Классный час " Дружба"
классный час (7 класс)
Прививать учащимся чувство значимости дружбы, способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива, развивать творческую активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhba.docx | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: « Дружба»
Цель: прививать учащимся чувство значимости дружбы, способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива, развивать творческую активность.
Оформление и оборудование: иллюстрации из литературных произведений на тему дружбы: «Алиса в стране чудес» и т.п.
Ход мероприятия
Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами начинаем разговор о дружбе, об отношениях, которые должны быть между друзьями, между одноклассниками.
Во все времена и у всех народов высоко ценилась дружба, верность и преданность.
«Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг», - писал еще в 12 веке Шота Руставели. Нет народа, у которого не было бы пословиц, поговорок и легенд о дружбе.
Давайте и мы с вами вспомним пословицы о дружбе. Я буду называть начало пословицы, а вы окончание. Тот, кто первый поднимет руку, тот и отвечает, за правильный ответ - получает жетон. В конце мероприятия будем подводить итоги и посмотрим, кто же из вас набрал большее количество жетонов. А сейчас первая пословица.
Учитель:
Один за всех...
Ученик: ...все за одного.
Учитель:
Гусь свинье...
Ученик: ...не товарищ
Учитель:
Старый друг...
Ученик: ...лучше новых двух.
Учитель:
Гора с горой не сходится, а человек...
Ученик: ...с человеком сойдется.
Учитель: С пчелкой водиться в медку находиться, а с жуком связаться...
Ученик: ...в навозе оказаться.
Учитель:
С кем поведешься...
Ученик: ...оттого и наберешься.
Учитель:
Не имей сто рублей...
Ученик: ...а имей сто друзей.
Учитель:
Дружба дружбой...
Ученик: ...а служба службой.
Учитель: По своему происхождению слово «дружба» тесно связано с такими понятиями, как родственная близость: выражение «друзья и братья» некогда звучало почти идентично.
Дружба предполагает взаимную помощь и сходство чувств, переживаний, восприятие окружающего и отношение к нему: недаром близкого друга часто называют собственным, то есть другим я. А вот как об этом сказал великий В. Шекспир:
Настоящий друг везде
Верен: в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь - он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
У каждого из нас есть нужда в человеке, которому можно было бы рассказать о самых сокровенных мыслях, доверить свои чувства, поделиться радостью и горем, надеждой и разочарованием.
«Что такое друг?!»- спрашивает К. Гельвеций - выдающийся представитель французского Просвещения.
И отвечает: «Избранный нами родственник. Мы желаем иметь друга, чтобы, так сказать, жить в нем, чтобы изливать свою душу в его душу и наслаждаться беседой, которую доверие делает всегда восхитительной». Может быть, высокопарные слова, но если в них вслушаться, то истина в них самая настоящая.
Дружба - это тесные взаимоотношения между людьми, бескорыстное чувство уважения, основанное на единстве взглядов.
Дружба - это высокое чувство, в которое не может вмешиваться какая- то корысть.
Если формула «Ты - мне, я - тебе» присутствует в мыслях человека, это уже не дружба.
А знаменитый философ Вольтер считал, что «глаза дружбы редко ошибаются».
Как вы это понимаете, ребята?
Ученик: Когда два человека начинают дружить, они подходят друг - другу, значит, как бы глаза ни обманули, выбрали кого надо.
Учитель: Мы услышали одно мнение, а кто думает по-другому?
Ученик: Я понимаю, что друг всегда видит и горести, и радости своего друга.
Учитель: Конечно, глаза дружбы открыты и не ошибаются. Вы же замечаете, если ваш друг расстроен, значит, у него что-то случилось. Часто друзья даже чувствуют неприятности своего друга. Ребята, вы заметили, какой большой смысл в слово «дружба» вкладывается великими людьми? Давайте и мы будем подходить к этому слову с высокой меркой.
