Классный час по теме "Знакомство с культурой, историей народов, проживающих в Иркутской области " (на примере Заларинского района)
методическая разработка (9 класс)

Чемезова Диана Георгиевна

Данная методическая разработка направлена на приобщение обучающихся к культурному наследию национальных ценностей, развитию эстетического и нравственного восприятия окружающего общества, с учетом формирования у обучающихся более расширенного кругозора, обогащения знаниями об истории  и развитии Заларинского района, культуре его народов (русских, татар, бурят, голендров, вепсов)  и их народных традициях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

  Бажирская общеобразовательная школа

План - конспект классного часа

по теме "Знакомство с культурой, историей народов, проживающих  в Иркутской области "

(на примере Заларинского района)

Выполнили:

учитель русского языка и литературы

Чемезова Диана Георгиевна,

учитель химии и биологии

Соловьёва Наталья Николаевна

 2022

КЛАССНЫЙ ЧАС В 9 «А»  КЛАССЕ

Тема: Знакомство с культурой и историей народов, проживающих в Иркутской области (на примере Заларинского района).

Цель: познакомить учащихся с историческим прошлым Заларинского района  и его современной жизнью; с народами, проживающими в Заларинском районе, их культурой.

Задачи:

Обучающая: расширить кругозор учащихся, побудить их к пополнению  знаний об Иркутской области и Заларинском районе, о народах, проживающих в них, их культуре;

Развивающая: способствовать развитию логического и творческого мышления учащихся, воссоздающего воображение, произвольной и непроизвольной форм памяти, мыслительной деятельности, творческого потенциала учеников;

Воспитывающая: воспитывать у учащихся бережное отношение к историческому прошлому Иркутской области и Заларинского района, гордость за настоящее и интерес к будущему области и района, любознательность, патриотические чувства.

Личностные УУД - формирование эстетических чувств, любви к родному краю, к Родине

Метапредметные УУД - извлечение необходимой информации из беседы, рассказа, презентации.

Познавательные УУД- активизация знаний, умение анализировать, сравнивать, обобщать, строить логически верные ответы

Оборудование:

Карта Иркутской области и Заларинского района, презентации, книги об Иркутской области и Заларинском районе, пословицы, записанные на доске;

Раздаточный материал (тексты заданий командам, шкала уровня знаний – каждому ученику).

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах.

Приемы: беседа, презентация

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, игровая,

Тип занятия: комбинированный

Ход классного часа

1.Организационный этап.

Учитель: Здравствуйте ребята и гости. Мы рады приветствовать вас сегодня в этой уютной обстановке. Сегодня такой солнечный хороший день.

2. Целеполагание. Создание проблемной ситуации.

На доске записаны пословицы. Прочитайте их и скажите, как вы их понимаете.

Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт.

Где кто родится, там и пригодится.

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

Заслушиваются ответы учащихся.

3. Актуализация знаний.

Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего классного часа?

Какие цели мы поставим перед собой?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Ребята, а что такое Родина?  Как называется наша Родина?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Послушайте толкование слова Родина, которое дается в толковом словаре. (Учитель зачитывает определение слова из толкового словаря Ожегова).

Родина. 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, возникновения чего-нибудь.

Тема нашего классного часа: Знакомство с культурой и историей народов, проживающих в Иркутской области (на примере Заларинского района). Слайд 1

Учитель: А что такое малая Родина?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Для каждого из нас Родина - это то место, где мы родились, где прошло наше детство. Родина – это твой родной дом, твой двор, в котором ты проводишь все свое свободное время. Это  улица, на которой ты живёшь. Это твой город или село, в котором ты родился. Это твоя область. И, наконец, это твоя большая страна, которой ты гордишься!

Учитель: Ребята, а что вы знаете о своей малой Родине?

Откуда каждый из вас?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Ваши одноклассники расскажут стихотворение. Внимательно его послушайте. После этого я вам предложу ответить на вопросы.

1 ребёнок:

Область моя, Юбилей отмечая,

Мы соберёмся за чашечкой чая,

Вспомним заслуги твои пред страною,

Скажем тебе, что гордимся тобою.

Много талантов дала ты стране.

Крикнем за это: «Спасибо тебе!»

2 ребёнок:

Чистые улицы, добрый народ,

Область Иркутская праздника ждёт.

Чествовать будем мы область с утра,

Крикнем мы области громко: «Ура!»

3 ребёнок:

Мы помним о том, что ещё в прошлом веке

Ты в двадцать шестом по указу рождён

Вместил ты в себя: сёла, горы и реки,

Поля и леса – Заларинский район

4. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: слайд Кто из вас знает, сколько лет Иркутской области? Какой Юбилей отметит Иркутская область в 2022 году? (85 лет) Слайд 2

Кто является губернатором Иркутской области?

Кто является символом Иркутской области?

Слайд 3

А кто мэр Заларинского района?

А символ Заларинского района?

Слайд 4

Что является главной достопримечательностью Иркутской области?

Слайд 5

А что бы вы назвали достопримечательностью Заларинского района?  

Слайд 6 (красивая сибирская природа).

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Сегодня, как вы поняли, мы будем говорить о нашей малой Родине – о Заларинском районе, его народах, их культуре. В конце классного часа вы сможете ответить на следующие вопросы:

1. Когда был основан Заларинский район?

2. С какими районами граничит Заларинский район?

3. Какие народы проживают в Заларинском районе, какова их культура.

4.Чем знамениты наши земляки Иван Иванович Маланин, Иван Зигмундович Зелент, Василий Иванович Аверченко, Иван Васильевич Фетисов?

