ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬ»
рабочая программа
Программа формирует основы правовой культуры учащихся-будущих избирателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_izbiratel.docx | 70.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №54 имени
Героя Советского Союза Николая Алексеевича Бредихина»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬ»
Стартовый уровень
Срок реализации – 1 год
Возраст учащихся – 15-18 лет
Составитель программы:
Емельянова О.В., педагог дополнительного образования
г. Курск
2022г.
Пояснительная записка.
Направленность программы «Юный избиратель» - социально-гуманитарная.
Актуальность программы.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере дополнительного образования:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012, № 273-ФЗ (в ред. от 30.12.2021 г.);
- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 г.);
- Приказ комитета образования и науки Курской области от 01.04.2022 №1-443 «О внесении изменений в приказ комитета образования и науки Курской области «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей в Курской области» от 30.08.2021 г. №1-970»;
- Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54 имени Н.А.Бредихина» (приказ комитета образования г. Курска от 29.12.2019 г. №1349);
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (приказ от 31.05.2022 г. №_______);
- Положение о формах, периодичности и порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (приказ от 01.09.2021 г. №48/1).
Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России невозможно без правовой культуры личности. Для полной реализации базовых ценностей и принципов жизни демократического общества необходимо, чтобы его граждане обладали гражданским самосознанием и гражданской ответственностью, стремились активно участвовать в формировании гражданского общества и демократических институтов власти.
Согласно Конституции Российской Федерации, граждане, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Они вправе участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Участие в выборах – важнейший фактор, характеризующий гражданскую позицию молодого человека.
Для того, чтобы у подрастающего поколения сформировались ценности демократического общества, гражданское самосознание, укрепилась вера в собственные силы, необходимо создавать условия для включения молодёжи в общественные процессы, предоставляя ей возможность в самоопределении и самореализации.
Отличительные особенности программы.
Программа носит ознакомительный характер. Она формирует основы правовой культуры учащихся – будущих избирателей, прежде всего, в части их информирования о выборах, воспитания у них гражданской ответственности, интереса к вопросам управления государственными и местными делами посредством выборов и референдума. Освоение элементов технологии выборов позволит школьникам использовать полученный опыт в будущем, в выборах государственных органов власти и местного самоуправления, а также во время прямых выборов органов школьного самоуправления.
В основе программы лежит педагогическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной систематической работы по формированию комплексной познавательной деятельности на базе изучения
демократических принципов, лежащих в основе избирательного права, с целью их применения в дальнейшей политической жизни.
Процесс обучения базируется на системе дидактических принципов:
– принцип развивающего и воспитывающего обучения;
– принцип дифференцированного обучения;
– принцип единства экологического и технологического подхода;
– принцип связи теории с практикой;
– принцип социокультурного соответствия;
– принцип наглядности;
− принцип систематичности и последовательности;
– принцип сознательности и активности учащихся;
– принцип добровольности;
− принцип психологической комфортности в коллективе.
Адресат программы
Программа адресована учащимся 15-18 лет.
Объем программы
Программа «Юный избиратель» рассчитана на 1год обучения. Количество часов на год обучения – 36.
Формы обучения и режим занятий
Формы обучения: очная в учреждении (групповая, индивидуальная); заочная (электронное обучение с применением дистанционных технологий и дистанционное обучение в условиях отмены очных занятий при проведении санитарно-эпидемиологических мероприятий) в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.
Виды учебных занятий: комбинированные (теория и практика), практические, мини-конференции, экскурсии, интеллектуально-игровые (викторины, интеллектуальные игры, конкурсы, виртуальные путешествия), тестирование, выполнение проектов.
Занятия каждого года обучения проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Продолжительность одного академического часа – 45 минут.
Наполняемость учебной группы -15 человек.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цель программы: повышение гражданско-правовой и электоральной культуры будущих избирателей.
Образовательно-предметные задачи:
- изучить основы конституционного строя РФ;
- охарактеризовать устройство государственной власти в РФ;
- определить способы выражения народного волеизъявления и реализации принятых решений;
- познакомить с понятием референдум;
- понятькак проходят выборы в демократическом государстве;
- усвоить основные понятия и категории избирательного права;
- охарактеризовать основные принципы и характеристики демократических выборов;
- раскрыть особенности избирательной системы Российской Федерации;
- познакомить справами и обязанностями избирателя на различных этапах избирательного процесса и механизмы их реализации;
- определить виды избирательных систем;
- изучить механизм проведения выборов, референдумов, правовые последствия;
- определить механизмы реализации и способы защиты своих избирательных прав;
- познакомить с понятием абсентеизм;
- учить правильно употреблять основные понятия и категории избирательного права;
- объяснить содержание основных понятий и категорий избирательного права, прав и обязанностей, ответственности гражданина - избирателя, особенности избирательного права;
- охарактеризовать основные черты избирательной системы России, стадии избирательного процесса, правовые основы местного самоуправления;
- учить различать этапы избирательного процесса, виды выборов, формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления;
- учить давать оценку предвыборным агитационным материалам и публикациям в СМИ в ходе выборов и осуществления активного избирательного права.
- учить приводить примеры различных видов правоотношений, гарантий реализации избирательных прав граждан;
- формировать навыки работы в группе;
- учить осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- учить систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- формулировать на основе приобретенных гражданско-правовых знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Метапредметные задачи:
- учить осознанному целеполаганию и планированию учебной деятельности;
- учить самостоятельной работе в соответствии с планированием (по алгоритму), анализу результатов, коррекции при необходимости;
- развивать рефлексию учебной деятельности на основных этапах работы;
- формировать осознание необходимости новых знаний;
- стимулировать самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания;
- учить отличать новое знание от ранее приобретенного;
- воспитывать уважение к мнению собеседника;
- учить находить компромисс в споре;
- учить последовательно выражать свои мысли;
- развивать продуктивное сотрудничество с педагогом и другими учащимися.
