Урок - диспут "Гражданская позиция: твой выбор - твоё будущее"
классный час (8 класс)

Пангина Лилия Викторовна

Данная методическая разработка служит целям гражданского воспитания молодежи. Образовательное событие направлено на формирование гражданских ценностей, патриотизма, активной гражданской позиции подрастающего поколения. В ходе проведения урока-диспута продемонстрированы  возможности развития активной гражданской позиции учащихся 7-9 классов с использованием различных методов и приемов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1

Слайд 2

Урок-диспут «Гражданская позиция: твой выбор – твоё будущее» 2

Слайд 3

Каждый имеет право высказывать своё мнение; говори, что думаешь и думай, что говоришь; уважай чужое мнение; умей выслушать точку зрения, с которой не согласен; правоту доказывай доводами, а не криками; будьте искренни, говорите то, что думаете и чувствуете; правило одного микрофона (говорит только один человек). 3

Слайд 4

Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупность прав и обязанностей Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова 4

Слайд 5

Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества. 5

Слайд 6

6

Слайд 7

7

Слайд 8

Есть на Земле люди, равнодушные ко всему, что происходит в их стране, в их городе, в их доме. Они представляют собой самую главную опасность для общества . Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 8

Слайд 9

Тест « Я – Патриот!» - Гражданин России …… баллов; - патриот своего народа …… баллов; - интернационалист …… баллов; - испытываю гордость за своё Отечество …… баллов; - сочувствие состраданиям своего народа …… баллов; - готов к защите Родины …… баллов; - уважение к отечественной истории …… баллов; - вера в будущее России …… баллов. 9



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САЙГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ВЕРХНЕКЕТСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

НОМИНАЦИЯ:

«Сценарии мероприятий патриотического направления»

Методическая разработка урока – диспута

«Гражданская позиция:

 твой выбор – твоё будущее»

        

                                                                   

                                                Автор:

Пангина Лилия Викторовна,

                                                                           учитель русского языка и

                                                      литературы

2022год

Аннотация

Данная методическая разработка служит целям гражданского воспитания молодежи. Образовательное событие направлено на формирование гражданских ценностей, патриотизма, активной гражданской позиции подрастающего поколения. В ходе проведения урока-диспута продемонстрированы  возможности развития активной гражданской позиции учащихся 7-9 классов с использованием различных методов и приемов.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛОВ

№ п/п

Наименование ТСО

1.

Ноутбук

2.

Проектор

4.

Динамики

5.

Принтер

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня об актуальности гражданского образования говорится как о приоритете. Это подтверждает Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р). В Стратегии подчеркивается необходимость создания «условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности».

Данное образовательное событие позволяет перевести формальное восприятие категории «гражданское общество» на ценностно - поведенческий уровень жизнедеятельности учащегося.

В номинации «Сценарии мероприятий патриотического направления» представлена методическая разработка урока – диспута «Гражданская позиция: твой выбор – твоё будущее».

Урок – диспут предназначен для организации и проведения внеурочной работы по патриотическому воспитанию и формированию российской идентичности, адресован учащимся 7-9 классов (детям 12-15лет) и направлен на  воспитание у учащихся чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою страну.

Сценарий урока – диспута может быть использован классными руководителями 7-9 классов в ходе проведения классных часов по патриотическому воспитанию.

Обоснование новизны методической разработки:

Методическая разработка представляет комплекс методов, форм и приёмов педагогических воздействий на учащихся. Основывается на принципах индивидуализации, социальной активности, взаимодействия личности с коллективом и единства образовательной  воспитательной среды.

   Новизна данной разработки заключается в применении различных методов и приемов педагогических методик,   результаты реализации которых  видны незамедлительно, что позволяет  сделать выводы о целесообразности ее внедрения.

Краткое тематическое содержание урока - диспута:

1.Вступительное слово учителя;

2.Работа учащихся  с картиной Виктора Михайловича Васнецова «Витязь на распутье»;

3.Определение понятия «гражданин»;

4.Выполнение задания  в группах: распределить права и обязанности  античного человека Афин и прав и свобод человека и гражданина РФ;

5. Просмотр и обсуждение видео о гражданской позиции человека;

6.Рассмотрение предложенных учителем ситуаций;

7. Подведение итогов урока.