Если вы уже сейчас знаете ответы на 3-4 вопроса, то отметьте на шкале высокий уровень знаний по данной теме. Если знаете ответы на 2-3 вопроса, то отметьте средний уровень. А если знаете ответ на 0-1 вопроса, то поставьте низкий уровень.

Учитель проверяет результат.

5. Первичная проверка понимания.

Учитель: А сейчас я вам предлагаю поработать в 4 группах:  «Историки», «Социологи»  и  «Выдающиеся люди». Каждая команда получает задание согласно названию. На выполнение задания каждой группе отводится 4-5 минут.

Время выполнения заданий контролируется учителем.

1. Команда «Историки» слайд

1.Прочитайте текст.

Заларинский район – административно-территориальная образование и муниципальное образование в Иркутской области России. Граничит с Зиминским, Тулунским, Нукутским, Аларским, и Черемховским районами Иркутской области и Республикой Бурятия.

Расположен на правой стороне из больших рек Прибайкалье – Оки. Основная площадь покрыта хвойными лесами, сосново – лиственнвми борами и кедрачами.  

Административный центр – Залари. Район был образован в 1926 году.

Общая площадь района 7617 кв. км. На ней расположился 71 населенный пункт. Население: 27 495 человек (2020 год).

Национальный состав: русские – 70%, буряты -22%, татары – 3%, украинцы – 2%, белорусы – 2% и другие – 1%.

Экономика района всегда базировалось на сельском хозяйстве, со второй половины 20-го века укрепляется промышленность: добыча каменной соли, каменного угля, древесины.

2. Расскажите, что нового узнали?

3. Расскажите, каким вы представляете Заларинский район через 100 лет?

2. Команда «Социологи» слайд

1.Прочитайте текст.

В Заларинском районе действуют 43 школы, в т.ч. 14 средних, 7 основных, 21 начальная, одна гимназия, 17 дошкольных образовательных учреждений. Дом детского творчества «Созвездие», Заларинский агропромышленный техникум.

Развитие физической культуры и спорта является важным фактором укрепления здоровья населения, увеличения продолжительности жизни.  Общая структура физкультурного движения муниципального образования – 68 спортивных объектов, из них образовательные учреждения – 42, дошкольные образовательные учреждения – 16, начальное профессиональное образование – 1, спортивная школа – 1, предприятия – 8.

Из учреждений культуры функционируют детская школа искусств в п. Залари, музыкальная школа в п. Тыреть. Услуги по организации досуга предоставляют 37 клубных учреждений. Из библиотек наиболее крупная – Центральная библиотека, расположенная в п. Залари, являющаяся административным и методическим центром для 30 муниципальных библиотек района. В 1995 году был открыт районный краеведческий музей. В 2012 году у музея появился филиал в деревне Тагна.

В районе есть специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов.

В п. Залари имеется социально-реабилитационный центр, где живут и учатся дети сироты, оставшиеся без попечения родителей. Стуктурное подразделения центра расположено в селе Тунгуй. А так же в селе Хор-Тагна расположен детский дом областного значения на 116 мест.

2. Расскажите, что нового узнали?

3.  Команда «Выдающиеся люди»

1.Прочитайте текст.

Иван Иванович Маланин (15 января 1897, с. Троицк Балаганского уезда Иркутской губернии – 15 июля 1969, г. Новосибирск, РСФСР, СССР) — легендарный слепой баянист, автор классических обработок русских народных песен. 

Родился в семье рабочего. Был 18-м ребёнком в семье. На свет появился незрячим. В 7 лет был принят  в Иркутскую школу-интернат для слепых детей. Учился игре на скрипке. После окончания школы в 1923 вернулся в Залари, открыл музыкальные классы фортепиано и скрипки. Позже уехал в Иркутск.

В сентябре 1927 на конкурсе гармонистов и баянистов занял первое место. В 1928 получил приглашение на новосибирское радио в качестве солиста. В 1929 назван лучшим баянистом Сибири. В годы Великой Отечественной войны стал автором радиопередачи "Огонь по врагу!" на новосибирском радио. Выступал в госпиталях перед ранеными бойцами. Участвовал в поездке творческой бригады радиопередачи "Огонь по врагу!" на фронт. В послевоенное время работал в Новосибирской филармонии, в хоре ветеранов. Умер в 1969 году, похоронен в Новосибирске.

Василий Иванович Аверченко. Родился в 15 марта 1917 г. в семье крестьянина в д. Исаковка Заларинского района. В 1938 г. был призван в армию, служил в Забайкалье, окончил училище младших командиров. С октября 1941 г. воевал на Калининском и Первом Прибалтийском фронтах. Три раза был ранен. Командир отделения роты автоматчиков 234-го стрелкового полка старший сержант Аверченко отличился 23 июня 1944 г. в бою за п. Шумилине Он уничтожил несколько фашистов и пулемётную точку. 24 июня на подручных средствах форсировал Западную Двину. Оседлав шоссе Витебск - Бешенковичи, его отделение уничтожило и взяло в плен несколько десятков фашистов. Звание Героя Советского Союза присвоено 22 июля 1944 г.

После войны работал в дер. Исаковка зав. пунктом заготзерно, в колхозе им. Кирова бригадиром на ферме, ветеринарным фельдшером. Награжден орденом Ленина, Красной Звезды, медалями. Умер 27 мая 1967 г.

Именем Героя названа улица поселка Залари. Слайд 7

2. Расскажите, что нового узнали?

