Внеурочное занятие "Славим человека труда"
план-конспект урока (8 класс)
Внеурочное занятие «1418 шагов к Победе» посвящено трудовому подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны. Когда просишь детей рассказать о родственниках, участниках войны, некоторые отвечают, что в семье нет таких, которые участвовали в боях, на фронте, не понимая, что хотя и они не воевали, все же внесли огромный вклад в Победу, так как трудились в тылу. Почему-то, к сожалению, работа в колхозах, на заводах и фабриках, в научных лабораториях, культурных центрах воспринимается неправильно, не как участие в войне. Поэтому задача данного занятия показать, что в годы Великой Отечественной войны была также важна роль трудового тыла, что каждая семья внесла вклад в Победу.
Целевая аудитория: 8-9 класс
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, видеофрагмент, раздаточный материал, седьмая симфония Шостаковича
Цель: формирование гражданской, патриотической позиции обучающихся, ценностного отношения к событиям в годы Великой Отечественной войны на основе изучения трудовой деятельности учёных и работников организаций СССР, которые вместе с тружениками тыла внесли большой вклад в освобождение нашей Родины от немецких захватчиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneurochnogo_zanyatiya_slavim_cheloveka_truda.docx | 113.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ютазинская средняя общеобразовательная школа»
Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
Конкурс авторских методических разработок профориентационной направленности «Славим человека труда!»
Номинация «1418 шагов к Победе». Трудовой подвиг советского народа»
Конспект внеурочного занятия
«Участница войны - вся страна»
Автор: учитель русского языка и литературы
Полтева Светлана Владимировна
Внеурочное занятие «1418 шагов к Победе» посвящено трудовому подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны. Когда просишь детей рассказать о родственниках, участниках войны, некоторые отвечают, что в семье нет таких, которые участвовали в боях, на фронте, не понимая, что хотя и они не воевали, все же внесли огромный вклад в Победу, так как трудились в тылу. Почему-то, к сожалению, работа в колхозах, на заводах и фабриках, в научных лабораториях, культурных центрах воспринимается неправильно, не как участие в войне. Поэтому задача данного занятия показать, что в годы Великой Отечественной войны была также важна роль трудового тыла, что каждая семья внесла вклад в Победу.
Целевая аудитория: 8-9 класс
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, видеофрагмент, раздаточный материал, седьмая симфония Шостаковича
Цель: формирование гражданской, патриотической позиции обучающихся, ценностного отношения к событиям в годы Великой Отечественной войны на основе изучения трудовой деятельности учёных и работников организаций СССР, которые вместе с тружениками тыла внесли большой вклад в освобождение нашей Родины от немецких захватчиков.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- закрепление знаний естествоведческого цикла о ВОВ;
- развитие навыков выразительного чтения;
- обучение навыкам активного слушания.
2. Личностные:
- развитие эмпатии;
- повышение художественно-эстетического уровня обучающихся;
- развитие патриотизма;
- улучшение духовно-нравственных качеств.
3. Метапредметные:
- регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную, воспитательную задачу, контролировать точность выполняемых действий
- познавательные – научатся анализировать данные, делать выводы
- коммуникативные – научатся выступать перед другими, слушать одноклассников, учителя
Этапы занятия:
- Организационный момент
- Формулирование темы и целей занятия
- Работа с видеофрагментом «Великая Отечественная война. Трудовой подвиг советского народа»
- Работа с текстом «Из воспоминаний авиаконструктора А.С.Яковлева»
- Работа с текстом «Из воспоминаний о симфоническом оркестре» (с прослушиванием седьмой симфонии Шостаковича)
- Рассказ учителя и беседа о вкладе женщин и детей
- Работа с фотографией
- Рефлексия
Ход занятия:
- Организационный момент
Приветствие обучающихся, организация на работу.
- Формулирование темы и целей занятия
- На слайде прочтите высказывание Президента Академии наук СССР Владимира Леонтьевича Комарова : «Нет большей чести для учёного, чем работать для укрепления боевой мощи Красной Армии в дни её решающих сражений»
- Как вы понимаете это высказывание?
- Как вы думаете, о каких решающих сражениях на советско-германском фронте летом-осенью 1941 г. говорит учёный?
- Ребята, как вы думаете, можно ли внести вклад в Победу, не принимая участия в боевых действиях?
- Смогла бы наша Армия победить без поддержки тыла?
- Предположите, о чем мы с вами будем говорить на занятии?
- Какую цель поставим перед собой?
- Перед нашей Родиной мы
сочтемся славою,
все, кто кровью собственной
породнился с ней.
Шла война великая, шла война
кровавая
тысяча четыреста восемнадцать дней.
Вся страна поднялась на защиту своей Родины.
3. Работа с видеофрагментом «Великая Отечественная война. Трудовой подвиг советского народа»
- Внимание на доску. Просмотрите, пожалуйста, внимательно видеофрагмент
https://www.youtube.com/watch?v=qP1BMlTap5U
- Почему эвакуировали промышленные предприятия?
- Куда были эвакуированы заводы?
- Где началась работа по изготовления оружия для советской армии?
- Какие существовали трудовые движения?
- Какие качества проявил советский народ в годы ВОВ?
4. Работа с текстом:
- Ребята, перед вами фрагмент текста из воспоминаний авиаконструктора.
