Социальные проблемы профориентации обучающихся
материал (10, 11 класс)
Доклад по профориентации для учащихся старших классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnye_problemy_proforientatsii_obuchayushchihsya.docx | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Чистиковская школа»
(Приложение к выступлению на МО классных руководителей по теме: «Социальные проблемы профориентации обучающихся».
2018-2019 учебный год.
Сообщение на тему:
«Рекомендации выпускнику 11 класса по выбору профессии»
(Романенкова Светлана Александровна, классный руководитель 10 класса).
Апрель 2019 года.
1.Содоклад на тему:
«Социальные проблемы профориентации обучающихся. (Диагностика профессиональных интересов старшеклассников)»
Важная проблема для учащихся школы – выбор профессии. Интересы значительной части учеников крайне неустойчивы. Они порождаются знакомыми и товарищами. Меньшее влияние оказывают школа и семья. Степень выбора колеблется от абсолютного «да, только эта профессия меня привлекает» до «не знаю, как получится».
Подростки на первое место ставят профессии, в которых предоставляется возможность принимать самостоятельные решения, контактировать с людьми и получать полезный продукт деятельности. На втором месте стоят профессии, в которых присутствует творческий характер труда. На третьем месте – работа, от которой можно получать новые впечатления.
В последнее время немаловажным фактором, влияющим на выбор профессии, стало финансовое вознаграждение за сделанную работу.
Установлено, что подростки редко выбирают профессии родителей. Но не подлежит сомнению тот факт, что они прислушиваются к мнению взрослых.
В 10-12 лет ребята часто четко представляют, кем они будут работать. Здесь сказывается отсутствие жизненного опыта, а также незначительная потребность в самореализации. У детей 14-15 лет выбор своей будущей профессии вызывает гораздо больше затруднений, сомнений. Что не удивительно. Подростки, перед которыми уже реально стоит этот вопрос, руководствуются тремя позициями выбора профессии:
- Хочу – интересы, склонности ребенка, желание заниматься интересующим его делом
- Могу – уровень подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности
- Надо – спрос на профессию, потребность в ней общества.
Сюда же присоединяются раздумья над рядом факторов, которые тоже немаловажны: престижность профессии, система оплаты труда, место жительства.
В условиях рыночной экономики престижность одной профессии сменяется престижностью другой. И наоборот. Поэтому основываться при выборе профессии только на этом факторе не стоит. Данная ситуация усугубляется и тем, что при не достижении учащимся 16-летнего возраста, он не может посещать курсы Центра занятости, а следовательно вернётся в школу, где будет в дальнейшем «мучить» и себя и учителей полным отсутствием желания учиться.
Таким ребятам гораздо легче будет найти себя, если они начнут свое образование с колледжа, техникума. Часто это помогает поступлению в дальнейшем в высшее учебное заведение. Подросток получает в учебных заведениях среднего звена знания и представления о выбранной профессии. И при желании сможет учиться дальше целенаправленно.
Также подростки оценивают профессии в зависимости от пола. Но это вряд ли повлияет на выбор профессии. Но фраза: «Не женское (мужское) это дело», - может больно задеть самолюбие ребенка.
Значительно число юношей и девушек мотивируют свой выбор наличием устойчивого интереса к данной профессии, необходимых для этого дела способностей, склонностей, знаний, а также знакомством с деятельностью, близкой к своей будущей профессии.
Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью подростка высокого уровня развития. Если же такой потребности не возникает, не стоит насильно требовать от него принятия решения. Попытки родителей, особенно в семьях интеллигенции, ускорить это событие, этот процесс с помощью психологического нажима всегда приводит к реакции протеста и ли росту тревожности Замечено, что раннее самоопределение обычно имеет свои издержки, так как увлечения в подростковом возрасте часто случайны и несерьезны. Подросток может плохо представлять деятельность, которой ему придется заниматься. И, конечно, считает, что все профессии делятся на «плохие» и «хорошие».
Категоричность выбора и отсутствие желания рассмотреть другие варианты – это уход от мучительных колебаний. Впоследствии это приведет к разочарованию.
«Экспресс-диагностика профессиональных интересов и склонностей учащихся 9-11-х классов» предназначена для индивидуальной и групповой диагностики мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы учащихся старших классов, стоящих перед выбором профессии и профиля обучения. В данной методической рекомендации представлен алгоритм проведения групповой психологической диагностики в этих классах в целях уточнения профиля дальнейшего обучения и приведены методики диагностики профессиональных интересов и склонностей, особенностей интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, существенных для выбора профессии.
