Путешествие в страну прав и обязанностей.
методическая разработка на тему

Парамонова Валентина Николаевна

Данный материал предназначен для ознакомления воспитанников с основными их  правами и обязанностями,а также с основными документами , закрепляющими эти права.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_prav_i_obyazannostey.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие  в Страну  прав  и обязанностей»

Цель:   заинтересовать   воспитанников в знании

        Конвенции  о  правах   ребёнка,   Декларации   прав  ребёнка,    

        раскрыть   суть   понятий:  «закон»,  «право»,  «обязанность»,  подвести  

        к  выводу  о   том,  что   прав  без   обязанностей  не  бывает;

        формировать  у  учащихся представления о том, что значит быть

        гражданином;       

развивать   умение   работать   в   команде;  память,  речь,  умение    классифицировать  и  обобщать,   понимать,   что  в  основе  документов    о  правах   человека   лежат   главные  потребности   всех  людей;

воспитывать  уважение  к  себе  и   другим,  милосердие,  осознание    связи   между   свободой    личности    и  ответственностью,  умение     выражать  собственную  мысль,  воспитывать  чувство   ответственности   за  свою  жизнь   и   благополучие   общества,   гражданскую  позицию,    чувство  патриотизма.

Оборудование:  мультимедийная    презентация,    плакат,    иллюстративный

              материал,

                            Ход мероприятия.

             1. Отгадайте   загадку:

Самое   ценное   сокровище  планеты  Земля,

а,  правильнее, – не  имеет  цены  и  стоимости?    

-  Правильно,  ЧЕЛОВЕК !

- Каждый  из  вас – ЛИЧНОСТЬ,  которая   имеет  индивидуальные  особенности,  способности,  чувства,  характер…  И  точно   такого   человека,   как  вы,  больше   нет  на  планете.  А чтобы вам было интереснее, я приглашаю вас в путешествие. Ребята, а вы любите путешествовать? (дети отвечают) Сегодня я приглашаю вас в путешествие по удивительной стране . Говорят, есть такая страна в этой стране уважают каждого, не сравнивая не с кем, уважают всегда и любого. И неважно, какого цвета твоя кожа, к какой национальности ты принадлежишь, где живешь - в роскошном доме или маленькой комнате, в какой школе ты учишься, , как ты одет, если у тебя свой сотовый телефон.

На доброту здесь нет запретов так же, как на свет и воздух. Эта страна называется страной «Прав и обязанностей». А живется в ней так хорошо, потому, что все ее жители знают и уважают законы и права друг друга. В путешествие по этой стране я вас и приглашаю.

2. Упражнение   «Представьте   себе»                                              (Слайд 3)   

- Представьте   себе,   что   вы   оказались   на   необитаемом   острове. 

- Чего   вам   будет   не   хватать   больше   всего?  (Телевизора,   еды,  друзей,   общения…)                                                                                             (Слайд 4)     

- Большинству   не   будет    хватать   друзей,   общения,   потому   что   мы   с   вами – люди,   и   живём    среди   нам   подобных.   А   делает   нас   людьми   не   рождение,   не   страна,   в   которой   мы   родились,   а   то,   что   мы   живём   в     обществе   людей.

3. Упражнение   «Кто   я?»                                                                 (Слайд 5) 

- Для семьи – РЕБЁНОК,    для  детей – ДРУГ,  для  школы – УЧЕНИК,                   для  окружающего  мира – ЧЕЛОВЕК,   для   России– ГРАЖДАНИН.               

- В   какой   стране   мы   живём?  

- Кто   мы   по   национальности?    Наш   родной   язык?