Как вы думаете, при каких условиях или с чего может возникнуть дружба во всем нашем классе и у отдельных ребят друг с другом?
Ученик: С каких-то совместных дел. Мы готовились вместе к школьному конкурсу, и все стали как-то ближе друг другу.
Ученица: С какого-то события. Когда заболела наша одноклассница, мы всем классом ходили ее проведать, и мы ближе подружились.
Учитель: Да. Именно с совместной деятельности, общих переживаний, взаимности, щедрой отдачи себя начинается дружба. Ведь каждый человек испытывает желание быть нужным другим, ощущать потребность в себе. Это исток дружбы. Очень хороший педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Потребность в человеке рождается с желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая что-то свое». Подумайте, ребята, о потребности в близком человеке. Ведь это именно то, с чего начинаются поиски человека, понимающего тебя. А из этого следует, что в основе дружбы лежит именно понимание, причем сочувствующее понимание близкого человека.
Да. Когда у тебя появляется друг и ты чувствуешь, что это именно тот человек, появляется желание рассказывать о себе, о своих переживаниях. Результаты духовной, эмоциональной «совместимости» дают радость общения.
Можно сказать, что без взаимной симпатии, без сочувствующего понимания, без полной самоотдачи дружеские отношения просто не состоятся.
Помните, как поется в детской песенке: «Ну а дружба начинается с улыбки». Это очень верно, дружба действительно начинается с улыбки. А как вы думаете, почему?
Ученик: Когда человек улыбается, он располагает к себе.
Ученица: Когда мне улыбаются, у меня поднимается настроение и мне хочется улыбнуться в ответ.
Учитель: Улыбкой мы показываем, что доверяем человеку, проявляем симпатию, а именно с этого и начинаются дружеские отношения. Дружеские отношения могут быть не только между двумя людьми или небольшой группкой, чувства симпатии и расположения могут составить основу коллективной дружбы, связанной общей классной жизнью, интересами, перспективами.
Вот и давайте решим сегодня с вами, часто ли мы видим в нашем классе улыбку расположения и доброго отношения друг к другу?
(Ребята отвечают.)
Что мешает нам строить дружеские отношения в коллективе?
(Ребята отвечают.)
Мне хочется привести вам один пример. Я вычитала в газете потрясающую историю. Послушайте ее.
«...Марина за два месяца до окончания учебного года вынуждена была оставить школу - заболевание центральной нервной системы, катастрофически ухудшается речь, падает зрение. Сидеть более десяти минут не могла, без помощи посторонних не в состоянии принимать пищу.
Приходили одноклассники, но лучше бы они не приходили, только вызывали чувство непреодолимой пропасти между ней, лежачей, и ими, стоячими: садиться не садились, были скупы на слова.
Первым вышел из оцепенения Сережа. Под его руководством мальчики посадили перед окном Марины шесть кустов сирени. Затем устроили концерт. И дальше Марину не оставляли одну, дежурили или группами, или поодиночке. Прошли годы, и дружба сделала свое дело, она исцелила без¬надежно больную девочку. Они рассматривали фотографии, смеялись и вспоминали. Марина была с ними и смеялась громче всех. Они сидела за столом под сливой, как семья за обедом».
Вот такие чудеса может творить дружба.
Каждый из нас мечтает именно о таких друзьях, которые не только не бросят в трудную минуту, но и сделают все возможное, чтобы отвести беду. Давайте проведем маленький эксперимент, чтобы определить наше общее мнение. Мы вместе напишем небольшой рассказ о классе, автором которого будет каждый из вас. Сравним ваши записи и сделаем вывод, а потом составим план нашего пути до настоящей коллективной дружбы. Я буду читать, а вы вставлять те мысли, которые покажутся правильными для всех.
Рассказ
Когда мы все пришли в первый класс, мы были все разные и почти никто никого не знал. Но шло время, и в классе стали появляться друзья. Все мы сдружились, когда
Но что-то еще было, что не давало нам стать единым коллективом, это, скорее всего,__________________.