- Прочтем его внимательно
Из воспоминаний авиаконструктора А.С. Яковлева:
«Работа под открытым небом шла на нескольких уровнях. Внизу размещали станки и прокладывали кабель, по стенам крепили арматуру. Вверху сооружали кровлю. Новые крупные корпуса, строительство которых шло в 30-40–градусные морозы, осваивали по частям. Покрывали что-то крышей, отгораживали площадку стеной, ставили станки. Шли дальше, а станки начинали работать.
20 декабря. Станки устанавливают в цехах одновременно с возведением стен.
Начинают выпускать самолеты, когда еще нет окон, крыши. Снег покрывает человека, станок, но работа продолжается. Из цехов никуда не уходят. Здесь же и живут. Столовых еще нет. Где-то есть раздаточная, где выдают что-то похожее на суп»
- Как вы думаете, что помогло работникам завода в таких условиях организовать выпуск боевой техники и оружия?
- В каких условиях трудились рабочие?
- Что было сложным, по-вашему, когда начались работы на таких предприятиях?
- Почему люди, несмотря на такие условия, продолжали работать?
5. Работа с текстом «Из воспоминаний о симфоническом оркестре»
Из воспоминаний очевидцев о ленинградском симфоническом оркестре:
«Трудно забыть мне серые, зимние рассветы, когда совершенно уже свинцово отекший Яша Бабушкин диктовал машинистке очередное донесение о состоянии оркестра. — Первая скрипка умирает, барабан умер по дороге на работу, валторна при смерти, — отчужденным, внутренне отчаянным голосом диктовал он.
И все-таки 9 августа 1942 года, после долгого запустения, празднично озарился белоколонный зал филармонии. Осажденный город слушал Ленинградскую симфонию. За дирижерский пульт встал Карл Ильич Элиасберг - он был в самом настоящем фраке, но фрак висел на нем как на вешалке так исхудал он за зиму. Мгновение полной тишины-и началась музыка…»
Музыка «Седьмая симфония Шостаковича»
- Как вы думаете, почему оркестр даже в такие тяжелые времена продолжал работу?
- Что значила для жителей Ленинграда эта музыка? Важна ли она? Почему?
6. Рассказ учителя и беседа о вкладе женщин и детей
- Прослушайте стихотворение
...Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все - без конца и без счета -
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Одной тебе - волей-неволей -
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.
А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе,
Все чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась - какая ты есть.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Бросались в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.
За все ты бралась без страха.
И, как в поговорке, какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела - иглой и пилой.
Рубила, возила, копала -
Да разве всего перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
- О каком подвиге женщины говорится в стихотворении?
- Маршал Советского Ерёменко писал: “Едва ли найдётся хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы”. Всего за годы войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.
На плечи женщин легла большая часть работы в тылу.
- Как вы думаете, кто еще трудился в тылу?
- Чем могли помочь дети?
- По закону подростки должны были работать не более шести часов в день. Но фронту нужна техника, оружие, боеприпасы. И дети, понимая это, действительно совершали подвиги самоотверженного труда. Именно их детскими ручонками и ковалась победа.
- А только ли на заводах помогали дети?
Какой можно сделать вывод?
7. Работа с фотографией
- Рассмотрите внимательно фотографию
- Ребята, как эти награды связаны с темой нашего занятия?
- В годы Великой Отечественной войны 204 тысячи тружеников тыла были награждены орденами и медалями;
201 труженику тыла было присвоено звание Героя Социалистического труда; 16 млн. тружеников были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг»
8.Рефлексия
- Ребята, скажите, пожалуйста, можно ли труд рабочих, ученых в тылу назвать подвигом ради Победы? Почему?
- Весь народ у нас участник войны,
И участница войны - вся страна.
- Согласны ли вы с этими строками? Почему?
- Как вы думаете, в праве ли мы, живущие сейчас, забыть то, как сражались, трудились и жили люди в годы самой страшной, самой разрушительной войны?
- Пока народ помнит ужасы этой войны, у него не возникнет желания начинать новую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум "Славен человек трудом"
Данный занятие предназначено для обучающихся 3 классов. На уроке дети знакомятся с несколькими профессиями.1 профессия о которой идет речь- это художник (дети знакомятся с предметами и оттенками цвето...
Статья "И славен человек трудом"
Статья основана на результатах работы детского трудового объеденеия "Дизайнер" в 2011 году....
"Славен человек труда"
В своей работе ученица 11 класса Шаймухаметова Л. Л. рассказывает о славном жизненном пути односельчанина....
Занятие "Землю красит солнце, а человека труд"
Занятие с детьми младшего школьного возраста...
Исследовательская работа на конкурс "Моя малая Родина", номинация "Славен человек труда"
В данной работе описана жизнь людей, внесших значительный вклад в развитие сельского хозяйства пос. Приэтокского. О труженниках, ветеранах труда нашего поселка....
"Гимн Человеку труда" по рассказу коми писателя В.Т.Чисталева (Тима Веня)
Представлен конспект урока внеклассного чтения по рассказу коми писателя Т.Чисталева "Трипан Вась", предполагается индивидуальная работаучащихся в опорных картах....
Труд. Зачем человеку труд.
Формирование у детей развития трудовых навыков. Способствовать формированию качеств характера: трудолюбие, самостоятельность, умение видеть работу, умение работать в коллективе. Развитие речи, мыслите...