Личностные задачи:
1) воспитывать патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) формировать гражданскую позицию активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) формироватьмировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
4) формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5) воспитыватьтолерантность в поликультурном мире, готовность и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
6) формировать нравственное сознание на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | Количество учебных часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | Опросы, тестирование, творческие работы | |
2 | Политическая сфера жизни общества. | 5 | 4 | 1 | Опросы, тестирование, творческие работы |
3 | История избирательного права. | 5 | 4 | 1 | Опросы, тестирование, творческие работы |
4 | Демократическая политическая система. | 5 | 4 | 1 | Опросы, тестирование, творческие работы |
5 | Конституция РФ. | 4 | 3 | 1 | Опросы, тестирование, творческие работы |
6 | Современные избирательные системы. | 4 | 3 | 1 | Опросы, тестирование, творческие работы |
7 | Избирательный процесс. | 8 | 6 | 2 | Опросы, тестирование, творческие работы |
8 | Защита избирательных прав граждан | 3 | 2 | 1 | Опросы, тестирование, творческие работы |
9 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | Опросы, тестирование, творческие работы | |
ВСЕГО | 36 | 27 | 9 |
2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
- Вводное занятие.
Теория.
Ознакомление с программой, режимом занятий. Правила охраны труда и техники безопасности.
Практика.
Анкетирование «Почему я выбрал это объединение?»
- Политическая сфера жизни общества.
Теория.
Политическая сфера. Политические институты. Политическая сфера – одна из сфер жизни общества. Формы политической деятельности. Политическое сознание. Политические институты: государство, политические партии, общественно-политические движения. Политические отношения.
Политическая система. Структура и функции политической системы.
Государство - центральный институт политической системы. Признаки и функции государства, определяющие его как управляющий центр политической системы.
Формы государства. Формы правления (монархия, республика, их виды). Формы государственно-территориального устройства (унитарное государства, федерация, конфедерация).
Политические режимы. Тоталитарный режим и его признаки. Авторитарный режим. Система принципов и ценностей демократического режима( народовластие, политический плюрализм, гласность, правовое государство).
Практика.
Проверочные задания «Признаки государства», «Функции государства», «Форма правления государства».
- История избирательного права.
Теория.
Выборы – один из инструментов формирования органов власти.
Принцип выборности власти в эпоху Древнего мира. Общинно -племенные отношения и принципы формирования первых институтов власти. Зарождение демократии в Древней Греции. Выборность высших органов государственной власти в Римской республике.
Принцип выборности власти в эпоху Средних веков.Органы городского самоуправления в средневековых городах-коммунах. Роль сословно-представительных органов власти в формировании централизованных государств.
Народовластие в Новое и Новейшее время. Начало формирования индустриального общества и новой системы ценностей. Буржуазные революции и изменения политических систем. Борьба населения за расширение гражданских прав и свобод. Современный этап развития принципов народовластия.
История становления принципа выборности власти в России. Вечевые традиции Киевской Руси. Новгородская республика. Земский собор. Либеральные реформы 60-70гг.XIXв. и становление системы органов местного самоуправления. Опыт российского парламентаризма н.XXв. Демократические преобразования в современной России.
Практика.
Викторины «Выборы: от античности до наших дней», «История российского парламентаризма». Проведение социологического опроса по теме «Моё отношение к выборам».
- Демократическая политическая система.
Теория.
Человек и его свобода в государстве. Соотношение понятий свобода и необходимость. Путь от деспотичного государства до правового.
Равноправие – основа правового положения личности в обществе и государстве. Социальное неравенство как непреодолимая черта общества на разных этапах его развития. Методы борьбы населения за признание государством их прав. Первые правовые документы. Международные документы о правах человека. Признание равных прав и возможностей- черта всех правовых документов современности.
Права человека. История прав человека. История прав человека в России. Основные международные документы о правах человека. Основные принципы и стандарты прав человека. Виды прав человека. Связь между правами и обязанностями. Понятие личной ответственности. Нарушения прав человека в современном мире. Люди, нуждающиеся в специальных правах. Организации защиты прав человека. Институт уполномоченного по правам человека.
Политические права и свободы личности. Свобода слова, печати, собраний. Политическое и идеологическое многообразие. Право гражданина на участие в политической жизни своей страны. Избирательное право(право избираться и быть избранным в органы власти). Право на мирные митинги, демонстрации. Право обращаться в органы государственной власти.
Гражданское общество и правовое государство. Соотношение гражданского общества и правового государства. Признаки и структура гражданского общества (многообразие политических партий и движений, независимые СМИ, союзы предпринимателей, кооперативы, благотворительные фонды, развитая система местного самоуправления). Предпосылки его формирования. Признаки правового государства (верховенство права, незыблемость прав и свобод человека, принцип разделения властей).
Практика.
Заполнение таблицы «Конституционные права и свободы человека и гражданина». Решение ситуационных задач по теме. Конкурс команд «Человек и его права».
- Конституция РФ.
Теория.
Принципы конституционного строя РФ. Права и свободы человека как высшая ценность. Народовластие. Федерализм. Верховенство права. Государственный суверенитет. Принцип разделения властей. Свобода экономической деятельности. Равноправие всех форм собственности. Социальный характер государства. Светское государство. Политическое и идеологическое многообразие.
Высшие органы власти РФ. Признание и гарантия принципа разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент. Федеральное Собрание (Государственная Дума, Совет Федерации). Правительство. Судебная власть. Порядок формирования и основные полномочия.
Местное самоуправление. Понятие о местном самоуправлении. Местное самоуправление: Принципы, функции, органы, основы деятельности, предметы ведения. Конституционные гарантии правомочий местного самоуправления.