Цель: формирование активной гражданской позиции и патриотизма у молодежи.

Задачи:

- уточнить понимание сущности патриотизма у молодого поколения;

- воспитывать ответственность за происходящее в нашем обществе и уважение к истории страны;

- развивать коммуникативные навыки, умение организовать совместную работу, креативность, критичность мышления.

Оценка эффективности реализации разработки:

Оценка результативности реализации разработки осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

-умение принимать и защищать свои решения;

- готовность к образованию;

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- патриотизм и любовь к Родине;

-права и свободы человека и гражданина;

- национальное самосознание;

- уважение чести и достоинства других граждан;

- гражданственность.

Количественные параметры:

1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации.

2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к самой школе, к учителю, классу, совместным делам).

5. Увеличение (уменьшение) количества участий в конкурсах по патриотической тематике;

6. Проведение мероприятий

Предполагаемые результаты:

- создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина;

- формирование навыков сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих задач;

- умение анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач, наличия ценностно-смысловых установок, аргументировать свои позиции.

Сценарный план

Урока - диспута «Гражданская позиция: твой выбор – твое будущее»

Порядок проведения

Техническое оснащение

I: Вступительная часть.

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Прежде чем перейдём к теме сегодняшнего урока, представляю вашему вниманию  картину Виктора Михайловича Васнецова «Витязь на распутье». Как вы думаете, к какой теме обращён сюжет картины? А часто ли нам с вами приходится делать выбор? Ответы детей.

Жизнь каждого человека  - это череда решений, которые мы начинаем принимать, с самого детства. И от этого выбора зачастую зависит наша с вами дальнейшая жизнь.

Я  приветствую вас на уроке-диспуте «Гражданская позиция: твой выбор – твое будущее».

 Сегодня мы с вами поговорим о том, кто такой “гражданин” и что значит  для каждого  из вас гражданская позиция. Но сначала давайте обозначим правила, которых будем придерживаться в ходе нашего мероприятия:

- Каждый имеет право высказать свое мнение.

- Говори, что думаешь и думай, что говоришь.

- Уважай чужое мнение.

- Умей выслушать точку зрения, с которой не согласен.

- Правоту доказывай доводами, а не криками.

- Будьте искренни, говорите то, что думаете и чувствуете.

- Правило одного микрофона (говорит только один человек).

 Вы согласны с данными правилами?

                                                   ответ участников

Звучит музыка

Слайд №1

 (правила диспута)

II: Основная часть.

Учитель: Ребята, давайте поразмышляем, кто такой «гражданин».

Например,  Владимир  Маяковский в своей поэме «Поэт и гражданин « писал « Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан, а поэт Николай Некрасов спрашивает. А что такое гражданин? – И отвечает «Отечества достойный сын!» …

Как вы понимаете значение слов  «Отечества достойный сын»?

Да, я с Вами соглашусь. Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки.

Ребята, вы правильно объяснили смысл понятия  «гражданин», но  если обратиться к более точному определению слова, то мы увидим, что оно употребляется в различных смыслах:

 во-первых, это житель какой-либо страны, имеющий право гражданства.

 во-вторых, начиная с античных времен и до наших дней,  это слово имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью.

Например, в античной Греции существовала уникальная судебная и правовая система. Её суть заключалась в «демократии», что означает  «власть народа».

Сейчас каждой группе я раздам листы с информацией о правах и обязанностях античного человека Афин и конституцию РФ, где во второй главе прописаны права и свободы человека и гражданина РФ. Давайте, сейчас их сравним.

На ватмане записываются права современного и античного гражданина

 

Учитель: Мы с вами определили кто такой гражданин, а теперь давайте рассмотрим понятие «гражданская позиция» что это?

ответы участников

Гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества. Ребята, как вы  проявляете гражданскую позицию?

 

ответы участников

Учитель: Сейчас каждая группа  попробует составить портрет гражданина, который имеет активную гражданскую позицию. Какими качествами он должен обладать?

