«Проектная деятельность в работе с одаренными детьми по английскому языку»
материал по английскому языку на тему
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность
в работе с одаренными детьми
по английскому языку»
Cоставитель:
Хузина Резеда Илсуровна
учитель первой
квалификационной категории
МБОУ «Лицей № 145»
Авиастроительного района г. Казани
Казань 2016 год
Содержание
I.Актуальность проблемы………………………………………………………………………………3
II. Пояснительная записка………………………………………………………………………………4
III. Цель и задачи проекта ……………………………………………………………………………….5
IV. Основное содержание проекта…………………………………………………………………..6
4.1 Методы работы…………………………………………………………………………………………6
4.2 План программы на 2018-2023 учебный год……………………………………………7
4.3 Внеклассная работа по предмету……………………………………………………………..9
4.4 Тематическое планирование курса……………………………………………………..10-15
V. Ресурсы проекта ……………………………………………………………………………………..16-17
VI. Партнеры проекта…………………………………………………………….17
VI. Целевая аудитория………………………………………………………........17
VII. Ожидаемые результаты…………………………………………………….18-19
VIII Список литературы……………………………………………………………20
- Актуальность проекта
В современном обществе самой большой ценностью признана свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в постоянно меняющемся мире. Поиск путей повышения социально-экономического потенциала российского общества актуализирует потребность роста интеллектуального уровня людей, которые способны нестандартно решать проблемы, встающие перед государством, и вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Отсюда вытекает важнейшая задача современного российского образования - выявление, развитие и поддержка интеллектуально одаренных детей и подростков. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе».В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает школьный предмет «иностранный язык».
При организации работы с одарёнными детьми выявляются некоторые противоречия в системе образования. Условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу со способными детьми: российское образование призвано соответствовать единым государственным стандартам, вследствие чего школа ориентирована на формирование усредненных знаний, рассчитанных на среднего ученика; наличие в классе детей с разными социальными и интеллектуальными уровнями затрудняет работу с одаренными детьми.
Всё это говорит о том, что такие дети требуют индивидуального подхода, более сложной работы с ними по любому школьному предмету— это и явилось основанием для разработки педагогического проекта «Организация работы с одаренными детьми по иностранному языку».
II Пояснительная записка
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся.
При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др.
Очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных видов деятельности, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.
В работе по изучению и сопровождению развития одарённости использованы тестовые методики.
Использованная методика | Цель диагностирования |
Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа).
| Оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности. |
Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация». | Характер и наличие учебной мотивации. |
Методика Климова И.И. «Карта интересов». | Определение круга интересов и склонностей ребёнка. |
Опросник Айзенка. | Личностные особенности. |
Тест на определении уровня школьной тревожности. Автор – Филлипс. | Уровень школьной тревожности. |
Социометрия. Автор – Дж.Морено. | Социальный статус в коллективе. |
III Цель и задачи проекта
Цель проекта:
Создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей.
Объект исследования – процесс обучения иностранному языку
Предмет исследования – работа с одаренными детьми по иностранному языку.
Гипотеза:
разработанный проект целенаправленной работы поможет
1) выявить способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на развитие их потенциала;
2) повысить качественные показатели успеваемости по английскому языку.
Из выше сказанного вытекают следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления одарённых детей;
- провести диагностику и создать банк данных по одарённым детям;
- разработать программу развития одарённых детей.
- разработать программу сопровождения и поддержки одаренных детей по английскому языку.
Основные принципы обучения одаренных детей:
- – принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
- – принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- – принцип развивающего и воспитывающего обучения.
Основные подходы в обучении одаренных детей:
- 1) Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.
- 2) Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания.
- 3) Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
- 4) Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных учебных программ.
IV Основное содержание проекта
Программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 дополнительного занятия в неделю в 7 – 11 классах, а также для работы на уроках.
Для занятий используются учебники:
- Spotlight «Английский в фокусе»
- Сhoices: Intermediate: Russian Edition: Э.Шляхта.-Харлоу: Person Education Limited,2012.
- Сhoices: Pre- intermediate: Russian Edition: А. Теннант.-Харлоу: Person Education Limited,2012.
Мультимедиа:
1) Мультимедийная обучающая программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента». ЗАО «Истрасофт», 2002. Рекомендована Институтом информатизации образования Российской академии образования.
2) Мультимедийный курс обучения английскому языку «Поговори со мной». «Руссобит – М», 2000.
3) Аctive Teach к учебнику «Choices».Фильмы, Аудиозаписи. Материал для описания картин.
