Интеллектуальная игра «Пушкин – это наше всё»
методическая разработка
Обобщение материала, изученного на уроках по теме “Жизнь и творчество А.С. Пушкина”; развитие творческих способностей обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_igra_pushkin_-_eto_nashe_vse.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Сахалинское государственное казенное специальное
учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение
закрытого типа
Интеллектуальная игра
«Пушкин – это наше всё»
Автор:
Кузнецова
Елена Валерьевна,
учитель русского
языка и литературы
с. Костромское
Цель: обобщить материал, изученный на уроках по теме “Жизнь и творчество А.С. Пушкина”; развивать творческие способности обучающихся; воспитывать интерес к творчеству поэта и желание изучать его.
Оборудование: портреты А.С. Пушкина, иллюстрации, связанные с жизнью и творчеством поэта.
ХОД ИГРЫ
Вступительное слово ведущего.
А.С. Пушкин…Нет ни одного русского человека, да и, пожалуй, не только русского, кто не слышал бы этого имени. Поэт А.Т. Твардовский писал о Пушкине: “Он входит в нашу жизнь в самом её начале и не покидает нас до конца”. И это, действительно, так. Человек любого возраста найдёт в безграничном творчестве поэта что-то своё. Мы были ещё маленькими детьми, а наши мамы читали нам удивительные сказки Пушкина. Растём мы, и к нам приходит другой Пушкин: “Руслан и Людмила”, “Капитанская дочка”, “Пиковая дама”, чарующие стихи и роман “Евгений Онегин”, прочитав который однажды, ты уже никогда не забудешь его. Да, человек любого возраста найдёт у Пушкина что-то своё.
«Пушкин – это наше всё», - сказал Ф.М. Достоевский.
Давайте снова окунёмся в творчество этого незабвенного поэта и убедимся в этом. Рассмотрим связь между произведениями Александра Сергеевича и школьными предметами.
Творчество поэта и технология (фото работ ребят)
Изобразительное искусство (рисунки Пушкина к произведениям)
Литература и история
Математика и Пушкин
Психология и Пушкин
География и Пушкин
Физкультура и Пушкин
Кружок «Поваренок»
Защита проектов ребят
Молодцы. Всем большое спасибо. А теперь закрепим знания и проведем интеллектуальную игру.
Первый конкурс – “Разминка”
(Каждой команде задаётся по 10 вопросов. Время на обдумывание не даётся. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)
Вопросы для 1 команды
1. Когда родился Пушкин? Назовите день, месяц, год его рождения. (6 июня 1799 г.)
2. Как звали няню поэта? Назовите её фамилию, имя, отчество. (Яковлева Арина Родионовна)
3. Где учился Пушкин? (В Лицее, Царское Село)
4.Как называется стихотворение, которое он читал на лицейском экзамене в 1815 году? (Воспоминания в Царском Селе)
5. В какой губернии находится Михайловское, родовое имение Пушкиных? (В Псковской)
6. Какое произведение начинается прологом “У лукоморья дуб зелёный…” (Поэма “Руслан и Людмила”)
7. Назовите имя, отчество жены Пушкина и её фамилию до замужества. (Наталья Николаевна Гончарова)
8. Какой русский поэт подарил Пушкину свой портрет с дарственной надписью? (В.А.Жуковский)
9. Как называется сборник, в который входит повесть “Станционный смотритель”? (“Повести Белкина”)
10. Кому посвящено стихотворение “Я помню чудное мгновенье…”? (А.П.Керн)
Вопросы для 2 команды
1. Кто смертельно ранил на дуэли Пушкина? (Дантес)
2. Когда была эта дуэль? Назовите число, месяц, год. (27 января (9февраля) 1837 года)
3. Как звали отца А.С.Пушкина? (Сергей Львович)
4. Как звали мать А.С.Пушкина? (Надежда Осиповна)
5. В каком стихотворении встречаются устаревшие слова “персты”, “зеницы”, “уста”, “вещие”, “десница”, “виждь”? (“Пророк”)
6. К какому произведению эпиграфом была взята пословица: “Береги честь смолоду”? (К повести “Капитанская дочка”)
7. Кто из друзей Пушкина первым навестил ссыльного поэта в Михайловском? (Иван Иванович Пущин)
8. Как называется сборник, в который входит повесть “Метель”? (“Повести Белкина”)
9. К какому жанру относится произведение Пушкина “Моцарт и Сальери”? (Маленькая трагедия”)
10. Назовите произведение, в первых строках которого автор определяет цель его создания: “На тронах поразить порок” (Ода “Вольность”)
Второй конкурс – “Из каких произведений А.С. Пушкина эти строки?”
