Литературный концерт "Все жанры в гости к нам..."
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)
Литературный концерт был проведён в рамках Предметной недели русского языка и литературы 28.04.23 г. Цель данного мероприятия: привитие любви к литературе, к чтению. Задача: показать разнообразие литературных жанров. Особенность концерта в том, что он практически не требует подготовки, так как здесь собрано то, что проводилось уже в течение года. Например, рассказы ребята готовили для конкурса "Живая классика", русская народная песня готовилась для концерта к 8 марта, стихотворения были выучены по программе и т.п. Любой учитель может использовать этот сценарий как шаблон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter._prazdnik.docx | 42.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературного концерта «Все жанры в гости к нам!»
Проводился в рамках недели русского языка и литературы
24-29 апреля 2023 г.
Цель проведения: формирование и развитие личности, обладающей знаниями литературы и умеющей понимать прекрасное.
Задачи:
1. Воспитывать любовь к русской литературе, чувство уважения к культурному наследию своей страны.
2. Обобщить знания детей об основных родах и жанрах литературы.
3. Развивать умение слушать, сопереживать, сочувствовать.
4. Формировать интерес к творческой деятельности.
Участники: учащиеся 5 -8 классов.
Ход мероприятия.
Ведущий: Мы рады приветствовать вас, дорогие ребята, уважаемые учителя, на празднике, посвященном русской литературе, которую отличает живое тепло чувств и глубина человеческой мысли. Мировое значение нашей литературы начинается с Пушкина – “солнца русской поэзии”. Продолжили традиции Пушкина - Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов, Булгаков и много еще величайших имен, прославивших Россию.
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть она,
Страна Читалия.
(Выходит ученик в костюме Книги с перебинтованной головой)
Книга. Ох-ох-ох! Как мне плохо и грустно. Я никому не нужна. Ох!
Ведущий. Кто ты? И почему ты так печально вздыхаешь?
Книга. Я - Книга, я - хранитель литературы. Меня роняли, на мне рисовали, а потом поставили на пыльную полку и совсем забыли. (Со вздохом) За-бы-ли. Вот почему мне так грустно, никто не хочет читать, никто не хочет со мной дружить.
(Книга идет, прихрамывая, усаживается на стул, охает и вздыхает.)
Ведущий: Ой, как жалко! А мы хотели на праздник тебя позвать.
Книга. На какой праздник?
Ведущий: Мы приглашаем тебя на школьный литературный концерт.
Книга. Ой, нет-нет-нет. Я вся измучилась. Мне в отпуск пора.
Ведущий: Мы приглашаем тебя как гостью. Ребята покажут, как они знают и как любят литературу.
Книга. Ну, тогда, я, пожалуй, останусь (Садится в зрительный зал)
Ведущий: Лишь несколько страниц перелистаем,
Пройдут пред нами басня и рассказ,
Стихов и чудных песен строки
Сегодня мы услышим много раз!
Ведущий: У нас непростая задача – поднять настроение нашей гостьи Книги. Я думаю, что мы все вместе сможем это сделать. Ведь каждая страничка сегодняшнего праздника позволит нам прикоснуться к удивительной тайне русского слова, и оживут страницы нашей уважаемой - Книги. Итак, начинаем! И первая страничка нашей книги – это сказки. Они знакомы нам с детства. Сказки бывают разные: народные и литературные, волшебные и бытовые, серьезные и лукавые.
И сейчас ребята из 5 класса покажут нам отрывок из сказки Самуила Яковлевича Маршака « 12 месяцев».
Ведущий: Одним из самых любимых жанров всех времён и народов является басня. Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца “дедушки Крылова”, как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
На сцену приглашаются ученики 6 класса. Они покажут инсценировку басни Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей ».
Ведущий: Спасибо нашим артистам. А к нам в гости уже спешит другой жанр. Это любимая всеми русская народная песня.
