Урок - диспут "Гражданская позиция: твой выбор - твоё будущее"
классный час (8 класс)
Данная методическая разработка служит целям гражданского воспитания молодежи. Образовательное событие направлено на формирование гражданских ценностей, патриотизма, активной гражданской позиции подрастающего поколения. В ходе проведения урока-диспута продемонстрированы возможности развития активной гражданской позиции учащихся 7-9 классов с использованием различных методов и приемов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация урока - диспута | 921.46 КБ |
Методическая разработка урока - диспута | 44.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок-диспут «Гражданская позиция: твой выбор – твоё будущее» 2
Каждый имеет право высказывать своё мнение; говори, что думаешь и думай, что говоришь; уважай чужое мнение; умей выслушать точку зрения, с которой не согласен; правоту доказывай доводами, а не криками; будьте искренни, говорите то, что думаете и чувствуете; правило одного микрофона (говорит только один человек). 3
Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупность прав и обязанностей Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова 4
Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества. 5
6
7
Есть на Земле люди, равнодушные ко всему, что происходит в их стране, в их городе, в их доме. Они представляют собой самую главную опасность для общества . Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 8
Тест « Я – Патриот!» - Гражданин России …… баллов; - патриот своего народа …… баллов; - интернационалист …… баллов; - испытываю гордость за своё Отечество …… баллов; - сочувствие состраданиям своего народа …… баллов; - готов к защите Родины …… баллов; - уважение к отечественной истории …… баллов; - вера в будущее России …… баллов. 9
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САЙГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ВЕРХНЕКЕТСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
НОМИНАЦИЯ:
«Сценарии мероприятий патриотического направления»
Методическая разработка урока – диспута
«Гражданская позиция:
твой выбор – твоё будущее»
Автор:
Пангина Лилия Викторовна,
учитель русского языка и
литературы
2022год
Аннотация
Данная методическая разработка служит целям гражданского воспитания молодежи. Образовательное событие направлено на формирование гражданских ценностей, патриотизма, активной гражданской позиции подрастающего поколения. В ходе проведения урока-диспута продемонстрированы возможности развития активной гражданской позиции учащихся 7-9 классов с использованием различных методов и приемов.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛОВ
№ п/п | Наименование ТСО |
1. | Ноутбук |
2. | Проектор |
4. | Динамики |
5. | Принтер |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня об актуальности гражданского образования говорится как о приоритете. Это подтверждает Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р). В Стратегии подчеркивается необходимость создания «условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности».
Данное образовательное событие позволяет перевести формальное восприятие категории «гражданское общество» на ценностно - поведенческий уровень жизнедеятельности учащегося.
В номинации «Сценарии мероприятий патриотического направления» представлена методическая разработка урока – диспута «Гражданская позиция: твой выбор – твоё будущее».
Урок – диспут предназначен для организации и проведения внеурочной работы по патриотическому воспитанию и формированию российской идентичности, адресован учащимся 7-9 классов (детям 12-15лет) и направлен на воспитание у учащихся чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою страну.
Сценарий урока – диспута может быть использован классными руководителями 7-9 классов в ходе проведения классных часов по патриотическому воспитанию.
Обоснование новизны методической разработки:
Методическая разработка представляет комплекс методов, форм и приёмов педагогических воздействий на учащихся. Основывается на принципах индивидуализации, социальной активности, взаимодействия личности с коллективом и единства образовательной воспитательной среды.
Новизна данной разработки заключается в применении различных методов и приемов педагогических методик, результаты реализации которых видны незамедлительно, что позволяет сделать выводы о целесообразности ее внедрения.
Краткое тематическое содержание урока - диспута:
1.Вступительное слово учителя;
2.Работа учащихся с картиной Виктора Михайловича Васнецова «Витязь на распутье»;
3.Определение понятия «гражданин»;
4.Выполнение задания в группах: распределить права и обязанности античного человека Афин и прав и свобод человека и гражданина РФ;
5. Просмотр и обсуждение видео о гражданской позиции человека;
6.Рассмотрение предложенных учителем ситуаций;
7. Подведение итогов урока.
