«Выбираем профессию компетентно»
классный час (11 класс)
Дать представление о нравственной основе профессионального выбора.
Задачи:
- расширить представление учащихся о мире профессий, о профессиональном самоопределении.
- формировать позитивную оценку людей с активной жизненной позицией.
- побуждать учащихся к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий классного часа
Класс: 11
Классный руководитель: Ехтанигова В.Х
Место проведения: кабинет профориентации
Тема: «Выбираем профессию компетентно»
Методы и формы: деловая игра
Цель: дать представление о нравственной основе профессионального выбора
Задачи:
- расширить представление учащихся о мире профессий, о профессиональном самоопределении.
- формировать позитивную оценку людей с активной жизненной позицией.
- побуждать учащихся к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию.
Наглядность, оборудование:
название темы на доске, эпиграф, основные понятия;
компьютер;
листы с заданиями для каждого ученика;
презентация
План проведения
Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.
Вольтер
Ход классного часа.
Выбираем профессию компетентно( слайд " " №1)
1. Классный руководитель: Ребята! Сегодня у нас с вами очень важный классный час. Мы ещё раз отправимся с вами в удивительный мир профессий. Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Средние учебные заведения, училища, работа - такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор.! Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор
(слайд презентации №2)
Если человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер
не будет попутным.
Сенека, древнеримский философ.
(Слайд №3)
Труд освобождает нас от трёх зол: скуки, порока, нужды.
Вольтер, французский философ.
Вопрос: Ребята, как вы понимаете слова древних философов?
В средних классах школы окончательно определиться с выбором ещё достаточно сложно, да и не нужно. Многое может измениться, возникнут и новые интересы, и новая информация о профессиях. Но в 11 классе уже стоит задуматься о дальнейшем профессиональном пути. Ведь необходимо оставить время для подготовки к поступлению в высшее учебное заведение.
Мало выбрать престижную профессию. Важно еще, чтобы эта профессия была востребована на рынке труда. Для решения этого вопроса мы обратились на сайты ВУЗ нашей республики и оценили динамику поступления за последний год (Слайд 4)
Есть разные способы выбора профессии.
Метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.
Возможен другой путь: изучить самого себя, ознакомиться с миром профессий, узнать предъявляемые профессией требования, а затем соотнести их со своими личностными особенностями, т.е. составить профессиональный план.
А может быть вам подсказали родители, друзья, знакомые?
2. Информационный блок «Самый лучший выбор».
Классный руководитель. Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну-единственную. Профессиональное самоопределение - от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо».
(Слайд №8)
Как правильно выбрать профессию? Вот что советует психолог.
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).
Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).
Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей. (слайд №9).
В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы - реальные, конкретные, позитивные.
В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности.
А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.
На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения.
(У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы, и работа получается качественной).
Учитель: Совершенно верно. И согласитесь, что это- счастье, когда способности и интересы, т.е. «хочу» и «могу» совпадают.
А как это можно назвать одним словом? (Призвание)
Верно. Но кроме умственных способностей необходимо учитывать и возможности физические.
Например: одним людям больше подойдет спокойная, размеренная работа, а другим – постоянные командировки и экспедиции.
Другой пример: Человек может приспособиться к любым условиям, поэтому почти каждый практически здоровый человек смог бы выполнить любую работу, но какой ценой? За успех можно заплатить разную цену. Она измеряется в затратах физического и психического здоровья.
Например, необщительный человек с профессией, требующей общения, испытывает нервные перегрузки от частых контактов с людьми. В результате снижается его работоспособность, эмоциональное напряжение может привести к физическим болезням. А общительный человек может добиться того же, но не такой ценой.
Помочь определиться с профессией может изучение своей личности, индивидуальных особенностей и предрасположенностей.
3.Тестирование.
4. Практический блок «Все профессии нужны, все профессии важны»
Классный руководитель. Чтобы облегчить выпускникам эту задачу ученые многих стран пытаются создать классификацию профессий.
Давайте вспомним её. (Слайд №10)
1.Человек – природа: (ветеринар, пчеловод, гидролог, биолог, лесник.)
(Слайд №12)
2.Человек – техника: люди этого типа работают с техническими устройствами (пилот, водитель, слесарь, электрик).
(Слайд №13)
3.Человек – человек: обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них (учитель, врач, журналист, психолог, экскурсовод).
(Слайд №14)
4.Человек – знаковая система: люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор (бухгалтер, ученый, оператор ЭВМ).
(Слайд №15)
5.Человек – художественный образ – людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта (художник, композитор, актер, поэт).
5. Найди профессии.
Классный руководитель. Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны? Посмотрите вокруг себя, и вам все станет ясно.
Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов:
- школьная парта (первая группа);
- школьный учебник (вторая группа);
- булочка (третья группа);
- фарфоровая чашка (четвертая группа);
- джинсы (пятая группа).
(В течение 5 минут дети обсуждают ответы.)
Классный руководитель. Время истекло. Слушаем ваши ответы. (Ответы детей.) Какие профессии повторяются? (Водитель, инженер, техник, конструктор, слесарь, электрик, бухгалтер, экономист и т. п.) О чем это говорит? (О том, что на них есть спрос, это нужные профессии.)
Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в помещениях, поэтому к нужным профессиям мы причислим и... (учителя, врача, строителя, сантехника и т. п.).
Можно сказать, что любая рукотворная вещь, которая нас окружает - это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся партами, булками, учебниками, чашками и другими вещами, эти профессии будут нужны.
6. Оцени профессии.