4 Команда «Выдающиеся люди» 

Иван Зигмундович Зелент (2 апреля 1941, участок Пихтинский Заларинского района Иркутской области, РСФСР, СССР) — партийный и государственный деятель. Председатель Законодательного собрания Иркутской области (1994-2000), уполномоченный по правам человека в Иркутской области (2007–2012). Почётный гражданин Тулунского района (2012). 

Награждён медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «Золотым знаком» Совета Федерации, почетной грамотой Совета Федерации. Почётный гражданин Тулунского района (2012). 

Иван Васильевич Фетисов (9 января 1926, с. Евсеево Боханского аймака Бурят-Монгольской АССР, РСФСР, СССР – июнь 2013) — журналист, прозаик. 

Родился в многодетной крестьянской семье. Вскоре родители перебрались поближе к земельному наделу на заимку Сватково. В школу пошел с 8 лет в селе Каменка, куда семья переехала в 1934. Учился хорошо, первая книжка, которую держал в руках И.В. Фетисов, была о царской семье.

После окончания семилетки без экзаменов И.В. Фетисов поступает в Черемховский горный техникум. Но уже шла война и средств у родителей на учебу не было, пришлось оставить техникум. Трудовую деятельность начал трактористом в 1942. В 1943-1944 учился в Иркутской военной школе авиамехаников.

После демобилизации работал военруком в Каменской семилетней школе Кировско-сельского района. После окончания Тулунского учительского института (очно) и Иркутского педагогического (заочно) работал преподавателем русского языка и литературы в Макарьевской восьмилетней, а затем в Свирской средней школе Черемховского района. В 1971-1987 редактировал районную газету «Сельская новь» Заларинского района. Член Союза журналистов России с 1958.

Награжден медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне» и четырьмя почетными знаками Советского Фонда мира; звание «Заслуженный работник культуры РСФСР» присвоено в 1982 году. Член Коммунистической партии с 1949 года. Умер в 2013г. Слайд 8

2. Расскажите, что нового узнали?

 6. Первичное закрепление.

Выступление команд(об истории и знаменитых людях Заларинского района).

А сейчас, ребята, мы вам расскажем о народах Заларинского района, их праздниках, кухне, костюмах (презентация).

Многие коренные жители Заларинского района на вопрос, кто ты по национальности, ответят: "Да в моей крови столько всего намешано: и русские, и буряты, и поляки, и немцы, и Бог знает кто еще". Дело в том, что Сибирь, в отличие от европейской России, никогда не была землей одного народа. Одни ехали сюда в поисках свободы и лучшей доли, других ссылали насильно. В результате создавалась необычная этническая среда, в которой переплелись совершенно далекие друг от друга в плане языка, культуры, религии нации и народы.

Восточная Сибирь – земля многих народов и ни одна из ее областей не представлена только одно национальностью. Сегодня на востоке Сибири проживают пришедшие на эти земли в XVII веке русские, а также последовавшие за ними украинцы, белорусы, поляки, литовцы, чуваши, татары, немцы и представители других национальностей. До освоения же Восточной Сибири русскими казаками эти территории принадлежали исключительно малым народностям Севера – бурятам, эвенкам, якутам и тофаларам и Иркутская область не является исключением. Заларинский район стал домом для многих путешественников, отправившихся на берега Ангары в поисках лучшей жизни, хотя стоит признать, что не все переселенцы направились в поселения области по своей воле – в Иркутск и окружающие его населенные пункты часто отправляли в ссылку политических заключенных,  также внесших свою лепту в этнический состав области. 

Большая часть населения Заларинского района – русские. Кроме того, у нас живут украинцы, буряты, татары, белорусы, чуваши, немцы, голендры, вепсы  и другие.

Сибирь всегда отличалась от европейской России тем, что народы, живущие на этой земле, умели находить общий язык, для общего блага меняли свои убеждения, обменивались культурными достижениями.

Русские

Русские — восточнославянский народ, самый многочисленный в России и Европе. Культура русского народа имеет давние традиции и является фундаментом современной культуры всей России. Родной и национальный язык — русский. Слайд 9

В Заларинском районе  проживает более  70% русских.

Русский национальный костюм 

Русская традиционная одежда издревле была подвержена различным влияниям и была обусловлена суровыми русскими зимами. Женщины обыкновенно носили сарафаны и рубашки. Большое разнообразие представляли Русские народные головные уборы: здесь и пуховые платки (Оренбургский пуховый платок), кичка и торжественные кокошники.

 Мужчины носили рубашки-косоворотки, кафтанытулупыармяки. На голове русские мужчины носили картузы, фуражки.

В XX веке распространились шапки-ушанки. Богатые люди предпочитали шубы и сапоги. Простые люди издревле носили лапти и валенки. Праздничная русская одежда обычно содержала три цвета, ставшие цветами национального флага: белый, красный и синий.

Русская народная кухня имеет достаточно обширное количество блюд. Растительные: Различные виды хлебов (ржаной хлеб и др.), каши (овсянкагречкаперловка, и др.) и других злаковых блюд. Супы (щиборщрассольниккрапивный супуха и др.), и другие блюда, состоящие из овощей, зелени, и др… (тушёные овощи, окрошка, и др.); Напитки: Холодные — Компотморссоки (яблочныйгрушевый, вишнёвый, берёзовый, и др.), квасмедовуха, и др.,

Горячие — Чаи: Ромашковый, шалфейный, одуванчиковый, иван-чай, и др.

Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Новый год. Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.

Русское традиционное жилище – дом. В начале 20-го века, представляло собой сооружение из дерева – избу, построенную по срубной или каркасной технологии.