Цель: формирование активной гражданской позиции и патриотизма у молодежи.
Задачи:
- уточнить понимание сущности патриотизма у молодого поколения;
- воспитывать ответственность за происходящее в нашем обществе и уважение к истории страны;
- развивать коммуникативные навыки, умение организовать совместную работу, креативность, критичность мышления.
Оценка эффективности реализации разработки:
Оценка результативности реализации разработки осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
-умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к образованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
-права и свободы человека и гражданина;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации.
2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к самой школе, к учителю, классу, совместным делам).
5. Увеличение (уменьшение) количества участий в конкурсах по патриотической тематике;
6. Проведение мероприятий
Предполагаемые результаты:
- создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина;
- формирование навыков сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих задач;
- умение анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач, наличия ценностно-смысловых установок, аргументировать свои позиции.
Сценарный план Урока - диспута «Гражданская позиция: твой выбор – твое будущее» | |
Порядок проведения | Техническое оснащение |
I: Вступительная часть. Учитель: Здравствуйте, ребята! Прежде чем перейдём к теме сегодняшнего урока, представляю вашему вниманию картину Виктора Михайловича Васнецова «Витязь на распутье». Как вы думаете, к какой теме обращён сюжет картины? А часто ли нам с вами приходится делать выбор? Ответы детей. Жизнь каждого человека - это череда решений, которые мы начинаем принимать, с самого детства. И от этого выбора зачастую зависит наша с вами дальнейшая жизнь. Я приветствую вас на уроке-диспуте «Гражданская позиция: твой выбор – твое будущее». Сегодня мы с вами поговорим о том, кто такой “гражданин” и что значит для каждого из вас гражданская позиция. Но сначала давайте обозначим правила, которых будем придерживаться в ходе нашего мероприятия: - Каждый имеет право высказать свое мнение. - Говори, что думаешь и думай, что говоришь. - Уважай чужое мнение. - Умей выслушать точку зрения, с которой не согласен. - Правоту доказывай доводами, а не криками. - Будьте искренни, говорите то, что думаете и чувствуете. - Правило одного микрофона (говорит только один человек). Вы согласны с данными правилами? ответ участников | Звучит музыка Слайд №1 (правила диспута) |
II: Основная часть. Учитель: Ребята, давайте поразмышляем, кто такой «гражданин». Например, Владимир Маяковский в своей поэме «Поэт и гражданин « писал « Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан, а поэт Николай Некрасов спрашивает. А что такое гражданин? – И отвечает «Отечества достойный сын!» … Как вы понимаете значение слов «Отечества достойный сын»? Да, я с Вами соглашусь. Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Ребята, вы правильно объяснили смысл понятия «гражданин», но если обратиться к более точному определению слова, то мы увидим, что оно употребляется в различных смыслах: во-первых, это житель какой-либо страны, имеющий право гражданства. во-вторых, начиная с античных времен и до наших дней, это слово имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. Например, в античной Греции существовала уникальная судебная и правовая система. Её суть заключалась в «демократии», что означает «власть народа». Сейчас каждой группе я раздам листы с информацией о правах и обязанностях античного человека Афин и конституцию РФ, где во второй главе прописаны права и свободы человека и гражданина РФ. Давайте, сейчас их сравним. На ватмане записываются права современного и античного гражданина
Учитель: Мы с вами определили кто такой гражданин, а теперь давайте рассмотрим понятие «гражданская позиция» что это? ответы участников Гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества. Ребята, как вы проявляете гражданскую позицию?
ответы участников Учитель: Сейчас каждая группа попробует составить портрет гражданина, который имеет активную гражданскую позицию. Какими качествами он должен обладать?
