Пришкольный зимний лагерь
учебно-методический материал (5 класс)
Работа в зимнем пришкольном лагере
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_meropriyatiy_dlya_zimnego_lagerya.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская разработка
«Зимний пришкольный лагерь для учащихся 1 - 4 классов»
Орехов И.В.
по физической культуре МБОУ «школа 15
Зеленодольского муниципального района РТ»
г. Зеленодольск
2023-09-05 г.
Спортивно - массовая и физкультурно - оздоровительная работа
в зимнем пришкольном лагере
Жизнь в зимнем пришкольном лагере, несмотря на сравнительно небольшой срок
(5 - 7 дней зимних каникул), требует серьезной подготовки. Основная задача лагеря – оздоровительная работа, что связано с пребыванием детей на свежем воздухе, организацией разнообразной работы по физическому воспитанию.
Несмотря на то, что дети в лагере распределяются по двум возрастным группам
(7 - 9, 10 - 11 лет), содержание работы по физическому воспитанию с ребятами во многом схоже. Ведь учащийся каждого возраста нацелен на выполнение контрольных нормативов. Его содержание (зимние нормы) и лежит в основе планируемой работы.
Помимо утренней зарядки, которую должен уметь выполнять ребенок, обязательной является сдача норм по лыжам. В число упражнений и норм комплекса входит и бег на простых коньках. Но если даже в городских школах есть условия для лыжных тренировок и катания на коньках, то зимний пионерский лагерь располагает для занятий этими видами спорта большими возможностями.
Руководитель физического воспитания и его помощники, чтобы решить главную задачу - обеспечить максимальное пребывание ребят на воздухе, должны позаботиться не только о наличии лыж, санок, но и об организации в лагере сушилок, чтобы во время обеда и дневного сна могла успеть просохнуть промокшая одежда. Хорошо, если ребята захватят из дома свои собственные лыжи и коньки. Однако детский инвентарь должен быть и в самом лагере.
Для игр и соревнований понадобятся также мячи, обручи, веревки, сетки, секундомеры, пластмассовые свистки, номера. Понятно, что жизнь в лагере будет значительно интереснее при наличии катка. Можно расчистить естественный водоем или залить просторную площадку. Организатору физкультурной работы важно заранее, ознакомиться с местностью, где будут проводиться прогулки и игры, наметить места для утренней гимнастики в помещениях и на улице. Хорошо, если в открытие лагеря будет устроено несколько зимних аттракционов, подготовлена площадка для подвижных и спортивных игр. Важно предусмотреть освещение территории лагеря в вечернее время. Оно должно быть ярким, особенно на катке и аллеях.
Физическая культура и режим дня. Существует распорядок дня. Его соблюдение само по себе уже является частью физического воспитания. Наряду с различными мероприятиями, которые планируются распорядком дня, предусмотрены ежедневное проведение зарядки, прогулка на воздухе после сна, соблюдение детьми правил личной и общественной гигиены.
Медсестра вместе с учителем физического воспитания и дежурным по лагерю следит за выполнением распорядка дня, регламентирует и контролирует пребывание детей на воздухе в зависимости от погоды. Медсестра дает разрешение на участие детей в спортивных состязаниях со значительной физической нагрузкой (лыжных гонках, экскурсиях, спортивных играх). Перед лыжными экскурсиями, медсестра проводит беседу с отдыхающими о предупреждении обморожений, оказании первой помощи, снабжении группы медикаментами. Медсестра лагеря присутствует также на соревнованиях, обеспечивая на месте, если нужно, медицинскую помощь.
Первые дни в лагере. Первые день-два обычно уходят на решение организационных вопросов. Наряду с лагерным активом в отрядах выбираются физорги, налаживается ежедневная зарядка, проводится вместе с учащимися разведка местности для организации лыжных прогулок, соревнований. Следует сразу устано0вить порядок заливки и расчистки катка. К этому наряду с дежурным звеном подключается и спортивный актив лагеря. Учитель физического воспитания присматривается к ребятам, создает спортивный актив, опираясь в своей работе в основном на старших учеников. Одну из комнат лагеря можно превратить в штаб зимней спортивной работы, наподобие клуба «Олимпия», организуемого обычно в летнем лагере. В эти дни распределяется зимний инвентарь (лыжи, коньки, санки) по отрядам, проходят обкатка горок, первые занятия новичков на катке, организуется запись в хоккейные и другие игровые команды. В последующие 7 дней, физкультурные мероприятия проводятся согласно плану лагерной работы, который вывешивается на видном месте.
День за днем. Лагерная смена, как уже говорилось, коротка. Поэтому каждый день обычно сопровождает какое-либо интересное физкультурное мероприятие. Зарядка не входит в счет. Она проводится во всех отрядах либо на воздухе, либо в.хорошо проветриваемых коридорах.
Большое оздоровительное значение имеют игры на площадках, пешие и лыжные прогулки с изучением особенностей зимнего леса, следов зверей и птиц. Очень полезно и интересно участие ребят в конкурсе снежных архитекторов, где могут быть проведены соревнования на лучшее сооружение из льда и снега. Ребята строят теремки, горки, лепят фигуры животных, изображают персонажей известных сказок. Затем в таком ледяном городке обычно устраивают веселые игры.
Спортивные мероприятия в зимнем пришкольном лагере:
1. Блицтурниры (или первенства между отрядами) на воздухе.
2. Соревнования саночников и слаломистов (на горках).
3. Лыжные экскурсии в лесопарк.
4. «Веселые старты» на льду или снеговой площадке.
5. Санные эстафеты, гонки с выбыванием для конькобежцев.
6. Игра на территории лагеря «По столицам Олимпийских игр».
7. Соревнования по спортивному ориентированию.
8. Розыгрыш шахматного первенства.
9. Розыгрыш шашечного первенства.
10. Спортивный праздник (спартакиада, олимпиада), включающий лыжные и конькобежные соревнования, комбинированную эстафету, карнавал на льду, зимнее троеборье.
11. Спорт на сцене (встреча с мастерами спорта, вручение призов и пр.).
