Программа детского объединения
рабочая программа
Изменения, происходящие в нашей стране, не обошли стороной и систему образования. Система воспитания претерпела серьезные преобразования, и наиболее болезненными они стали для такого важнейшего направления работы, как создание и развитие детских организаций.
«Все начинается с детства...»- это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих диалектических законов общественной жизни. В детских годах - истоки личности, определение жизненной судьбы человека. Взятое же в применении к обществу, как феномен, детство- фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, воздвигается «здание» общества.
Дети сегодня заявляют о себе неподдельным интересом к событиям в стране и мире, активно включаются в политические события, борются за охрану окружающей среды, возрождение культуры, достигают новых вершин в спорте.
Вместе с тем процессы, происходящие сегодня в детском движении и среди подростков, заставляют нас, взрослых, более пристально подходить к работе с детьми.
Социальные явления, такие как наркомания, токсикомания, алкоголизм пагубно влияют на развитие детей. Научные данные свидетельствуют о том, что снижение вдвое и более двигательной активности после поступления в школу вызывает резкое ухудшение здоровья, снижение работоспособности и быструю утомляемость ребят. Все эти явления не могут не беспокоить - ведь они индикаторы неблагополучия детства, а значит, болезни всего общества.
Вернуть истинное значение таким понятиям, как «здоровый образ жизни», «гражданский долг», «патриотизм», «любовь к родному краю» - в этом на сегодняшний день состоит главная задача детской организации.
В условиях политической и экономической нестабильности, утраты духовности, исключительно важной становится роль не только школы, но и системы организаций, имеющих различные направления. Несмотря на то, что их обилие в наше время позволяет ребенку реализовать свои потребности и раскрыть способности, мы считаем, что создание детской школьной организации необходимо, т.к. позволяет решить ряд проблем, с которыми дети и подростки сталкиваются сегодня.
На сегодняшний день детская организация выбрала тот путь, который считает наиболее успешным и правильным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята Согласована Утверждена
на педагогическом совете с профкомом директор школы
протокол №___ от _______ председатель профкома ________________
________ /Н.В.Чепайкин/ В.В.Усков
Программа
детского школьного объединения
«Радуга добрых дел»
Возраст участников: 14-17 лет
Срок реализации: 3 года
Программу разработала:
С. М. Вохминцева - старшая вожатая
Йошкар-Ола, 2021 год
«…человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни».
У. Глассер
1. Пояснительная записка
Изменения, происходящие в нашей стране, не обошли стороной и систему образования. Система воспитания претерпела серьезные преобразования, и наиболее болезненными они стали для такого важнейшего направления работы, как создание и развитие детских организаций.
«Все начинается с детства...»- это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих диалектических законов общественной жизни. В детских годах - истоки личности, определение жизненной судьбы человека. Взятое же в применении к обществу, как феномен, детство- фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, воздвигается «здание» общества.
Дети сегодня заявляют о себе неподдельным интересом к событиям в стране и мире, активно включаются в политические события, борются за охрану окружающей среды, возрождение культуры, достигают новых вершин в спорте.
Вместе с тем процессы, происходящие сегодня в детском движении и среди подростков, заставляют нас, взрослых, более пристально подходить к работе с детьми.
Социальные явления, такие как наркомания, токсикомания, алкоголизм пагубно влияют на развитие детей. Научные данные свидетельствуют о том, что снижение вдвое и более двигательной активности после поступления в школу вызывает резкое ухудшение здоровья, снижение работоспособности и быструю утомляемость ребят. Все эти явления не могут не беспокоить - ведь они индикаторы неблагополучия детства, а значит, болезни всего общества.
Вернуть истинное значение таким понятиям, как «здоровый образ жизни», «гражданский долг», «патриотизм», «любовь к родному краю» - в этом на сегодняшний день состоит главная задача детской организации.
В условиях политической и экономической нестабильности, утраты духовности, исключительно важной становится роль не только школы, но и системы организаций, имеющих различные направления. Несмотря на то, что их обилие в наше время позволяет ребенку реализовать свои потребности и раскрыть способности, мы считаем, что создание детской школьной организации необходимо, т.к. позволяет решить ряд проблем, с которыми дети и подростки сталкиваются сегодня.