(Команды получают карточки. Время на обдумывание – 2минуты. За каждое узнанное произведение команды получают по 1 баллу. Максимальное количество баллов – 5)
Карточка для 1 команды
- “Глаголом жги сердца людей…” (“Пророк”)
- “Я гимны прежние пою…” (“Арион”)
- “Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!” (“К Чаадаеву”)
- “Веленью божию, о муза, будь послушна…” (“Я памятник себе воздвиг…”)
- “Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…” (“Зимнее утро”)
Карточка для 2 команды
- “Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он…” (“Пророк”)
- “Вдруг лоно волн измял с налёту вихорь шумный…” (“Арион”)
- “Товарищ, верь: взойдёт она, звезда пленительного счастья…” (“К Чаадаеву”)
- “И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…”
- (“ памятник себе воздвиг…”)
- “Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…” (“Зимнее утро”)
Третий конкурс – “Поэтический”
(Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина. За каждое прочитанное стихотворение команда получает 2 балла”)
Четвёртый конкурс – “Экзамен”
(Команды поочерёдно берут билеты с вопросами, время на подготовку – 2минуты. Максимальное количество баллов за ответ на вопрос – 5.
№1
Какое событие в жизни Пушкина отразил художник на этой картине? Кто художник? Как называется картина? Кого из героев узнали? Что можете сказать о каждом из них?
(Н.Гё “Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском”. Утром 11 января 1825 года Пушкина разбудил звон колокольчика под окном. Выскочив в одной рубашке, босиком на крыльцо, он увидел бегущего к нему Пущина, который привёз рукопись комедии Грибоедова “Горе от ума”. Читая комедию, поэт наслаждался. В этот приезд Пущин поведал другу о тайном обществе. Пушкин был очень взволнован и благодарен другу. Он надолго запомнит эту встречу:
Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил…
№2
Какое событие в жизни Пушкина отразил художник на этой картине? Кто художник? Как называется картина? Кого из героев узнали? Что можете сказать о каждом из них?
(И.Репин “Пушкин на лицейском экзамене”. 8 января 1815 года состоялся публичный экзамен при переходе с младшего курса на старший. На экзамен съехались гости, родные. Приехал из Петербурга и старый, всеми уважаемый поэт Г.Р.Державин. Державин рассеянно слушал мальчиков, выходивших на сцену. Вдруг он встрепенулся, услышав Пушкина, читающего своё стихотворение “Воспоминания в Царском Селе”. Окончив чтение, Пушкин убежал, смутившись. После экзамена министр просвещения сказал отцу Пушкина: “Я бы желал образовать вашего сына и в прозе. Седой Державин на это воскликнул: “Оставьте его поэтом!”)
№3
Чьё это воспоминание о Пушкине: “Он (Пушкин) пришёл утром и на прощание принёс мне экземпляр 2-й главы “Онегина” в неразрезанных листах, между которых я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами”. Какое стихотворение было на этом листке? Прочтите его наизусть.
(А.П.Керн “Я помню чудное мгновенье…”)
№4
Назовите 6 произведений Пушкина, в которых имя главной героини – Мария.
(“Бахчисарайский фонтан” - Мария, “Дубровский” - Маша Троекурова, “Капитанская дочка” - Маша Миронова, “Полтава” - дочь Кочубея Мария, “Метель” - Марья Гавриловна, “Выстрел” - Маша.)
№5
Когда и в связи с чем В.А. Жуковский подарил Пушкину свой портрет? Какая надпись была на том портрете?