Исполняется русская народная песня «Девки думали-гадали…»
Ведущий: Ребята, а какие литературные жанры чаще всего встречается в наших учебниках литературы? Правильно - стихотворения и рассказы. Рассказы бывают разные: большие и маленькие, о людях и о животных, весёлые и грустные. Стихотворения учить легко, а вот рассказы трудно. Но у нас есть ребята, которые успешно с этим справляются. Например, Кирилл Рукабер из 8 класса. Он прочитает нам рассказ Константина Мелихана «Заслуженная оценка».
Ведущий: Правда, не все рассказы такие забавные. Сейчас мы послушаем отрывок из рассказа Владимира Тендрякова «Хлеб для собаки», который прочитает Иваненчук Мария.
Ведущий: А у нас уже новый гость на пороге. Это старшая сестра рассказа – повесть. Почему старшая? Ну… она больше рассказа, и сюжетных линий в повести больше. Кто не знает знаменитый сборник Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и искромётную повесть из этого сборника «Ночь перед Рождеством»? Кто из нас не сопереживал кузнецу Вакуле, которого своенравная красавица Оксана отправила за черевичками к самой царице. И ведь достал же!!! Да, любовь творит чудеса. Давайте пригласим сюда героев повести, роли которых исполняю учащиеся 7 класса Юркова Инна и Лазуткин Артём.
Инсценировка отрывка из повести
Ведущий: Одно из самых древних искусств в истории человечества – поэзия. Когда родилась она, не знает никто. Но у людей появилось желание выразить свои чувства не обыденной речью. Так родились первые стихи.
О друзья, лишь поэзия прежде, чем вы,
Прежде времени, прежде меня самого,
Прежде первой любви, прежде первой травы,
Прежде первого снега и прежде всего…
Поэтов называли пророками. Они пытались открыть тайну будущего с помощью только им подвластного языка, художественных образов. Так рождались Великие имена – Гомер, Данте, Шекспир, Гёте, Пушкин, Лермонтов, Ахматова, Есенин…
Приглашаем на сцену ученицу _5__ класса, которая прочитает нам стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Ведущий: Литература всегда дружит с музыкой, в некоторых жанрах они просто неразделимы. Например, в романсе. Романс возник в Испании, и в переводе это слово означает «по-испански». В 18 веке началось широкое увлечение романсом. Это произошло благодаря тому, что великие поэты создавали свои произведения именно в это время. На стихи И. В. Гете, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета было написано очень много романсов. И сейчас мы послушаем романс «На заре ты её не буди…» на стихи Афанасия Фета в исполнении ученицы 6 класса Грибиниченко Екатерины
Ведущий: Так же как у рассказа есть старшая сестра – повесть, у стихотворения тоже есть старшая сестра – поэма. Приближается великий праздник День победы, и самое время вспомнить поэму Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин», в которой автор с огромным уважением и юмором рассказывает нам о простом русском солдате.
Инсценировка по поэме А.Твардовского «Василий Теркин»
Глава «Гармонь»
1 боец: С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой….
2 боец: Теркин – кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
3 боец: Впрочем, парень хоть куда,
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
(Солдаты сидят у костра)
Теркин (обращается к солдатам):
- Вам, ребята, с середины
Начинать, а я скажу:
Я не первые ботинки
Без починки здесь ношу…
Вот ты вышел спозаранку,
Глянул – в пот тебя и в дрожь:
Прут немецких тыща танков…
1 Боец: - Тыща танков? Ну, брат, врешь!
Теркин: - А с чего мне врать, дружище?
Рассуди – какой расчет?
2 боец: - Но зачем же сразу тыща?
Теркин: - Хорошо, пускай пятьсот.
3 боец: - Ну… пятьсот! Скажи по чести,
Не пугай, как старых баб.
Теркин: - Ладно. Что там – триста, двести –
Повстречай один, хотя б …
Танк - он слеп. Лежишь в канаве,
А на сердце маета:
Вдруг как сослепу задавит, -
Ведь не видит ни черта.
(все смеются)
1 боец: Балагуру смотрят в рот,
Слово ловят жадно.