Практика.
Проверочные задания «Принципы конституционного строя РФ». Деловая игра «Принимаем законодательный акт». Проверочная работа «Полномочия высших органов власти РФ».
- Современные избирательные системы.
Теория.
Принципы избирательного права РФ (всеобщее, равное, прямое, тайное, добровольное). Цензы в избирательном праве.
Виды избирательных систем. Функции выборов. Мажоритарная избирательная система, пропорциональная и смешанная. Сущностные характеристики, достоинства и недостатки каждой из них.
Избирательная система РФ. Смешанный вид избирательной системы. Выборы Президента РФ. Выборы депутатов Государственной Думы.
Практика.
Составление таблицы «Виды избирательных систем». Коллективный творческий проект «Календарь гражданина» (17 февраля - День молодого избирателя, 12 июня - День России, 27 июня - День молодежи, 22 августа - День государственного флага Российской Федерации, 4 ноября - День народного единства, 10 декабря - Международный день прав человека, 12 декабря - День Конституции Российской Федерации).
- Избирательный процесс.
Теория.
Избирательный процесс: структура и стадии. Понятие избирательного процесса. Стадии избирательного процесса: составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков, формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчет голосов и подведение итогов голосования.
Подготовка выборов. Составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков, формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов.
Организационно-правовые основы деятельности избирательных комиссий на выборах. Принципы деятельности избирательных комиссий (независимость, гласность, сменяемость состава, соподчинение, коллегиальность). Избирательные комиссии: статус, срок полномочий, число членов, порядок формирования.
Основы финансового обеспечения подготовки и проведения выборов. Источники выделения средств для финансирования расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов: федеральный бюджет (выборы в федеральные органы государственной власти), бюджет субъекта РФ (выборы в органы власти субъекта РФ), местный бюджет (выборы в органы местного самоуправления).
Выдвижение, регистрация кандидатов. Предвыборная агитация. Порядок создания и расходования избирательных фондов. Формы и методы предвыборной агитации. Ограничения в проведении предвыборной агитации.
Проведение выборов. Организация голосования (требования к помещению для голосования, к избирательному бюллетеню). Порядок голосования: общие условия и особенности.
Подсчет голосов и установление результатов выборов. Подсчёт голосов избирателей(принципы, период, порядок, завершение). Решение о результатах выборов.
Информационные технологии в избирательном процессе. Комплексы обработки избирательных бюллетеней. Комплексы электронного голосования.
Практика.
Изготовление открыток-приглашений для избирателей, в том числе впервые голосующих. Дискуссия «Я буду голосовать на выборах, потому, что / Я не буду голосовать на выборах». Изготовление видеоролика «Наказ депутату». Встреча учащихся с представителями органов местного самоуправления (глава, депутаты) «Я – за будущее России». Изготовление агитационного плаката с агитационным слоганом «Голосуй - не комплексуй!» Лабораторная работа: «Наблюдатели на выборах». Изготовление коллажа «Моя семья на выборах». Решение ситуационных задач по избирательному праву. Деловая игра «Моя предвыборная программа».
- Защита избирательных прав граждан
Теория.
Юридическая ответственность в избирательном процессе. Обжалование решений, действий, нарушающих избирательные права. Отмена регистрации кандидата избирательной комиссией, судом. Отмена решения об итогах голосования, о результатах выборов.
СМИ в избирательном процессе. Организация телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного освещения выборов.
Чем опасен абсентеизм. Причины и опасности, таящиеся в сознательном уклонении от участия в выборах.
Практика.
- Итоговое занятие.
Практика.
Конференция «Молодёжь и избирательное право».
2.3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Образовательно-предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- основы конституционного строя РФ;
- устройство государственной власти в РФ;
- способы выражения народного волеизъявления и реализации принятых решений;
- что такое референдум;
- как проходят выборы в демократическом государстве;
- основные понятия и категории избирательного права;
- основные принципы и характеристики демократических выборов;
- особенности избирательной системы Российской Федерации;
- права и обязанности избирателя на различных этапах избирательного процесса и механизмы их реализации;
- виды избирательных систем;
- механизм проведения выборов, референдумов, правовые последствия;
- механизмы реализации и способы защиты своих избирательных прав;
- что такое политический абсентеизм;
Учащиеся должны уметь:
- правильно употреблять основные понятия и категории избирательного права;
- объяснять содержание основных понятий и категорий избирательного права, прав и обязанностей, ответственности гражданина - избирателя, особенности избирательного права;
- характеризовать основные черты избирательной системы России, стадии избирательного процесса, правовые основы местного самоуправления;
- различать этапы избирательного процесса, виды выборов, формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления;
- давать оценку предвыборным агитационным материалам и публикациям в СМИ в ходе выборов и осуществления активного избирательного права.
- приводить примеры различных видов правоотношений, гарантий реализации избирательных прав граждан;
- работать в группе;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- формулировать на основе приобретенных гражданско-правовых знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Метапредметные результаты:
(Освоенные универсальные учебные действия)
Регулятивные УУД:
- осознанное целеполагание и планирование учебной деятельности;
- самостоятельная работа в соответствии с планированием (по алгоритму), анализ результатов, коррекция при необходимости;
- рефлексия учебной деятельности на основных этапах работы.
Познавательные УУД:
- осознание необходимости новых знаний;
- самостоятельный выбор источников информации для поиска нового;
- умение отличать новое знание от ранее приобретенного.
Коммуникативные УУД:
- уважение к мнению собеседника;
- компромисс в споре;
- умение выражать свои мысли;
- продуктивное сотрудничество с педагогом и другими учащимися;
Личностные результаты:
1) отражение российской гражданской идентичности, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) наличие гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
6) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
3.4. Оценка результатов обучения
Для оценки результатов обучения на базовом уровне проводится комплексный мониторинг и промежуточная диагностика в конце каждого полугодия.