(В 1820 году, после опубликования поэмы “Руслан и Людмила”. Надпись на портрете гласила: “Победителю ученику от побеждённого учителя…”)
№6
Из какого произведения А.С. Пушкина взяты эти строки? Объясните лексическое значение подчёркнутых слов.
Встаёт купец, идёт разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит…
(Из романа “Евгений Онегин”. Биржа – место стоянки извозчиков. Охтенка – жительница Охты, петербургской окраины.)
Пятый конкурс – “Блиц на двоих”. Знаете ли вы героев произведений А.С. Пушкина?
(Вопросы задаются командам поочерёдно. Если у команды нет ответа, право ответить на вопрос получает другая команда. За каждый правильный ответ – 1 балл. Отвечая на вопрос, нужно назвать героя и произведение.)
Кто из героев:
- наряжался в крестьянское платье, когда шёл на свидание? (Лиза; повесть “Барышня-крестьянка”)
- делал змея из географической карты? (Петруша Гринёв; “Капитанская дочка”)
- не мог отличить ямба от хорея? (Евгений Онегин)
- был похищен в день свадьбы? (Людмила; “Руслан и Людмила”)
- казался русским, а носил иностранное имя? (Сильвио; “Выстрел”)
- перед венчанием заблудился в поле? (Владимир; “Метель”)
- “всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела”? (Ольга; “Евгений Онегин”
- “лет 40 с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил”? (Дядя Онегина)
- “капусту садит, как Гораций, разводит уток и гусей и учит азбуке детей”? (Зарецкий; “Евгений Онегин”)
- “острижен по последней моде, как денди лондонский одет”? (Евгений Онегин)
- “дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива”? (Татьяна Ларина; “Евгений Онегин”)
- “в книгах не видал вреда; он, не читая никогда, их почитал пустой игрушкой”? (Дмитрий Ларин; “Евгений Онегин”)
- “красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт” (Владимир Ленский; “Евгений Онегин”)
- когда был не в духе, насвистывал “Гром победы раздавайся”? (Троекуров; “Дубровский”)
- “родился на брегах Невы, где, может быть, родились вы…”? (Евгений Онегин)
- “на берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн”? (Пётр 1; “Медный всадник”)
На этом наша игра закончена. Я надеюсь, что она дала вам возможность вновь окунуться в творчество этого удивительного поэта А.С. Пушкина, которому в этом году исполнилось 223 года. Творчество Пушкина с детства внушает нам благородные чувства. Критик В.Г. Белинский писал, что, читая Пушкина, “можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей…” Белинский раскрыл секрет этого благотворного влияния: “Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью, показывает её в её естественной, истинной красоте…”
Подведение итогов.
Кузнецова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, СГКСУВОУ закрытого типа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс
КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина проводится в целях развития творческих способностей обучающихся, воспитания любви к поэзии, высоких нравственных и эстетических...
Интеллектуальная игра "Счастливый случай"по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс
Интеллектуальная игра "Счастливый случай" посвящена творчеству А.С.Пушкина. Задачи: 1. Показать величие поэта, исключительность его дарования. 2. Развивать познавательные интересы обучающихся к тво...
Интеллектуальная игра-викторина "Что в имени тебе моём?..."по творчеству А.С.Пушкина
Помериться знаниями о жизни и творчестве А.С.Пушкина приглашаются старшеклассники...
Интеллектуальная игра по творчеству А.С.Пушкина.
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-11 классов "Интеллектуальная игра по творчеству А.С.Пушкина". Мероприятие можно приурочить к Дню рождения поэта или провести в рамках недели литературы....
Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)
Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов. Для его проведения ...
Интеллектуальная игра в формате "Что?Где?Когда?" по литературе на тему "Пушкин - наше всё!"
Методическая разработка интеллектуальной игры по литературе в формате "Что?Где?Когда?" по творчеству А.С.Пушкина...
Интеллектуальная игра «Главный закон нашей жизни»
Интеллектуальная игра «Главный закон нашей жизни» для обучающихся 9-11 классов...