Программа детского объединения
рабочая программа

Вохминцева Светлана Михайловна

Изменения, происходящие в нашей стране, не обошли стороной и систему образования. Система воспитания претерпела серьезные преобразования, и наиболее болезненными они стали для такого важнейшего направления работы, как создание и развитие детских организаций.

«Все начинается с детства...»- это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих диалектических законов общественной жизни. В детских годах - истоки личности, определение жизненной судьбы человека. Взятое же в применении к обществу, как феномен, детство- фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, воздвигается «здание» общества.

Дети сегодня заявляют о себе неподдельным интересом к событиям в стране и мире, активно включаются в политические события, борются за охрану окружающей среды, возрождение культуры, достигают новых вершин в спорте.

Вместе с тем процессы, происходящие сегодня в детском движении и среди подростков, заставляют нас, взрослых, более пристально подходить к работе с детьми.

Социальные явления, такие как наркомания, токсикомания, алкоголизм пагубно влияют на развитие детей. Научные данные свидетельствуют о том, что снижение вдвое и более двигательной активности после поступления в школу вызывает резкое ухудшение здоровья, снижение работоспособности и быструю утомляемость ребят. Все эти явления не могут не беспокоить - ведь они индикаторы неблагополучия детства, а значит, болезни всего общества.

Вернуть истинное значение таким понятиям, как «здоровый образ жизни», «гражданский долг», «патриотизм», «любовь к родному краю» - в этом на сегодняшний день состоит главная задача детской организации.

В условиях политической и экономической нестабильности, утраты духовности, исключительно важной становится роль не только школы, но и системы организаций, имеющих различные направления. Несмотря на то, что их обилие в наше время позволяет ребенку реализовать свои потребности и раскрыть способности, мы считаем, что создание детской школьной организации необходимо, т.к. позволяет решить ряд проблем, с которыми дети и подростки сталкиваются сегодня.

На сегодняшний день детская организация выбрала тот путь, который считает наиболее успешным и правильным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_do.docx43.71 КБ

Предварительный просмотр:

Принята                                             Согласована                                          Утверждена

на педагогическом совете               с профкомом                                         директор  школы  

протокол №___ от _______             председатель профкома                       ________________

                                                          ________ /Н.В.Чепайкин/                      В.В.Усков

Программа

детского школьного объединения

«Радуга добрых дел»

           Возраст участников: 14-17 лет

 Срок реализации: 3 года

 

  Программу разработала:

                      С. М. Вохминцева - старшая вожатая

Йошкар-Ола, 2021 год

«…человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни».

У. Глассер

1. Пояснительная записка

Изменения, происходящие в нашей стране, не обошли стороной и систему образования. Система воспитания претерпела серьезные преобразования, и наиболее болезненными они стали для такого важнейшего направления работы, как создание и развитие детских организаций.

«Все начинается с детства...»- это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих диалектических законов общественной жизни. В детских годах - истоки личности, определение жизненной судьбы человека. Взятое же в применении к обществу, как феномен, детство- фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, воздвигается «здание» общества.

Дети сегодня заявляют о себе неподдельным интересом к событиям в стране и мире, активно включаются в политические события, борются за охрану окружающей среды, возрождение культуры, достигают новых вершин в спорте.

Вместе с тем процессы, происходящие сегодня в детском движении и среди подростков, заставляют нас, взрослых, более пристально подходить к работе с детьми.

Социальные явления, такие как наркомания, токсикомания, алкоголизм пагубно влияют на развитие детей. Научные данные свидетельствуют о том, что снижение вдвое и более двигательной активности после поступления в школу вызывает резкое ухудшение здоровья, снижение работоспособности и быструю утомляемость ребят. Все эти явления не могут не беспокоить - ведь они индикаторы неблагополучия детства, а значит, болезни всего общества.

Вернуть истинное значение таким понятиям, как «здоровый образ жизни», «гражданский долг», «патриотизм», «любовь к родному краю» - в этом на сегодняшний день состоит главная задача детской организации.