Комплексный педагогический мониторинг включает в себя: мониторинг результатов обучения по программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка) (Приложение 1); мониторинг уровня проявления ключевых компетенций (Приложение 2); сводную карту педагогического мониторинга (Приложение 3).
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график является составной частью программы, содержащей комплекс основных характеристик образования и определяющей даты и окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель, сроки контрольных процедур, и составляется для каждой учебной группы.
Календарный учебный график
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
« Юный избиратель» на 2022-2023 учебный год
Срок реализации - 1 год, 36 часов в год 1 час в неделю (1 занятие по 45 минут)
Начало учебного года – 01 сентября, окончание учебного года – 31 мая
Перечень видов образовательной деятельности по годам обучения (согласно учебному плану) | Формы и сроки проведения | Всего | ||||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | ||
Учебные занятия: | ||||||||||
- теория | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 27 ч |
- практика | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 ч. |
Промежуточная аттестация (практическая работа, выставка, конкурс, игра) | Конференция | 1 час. | ||||||||
ИТОГО: | 4 ч. | 4 ч. | 4 ч. | 4 ч. | 4 ч. | 4 ч. | 4 ч. | 4 ч. | 4 ч. | 36 ч. |
4.2 Условия реализации программы
Материально-технические условия
Кабинет. Для занятий требуется кабинет отвечающее санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования (СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 г). Помещение сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным и искусственным освещением, с проточным водоснабжением. Кабинет эстетически оформлен, правильно организованы рабочие места.
Оборудование: столы и стулья ученические, доска настенная, шкафы,
компьютер, проектор, экран.
Кадровые условия
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий профессиональную подготовку по профилю деятельности и соответствующий профессиональному стандарту по должности «педагог дополнительного образования».
Методические условия
Учебные занятия обеспечены наглядными, раздаточными материалами по тематике разделов. Для каждого раздела программы определены формы занятий, составлен перечень оборудования и оснащения. Подготовка к конференциям, семинарам, выступлениям, открытым занятиям поддерживается интернет-ресурсами соответствующей тематики.
Формы организации учебного занятия
На учебных занятиях используются различные формы организации учебного процесса. При этом оптимальным является применение нескольких форм на одном занятии по выбору педагога. В зависимости от темы можно использовать следующие формы организации занятия – как в совокупности, так и в отдельности: наблюдение, беседа, мини-лекция, практическое занятие, соединение теории и практики, разработка и выполнение творческих проектов, защита проектов, конференция.
4.3. Формы определения результативности обучения
Формы аттестации
Опрос, тестирование, практическая работа, самостоятельная творческая работа, защита проекта, конкурс.
Аттестация проводится дважды в течение учебного года: в конце первого полугодия, в конце второго полугодия.
Формы отслеживания и демонстрации
образовательных результатов
Для отслеживания и демонстрации образовательных результатов применяются следующие формы: журнал учета работы педагога, собеседование, наблюдение, опрос, тестирование, викторины, самостоятельная работа учащихся, проектная деятельность, мониторинг результатов обучения на стартовом уровне.
Формы демонстрации
образовательных результатов
Конкурсы, защита работ, проектов, результаты мониторинга, грамоты, дипломы.
4.4. Методические материалы
Методы обучения
В процессе реализации программы «Юный избиратель» применяются следующие методы и приёмы обучения:
- метод формирования интереса к учению (игра, создание ситуаций успеха, приёмы занимательности);
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- практический (коллективные и индивидуальные задания, проектно-исследовательская деятельность);
- наглядный (работа с наглядными и фотоматериалами, тематические видеопросмотры);
- репродуктивный (повторение освоенных знаний и умений, самостоятельная работа);
- метод контроля (опрос, наблюдение, психологическая поддержка).
- метод самоконтроля (самоанализ, самостоятельное исправление недостатков в работе).
Методы воспитания
Для формирования и развития положительных личностных качеств учащихся необходимо применять методы воспитания: беседа, убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация, создание ситуации успеха и др.
Педагогические технологии
В образовательном процессе используются следующие инновационные педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технологии сотрудничества, технология коллективного взаимообучения, технология разноуровневого обучения, технология проблемного обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология, технология коллективных обсуждений, технология игровой деятельности, технология создания ситуации успеха.
Примерный алгоритм учебных занятий
I. Организационный этап
Приветствие учащихся. При необходимости подготовка рабочих мест к занятию.
II. Основной этап
Теоретическая часть. Закрепление изученного материала, повторение. Сообщение и обсуждение нового материала. Тематическая беседа.
Практическая часть. Выполнение творческих заданий. Практическая работа. Выполнение проектов. Экскурсии.
III. Заключительный этап
Анализ и обсуждение работ, проектов. Саморефлексия учащихся. Подведение итогов занятия.
5. ЛИТЕРАТУРА
5.1. РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1. Атанова, Н.В. Референдумный процесс в схемах и таблицах / Н.В. Атанова - М.: РЦОИТ, 2008. - 80 с.
2. Брикез, М.А. Избирательное право и избирательный процесс. Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов средних общеобразовательных школ, профессиональных училищ, студентов техникумов, колледжей, лицеев / М.А. Брикез, Э.В. Гончар, О.С. Руковишникова. - Курган, 2010. - 111 с.
3. Введение в избирательное право: Учебное пособие. - М.: РЦОИТ, 2003. - 208 с.
4. Выборы в Российской Федерации. Под общей ред. А.В. Иванчина, А.А. Вешнякова, В.И. Васильева, В.И. Лысенко.- М.: ВЭЛТИ, 1998. - 144 с.
