Литературно-музыкальная гостиная «В гостях у поэтов Серебряного века»
план-конспект занятия (литература, 11 класс) на тему
Литературно-музыкальная гостиная «В гостях у поэтов Серебряного века»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuchit.docx | 731.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная гостиная «В гостях у поэтов Серебряного века»
Цель: обобщить и углубить знания о духовном и эстетическом наследии Серебряного века
Задачи: способствовать
- формированию представления о сущности социокультурного феномена Серебряного века;
формированию уважения к культурному прошлому страны - развитию познавательных и творческих способностей учащихся
- развитию связной устной речи и навыков выразительного чтения
- пробуждению интереса к поэзии «серебряного века» и к творчеству отдельных поэтов
Действующие лица:
- Ведущий
- Блок
- Брюсов
- Гиппиус
- Ахматова
- Гумилев
- Маяковский
- Хлебников
- Северянин
- Есенин
- Восторженная почитательница
- Спутница Есенина
- Звездочки кафе(2 певицы)
Ход мероприятия
Звучит «Над розовым морем»(слова Г.Иванова)
Ведущий:О,этот неподражаемый Георгий Иванов! О этот блистательный Серебряный век:
блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, мгновенность, отражения, блики, прозрачность, свечение, туман, тайна, волшебство, уста, шепот… Звуковой облик слов “Серебряный век” создает в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о прекрасном.
Добрый вечер, друзья. Прошу вас, чувствуйте себя, как дома в нашем литературном кафе. Вижу, что в здесь собрались истинные ценители поэзии, любители и знатоки чудного, утонченного, изысканнейшего и противоречивейшего периода русской литературы, называемого Серебряным веком,особой эпохой,о которой Бердяев сказал так: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувственности.»
Сегодня я жду в гости поистине цвет и гордость нашей литературы.А помогут мне принимать гостей мои девочки,мои звездочки,…………………………….
(видит,что в уголке сидит Восторженная почитательница. Представляет ее)
А это наша Танечка,восторженная почитательница поэзии.Как всегда ,пришла первой и тихонько сидит в уголочке.
А вот и первые гости(входят Брюсов,Гиппиус,Блок)
Имею честь представить вам мэтра русских символистов – Валерия Яковлевича Брюсова, нашу очаровательную «декадентскую мадонну» - Зинаиду Николаевну Гиппиус и младосимволиста- Александра Александровича Блока.
Брюсов: Мне очень приятно представлять лучшую часть русской поэтической мысли - символизм. Лучшую и многочисленнейшую.Что может быть для поэта выше,интереснее,и прекраснее,чем выражение идей посредством символов.
Блок:О,этот символ! «Он многолик, многомыслен и всегда темен в последней глубине, неисчерпаем в своем значении»-как гениально сказал Вячеслав Иванов! Сколько пищи для ума,души…..Валерий Яковлевич,прочтитайте что-нибудь свое!
Пока есть небо, будь доволен!
Пока есть море, счастлив будь!
Пока простор полей раздолен,
Мир славить песней не забудь!
Пока есть горы, те, что к небу
Возносят пик над пеньем струй,
Восторга высшего не требуй
И радость жизни торжествуй!
Везде - торжественно и чудно,
Везде - сиянья красоты,
Весной стоцветно-изумрудной,
Зимой - в раздольях пустоты;
Как в поле, в городе мятежном
Все те же краски без числа
Струятся с высоты, что нежным
Лучом ласкает купола;
А вечером еще чудесней
Даль улиц, в блеске фонарей,
Все - зовы грез, все - зовы к песне:
Лишь видеть и мечтать - умей.
Гиппиус:Поистине символизм-солнце поэзии.А музыкальность символизма? Сколько всего мы дали миру? "симфонии"Белого), Ноктюрны Анненский , сонаты Брюсоа… а «музыка слова»? Девочки,может,исполните что-нибудь?
Звучит «Моя звезда» на стихи Анненского-
Ведущий( девочкам):браво (обращается к Гиппиус) Зинаида Николаевна, Вас считают негласным лидером символизма, правда ли это
Гиппиус: Наш мэтр – Валерий Яковлевич, но если кто-то меня считает лидером - вольному воля...
Ведущий: талантливая поэтесса, драматург, критик вы, известны всем под псевдонимом Антон Крайний. чаще вас называют «декадентской мадонной», иногда «дамой с лорнетом»
Гиппиус: Валерий Яковлевич зовет меня Зиночкой, Александр Александрович.- «Зинаида Прекрасная», Андрей Белый - «зеленоглазая наяда», Я не сержусь, т.к. это признак популярности, признания.