Записывают на ватманах ответы участников записываются на ватман примерные ответы: - любит Родину, свой край - активно участвует в политической жизни страны - хранит прошлое своей Родины и участвует в восстановлении памятников старины - выполняет священный долг Родине - заботится о природе - борется с несправедливостью - не может быть равнодушным Необходимо с самого раннего возраста воспитывать в себе любовь к семье и Родине, желание служить на благо Отечества, заботу об окружающей среде, толерантное отношение к различным национальностям, старшему поколению, людям с ограниченными возможностями, и т.д. Учитель: Ребята, как вы думаете, каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию? Конечно, гражданин должен понимать свою ответственность перед страной и народом. Проявлением гражданской позиции является отношение человека к семье и близким людям, обществу, деятельности, к Родине в целом. От каждого зависит то, каким будет наше будущее. Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик, а затем мы его обсудим. просмотр и обсуждение видео Какие эмоции вызывает данное видео? Как бы вы поступили в подобных ситуациях? Каким образом можно изменить данную ситуацию? Таким образом, гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Через деятельность человек познает себя, свое отношение к окружающему миру. Если наша деятельность направлена на благо Родины и народа, то это проявление активной гражданской позиции. Если же человек относится равнодушно или негативно к окружающим людям, проблемам страны, то это говорит о проявлении антигражданской позиции. В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с равнодушием, причем не только по отношению к окружающим людям, но и по отношению к своей стране, народу и своему будущему. Учитель: Жизнь зачастую предлагает нам нестандартные ситуации. Подготовиться к ним сложно, так как наше поведение в трудных обстоятельствах непредсказуемо. Но от наших нравственных и моральных качеств, того что мы считаем допустимым или не допустимым, зависит выбор действий и поведения в той или иной ситуации. Ребята, я хочу предложить вам несколько примеров подобных ситуаций, которые мы с вами проанализируем с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц. Ситуация 1 Дед знаменитого ученого В.И. Вернадского был военным хирургом. Он участвовал в знаменитом швейцарском походе А.В. Суворова. После штурма Чертова моста Суворов был вынужден оставить раненых. Ухаживать за ними остался Вернадский. Госпиталь взял в плен французский маршал Массена. Каково же было удивление маршала, когда он прошелся по палатам: русские, французские, итальянские солдаты и офицеры… - Месье?! – маршал посмотрел на Вернадского. – Вы подбирали всех раненых после боя? Наполеон Бонапарт, став первым консулом Французской республики, учредил орден Почетного легиона. Вернадский был награжден одним из первых. Как вы понимаете эту ситуацию? Ситуация 2 В Стокгольме один злоумышленник напал на 27-летнюю мусульманку на седьмом месяце беременности, ударил ее головой об капот автомобиля, и всячески оскорбляя, кричал ей: «Мы не потерпим в нашей стране мусульман с покрытыми головами!» Вся в крови девушка была срочно госпитализирована, но сейчас ее жизни, ничего не угрожает. Данное нападение на беременную мусульманку в хиджабе вызвало широчайший общественный резонанс и подняло на ноги всю Швецию. После обнародования факта нападения тысячи шведов, женщины и мужчины, люди различных культур и верований, среди которых есть телеведущие и депутаты, сфотографировались в хиджабах и выставили данные фото в социальных сетях, этим самым они сумели привлечь внимание к проблеме и показать достойный пример ее решения не только в Швеции, но и далеко за пределами своего государства. Как вы понимаете эту ситуацию? Учитель: Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, патриотизм, желание сделать жизнь на этой земле лучше. Тема патриотизма – актуальна для нашей страны, для русских людей. Сейчас мы будем задавать вам вопросы, а вы должны выбрать тот вариант ответа, который считаете нужным. Если да то подходите ко мне, если нет то к ........ 1. Считаете ли вы себя патриотом? Почему? 2. Готовы ли вы посвятить себя и свою жизнь процветанию России? 3. Гордитесь ли вы тем, что живете в России? Гордитесь ли вы своей страной? 4. Хотели ли вы жить и родиться в другой стране? Хотели бы вы уехать из России? 5.Нужно ли патриотическое воспитание в школе? 6.Вы за или против службы в армии? Ответы каждого участника. Настоящий патриот готов служить на благо Родины и защищать свое Отечество. В ответственный момент для своей страны каждый гражданин должен встать на защиту своего народа и государства. Для эффективной защиты молодой человек должен пройти военную службу. Учитель: От каждого из вас зависит будущее нашей страны, то какой будет ее развитие, ее народ. Настоящая любовь к Родине не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – все в ваших руках. | Слайд (определение слова «гражданин»)