В условиях политической и экономической нестабильности, утраты духовности, исключительно важной становится роль не только школы, но и системы организаций, имеющих различные направления. Несмотря на то, что их обилие в наше время позволяет ребенку реализовать свои потребности и раскрыть способности, мы считаем, что создание детской школьной организации необходимо, т.к. позволяет решить ряд проблем, с которыми дети и подростки сталкиваются сегодня.

На сегодняшний день детская организация выбрала тот путь, который считает наиболее успешным и правильным.

Цель детской организации складывается, в конечном счете, из личных целей каждого ребенка. Поэтому дойти до поставленной цели организация сможет только в том случае, если объединить усилия детей, учитывая все жизненные ценности.

Ценность нельзя понять, ценностям нельзя научиться, их можно только прочувствовать и пережить. Только полнота проживания каждого мгновения, способность вдохновляться жизнью, каждым ее днем и событием открывают человеку многообразие связей с миром, развивают стремление размышлять о нем, смысле жизни и ее ценностях.

Легко ли будет попасть нам точно в цель? В этом году нам всем будут необходимы тщательные тренировки, уверенный настрой, четкий глазомер и твердая рука. Настало время сделать «Шаг в будущее».

Для того, чтобы уверенно сделать шаг в будущее необходимо точно попасть в цель. Детская объединение «Радуга добрых дел» является социально-педогагической, комплексной в 2021-2023 годах предлагает работу по направлениям: 

  • нравственно-эстетическому,
  • спортивно-оздоровительному,
  • гражданско-патриотическому,
  • социальному,
  • «Общение и досуг». 

В реализации программы принимают участие дети и подростки от 14 до 17 лет. Срок реализации программы –  3  года. 

Цель программы: создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптациив обществе на основе индивидуального подхода во внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. привлечь внимание учащихся к проблемам детского движения, пропагандировать цели и задачи детской организации;
  2. определить приоритеты детских интересов и реализовать их на практике, объединить членов детской организации на основе общих программ и проектов;
  3. развить самоуправления в детской организации;
  4. проводить тренинги, конференции, семинары, оздоровительные, спортивные, досуговые мероприятия, связанные с деятельностью детской организации.

Данная программа ориентирована на создание условий для всестороннего развития детей в школе;  раскрытие способностей и склонностей каждого ребенка внеурочной деятельности; на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Также программа ориентирована:

  • на формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, педагогами;
  • на формирование у них нравственного самосознания и ответственности;
  • на обучение культуре поведения на основе управления собой;
  • на формирование нравственных позиций
  • на развитие самосознания и культуры самовоспитания;

В основу программы положено нравственное развитие личности, формирование ценностных установок понятий «добро», «доброта», «сознательность», «ответственность», «коллектив», «уважение», «доверие», «сопереживание», «сострадание»,  культуры поведения  и межличностных отношений, сознательное и ответственное отношение к учебной деятельности, дисциплине, порученному делу.

Вся система работы строится на общечеловеческих ценностях и направлена на стимулирующее развитие личности.

Для достижения целевых ориентиров определены следующие задачи:

  • развитие познавательной активности и интересов личности учащихся;
  • создание условий для самовыражения и самореализации  учащихся;
  • формирование сознательного отношения к учебной деятельности.
  • создание нравственно и эмоционально благоприятной среды для формирования детского коллектива и развитие личности учащихся в нем;
  • повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности;
  • приобщение учащихся к культуре, традициям, истории школы, села, улуса, отечества, используя культурно-образовательную среду;
  • развитие лучшие человеческие качества детей в процессе организации коллективно-творческой деятельности организации;
  • формирование гражданско-патриотические чувства воспитанников, чувства сопричастности к судьбе отечества.
  • Программа строится на следующих принципах гуманистической педагогики:
  • признание личности каждого ребенка высшей социальной ценностью;
  • уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого ребенка;
  • уважительные отношения между взрослыми и детьми;
  • создание ситуации успеха.

