РАЗРАБОТКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПРОФПРОБЫ, КАК РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ"
методическая разработка
РАЗРАБОТКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ПРОФПРОБЫ, КАК РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОФПРОБЫ, КАК РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В глобальных изменениях рынка труда, социальной среды, развития технического прогресса и цифровизации, актуальным вопросом становится — место человека и его труда в этих процессах. Труд человека и его эффективность зависит от многих составляющих факторов. Какое профессиональное будущее он видит перед собой, какие навыки и компетенции он должен освоить, чтобы реализовать свои возможности и эффективно применить их в стремительно изменяющемся мире.
Профессиональная проба – это дополнительная образовательная программа или программа внеурочной деятельности, имеющая целью показать обучающимся завершенный вид учебно-трудовой деятельности, моделирующий элементы определенного вида технологического (производственного) процесса и способствующая формированию целостного представления о содержании конкретной профессии или группы родственных профессий.
Организация и проведение профессиональных проб как одна из эффективных форм профессионального самоопределения обучающихся образовательных учреждений.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Правильный выбор профессии во многом определяет его жизненную судьбу. Выбрать свое будущее современному школьнику помогает хорошо организованная профориентационная работа. Профориентации сегодня уделяется большое внимание, и она имеет существенную государственную поддержку. 1 марта 2018 года Президент РФ, в рамках Послания к Федеральному Собранию, высказался о важности создания в России современной системы профессиональной ориентации.
Обновленная система профориентации должна строиться на основе использования интерактивных, деятельностных форм работы.
Для внедрения интерактивных форм профориентационной работы на федеральном уровне уже реализуются ряд инициатив, объединяющих школьников, экспертов отраслевых направлений, специалистов образования и профориентации, призванных в формате профессиональных проб оказать значимую помощь в профессиональном самоопределении.
Актуальность профессиональных проб определяется и тем, что в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты (Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования от «08» сентября 2015 г. № 608н), необходимо выполнять требования, являющиеся основами для взаимодействия школ с профессиональными образовательными организациями: организовывать и сопровождать профессиональные пробы школьников, проводить мастер-классы по профессии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Современные школьники нуждаются в определенных знаниях о себе, своих интеллектуальных возможностях, склонностях и способностях, в умении соотносить свои личные качества с требованиями к профессиональному труду и психологическим характеристикам, объективно оценивать личные запросы и потребности регионального рынка труда. Профессиональные пробы достаточно успешно могут решить данные задачи, а так же через ознакомление обучающихся с профессиями и специальностями, содержанием, характером и условиями труда рабочих и специалистов различных отраслей экономики, формировать допрофессиональные знания, умения, навыки, получить опыт практической работы в конкретной профессиональной деятельности.
Все это призвано способствовать готовности школьников к самостоятельному, сознательному, обоснованному выбору профессии, привлечению большего количества мотивированных студентов в систему среднего профессионального образования.
Опыт Японии
Один из эффективных примеров решения данной проблемы — опыт зарубежных стран. Так, например, в Японии организация профориентационной работы в школах и высших учебных заведениях в значимой степени обусловлена особенностями системы образования. Система профориентации в Японии почти полностью сосредоточена в средней школе, а не в специализированных центрах. Профориентация здесь глубоко интегрирована в учебный процесс и составляет ядро учебных программ для средней школы.
Японские школьники уже в младших классах школы узнают как можно больше о различных профессиях: кто, чем занимается, как выглядит результат труда разных специалистов. Это происходит в виде игр, небольших лекций и экскурсий.
Начиная с 7 класса наступает время практики. Ребята пробуют свои силы в реальных профессиональных задачах — это и называется профессиональными пробами. Каждый год учащиеся 7-9 классов пробуют себя в 16 различных профессиях из разных областей: бизнес, сельское хозяйство, наука, промышленность. За 3 года они могут успеть попробовать себя в 48 разнообразных специальностях. Эти профессии отображают актуальный рынок труда и предусматривают разные типы взаимодействия — взаимодействие с человеком, природой, техникой, знаковыми системами или художественными образами.
По окончанию профпробы в каждой специальности ребенок должен сам оценить свой успех и степень интереса к тому, чем он занимался. Также его оценивает педагог и куратор практики. По результатам этих оценок школьник беседует с психологом — это и есть этап самоанализа.
После прохождения профпроб по всем 16 специальностям в течение трех лет школьник совместно с педагогами и психологом может построить свой собственный рейтинг рабочих мест и выбрать наиболее привлекательную профессию.
Система профориентации в Финляндии
Еще один интересный пример организации профориентационной работы — система профориентации в Финляндии. Также как и в Японии, основы конструирования профессиональной и жизненной карьеры закладывается во время учебы в 7-9 классах школы, за счет организации профессиональных уроков. Базовый принцип в Финляндии — непрерывность образования (т. е. образование на протяжении всей жизни). Профориентация сопровождает этот процесс, предлагая каждому возможность участия в различных формах активности и получения услуг.