   

Записывают на ватманах

ответы участников записываются на ватман

примерные ответы:

- любит Родину, свой край

- активно участвует в политической жизни страны

- хранит прошлое своей Родины и участвует в восстановлении памятников старины

- выполняет священный долг Родине

- заботится о природе

- борется с несправедливостью

- не может быть равнодушным

Необходимо с самого раннего возраста воспитывать в себе любовь к семье и Родине, желание служить на благо Отечества, заботу об окружающей среде, толерантное отношение к различным национальностям, старшему поколению, людям с ограниченными возможностями, и т.д.

Учитель: Ребята, как вы думаете, каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию?

Конечно, гражданин должен понимать свою ответственность перед страной и народом.

Проявлением гражданской позиции является отношение человека к семье и близким людям, обществу, деятельности, к Родине в целом.   От каждого зависит то, каким будет наше будущее.

Сейчас я предлагаю  вам посмотреть видеоролик, а затем мы его обсудим.

       просмотр и обсуждение видео

 Какие эмоции вызывает данное видео?

Как бы вы поступили в подобных ситуациях?

Каким образом можно изменить данную ситуацию?

Таким образом, гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Через деятельность человек познает себя, свое отношение к окружающему миру. Если наша деятельность направлена на благо Родины и народа, то это проявление активной гражданской позиции.

Если же человек относится равнодушно или негативно к окружающим людям, проблемам страны, то это говорит о проявлении антигражданской позиции.

В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с равнодушием, причем не только по отношению к окружающим людям, но и по отношению к своей стране, народу и своему будущему.

Учитель: Жизнь зачастую предлагает нам нестандартные ситуации. Подготовиться к ним сложно, так как наше поведение в трудных обстоятельствах непредсказуемо. Но от наших нравственных и моральных качеств, того что мы считаем допустимым или не допустимым, зависит выбор действий и поведения в той или иной ситуации.  

Ребята, я хочу предложить вам несколько примеров подобных ситуаций, которые мы с вами проанализируем с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц.

Ситуация 1

Дед знаменитого ученого В.И. Вернадского был военным хирургом. Он участвовал в знаменитом швейцарском походе А.В. Суворова. После штурма Чертова моста Суворов был вынужден оставить раненых. Ухаживать за ними остался Вернадский. Госпиталь взял в плен французский маршал Массена. Каково же было удивление маршала, когда он прошелся по палатам: русские, французские, итальянские солдаты и офицеры…

- Месье?! – маршал посмотрел на Вернадского. – Вы подбирали всех раненых после боя?

Наполеон Бонапарт, став первым консулом Французской республики, учредил орден Почетного легиона. Вернадский был награжден одним из первых.

Как вы понимаете эту ситуацию?

Ситуация 2

В Стокгольме один злоумышленник напал на 27-летнюю мусульманку на седьмом месяце беременности, ударил ее головой об капот автомобиля, и всячески оскорбляя, кричал ей: «Мы не потерпим в нашей стране мусульман с покрытыми головами!» Вся в крови девушка была срочно госпитализирована, но сейчас ее жизни, ничего не угрожает. Данное нападение на беременную мусульманку в хиджабе вызвало широчайший общественный резонанс и подняло на ноги всю Швецию. После обнародования факта нападения тысячи шведов, женщины и мужчины, люди различных культур и верований, среди которых есть телеведущие и депутаты, сфотографировались в хиджабах и выставили данные фото в социальных сетях, этим самым они сумели привлечь внимание к проблеме и показать достойный пример ее решения не только в Швеции, но и далеко за пределами своего государства.

Как вы понимаете эту ситуацию?

Учитель: Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, патриотизм, желание сделать жизнь на этой земле лучше. Тема патриотизма – актуальна для нашей страны, для русских людей.

Сейчас мы будем задавать вам вопросы, а вы должны выбрать тот вариант ответа, который считаете нужным. Если да то подходите ко мне, если нет то к ........

1. Считаете ли вы себя патриотом? Почему?

2. Готовы ли вы посвятить себя и свою жизнь процветанию России?

3. Гордитесь ли вы тем, что живете в России? Гордитесь ли вы своей страной?

4. Хотели ли вы жить и родиться в другой стране?  Хотели бы вы уехать из России?  

 5.Нужно ли патриотическое воспитание в школе?  

 6.Вы за или против службы в армии?

Ответы каждого участника.