Методики могут использоваться при индивидуальном и групповом обследовании учащихся 9-11-х классов в целях диагностики: 1) профессиональных интересов и склонностей («Матрица выбора профессии», «Профиль», «Одно из двух»);
2) особенностей мышления («Тест интеллектуального потенциала», «Эрудит» (модификация методики ШТУР), тест Беннета («Определение технических способностей»);
3) особенностей психоэмоциональной и коммуникативной сферы («Определение уровня тревожности», «Поведение в конфликтах», «Социальный интеллект»). Главный смысл представленных в методическом пособии методов психологической диагностики – знакомство учащихся со своими психологическими особенностями и осознание полученной информации. Выбор методик определяется целями и задачами диагностики, однако для сужения поля выбора целесообразно начать с уточнения профессиональных интересов.
2.Сообщение.
10 классе нашей школы в данное время обучается 5 человек: 4 девушки и юноша. По мнению самих учащихся, все выбрали профессии, которые им по душе, знают учебные заведения, где профессии можно получить, родители одобряют их выбор. И у них есть еще в запасе целый год для окончательного решения. Я уверена, что ребята определят свой жизненный путь правильно, но как классный руководитель, подготовила для них материал по выбору профессии.
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.
Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни, выпускник. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю.
Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут, куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».
Выпускник! Выбирая профессию, ты выбираешь будущее...
Как выбрать профессию?
ЕСЛИ ты с детства мечтал стать космонавтом, до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора, упорно идешь к этой цели и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы - ты счастливчик, потому что многие ребята совершенно не представляют себе, кем быть и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.
ТРУДНОСТИ профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий старшеклассников. Первые не могут определиться, чем хотелось бы заниматься, потому что из того, что окружает их в мире, ничего особенно не притягивает. Вторые, наоборот, очень активны и в учебе, и в других видах деятельности, у них все получается, они во всем добиваются успеха. Однако... они тоже не могут определить, что нравится им больше, с чем они хотели бы связать свою жизнь.
Правильный выбор профессии - очень важный шаг, от него зависит твоя будущая жизнь. Чтобы принять правильное решение, необходимо учесть множество факторов: свои желания, психологические особенности и возможности, а также потребности общества. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы, это ее название.
Полезный совет
Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии.
Профессия должна быть интересна. Кроме того, любая профессия требует; чтобы у человека присутствовали «профессионально важные качества». Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие профессионально важным качествам. И, наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим личностным, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами.
Профессионалом может стать тот, кто быстрее определится с выбором своей дороги, потеряет меньше времени и сделает меньше ошибок. Делать это можно самостоятельно и наугад, но лучше всего обратиться к специалистам.
Правильный выбор - значит найти такую профессию, которая:
Интересна и привлекательна, - это те занятия, которые ты делаешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе (как в школе, так и во внеурочное время). Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом, и, в конечном счете, больше зарабатывать.
Доступна и посильна, - это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. Например, в каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаешь или начинаешь нервничать (злиться, теряться и т. д.), а в других - за тобой не угонишься, а главное, ты занимаешься им с удовольствием и без устали.
Важна для народного хозяйства, - это знания об окружающем мире, а значит, о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, и какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Следует учитывать, что получение статуса безработного - невыигрышное начало трудовой карьеры.
3.СОВЕТЫ УЧАЩИМСЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:
Выбор профессии «за компанию».
Подчинение давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.
Увлечение только внешней стороной профессии.
Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.
Устаревшие представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.
Отождествление учебного предмета с профессией.
Незнание и недооценка своих физических противопоказаний.
Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.
Недостаточное знание профессии.
При выборе профессии нужно:
Знать как можно больше профессий, структуру рынка труда;
Определиться в своих интересах;
Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;
Иметь (желательно) опыт профессиональных проб.
Оценить свои психологические и психофизиологические особенности личности (склонности, способности, темперамент, характер, состояние здоровья);
Знать региональную структуру потребности в кадрах, имеющую свою специфику в каждом регионе;
Знать содержательные особенности и условия трудовой деятельности.
Выбирая профессию, важно:
Определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе. Это можно сделать, обратившись к школьному психологу. При этом надо помнить, что даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными качествами для данной профессии, еще не делает вас готовым специалистом. Так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, то есть профессионального обучения (образования).
Получить информацию об интересующих профессиях: содержание работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку, перспективах развития профессий и др.
Узнать, в каких учебных заведениях и на каких условиях можно получить интересующую тебя специальность.
Выяснить возможности трудоустройства. Проанализировать собранную информацию, проконсультироваться со специалистом - профконсультантом в центре занятости.
Выбирая учебное заведение:
Узнайте всё об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.
Убедитесь в том, что вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.
Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.
Если учебное заведение проводит собеседование, важно основательно к нему подготовиться. Начните с того, что обдумайте причины вашего выбора и ваши профессиональные интересы. Какими умениями и навыками вы обладаете? Как лучше всего показать, что ваши личные интересы и способности соответствуют месту обучения, на которое вы претендуете?
Готовясь к собеседованию, уделите время своему внешнему виду. Опрятности и соответствующей одежде сегодня придается огромное значение.
Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.
Беседа с учащимися.