Таким образом, жизнь зимнего лагеря, имея в своей основе оздоровительную направленность, может и должна быть наполнена мероприятиями чисто физкультурного и спортивного характера. Это является не украшением, а обязательными компонентами заранее составляемого плана. На обеспечение полезного и увлекательного отдыха школьников и направлены все усилия организаторов зимнего лагеря.
Соревнования в отрядах.
1-й день
1. Операция «Лыжный десант» (поход окрестностям лагеря и трассам лыжных гонок).
2. Катание на санках и коньках.
3. Хоккей с шайбой. Тренировка лагерной команды (тренер ДЮСШ).
4. Соревнования в отрядах по шахматам и шашкам.
2-й день
1. Осмотр дистанции лыжных гонок.
2. Спортивно - оздоровительный праздник «Олимпиада Деда Мороза» - 1-й день.
3. Шахматы, шашки. Продолжение соревнований в отрядах.
3-й день
1. Лыжные гонки. Тренировка в прохождении дистанции, соответствующей нормативу.
2. Спортивно - оздоровительный праздник «Олимпиада Деда Мороза» - 2-й день.
3. Хоккей с шайбой. Тренировка лагерной команды (тренер ДЮСШ).
4. Шахматы, шашки. Продолжение соревнований в отрядах.
4-й день
1. Выборы президента «Спортландии».
2. Спортивно - оздоровительный праздник «Олимпиада Деда Мороза» - 3-й день.
3. Хоккей с шайбой. Тренировка лагерной команды (тренер ДЮСШ).
4. Шахматы, шашки. Продолжение соревнований в отрядах.
5-й день
1. Лыжные гонки. Участвуют 1 - 3 отряды.
2. Физкультурно-оздоровительный праздник: «Спортландия».
3. Шахматы. Шашки. Участвуют победители личного первенства в отрядах.
6-й день
1. Лыжные гонки. Участвуют 4 - 6 отряды.
2. Спортивно - оздоровительный праздник «Зимние забавы».
3. Шахматы, шашки. Доигрывание партий на личное первенство лагеря.
7-й день
1. Праздник «Ледовые узоры».
2. Вечер «Прощай, лагерь!». Встреча с мастерами спорта города. Подведение итогов зимней лагерной смены, награждение ребят, активно участвовавших в спортивных мероприятиях, занявших призовые места в соревнованиях
Так же можно расписать соревнования в отрядах для зимнего пришкольного лагеря на 10 - 12 дней.
Приложение № 1
При составлении комплексов утренней гимнастики уделил внимание на разнообразие упражнений, методов и форм их выполнения. Упражнения ребята выполняли в шеренгах или колоннах, в движении. При этом не забывал использовать спортивный инвентарь. Все это позволило постоянно менять упражнения, не повторяться. Утренняя гимнастика выполняется поотрядно, со сменой упражнений каждый день.
Ниже предлагаю три варианта комплексов утренней гимнастики.
При благоприятных погодных условиях (безветрии и температуре не ниже - 10°) первые два варианта можно выполнять на улице, а третий в помещение и т. д.
I вариант (упражнения выполняют в шеренгах)
1. И. п. - о. с., руки вниз, взяться за руки; 1 - руки вверх; 2 - и. п. 10 - 14 раз.
2. И. п. - о. с., руки вверх, взяться за руки; 1 - руки вниз, левую вперед на носок,
2 - и. п. 3 - руки вниз, правую ногу вперед на носок, 4 - и. п. 8 - 10 раз.
3. И. п. - стойка ноги врозь, руки на плечи рядом стоящих. 1 - полунаклон вперед,
2 - и. п., 3 - полунаклон назад, 4 - и. п. 8 - 10 раз.
4. И. п. - о. с, руки вперед, взяться за руки. 1 - круглый полуприсед; 2 - и. п. 12 - 14 раз.
5. И. п. - стойка ноги врозь, руки на плечи рядом стоящих. 1 - наклон туловища вправо; 2 - и. п.; 3 - наклон туловища влево, 4 - и. п. 12 - 14 раз.
6. И. п. - выпад правой вперед, руки на плечи рядом стоящих. 1 - 3 - пружинящие покачивания; 4 - смена положения ног; 5 - 7 - пружинящие покачивания; 8 - и. п. 6 - 8 раз.
7. И. п. - о. с, обхватив руками за пояс рядом стоящих. По команде «Присесть!» направляющий в шеренге приседает и встает, следом за ним остальные по цепочке с интервалом 2 - 3 сек. делают то же самое, создавая волнообразное движение шеренги.
8 - 10 раз.
8. И. п. - о. с, руки вверх, взяться за руки; 1 - подняться на носки, держать 2 - 3 сек.;
2 - и. п. 4 - 6 раз.
9. Ходьба на ме6сте, соблюдая правильную осанку. 1 - 2 мин.
II вариант (упражнения выполняют в парах, девочки и мальчики отдельно)
1. И. п. - о. с., лицом друг к другу, руки в стороны - вниз, взяться за руки; 1 - 2 - руки через стороны вверх, встать на носки; 3 - 4 - и. п. 12 - 14 раз.
2. И. п. - стойка ноги врозь спиной друг к другу, руки в стороны, взяться за руки;
1 - поворот вправо; 2 - и. п.; 3 - поворот влево; 4 - и. п. 10 - 12 раз.
3. И. п. - стойка ноги врозь лицом друг к другу, руки на плечи партнера; 1 - 3 - пружинящие наклоны вперед; 4 - и. п. 8 - 10 раз.
4. И. п. - стойка ноги врозь лицом друг к другу на расстоянии шага, согнутые руки вперед, взяться за руки. Сгибание и разгибание в локтевых суставах (девочкам - без сопротивления, мальчикам - с сопротивлением). 20 раз.
5. И. п. - широкая стойка лицом друг к другу, руки вниз, взяться за руки; 1 - 2 - выпад вправо; 3 - 4 - и. п.; 5 - 8 - то же влево. 10 - 1 2 раз.
6. И. п. - о. с., спиной друг к другу, руки вверх, взяться за руки; 1 - выпад правой;
2 - и. п.; 3 - выпад левой ногой; 4 - и. п. 6 - 8 раз.
