Программа работы социального педагога с детьми «группы риска»
материал (9 класс)
Программа работы
социального педагога
с детьми «группы риска»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pvr.docx | 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО классных руководителей ______/Н.Ю.Апполонова/ Протокол № ___ от «__» ______ 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______/Е.Б.Камкина/ «____»__________2019 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «Лицей №2» _________/Г.З. Сафина/ Приказ № ___ от «___»______2019 г._ |
Программа работы
социального педагога
с детьми «группы риска»
2019 – 2020 учебный год
Социальный педагог: учитель родного (татарского)
языка и литературы Шамсиева И. А.
Пояснительная записка
В настоящее время мы все чаще употребляем понятие «трудный ребенок». Многие огрехи семейного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой «группе риска». Такие дети проживают в неполных социально-неблагополучных семьях, более того, у таких семей, как правило, низкий образовательный уровень. Кроме того, эти дети не прошли организованной дошкольной подготовки, что существенно осложняет процесс социальной адаптации.
Возрастной диапазон таких детей 10-16 лет, который включает подростковый период развития ребёнка. Поэтому для нашей школы очень важно создание программы социального пелагога по работе с детьми «группы риска», которая позволила бы осуществить комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации обучающихся.
Для того чтобы найти верный подход к таким обучающимся, педагогу приходится выстраивать целую воспитательную систему.
МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» несет ответственность перед обществом и государством за реализацию прав личности ребёнка на образование и трудовую подготовку, на создание максимально благоприятных условий для решения таких задач, как организация образовательного процесса, определение содержания, методов обучения в соответствии с познавательными возможностями, психофизическими и возрастными особенностями умственно отсталого школьника, своеобразием его развития, обеспечение трудовой подготовки и коррекция их в целях социальной адаптации и реабилитации
Работа с детьми «группы риска» проводится на основе следующих нормативных документов: Конституция РФ; Конвенция о правах ребенка; Семейный кодекс РФ; Закон об образовании в РФ; Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ.
Актуальность создания программы по работе с детьми «группы риска» обусловлена необходимостью в диагностировании проблемы социальной адаптации умственно отсталых школьников, в разработке комплекса мероприятий, направленных на реализацию их успешной социализации.
Цель программы: обеспечение социальной поддержки детей и подростков «группы риска», направленной на развитие личности и решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности.
Задачи программы:
1.Формирование навыков личной и социальной адаптации к условиям жизни в обществе у обучающихся, входящих в «группу риска».
2.Организация профилактической работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, правонарушений, антиобщественных действий обучающихся.
3.Повышение правовой культуры и социально – педагогической компетенции родителей обучающихся.
4.Осуществление мероприятий по оказанию комплексной социально – психолого – педагогической поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в «группе риска».
5.Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
6.Формирование потребности ведения здорового образа жизни.
7.Разработка и обеспечение индивидуальных программ социально-педагогической реабилитации, по разрешению конфликтных ситуаций, коррекции общения и поведения учащихся, входящих в «группу риска», восстановление их в статусе субъекта учебной деятельности, формирования их гражданского самосознания.
Основными направлениями работы с детьми «группы риска» являются:
1.Изучение проблемных детей.
2.Составление индивидуального плана работы с этими детьми.
3.Организация помощи педагогически запущенным детям. Прежде всего, педагогическому коллективу необходимо выявить всех проблемных детей в классе и школе. Для более детального знакомства с такими обучающимися необходимо:
4.Определить характер педагогической запущенности детей и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями обучающихся).
5.Установить статус педагогически запущенного обучающегося в классном коллективе (путем наблюдения, анкетирования).
7.Изучить склонности, интересы и способности такого ученика, с целью возможного включения его во внеурочную общественно – полезную деятельность.
8.Ознакомиться с положением ребенка в семье.
9.Изучить нравственные ориентиры личности, воспитательного потенциала семьи.
Отличительные особенности программы:
1.Тесное взаимодействие с семьей.
2.Сотворчество педагогов и обучающихся.
3.Способность педагогов к неформальному общению.
4.Создание у ребенка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
5.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.
6.Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.
Ожидаемые результаты и способы оценки:
1.Выявление основных причин появления детей «группы риска».
2.Снижение роста числа обучающихся, входящих в «группу риска»
3.Снижение количества правонарушений обучающимися «группы риска»
4.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
5.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
6.Снижение заболеваемости среди детей «группы риска».
7.Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей.
8.Формирование у детей представления об общечеловеческих ценностях.
9.Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения.
10.Повышение психолого-педагогической грамотности родителей посредством организации и проведения лекций, родительских собраний, индивидуальных консультаций и бесед.
Риски сопровождения детей «группы риска».
Риски | Пути решения |
Проблемы, связанные с опозданием и пропусками уроков | Регулярный контроль со стороны классных руководителей за посещаемостью; Информирование родителей и законных представителей об отсутствии на учебных занятиях. |
Проблемы во взаимоотношениях с родителями | Своевременное информирование органов и учреждений системы профилактики. |
Нет согласия со стороны родителей и законных представителей на посещение семьи | Взаимодействие и информирование органов системы профилактики |
Типичные трудности детей и подростков из «группы риска»:
1. Взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
2. Взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками.
3. Самоотношение, самопонимание.
4. Формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей.
5.Внутреннее («психологическое») одиночество, невыраженность, непонятость другими.
6. Поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований,. испытание себя и других, поиск границ возможного.
7.Поиск комфортного существования, эмоционального благополучия.
8.Отсутствие позитивных жизненных стремлений и целей
9. Обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности.
10. Переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию ситуацией.
11. Неорганизованность.
12.Зависимость от других, низкая сила своего «Я».
13. Трудности в обучении.
14. Отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях.
15. Трудный характер, наличие неудобных черт в характере, обидчивость, агрессивность, расторможенность и т. д.
16. Отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или защитника.
17. Чувство вины, «стыда» за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т. д.), отсутствие уважения к родителям.
Перечень мероприятий по работе школы с детьми «группы риска».
- Выявление детей «группы риска».
- Изучение причин социально – педагогической запущенности подростка.
- Встречи с инспектором ОПДН.
- Правовое просвещение подростка.
- Совет по профилактике правонарушений (1 раз в месяц).
- Психологические консультации для детей и родителей.
- Изучение положения подростка в коллективе (социометрия).
- Индивидуальная работа с детьми «группы риска».
- Вовлечение подростка во внеурочную деятельности и дополнительное образование
Информационные источники
1.Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания, М., 2010.
2.Алексеева Л.С. Девиантное поведение подростков: профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. М.,2009.
3.Белоусова О.В., Галстукова О.В. «Социальный педагог в школе» Москва 2008г.
4.Василькова Ю.В. «Методика и опыт работы социального педагога» Москва 2012г.
5.Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб.-метод.пособие / [М.И. Рожков и др.]; под ред. М.И. Рожкова. – М.; Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2016. – 239 с. – (Коррекционная педагогика).
6.Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М., 2011.
7.«Система социально – психологического сопровождения детей – сирот в интернатном учреждении» Методическое пособие, Москва 2013г.
8.«Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних» издательство «Глобус» 2015г.
9.Психология умственно отсталых школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 160 с.
10.Казанская В.Г. «Подросток трудности взросления» Москва 2016г.
11.Журналы «Социальная педагогика».
12Шишковец Т.А. «Справочник социального педагога» «ВАКО» Москва 2015г.
13.Шульга Т. И., Спаниярд Х., Солт В., методика работы с детьми группы риска. М., 2010.
План мероприятий по реализации программы.
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос. | Сентябрь, январь | Соц. педагог, психолог, кл. руководитель | |
Диагностика уровня агрессивности | Сентябрь, январь | Педагог-психолог | |
Проведение групповых и индивидуальных занятий с детьми «группы риска» | В течение года | Педагог – психолог | |
Контроль за успеваемостью, посеща-емостью,рабо тоспособностью детей «груп-пы риска» | Ежедневно | Кл. рук., воспитатель, соц. педагог | |
Оформление информационных стендов | 1 раз в четверть | Соц. педагог, психолог, библиотекарь | |
Психолого – педагогическое и социально – педагогическое сопровождение детей «груп-пы риска» | В течение года | Соц. педагог, педагог – психолог | |
Исследование адаптации к школе | 1 четверть | Педагог – психолог, соц. педагог | |
Проведение классных часов и бесед по вопросам сохранения здоровья | В течение года | Соц. педагог, кл. рук, педагог – психолог | |
Профилактические беседы о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация фильмов. | В течение года | Мед. сестра, врач-психиатр, соц. педагог | |
Спортивно – оздоровительные мероприятия: - привлечение к участию в спортивных соревнованиях, кружках, секциях детей «группы риска» | В течение года | Соц. педагог, кл. рук, педагог – психолог | |
Работа с библиотекой: - контроль за посещением библиотеки; - привлечение к участию в мероприятиях, проводимых библиотекой. | В течение года | Соц. педагог, кл. рук, педагог – психолог, библиотекарь | |
Профориентационная работа с детьми «группы риска» | В течение года | Соц. педагог, кл. рук, педагог – психолог | |
Вовлечение обучающихся «группы риска» в организацию и проведение акций | В течение года | Соц. педагог, кл. рук, педагог – психолог | |
Заседание Совета профилактики правонарушений | 1 раз в месяц | Состав Совета профилактики | |
Проведение экскурсий и благотворительных посещений различных мероприятий на территории города. | В течение года | Соц. педагог, кл. рук, зам. директора по ВР | |
Организация помощи обучающимся «группы риска» в трудоустройстве | В течение года | Соц. педагог | |
Повышение психолого-педагогической грамотности родителей посредством организации и проведения лекций и индивидуальных консультаций. | В течение года | Социальный педагог, заместитель директора по ВР, классные руководители, | |
Проведение родительских собраний | В течение года | Зам. директора по УВР, соц. педагог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психологической работы с детьми группы риска «ТВОЙ ВЫБОР»
Программа направлена на формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих совершению правонарушений и преступлений сре...
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...
Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)
Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)...
Программа работы с детьми группы риска
Как организовать работу с данной категорией детей....
программа по работе с «трудными детьми», детьми «группы риска».
(Программа, направленная на профилактику правонарушений в детской и подростковой среде и обеспечение безопасности на территории образовательного учреждения.)...
Программа работы с детьми "группы риска"
Тематическое планирование и разработки занятий для детей "группы риска"...
Программа работы с детьми группы риска
В данной программе представлен методический материал по формированию "группы риска", показаны оснавные направления работы специалистов. Думаю работа будет полезна не только начинающим специалистам, но...