его . |
2.1. | Молчаливые соседи. Круглый стол «Кошка и собака – друзья человека». | 1 | |
2.2. | Молчаливые соседи. Просмотр фильма «Забавные истории о домашних животных». | 1 | |
2.3. | Молчаливые соседи. Фотовыставка «Мой любимый питомец». | 1 | |
3. | Пернатые друзья. | (2ч) | Узнавать и называть птиц на рисунках, осуществлять самопроверку. Приводить примеры птиц разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя). Рассказывать о птицах по своим наблюдениям |
3.1. | Пернатые друзья. Экскурсия в парк «Птицы нашего двора». | 1 | |
3.2. | Пернатые друзья. Игра «Где живет птичка». | 1 | |
4. | О чем шепчут деревья. | (2ч) | Анализировать и сравнивать фотографию и схему, с их помощью высказывать предположения об отличительных признаках групп растений (деревьев, кустарников и трав), осуществлять самопроверку. Различать в природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения, определять их с помощью атласа-определителя. Классифицировать растения по изученным признакам. Изображать с помощью схемы дерево, кустарник, травянистое растение. |
4.1. | О чем шепчут деревья. Конкурс рисунков «Сезонные изменения деревьев в природе». | 1 | |
4.2. | О чем шепчут деревья. Игра «Узнай листок». | 1 | |
5. | Загадки животного мира. | (3ч) | Узнавать и называть животных на рисунках учебника. Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку. Приводить примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя). Классифицировать животных по изученным признакам. Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям |
5.1. | Загадки животного мира. Просмотр фильма «Животный мир родного края». | 1 | |
5.2. | Загадки животного мира. Чтение рассказов о животных. | 1 | |
5.3. | Загадки животного мира. Экскурсия в музей. | 1 | |
6. | Секреты неживой природы. | (2ч) | Различать и называть объекты неживой и живой природы. Приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям). Обнаруживать связи между неживой и живой природой. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке |
6.1. | Секреты неживой природы. Круглый стол «Интересное в неживой природе». | 1 | |
6.2. | Секреты неживой природы. Викторина «Путешествие тучки». | 1 | |
7. | Оранжерея на окне. | (4ч) | Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия, необходимые для жизни комнатных растений. Рассказывать об известных способах ухода за комнатными растениями. Называть средства ухода за комнатными растениями, осваивать приёмы их использования (в ходе практической работы) |
7.1. | Оранжерея на окне. Круглый стол «Знакомство с комнатными растениями класса». | 1 | |
7.2. | Оранжерея на окне. Экскурсия в ГДЭЦ | 1 | |
7.3. | Оранжерея на окне. Светолюбивые комнатные растения. Конкурс рисунков «Мой любимой цветок». | 1 | |
7.4. | Оранжерея на окне. Практическая работа «Уход за комнатными растениями». | 1 | |
8. | Человек – часть живой природы. | (4ч) | Объяснять, что такое Красная книга. Знакомиться по материалам учебника с растениями и животными, занесенными в Красную книгу России. Обсуждать причины сокращения численности и меры охраны растений и животных из Красной книги России. Выражать своё отношение к редким растениям и животным. Характеризовать отдельных представителей Красной книги на основании полученной информации. Узнавать изученных представителей Красной книги на рисунках, соотносить изображения и названия. Работать со взрослыми: находить информацию о других растениях и животных, занесённых в Красную книгу России, рисовать их или подбирать фотографии |
8.1. | Человек – часть живой природы. Круглый стол «Организм и окружающая среда». | 1 | |
8.2. | Человек – часть живой природы. Викторина «Люди разные нужны…». | 1 | |
8.3. | Человек – часть живой природы. Фотовыставка. Знакомство с трудовой деятельностью людей. | 1 | |
8.4. | Человек – часть живой природы. Практическая работа «Выращивание лука в комнатных условиях». | 1 | |
9. | Охрана природы. | (3ч) | |
9.1. | Охрана природы. Знакомство с понятием «Красная книга». Просмотр фильма. | 1 | |
9.2. | Охрана природы. Экскурсия в музей Природы. | 1 | |
9.3. | Охрана природы. Викторина «Мы знатоки природы» | 1 | |
10. | Досуговые мероприятия. | (4ч) | Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения. Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях. |