- Кого   называют   гражданином?   (Гражданин – это, прежде всего, человек неравнодушный, знающий и любящий свою Родину, своё Отечество, ценящий и приумножающий культурное наследие своего народа, семьи, сохраняющий их традиции, обладающий совокупностью прав и обязанностей, задекларированных  законами  данного  государства1)  Но   есть   такие   ПРАВИЛА,  которые  обязательны  для  всех  граждан  страны,  кто  бы  они  ни  были – взрослые  или  дети,  рабочие  или  селяне,  учителя  или  ученики.  Это   такие  правила,   которые  устанавливают  порядок   во  всей  стране,  определяют обязанности  и  права  её  граждан.

Как  же   сделать  так,   чтобы  такие  разные  люди   жили  с  уважением  друг  к  другу?                                                          (Ответы  детей)

- Правильно,  для  этого   существуют  ПРАВИЛА,   которые   определяют  отношения   между  людьми.   Жизнь   заставила   людей   установить   много   разных  правил,   и  мы   встречаемся  с  ними  на  каждом  шагу. Права - это нормы и правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. Их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми.

Права есть у всех людей, у богатых и бедных. У взрослых и детей. Правда, дети обладают особыми правами, но о них мы поговорим позже. А, сейчас давайте поговорим о том, без чего не существует прав.

Прав не существует без обязанностей. Что такое обязанности? Итак, обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, желаниям самого человека.

Каждый человек должен быть честным по отношению к другим людям, всегда помогать им и никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определенныеобязанности.
Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей. Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду – в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное помнить о своих обязанностях.

А теперь давайте рассмотрим основные                                                                                                       ДОКУМЕНТЫ   О   ПРАВАХ  ребёнка.     ( слайд 7)

                                                           

ОСНОВНОЙ ЗАКОН – КОНСТИТУЦИЯ. 

На  основе  Конституции   составляются  все  другие  законы,  постановления,  решения,  которые  регулируют  деятельность  и  взаимоотношения  граждан.

 (Слайд 9)     Раздел  о  ПРАВАХ   человека – один  из  важных   в  Конституции.  Статья 3   «Человек, его  права  и   свободы   являются   высшей   ценностью».                    

  - Если  мы  говорим  «ПРАВО»,  то  всегда  подразумеваем  «ОБЯЗАННОСТЬ»,  и  наоборот.  Мы – граждане  России и  у  нас  есть  обязательства  перед  Родиной,  перед  своим народом,  перед  другими  людьми,  перед  своими  родными  и   близкими.  А  ещё  мы  обязаны  знать  и  уважать  Государственные  символы – Герб,  Флаг  и  Гимн                                                                                           (Слайд  №  10)  

           Главная  обязанность – уважать  права  других.  Законы  государства  должны  защищать   человека,  его  права.

Лишь   появится  ребенок,  и  дышать  начнет  едва

У  него  уже  с  пеленок   веские  права!

 Он  имеет  право  жить, развиваться   и  дружить;

 Иметь  просторный,   добрый  дом,   видеть  тихий  мирный  сон.

 Врачей   помощь  получать,  обучаться,  отдыхать, 

 Быть  веселым   и  здоровым,  восхищаться  чем-то  новым

                       И  любить,  и  быть  любим.   Он  на  свете  не  один! 

10 декабря  1948г.  ООН   принимает   Общую  Декларацию  прав  человека,  а      20 ноября  1959г. – Декларацию  прав  ребёнка.                         (Слайд  №  10)

1989г. -   представители  правительств   прогрессивных  стран  мира подписали   Конвенцию   о   правах   ребенка.

Рассмотрим некоторые права детей.

Слайды 6-13

К ребёнку нельзя относиться небрежно,

А только с любовь, заботой и нежно.

Ребёнка нельзя как товар продавать,

И от учёбы его отрывать.

Терпимость и дружба –

Всеобщее братство,

Духовная близость –

Вот это богатство.

А наши родители и педагоги

Должны нас направить

На эти дороги.

 «Обсуждение   ситуаций».                                         (Слайд № 11)     

Инсценировка  ситуаций.                                         (Приложение  № 4)

 ЗАДАНИЕ

«ИНСЦЕНИРОВАНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ СИТУАЦИЙ»

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя. (Обсуждение действий сына)

Сценка № 1 "Насилие над личностью "

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть.