В ходе реализации программы можно выделить 3 этапа:

Подготовительный этап предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения и навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской и спортивной деятельности, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя. Вожатый организует работу по изучению детей и коллектива в целом. Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Приобретение новых качеств личности и развитие коллектива происходит через активное включение детей в разнообразную деятельность.

Основной этап предполагает расширение и закрепление полученных  ранее качеств и навыков. Дети становятся не только активными участниками проводимых мероприятий и дел, но и организаторами предлагаемых дел. Они учатся планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит дальнейшее развитие коллектива, возрастает социальная значимость детского общественного объединения, повышается социальная активность его членов.

Итоговый этап предполагает становление коллектива как единого целого, стремящегося к саморазвитию. Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия и социально-значимые дела, активно участвуют в проведении занятий школы актива ,что способствует преемственности в деятельности детского общественного объединения от старших к младшим.

Формы подведения итогов:

  1. Проведение мониторинга

Аспекты изучения

Используемая методика

Сформированность познавательной и творческой активности.

Рожков М.И., Тюнников Ю.С. и др. «Методика диагностики уровня творческой активности учащихся».

Уровень развития самоуправления в детском коллективе.

Рожков М.И. «Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе».

Удовлетворенность детей своим коллективом, уровень развития коллектива

А.Н. Лутошкин «Какой у нас коллектив».

Сформированность нравственного потенциала личности ребенка.

Щуркова Е.Н. тест «Размышляем о жизненном опыте».

Выявление мотивов детей в деятельности.

Байбородова Л.В. «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности».


2. Реализация социально-значимых проектов, творческие отчёты – концерты, КТД, акции, праздники и т.д.

3. Итоговый сбор в конце года.

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации данной программы ожидается:

  • Развитие коммуникативных способностей, чувства ответственности за принимаемые решения и за их выполнение, выраженное в достижении званий личностного роста.
  • Овладение практическими приемами и способами самореализации, самооценки и саморазвития.
  • Сформированность умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, умения и стремления взаимодействовать в коллективе.
  • Овладение методикой КТД.

Для оценки результативности процесса  обучения и воспитания участников программы используются единые для всех образовательных учреждений критерии и показатели: диагностические методики и достигнутые результаты работы, выраженные в практических делах детского объединения «Радуга».

Условия реализации программы:

  1. Наличие материально-технической базы: кабинет старшего вожатого, актовый и спортивный зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение.
  2. Учебные пособия: наглядный, дидактический, методический материал.
  3. Кадровое обеспечение: заместитель директора по воспитательной работе, библиотекарь, учителя физической культуры и музыки, старшая вожатая, члены детского общественного объединения «Радуга добрых дел».

Содержание программы.

Содержание программы  ДО «Радуга добрых дел»предусматривает планирование деятельности по следующим направлениям: образовательному, спортивно-оздоровительному, гражданско-патриотическому, социальному, «Общение и досуг».

  1. Образовательное направление – школа актива

Образовательное направление программы направлено на воспитание у детей активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств, стимулирует стремление к дальнейшему личностному росту. В школе актива ребята не только расширяют свои знания о детском объединении, но и учатся общению, взаимодействию с взрослыми, сверстниками и младшими школьниками, овладевают практическими навыками творческой деятельности.
Занятия по образовательному направлению проводятся 2 раза в месяц для всего актива детского общественного объединения. Продолжительность занятия 40 минут. Приобретённые знания, умения и навыки обобщаются, углубляются и реализуются на практике. Во время практических занятий ребята работают по направлениям.

Задачи направления:

  • формировать активную жизненную позицию у членов актива и способствовать их дальнейшему личностному росту;
  • учить общаться,  самостоятельно организовывать, проводить и анализировать разнообразные дела и мероприятия;
  • способствовать развитию коллектива.

2. Спортивно-оздоровительное направление «Здоровье – это здорово!» 

