"Путешествие в страну прав и обязанностей".
план-конспект
Цель данной беседы :знакомство воспитанниц с основными их правами и обязанностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
put-ie_v_stranu_prav_i_obyaz-ey.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: заинтересовать воспитанников в знании Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав ребёнка; раскрыть суть понятий: «закон», «право», «обязанность», подвести к выводу о том, что прав без обязанностей не бывает;
формировать у учащихся представления о том, что значит быть гражданином;
развивать: умение работать в команде; память, речь; умение классифицировать и обобщать, понимать, что в основе документов о правах человека лежат главные потребности всех людей;
воспитывать уважение к себе и другим, милосердие, осознание связи между свободой личности и ответственностью, умение выражать собственную мысль; воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и благополучие общества, гражданскую позицию, чувство патриотизма.
Ход беседы.
-Сегодня я приглашаю вас в путешествие по удивительной стране . Говорят, есть такая страна в которой уважают каждого, не сравнивая не с кем, уважают всегда и любого. И неважно, какого цвета твоя кожа, к какой национальности ты принадлежишь, где живешь. На доброту здесь нет запретов так же, как на свет и воздух. Эта страна называется страной «Прав и обязанностей». А живется в ней так хорошо, потому, что все ее жители знают и уважают законы и права друг друга. В путешествие по этой стране я вас и приглашаю.
-Упражнение «Представьте себе» (Слайд 3)
- Представьте себе, что вы оказались на необитаемом острове.
- Чего вам будет не хватать больше всего? (Телевизора, еды, друзей, общения…) (Слайд 4)
- Большинству не будет хватать друзей,общения, потому что мы с вами – люди, и живём среди нам подобных. А делает нас людьми не рождение, не страна, в которой мы родились, а то, что мы живём в обществе людей.
Упражнение «Кто я?» (Слайд 5)
- Для семьи – РЕБЁНОК, для детей – ДРУГ, для школы – УЧЕНИК, для окружающего мира – ЧЕЛОВЕК, для России– ГРАЖДАНИН.
- В какой стране мы живём?
- Кто мы по национальности? Наш родной язык?
- Кого называют гражданином? (Гражданин – это, прежде всего, человек неравнодушный, знающий и любящий свою Родину, своё Отечество, ценящий и приумножающий культурное наследие своего народа, семьи, сохраняющий их традиции, обладающий совокупностью прав и обязанностей, задекларированных законами данного государства1) Но есть такие ПРАВИЛА, которые обязательны для всех граждан страны, кто бы они ни были – взрослые или дети, рабочие или селяне, учителя или ученики. Это такие правила, которые устанавливают порядок во всей стране, определяют обязанности и права её граждан.
Как же сделать так, чтобы такие разные люди жили с уважением друг к другу? (Ответы детей)
- Правильно, для этого существуют ПРАВИЛА, которые определяют отношения между людьми. Жизнь заставила людей установить много разных правил, и мы встречаемся с ними на каждом шагу. Права - это нормы и правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. Их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми.
Права есть у всех людей, у богатых и бедных. У взрослых и детей. Правда, дети обладают особыми правами, но о них мы поговорим позже. А сейчас давайте поговорим о том, без чего не существует прав.
Прав не существует без обязанностей. Что такое обязанности? Итак, обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, желаниям самого человека.
Каждый человек должен быть честным по отношению к другим людям, всегда помогать им и никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определенные обязанности.
Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей. Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду – в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное помнить о своих обязанностях.
А теперь давайте рассмотрим основные. ДОКУМЕНТЫ О ПРАВАХ ребёнка. ( слайд 7)
ОСНОВНОЙ ЗАКОН – КОНСТИТУЦИЯ.
На основе Конституции составляются все другие законы, постановления, решения, которые регулируют деятельность и взаимоотношения граждан.
(Слайд 9) Раздел о ПРАВАХ человека – один из важных в Конституции. Статья 3 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
- Если мы говорим «ПРАВО», то всегда подразумеваем «ОБЯЗАННОСТЬ», и наоборот. Мы – граждане России и у нас есть обязательства перед Родиной, перед своим народом, перед другими людьми, перед своими родными и близкими. А ещё мы обязаны знать и уважать Государственные символы – Герб, Флаг и Гимн (Слайд № 10)
Главная обязанность – уважать права других. Законы государства должны защищать человека, его права.
10 декабря 1948г. ООН принимает Общую Декларацию прав человека, 20 ноября 1959г. – Декларацию прав ребёнка. (Слайд № 10)
1989г. - представители правительств прогрессивных стран мира подписали Конвенцию о правах ребенка.
Рассмотрим некоторые права детей. Слайды 6-13
«Обсуждение ситуаций». (Слайд № 11)
Инсценировка ситуаций.
«ИНСЦЕНИРОВАНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ СИТУАЦИЙ»
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя. (Обсуждение действий сына)
Сценка № 1 "Насилие над личностью "
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть.
Мать:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка:
- Ванечка, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа.
- А теперь давайте рассмотрим с вами небольшую ситуацию из школьной жизни.
Сценка "Чужое письмо"
Нина: А ты не пойдешь на физкультуру?
Ира: Нет, я освобождена.
Все уходят, кроме Иры. Она садится и начинает рисовать.
Ира: Ой, терки нет. У кого же взять? У Нины посмотрю.
Ира роется в портфеле Нины. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Нина.
Нина: Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?
Ира: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?
- На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение?
- А теперь рассмотрим другую ситуацию.