5. Выборы глазами молодых и будущих избирателей // Сост.. Белая Л.Б, Троян В.А., под общ.ред. Н.Т. Плетнева. - Белгород, 2013. - 62 с.
6. Дамаскин, О.В Избирательный процесс и электорально-правовая культура: Учебно-практическое пособие / О.В. Дамаскин, Е.В. Корчиго, Р.Р. Сеченова. - М.: Норма, 2005. - 272 с.
7. Избирательное право и избирательный процесс. Сборник заданий. Для учащихся 10 – 11 классов средних общеобразовательных школ, профессиональных училищ, студентов техникумов, колледжей, лицеев // Сост. Брикез М.А, Гончар Э.В., Рукавишникова О.С. - Курган, 2010. - 124 с.
8. Избирательное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Под ред. В.О. Лучина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.- 735 с.
9. Избирать и избираться! Выборы: моя гражданская позиция. Методические рекомендации к проведению урока. - Красноярск, 2011.- 80 с.
10. Игнатенко, В.В. Юридическая ответственность субъектов избирательного процесса. Учебное пособие / В.В. Игнатенко, С.Д. Князев, В.А. Номоконов. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2003. - 136 с.
11. Плаксин, А.В. Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах / А.В. Плаксин. - М.:РЦОИТ, 2007. - 56 с.
12. Подготовка и проведение учебно-деловой игры «Выборы». Под ред. Ю. А. Веденеева. - М.: РЦОИТ, 2001. - 86 с.
5.2. РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Азбука будущего избирателя // Сост. Грибачев И.В., Жуковский Е.П. - Иркутск, 2010. - 32 с.
2. Большой юридический энциклопедический словарь / Автор-сост. А.Б. Барихин. - М.: Книжный Дом, 2008.- 792 с.
3. Брикез, М.А. Избирательное право и избирательный процесс. Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов средних общеобразовательных школ, профессиональных училищ, студентов техникумов, колледжей, лицеев / М.А. Брикез, Э.В. Гончар, О.С. Руковишникова. - Курган, 2010. - 111 с.
4. Василик, М.А. Избирательная система России: Словарь-справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000. - 160 с.
5. Выдрин, И.В. Избирательное право Российской Федерации / И.В. Выдрин. - М.: Норма, 2009. - 223 с.
6. Дмитриев, Ю. А. Избирательное право: Учебник / Ю.А. Дмитриев, В. Б. Исраелян. - М.: Издательство «ЗАО «Юстицин-форм», 2008. - 312 с.
7. Избирательное право и избирательный процесс. Сборник заданий. Для учащихся 10 – 11 классов средних общеобразовательных школ, профессиональных училищ, студентов техникумов, колледжей, лицеев // Сост. Брикез М.А, Гончар Э.В., Рукавишникова О.С. - Курган, 2010. - 124 с.
8. Кашанина, Т. В. Право: Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / Т.В. Кашанина, А. В. Кашанин. - М.: Издательство «Вита-Пресс», 2009. - 320 с.
9. Климова, Ю.Н. Я знаю, что такое выборы: Учебное пособие для будущих избирателей / Ю.Н. Климова, А.Н. Кругленя, Е.В. Суворина. - М.: РЦОИТ, 2006. - 72 с.
10. Я познаю мир: Государство.- М.: АСТ, 1999. - 480 с.
11. Яшин, А.А. Практикум по избирательному праву и избирательному процессу в Российской Федерации / А.А. Яшин. - М.: Формула права, 2002. - 128 с.
5.3. ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНТЕРЕНЕТ-РЕСУРСЫ,
РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ПЕДАГОГАМ И УЧАЩИМСЯ
1. Президент России гражданам школьного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://детям.президент.рф/
2. Российский центр обучения избирательным технологиям приЦИК России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rcoit.ru/
3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cikrf.ru/
Приложение 1
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Юный избиратель»
Объединение ««Юный избиратель» 2022-2023 уч. год
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого показателя | Кол-во баллов | Способы отслеживания результатов |
1. Теоретическая подготовка | ||||
1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям | Низкий уровень (учащийся овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой в конкретный период) | 1 | Тестирование, контрольный опрос |
Средний уровень (объём усвоенных учащимся знаний составляет более ½) | 2 | |||
Высокий уровень (учащийся освоил весь объём знаний, предусмотренных программой в конкретный период) | 3 | |||
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Низкий уровень (учащийся часто избегает употреблять специальные термины) | 1 | Собеседование, тестирование |
Средний уровень (учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой) | 2 | |||
Высокий уровень (учащийся употребляет специальные термины осознанно, в полном соответствии с их содержанием) | 3 | |||
2. Практическая подготовка | ||||
2.1. Практические умения и навыки (по основным разделам учебного плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Низкий уровень (учащийся овладел программными умениями и навыками менее чем ½) | 1 | Контрольное задание, практическая работа |
Средний уровень (объём освоенных учащимся умений и навыков составляет более ½) | 2 | |||
Высокий уровень (учащийся овладел всеми программными умениями и навыками за конкретный период) | 3 | |||
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | Низкий уровень (учащийся испытывает значительные затруднения при работе с оборудованием) | 1 | Контрольное задание, практическая работа |
Средний уровень (учащийся работает с оборудованием с помощью педагога) | 2 | |||
Высокий уровень (учащийся работает с оборудованием самостоятельно, без затруднений) | 3 | |||
2.3. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Низкий (элементарный) уровень (учащийся может выполнять лишь простейшие практические задания педагога) | 1 | Учебный проект, выставка |
Средний (репродуктивный) уровень (учащийся в основном выполняет задания на основе образца) | 2 | |||
Высокий (творческий) уровень (учащийся выполняет практические задания с элементами творчества) | 3 |
Критерии оценки результатов обучения учащихся:
- (Н) низкий уровень – 1 балл за каждый показатель;
- (С) средний уровень – 2 балла за каждый показатель;
- (В) высокий уровень – 3 балла за каждый показатель.