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Ванечка, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа.

- А теперь давайте рассмотрим с вами небольшую ситуацию из школьной жизни.

Сценка "Чужое письмо"

Нина: А ты не пойдешь на физкультуру?

Ира: Нет, я освобождена.

Все уходят, кроме Иры. Она садится и начинает рисовать.

Ира: Ой, терки нет. У кого же взять? У Нины посмотрю.

Ира роется в портфеле Нины. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Нина.

Нина: Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?

Ира: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

- На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение?

- А теперь рассмотрим другую ситуацию.

Сценка "Громкая музыка"

Тихим воскресным утром Степа пришел в гости к своему приятелю Коле.

Коля: Заходи! Мне папа подарил новый музыкальный диск, песни классные! Давай послушаем.

Саша: А давай лучше поставим колонки на подоконник и включим погромче - пусть все послушают!

Мальчики ставят магнитофон на подоконник и включают его погромче.

Коля: Ой, я совсем забыл, ведь папа мне еще и игру новую подарил. Пойдем в другую комнату, поиграем.

Ребята уходят, забыв выключить магнитофон.

(Обсуждение).

Ваше мнение: имеет ли право Коля включать так громко музыку, даже если он считает, что таким образом он проводит свой досуг?

- Сегодня мы с вами поговорили не только о правах, но и о некоторых обязанностях

 1.       Найти ошибки в поведении членов семьи.

 2.       Имеет ли право ребёнок от чего-то отказаться и получить то, что хочет?

 3.       Имела ли право Ира читать письмо Нины?

 4.       Согласны ли вы с тем, как мальчики организовали свой досуг?            Физкультминутка.       ИГРА   «Да»   или   «Нет».                  (Слайд 12)     

Если   ответ  «Да» -  хлопок  поднятыми   руками  над  головой;

если   ответ  «Нет» - топаем  

  1. Все  дети  имеют  право  на  любовь  и  заботу.
  2. Каждый  ребенок  имеет  право  есть  только  гамбургеры,  чипсы.
  3. Дети,  которые  уважают  родителей,  должны  пользоваться  особым  уважением  с  их  стороны.
  4. Все  дети  равны  в  своих  правах.
  5. Ни  один  ребенок  не  должен  быть  жертвой  насилия  или  войны.
  6. Особенная  забота – детям-инвалидам.
  7. Все  дети  имеют  право  на  полноценное  питание.
  8. Все  дети  имеют  право  на  отдых.
  9. Ни  один  ребенок  не  должен  мыть  посуду.
  10. Все  дети  имеют  право  на  образование.
  11. Ни  один  ребенок  не  должен  убирать  свою  комнату.
  12. Дети  имеют  право  свободно  выражать  свои  взгляды.
  13. Каждый  ребенок  имеет  право  отказаться  от  обеда.
  14. Все  дети  имеют  право  на  медицинскую  помощь.
  15. Дети  имеют  право  на  свободное  общение.
  16. Дети  имеют  право  на  информацию.
  17. Ни  один  ребенок  не  должен  быть  обижен  и  унижен.
  18. Каждый  ребенок  имеет  право  получать  завтрак  в  постель.
  19. Дети  имеют  право  на  свободу  совести,  мысли  и  религии.
  20. Дети,  которые  имеют  брата  или  сестру,  должны  получать  дополнительную  защиту  и  заботу.
  21. Дети  не  должны  работать  на  общешкольных  субботниках.

 Ребята я предлагаю поиграть в игру "Разрешается-запрещается"

Я буду говорить о каком-то праве а вы отвечать: "Разрешается или запрещается".

Петь, рисовать и танцевать

Уроки в школе посещать

Свои таланты развивать

Это разрешается.

Здесь ремень вокруг дитя,

Как лента извивается,

Бить, наказывать - всегда

Запрещается!