В 7-м классе на профурок выделяется 1 час в неделю. Два полных учебных дня в течение года школьники «работают» в организациях своих родителей, где знакомятся со спецификой их профессии и рабочим местом.
В 8-м классе профурок проводится один раз в неделю и полная рабочая неделя на предприятии или в организации.
В 9-м классе профориентационный урок также планируется один раз в неделю, акцент делается на продолжение обучения в гимназии или в профессиональном училище, школьники также работают полную рабочую неделю на предприятии по выбранной ими профессии. Доступны факультативные предметы, такие как экономика домашнего хозяйства, деревообрабатывающие и металлообрабатывающие производства, электроника, СМИ и другие.
Особая роль в финской системе профориентации выделена консультантам. Консультирование непосредственно связано с процессом обучения и учитывает индивидуальную ситуацию студента в жизни и культурные аспекты. В зависимости от потребностей студента консультации могут быть индивидуальными или групповыми.
Особенности работы со школьниками (целевой аудиторией) при организации профессиональных проб
При планировании профориентационной работы с применением практикоориентированных мероприятий важно учитывать возрастные особенности школьников, выбирать виды профориентационных проб сходя из их приемлемого соответствующего уровня. Условно, профориентационную работу можно разделить на 4 уровня, и выстраивать ее исходя из целей достижения результатов.
- «Профессий много есть на свете...»
При планировании работы со школьниками 1-5 классов необходимо формировать учебно-познавательные мотивы, предоставлять возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации; расширять представления о мире профессий. Главной целью работы будет являться формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии, развитие интереса к трудовой деятельности.
- «Я и профессии вокруг меня»
У подростков 5-7 классов важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
Целью профориентационной работы является: расширение знаний о себе, своих возможностях и способностях; развитие умений ориентироваться в мире взрослых, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.
К наступлению подросткового возраста перед ребятами стоит главная задача – выбор будущей профессии, который требует определенной психологической поддержки.
- «Моя профессиональная карьера»
У школьников 8 - 9 классов необходимо формировать представления о профессиях экономики региона, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
Цель: предоставление информации о мире профессий, личностное развитие учащихся, формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.
Так же в подростковом возрасте (10–15 лет) при усвоении научных понятий закладываются основы теоретического, формального и рефлексивного мышления, появляются способности рассуждать на основе общих посылок, умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения. У подростков впервые начинает наблюдаться умение длительное время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале. Интеллектуализируется процесс восприятия – отыскания и выделения значимых, существенных связей и причинно-следственных зависимостей при работе с наглядным материалом, то есть происходит подчинение процессу осмысления первичных зрительных ощущений [5, с. 46–47]. Внимание характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. Воображение приобретает более реалистичный и критичный характер. Данный возраст характеризуется изменением мотивации личности. Подросток стремится к достижению общественной значимости своей личности – как к позитивной общественной оценке, так и к личностному самоутверждению. Желаемое и наличное «Я» четко начинает переориентироваться на предметно-практическую деятельность. Подросток способен не к отдельным волевым действиям, а к волевой деятельности. Он самостоятельно ставит перед собой цели, сам планирует деятельность по их осуществлению. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью, неуравновешенностью, склонностью к колебаниям настроения. В этом возрасте непрерывно меняется круг расширяющихся интересов, растут их дифференциация, глубина и содержательность. Подросток постоянно пытается попробовать, чего он может добиться.
- «Мой выбор»
С обучающимися 10-11 классов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляется устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.
Цель: приобретение знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути и успешного продвижения в реализации намеченного плана.