7. И. п. - стойка ноги врозь спиной друг к другу, соединить руки в локтях; 1-2 - присед; 3 - 4 - и. п. 10 - 12 раз.
8. И. п. - стойка ноги врозь спиной друг к другу, соединить руки в локтях; 1-2 - наклон, приподнять партнера на спину; 3 - 4 - и. п. 8 - 10 раз.
9. Медленный бег на носках и переход на ходьбу на месте. 3 мин.
III вариант - в помещении (упражнения с обручем выполняют в кругах по 4 - 6 человек)
1. И. п. - о. с., руки вниз, взяться за обруч; 1 - 2 - руки вверх, подняться на носки;
3 - 4 - и. п. 12 - 14 раз.
2. И. п. - о. с. спиной друг к другу, руки назад - вниз, взяться за обруч; 1 - 2 - руки вверх; 3 - 4 - и. п. 12 - 14 раз.
3. И. п. - стойка ноги врозь лицом друг к другу, руки с обручем вверх; 1 - 3 - наклоны вперед; 4 - и. п. 6 - 8 раз.
4. И. п. - о. с, спиной друг к другу, руки с обручем назад - вниз; 1 - 2 - выпад правой ногой; 3 - 4 - и. п.; 5 - 8 - то же левой ногой. 8 - 10 раз.
5. И. п. - о. с. спиной друг к другу, руки с обручем вверх; 1 - выпад правой, 2 - 3 -покачивания; 4 - и. п.; 5 - 8 - то же левой. 4 - 6 раз.
6. И. п. - стойка ноги врозь лицом друг к другу, руки с обручем вперед; 1 - присед;
2 - и. п. 8 - 10 раз.
7. И. п. - присед спиной друг к другу, руки с обручем назад - вниз. Прыжки по окружности в приседе вправо и влево.
8. Перестроение в колонну. Пролезание через 10 - 12 обручей, расставленных на дистанции.
Приложение № 2
Спортивно - оздоровительный праздник «Олимпиада Деда Мороза»
Олимпиада Деда Мороза - своего рода зимняя спартакиада - проводится в течение трех дней. Ее задача - привлечь как можно больше ребят к занятиям физической культурой, способствовать сдаче норм по зимним видам спорта. Создается штаб олимпиады.
Программа праздника составляется так, чтобы соревнования сочетались с зимними развлечениями. Символом олимпиады могут быть пять переплетенных колец. Хорошо, если ребята каждого отряда изготовят свою эмблему. Дед Мороз и Снегурочка в роли хозяев праздника сделают его живее и интереснее.
Для проведения праздника используется вся территория лагеря, включая стадион, снеговые площадки, хоккейная коробка. На улице устанавливается и украшается елка. Перед праздником можно провести конкурс ледяных скульптур, которые украсят аллеи, площадки.
Программа праздника
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ.
Построение участников. Рапорт Деду Морозу. Торжественный марш на лагерном снежном стадионе. Комбинированная эстафета, победитель которой поднимает флаг соревнований. Одновременно на снеговых площадках начинаются соревнования.
Зимний футбол. Играют по очереди команды мальчиков. Каждая пара (согласно жеребьевке) проводит один тайм - 15 мин. При ничейном результате все участники команды пробивают по одному пенальти в ворота соперника.
Пионербол в варежках. Играют по очереди команды девочек. В каждой по 8 человек. Все участницы соревнований в варежках, снимать которые в ходе игры не разрешается (штрафное очко). Играют через сетку двумя волейбольными мячами. Встреча состоит из одной партии и продолжается до 10 очков.
Бобслей на равнине. Соревнуются 2 - 3 команды.
Вариант 1 (одноместные сани). Напарник из отряда везет сани с лежащим, вдоль трассы из флажков, огибая их по одному. По возвращении к линии старта, пару сменяет другая из той же команды. Побеждает команда, преодолевшая трассу за меньшее время.
Вариант 2 (четырехместные сани). Двое саней связывают веревкой. На них размещаются четыре седока. Везут сани также четверо; двое спереди, двое сзади, Они преодолевают дистанцию до флажка и обратно. После этого игроки меняются ролями и, забег проводится еще раз. Побеждает команда, преодолевшая трассу за меньшее время.
Малый биатлон. Соревнования проводятся на снеговой площадке. В каждой команде 3 мальчика, все. на лыжах. По сигналу первые номера бегут на лыжах 30 или 50 м (в зависимости от размеров площадки) и метают по 5 снежков в мишени с расстояния 15 шагов. Закончив метание, участник обегает флажок, возвращается к старту и передает лыжные палки второму номеру. За каждый промах команде начисляется 5 сек. штрафных. Выигрывает команда, быстрее закончившая соревнование.
Городки на льду. Проводятся параллельно с соревнованиями на снеговых площадках. В них могут принять участие специально составленные команды и ребята, освободившиеся после намеченных программой игр и соревнований.
ВТОРОЙ ДЕНЬ.
Лыжи. Соревнуются сначала 1 - 3 отряды, а затем 4 - 6 отряды. Хорошо, если места старта и финиша находятся на просторной поляне и зрители видят, как проходит борьба на последнем, решающем отрезке. При большом количестве участников можно проложить две лыжные трассы.
Спуск с горы на лыжах. Участвуют по три лучших горнолыжника. Определяются мальчики и девочки - победители в своих возрастных группах (показавшие лучшее время).
Спуск с горы на санках. Участвуют весь отряд. Если горка пологая, то на трассе можно установить небольшие флажки, которые надо собрать при спуске. Выигрывают те, кто окажется более ловким и покажет лучшее время.
Шведская эстафета. Соревнуются две команды. Первый гонщик проходит на лыжах 2 км, на втором этапе протяженностью 1 км эстафету принимает по команде второй. Третий этап - 500 м - бегут девочки. Последние 500 м делятся на два этапа. Выигрывает команда, первым пришедшая к финишу.
ТРЕТИЙ ДЕНЬ.
Бег на коньках. Дистанции от 30 до 100 м. Старты проводятся сначала на самой короткой дистанции, затем на остальных. В забеге одновременно участвуют два скорохода.