Буряты

Буряты (бурладууд)  —  монголоязычный народ, живущий в Восточной Сибири.  Сегодня общая численность их в мире  составляет 520 тысяч. Основная масса народа проживает в Республике Бурятия, в Усть—Ордынском и Агинском автономных округах на территории Иркутской области. Большая часть бурят проживают в д. Корсунгай, д.Семеновск.

Вера у бурятов наиболее древняя. Верующие буряты преимущественно исповедуют буддизм или являются шаманистами.

В Заларинском районе  проживает более  20% бурят.  Слайд 10

Бурятский  национальный костюм 

Мужская и женская одежда бурят относительно мало отличалась. Нижняя одежда состояла из рубахи и штанов, верхняя представляла собой длинный свободный халат с запахом на правую сторону, который подпоясывался широким матерчатым кушаком или ременным поясом. Халат шился на подкладке, зимний халат подбивался мехом. Традиционным головным убором у мужчин была коническая шапка с расширяющимся околышем из меха, от которой на спину спускались две ленты. Женщины носили остроконечную шапку с меховой опушкой, от верха шапки спускалась красная шелковая кисть. Обувью служили низкие сапоги на толстой войлочной подошве без каблука, с загнутыми к верху носком.

Бурятская национальная кухня – буузы (позы), хурууд (домашний сыр).

В пище бурят большое место занимали блюда, приготовленные из молока и молочных продуктов. Впрок заготавливалось не только кислое молоко, но и сушённая спрессованная творожистая масса – хурут, которая заменяла скотоводам хлеб. Из молока изготавливали опьяняющий напиток – тарасун (архи).

Бурятское традиционное жилище

Юрта – традиционное жилище бурят, проживающих в горных и лесостепных зонах. Обычно юрты строили шести или восьмиугольными с круглой крышей. Вход в жилище завешивался войлоком. К крыше над очагом было отверстие для выхода дыма. Юрты были переносными, каркасными сооружениями, очень удобными для кочевых бурятских народов. В юрте жили круглый год, она прекрасно защищала от ветров, непогоды.

Национальных праздников у бурят два. Главный — это традиционный новый год — Сагаалган. Один из самых любимых праздников детей и взрослых. Проще говоря, это тот же Новый год. Буряты празднуют его целые две недели, а главным цветом торжества является белый. И правда: в Новый год в Бурятии всё словно перекрашивается в белый цвет. 

Второй праздник — сурхарбан, что означает «стрельба в сур», то есть в кожаную мишень. Сурхарбан проводится в начале июля.

Татары

Татары – тюркский народ, проживающий на территории центральной части европейской России, а также в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, на территории Крыма, а также в Казахстане, в государствах средней Азии и в китайской автономной республике СУАР. В РФ проживает около 5,3 миллиона человек татарской национальности, что составляет 4% всего населения страны, по численности они занимают второе место после русских. Слайд 11

Большинство татар – мусульмане-сунниты, встречаются и православные, и не относящие себя к конкретным религиозным течениям.

В Заларинском районе  татар – 2044 (в районном центре – 1750, в деревне Черемшанка – 210, в селе Холмогой – 84 человека).

На территории нашего района Татары Среднего Поволжья и Приуралья стали селиться с конца XIX в.

Во время проведения столыпинской аграрной реформы в 1910–1914 гг. выходцами из Уфимской и Казанской губерний были основаны деревни Черемшанка (350 татар по переписи 1910 г.), Хор-Бутырино (255), Харагун (148); часть татар поселилась в деревне Сенная Падь (169) и в селе Залари (100).
В поселке городского типа Залари при Доме культуры «Родник» работают татарский культурный центр «Йолдыз» (с 1996 г.), одноименный ансамбль (с 1995 г.) и этнографическая комната (с 1999 г.), проводится Сабантуй; зарегистрирована мусульманская община.

Национальный костюм татар

Традиционный татарский костюм мужчин и женщин состоял из шаровар с широким шагом и рубашки, на которую надевалась безрукавка, часто расшитая. Женский костюм татар отличался обилием украшений из серебра, раковин каури, стекляруса. Верхней одеждой служил казакин, а зимой - стеганый бешмет или шуба. На голове мужчины носили тюбетейку, а поверх нее меховую шапку или шляпу из войлока. Женщины носили расшитую бархатную шапочку и платок. Традиционная обувь татар - кожаные ичиги на мягкой подошве, поверх которых надевали галоши.

Татарская кухня богата традициями, заложенными ещё во времена древнего государства Волжская Булгария. Для татарской кухни характерны мясные супы с мучными заправками, как правило, лапшой (шурпа), к праздничному столу подаются пельмени, обязательно в бульоне. С бульоном подают и знаменитые беляши или, как их ещё называют, перемечи. Одним из традиционных блюд является бэлиш. Также эчпочмак-— треугольный пирожок с начинкой из жирного мяса, лука, картофеля, кастыбый с пшенной кашей - татарское и башкирское блюдо из теста с начинкой, которое представляет собой обжаренную пресную лепёшку, начинённую кашей. Под влиянием других мусульманских народов в кухне татар появился плов. Татары любят выпечку, орехи и мед. Сладкое лакомство чак-чак получило широкую популярность.

Традиционным жилищем татар срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. 

Национальные праздники татар.

 Сабантуй — праздник всех татар. В главный день этого праздника все собираются в специально отведённом, обустроенном и украшенном месте, которое называется майдан — мэйдан. Музыка, песни, шутки — и торжествующая каждым листиком, каждой травинкой весна! Традиционные состязания на празднике Сабантуй — скачки, бега, прыжки и национальная борьба — корэш. На деревенских скачках наездниками были мальчики восьми-двенадцати лет.