Восторженная почитательница, не выдержав: Зинаида Николаевна,позвольте мне выразить СВОЮ признательность.Особенно за это: (читает стихотворение З.Гиппиус……..)
Как ветер мокрый, ты бьешься в ставни,
Как ветер черный, поешь: ты мой!
Я древний хаос, я друг твой давний,
Твой друг единый,- открой, открой!
Держу я ставни, открыть не смею,
Держусь за ставни и страх таю.
Храню, лелею, храню, жалею
Мой луч последний - любовь мою.
Смеется хаос, зовет безокий:
Умрешь в оковах,- порви, порви!
Ты знаешь счастье, ты одинокий,
В свободе счастье - и в Нелюбви.
Охладевая, творю молитву,
Любви молитву едва творю...
Слабеют руки, кончаю битву,
Слабеют руки... Я отворю!
Восторженная почитательница:а можно еще прочитать? Я называю это СЕРЕБРЯНЫЕ СТИХИ…Валерий Яковлевич,Ваше..
ПЕРВЫЙ СНЕГ
Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это - область чьей-то грезы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
А это Константина Бальмонта:
К. Д. Бальмонт - «Нежнее всего» |
|
Ведущий:спасибо,Танечка.(обращаясь к Блоку) Александр Александрович,Иннокентий Анненский назвал вас самого символом.Как вы это восприняли?
А.Блок:Им со стороны видней, каждый имеет право на свое мнение. Мы, младосимволисты, ориентируемся на философию Владимира Соловьева, задачу свою видим в поиске Вечной Женственности.(читапет стихотворение…..)
Входят Ахматова, позже Гумилев
Ахматова:
Да, я любила их, те сборища ночные,-
На маленьком столе стаканы ледяные,
Над черным кофеем пахучий, зимний пар,
Камина красного тяжелый, зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.
Ведущий: До Анны Андреевны Ахматовой история знала много женщин – поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени. Ваше слово, царственная Анна.
Ахматова:Символисты - мечтатели, мистики, они отрешены от реальной действительности. Мы, акмеисты, твёрдо стоим на ногах и воспеваем «прекрасную ясность».
Восторженная почитательница: Анна Андреевна,вы Сафо, вы показали все проявления любви: встречи и разлуки, нежность, разочарование, ревность, чувство вины, ожесточение, несбывшиеся ожидания, жестокость, гордыня, отчаяние, тоска, самоотверженность, всепрощение – все-все, что связано с этим великим чувством.
(читает стихи Ахматовой)
Было душно от жгучего света,
А взгляды его - как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился - он что-то скажет...
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
2
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
3
Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся -
И загадочных древних ликов
На меня поглядели очи...
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слов
И сказала его - напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.
Входит Гумилев.
Гумилев: Стихи о любви…. (подходит к Ахматовой)Боже,как я любил тебя!(целует руку),рассказывает:
Я встретил её 1903 году, в Царскосельской гимназии, где мы учились. Мне было семнадцать, ей – пятнадцать. Начиналось все, подобно тысячам начал, как гимназическая полудружба-полулюбовь: вместе ходили на каток, детские балы, залезали на Турецкую башню, участвовали в благотворительном спектакле, были даже на нескольких спиритических сеансах, хотя и относились к ним весьма иронически.
А потом….Я несколько раз делал предложение и ….. получал отказ за отказом. После одного из них я отправился к морю: сводить счеты с жизнью. Но вместо трагедии получился фарс: о был задержан полицейским, принявшим меня за бродягу. В другой раз выпил яд – но яд оказался старым, выдохшимся, и меня нашли без сознания в глубоком рву старинных укреплений.
Я боролся – но ничего не мог с собой поделать. Ты околдовала меня (читает стихи….)
Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
А думал - забавницу,
Гадал - своенравницу,
Веселую птицу-певунью.
Покликаешь - морщится,
Обнимешь - топорщится,
А выйдет луна - затомится,
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то, - и хочет топиться.
Твержу ей: «Крещеному,
С тобой по-мудреному
Возиться теперь мне не в пору.
Снеси-ка истому ты
В днепровские омуты,
На грешную лысую гору».
Молчит - только ежится,
И все ей неможется,
Мне жалко ее, виноватую,
Как птицу подбитую,
Березу подрытую
Над очастью, Богом заклятою.
В. Брюсов: Акмеизм – выдумка, прихоть, столичная причуда, и обсуждать её серьёзно можно лишь потому, что под его призрачное знамя стало несколько поэтов, несомненно талантливых…
Ахматова:Символизм. Акмеизм. Каждый находит для себя самое близкое в жизни. И я нашла….