Эстафета скороходов. Состоит из 5 этапов. Участвуют две команды. В 30 м перед линией старта ставят флажки. Этапы. 1. Бег на коньках до флажка (здесь и на последующих этапах обогнуть его) и возвращение за линию старта. 2. Продвижение вперед до флажка, сидя на санях и отталкиваясь лыжными палками. Обратно бег с санями. 3. Бег до флажка и обратно без коньков по льду. 4. Бег, толкая перед собой сани с партнером. 5. Взявшись за веревку длиной 4 м, все участники команды бегут к флажку и обратно. Выигрывает команда, первой финишировавшая в полном составе.
Турнир хоккеистов, соревнования проводятся между равными по возрасту командами. Встреча длится 15 мин. При ничейном результате участники выполняют булиты. Итог встречи определяется по забитым шайбам.
На заключительном этапе праздника все участники и зрители снова собираются вместе. Победителей отдельных видов соревнований Дед Мороз награждает призами. Затем чемпионы опускают флаг.
В заключение Дед Мороз и Снегурочка проводят фестиваль. В его программе - конкурс на лучшую песню, стихотворение, загадки на зимнюю тему, игры, танцы, аттракционы. Можно организовать викторину, которая поможет выявить лучших знатоков Олимпийских игр.
Приложение № 3
Спортивный праздник «Зимние забавы».
Он проходит без предварительной подготовки. Эмблема праздника - Дед Мороз, бегущий на одной лыже и одном коньке, в одной руке у него мешок с подарками, другой рукой он везет санки, на которых сидят заяц, лиса и медведь. Красочное оформление мест соревнований, музыкальное сопровождение, четкое следование программе, правильные построения, краткие, но содержательные выступления и приветствия - все это придает соревнованиям особую праздничность.
Парад юных спортсменов возглавляет судейская коллегия. Главный судья - учитель
физической культуры. Справа и слева на стадион выходят отряды и, строятся буквой П, главный судья сдает рапорт начальнику лагеря. Медленно поднимается флаг праздника. Звучит спортивный марш. Торжественным строем отряды направляются к местам соревнований. В празднике заняты все дети, однако каждый может участвовать лишь в одном виде состязаний.
Победителей определяют по группам отрядов: I - II, III - IV и V - VI.
Эстафетный бег на лыжах (длина каждого этапа 200 м). Участвуют по 5 мальчиков и 5 девочек от отряда. По сигналу стартуют девочки. Пройдя первый этап, они передают эстафету мальчикам, которые проходят второй этап, и т. д. Место команды определяется по приходу участников последнего этапа к финишу.
Биатлон. Участвуют по 2 мальчика и 2 девочки от отряда. Участник, пройдя половину дистанции (30 - 50 м) на лыжах, метает в мишень (консервная банка, лежащая на бруске высотой 1,5 м и привязанная к нему тесьмой) 3 снежка и возвращается назад по параллельной лыжне. За каждый промах дается 10 сек. штрафного времени. Место отряда определяется по сумме времени всех четырех участников.
Санный поезд. Соревнуются по 3 мальчика и 3 девочки от отряда. Отряды имеют по трое санок, соединенных поводками. Ребята преодолевают дистанцию 50 - 60 м, проложенную в форме петли. Половину дистанции девочки везут мальчиков, взявшись втроем за поводок передних санок, а другую половину - мальчики девочек. Побеждает команда, затратившая меньше времени на прохождение дистанции.
Спуск с горы на лыжах. Старт-финиш находится на вершине горы. От каждого отряда соревнуются 2 мальчика и 2 девочки. Задание: спуститься с горы, выполнить торможение любым особом у флажка, установленного в конце спуска. Объехать флажок и быстро вернуться на вершину - к финишу. Побеждает команда, затратившая меньше времени на выполнение задания.
Спуск с горы на санках на дальность. Участвуют 2 мальчика и 2 девочки от отряда. На санках разрешается сидеть или лежать. Можно разбегаться, но не далее линии старта. Скольжение происходит до полной остановки. На месте остановки санок судья ставит табличку с номером участника (по протоколу). По окончании спусков судья определяет места участников (самая дальняя табличка — 1-е место, следующая — 2-е место и т. д.). Побеждает команда с наименьшей суммой мест всех четырех участников.
Бег по глубокому снегу. Соревнуются равное количество ребят из всех отрядов. Дистанция бега 30 м. Результат каждого определяют, как в легкоатлетическом беге, а место отряда - по среднему результату всех участников.
Конкурс «Вот качусь я в санках». В него можно включить следующие соревнования:
Кто дальше! Участники с санками выстраиваются на горке в шеренгу перед линией старта. По сигналу судьи они садятся в санки и, оттолкнувшись ногами, катятся вниз до полной остановки санок. Побеждает тот, кому удалось проехать дальше всех.
Не сбей палку. Участники с санками строятся на вершине горы в колонну по одному перед линией старта. На склоне делается лабиринт из лыжных палок. Направляющий в колонне, сев на санки, спускается вниз по лабиринту, стараясь достичь финиша, не задев палок. За каждую сбитую палку дается 5 сек. штрафного времени. На финише судья по секундомеру засекает время, затраченное на выполнение задания. Как только направляющий пересек линию финиша, на старт выходит следующий участник. Прежде чем он сядет в санки, судья поднимает сбитые палки и ставит их на прежнее место. И так до тех пор, пока все участники не выполнят задание. Побеждает тот, кто затратит на него меньше времени.
Приложение № 4
Спортландия - это страна здоровья, спорта и веселья. А какая же страна без президента? Нелегкие испытания ожидали кандидатов в президенты, выдвинутых от каждого отряда. От них требовалось проявить организаторские способности, смекалку, наблюдательность. Конкурс проводили на 4-й день лагеря. Кандидаты предлагались только от старших отрядов. Младшие отряды хотя и не выставляли своих кандидатов в президенты, но принимали активное участие в выборах. Очередность выступлений кандидатов в президенты в 1,3 и 4-м турах определялась жребием, а задания 2-го тура все выполняли одновременно. Ниже предлагаем содержание конкурса «Выборы президента Спортландии»:
1-й тур. Рассказать о себе и выдвинуть «предвыборную платформу», содержащую предложения по совершенствованию спортивной жизни зимнего лагеря.