Как и большинство тюркских народов, татары празднуют Наурыз или Новруз. Этот день знаменует приход весны, а также начало нового годового цикла, которое у многих народов связывалось традиционно с распорядком сельскохозяйственных работ. Празднуется Наурыз в день весеннего равноденствия, то есть 21 марта. Татары верят, что в этот день на Земле не появляются злые духи, зато по ней бродят добро, весна и счастье.

Другой крупный татарский народный праздник – Нардуган – отмечается после Дня зимнего солнцестояния, 21 или 22 декабря. Традиция этого праздника очень древняя, он имеет языческие корни. Считается, что этот день посвящается «рождению солнца», а потому и приходится на декабрьские даты, которые следуют за самым коротким в годовом цикле световым днем. В этот праздник также проводятся многочисленные гуляния с богатым угощением, а еще в этот день принято гадать и устраивать театрализованные постановки. И другие праздники.

Голендры

В поселке Пихтинск Заларинского района, много лет назад обосновались голендры, которые верны своим удивительным традициям по сей день. Слайд 12

Голендры —  являются потомками немцев или голландцев. Это удивительный народ, который представляет собой сложную структуру. У них немецкие и польские имена, фамилии, говорят они на украинско-белорусском наречии, чтут схожие с голландскими традиции, молятся по-польски. 

Этноним «голендры», по одной из версий, произошел от польского слова голландец. Самоназвания народа — олендры, пихтинские голендры, пихтинцы.

Во время Столыпинской реформы оставились не у дел на своей родине. Они поехали в Сибирь, выбрав для нового места жительства Заларинский район. Здесь в начале прошлого века голендры создали три деревни — Пихтинск, Новины (Средний Пихтинск) и Дагник — эти названия они привезли с собой с польских берегов.

 В Пихтинске проживет около 300 представителей народности, в Иркутской области их гораздо больше — до 2 000 человек.

Раз в два года в Пихтинск приезжает немецкая делегация, навещают родных, друзей. В селах, где живет народность, открыт музей голендров.

Религия

Когда голендры пришли на территорию России, в Сибирь, они исповедовали лютеранство. Пожилые самостоятельно проводят службы на польском с использованием старых лютеранских книг (ксёнжки). Собираются в одном доме, поют религиозные песни, читают молитвы. С 1950-х годов в местах поселения голендров начали действовать свидетели Иеговы, пятидесятники. Сегодня народ знает только православный календарь, своего у них нет. Праздники отмечают по православному календарю.

Кухня

У народа по сей день сохраняются традиционные рецепты польской кухни, готовят вареные драники (картофлянки), маленькие жареные картофельные драники (фушер), висильный борщ, крупнёки. Делают домашнюю колбасу, шпик, соленья. Из спиртных напитков готовят домашнюю горилку. Традиционное блюдо народа — вареники, делают их с самыми разными начинками, самые популярные: черемуха, творог, картошка, черника.
Традиционное жилище

Живут в срубных вытянутых домах без подклета. Крыша двускатная, высокая, с приземистым срубом, который установлен прямо на земле. В жилой части дома стены белят с наружной и внутренней стороны. Так дерево меньше портится, изба выглядит аккуратной.

Традиции

У голендров есть православные праздники. На Пасху красят яйца, на Троицу посещают кладбище, украшают березку, вносят ее в дом. Любимый народный праздник — День Вареников. Есть в Среднем Пихтинске красивая поляна, расположенная на берегу реки, здесь в этот праздник все собираются и устраивают фестиваль. Готовят вареники с разными начинками.

Отмечают Рождество, в этот день до обеда молятся, поют религиозные песни, потом ходят в гости к родственникам. На Благовещенье собираются, тоже проводят чтение молитв и поют. Еще отмечают день Ивана Купалы, Петров день, Ильин день, Михайлов день.

Национальный костюм голендров

Для женского костюма начала ХХ века характерны богато украшенные кружевами блузки, юбки с полосками по подолу и фартуки. Обязательным головным убором замужней женщины являлся платок (хустка) или чепец, одеваемый на праздники, богослужения, свадьбы.

Мужской костюм начала ХХ века представлен строгими линиями, лаконичными формами. Обязательным атрибутом была шляпа.

В наше время в костюме голендров наблюдается фрагментарное соблюдение «родового» костюма (чепец у женщин, у мужчин – шляпа).

Вепсы

Деревня Романенкина – единственное в Заларинском районе место компактного проживания коренной малочисленной народности северо-запада России – вепсов. Переехав сюда в годы Великой Отечественной войны, они обрели в Сибири вторую родину. Сегодня, как и десятилетия назад, потомки первых переселенцев живут в Романенкина – трудятся, растят детей, у каждого свои семьи и заботы, но всех по-прежнему объединяет привязанность к самобытной культуре предков – родному языку и обычаям.

Их язык – смесь финского, эстонского и карельского. Слайд 13

Традиционное вепсское жилище — деревянная изба с каменным срубом, объединенная с хозяйственными постройками. В начале 20 века стало традицией делать пятистенки с продольным перерубом, строить двухэтажные дома.

Национальный костюм

Мужская одежда вепсов состояла из рубахи и штанов с узким шагом. Рубаха обычно шилась из неокрашенной материи и украшалась вышивкой по рукавам, вороту и подолу.

Повседневной и праздничной одежды вепсских женщин был сарафанный комплекс, в который, помимо сарафана, входили рубаха, душегрейка, шугай, передник.

Обувь, как и одежду, вепсы изготавливали вручную. Уникальна зимняя вепсская обувь — пьексы, ботинки с поднятым носиком, который с помощью веревочки крепился к лыжам (вепсы были прекрасными лыжниками).