10.1. | Досуговые мероприятия. Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?». | 1 | |
10.2. | Досуговые мероприятия. Устный журнал «Наш дом – планета Земля». | 1 | |
10.3. | Досуговые мероприятия. Игра «Азбука экологии». | 1 | |
10.4. | Досуговые мероприятия. Игра «Приключения в лесу». | 1 | |
Итого: | 29 |
Календарно-тематический план программы
2 класс
№ п/п | Темы | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся |
1. | Общение с природой. | 7ч. | Высказывать предположения о том, что такое экология. Рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме. Выражать своё отношение к природе в собственном рисунке. Работать со взрослыми: организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года). Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе |
1.1. | Наблюдение за жизнью природы. | 1 | |
1.2. | Календарь природы. Практикум. | 1 | |
1.3. | Создание книжки-малышки. Народные при меты. | 1 | |
1.4. | Беседа «Прогулки в Природоград». | 1 | |
1.5. | Практикум. Правила поведения в природе. Экскурсия в природу. | 1 | |
1.6. | Праздник «Дары осени». | 1 | |
1.7. | Экологическая игра «Загадки природы». | 1 | |
2. | Солнце, воздух, вода…и растения. | 6ч. | Формулирует понятие здорового образа жизни, правил поведения Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья |
2.1. | Установление природных закономерностей , взаимосвязей. Круглый стол. | 1 | |
2.2. | Солнце – источник тепла и света. Конкурс экологических сказок «Украденное солнце». | 1 | |
2.3. | Воздух и здоровье человека. Подвижные игры на воздухе. | 1 | |
2.4. | Вода и здоровье человека. Чтение книги Чуковского «Мойдодыр». | 1 | |
2.5. | Личная гигиена. «Как правильно чистить зубы». Кроссворд «Вода». | 1 | |
2.6. | Исчезающие растения. Создание буклета. Ролевая игра «Я в гостях у природы». | 1 | |
3. | Птицы нашего края. | 6ч. | По своим наблюдениям отвечать на вопросы о птицах. Выяснять по рисунку, какие птицы относятся к перелётным, а какие — к зимующим. Узнавать на рисунке изученных птиц, классифицировать их по известным признакам Гперелётные и зимующий Приводить примеры перелётных и зимующих птиц. Отгадывать народные загадки о птицах. |
3.1. | Круглый стол «Птицы нашего края». Встреча с орнитологом. | 1 | |
3.2. | Экскурсия в парк. | 1 | |
3.3. | Птицы – наши друзья. Игра «Кто я?» | 1 | |
3.4. 3.5. | Конструирование кормушки для птиц. Практикум. Кормим пернатых. | 2 | |
3.6. | Тематическая линейка «День птиц». | 1 | |
4. | Богатство родной природы в творчестве народа. | 5ч. | Работать со взрослыми: организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года). Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе |
4.1. | Экология и фольклор. Загадки, заклички, песни. Составление книжки-малышки. | 1 | |
4.2. | Проводы зимы. Масленица. Масленичные гуляния. | 1 | |
4.3. | Ярмарка народного мастерства. Экскурсия в музей народных промыслов. Мастер-класс по изготовлению оберега. | 1 | |
4.4. | Экскурсия «Встречаем красавицу весну». | 1 | |
4.5. | Устный журнал «Здравствуй, весна!». | 1 | |
5. | Что мы знаем о своем городе | 3ч. | Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе |
5.1. | Мой любимый город. Обзорная экскурсия по городу. | 1 | |
5.2. | Моя улица и дом. Игра «Чей дом?». | 1 | |
5.3. | Круглый стол «Экологическая ситуация в городе». | 1 | |
6. | Откуда берется и куда девается мусор? | 3ч. | Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе |
6.1. | Круглый стол «Откуда берется и куда девается мусор?» | 1 | |
6.2. | Мини-сочинение «Чтобы ты мог сделать для своего двора?» | 1 | |
6.3. | Бытовые отходы. Конкурс поделок. | 1 | |
7. | Досуговые мероприятия. | 4ч. | Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения. Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях. |
7.1. | Мы – юные экологи. Экскурсия в парк. | 1 | |
7.2. | Диалоги с природой. Экологическая игра «Поиск нарушителей природы». | 1 | |
7.3. | Обращение юных экологов к ровесникам. Памятки «Береги природу». | 1 | |
7.4. | Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья!». | 1 | |
Итого: | 34 |
Календарно-тематический план программы
3 класс
№ п/п | Темы | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся |
1. | Почему мы часто слышим слово «экология». Круглый стол. | 1ч. | Делает вывод о эволюции человека, как биологического и социального существа Обосновывает необходимо сть соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья |
2. | Вода – источник жизни. | 8ч. | Анализирует последствия деятельности человека в природе с древности Перечисляет и характеризует важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству Предлагает пути выхода из создавшейся ситуации Обосновывает необходимо сть соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья |
2.1. | Вода – источник жизни. Практикум «Вода, её признаки и свойства». | 1 | |
2.2. | Вода – источник жизни. Экскурсия в парк. | 1 | |
2.3. | Стихи и рассказы о воде. Мини-сочинение. | 1 | |
2.4 | Проект «Сбережем капельку!». | 1 | |
2.5. | Вода – источник жизни. Викторина «Путешествие капельки». | 1 | |
2.6. | Обитатели водоемов. Мини-сочинение «Почему рыба не любит сушу?». | 1 | |
2.7. | Вода – источник жизни. Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду». | 1 | |
2.8. | Экологическая игра «Водоемы просят о помощи». | 1 | |
3. | Воздух и его охрана. | 5ч. | |
3.1. | Круглый стол «Воздух – условие жизни». | 1 | |
3.2. | Загрязнение атмосферы. Фотовыставка «Чистые уголки нашего края». | 1 | |
3.3. | Проект «Как сохранить воздух чистым». | 1 | |
3.4. | Пыль – враг комнатных растений. Мини-сочинение от имени растения. | 1 | |
3.5. | Уход за комнатными растениями. Практикум «Умоем наши растения». | 1 | |
4. | Удивительный мир растений. | 7ч. | Формулирует понятие о жизнедеятельности растений Запоминает ядовитые растения Делает вывод о факторах окружающей среды, влияющие на растения Обосновывает необходимо сть соблюдения правил поведения в природ |
4.1. | Растение – живой организм. Игра «Кто внимательный?». | 1 | |
4.2. | Растения рядом. Кроссворд «Растения моего края». | 1 | |
4.3. | Растения – лекари природы. Экологическая игра «Лесная аптека». | 1 | |
4.4. | Разнообразие царства растений. Экологические памятки «Правила поведения на природе». | 1 | |
4.5. | Размножение растений. Составление рассказа «Любимое растение в моем доме». | 1 | |
4.6. | Просмотр фильма «Такие удивительные растения!». | 1 | |
4.7. | Экологический журнал «Жалобная книга природы». | 1 | |
5. | Загадочный мир животных. | 9ч. | Формулирует понятие о жизнедеятельности животных Запоминает цепи питания Делает вывод о факторах окружающей среды, влияющие на животных Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе |
5.1. | Круглый стол «В мире животных». | 1 | |
5.2. | Вымирающие организмы. Проект «Знакомые незнакомцы». | 1 | |
5.3. | Просмотр фильма «Динозавры – вымерший вид животных». | 1 | |
5.4. | Экскурсия в музей природы. | 1 | |
5.5. | Круглый стол «Что будет, если исчезнут насекомые?» | 1 | |
5.6. | Игра – путешествие «По рыбьему следу рек и озер нашего края». | 1 | |
5.7. | Круглый стол «Почему нужно защищать природу?» | 1 | |
5.8. | Красная книга – способ защиты редких видов животных. Проект «Я и Красная книга». | 1 | |
5.9. | Экологический журнал «Жалобная книга природы» | 1 | |
6. | Уголок хорошего настроения. | 4ч. | Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения. Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях. |
6.1. | Весенние изменения в природе. Наблюдение и зарисовка набухающих почек. | 1 | |
6.2. | Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке. Озеленение пришкольного участка. | 1 | |
6.3. | Праздник «Тайник Вселенной». | 1 | |
6.4. | Летнее экологическое задание. | 1 | |
Итого: | 34ч. |
Календарно-тематический план программы
4 класс
№ п/п | Темы | Количество часов | Виды деятельности |
1. | Мир глазами эколога. | 3ч. | Формулирует понятие здорового образа жизни, правил поведения Запоминает опасные ситуации Делает вывод о эволюции человека, как биологического и социального существа Обосновывает необходимо сть соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья |
1.1. | Мы – жители планеты земля. Экологическая игра «Не проходите мимо!». | 1 | |
1.2. | Правила экологической этики. Экологические памятки. | 1 | |
1.3. | Что такое экологическая катастрофа. Акция «Мы против мусора». | 1 | |
2. | Мы любим свой город. | 4ч. | |