Хорошо, когда кто врет
Весело да складно.
Теркин: - Вот беда: во всей колонне
Завалящей нет гармони …
2 боец: … Гармонь-то есть …
Теркин: - У кого гармонь, ребята?
2 боец: Да она-то здесь, браток…
Теркин: - Так сыграть бы на дорожку?
2 боец: - Да сыграть – оно не вред.
Теркин: - В чем же дело? Чья гармошка?
2 боец: - Чья была, того, брат, нет…
3 боец: - Командир наш был любитель…
Схоронили мы его.
1 боец: Трое – были мы друзья…
Теркин: - Да нельзя, так уж нельзя.
Я ведь сам понять умею,
Я вторую, брат, войну…
И ранение имею,
И контузию одну.
И опять же – посудите –
Может, завтра – с места в бой…
1 боец: - Ну, сыграй ты, шут с тобой.
2 боец: Только взял боец трехрядку
Сразу видно - гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз…
Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив,
3 боец: И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Ученик, исполняющий роль Тёркина, играет на гармони военный вальс.
1 боец: …Не знакомы ль мы с тобою?
Не тебя ли это, брат,
Что-то помнится, из боя
Доставляли мы в санбат?
2 боец: Вся в крови была одежда,
И просил ты пить да пить…
Теркин: - Что же
Очень даже может быть.
3 боец: - Нам теперь стоять в ремонте.
У тебя маршрут иной.
Теркин: - Это точно…
1 боец: - А гармонь-то,
Знаешь что, - бери с собой.
Забирай, играй в охоту.
В этом деле ты мастак,
Весели свою пехоту.
Тёркин: Что вы, хлопцы, как же так?..
2 боец: Ничего… Войну осилим.
Так и будет. Ничего.
Командир наш был любитель,
Это — память про него...
Книга: (Поднимается на сцену) Ребята, я очень рада, что побывала на вашем замечательном празднике! Вы такие умные, талантливые и так любите литературу. Я думаю, что нашла здесь преданных и верных друзей, с которыми мы будем долго-долго дружить!
Ведущий: Ребята, посмотрите, наша Книга выздоровела и преобразилась. Давайте пообещаем ей, что мы больше никогда её не обидим, хорошо? Подошел к концу наш литературный концерт. Мы надеемся, что каждый из вас любит книгу и не устанет путешествовать по удивительной стране Читалии вместе с замечательными героями сказок, рассказов, повестей и романов.
Выходят 2 ученика, обнимают книгу за плечи
Ученик 1. Книга – учитель, книга - наставник.
Ученик 2.Книга – близкий товарищ и друг.
Книга: Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Ученик 1: Книга – верный,
Книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.
Ученик 2: «Нам никак нельзя без книжки!
Нам никак нельзя без книжки!» -
Все ребята говорят.
Книга. Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виртуальная экскурсия по литературным местам России. В гости к Ф.И.Тютчеву в село Овстуг.
Презентацию можно использовать на уроке литературы в 6 класссе при знакомстве творчеством поэта Ф.И Тютчева. Расширить знания о поэте, совершив виртуальнуальную экускурсию по литературным местам Росси...
Литературно-музыкальная гостиная «В гостях у поэтов Серебряного века»
Литературно-музыкальная гостиная «В гостях у поэтов Серебряного века»...
Литературная гостиная "Физики в гостях у лириков"
Интегрированное внеклассное мероприятие - литература+астрономия...
Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Цели урока: Обучающие: - расширить представления учащихся о ...
Проект - виртуальная литературная экскурсия "Мы в гости к Пушкину спешим..."
Проект "Я в гости к Пушкину спешу…" виртуальная литературная экскурсия...
Басня как литературный жанр. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова
Знакомство с истоками басенного жанра, с баснописцами древности Гесиодом, Лафонтеном, Эзопом, с русскими баснописцами М.В. Ломоносовым, А. П. Сумароковым, В. И. Майковым, И. И. Хемницером,...
- Мне нравится (1)