2-й тур. За 1 мин. запомнить как можно больше из 10 - 12 лежащих на столе небольших предметов, а затем рассказать о них.
3-й тур. Организовать игру, песню, танец или спортивное мероприятие среди отрядных вожатых.
4-й тур. Взять интервью у любого человека, находящегося в зале. Оценивается лаконичность и логическая последовательность вопросов, задаваемых с целью получения необходимой информации.
Оценку кандидатам в президенты по итогам конкурса дают сами ребята. Выборы осуществляются путем тайного голосования. Президентом становится кандидат, набравший наибольшее количество голосов.
Победителей каждого мероприятия ждал большой пирог.
Физкультурно-массовые мероприятия по программе «Спортландия»
Конкурс «Снежные лабиринты». На удаленных друг от друга площадках 60х30 м каждый отряд заранее протаптывает в снегу дорожки лабиринта, делая как можно больше сложных ходов и только один путь, указывающий дорогу к выходу. В конкурсе могут участвовать команды отрядов в количестве до 20 человек.
Игра состоит из двух периодов. В первом периоде команды пробегают лабиринты соперников. Время старта первого и финиша последнего участника команды фиксируется. Бывает так, что команда бежит по ложному пути и попадает в тупик. В этом случае ребята возвращаются назад строго по тропинкам лабиринта и продолжают поиски нужного направления. Судьи, стоя по краям площадки, внимательно следят за соблюдением правил игры. После первого периода отдых 5 - 10 мин. Во втором периоде команды пробегают свои лабиринты, а судьи снова следят за соблюдением правил и подсчитывают время прохождения лабиринта каждой командой. Побеждает отряд, затративший меньше времени на преодоление обоих лабиринтов.
Познавательный турнир «Знаете ли вы спорт!». Накануне состязаний жеребьевка определяет каждому отряду свой вид спорта. Ребята должны выполнить домашнюю заготовку, сделать эмблему, символизирующую выпавший отряду вид спорта, показать один из элементов техники придумать ролик рекламы этого вида спорта, сочинить и спеть о нем песню.
Вопросы каждой команде должны быть идентичные и не слишком сложные. Например: назвать экипировку того или иного спортсмена; перечислить основные спортивные события минувшей недели и т. п. Старшие и младшие отряды состязаются отдельно
Комическая эстафета.
Играют 3 команды по 12 человек - 6 мальчиков и 6 девочек от отряда. Конкурсы оценивают так: 1-е место - 3 очка, 2-е - 2 очка, 3-е - 1 очко. Выигрывает команда, набравшая в сумме наибольшее количество очков.
1-й конкурс - «Попади в бутылку». Участвуют по 6 мальчиков от каждой команды. Они строятся в колонны перед линией старта. К поясу каждого участника сзади привязывают карандаш, который висит на высоте 30 см от пола. В 20 м от линии старта против каждой колонны ставят пустую бутылку. Задача участника - добежать до бутылки, попасть карандашом в узкое горлышко, после чего вернуться назад и касанием рукой передать эстафету товарищу. Команда, первой выполнившая задание, получает 3 очка, второй - 2 очка и третьей - 1 очко.
2-й конкурс - «Шар в ворота». Участвуют команды в полном составе. Задание: с дистанции 2,5 - 3,5 м ударом ноги попасть воздушным шаром в створ хоккейных ворот. Команда, забившая больше шаров, получает 3 очка. И т. д.
3-й конкурс - «Слалом». Команды в полном составе строятся в колонны по одному перед линией старта. Перед каждой командой в 10 м от линии старта на расстоянии
0,5 - 1,5 м ставят 10 кеглей. Задание участникам; с завязанными глазами обойти змейкой все кегли, не уронив их. За каждую сбитую кеглю дается штраф 3 сек. Команда, затратившая на выполнение задания наименьшее количество времени (с учетом штрафных секунд), получает 3 очка. И т. д.
4-й конкурс - «Толкни дальше». Команды в полном составе строятся в колонны по одному перед линией старта. У направляющих в колоннах в руках воздушный шар. Они делают первый бросок мяча как можно дальше перед собой, после чего уходят в конец колонны. Следующие участники выполняют аналогичный бросок, но уже от места падения мяча. И т. д. Команда, преодолевшая в сумме наибольшее расстояние, получает 3 очка. И т. д.
Веселые игры
(сочетание элементов «веселых стартов» и народных игр).
Участвуют команды по 12 человек - 6 мальчиков и 6 девочек от отряда. Каждая из игр проводится 3 раза. Команда, победившая 2 раза, записывает в свой актив 1 очко. В итоге победителем считается команда, набравшая наибольшее количество очков по сумме всех игр.
1-я игра - разминка. Команды встают в колонны по одному, в руках у направляющих набивной мяч. Задание: по команде судьи передать мяч из рук в руки заранее обусловленным способом (справа, слева, над головой) через всю колонну. Получив мяч, замыкающий бежит в начало колонны, и передачи мяча повторяются. Выигрывает команда, первой закончившая передачи.
2-я игра - «Сбей кегли». Первая команда в полном составе строится в шеренгу перед линией броска. На расстоянии 15 м параллельно линии броска ставят в одну линию 15 кеглей с интервалом 1,5 см. Каждому участнику дается малый резиновый мяч. Он должен бросить его так, чтобы сбить одну из кеглей. Судья подсчитывает общее число сбитых кеглей, ставит кегли на место, после чего на старт выходит следующая команда. «Отстрелявшиеся» ребята передают ей резиновые мячи, и игроки второй команды выполняют аналогичное задание. И т. д. Побеждает команда, сбившая больше кеглей.