4) Обучающие сериалы на английском языке: “Extra”, “My English friend”.
4.1 Методы работы:
1. практические занятия (написание письма, приглашения, объявления;
2. выполнение поисковой работы;
3. выполнение проектов (в том числе с использованием информационных технологий)
4. выполнение интерактивных упражнений по фонетике и грамматике;
5. подготовка устных выступлений;
6. создание компьютерных презентаций;
7. работа со справочной страноведческой литературой
4.2 План программы на 2018-2023 учебный год.
Сроки | Мероприятия |
Сентябрь | 1.Разработка плана работы с одаренными детьми на 2018-2023 учебный год, составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный интерес к изучению английского языка. 2. Организация факультативных занятий по английскому языку. 3. Выступление на заседании МО по теме «Активизация работы с одарёнными детьми» . 4. Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми. 5. Создание банка нестандартных заданий по английскому языку – в течение года 6. Проводить мониторинг уровня компетентного владения всеми видами речевой деятельности одаренных детей в течение года. |
Октябрь | 1.Проведение школьного тура предметных олимпиад по английскому языку для 7-11х классов. 2. Всероссийская олимпиада «Олимпус» (7-9 классы) 3. Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми |
Ноябрь | 1.Подготовка к районным олимпиадам. 2. Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми 3. Участие на всероссийском конкурсе «Познание и творчество». |
Декабрь | 1.Участие в районной олимпиаде по английскому языку (7 – 11 класс) 2.Внеклассное мероприятие « Рождество в англо-говорящих странах» 3.Индивидуальные консультации с одаренными детьми. |
Январь | 1.Проведение конкурса Ораторское мастерство 2.Индивидуальные консультации с одаренными детьми |
Февраль | 1. .Открытый городской конкурс художественного перевода им. Ш.Мударриса с татарского языка на английский язык среди учеников школ. 2.Индивидуальные консультации с одаренными детьми |
Март | 1.Индивидуальные консультации с одаренными детьми 2. Участие в конкурсе песен на иностранном языке 3. Участие в научно-практической конференции «Юный лингвист» 4.Участие в лингвистическом форуме «Объединяя языки и культуры» |
Апрель | 1. Индивидуальные консультации с одаренными детьми 2. Экологический праздник на английском языке “Think Green” |
Май | 1.Проведение конкурса проектов по английскому языку 2.Индивидуальные консультации с одаренными детьми |
4.3 Внеклассная работа по предмету.
Это один из важнейших компонентов обучения иностранному языку в школе. Она не только является эффективным средством повышения мотивации к изучению иностранного языка, но также способствует расширению кругозора, развитию творческого мышления, умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях (в конкурсах, интеллектуальных играх). Данный вид деятельности позволяет также уйти от шаблонов мышления, совершенствует логику учащихся, учит работать в команде. Вовлечение учеников в творческую деятельность происходит через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, работой над проектами.
4.4 Тематическое планирование курса
Тема : | Вид деятельности | Кол-во часов | Форма контроля |
7 класс
| |||
1. Appearance !
| Рассказ о себе; описание внешности. Грамматика: глагол to be, оборот have got. Проект: написание e-mail письма новому другу. Практика в чтении и устной речи. Практика в чтении и письме. Чтение диалога.
| 5
| Проект: написание e-mail письма новому другу.
|
2. My flat
| Описание города, своей квартиры. Грамматика: оборот there is/ there are; личные и притяжательные местоимения. Проект: приглашение друга в свой новый дом.
| 5
| Тестирование |
3. Trick or treat! | Наши занятия. Праздник Хэллоуин. Грамматика: форма be going to, модальный глагол can. Проект: написание правил для своей комнаты. | 5
| Грамматический диктант.
|
4. My family
| Рассказ о семье. Даты. Грамматика: порядковые числительные; специальные вопросы. Проект: написание приглашения на день рождения.
| 5
| Проект: написание приглашения на день рождения.
|
5.At the market
| Продукты; любимая еда; магазин и покупки. Грамматика: Множественное число существительных; слова – исключения. Проект: написание объявления о школьном базаре. | 5
| Говорение: монологическое сообщение по теме «Еда» |
6. Our spear time
| Школьные предметы. Занятия в свободное время. Грамматика: Present Simple; adverbs. Рассказ о любимом дне в школе. | 5
| Рассказ о любимом дне в школе. Тест по грамматике.