На сегодняшний день детская организация выбрала тот путь, который считает наиболее успешным и правильным.
Цель детской организации складывается, в конечном счете, из личных целей каждого ребенка. Поэтому дойти до поставленной цели организация сможет только в том случае, если объединить усилия детей, учитывая все жизненные ценности.
Ценность нельзя понять, ценностям нельзя научиться, их можно только прочувствовать и пережить. Только полнота проживания каждого мгновения, способность вдохновляться жизнью, каждым ее днем и событием открывают человеку многообразие связей с миром, развивают стремление размышлять о нем, смысле жизни и ее ценностях.
Легко ли будет попасть нам точно в цель? В этом году нам всем будут необходимы тщательные тренировки, уверенный настрой, четкий глазомер и твердая рука. Настало время сделать «Шаг в будущее».
Для того, чтобы уверенно сделать шаг в будущее необходимо точно попасть в цель. Детская объединение «Радуга добрых дел» является социально-педогагической, комплексной в 2021-2023 годах предлагает работу по направлениям:
- нравственно-эстетическому,
- спортивно-оздоровительному,
- гражданско-патриотическому,
- социальному,
- «Общение и досуг».
В реализации программы принимают участие дети и подростки от 14 до 17 лет. Срок реализации программы – 3 года.
Цель программы: создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптациив обществе на основе индивидуального подхода во внеурочной деятельности.
Задачи:
- привлечь внимание учащихся к проблемам детского движения, пропагандировать цели и задачи детской организации;
- определить приоритеты детских интересов и реализовать их на практике, объединить членов детской организации на основе общих программ и проектов;
- развить самоуправления в детской организации;
- проводить тренинги, конференции, семинары, оздоровительные, спортивные, досуговые мероприятия, связанные с деятельностью детской организации.
Данная программа ориентирована на создание условий для всестороннего развития детей в школе; раскрытие способностей и склонностей каждого ребенка внеурочной деятельности; на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Также программа ориентирована:
- на формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, педагогами;
- на формирование у них нравственного самосознания и ответственности;
- на обучение культуре поведения на основе управления собой;
- на формирование нравственных позиций
- на развитие самосознания и культуры самовоспитания;
В основу программы положено нравственное развитие личности, формирование ценностных установок понятий «добро», «доброта», «сознательность», «ответственность», «коллектив», «уважение», «доверие», «сопереживание», «сострадание», культуры поведения и межличностных отношений, сознательное и ответственное отношение к учебной деятельности, дисциплине, порученному делу.
Вся система работы строится на общечеловеческих ценностях и направлена на стимулирующее развитие личности.
Для достижения целевых ориентиров определены следующие задачи:
- развитие познавательной активности и интересов личности учащихся;
- создание условий для самовыражения и самореализации учащихся;
- формирование сознательного отношения к учебной деятельности.
- создание нравственно и эмоционально благоприятной среды для формирования детского коллектива и развитие личности учащихся в нем;
- повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности;
- приобщение учащихся к культуре, традициям, истории школы, села, улуса, отечества, используя культурно-образовательную среду;
- развитие лучшие человеческие качества детей в процессе организации коллективно-творческой деятельности организации;
- формирование гражданско-патриотические чувства воспитанников, чувства сопричастности к судьбе отечества.
- Программа строится на следующих принципах гуманистической педагогики:
- признание личности каждого ребенка высшей социальной ценностью;
- уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого ребенка;
- уважительные отношения между взрослыми и детьми;
- создание ситуации успеха.
В ходе реализации программы можно выделить 3 этапа:
Подготовительный этап предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения и навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской и спортивной деятельности, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя. Вожатый организует работу по изучению детей и коллектива в целом. Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Приобретение новых качеств личности и развитие коллектива происходит через активное включение детей в разнообразную деятельность.
