Проектная деятельность в работе с одаренными детьми
учебно-методический материал (5 класс)
Методические рекомендации для работы с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_rabote_s_odarennymi_detmi.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в работе с одаренными детьми
Интерес к детской одаренности высок как в общеобразовательных организациях, так и в учреждениях дополнительного образования. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой вклад в развитие общества. Для работы с детьми с повышенными способностями в современном мире все больше развивается разнообразных форм и методов. Однако, очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ. Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Сегодня значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей. Перед педагогом стоит основная задача — способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Работа по обучению одарённых детей — задача, требующая совместных действий многих специалистов.
Каждый одаренный ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе.
Методы и формы работы с одаренными детьми, прежде всего, должны сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться. Работа с одаренными детьми распадается на две формы — урочную и внеурочную.
Вот некоторые принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
Во внеурочной работе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, создателем.
В своей работе с одаренными детьми я выбираю современные инновационные технологии: исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные. У таких детей проявляется интерес и потребность в исследовательской и поисковой активности. Все это позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения, учащиеся стремятся к открытиям, активному умственному труду и самопознанию. Но в своей работе с одаренными детьми приоритетным является метод проектов. Как я его применяю?
Во- первых, метод проектов, относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей.
Во- вторых, учитывая интересы и уровни одаренности учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции.
В- третьих, данная форма работы позволяет одаренному ребенку, продолжать учиться вместе со сверстниками и оставаться в привычных социальных взаимоотношениях.
В- четвертых, проектная деятельность — это та форма воспитания, мотивирования детей, работая с которой дети могут еще больше «раскрыться» в той или иной области. Работая над проектами, ребята овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться и ощутить радость успеха.
В ходе проектной деятельности, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, решать проблемы. Все это требует использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.
В своей практике я достаточно часто применяю данный метод, и это действительно позволяет «раскрыть» одаренных детей. Воспитание и обучение одарённых детей это трудная и широкомасштабная задача, которую должен помочь решить педагог.
Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных работ
- Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
- Выполняй проект в следующем порядке:
- Выбери с помощью родителей и учителя тему;
- Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)
- Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя;
- Выполни теоретическую и практическую части проекта;
- Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
- Напечатай графическую часть проекта;
- Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;
- Защити проект;
- Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.
- Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
- Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией.
- Учитывай традиции и обычаи округ и города, в котором ты живешь.
- Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
- Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
- Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.
…Итак, понятие «Проект» снова вброшено в российскую педагогику. Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем!
Школа настоящего – школа проектов!!!
Что же такое проект?
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публичную достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проблема проекта | «Почему?» | Актуальность проблемы – мотивация |
Цель проекта | «Зачем?» | Целеполагание |
Задачи проекта | «Что?» | Постановка задач |
Методы и способы | «Как?» | Выбор способов и методов планирования |
Результат | «Что получится?» | Ожидаемый результат |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в работе с одаренными детьми.
Статьи учителя, в которых он делется опытом о работе с одаренными детьми, какие использует педагогические технологии в этой работе. Насколько способствует проектная деятельность раскрытию творческих и...
Проектный подход в работе с одаренными детьми
Работа с ОД диктует определенные требования к личности педагога: - желание работать нестандартно;- поисковая активность, любознательность;- знание психологии подростка и психологи...
Проектный подход в работе с одаренными детьми
Работа с ОД диктует определенные требования к личности педагога: - желание работать нестандартно;- поисковая активность, любознательность;- знание психологии подростка и психологи...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА, КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
В условиях кардинальных изменений в образовательной системе нашей страны фактор учителя в школе становиться особенно актуальным. Характерной приметой нашего времени является повышени...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ОДАРЕНЫМИ ДЕТЬМИ
Статья на тему: использование проектно-исследовательской деятельности при работе с одаренными детьми....
«Проектная деятельность в работе с одаренными детьми по английскому языку»
Перспективный план на 2018-2023 учебный год...