|
7. I want to be...
| Названия профессий, занятия людей на работе. Грамматика: наречия частотности. Рассказ о профессии. | 5
| Презентация о профессиях.
|
8класс
| |||
1. Countryside | Животные на ферме; в зоопарке. Грамматика: степени сравнения прилагательных. Рассказ о животном. | 5
| Написание сочинения.
|
2. Health.
| Болезни; как сохранить здоровье. Грамматика: модальные глаголы should, must. Проект: написание письма больному другу.
| 5
| Говорение: монологическое высказывание по теме «Визит к доктору» |
3.I am proud of my country!
| Черты характера Описание города. Грамматика: глагол was/ were. Проект: сравнительное описание города сейчас и в прошлом.
| 5
| Проект: сравнительное описание города сейчас и в прошлом.
|
4. What happened to you?
| Описание событий в прошлом. ТВ программы. Грамматика: Past Simple правильных глаголов. Рассказ о летних каникулах.
| 5
| Тестирование
|
5. Dinosaurs.
| Пещерные люди и динозавры. Грамматика: Past Simple неправильных глаголов. Проект: описание динозавра. | 5
| Проект: описание динозавра.
|
6. Food!
| Продукты питания, приготовление пищи. Грамматика: местоимения much/ many; some/ any. Проект: написание кулинарного рецепта. | 5
| Диктант. |
7. We are going to go camping!
| Одежда. Отдых в кемпинге. Грамматика: оборот to be going. Проект: письмо другу об отдыхе на каникулах. | 5
| Говорение: составление диалога.
|
9класс
| |||
1. Communication.
| Символы и указатели. Телефонные сообщения. Личная информция. Грамматика: модальный глагол to be able to; вопросительные формы. Страноведение: факты об английском языке. Проект: заполнение анкеты. | 7
| Решение викторины о стране. |
2. Celebrities.
| Ключ к успеху. Успешные люди. Фильмы. Грамматика: the Past Simple or the Past Continuous; артикль. Страноведение: британское кино. Проект: записка другу. | 7
| Проект: человек, с которого я беру пример.
|
3. My family.
| Семья, отношения в семье. Выбор места для жилья. Грамматика: относительные местоимения. Страноведение: американские праздники. Монологическое высказывание: описание дома (квартиры). | 7
| Монологическое высказывание: описание дома (квартиры).
|
4. Body and home.
| Здоровье. Больница. Грамматика: the Present Perfect. Страноведение: жизнь на Аляске. Проект: письмо другу. | 7
| Тестирование.
|
5. Climate change.
| Глобальное потепление. Прогноз погоды. Грамматика: Future forms (going to/ will). Страноведение: национальные парки в Южной Африке. Проект: написание открытки. | 7
| Проект: написание открытки.
|
10 класс
| |||
1. Voluntary work .
| Волонтёрская работа за границей. Поиски работы. Грамматика: the Present Perfect Continuous. Страноведение: британское образование. Проект: написание резюме. | 7
| Письменная работа: написание резюме.
|
2. To be fit.
| Свободное время. Необычные виды спорта. Грамматика: the Past Perfect. Страноведение: спортивные приметы. Проект: написание письма в журнал. | 7
| Проект: написание письма в журнал.
|
3. Nothing is impossible.
| Истории о привидениях. Удача. Грамматика: Conditionals. Страноведение: чудесные места Австралии и США. Рассказ по картинкам. | 7
| Рассказ по картинкам.
|
4. Surfing the Net.
| Интернет. Космические путешествия. Стиль жизни. Грамматика: The Passive. Страноведение: глобальная культура. Проект: написание e-mail. | 7
| Написание эссе. |
5. Off to see the world. | Туризм. Планирование отдыха. Грамматика: Reported Speech. Страноведение: посещение Сиднея, Австралия. Проект: письмо в туристическую компанию. | 7 | Проект: письмо в туристическую компанию.
|
11 класс | |||
1. Mass Media | Средства массовой информации в Великобритании и в России. Значимость интернета. Грамматика: местоимения (личные и притяжательные, особенности употребления в речи). | 7 | Написание эссе |
2.Climate! | Погода. Грамматика: пассивный залог, образование и употребление. Проект: составление прогноза погоды для своего города. | 7 | Тестирование |
3. Youth problems. | Проблемы среди подростков. Грамматика: Future Tense. Говорение: дискуссия. | 7 | Говорение: составление монологического высказывания по теме. |
4. Environment. | Окружающая среда и ее проблемы. Грамматика: Сложноподчиненные предложения. Письмо: написание мини-сочинения. | 7 | Сочинение. |
5. Let’s go to the theatre. | Культура в жизни человека. Грамматика: модальные глаголы. | 7 | Тестирование |
V. Ресурсы проекта.
Временные:
Длительность проекта 5 лет.