Основной этап предполагает расширение и закрепление полученных ранее качеств и навыков. Дети становятся не только активными участниками проводимых мероприятий и дел, но и организаторами предлагаемых дел. Они учатся планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит дальнейшее развитие коллектива, возрастает социальная значимость детского общественного объединения, повышается социальная активность его членов.
Итоговый этап предполагает становление коллектива как единого целого, стремящегося к саморазвитию. Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия и социально-значимые дела, активно участвуют в проведении занятий школы актива ,что способствует преемственности в деятельности детского общественного объединения от старших к младшим.
Формы подведения итогов:
- Проведение мониторинга
Аспекты изучения | Используемая методика |
Сформированность познавательной и творческой активности. | Рожков М.И., Тюнников Ю.С. и др. «Методика диагностики уровня творческой активности учащихся». |
Уровень развития самоуправления в детском коллективе. | Рожков М.И. «Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе». |
Удовлетворенность детей своим коллективом, уровень развития коллектива | А.Н. Лутошкин «Какой у нас коллектив». |
Сформированность нравственного потенциала личности ребенка. | Щуркова Е.Н. тест «Размышляем о жизненном опыте». |
Выявление мотивов детей в деятельности. | Байбородова Л.В. «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности». |
2. Реализация социально-значимых проектов, творческие отчёты – концерты, КТД, акции, праздники и т.д.
3. Итоговый сбор в конце года.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации данной программы ожидается:
- Развитие коммуникативных способностей, чувства ответственности за принимаемые решения и за их выполнение, выраженное в достижении званий личностного роста.
- Овладение практическими приемами и способами самореализации, самооценки и саморазвития.
- Сформированность умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, умения и стремления взаимодействовать в коллективе.
- Овладение методикой КТД.
Для оценки результативности процесса обучения и воспитания участников программы используются единые для всех образовательных учреждений критерии и показатели: диагностические методики и достигнутые результаты работы, выраженные в практических делах детского объединения «Радуга».
Условия реализации программы:
- Наличие материально-технической базы: кабинет старшего вожатого, актовый и спортивный зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение.
- Учебные пособия: наглядный, дидактический, методический материал.
- Кадровое обеспечение: заместитель директора по воспитательной работе, библиотекарь, учителя физической культуры и музыки, старшая вожатая, члены детского общественного объединения «Радуга добрых дел».
Содержание программы.
Содержание программы ДО «Радуга добрых дел»предусматривает планирование деятельности по следующим направлениям: образовательному, спортивно-оздоровительному, гражданско-патриотическому, социальному, «Общение и досуг».
- Образовательное направление – школа актива
Образовательное направление программы направлено на воспитание у детей активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств, стимулирует стремление к дальнейшему личностному росту. В школе актива ребята не только расширяют свои знания о детском объединении, но и учатся общению, взаимодействию с взрослыми, сверстниками и младшими школьниками, овладевают практическими навыками творческой деятельности.
Занятия по образовательному направлению проводятся 2 раза в месяц для всего актива детского общественного объединения. Продолжительность занятия 40 минут. Приобретённые знания, умения и навыки обобщаются, углубляются и реализуются на практике. Во время практических занятий ребята работают по направлениям.
Задачи направления:
- формировать активную жизненную позицию у членов актива и способствовать их дальнейшему личностному росту;
- учить общаться, самостоятельно организовывать, проводить и анализировать разнообразные дела и мероприятия;
- способствовать развитию коллектива.
2. Спортивно-оздоровительное направление «Здоровье – это здорово!»
Только здоровый человек может активно жить, достигать успехов в разнообразной деятельности, отдавая свои силы на созидание и решение задач, связанных с творчеством. Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать в детстве. Ведь большинство детей считает, что ведёт здоровый образ жизни, тогда как их двигательная активность сведена к минимуму, не соблюдается режим питания. Активисты ДО ведут активную работу по пропаганде ЗОЖ среди учащихся образовательного учреждения.
Задачи направления:
- укреплять здоровье детей и подростков, создавая условия для формирования знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
- учить общаться, управлять собой, подчиняться правилам, соблюдать нормы поведения;
- способствовать физическому развитию и самосовершенствованию членов детского объединения;
- развивать творческие и организаторские способности, умения подготовить и провести мероприятия и акции по здоровому образу жизни.