Примечание
Для показателей пунктов 1.1 и 2.1 оценивается каждый раздел учебного плана программы и высчитывается количество балов на основе среднего арифметического.
Приложение 2
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Юный избиратель»
Объединение «Юный избиратель» 2022-2023 уч. год
Ключевые компетенции | Критерии | Уровень проявления оцениваемой компетенции | Способы отслеживания результатов |
3.1. Ценностно-смысловые компетенции | Нравственные ориентиры, понимание ценности здоровья, семьи, учения, внутренняя мотивация к обучению, соблюдение моральных норм в социуме | Низкий уровень (учащийся не воспринимает или слабо воспринимает ценностные установки по отношению к себе) | Наблюдение |
Средний уровень (учащийся осознает ценностные смыслы только в значимых для себя событиях) | |||
Высокий уровень (учащийся демонстрирует интериоризацию ценностных смыслов в любых ситуациях) | |||
3.2. Учебно-познавательные компетенции | Самостоятельная познавательная деятельность, умение ставить цель и планировать работу, анализировать, сопоставлять, делать выводы | Низкий уровень (учащийся затрудняется с целеполаганием, планированием, анализом, самооценкой, почти не проявляет познавательной активности) | Анализ практической, исследовательской работы |
Средний уровень (учащийся с помощью педагога определяет цель, план, результативность своей работы, проявляет познавательную активность к ряду разделов программы в конкретный период) | |||
Высокий уровень (учащийся самостоятельно определяет цель, составляет план работы, анализирует, сопоставляет, делает выводы, проявляет интерес и высокую познавательную активность ко всем разделам программы в конкретный период) | |||
3.3. Информационные компетенции | Овладение основными современными средствами информации, поиск, структурирование, применение новой информации для выполнения работы, для самообразования | Низкий уровень (учащийся слабо ориентируется в источниках информации, испытывает значительные затруднения в ее поиске, структурировании, применении) | Анализ практической, исследовательской работы |
Средний уровень (учащийся с помощью педагога выбирает, структурирует и применяет информацию, в том числе для самообразования) | |||
Высокий уровень (учащийся самостоятельно находит источники информации, выбирает новый материал для выполнения работы, для самообразования) | |||
3.4. Коммуникативные компетенции | Способы продуктивного и бесконфликтного взаимодействия в коллективе, речевые умения (изложить свое мнение, задать вопрос, аргументировано участвовать в дискуссии) | Низкий уровень (речевые умения учащегося выражены слабо, поведение в коллективе неуверенное или отстраненное, взаимодействие малопродуктивное) | Наблюдение |
Средний уровень (учащийся побуждается педагогом к коллективной деятельности, участвует в обсуждениях и дискуссиях выборочно, больше слушает, чем говорит сам) | |||
Высокий уровень (учащийся активно и доказательно участвует в коллективных дискуссиях, легко встраивается в групповую работу, поддерживает бесконфликтный уровень общения) | |||
3.5. Компетенции личностного самосовершенствования | Виды мышления, мыслительная деятельность, психосоматические способности, положительные личностные качества | Низкий уровень (мышление учащегося в основном образное, слабо выражены способности к анализу, синтезу, сравнению, классификации, психосоматические способности развиты незначительно, личностные качества направлены на реализацию своих интересов) | Наблюдение |
Средний уровень (мышление учащегося в целом ассоциативно-образное с элементами логического, абстрактного, пространственного мышления, психосоматические способности проявляются с помощью педагога, личностные качества частично транслируются в коллектив) | |||
Высокий уровень (мышление учащегося комбинированное с преобладанием сложных видов, психосоматика уверенная, самостоятельная, личностные качества позитивные и в целом транслируются в коллектив) | |||
3.6. Общекультурные компетенции | Культура общения в коллективе, в быту, самоконтроль эмоций и поведения, духовно-нравст-венные основы, расширение картины мира | Низкий уровень (учащийся не контролирует эмоции и поведение, духовно-нравст-венные основы неустойчивы и слабо осознаются) | Наблюдение |
Средний уровень (эмоции и поведение учащегося регулируются с помощью педагога, в разной степени выражены, частично расширена картина мира) | |||
Высокий уровень (учащийся полностью контролирует свои эмоции и поведение, духовно-нравственные представления ориентированы на социум, на позитивное мировосприятие) |
Условные обозначения
Н – низкий уровень
С – средний уровень
В – высокий уровень
Приложение 3
Сводная карта педагогического мониторинга
на 2022-2023 учебный год
Объединение «Юный избиратель», группа _____
Ф.И.О. педагога дополнительного образования ___________________________
Результаты обучения по программе «Школа светофорных наук»
№ п/п | Фамилия, имя учащихся | Образовательно-предметные результаты | Итого | |||
Теория | Практика | |||||
Полугодия | ||||||
1 | 2 | 1 | 2 | |||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 |
№ п/п | Фамилия, имя учащихся | Уровень проявления ключевых компетенций | |||||||||||
Ценностно-смысловые | Учебно-познавате- льные | Информационные | Коммуникативные | Личностного самосовершенствования | Общекуль-турные | ||||||||
Полугодия | Полугодия | Полугодия | Полугодия | Полугодия | Полугодия | ||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №54 имени
Героя Советского Союза Николая Алексеевича Бредихина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Юный избиратель»
Стартовый уровень
Возраст учащихся – 15-18 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель программы:
Емельянова О.В., педагог дополнительного образования
г. Курск
2022г.