1этап — подготовительный-- 2016-2017 год.
Цель: Подготовка условий для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.
2 этап — реализационный (2017-2018, 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 учебные годы).
Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися через определенные методы и формы работ.
3 этап — аналитический (2013 – 2014 учебный год).
Цель: Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.
Информационные ресурсы:
- создание банка данных об одаренных учащихся;
- информирование родителей учащихся о целях, задачах и планах работы с одаренными учениками по английскому языку;
- публикации в школьной газете.
Нормативно-правовые
- основные положения «Декларации прав человека»;
- основные положения «Конвенции о правах ребенка;
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- Президентская программа «Дети России»;
- Устав МБОУ «Лицей №145».
Кадровые:
- администрация школы (директор, заместители директора);
- руководитель школьного методического объединения учителей-предметников гуманитарного цикла, педагог-библиотекарь;
- учитель английского языка.
Материально-технические:
- учебный кабинет, оснащенный с ИК-ресурсами (ноутбук, проектор, интерактивная доска, множительная техника) с выходом в Интернет;
- литература и электронные носители;
- расходные материалы для выпуска методических материалов и сборников.
Финансовые:
- на безвозмездной основе,
- по возможности—спонсорство.
VI. Партнеры проекта
Внутренние:
- администрация школы (директор, заместители директора);
- руководитель школьного методического объединения учителей-предметников гуманитарного цикла;
- классные руководители 7-11 классов;
- педагог-библиотекарь школы.
Внешние:
- родители одаренных учащихся;
- библиотекарь сельской библиотеки.
VI. Целевая аудитория
Принцип отбора участников:
- регулярные диагностические обследования;
- наблюдения;
- рекомендации родителей;
- учет знаний по английскому языку.
Возраст участников: 13-17 лет, учащиеся МБОУ «Лицей №145»
VII Ожидаемые результаты
Индикаторы
Формирование системы работы с одаренными учащимися
-наличие программы работы с одаренными детьми, разработка карты результативности детей
Личностные изменения в ребенке:
-повышение интереса к английскому языку и развитие мотивов учебной деятельности;
-умение работать в коллективе;
-умение не создавать конфликтной ситуации.
-переход «резервных» учащихся в число одаренных детей, увеличение«потенциала»;
-чувство комфортности в коллективе:
-отсутствие конфликтных ситуаций
Метапредметные изменения:
-умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в cсоответствии с поставленной задачей;
-умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
-использование методов поиска, исследований
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей;
-умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
-выполнение заданий в срок, по намеченному плану;
-адекватная оценка своей деятельности;
-самостоятельное выполнение задач поискового характера;
-выполнение логических заданий с установлением общих и отличительных характеристик;
-представление исследовательских работ, защита проектов и презентаций, участие в общероссийских программах «Познание и творчество», «Я лингвист» и т.д.
Предметные изменения:
-прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
-динамика роста качества обученности учащихся, увеличение количества участвующих и победителей олимпиад и конкурсов.
VIII Список литературы
1. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"www. 04 февраля 2010 г., Пр-271
2. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин — Минск: Харвест, 1997.
3. Савенков А. И. Одарённые дети в детском саду и школе: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 — 232 с. 800 с.
4. Столяренко Л. Д. Психология. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/ Д: «Феникс, 2003. - 448 с.»)
5. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. « Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадриков, М., 1998.
6. Гришанина Н.А. «Одаренные дети», 2015.
8. Садретдинова В.Б. «Организация работы с одаренными детьми», 2014.
9. Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред. Д.Б.Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ...
План работы с одаренными детьми по английскому языку
В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, способны к самостоятельным действиям....
Программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» для работы с одаренными детьми по английскому языку для учащихся 2 класса
Изучение английского языка на современном этапе вызвано важнейшей ролью языка как средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня измен...
План работы с одаренными детьми учителей английского языка
Цель: содействие выявлению уровня способностей учащихся в различных предметных областях, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, ...
План работы с одаренными детьми по английскому языку
План работы с одаренными детьми по английскому языку...
План работы с одаренными детьми по английскому языку
План работы с одаренными детьми по английскому языку...
Доклад "Формы работы с одаренными детьми по английскому языку"
Доклад "Формы работы с одаренными детьми по английскому языку"...