Настоящий патриот готов служить на благо Родины и защищать свое Отечество. В ответственный момент для своей страны каждый гражданин должен встать на защиту своего народа и государства. Для эффективной защиты молодой человек должен пройти военную службу. 

Учитель: От каждого из вас зависит будущее нашей страны, то какой будет ее развитие, ее народ. Настоящая любовь к Родине не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – все в ваших руках.

Слайд

(определение слова «гражданин»)

           

           Слайд

(определение слова «гражданская позиция»)

Видео

(гражданская позиция)

Видео

(равнодушие)

Так, какие же вы: мальчишки и девчонки наших дней? Сможете ли вы поддержать честь и славу нашей Родины? Это покажет время. А пока… Психологи и социологи предлагают различные тесты, которые помогают нам определить на сколько мы патриотичны. Один из таких тестов мы предлагаем пройти вам и составить представление о себе как о патриоте своего Отечества, оценив по пятибалльной шкале ряд качеств образа  «Я  –  Патриот!». И подсчитать средний балл.

Для этого нужно сумму

баллов разделить на 8.  

- Гражданин России                                            ……  баллов;

- патриот своего народа                                     ……  баллов;

- интернационалист                                           ……  баллов;

-  испытываю гордость за своё Отечество     …… баллов;

- сочувствие состраданиям своего народа      ……  баллов;

- готов к защите Родины                                   ……  баллов;

- уважение к отечественной истории            ……  баллов;

- вера в будущее России                                       ……  баллов.

(Выполняют задание)

Кто-нибудь хочет высказать своё мнение по поводу получившейся оценки?

(Высказывания воспитанников, педагога)

Наша дискуссия подошла к концу, и я надеюсь, что она была полезна для всех нас, участников диалога.

Мы сегодня говорили о разных проявлениях гражданской позиции, о качествах, которыми должен обладать гражданин. Мы должны понимать, что от нашего выбора зависит будущее страны. Как вы считаете, все ли гражданские качества вы в себе воспитали? Напишите на стикере, какое качество гражданина вы бы хотели в себе еще больше развить?

                                         приклеиваем стикеры на ватман

Спасибо за вашу отзывчивость и неравнодушие за будущее родины. Мы уверены, что вы будете достойными гражданами России!

Список использованной литературы

  1. Абрамова, С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права [Текст] - М.: Глобус, 2006. - 224 с.;
  2. Агапова, И.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия [Текст]: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2010. - 368 с.;
  3. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - №6. - С.3 - 7.;
  4. Микрюков, В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы [Текст] - М.: ВАКО, 2009. - 192 с.;
  5. Приходько, В. И Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В.И. Приходько // Молодежь и общество. - 2011. - №2. - С.53 - 57.;
  6. Шемшурина, А.И. Патриотическое воспитание школьников. Кн. для учителя. Учеб. - метод. пособие / А.И. Шемшурина [Текст] - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 110 с.;
  7. Шипов, К. Воспитание на исторических событиях // Патриот Отечества. - 2013. - № 11. - С.34 - 36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по обществознанию "Твой выбор-твоё будущее"

2011-2012-годы выборов в Государственную Думу и Президента РФ.Поэтому актуальными являются мероприятия, связанные с выборами. Они воспитывают у молодёжи активную жизненную позицию....

«Твоя жизнь – твой выбор»

Название: «Твоя жизнь – твой выбор» (Родительский всеобуч по профилактике употребления психоактивных веществ детьми и подростками)...

Интегрированное занятие "Твоя жизнь. Твои возможности. Твой выбор"

Занятие рассчитано на учащихся 8-11 классов. Его лучше проводить с небольшой группой детей, чтобы у каждого ребенка была возможность активно включиться в работу и обсуждения....

Диспут "Гражданская позиция: твой выбор - твое будущее" для учащихся старшего школьного возраста

В современном мире проблемы гражданственности и патриотизма становятся все более актуальными в воспитательном процессе подрастающего поколения. Патриотизм понимается как одна из наиболее зн...

Мастер-класс «Твоё здоровье – твой выбор». Использование кейс-метода

Цель: Пропаганда здорового образа жизни, воспитание устойчивого негативного отношения к курению, расширение знаний о вреде курения....