Только здоровый человек может активно жить, достигать успехов в разнообразной деятельности, отдавая свои силы на созидание и решение задач, связанных с творчеством. Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать в детстве. Ведь большинство детей считает, что ведёт здоровый образ жизни, тогда как их двигательная активность сведена к минимуму, не соблюдается режим питания. Активисты ДО ведут активную работу по пропаганде ЗОЖ среди учащихся образовательного учреждения.

Задачи направления:

  • укреплять здоровье детей и подростков, создавая условия для формирования знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  • учить общаться, управлять собой, подчиняться правилам, соблюдать нормы поведения;
  •  способствовать физическому развитию и самосовершенствованию членов детского объединения;
  • развивать творческие и организаторские способности, умения подготовить и провести мероприятия и акции по здоровому образу жизни.

3. Гражданско-патриотическое направление «Мы – патриоты страны своей !» 

В рамках этого направления внимание уделяется воспитанию в детях патриотизма, ощущения сопричастности к судьбе своей страны, любви и заботы о своей малой Родине. Чтобы воспитать активных, деятельностных ребят, способных реализовывать себя во всех сферах общественной жизни, нужно не только познакомить их с историей своей Родины, пробудить в них интерес к судьбе родного края и  желание принимать активное участие в жизни села, но и научить, как сохранить эту историю, показать важность таких дел, как работа в музее и забота о ветеранах, тружеников тыла, пожилых людях.

Задачи направления:

  • способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма и сопричастности к судьбам россиян;
  • создать условия для духовно-нравственного воспитания, гражданского становления личности ребёнка;
  • развивать детскую инициативу по охране объектов памяти и заботе о ветеранах.

4. Социальное направление «Добро есть жизнь!

В рамках этого направления внимание уделяется таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание. Занимаясь шефской работой, дети ориентированы на помощь тем людям, которым действительно нужно помочь ( пожилые люди, ветераны, люди с ограниченными возможностями, младшие школьник и воспитанники детского сада), и начинают понимать, что важны не слова сочувствия, а реальная помощь, основанная на уважении к человеку. Работа в этом направлении обеспечивает преемственность поколений, возникновение духовной близости между людьми разного возраста, восполняет потребность детей общаться, заботиться, оказывать конкретную помощь и соучаствовать в судьбе людей, нуждающихся в этом.

Задачи направления:

  • развивать детскую  инициативу по оказанию необходимой помощи нуждающимся людям, желание добровольно и бескорыстно заботиться о них;
  • продолжить сотрудничество с детским садом «Теремок», младшими школьниками,   интернатом временного содержания детей «Солнышко» ;
  • оказывать действенную помощь тем, кто в ней нуждается;
  • способствовать ранней профессиональной ориентации детей и подростков на профессии сферы «человек – человек»: образование, воспитание, медицина.

5. Направление «Общение и досуг» – «Каждое дело творчески – а иначе зачем?» 

Стремление к развитию своего творческого потенциала и самореализация через участие в досуговых мероприятиях  является одной из основных  черт ребёнка. Поэтому данное направление – необходимое звено в жизнедеятельности детей этой возрастной группы. 
Для полноценного развития личности ребёнка в этом возрасте очень важно, чтобы разнообразные дела и виды деятельности удовлетворяли его потребность в самоутверждении и самостоятельности, отвечали его стремлению к привлекательным, красочным формам работы, имели отчётливо выраженный реальный смысл.

Задачи направления:

  • способствовать развитию личности, предоставляя свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений;
  • привлечение к деятельности, развивающей интересы, возможности и способности каждого ребёнка;
  • помогать в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками, учить планировать, организовывать, проводить и оценивать игровую и творческую деятельность;
  • способствовать становлению и развитию коллектива.

Особенность программы ДО «Радуга добрых дел» заключается в том, что детское объединение представляет собой разновозрастный коллектив, в котором каждый его член совершенствует своё мастерство согласно структуре личностного роста «Высоты».