Вот ребенок груз несет,

Тащит, надрывается,

В детстве тяжкая работа

Запрещается!

Рисовать и петь, учится,

Если заболел - лечится.

Это разрешается.

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить -

Это разрешается.

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить -

Разрешается.

    Игра  «По   страницам   сказок»   ПРАВОВАЯ   ВИКТОРИНА.   

Дети  определяют  какие  права  героев  (Буратино,  Золушка,  Гадкий  Утёнок,  Царевна-Лягушка,  Дюймовочка,  Кай,  Сестрица  Алёнушка)  были  нарушены.

   ОТВЕТЫ  НА  СЛАЙДАХ.                                            (Слайды  № 14 – № 33)

- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с нашей викториной, хорошо поработали и помогали вам ваши верные помощники – герои прочитанных  вами  сказок.

7  задание.     ИГРА  «Права   и   обязанности».                        (Слайд № 35)         

 Работа  по  карточкам:   1- право;     2- обязанность.      (Приложение  № 5)

                     

        Игра «Права и обязанности»

Обозначь цифрами соответствующие названия: 1 –права, 2-обязанности

  • Беречь школьное имущество.
  • Принимать участие в конкурсах, соревнованиях.
  • Придерживаться правил дорожного движения.
  • Придерживаться правил личной гигиены.
  • Старательно учиться.
  • Пользоваться библиотеками, спортзалами, оборудованием школы.
  • Охранять природу, памятники культуры.
  • Заботиться о жизни и охране здоровья.
  • Придерживаться норм поведения.
  • Игры, развлечения, отдых.
  • Свободно выражать собственные взгляды.
  • Полноценно питаться.
  • Уважать старших.
  • Не быть жертвой насилия или войны.
  • Любовь и забота.
  • Свобода совести, мысли, религии.

                                                                            

VІ.  Итог   мероприятия.                                                    (Слайды  № 38,  39)  

 Я  уже  знал…        Я   теперь  знаю…         Мне  пригодится  в  будущем…

            Наше занятие  подходит  к  концу,  но  «Путешествие  в  Страну  прав  и  обязанностей» должно  продолжаться  для  того,  чтобы  вы  стали  настоящими  гражданами  и  патриотами  нашего  государства. 

           Настоящий патриотизм проявляется в умении быть                          нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и                                 добро. Патриотизм проявляется в способности быть верным и преданным             своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям,                               своей мечте. Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной                              любви к Отчизне, он молча хорошо делает своё дело, остаётся верным                      своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям.                                    Тем    самым  он  реально  помогает  не  только  своей  стране, но и самому себе.             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в страну прав и обязанностей"

Цель: создание условий для формирования у школьников правовой культуры...

Игра «В стране Прав и Обязанностей»

Цели и задачи: Закрепить знания детей о некоторых правах и обязанностях (право на жизнь и имя, право на игру, право на образование, право на медицинское обслуживание, право на любовь и заботу).Развива...

Открытое мероприятие "Путешествие в страну Прав и Обязанностей"

Цель:обобщение знаний детей по правовой культуре у всех участников образовательного процесса.Задачи: • Расширить знания детей о правах и обязанностях.• Закрепить знания детей о праве на...

Беседа "Путешествие в страну Прав и обязанностей"

Цель:обобщение знаний детей по правовой культуре у всех участников образовательного процесса.Задачи: • Расширить знания детей о правах и обязанностях.• Закрепить знания детей о праве на...

Сценарий викторины "Путешествие в страну прав и обязанностей"

Викторина "Путешествие в страну прав и обязанностей" развивает интерес к изучению правовых вопросов...

ПРАВОВОЙ КВЕСТ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ»

Цель: формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры обучающихся.Задачи:- вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, побуждать к познавательно-исследовательс...

"Путешествие в страну прав и обязанностей".

Цель данной беседы :знакомство воспитанниц с основными их правами и обязанностями....