Кухня 

Национальные блюда вепсов — блины, фаршированные груздями с луком, тарки (творожники) и варёный сыр (у вепсов раньше было сырное воскресение).

«Без хлеба не проживешь!» — считали вепсы. С древних времен привычная еда на их столах — кислый каравай из ржаной муки, ржаные и ячменные каши и традиционные рыбные блюда. А на воскресный стол каждая хозяйка подавала самую любимую еду вепсов — калитки и сканцы (праздничная выпечка выходного дня).
Предлагаем вашему вниманию русский народный танец под русскую народную песню «Варенька» в  исполнении девочек нашей школы.

7. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: А теперь давайте проведём итоговую викторину. Ответьте на вопросы: что нового о Заларинском районе вы узнали?

1. Когда был основан Заларинский район?

2.С какими районами граничит Заларинский район?

3.Какие народы проживают в Заларинском районе, какова их культура.

4. Чем знамениты наши земляки Иван Иванович Маланин (легендарный слепой баянист),  Василий Иванович Аверченко (герой Советского Союза), Иван Зигмундович Зелент (партийный и государственный деятель), Иван Васильевич Фетисов (журналист, прозаик)? 

8. Проверка уровня сформированности знаний.

Учитель: Возьмите шкалу и отметьте уровень ваших знаний по теме классного часа.

Учитель проверяет результат.

Учитель: Поднимите руку те, у кого уровень знаний по данной теме стал выше.

9. Рефлексия

Учитель: Понравилось ли вам наше сегодняшнее путешествие по нашему Заларинскому району? Продолжите предложение.

Мне запомнилось сегодня…

Мне понравилось сегодня..

Самым интересным мне показался тот момент, когда …

Заслушиваются ответы учащихся.

Понравился ли классный час?

Учитель: Спасибо! Вы молодцы! Слайд 14

Список литературы

  1. Ангарские бусы: Байкальские сказки/ В.П.Стародумов; Худ. Р.Н.Бардина. Иркутск: Вост.-Сиб, кн. Изд-во, 1991г.
  2. Буряты: культура, традиции, обычаи / сост. Е.А.Шульгина; худож. Сергей Григорь-ев. Иркутск: Изд. обл. дет. б-ки им. Марка Сергеева, 2008. - 40 с.: цв. ил. (Мы живем вокруг Байкала)
  3. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика/ О. В. Гукаленко. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003. - 510с.
  4. Дугуржапов, Тимур Амагаланович Секретная история бурят / Тимур Дугаржапов. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Улан-Удэ ; Иркутск : НоваПринт, 2014. – 144 с. : ил., карты.
  5. Иркутская летопись. 1941-1991 гг. /Составитель Ю.П. Колмаков – Посвящается 350 –летию Иркутска. – Иркутск, 2011. 
  6. История Земли Иркутской: учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области. – Иркутск: Символ, 2002. – 368с.
  7. Князева М.Д., Маханёва О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Образовательная порционная программа. – СПб., 1987.
  8. Мой Заларинский район: Книга о земле и людях Заларинского района. К 85-летию со дня образования. – Иркутск: Оттиск, 2013. – 192 с.
  9. Навеки с малой родиной. – Иркутск: Издание ОАО «Иркутская областная типография №1 имени В.М. Посохина», 2003. – 460 с.
  10.  Основы декоративного проектирования для детей. Художественная роспись. Е.В. Киселёва. Иркутск 2000г.
  11.  Сборник "Народы Сибири"/ Национальные костюмы народов Сибири. Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва - Ленинград, 1956г.
  12.  Эвенки: культура, традиции, обычаи / сост. Е.А.Шульгина; худож. Сергей Григорь-ев. Иркутск: Изд. обл. дет. б-ки им. Марка Сергеева, 2009. - 46 с.: цв. ил. (Мы живем вокруг Байкала)

Интернет - ресурсы

  1. Официальный портал города Иркутска [Электронный ресурс]. URL:http://admirk.ru/ (дата обращения: 01.10.2015).
  2. Источник: https://womanadvice.ru/tatarskie-prazdniki
  3. Источник: https://travelask.ru/articles/belorusy-narod-s-bogatym-duhovnym-naslediem
  4. Источник: https://travelask.ru/articles/golendry-narod-s-udvitelnoy-istoriey
  5. Costumer.narod.ru
  6. Источник: https://travelask.ru/articles/belorusy-narod-s-bogatym-duhovnym-naslediem
  7. Источник: https://tatarica.org/ru/razdely/rossijskaya-federaciya/irkutskaya-oblast/zalarinskij-rajon Онлайн - энциклопедия Tatarica

Приложение 1

1. Команда «Историки»

1.Прочитайте текст.

Заларинский район – административно-территориальная образование и муниципальное образование в Иркутской области России. Граничит с Зиминским, Тулунским, Нукутским, Аларским, и Черемховским районами Иркутской области и Республикой Бурятия.

Расположен на правой стороне из больших рек Прибайкалье – Оки. Основная площадь покрыта хвойными лесами, сосново – лиственнвми борами и кедрачами.  

Административный центр – Залари. Район был образован в 1926 году.

Общая площадь района 7617 кв. км. На ней расположился 71 населенный пункт. Население: 27 495 человек (2020 год).

Национальный состав: русские – 70%, буряты -22%, татары – 3%, украинцы – 2%, белорусы – 2% и другие – 1%.

Экономика района всегда базировалось на сельском хозяйстве, со второй половины 20-го века укрепляется промышленность: добыча каменной соли, каменного угля, древесины.

2. Расскажите, что нового узнали?