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема занятия | Даты проведения | |
План | Факт | ||
1 | Вводное занятие. | ||
Политическая сфера жизни общества. | |||
2 | Политическая сфера. Политические институты. | ||
3 | Политическая система. | ||
4 | Государство - центральный институт политической системы. | ||
5 | Формы государства. | ||
6 | Политические режимы. | ||
История избирательного права. | |||
7 | Выборы – один из инструментов формирования органов власти. Принцип выборности власти в эпоху Древнего мира. | ||
8 | Принцип выборности власти в эпоху Средних веков. | ||
9 | Народовластие в Новое и Новейшее время. | ||
10 | История становления принципа выборности власти в России. | ||
11 | История становления принципа выборности власти в России. | ||
Демократическая политическая система. | |||
12 | Человек и его свобода в государстве. | ||
13 | Равноправие – основа правового положения личности в обществе и государстве. | ||
14 | Права человека. | ||
15 | Политические права и свободы личности. | ||
16 | Гражданское общество и правовое государство. | ||
Конституция РФ. | |||
17 | Принципы конституционного строя РФ. | ||
18 | Высшие органы власти РФ. | ||
19 | Высшие органы власти РФ. | ||
20 | Местное самоуправление. | ||
Современные избирательные системы. | |||
21 | Принципы избирательного права. | ||
22 | Виды избирательных систем. | ||
23 | Виды избирательных систем. | ||
24 | Избирательная система РФ. | ||
Избирательный процесс. | |||
25 | Избирательный процесс: структура и стадии. | ||
26 | Подготовка выборов. | ||
27 | Организационно-правовые основы деятельности избирательных комиссий на выборах. | ||
28 | Основы финансового обеспечения подготовки и проведения выборов. | ||
29 | Выдвижение, регистрация кандидатов.Предвыборная агитация. | ||
30 | Проведение выборов. | ||
31 | Подсчет голосов и установление результатов выборов. | ||
32 | Информационные технологии в избирательном процессе. | ||
Защита избирательных прав граждан | |||
33 | Юридическая ответственность в избирательном процессе. | ||
34 | СМИ в избирательном процессе. | ||
35 | Чем опасен абсентеизм. | ||
36 | Итоговое занятие. |
2.3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Образовательно-предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- основы конституционного строя РФ;
- устройство государственной власти в РФ;
- способы выражения народного волеизъявления и реализации принятых решений;
- что такое референдум;
- как проходят выборы в демократическом государстве;
- основные понятия и категории избирательного права;
- основные принципы и характеристики демократических выборов;
- особенности избирательной системы Российской Федерации;
- права и обязанности избирателя на различных этапах избирательного процесса и механизмы их реализации;
- виды избирательных систем;
- механизм проведения выборов, референдумов, правовые последствия;
- механизмы реализации и способы защиты своих избирательных прав;
- что такое политический абсентеизм;
Учащиеся должны уметь:
- правильно употреблять основные понятия и категории избирательного права;
- объяснять содержание основных понятий и категорий избирательного права, прав и обязанностей, ответственности гражданина - избирателя, особенности избирательного права;
- характеризовать основные черты избирательной системы России, стадии избирательного процесса, правовые основы местного самоуправления;
- различать этапы избирательного процесса, виды выборов, формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления;
- давать оценку предвыборным агитационным материалам и публикациям в СМИ в ходе выборов и осуществления активного избирательного права.
- приводить примеры различных видов правоотношений, гарантий реализации избирательных прав граждан;
- работать в группе;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- формулировать на основе приобретенных гражданско-правовых знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Метапредметные результаты:
(Освоенные универсальные учебные действия)
Регулятивные УУД:
- осознанное целеполагание и планирование учебной деятельности;
- самостоятельная работа в соответствии с планированием (по алгоритму), анализ результатов, коррекция при необходимости;
- рефлексия учебной деятельности на основных этапах работы.
Познавательные УУД:
- осознание необходимости новых знаний;
- самостоятельный выбор источников информации для поиска нового;
- умение отличать новое знание от ранее приобретенного.
Коммуникативные УУД:
- уважение к мнению собеседника;
- компромисс в споре;
- умение выражать свои мысли;
- продуктивное сотрудничество с педагогом и другими учащимися;
Личностные результаты:
1) отражение российской гражданской идентичности, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) наличие гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
6) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
3.4. Оценка результатов обучения
Для оценки результатов обучения на базовом уровне проводится комплексный мониторинг и промежуточная диагностика в конце каждого полугодия.
Комплексный педагогический мониторинг включает в себя: мониторинг результатов обучения по программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка) (Приложение 1); мониторинг уровня проявления ключевых компетенций (Приложение 2); сводную карту педагогического мониторинга (Приложение 3).
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график является составной частью программы, содержащей комплекс основных характеристик образования и определяющей даты и окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель, сроки контрольных процедур, и составляется для каждой учебной группы.
Календарный учебный график
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
« Юный избиратель» на 2022-2023 учебный год
Срок реализации - 1 год, 36 часов в год 1 час в неделю (1 занятие по 45 минут)
Начало учебного года – 01 сентября, окончание учебного года – 31 мая
Перечень видов образовательной деятельности по годам обучения (согласно учебному плану) | Формы и сроки проведения | Всего | ||||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | ||
Учебные занятия: | ||||||||||
- теория | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 27 ч |
- практика | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 ч. |
Промежуточная аттестация (практическая работа, выставка, конкурс, игра) | Конференция | 1 час. | ||||||||
ИТОГО: | 4 ч. | 4 ч. | 4 ч. | 4 ч. | 4 ч. | 4 ч. | 4 ч. | 4 ч. | 4 ч. | 36 ч. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №54 имени
Героя Советского Союза Николая Алексеевича Бредихина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Юный избиратель»
Стартовый уровень
Возраст учащихся – 15-18 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель программы:
Емельянова О.В., педагог дополнительного образования
г. Курск
2022г.