Структура саморазвития членов объединения включает овладение лидерскими и организаторскими навыками, способность выполнять поручения, и построена как движение от «высоты к высоте». «Высоты» – это путь от умения к умению, упорная работа над собой. Когда в совершенстве овладеешь знаниями, которые требуются на той или иной высоте, почувствуешь, как легко можно применить их на практике. 
Главная ценность в «высотах» – мастерство, которым дети овладевают, мудрость, которую они приобретают, и опыт, который получают.
Детское общественное объединение «Надежда» занимает свою определённую нишу в воспитательном пространстве школы, имеет отлаженные партнерские связи как с внешним, так и внутренним социумом. Взаимодействие объединения с администрацией школы строятся на основе договора, где прописываются полномочия каждой из сторон. Детское объединение взаимодействует с педагогическим коллективом и родительской общественностью через совместные заседания с ученическим советом по планированию и анализу деятельности, подготовку и реализацию совместных акций, проектов и мероприятий, соревнования, соцопросы и КТД.












Учебно-тематический план образовательного направления.

Первый год обучения.

№ п/п

Наименование темы:

Кол-во занятий:

Количество часов:

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие «Давайте познакомимся!»

2

1

1

2

2.

История детского общественного движения в России.

3

2

1

3

3.

Государственная символика. Символика детских организаций.

4

2

2

4

4.

Правовые основы деятельности детского общественного объединения. Устав. Законы.

3

2

1

3

5.

Методика проведения сбора отряда.

3

1

2

3

6.

«Шляпа желаний» и коллективное планирование.

4

2

2

4

7.

«Что такое КТД? Традиционные дела»

4

2

2

4

8.

Организация и подготовка мероприятия.

5

2

3

5

9.

«Учимся играть!»

4

2

2

4

10.

Итоговое занятие.

2

-

2

2

ИТОГО:

34

16 ч

18 ч

34 часа

Второй год обучения.

№ п/п

Наименование темы:

Кол-во занятий:

Количество часов:

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие .

2

1

1

2

2.

Программы СПО-ФДО и военно-патриотического движения «Юнармия»

3

3

-

3

3.

Методика организации и проведения коллективно-творческих дел.

5

2

3

5

4.

Игра – дело серьёзное (методика организации и проведения).

5

2

3

5

5.

Что такое проект?

3

1

2

3

6.

Защита проектов.

2

-

2

2

7.

«Мы – вожатые!»

4

2

2

4

8.

Кто такой лидер?

4

2

2

4

9.

«В мире интересных игр»

4

1

3

4

10.

Итоговое занятие.

2

-

2

2

ИТОГО:

34

14 ч

20 ч

34 часа

Третий год обучения.

№ п/п

Наименование темы:

Кол-во занятий:

Количество часов:

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие .

2

1

1

2

2.

Что такое план? Планирование основных мероприятий объединения.

4

1

3

4

3.

Хорошее слово – «совет».

2

1

1

2

4.

Социальное проектирование.

4

2

2

4

5.

Организация и проведение коллективно-творческого дела.

5

2

3

5

6.

Учимся подводить итоги (как провести анкетирование, опрос).

3

1

2

3

7.

Навыки конструктивного общения.

4

2

2

4

8.

Игра как способ общения.

4

1

3

4

9.

Азы вожатского мастерства.

4

1

3

4

10.

Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты?»

(по программам СПО-ФДО и ФДО «Юная Россия»)

2

-

2

2

ИТОГО:

34

12 ч

22 ч

34 часа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа детского объединения "Роднички"

Детская игра – сфера активного общения личности, поскольку предоставляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельность, развивающую неограниченные воз...

Программа детского объединения

"Друзья природы" - программа творческого объединения, которая способствует развитию креативности, нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, создавать нечто ново...

Дополнительная образовательная программа детского объединения "Кулинария издоровье"

   Цель программы: дать школьникам знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным ...

Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"

В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...

Дополнительная общеобразовательная программа детского объединения "Народные промыслы"

Данная программа создана с опорой на типовую программу, адаптированная под местные условия. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью,  и...

Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень

Пояснительная записка.   В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...