3. Расскажите, каким вы представляете Заларинский район через 100 лет?

2. Команда «Социологи»

1.Прочитайте текст.

В Заларинском районе действуют 43 школы, в т.ч. 14 средних, 7 основных, 21 начальная, одна гимназия, 17 дошкольных образовательных учреждений. Дом детского творчества «Созвездие», Заларинский агропромышленный техникум.

Развитие физической культуры и спорта является важным фактором укрепления здоровья населения, увеличения продолжительности жизни.  Общая структура физкультурного движения муниципального образования – 68 спортивных объектов, из них образовательные учреждения – 42, дошкольные образовательные учреждения – 16, начальное профессиональное образование – 1, спортивная школа – 1, предприятия – 8.

Из учреждений культуры функционируют детская школа искусств в п. Залари, музыкальная школа в п. Тыреть. Услуги по организации досуга предоставляют 37 клубных учреждений. Из библиотек наиболее крупная – Центральная библиотека, расположенная в п. Залари, являющаяся административным и методическим центром для 30 муниципальных библиотек района. В 1995 году был открыт районный краеведческий музей. В 2012 году у музея появился филиал в деревне Тагна.

В районе есть специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов.

В п. Залари имеется социально-реабилитационный центр, где живут и учатся дети сироты, оставшиеся без попечения родителей. Стуктурное подразделения центра расположено в селе Тунгуй. А так же в селе Хор-Тагна расположен детский дом областного значения на 116 мест.

2. Расскажите, что нового узнали?

3. Команда «Выдающиеся люди»

Иван Иванович Маланин (15 января 1897, с. Троицк Балаганского уезда Иркутской губернии – 15 июля 1969, г. Новосибирск, РСФСР, СССР) — легендарный слепой баянист, автор классических обработок русских народных песен. 

Родился в семье рабочего. Был 18-м ребёнком в семье. На свет появился незрячим. В 7 лет был принят  в Иркутскую школу-интернат для слепых детей. Учился игре на скрипке. После окончания школы в 1923 вернулся в Залари, открыл музыкальные классы фортепиано и скрипки. Позже уехал в Иркутск.

В сентябре 1927 на конкурсе гармонистов и баянистов занял первое место. В 1928 получил приглашение на новосибирское радио в качестве солиста. В 1929 назван лучшим баянистом Сибири. В годы Великой Отечественной войны стал автором радиопередачи "Огонь по врагу!" на новосибирском радио. Выступал в госпиталях перед ранеными бойцами. Участвовал в поездке творческой бригады радиопередачи "Огонь по врагу!" на фронт. В послевоенное время работал в Новосибирской филармонии, в хоре ветеранов. Умер в 1969 году, похоронен в Новосибирске.

Василий Иванович Аверченко. Родился в 15 марта 1917 г. в семье крестьянина в д. Исаковка Заларинского района. В 1938 г. был призван в армию, служил в Забайкалье, окончил училище младших командиров. С октября 1941 г. воевал на Калининском и Первом Прибалтийском фронтах. Три раза был ранен. Командир отделения роты автоматчиков 234-го стрелкового полка старший сержант Аверченко отличился 23 июня 1944 г. в бою за п. Шумилине Он уничтожил несколько фашистов и пулемётную точку. 24 июня на подручных средствах форсировал Западную Двину. Оседлав шоссе Витебск - Бешенковичи, его отделение уничтожило и взяло в плен несколько десятков фашистов. Звание Героя Советского Союза присвоено 22 июля 1944 г.

После войны работал в дер. Исаковка зав. пунктом заготзерно, в колхозе им. Кирова бригадиром на ферме, ветеринарным фельдшером. Награжден орденом Ленина, Красной Звезды, медалями. Умер 27 мая 1967 г.

Именем Героя названа улица поселка Залари. Слайд 7

2. Расскажите, что нового узнали?

4.  Команда «Выдающиеся люди» 

Иван Зигмундович Зелент (2 апреля 1941, участок Пихтинский Заларинского района Иркутской области, РСФСР, СССР) — партийный и государственный деятель. Председатель Законодательного собрания Иркутской области (1994-2000), уполномоченный по правам человека в Иркутской области (2007–2012). Почётный гражданин Тулунского района (2012). 

Награждён медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «Золотым знаком» Совета Федерации, почетной грамотой Совета Федерации. Почётный гражданин Тулунского района (2012). 

Иван Васильевич Фетисов (9 января 1926, с. Евсеево Боханского аймака Бурят-Монгольской АССР, РСФСР, СССР – июнь 2013) — журналист, прозаик. 

Родился в многодетной крестьянской семье. Вскоре родители перебрались поближе к земельному наделу на заимку Сватково. В школу пошел с 8 лет в селе Каменка, куда семья переехала в 1934. Учился хорошо, первая книжка, которую держал в руках И.В. Фетисов, была о царской семье.

После окончания семилетки без экзаменов И.В. Фетисов поступает в Черемховский горный техникум. Но уже шла война и средств у родителей на учебу не было, пришлось оставить техникум. Трудовую деятельность начал трактористом в 1942. В 1943-1944 учился в Иркутской военной школе авиамехаников.

После демобилизации работал военруком в Каменской семилетней школе Кировско-сельского района. После окончания Тулунского учительского института (очно) и Иркутского педагогического (заочно) работал преподавателем русского языка и литературы в Макарьевской восьмилетней, а затем в Свирской средней школе Черемховского района. В 1971-1987 редактировал районную газету «Сельская новь» Заларинского района. Член Союза журналистов России с 1958.