3-я игра - «Попади мячом». Для игры используют разметку волейбольной площадки спортивного зала. Две команды, по 6 человек в каждой, располагаются на противоположных сторонах площадки, между задней линией и линией, делящей каждую половину волейбольной площадки пополам. Выход за пределы своего поля наказывается 1 штрафным очком, за исключением выхода за мячом. Для игры используют малый резиновый мяч. Право на первый бросок определяют жребием. Играющие попеременно бросают мяч, стараясь осалить кого-либо из команды соперников, а те — увернуться от мяча. Судья подсчитывает количество попаданий у каждой команды. За каждое попадание дается 1 очко. Игра продолжается 5 - 10 мин. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
4-я игра - «Передай мяч». Две команды по 6 человек строятся друг против друга вдоль лицевой линии баскетбольной площадки, по разные ее стороны. Капитаны команд стоят в середине круга штрафных бросков. У каждого в руках мяч. По команде судьи капитаны бросают баскетбольный мяч первому участнику своей команды, который должен возвратить его капитану, и т. д. Как только капитан поймает мяч от последнего игрока, вся команда быстро образует круг по линии штрафного броска. Передачи мяча возобновляются, но на этот раз с отскоком от пола. Побеждает команда, первой закончившая передачи.
Приложение № 5
Праздник «Русская удаль».
На снежной площадке бойко шла торговля сувенирами, блинами, чаем. Вместо денег были разноцветные картонные кружки, квадратики, треугольники. Обладатели треугольников могли покататься на санях, да еще в упряжке с лошадью. Для того чтобы заработать «деньги», нужно было принять участие в различных конкурсах. Вот некоторые из них.
«Попади снежком». С расстояния 5 - 7 м попасть снежком в круг диаметром 10 см, нарисованный на фанерном листе. Дается 5 попыток.
«Перетяни канат». Две равные по числу команды берутся за канат и стараются перетянуть участников за среднюю линию. Продолжительность конкурса 1,5 мин.
«Набрось кольцо». Съехать на санках с горки и по пути успеть набросить кольцо диаметром 10 см на штырь высотой 20 см, воткнутый в снег на расстоянии 1 м от трассы.
«Затяни в круг». На утрамбованном снегу обозначается круг диаметром 2 м. Соперники садятся лицом друг к другу в санки, связанные 4-метровой веревкой. Задание: упираясь ногами в снег, затянуть соперника в круг.
«Возьми флаг». В конкурсе одновременно участвуют 2 - 3 человека. Задание: по утрамбованному снегу пробежать 20 м до горки, взобраться на вершину и первым взять флаг.
Многим ребятам запомнились эти веселые и интересные зимние каникулы. Прощаясь, они говорили: «До новых встреч».
Приложение № 6
Спортивный праздник «Ледовые узоры».
Соревнования проходят на катке. Программа составлена так, чтобы в стартах участвовали девочки и мальчики, те, кто хорошо катается на коньках и не очень. Игры, конкурсы могут быть разными по интенсивности и продолжительности.
Наиболее благоприятная погода для проведения соревнований - мороз до - 10е без ветра. Дети не должны стоять на холоде, а активно участвовать в играх. Одежда участников теплая и вместе с тем удобная, не сковывающая движений. Лучше всего куртка, надетая поверх теплого свитера, спортивные брюки, шерстяная шапочка, закрывающая уши, шерстяные носки.
При подготовке к соревнованиям необходимо подумать об оформлении катка. Оно должно быть оригинальным, красочным, создающим праздничное настроение. Снег - прекрасный декоративный материал, из которого можно вылепить крепости, сказочные фигуры. А если развесить на столбах старые волейбольные сетки и облить их из брандспойта водой, то получатся оригинальные ледяные кружева.
Каток следует радиофицировать, расчистить специальное место для болельщиков, организовать чай из самовара. Надо позаботиться и о разметке катка. Для этого в горячей воде разводят чернила, синьку или анилиновый краситель (обычно синий, оранжевый или бордо), затем воду охлаждают. Вдоль шнура, натянутого на площадке, на лед большой кистью наносят краску. Получается цветная линия. Сверху ее заливают из лейки или кружки тонким слоем воды. Когда вода замерзает, разметка остается под тонкой, но прочной коркой льда.
В программу спортивно-художественной части праздника включают танцы на льду, показательные выступления юных фигуристов. В качестве домашнего задания можно подготовить инсценировку, интермедию, небольшую сценку на коньках, в которой ребята в масках и карнавальных костюмах исполнят различные шуточные номера.
Например, сюжетная сказка «Мишка и книжка». Один из конькобежцев изображает фигуриста-неумейку. Неуклюжий медвежонок то падает, то едет на коньках, нелепо размахивая руками. Заметив на столе книжку «Юный фигурист» (увеличенный макет), садится на стул и читает ее. Перелистав всю, встает и начинает кататься все лучше и лучше.
Перечень и содержание игрового материала:
1. Обязательная программа - скольжение в различных исходных положениях.
2. «Нанайские гонки» - парная эстафета с продвижением спиной и лицом вперед.
3. «Навстречу гимнастическому обручу» - бег с преодолением препятствий.
4. «Спринтеры» - бег на скорость.
5. «Эстафета на санках» - эстафета с транспортировкой игрока на санках.
6. «Хоккейный слалом» - эстафета с ведением шайбы.
7. «Курьерский поезд» - эстафета с групповым бегом и скольжением на коньках.
8. «Верхом на клюшке» - эстафета с транспортировкой игрока на хоккейной клюшке.
9. Комбинированная эстафета.
1. Обязательная программа. Конкурс проводится отдельно для девочек и для мальчиков. Задание предусматривает выполнение нескольких фигур, которые оцениваются по 5-балльнойсистеме открытым судейством:
«Аист». Стоя на одном коньке, продвигаться вперед, перенося массу тела с наружного ребра конька на внутреннее и наоборот.
«Ласточка». Пробежав на коньках 5 м, принять положение «ласточка» (свободную ногу вытянуть назад - вверх, руки в стороны).
«Пистолет». Пробежав на коньках 5 м, принять положение «пистолет» (присесть на одной ноге, другую вытянуть вперед, руки вперед).
«Раки». Пробежав на коньках 5 м, повернуться на 180° и двигаться спиной вперед, не отталкиваясь ногами.
2. «Нанайские гонки». Участвуют старшие ребята. Каждая команда строится парами перед линией старта-финиша. По сигналу пары поочередно начинают бег до поворотной стойки (расстояние до нее 20 м) и назад. В паре один скользит спиной вперед, второй
его за пояс и подталкивает. У поворотной стойки участники меняются ролями. Как только первая пара пересекла линию старта-финиша, стартует вторая. Выигрывает команда, быстрее закончившая эстафету.