Образовательно-возрастные группы | Специфика помощи | |
Типичные ожидания клиентов | Помощь профконсультанта (основные акценты) | |
1.Дошкольники | выбор кружков (часто выбирают родители); - интерес к наиболее ярким профессиям (которые «на виду»); - интерес к профессии своих родителей; - стремление попробовать себя (в игровой деятельности). | - помощь в выборе кружка (работа с родителями); - увлекательные рассказы (с примерами) об интересующих профессиях и профессиях родителей (не стоит в этом возрасте «навязывать» знания о неинтересных профессиях); - проигрывание профессий (с целью осознания смысла и общественного значения этих профессий). |
2. Учащиеся 1-7-х классов | - интерес к модным (ярким) профессиям; - стремление увязать с профессиями учебные предметы; - выбор кружков, секций. | - увлекательные рассказы об интересующих профессиях; - постепенное расширение представлений о мире профессионального труда (по принципу сходства отдельных элементов труда в разных профессиях, например, элементы самодемонстрации в профессиях артиста и продавца); - помощь в выборе увлечения. |
3. Учащиеся 8-9-х классов | - более конкретный интерес к профессиям; - появляется интерес к профессиональным учебным заведениям; - выбор подготовительных курсов; - интерес к своей профпригодности. | - первичная профдиагностика; - профконсультационная помощь в выборе подготовительных курсов и профиля учебного заведения; - помощь в самопознании (но без окончательной рекомендации о профессиональной непригодности); - больший акцент на ценностно-смысловые стороны профессионального труда; - профинформационная работа: знакомство с особенностями профессий и учебных заведений. |
4. Учащиеся 10-х - 11-х классов | - выбор профессии; - выбор учебного заведения; - выбор подготовительных курсов; - интерес к ценностно-смысловым и нравственным аспектам будущей трудовой жизни; - главное - стремление к более конкретному выбору. | - профдиагностика с целью осознанного выбора профессии; - основной акцент на ценностно-смысловую сторону самоопределения (дискуссии, обсуждение разных позиций); - профинформационная помощь (больший акцент на особенности поступления в профессиональные учебные заведения); - проигрывание различных вариантов выбора (для сравнения, для большей ориентировки подростка). |
Таким образом, при организации профориентационных мероприятий в формате профессиональных проб для достижения целей успешного профессионального самоопределения следует учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся. Профессиональные пробы должны помочь школьнику сформировать такой мотив, как стремление участвовать в профессиональном труде для собственного развития и совершенствования, определения собственной личной позиции по отношению к сверстникам, взрослым, окружающему миру, для утверждения себя как личности. Проба так же должна помочь сформировать мотив познавательного интереса при наличии желания и возможности сделать по-своему, не похоже на других.
Виды профессиональные проб
Изучив многообразие профессиональных проб, условно их можно разделить на несколько видов:
По содержанию
- Игровые пробы – реализуются с обучающимися младших возрастов (дошкольники, младшие школьники, младшие подростки) на основе сюжетно-ролевых игр.
- Ориентационные пробы – направлены на ознакомление с основными сферами профессиональной деятельности (для обучающихся 5-7 классов).
- Профессиональные пробы – проводятся в ситуации квазипрофессионального контекста (в лабораториях, учебных мастерских) либо вне профессионального контекста (в школьном классе, в форме домашней работы и т.д.) в одной из нескольких возможных форм (для обучающихся 8-9 классов).
- Профильные пробы – углубленные пробы (для обучающихся 10-11 классов). В соответствии с избранным профилем обучения, предполагают погружения в реальный профессиональный контекст. Каждая проба ориентирована на самоопределение в рамках той или иной профессиональной сферы по Е.А. Климову («человек – природа», «человек – знаковая система» и т.д.).
Содержание профессиональных проб
Профессиональные пробы выполняются по пяти системам отношений в профессиональной деятельности (предметам труда): «человек – человек», «человек – техника», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».
При организации профессиональных проб необходимо наличие программ, которые включает пояснительную записку с указанием целей, основных задач, решаемых в ходе выполнения различных этапов пробы, содержанием, выделением уровней сложности выполнения заданий, подобранными инструментами, технологической документацией, оснасткой для их выполнения, разработанными критериями оценок результатов выполнения профессиональных проб.
Содержание профессиональной пробы любого вида должно состоять из трех этапов: вводно-ознакомительный, исполнительский (практический) и итоговый (рефлексия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в работе педагога дополнительного образования детей, как один из способов развития творческих способностей обучающихся
Из опыта работы педагога-вокалиста дополнительного образования Михеевой Е.А....
Участие с докладом в ГБПОУ КМБ №4 на круглом столе "Проблемы профориентации обучающихся и студентов с нарушенным слухом"
Участие с докладом в ГБПОУ КМБ №4 на круглом столе "Проблемы профориентации обучающихся и студентов с нарушенным слухом"...
Анкета изучения удовлетворенности обучающихся работой образовательного учреждения и работой педагога дополнительного образования
Анкета для изучения удовлетворённости обучающихся работой ДДТ и работой педагога ДО...
Анкета изучения удовлетворенности обучающихся работой образовательного учреждения и работой педагога дополнительного образования
Анкета для изучения удовлетворённости обучающихся работой ДДТ и работой педагога ДО...
«Особенности взаимодействия дополнительного образования в решении проблем профориентации в рамках реализации муниципальных проектов»
Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации.Ценность дополнительного образования детей в том, ...
Социальные проблемы профориентации обучающихся
Доклад по профориентации для учащихся старших классов...
Помощь в подготовке к олимпиадам "Развитие глобальных компетенций, компонента функциональной грамотности при работе педагогов дополнительного образования с обучающимися"
На этапе подготовки к олимпиадам необходимо ориентировать школьников на творчество, а это значит: дать возможность мыслить нестандартно, прислушиваться к своим ощущениям, ассоциациям, не бояться выска...