Сценка "Громкая музыка"
Тихим воскресным утром Степа пришел в гости к своему приятелю Коле.
Коля: Заходи! Мне папа подарил новый музыкальный диск, песни классные! Давай послушаем.
Саша: А давай лучше поставим колонки на подоконник и включим погромче - пусть все послушают!
Мальчики ставят магнитофон на подоконник и включают его погромче.
Коля: Ой, я совсем забыл, ведь папа мне еще и игру новую подарил. Пойдем в другую комнату, поиграем.
Ребята уходят, забыв выключить магнитофон.
Ваше мнение: имеет ли право Коля включать так громко музыку, даже если он считает, что таким образом он проводит свой досуг?
- Сегодня мы с вами поговорили не только о правах, но и о некоторых обязанностях
1. Найти ошибки в поведении членов семьи.
2. Имеет ли право ребёнок от чего-то отказаться и получить то, что хочет?
3. Имела ли право Ира читать письмо Нины?
4. Согласны ли вы с тем, как мальчики организовали свой досуг? Физкультминутка. ИГРА «Да» или «Нет». (Слайд 12)
Если ответ «Да» - хлопок поднятыми руками над головой;
если ответ «Нет» - топаем.
- Все дети имеют право на любовь и заботу.
- Каждый ребенок имеет право есть только гамбургеры, чипсы.
- Дети, которые уважают родителей, должны пользоваться особым уважением с их стороны.
- Все дети равны в своих правах.
- Ни один ребенок не должен быть жертвой насилия или войны.
- Особенная забота – детям-инвалидам.
- Все дети имеют право на полноценное питание.
- Все дети имеют право на отдых.
- Ни один ребенок не должен мыть посуду.
- Все дети имеют право на образование.
- Ни один ребенок не должен убирать свою комнату.
- Дети имеют право свободно выражать свои взгляды.
- Каждый ребенок имеет право отказаться от обеда.
- Все дети имеют право на медицинскую помощь.
- Дети имеют право на свободное общение.
- Дети имеют право на информацию.
- Ни один ребенок не должен быть обижен и унижен.
- Каждый ребенок имеет право получать завтрак в постель.
- Дети имеют право на свободу совести, мысли и религии.
- Дети, которые имеют брата или сестру, должны получать дополнительную защиту и заботу.
- Дети не должны работать на общешкольных субботниках.
- Ребята, я предлагаю поиграть в игру "Разрешается-запрещается"
Я буду говорить о каком-то праве, а вы отвечать: "Разрешается или запрещается".
Петь, рисовать и танцевать
Уроки в школе посещать
Свои таланты развивать
Это разрешается.
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента извивается,
Бить, наказывать - всегда
Запрещается!
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа
Запрещается!
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел - лечиться.
Это разрешается.
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить -
Это разрешается.
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить -
Разрешается.
Игра «По страницам сказок».
ПРАВОВАЯ ВИКТОРИНА.
Дети определяют какие права героев (Буратино, Золушка, Гадкий Утёнок, Царевна-Лягушка, Дюймовочка, Кай, Сестрица Алёнушка) были нарушены.
ОТВЕТЫ НА СЛАЙДАХ. (Слайды № 14 – № 33)
- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с нашей викториной, хорошо поработали и помогали вам ваши верные помощники – герои прочитанных вами сказок.
ИГРА «Права и обязанности». (Слайд № 35)
Обозначь цифрами соответствующие названия: 1 –права, 2-обязанности
- Беречь школьное имущество.
- Принимать участие в конкурсах, соревнованиях.
- Придерживаться правил дорожного движения.
- Придерживаться правил личной гигиены.
- Старательно учиться.
- Охранять природу, памятники культуры.
- Заботиться о жизни и охране здоровья.
- Придерживаться норм поведения.
- Игры, развлечения, отдых.
- Свободно выражать собственные взгляды.
- Уважать старших.
- Не быть жертвой насилия или войны.
- Любовь и забота.
Итог мероприятия:-Что вы узнали нового?Что понравилось больше всего?
Наша беседа подошла к концу, но «Путешествие в Страну прав и обязанностей» должно продолжаться для того, чтобы вы стали настоящими гражданами и патриотами нашего государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие в страну прав и обязанностей"
Цель: создание условий для формирования у школьников правовой культуры...
Игра «В стране Прав и Обязанностей»
Цели и задачи: Закрепить знания детей о некоторых правах и обязанностях (право на жизнь и имя, право на игру, право на образование, право на медицинское обслуживание, право на любовь и заботу).Развива...
Путешествие в страну прав и обязанностей.
Данный материал предназначен для ознакомления воспитанников с основными их правами и обязанностями,а также с основными документами , закрепляющими эти права....
Открытое мероприятие "Путешествие в страну Прав и Обязанностей"
Цель:обобщение знаний детей по правовой культуре у всех участников образовательного процесса.Задачи: • Расширить знания детей о правах и обязанностях.• Закрепить знания детей о праве на...
Беседа "Путешествие в страну Прав и обязанностей"
Цель:обобщение знаний детей по правовой культуре у всех участников образовательного процесса.Задачи: • Расширить знания детей о правах и обязанностях.• Закрепить знания детей о праве на...
Сценарий викторины "Путешествие в страну прав и обязанностей"
Викторина "Путешествие в страну прав и обязанностей" развивает интерес к изучению правовых вопросов...
ПРАВОВОЙ КВЕСТ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ»
Цель: формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры обучающихся.Задачи:- вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, побуждать к познавательно-исследовательс...