3. «Навстречу гимнастическому обручу». Участники строятся парами, как для встречной эстафеты: в одном конце площадки мальчики, в другом - девочки. Расстояние между встречными колоннами 20 - 25 м. У направляющих в колонне девочек в руках вертикально гимнастический обруч. По сигналу ведущего они выбегают вперед. Навстречу им, взявшись за руки, устремляется первая пара мальчиков. Когда обе пары встретятся, мальчики, не расцепляя рук, пролезают поочередно в обруч. Затем обе пары
продолжают движение вперед. Девочки передают обруч очередной паре мальчиков, которые также начинают продвижение вперед с обручем. Участники, выполнившие задание, становятся в конец колонны. Через некоторое время эти пары вновь окажутся первыми, но теперь участники поменяются ролями: те, кто раньше был с гимнастическим обручем, будут пролезать через него. Эстафета заканчивается, когда каждая пара, выполнив по две перебежки (с обручем и без него), окажется на первоначальном месте. Выигрывает команда, быстрее выполнившая задание.
4, «Спринтеры». Участники делятся на команд по 10 человек в каждой и строятся в колонны по одному перед линией старта-финиша. На дистанции 25 м от линии старта перед каждой колонной расставлено в ряд 10 кеглей. По сигналу направляющие в колоннах устремляются вперед, берут одну кеглю (ближнюю к старту), возвращаются с ней к своей колонне и становятся в конец. Как только направляющий пересек линию старта-финиша, стартует очередной участник. Он выполняет аналогичное задание и т. д. Выигрывает команда, первой собравшая все 10 кеглей.
5. «Эстафета на санках». Участники делятся на равные по числу мальчиков и девочек команды и строятся, как для встречной эстафеты: с одной стороны площадки девочки, с другой - мальчики. У направляющего в колонне мальчиков санки. По сигналу он устремляется с ними вперед обегает колонну девочек своей команды, сажа! на санки направляющую в колонне девочек, везет ее к своей колонне, высаживает за линией старта финиша и передает санки очередному в колонне мальчику, который выполняет то же задание. Направляющий вместе с перевезенной им девочкой встает в конец колонны мальчиков. Выигрывает команда, в которой мальчики быстрее перевезли на санках девочек.
6. «Хоккейный слалом». Участвуют мальчики. Они строятся перед линией старта в колонну по одному. У направляющих клюшка и шайба. Перед каждой командой с интервалом 3—4 м установлено 5 стоек. По сигналу первые номера ведут шайбу вперед, зигзагообразно обводят стойки и таким же образом возвращаются назад, передают клюшки и шайбы следующим игрокам, а сами становятся в конец своих колонн. Побеждает команда, первой выполнившая задание.
7. «Курьерский поезд». Игру проводят отдельно для мальчиков и девочек. Участники делятся на равные по числу команды и строятся в колонны по одному перед линией старта. Расстояние между колоннами 8 - 10 м. Замыкающими в колоннах должны быть самые сильные и умелые конькобежцы. В 12 м от линии старта перед каждой колонной установлена поворотная стойка. По сигналу направляющий в каждой колонне бежит до поворотной стойки, возвращается назад к своей колонне и обегает ее. Перед стартовой линией к нему присоединяется, положив ему руки на пояс, очередной игрок, и теперь они вместе двигаются к поворотной стойке и обратно. Отталкиваться ногами имеет право только второй, первый лишь скользит. Когда оба игрока вернутся назад и объедут свою команду, к ним присоединяется третий и т. д. Выигрывает команда, чей поезд придет быстрее. Во время движения игроки («вагоны поезда») не должны расцепляться.
8. «Верхом на клюшке». Участвуют мальчики. Они делятся на равные по числу старших и младших игроков команды и строятся как для встречной эстафеты, на расстоянии 18 - 20 м: с одной стороны площадки младшие ребята, с другой - старшие. У направляющего в колонне старших в руках клюшка. Он бежит вперед, огибает колонну младших ребят и у стартовой линии усаживает верхом на клюшку направляющего этой колонны. Сидящий верхом на клюшке младший игрок должен лишь слегка опираться ногами о лед. Старший везет его к своей колонне. За линией старта оба слезают клюшки, передают ее очередному игроку, а сами встают в конец колонны. Очередной игрок выполняет аналогичное задание. Игра длится до тех пор, пока старшие ребята не перевезут всех младших в свою колонну. Выигрывает команда, сделавшая это первой.
9. Комбинированная эстафета. Участники делятся на две команды с равным количеством мальчиков и девочек и строятся перед линией старта парами (мальчик - девочка). Если задание индивидуальное, его выполняет сначала девочка, затем мальчик. Перед каждой командой на расстоянии 15 м установлена поворотная стойка. Участники должны добежать до стойки, вернуться к своей команде, дотронуться рукой до очередного игрока и встать в конец колонны. Впереди колонны стоят младшие, в конце - старшие.
Эстафета состоит из следующих этапов:
1-й - бег вдвоем, взявшись за руки крест-накрест;
2-й - бег «на трех ногах» (правая нога мальчика и левая девочки связаны выше колена); 3-й - мальчик везет девочку на санках;
4-й - бег вдвоем «нанайские гонки» (девочка скользит спиной вперед, а мальчик направляет ее движение, поддерживая за пояс);
5-й - мальчик везет девочку верхом на клюшке;
6-й - бег спиной вперед;
7-й - мальчик везет девочку, которая находится в глубоком приседе;
8-й - бег вдвоем, девочка впереди, мальчик сзади, поддерживая девочку за пояс.
После заключительной комбинированной эстафеты происходит чаепитие. В это время жюри подсчитывает результаты соревнований.
Звучат фанфары. Председатель жюри оглашает итоги встречи. Команда-победительница награждается ценными призами и тортом. Звучит музыка. Участники соревнований совершают круг почета по катку. Ведущий прощается с участниками и гостями праздника.
Приложение № 7
Военно-спортивная игра «Снежная крепость».