1.Введение
Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России невозможно без правовой культуры личности. Для полной реализации базовых ценностей и принципов жизни демократического общества необходимо, чтобы его граждане обладали гражданским самосознанием и гражданской ответственностью, стремились активно участвовать в формировании гражданского общества и демократических институтов власти.
Участие в выборах – важнейший фактор, характеризующий гражданскую позицию молодого человека.
Для того, чтобы у подрастающего поколения сформировались ценности демократического общества, гражданское самосознание, укрепилась вера в собственные силы, необходимо создавать условия для включения молодёжи в общественные процессы, предоставляя ей возможность в самоопределении и самореализации.
Учебный материал программы «Юный избиратель» содействует повышению уровня теоретических знаний по избирательному праву через развитие эмоционально-чувственной сферы, реализации детского творческого потенциала.
Программа имеет один уровень: стартовый. Срок реализации – 1 год.
Реализуется на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №54 имени Н.А.Бредихина».
Возраст учащихся обусловлен особенностями программы.
2. Цель: формирование познавательно-творческих способностей учащихся к изучению избирательного права, формирование культуры личности, создание условий для саморазвития и самореализации личности.
3. Задачи:
- помочь сформировать основы правовой культуры учащихся – будущих избирателей, найти свое место в этом мире, научиться определять и проявлять активную жизненную позицию;
- включить учащихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой дети приобретут социально значимые знания, получат опыт участия социально значимых делах;
- привить стремление к проявлению высоких нравственных качеств, таких как уважение человека к человеку, вежливость, бережное отношение к чести и достоинству личности, душевная чуткость, отзывчивость, ответственность;
- нейтрализовать (предотвратить) негативное воздействие социума;
- развивать творческий потенциал.
4. Направления деятельности:
- духовно – нравственное;
- художественно – эстетическое;
- экологическое;
- здоровьесберегающее.
5. Формы, методы, технологии
Формы: конкурс, праздник, акция, беседа.
Методы воспитания
Для формирования и развития положительных личностных качеств учащихся необходимо применять методы воспитания: беседа, убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация, создание ситуации успеха и др.
Технологии
- Технология проблемно – ценностной дискуссии
- Технология социально – образовательного проекта
- Игровые технологии
- Технологии диалогического взаимодействия (дискуссии, диспуты)
- Коллективная творческая деятельность
- Педагогическая поддержка
- Педагогика сотрудничества
6. Диагностика результатов воспитательной деятельности
Периодичность диагностики | Качества личности учащихся | Методы (методики) | Кто проводит | Итоговые документы |
2 раза в год (октябрь, апрель- май) | Уровень воспитанности самооценка нравственные ориентации | Методика М.И. Шиловой Методика Дембо- Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан Методика «Закончи предложение» | Совместно педагог-психолог и педагог Педагог-психолог Педагог-психолог | заключение заключение заключение |
2 раза в год | Качества личности учащихся | Наблюдение | Педагог | протокол |
7. Планируемые результаты
- Культура организации своей деятельности;
- Умение взаимодействовать с другими членами коллектива;
- Толерантность;
- Активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
- Соблюдение нравственно- этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида).
Приложение 1
к рабочей программе воспитания
Календарный план воспитательной работы
на 2022-2023 учебный год
1. Воспитательные мероприятия в объединении
Сроки | Название мероприятия | Форма участия | Место проведения | Ответственный |
ноябрь | «История российского парламентаризма» | Викторина | ОО | Педагог |
март | «Моя предвыборная программа». | Деловая игра | ОО | Педагог |
май | «Молодёжь и избирательное право». | Конференция | ОО | Педагог |
2. Участие учащихся в воспитательных мероприятиях
учреждения
Сроки | Название программы, мероприятия | Форма участия | Место проведения | Ответственный |
декабрь | День конституции. | Праздник | ОО | Педагоги-организаторы |
февраль | Декада молодого избирателя | Мониторинг, пропаганда | ОО | Педагоги-организаторы |
3. Участие учащихся в городских воспитательных
программах
Сроки | Название программы, мероприятия | Форма участия | Место проведения | Ответственный |
4. Участие учащихся в жизни социума
Сроки | Название мероприятия | Форма участия | Место проведения | Ответственный |
сентябрь | «Моя семья на выборах». | Изготовление коллажа | ОО | Педагог |
ноябрь | Всероссийский олимпиада «Софиум» | очно | ОО | Педагог |
февраль | Декада молодого избирателя | очно | ОО | Педагог |
5. Участие в Интернет-мероприятиях
Сроки | Название мероприятия | Форма участия | Место проведения | Ответственный |
В течении учебного года | Педагог |
6. Работа с родителями
Сроки | Название мероприятия | Форма проведения | Место проведения | Ответственный |
октябрь | Индивидуальные консультации с родителями по вопросам организации образовательной деятельности в объединении | очно | ОО | Педагог |
апрель | Помощь в организации и проведении воспитательных мероприятий | очно | ОО | Педагог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный натуралист"
Программа «Юный натуралист» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности. Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 7-10 лет, пр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Юная мастерица"
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей русс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные орнитологи»
Актуальность программы связана с тем, что в настоящее время экологическое образование является одним из приоритетных направлений педагогической науки и практики, и обусловлена потребностью общества в ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальной направленности «Юный ямальский журналист»
Помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ТИН-КЛУБ»
Аннотация к программе дополнительного образования «Тин-клуб» Программа составлена на основе концепции развития дополнитель...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Звёздный английский» для обучающихся 7 класса.
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Звёздный английский» для обучающихся 7 класса направлена на обеспечение допо...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Основы финансовой грамотности»
Освоение финансовой грамотности имеет большое значение в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе и формируют правильное...