(читает стихотворение « я научилась просто, мудро жить»)
Блок : Анна Андреевна пишет стихи так, как будто на неё глядит мужчина, а нужно их писать так, как будто на тебя смотрит Бог.В Вас говорит прежде всего женщина…
Ахматова:Бог..Женщина..есть в этом сочетании что-то цветаевское…
Звучит «Посвящение женщине» на стихи Цветаевой)
Входит Маяковский
Маяковский: Извините, господа, за опоздание. Я только что выступил в Политехническом и сразу сюда.Видели бы вы,как я громил Есенина!!!!!!!!Что Есенин? Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. бросить с Парохода современности.Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к лирике Бальмонта? Только мы — лицо нашего Времени.
Брюсов: Маяковский, мы с товарищами читали ваши стихи и ничего не поняли.
Маяковский: Надо иметь умных товарищей.
Блок:Ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают!
В. Маяковский: Мои стихи не море, не печка, не чума
Гиппиус :Маяковский, почему Вы так много говорите о себе?
Маяковский: Я говорю от своего имени. Не могу же я, например, если полюбил девушку сказать ей: «Мы вас любим». Мне просто это не выгодно.Впрочем,могу не только о себе.
Со мной Хлебников. Знакомьтесь: математик, поэт, футурист, реформатор, «честнейший рыцарь в нашей политической борьбе».
Послушайте его эксперимент!
(Хлебников читает «Заклятие смехом»)
Гумилев: Хлебников! Вы издеваетесь над нами? Конечно, это смелый эксперимент! Но где же смысл?
Хлебников: Зачем Вам смысл? Сегодня цель поэзии – слово, а слово – самоцель.Это же ЗАКЛЯТИЕ! Ворожба словом!
Маяковский: Браво!Нам сегодня нужны сильные разящие слова.
(Читает левый марш или нате)
Восторженная почитательница:Владимир Владимирович,вы же не такой на самом деле…обращаясь к остальным:господа,послушайте: читает Скрипка и немножко нервно и ……
Девушки-звездочки:А можно и мы,Владимир Владимирович?
Звучит «Неоконченное»( муз Тухманова ,исп.Носков)
Ахматова:Надо же..никогда бы не подумала,что Маяковского можно петь….
Маяковский:Не время сейчас для…..не время!
Входит Северянин.
Северянин:Надеюсь,мне не нужно представляться? Перед вами король поэтов!
Гиппиус: нескромное заявление.
Северянин. Меня публика королем избрала.
Ведущий:Чем покорили публику ваши стихи?
Северянин. Не стихи, а поэзы. Привлекли они своей гениальностью, поэтому и вечный праздник, беззаконное торжество. Цветы, слава, море поклонниц и денег - золотой дождь
Блок: А вы не преувеличиваете свою популярность?
Северянин. Отнюдь, факты говорят за себя: меня забрасывают цветами, толпы почитателей даже останавливают уличное движение.
Гумилев :Говорят, что славу вам создали истерички-курсистки и восторженные юнцы.
Северянин. Это от зависти. Кто бы ни создавал, а слава у меня немалая...Кстати,на улице до мпеня доносились звуки музыки.Тут пели? Очень люблю Вертинского..Особенно когда он поет мои стихи.Девочки,доставьте мне удовольствие!
Звучит «Это было у моря» Сергей Федотов - (Т. Смольская)
Гениально! (продолжает:Я,гений Игорь Северянин…..)
Входит Есенин со спутницей
Есенин:О,у вас тут душевненько! Поем,я слышал? (обращаясь к даме) пожалуй,и мы споем!Кстати,господа,как я сейчас в политехническом Маяковского разделал..(видит Маяковского).Мое почтение, Владимир Владимирович!(даме)Давай,милая.
Звучит «Не жалею,не зову,не плачу….»
Есенин:Ну как,Маяковский? Это вам не ЛЕВОЙ,ЛЕВОЙ! Имажинизм-сила!На первый план выдвигался образ «как таковой»: не слово-символ в его многозначности, как в символизме, не слово-название вещи, как в акмеизме, не слово-звук, так называемый «заумный язык», , а слово-метафора,слово-образ(даме)давай еще!
Звучит «Отговорила роща золотая…»или «Клен ты мой опавший….»
По окончании песни раздается вой ветра..на его фоне голос за кадром: . «Чёрный ветер./ Белый снег!/
Ветер, ветер!/
На ногах не стоит человек.
/Ветер, ветер!/
На всём божьем свете!»/
Маяковский: революция! Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было. Моя революция. Иду в Смольный. Работать.(уходит с Хлебниковым)
голос за кадром: Ветер, ветер —
На всем божьем свете!