Чтобы мы все стали дружным классом, нам надо_________________________________________
Ведь дружба - это прежде всего___________________
Нам бы очень хотелось, чтобы каждый из класса был__________________________________________
Сейчас, когда мы уже знаем, что такое дружба, мы будем стремиться______________________________
А для того, чтобы все получилось у нас всех, надо_________________________________________
Только когда мы сможем сделать_______________________________________
мы станем дружным классом, который друг за друга и все за одного, которому не страшны будут никакие невзгоды.
Учитель:
Знаете, как обозначил почву для дружбы Антуан де Сент - Экзюпери: «Приобщаешься к думам товарищей и становишься богаче». Думаю, что класс наш будет самым дружным, что каждый из вас будет ценить слово дружба, всегда приходить на помощь друг другу и приобщаться к думам своих друзей.
Дружба излечить может, дружба горы может свернуть, дружба реки . переплывет и надежду даст.
Пусть у вас будут самые верные друзья, самая крепкая дружба и самый замечательный класс. В заключение нашего классного часа мы проведем небольшой тест «Настоящий ли ты друг?».
Тест
«Настоящий ли ты друг?»
1. Вспомните вашего самого лучшего друга. Какие из перечисленных ниже качеств вы цените в нем больше всего?
а) надежность - он никогда вас не подведет;
б) солидарность - он всегда будет только на вашей стороне;
в) чуткость - он всегда знает о вашем настроении прежде, чем вы о нем поведаете;
г) верность - он всегда с вами, что бы вы ни сделали;
д) совместимость - вам хорошо в его компании.
2. Если друг пришел к вам поздно вечером в слезах, что вы сделаете?
а) угостите чаем и успокоите;
б) не откроете дверь, изобразите, что вас нет дома;
в) сделаете вид, будто вам нужно уходить;
г) пригласите его войти, но укажете, что вам надо рано утром вставать;
д) извинитесь, что не можете его впустить сейчас, но пообещаете встретиться завтра.
3. Вы выслушиваете длинную историю бед одного друга, а в это время появляется другой, который тоже нуждается в вашем сочувствии. Что вы сделаете?
а) предложите первому другу присоединиться к беседе;
б) объясните первому другу, что вас ждут в ином месте;
в) объясните второму другу, что заняты проблемами первого;
г) оставите их вдвоем, чтобы они поддерживали друг друга;
д) начнете отвергать все просьбы, с которыми к вам обратятся.
4. Сколько у вас было друзей в первые десять лет вашей осознанной жизни?
а) ни одного;
б) один;
в) два;
г) трое;
д) четверо и более.
5. Сколько ваших друзей знакомы друг с другом?
а) все;
б) почти все;
в) не все;
г) немногие;
д) двое или никто.
6. Друг хочет одолжить у вас новый костюм прежде, чем вы успели его хотя бы раз надеть. Что вы сделаете?
а) согласитесь без всяких сомнений;
б) согласитесь, но неохотно;
в) согласитесь, но только если просит человек, которому вы доверяете;
г) скажете, что сами хотели его надеть;
д) признаетесь, что хотели бы быть первым, кто его наденет, но предложите что-то взамен.
7. Если один друг попросит вас солгать ради него другому, вы:
а) наотрез откажетесь;
б) откажетесь брать на себя такое обязательство, пока не разузнаете всех обстоятельств;
в) откажетесь и сообщите второму другу о просьбе первого;
г) предложите вместо этого посредничество с условием сказать правду;
д) согласитесь, но поясните, что ненавидите такие дела и занимаетесь ими первый и последний раз.
8. Какое из следующих животных вам наиболее симпатично:
а) панда;
б) кошка;
в) собака;
г) обезьяна;
д) слон.
9. Ваши друзья:
а) люди примерно одного типа, но отличаются от вас;
б) все похожи друга на друга;
в) разные и по-разному к вам относятся.