Классный руководитель. Профессии учителя, врача, экономиста считались нужными и в XVIII в. В те времена известный русский историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил такое распределение профессий:
(слайд №16)
- нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
- полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);
- щегольские, или увеселяющие, науки (литература и искусство);
- тщетные науки (алхимия, астрология);
- вредительские науки (колдовство).
Интересно, какие современные профессии вы бы сегодня отнесли к полезным и нужным, какие - к щегольским и увеселяющим, а какие - к вредительским и тщетным? (Дети отвечают.)
7. Интерактивная беседа.
Классный руководитель. Поднимите руки, кто уже выбрал профессию? Кто пока не определился? Кого этот вопрос пока еще не интересует?
Профессий в мире десятки тысяч. Какую выбрать? Как выбирать? Что нужно учитывать при выборе профессии ?(Ответы детей.)
Итак, определился, выбрал, поступил, получил диплом. Но это не значит, что ты будешь работать по этой профессии. По данным статистики, до 80% людей работают не по специальности, указанной в дипломе. За последние 15 лет больше половины жителей России поменяли профессию. Почему так происходит? Хорошо это или плохо? Можно ли выбрать профессию на всю жизнь? Нужно ли бояться, что придется менять профессию? (Высказывания детей.)
Ситуация на рынке труда постоянно меняется, появляются новые профессии, становятся ненужными старые. Закрываются предприятия, сокращают работников. Как приспособиться к этим изменениям, чтобы не пострадать?
Примерные ответы детей:
- Нужно получить 2-3 образования.
- Нужно овладеть смежными специальностями.
- Нужно овладеть очень редкой профессией, на которую нигде не учат.
- Стать высококлассным специалистом, чтобы у тебя не было конкурентов.
8. Незавершенные предложения.
Классный руководитель. Какие качества больше всего ценят руководители? Каких руководителей больше всего ценят работники? Какую работу можно считать идеальной? Предлагаю обсудить эти вопросы в группах и придумать концовку для предложения (время обсуждения – 5 минут).
(Слайд №17)
- 1 группа. Вы - руководители крупной фирмы. Сформулируйте требования к идеальному работнику и завершите предложение.
- 2 группа. Вы - работники этой фирмы. Как вы представляете себе идеального директора? Завершите предложение.
- 3 группа. Вы - выпускники 11 класса. Мечтаете о будущем. Как выглядит для вас идеальная работа? Завершите предложение.
Время истекло. Слушаем ваши предположения. Как же выглядят идеальный руководитель, идеальный работник и идеальная работа? (Представители групп выступают.)
И руководитель, и хозяин, и работники фирмы хотят, чтобы фирма процветала, ведь от этого зависит и их благополучие.
9. «За» и «против».
Я предлагаю двум ученикам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, став на минуту оптимистом, другому – отрицательные качества профессии, став на минуту пессимистом. А вы, ребята, им поможете.
Итак, например, очень популярная в наше время профессия - журналист. Проверим, насколько реально мы можем ее оценить, каков уровень осведомленности о ней.
Оптимист:
1.Работа имеет огромное общественное значение;
2.Высокая заработная плата;
3.Встречи с интересными людьми;
4.Командировки, дающие возможность многое увидеть;
5.Использование современной техники.
Пессимист:
1.Трудности, связанные с устройством на работу;
2.Частые командировки, осложняющие личную жизнь;
3.Трудности получения образования (наличие печатных работ);
4.Большая ответственность;
5.Нервные перегрузки;
6.Ненормированный рабочий день;
7.Постоянное общение с людьми.
Вывод: Выбирая эту профессию необходимо взвесить все «за» и «против» и выбор этот для каждого индивидуален.
10. Заключительная беседа
Классный руководитель. Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете?
Примерные ответы детей:
- Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.
- Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.
- Найти применение своим талантам.
- Найти свое призвание.
Классный руководитель. Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы? (Дети высказывают свои мнения.)
Действительно, поиски себя - это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье. Об этом говорил и великий русский педагог К. Ушинский (читает эпиграф).
11. Подведение итогов (рефлексия). (Слайд №18)
Классный руководитель. Одобряете ли вы профессиональный выбор ваших одноклассников? Поможет ли вам их пример профессионального самоопределения? Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор? Что именно запомнилось? (Ответы детей)
Продолжите фразу: «На сегодняшнем занятии я…..». «Новым для меня было…». «Для себя я возьму…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол"Выбирая профессию, я выбираю будущее"
Перед старшеклассниками всегда стоит сложный выбор - выбор профессии, а следовательно, и выбор всей дальнейшей жизненной траектории. Как помочь детям сделать правильный выбор и кто должен им в этом по...
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов коррекционной школы VIII вида "Я выбираю профессию"
Это мероприятие разработано для учащихся 5-9 классов коррекционной школы. Оно направлено на развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету...
Классный час на тему: "Выбираем профессию" для 9-11 классов
Классный час содержит разные формы работы с выпускниками по выбору профессии( соцопрос, тренинги, методику Пряжникова, игры,анкетирования и т. п.)...
Классный час "Выбираем профессии"
В нем содержится материал к классному часу для 10-11 классов по теме выбора профессии....
Программа курса по выбору "Выбирая профессию, выбираем образ жизни"
Программа по профорентации "Выбирая профессию, выбираем образ жизни" призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфи...
Классный час "Выбирая профессию – выбираю будущее"
Тема классного часа: Выбирая профессию – выбираю будущее Ролик «Ученик лекаря» (притча) Цель:-формировать информационную основу выбора профессии;- создать условия для форми...
Профориентационная работа. Классный час "Выбирая профессию, ты выбираешь будущее"
В настоящее время вопрос о выборе профессии весьма актуален, т.к. в будущем подросткам суждено строить новую Россию и жить в ней.Основными задачами методической разработки являются важные ...