Каждый из двух старших отрядов строит на территории лагеря снежную крепость следующих размеров: длина стен 20 м, высота 1,5 м, толщина 0,7 м, количество смотровых окон - до 10. Расстояние между крепостями 10 - 15 м. Флаг находится внутри крепости.
Правила игры следующие. По условному сигналу отряды начинают боевые действия. Лыжный десант из 10 человек совместно с 2 санитарами, которых везут на санках, преодолевает по территории лагеря дистанцию протяженностью около 800 м. Через 400 м после старта первый рубеж - минное поле (в снегу закопано 5 «мин» - разноцветных пластмассовых кеглей). Саперы-лыжники начинают освобождать путь лишь после прохождения последним участником команды контрольной линии этапа (за 30 м до минного поля). В качестве щупа - лыжные палки. Если сапер наступил лыжей на мину — он ранен. Санитары тут же накладывают ему на руку повязку.
Как только последний участник достиг контрольной отметки (за 20 м до второго рубежа), командующий игрой дает сигнал: «Стрельбу разрешаю». Сняв лыжи, отряд бегом преодолевает расстояние 30 м, после чего начинает (метание снежков по воздушным шарам с дистанции 7 - 10 м. Количество шаров - от 5 до 10, развешены они на разном расстоянии от земли. Число снежков не ограничено. Команда, первой закончившая стрельбу, т. е. сбившая все шары, занимает место в своей крепости. Так же поступает и вторая команда.
Командующий игрой подсчитывает время, затраченное каждой командой на прохождение двух рубежей, и объявляет победителя. После этого следует сигнал «Атака», возвещающий о начале военных действий. Каждая команда делится на две части: 5 человек защищают крепость, а 5 других стремятся завоевать крепость «противника» и захватить флаг. Защитники крепости отбиваются с помощью снежков. Посредники стараются заметить ребят, в которых попали снежком, и повязать им на рукав ленточку. При повторном попадании эти ребята выбывают из игры. Выигрывает команда, первой завоевавшая снежную крепость «противника» и захватившая его флаг.
Приложение № 8
Зимняя туристская полоса препятствий (на лыжах).
Юные туристы пробегают дистанцию 1 км, по пути выполняя различные задания и преодолевая искусственные и естественные препятствия, например: укладка рюкзака на снегу; переступание через деревья; переход через дорогу по сучьям; перелезание через забор из жердей; спуск со склона, торможение в определенном месте, поворот на 90° и продолжение движения; «ремонт» лыж (снять дужки креплений и вновь их надеть); определение азимута на указанный ориентир; подъем в гору елочкой и лесенкой и др. Место участников определяют по лучшему результату, место отряда - по сумме времени всех участников.
Если на улице сильный мороз, вьюга, можно провести в зимнем лагере устный спортивный журнал, что даст возможность каждому члену коллектива поделиться с товарищами своими знаниями в области физической культуры, познакомить ребят с новостями спортивной жизни страны. Устный журнал выпускает инициативный комитет, объединяющий любителей спорта из всех отрядов. Темы и жанры страничек устного журнала придумывают сами ребята. Они могут быть, например, такими: «Если хочешь быть здоров», «Юморина», «Так поступают советские спортсмены», «В мире мудрых мыслей», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Удивительное рядом» и т. п. Продолжительность «чтения» странички не должна превышать 10 мин. Между страничками можно делать музыкальные заставки.
«Веселые старты» в спортивном зале.
Дружина делится на две равные по силам команды. Команды размещаются по правую и левую стороны от сцены. На видном месте табло, ведущего выполняет взрослый.
В программе «Веселых стартов» - комбинированная эстафета. Она состоит из следующих этапов: I - бег вдвоем, взявшись за руки (мальчик и девочка); 11 - бег вдвоем в одном обруче мальчик и девочка); III - бег вдвоем с вращением скакалки (мальчик и девочка); IV - бег с вращением гимнастического обруча (сначала девочка, затем мальчик); V- ходьба на ходулях сначала девочка, затем мальчик); VI - бег в ластах (сначала девочка, потом мальчик); VII - ведение баскетбольного мяча (мальчик и девочка); VIII - бег вдвоем со связанными (правая с левой) ногами (две девочки);
IX - бег вдвоем спина к спине, взявшись под руки (два мальчика); X - бег с подбиванием воздушного шара (сначала девочка, затем мальчик).
Несмотря на то, что зимняя лагерная смена продолжается всего 5 - 7 дней, не следует отказываться от отрядных физкультурных часов. Какие же виды физических упражнений можно в них включать? Прежде всего это лыжные прогулки, во время которых ребята осваивают основы горнолыжной техники (подъемы, спуски, повороты, торможения, остановки); катание на санках (санные упряжки, спуски на санках со склона); катание на коньках; игра в футбол на снегу. В отрядные физкультурные часы включают также подвижные игры, эстафеты, конкурсы. Для ребят, у которых нет необходимого инвентаря, можно организовать кросс, конкурс лепки фигур из снега, метание снежков в цель и на дальность.
На вечере «Прощай, лагерь!» учитель по физической культуре подводит итоги зимней лагерной смены, награждает ребят, активно участвовавших в спортивных мероприятиях, занявших призовые места в соревнованиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
зимний пришкольный оздоровительный лагерь
О работе зимнего пришкольного оздоровительного лагеря...
Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей на базе МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт. Восточный "Маленькая страна"
Пришкольный оздоровительный лагерьс дневным пребыванием"Маленькая страна" АКТУАЛЬНОСТЬ Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность,отличная...
Пришкольный оздоровительный лагерь
Материал содержит комплексную программу и планирование в пришкольном лагере на 18 дней и на 5 дней, а также должностные инструкции работников пришкольного лагеря....
программа деятельности пришкольного оздоровительного лагеря
Программа «Город Радуги» предлагает комплекс мероприятий, который включает всех детей в различные виды деятельности, направленной на творческое развитие детей, на развитие сотрудничества и взаимопоним...
Программа для детского пришкольного оздоровительного лагеря Туристско-краеведческого направления
...
Пришкольный летний лагерь
Пришкольный летний лагерь...
Программа пришкольного оздоровительного лагеря
Программа работы пришкольного оздоровительного лагеря...