Жизнь - это труд
план-конспект занятия (9 класс)
Предварительный просмотр:
Жизнь – это труд
Цель: Показать учащимся исключительную значимость труда в жизни человека;
Способствовать профессиональной ориентации подростков.
Задачи:
- Расширить знания подростков о значении труда в жизни человека, о профессиях;
- Воспитывать ценностное отношение к жизни, ответственность, трудолюбие;
- Корректировать речевую активность, внимание, память,
Оборудование:
-Стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»;
- Предметные картинки;
- Притча «Чей труд легче?»;
- Словарь русского языка С.И. Ожегова;
- Карточки-задания;
- Чистые листочки, цветные карандаши.
Тип занятие: Беседа с элементами игры.
Ход занятия:
- Добрый вечер, ребята! Я очень рада вас видеть на нашем занятии, надеюсь, мы с вами сегодня хорошо потрудимся.
1. Стихотворение:
-Послушайте внимательно стихотворение русского поэта Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
- О чем это стихотворение? (ответы детей)
- Какие слова вам запомнились больше всего? (ответы детей)
- О чем заставляет задуматься это стихотворение? (ответы детей)
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?
-Да, правильно. Тема сегодняшнего занятия «Жизнь – это труд».
- Как вы думаете, что труд даёт человеку? (ответы детей)
- Кто из вас любит трудиться? (ответы детей)
2. Игра «Назови тех, кто это сделал»: (демонстрация вещей)
-Мы каждый день одеваемся, едим, читаем книги, газеты и даже не
задумываемся, каким трудом получается та или иная вещь. Давайте поиграем в игру, я буду показывать предмет, а вы опишите, кто и как сделал эту вещь.
- Хлеб (тракторист, хлебороб, мукомол, пекарь)
- Книга (писатель, рукопись, редактор, издательство, типография)
- Платье (модельер, закройщик, портной)
-Молодцы, хорошо справились с заданием.
3. Притча «Чей труд легче?»
-Ребята, а сейчас давайте послушаем притчу «Чей труд легче?»
Показалось однажды венику, что у совка более легкая работа. Ну что в ней такого: лежи, да жди, пока в тебя сор наметут!
А совок сам давно уже мысль затаил, что его доля тяжелее. То ли дело у веника: знай, мети себе в удовольствие!
И решили они однажды своими работами поменяться.
Веник назвался совком.
Совок назвал себя - веником.
И что тут началось!..
Совок стал по полу скрести, да углы не забывать. А веник - мусор, что на него сыпали - в ведро относить.
Пришли хозяева и ужаснулись. Весь пол исцарапан, обои ободраны, всюду сор, а в центре комнаты - совок и веник без сил лежат.
Беседа по вопросам:
- О чем это притча? (ответы детей)
- О чем заставляет задуматься эта притча? (ответы детей)
- Какой главный смысл спрятан в притче? (каждый должен работать на своем месте)
4. Конкурс «Аукцион профессий»:
-Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов (показ иллюстраций):
Кисти, краски, мольберт, палитра. (художник)
Молоток, гвозди, рубанок. (столяр)
Овощи, кастрюля, плита. (повар)
Расчёска, ножницы. (парикмахер)
Письма, газеты, телеграммы, сумка. (почтальон)
Ножницы, игла, сантиметровая лента, нитки, ткань. (швея)
Кирпич, мастерок, раствор. (строитель)
5. Мини-лекция «Что труд дает человеку?»:
-Ребята, что труд дает человеку? (каждый читает со слайда)
-Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благородное отношение к труду.
-Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие.
-Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны, которые ничему не научились.
6. Игра «Окончание пословицы»:
-В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки.
- Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Назовите.
-Сейчас мы это проверим. У каждого из вас на столе лежат карточки, вам нужно соединить их и прочить получившиеся пословицы.
Терпенье и труд все перетрут.
Под лежачий камень и вода не течет.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Горька работа, да сладок хлеб.
Не везде сила: где уменье, а где и терпенье.
Не сиди сложа руки - не будет и скуки.
Не спеши языком - спеши делом.
Любишь кататься - люби и саночки возить.
Делу время, потехе час.
Всякое дело человеком ставится и человеком славится.
-Молодцы!
7. Физминутка
-Сейчас я вам предлагаю отдохнуть.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше – выше потянулись.
Ну – ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
8. Слова воспитателя:
- Ребята, вы прекрасно знаете, что каждый человек от мала до велика должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой на Земле. А, чтобы стать хорошим специалистом, человек должен многое знать и уметь. Совсем скоро ваши школьные годы закончатся, вы повзрослеете, и перед вами встанет серьёзный вопрос «Кем быть?». Вы сейчас много мечтаете, а мы, взрослые, должны помочь вам выбрать профессию на всю жизнь и не ошибиться в выборе.
- Ребята, а что такое «ПРОФЕССИЯ»? Что вы знаете об этом слове? (Ответы детей).
- В словаре русского языка С.И. Ожегова дано такое толкование ( со слайда читает ученик)
«ПРОФЕССИЯ – основной род занятий, трудовой деятельности».
- Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки? (нет).
-Правильно, сначала надо учиться, приложив много стараний и труда.
- Кем вы хотите стать?
- Кто вам посоветовал выбрать эту специальность?
- Какие профессии, по-вашему, самые нужные в обществе?
- А есть ли ненужные профессии?
- Какие профессии самые модные на сегодняшний день?
9. Игра «Третий лишний».
Из трёх слов найди лишнее и объясните почему вы так решили.
1. Программист, учитель, компьютер.
2. Учитель, медсестра, шприц.
3. Каменщик, режиссёр, кинофильм.
10. Задание на листочках:
Сейчас каждый получит карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.
«Закончите предложения»:
1. Люди работают ради____________________________________
2. Настоящий труд – это____________________________________
3. При выборе профессии нужно учитывать___________________
4. В любом профессиональном труде самое важное____________
5. Счастье – это_________________________________
-Записали, теперь зачитайте.
11. Завершение занятия.
На земле много очень профессий:
О профессии каждый мечтал
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь-это труд.
ГК СОУ СКОШИ VIII вида г.Ковроваклассный час для учащихся 8-9 классовЖизнь- это труд....
Исследовательская работа Вся жизнь упорный труд к презентации детство опаленное войной
Предлагаю исследовательскую работу о Заслуженном учителе РСФСР Трубниковой О.Г....
Доклад на тему: «Подготовка учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида к самостоятельной жизни и труду через занятия по программе «Родник творчества».
“С любимым делом жизнь в сто крат милее,Лишь надо приложить к нему терпениеИ мастерство становиться смелее,Когда приходит к сердцу вдохновение.Любовь к искусству вечное горение,Художнику как сладостно...
Жизнь и труды Пифагора
Жизнь и труды Пифагора...
Классный час "Жизнь - это труд"
Классный час для 10 класса. Доказать учащимся значимость труда в жизни человека, способствовать профессиональной ориентации подростков....
Выступление на педагогическом совете «Подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду».
Выступление на педагогическом совете "Подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду"...