2.1. | Моя малая Родина. Конкурс рисунков. | 1 | |
2.2. | Мы за экологические поступки. Экскурсия в парк. | 1 | |
2.3. | Экологические памятки для детей и взрослых. | 1 | |
2.4. | Проект «Чистый микрорайон». | 1 | |
3. | Птицам наша забота. | 5ч. | |
3.1. | Кто улетит, а кто останется. Природоохранная акция «Пернатые друзья». | 1 | |
3.2. | Практикум «Хлебные крошки». | 1 | |
3.3. | Экскурсия. | 1 | |
3.4. | «Берегите птиц!». Мини-сочинение от имени птицы. | 1 | |
3.5. | Экологические связи живой и неживой природы. Игра «Чей клюв?». | 1 | |
3.10. | Викторина «День птиц». | 1 | |
4. | Охрана растений Ставропольского края | 4ч. | Формулирует понятие о жизнедеятельности растений Запоминает ядовитые растения Делает вывод о факторах окружающей среды, влияющие на растения Обосновывает необходимо сть соблюдения правил поведения в природ. |
4.1. | «Красная книга растений Ставропольского края». Написание письма от имени растения. | 1 | |
4.2. | «Красная книга растений Ставропольского края». Экологические памятки и знаки для детей и взрослых. | 1 | |
4.3. | Устный журнал «Зеленая книга». | 1 | |
4.4 | Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!». | 1 | |
5. | Животные, которым грозит исчезновение. | 5ч. | Формулирует понятие о жизнедеятельности животных Запоминает цепи питания Делает вывод о факторах окружающей среды, влияющие на животных Обосновывает необходимо сть соблюдения правил поведения в природе |
5.1. | Разнообразие животных Ставропольского края. Рисунок «Удивительные животные». | 1 | |
5.2. | Экскурсия в зоопарк. | 1 | |
5.3. | «Красная книга» животных Ставропольского края. Изготовление листовок. | 1 | |
5.4. | Проект «Я и Красная книга». | 1 | |
5.5. | Брейн – ринг «В мире животных». | 1 | |
6. | Заповедники и заказники родного края. | 5ч. | |
6.1. | «Заповедные зоны родного края». Просмотр фильма. | 1 | |
6.2. | Экскурсия «Оленьи ручьи». | 1 | |
6.3. | Игра – путешествие «Заповедники Ставропольского края». | 1 | |
6.4. | Проект «Жалобная книга природы». | 1 | |
6.5. | Круглый стол «Будем понимать и любить природу!». | 1 | |
7. | Чем занимаются люди земли Ставропольского края. | 3ч. | Анализирует последствия хозяйственной деятельности человека в природе с древности Перечисляет и характеризует важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству (радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект) Предлагает пути выхода из создавшейся ситуации |
7.1. | Коренные жители Ставропольского края. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |
7.2. | Рассказы, сказы, стихи о Ставропольском крае. | 1 | |
7.3. | Проект «Вклад моей семьи в дела родного края». | 1 | |
8. | Передаём свои знания | 5ч. | |
8.1. | КВН «Эта хрупкая планета». | 1 | |
8.2. | Практическое занятие. Посев семян в почву. | 1 | |
8.3. | Экскурсия в парковую зону. | 1 | |
8.4. | Проект «Экологическая лаборатория». | 1 | |
8.5. | Круглый стол «Начни с себя!». | 1 | |
Итого: | 34ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная география»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса
Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы.Программа расчитана на 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю. Новизна данной ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная информатика"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная информатика" для 5-6 классов...
Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная информатика" 2-4 класс
Программа «Занимательная информатика» рассчитана на детей младшего школьного возраста, то есть для учащихся 2-4 классов.Во 2 классе дети учатся видеть окружающую действите...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»5-9
Результаты освоения курса внеурочной деятельности,содержание изучаемого курса, тематическое планирование...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный английский"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный английский"...
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательный мир экологии» ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
Рабочая программа «Занимательный мир экологии» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и МБОУ СОШ № 20, на основе авторской программы дополнительного образования детей (С.В.Машк...