Слайд (определение слова «гражданская позиция») Видео (гражданская позиция) Видео (равнодушие) |
Так, какие же вы: мальчишки и девчонки наших дней? Сможете ли вы поддержать честь и славу нашей Родины? Это покажет время. А пока… Психологи и социологи предлагают различные тесты, которые помогают нам определить на сколько мы патриотичны. Один из таких тестов мы предлагаем пройти вам и составить представление о себе как о патриоте своего Отечества, оценив по пятибалльной шкале ряд качеств образа «Я – Патриот!». И подсчитать средний балл. Для этого нужно сумму баллов разделить на 8. - Гражданин России …… баллов; - патриот своего народа …… баллов; - интернационалист …… баллов; - испытываю гордость за своё Отечество …… баллов; - сочувствие состраданиям своего народа …… баллов; - готов к защите Родины …… баллов; - уважение к отечественной истории …… баллов; - вера в будущее России …… баллов. (Выполняют задание) Кто-нибудь хочет высказать своё мнение по поводу получившейся оценки? (Высказывания воспитанников, педагога) Наша дискуссия подошла к концу, и я надеюсь, что она была полезна для всех нас, участников диалога. Мы сегодня говорили о разных проявлениях гражданской позиции, о качествах, которыми должен обладать гражданин. Мы должны понимать, что от нашего выбора зависит будущее страны. Как вы считаете, все ли гражданские качества вы в себе воспитали? Напишите на стикере, какое качество гражданина вы бы хотели в себе еще больше развить? приклеиваем стикеры на ватман Спасибо за вашу отзывчивость и неравнодушие за будущее родины. Мы уверены, что вы будете достойными гражданами России! |
Список использованной литературы
- Абрамова, С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права [Текст] - М.: Глобус, 2006. - 224 с.;
- Агапова, И.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия [Текст]: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2010. - 368 с.;
- Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - №6. - С.3 - 7.;
- Микрюков, В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы [Текст] - М.: ВАКО, 2009. - 192 с.;
- Приходько, В. И Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В.И. Приходько // Молодежь и общество. - 2011. - №2. - С.53 - 57.;
- Шемшурина, А.И. Патриотическое воспитание школьников. Кн. для учителя. Учеб. - метод. пособие / А.И. Шемшурина [Текст] - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 110 с.;
- Шипов, К. Воспитание на исторических событиях // Патриот Отечества. - 2013. - № 11. - С.34 - 36.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по обществознанию "Твой выбор-твоё будущее"
2011-2012-годы выборов в Государственную Думу и Президента РФ.Поэтому актуальными являются мероприятия, связанные с выборами. Они воспитывают у молодёжи активную жизненную позицию....
«Твоя жизнь – твой выбор»
Название: «Твоя жизнь – твой выбор» (Родительский всеобуч по профилактике употребления психоактивных веществ детьми и подростками)...
Интегрированное занятие "Твоя жизнь. Твои возможности. Твой выбор"
Занятие рассчитано на учащихся 8-11 классов. Его лучше проводить с небольшой группой детей, чтобы у каждого ребенка была возможность активно включиться в работу и обсуждения....
Диспут "Гражданская позиция: твой выбор - твое будущее" для учащихся старшего школьного возраста
В современном мире проблемы гражданственности и патриотизма становятся все более актуальными в воспитательном процессе подрастающего поколения. Патриотизм понимается как одна из наиболее зн...
Мастер-класс «Твоё здоровье – твой выбор». Использование кейс-метода
Цель: Пропаганда здорового образа жизни, воспитание устойчивого негативного отношения к курению, расширение знаний о вреде курения....
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....