3. Гражданско-патриотическое направление «Мы – патриоты страны своей !»
В рамках этого направления внимание уделяется воспитанию в детях патриотизма, ощущения сопричастности к судьбе своей страны, любви и заботы о своей малой Родине. Чтобы воспитать активных, деятельностных ребят, способных реализовывать себя во всех сферах общественной жизни, нужно не только познакомить их с историей своей Родины, пробудить в них интерес к судьбе родного края и желание принимать активное участие в жизни села, но и научить, как сохранить эту историю, показать важность таких дел, как работа в музее и забота о ветеранах, тружеников тыла, пожилых людях.
Задачи направления:
- способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма и сопричастности к судьбам россиян;
- создать условия для духовно-нравственного воспитания, гражданского становления личности ребёнка;
- развивать детскую инициативу по охране объектов памяти и заботе о ветеранах.
4. Социальное направление «Добро есть жизнь!
В рамках этого направления внимание уделяется таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание. Занимаясь шефской работой, дети ориентированы на помощь тем людям, которым действительно нужно помочь ( пожилые люди, ветераны, люди с ограниченными возможностями, младшие школьник и воспитанники детского сада), и начинают понимать, что важны не слова сочувствия, а реальная помощь, основанная на уважении к человеку. Работа в этом направлении обеспечивает преемственность поколений, возникновение духовной близости между людьми разного возраста, восполняет потребность детей общаться, заботиться, оказывать конкретную помощь и соучаствовать в судьбе людей, нуждающихся в этом.
Задачи направления:
- развивать детскую инициативу по оказанию необходимой помощи нуждающимся людям, желание добровольно и бескорыстно заботиться о них;
- продолжить сотрудничество с детским садом «Теремок», младшими школьниками, интернатом временного содержания детей «Солнышко» ;
- оказывать действенную помощь тем, кто в ней нуждается;
- способствовать ранней профессиональной ориентации детей и подростков на профессии сферы «человек – человек»: образование, воспитание, медицина.
5. Направление «Общение и досуг» – «Каждое дело творчески – а иначе зачем?»
Стремление к развитию своего творческого потенциала и самореализация через участие в досуговых мероприятиях является одной из основных черт ребёнка. Поэтому данное направление – необходимое звено в жизнедеятельности детей этой возрастной группы.
Для полноценного развития личности ребёнка в этом возрасте очень важно, чтобы разнообразные дела и виды деятельности удовлетворяли его потребность в самоутверждении и самостоятельности, отвечали его стремлению к привлекательным, красочным формам работы, имели отчётливо выраженный реальный смысл.
Задачи направления:
- способствовать развитию личности, предоставляя свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений;
- привлечение к деятельности, развивающей интересы, возможности и способности каждого ребёнка;
- помогать в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками, учить планировать, организовывать, проводить и оценивать игровую и творческую деятельность;
- способствовать становлению и развитию коллектива.
Особенность программы ДО «Радуга добрых дел» заключается в том, что детское объединение представляет собой разновозрастный коллектив, в котором каждый его член совершенствует своё мастерство согласно структуре личностного роста «Высоты».
Структура саморазвития членов объединения включает овладение лидерскими и организаторскими навыками, способность выполнять поручения, и построена как движение от «высоты к высоте». «Высоты» – это путь от умения к умению, упорная работа над собой. Когда в совершенстве овладеешь знаниями, которые требуются на той или иной высоте, почувствуешь, как легко можно применить их на практике.
Главная ценность в «высотах» – мастерство, которым дети овладевают, мудрость, которую они приобретают, и опыт, который получают.
Детское общественное объединение «Надежда» занимает свою определённую нишу в воспитательном пространстве школы, имеет отлаженные партнерские связи как с внешним, так и внутренним социумом. Взаимодействие объединения с администрацией школы строятся на основе договора, где прописываются полномочия каждой из сторон. Детское объединение взаимодействует с педагогическим коллективом и родительской общественностью через совместные заседания с ученическим советом по планированию и анализу деятельности, подготовку и реализацию совместных акций, проектов и мероприятий, соревнования, соцопросы и КТД.