10. Считаете ли вы своих одноклассников:
а) настоящими друзьями;
б) друзьями на время, пока вы в школе;
в) может быть, друзьями, а может, нет, в зависимости от конкретной личности;
г) вы редко заводите дружбу с одноклассниками;
д) вы никогда ни заводите дружбу с ними.
11. Какое качество, на ваш взгляд, является главным для того, чтобы быть настоящим другом:
а) внимательно выслушивать жалобы на ваши беды;
б) избавлять от одиночества;
в) доставлять удовольствие от общения;
г) всегда быть на вашей стороне;
д) оказывать вам практическую помощь иногда или даже всякий раз, когда вы в этом нуждаетесь.
12. Что вы считаете наиболее важным в дружбе:
а) оказывать поддержку другу в любой ситуации, какой бы она ни была;
б) изъявлять желание дать совет, когда вы считаете, что в нем есть потребность;
в) изъявлять желание дать совет, когда об этом просят;
г) следить за тем, чтобы никогда не давать советов;
д) всегда быть готовым выслушать друга.
ОЧКИ
| А | Б | В | Г | Д |
1 | 10 | 5 | 15 | 0 | 20 |
2 | 20 | 0 | 5 | 15 | 10 |
3 | 15 | 10 | 10 | 15 | 20 |
4 | 0 | 5 | 10 | 15 | 20 |
5 | 15 | 20 | 10 | 5 | 0 |
6 | 20 | 10 | 10 | 0 | 15 |
7 | 15 | 10 | 0 | 5 | 0 |
8 | 5 | 0 | 10 | 20 | 15 |
9 | 0 | 5 | 10 | - | - |
10 | 0 | 10 | 20 | 15 | 5 |
11 | 10 | 15 | 20 | 0 | 5 |
12 | 15 | 0 | 5 | 10 | 20 |
От 0 до 70. Вы уверены в своей способности быть наилучшим другом - вот только надо убедить в этом других. Но в глубине души вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг ваших почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас согревает их уважение, но вы человек, который берет все и ничего не дает. Если они намереваются вас о чем-либо попросить, вы отказываетесь либо заводите новую дружбу.
От 75 до 125. Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представляйте себя на их месте. Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.
От 130 до 185. Вы самый лучший из возможных друзей - великодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не рабской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положиться, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.
От 190 до 220. Вероятно, вы хотели бы считать себя самым лучшим из возможных друзей, но вы таковым не являетесь.
Заключительное слово : Мы с вами поговорили о влиянии дружбы на жизнь людей, перечислили условия, необходимые для ее существования, поговорили о значимости дружеских отношений. Когда у О. Гольдсмита спросили, что такое дружба, он ответил: «Слово, иллюзия, очаровывающая нас, тень, следующая за счастьем, и исчезающая в часы несчастья». Согласны ли вы с этим мнением? Я хочу, чтобы сегодняшний разговор, обмен мнениями, суждениями, нашими знаниями в поисках общего решения мы продолжили. А урок, который мог каждый вынести сегодня, был бы для вас очень важным и значимым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Дружбой дорожить умейте!"
Предлагаемый классный час проводился с использованием технологиифранцузских мастерских. Данная технология интереснатем, что учитель не передает свои знания, а создает для учащихся алгоритмдействия, тв...
Классный час Дружба крепкая
Знакомство. Игра на знакомство....
Классный час «Дружба и предательство»
Методика «Детское стихотворение» (подготовлена Н.А. Алексеевой). Цели:определение сформированности нравственных качеств, способности к эмпатии;установление эмоционального контакта с группой...
Классный час "Дружба - это ..."
Урок разработан для учащихся 3 класса на тему "Свойства объекта"...
классный час Дружба народов" Узбекистан
знакомство учащихся с культурой Узбекистана....
Классный час "Дружба - что же это такое?"
классный час в 3 классе...