Есенин: Небо - как колокол,
Месяц - язык,
Мать моя - родина,
Я - большевик.
голос за кадром: Ветер, ветер —
На всем божьем свете!
Брюсов:
Что такое революция? - Буря,
Ураган, вырывающий с корнем
Столетние кедры,
Освежающий недра
Воздухом горним, -
Оживляющий все ураган,
Крушащая многое буря!
Там
Для тысяч раскрыты могилы,
Там никто
Не предвидит судьбы: все - слепые!
Что
Наши ничтожные силы
Пред волей стихии!
Революция - буря...
(уходят с Блоком)
голос за кадром:
Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!
Гиппиус встает:
Если гаснет свет - я ничего не вижу.
Если человек зверь - я его ненавижу.
Если человек хуже зверя - я его убиваю.
Если кончена моя Россия - я умираю.
Северянин:
КЛАССИЧЕСКИЕ РОЗЫ
В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Прошли лета, и всюду льются слезы...
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...
Как хороши, как свежи были розы
Воспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут - уже стихают грозы
Вернуться в дом Россия ищет троп...
Как хороши, как свежи будут розы
Моей страной мне брошенные в гроб!
Ахматова:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
(уходит с Гумилевым)
голос за кадром: Ветер, ветер!/ На ногах не стоит человек. /Ветер, ветер!/ На всём божьем свете!
Появляются тени Маяковского и Есенина
— Здорово, Сережа!
— Здорово, Володя!
Умаялся? — Малость.
— По общим? — По личным.
— Стрелялось? — Привычно.
— Горелось? — Отлично.
— Так стало быть пожил?
— Пасс в некотором роде.
…Негоже, Сережа!
…Негоже, Володя!
А помнишь, как матом
Во весь свой эстрадный
Басище — меня-то
Обкладывал? — Ладно
Уж… — Вот-те и шлюпка
Любовная лодка!
Ужель из-за юбки?
— Хужей из-за водки.
Опухшая рожа.
С тех пор и на взводе?
Негоже, Сережа.
— Негоже, Володя.
А впрочем — не бритва —
Сработано чисто.
Так стало быть бита
Картишка? — Сочится.
— Приложь подорожник.
— Хорош и коллодий.
Приложим, Сережа?
— Приложим, Володя.
Звучит – «Ленинград, Ленинград!»(О. Мандельштам) исп.Тамара Гвердцители
Я вернулась в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухших желез.
Я вернулась сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских ночных фонарей.
Я вернулась в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухших желез,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Ленинград! Ленинград!
Я еще не хочу умирать,
У меня еще есть адреса,
По которым найду голоса.
Ленинград! Ленинград!
Я еще не хочу умирать,
У тебя телефонов моих номера,
Я еще не хочу умирать.
Я вернулась в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухших желез,
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
Я вернулась в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухших желез,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
Ленинград! Ленинград!
Я еще не хочу умирать,
У меня еще есть адреса,
По которым найду голоса.
Ленинград! Ленинград!
Я еще не хочу умирать,
У тебя телефонов моих номера,
Я еще не хочу умирать
Ленинград! Ленинград!
Я еще не хочу умирать,
Я еще не хочу умирать,
Я еще не хочу умирать,
Я еще не хочу умирать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "поэты Серебряного века приглашают..."
Конспект литературной гостиной, имитирующей встречу поэтов начала прошлого века на "Башне" Вяч. Иванова...
Литературно-музыкальная композиция по творчеству поэтов Серебряного века.
Конспект урока или внеклассного мероприятия по творчеству М.Цветаевой, А.Ахматовой, В.Маяковского и Н.Гумилёва. Действие происходит в кафе "Бродячая собака"....
Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая поэтам Серебряного века
Данная разработка поможет учителю провести знакомство с поэтами Серебряного века и поможет окунуться в таинственный мир прошлого......
Литературно-музыкальная композиция "Сегодня на проверке имена..." (о поэтах "серебряного века")
Закинув голову и опустив глазаПред ликом Господа и всех святых - стою.Сегодня праздник мой..."Поэзии серебряного века"...
Презентация к литературной гостиной по творчеству поэтов Серебряного века
Данная презентация может сопровождать внеклассное мероприятие "Литературная гостиная по творчеству поэтов Серебряного века"...
Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"
Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...
Литературная гостиная в 11 классе "Поэты Серебряного века в Царском Селе"
Сценарий для постановки на школьной сцене для учащихся 11-х классов создан в форме литературной гостиной, где разыгрывается сцена из жизни русских поэтов начала 20-ого века, творчество которых связано...