Учебно-тематический план образовательного направления.
Первый год обучения.
№ п/п | Наименование темы: | Кол-во занятий: | Количество часов: | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Вводное занятие «Давайте познакомимся!» | 2 | 1 | 1 | 2 |
2. | История детского общественного движения в России. | 3 | 2 | 1 | 3 |
3. | Государственная символика. Символика детских организаций. | 4 | 2 | 2 | 4 |
4. | Правовые основы деятельности детского общественного объединения. Устав. Законы. | 3 | 2 | 1 | 3 |
5. | Методика проведения сбора отряда. | 3 | 1 | 2 | 3 |
6. | «Шляпа желаний» и коллективное планирование. | 4 | 2 | 2 | 4 |
7. | «Что такое КТД? Традиционные дела» | 4 | 2 | 2 | 4 |
8. | Организация и подготовка мероприятия. | 5 | 2 | 3 | 5 |
9. | «Учимся играть!» | 4 | 2 | 2 | 4 |
10. | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | 2 |
ИТОГО: | 34 | 16 ч | 18 ч | 34 часа |
Второй год обучения.
№ п/п | Наименование темы: | Кол-во занятий: | Количество часов: | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Вводное занятие . | 2 | 1 | 1 | 2 |
2. | Программы СПО-ФДО и военно-патриотического движения «Юнармия» | 3 | 3 | - | 3 |
3. | Методика организации и проведения коллективно-творческих дел. | 5 | 2 | 3 | 5 |
4. | Игра – дело серьёзное (методика организации и проведения). | 5 | 2 | 3 | 5 |
5. | Что такое проект? | 3 | 1 | 2 | 3 |
6. | Защита проектов. | 2 | - | 2 | 2 |
7. | «Мы – вожатые!» | 4 | 2 | 2 | 4 |
8. | Кто такой лидер? | 4 | 2 | 2 | 4 |
9. | «В мире интересных игр» | 4 | 1 | 3 | 4 |
10. | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | 2 |
ИТОГО: | 34 | 14 ч | 20 ч | 34 часа |
Третий год обучения.
№ п/п | Наименование темы: | Кол-во занятий: | Количество часов: | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Вводное занятие . | 2 | 1 | 1 | 2 |
2. | Что такое план? Планирование основных мероприятий объединения. | 4 | 1 | 3 | 4 |
3. | Хорошее слово – «совет». | 2 | 1 | 1 | 2 |
4. | Социальное проектирование. | 4 | 2 | 2 | 4 |
5. | Организация и проведение коллективно-творческого дела. | 5 | 2 | 3 | 5 |
6. | Учимся подводить итоги (как провести анкетирование, опрос). | 3 | 1 | 2 | 3 |
7. | Навыки конструктивного общения. | 4 | 2 | 2 | 4 |
8. | Игра как способ общения. | 4 | 1 | 3 | 4 |
9. | Азы вожатского мастерства. | 4 | 1 | 3 | 4 |
10. | Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты?» (по программам СПО-ФДО и ФДО «Юная Россия») | 2 | - | 2 | 2 |
ИТОГО: | 34 | 12 ч | 22 ч | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа детского объединения "Роднички"
Детская игра – сфера активного общения личности, поскольку предоставляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельность, развивающую неограниченные воз...

Программа детского объединения
"Друзья природы" - программа творческого объединения, которая способствует развитию креативности, нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, создавать нечто ново...
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Кулинария издоровье"
Цель программы: дать школьникам знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным ...
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"
В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...
Дополнительная общеобразовательная программа детского объединения "Народные промыслы"
Данная программа создана с опорой на типовую программу, адаптированная под местные условия. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, и...

Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень
Пояснительная записка. В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ» Тип программы: модифицированная. Срок реализации: 3 года.
Программа рассчитана на 4 часа внеделю (за год 144 часа)...