Награжден медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне» и четырьмя почетными знаками Советского Фонда мира; звание «Заслуженный работник культуры РСФСР» присвоено в 1982 году. Член Коммунистической партии с 1949 года. Умер в 2013г.

Приложение 2

«ИСТОРИКИ»

«СОЦИОЛОГИ»

«ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛЮДИ»

«ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛЮДИ»

Приложение 3

ШКАЛА

C:\Users\111\Desktop\На конкурс Лучшее отк занятие Чемезова Д.Г\Приложения\шкала.jpg

        

Приложение 4

Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт.

Где кто родился, там и пригодился.

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.



Предварительный просмотр:

Методический комментарий к классному часу «Знакомство с историей и культурой народов Иркутской области

 (на примере Заларинского района)»

«Кто не знает истории прошлого,

тот не поймет историю сегодняшнюю

и не будет иметь представление о

будущем».

Сегодня, как никогда, актуальна проблема духовно-нравственного возрождения подрастающего поколения. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Российская молодежь на современном этапе переживает «духовный кризис», обусловленный деструктивными явлениями, происходящими в политической, экономической и социальной сферах.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". В концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса.

Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Именно в связи с вышеизложенным приоритетным направлением в своей воспитательной работе считаю формирование ценностей духовного порядка и ценностного отношения учащихся к миру.

Данная методическая разработка направлена на приобщение обучающихся к культурному наследию национальных ценностей, развитию эстетического и нравственного восприятия окружающего общества, с учетом формирования у обучающихся более расширенного кругозора, обогащения знаниями об истории  и развитии Заларинского района, культуре его народов (русских, татар, бурят, голендров, вепсов)  и их народных традициях. В этом заключается актуальность данного мероприятия.  

Новизна состоит в том, что данный материал мало изучен   в данном аспекте.

Старые обычаи, традиции таят в себе высоконравственные житейские наставления – быть честным, добрым, трудолюбивым, милосердным, чтить старших, любить свой дом, а значит, свою Родину. Раньше люди знали и умели многое такое, что нам не понять и не суметь, а многое, к сожалению, и не вернуть. Забота о прошлом – это и забота о будущем. А чтобы сохранить нравственные ценности седой старины, мы должны их хорошо знать. Уважая свои обычаи и традиции, мы научимся чтить и чужие, что не менее важно в нашем многонациональном государстве.

Мероприятие позволит обучающимся развить умение видеть прекрасное в традициях народа, почувствовать любовь к Родине и чувство гордости за свой народ и его наследие.

Цель: познакомить учащихся с историческим прошлым Иркутской области и современной жизнью области; с народами, проживающими в Иркутской области, их культурой.

На доступном уровне с опорой на личный опыт воспитанников я провела работу по реализации поставленных задач.

       Задачи:

Обучающая: расширить кругозор учащихся, побудить их к пополнению  знаний об Иркутской области, о народах, проживающих в Иркутской области, их культуре;

Развивающая: способствовать развитию логического и творческого мышления учащихся, воссоздающего воображение, произвольной и непроизвольной форм памяти, мыслительной деятельности, творческого потенциала учеников;

Воспитывающая: воспитывать у учащихся бережное отношение к историческому прошлому Иркутской области, гордость за настоящее и интерес к будущему области, любознательность, патриотические чувства.

Данное мероприятие входит в систему мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей.

Внеклассное занятие составлено в соответствии с требованиями ФГОС. Построено на основе системно – деятельностного подхода и психологических особенностей детей данного возраста.

Классный час состоит из этапов, отвечающим нормам ФГОС:

1.Организационный этап.

2. Целеполагание. Создание проблемной ситуации.

3. Актуализация знаний.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Первичная проверка понимания.

6. Первичное закрепление.

7. Обобщение и систематизация знаний.

8. Проверка уровня сформированности знаний.

9. Рефлексия

Классный час «Знакомство с историей и культурой народов Иркутской области» рекомендуется в школах ежегодно. Нам захотелось углубиться и показать его на примере Заларинского района.

Ценность данный работы заключается в том, что материалы для подготовки данного мероприятия: фотографии,  книги, исторические справки были взяты в Заларинском краеведческом музее.

Данный материал может быть использован для проведения классного часа с учащимися 5-9 классов, а также другого внеклассного мероприятия педагогами Заларинского района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу География Иркутской области" Население Иркутской области". 9 класс

В школьную прогамму входит учебный курс  родного края "География Иркутской области"...

Из опыта работы методического объединения учителей истории и обществознания Шелеховского района Иркутской области

Данный материал будет полезен руководителям школьных и районных методических объединений...

Материал к уроку географии Иркутской области "Природные условия Нижнеудинского района"

    Граница  Нижнеудинского района на юге с республикой Тывой проходит по хребтам Восточного Саяна, на юго-западе район граничит с Красноярским краем, на западе – с Тайшетским, н...

Проект "Коренные народы Иркутской области"

Со своими коллегами  создали замечательный проект "Коренные народы Иркутской области". Выяснили, какие народы проживали на территории области в древние времена, чем занимались. Сегодняш...

Внеучебное занятие «Фестиваль национальных культур народов Иркутской области»

Внеучебное занятие «Фестиваль национальных культур народов Иркутской области» направлено на формирование у детей уважения к истории, географии и культуре народов России через знакомство с ...

"Знакомство с культурой, историей народов, проживающих в Иркутской области " (на примере Заларинского района)

Данная методическая разработка направлена на приобщение обучающихся к культурному наследию национальных ценностей, развитию эстетического и нравственного восприятия окружающего общества, с учетом форм...

Рабочая программа учебного курса по изучению историко-культурного наследия области «История и культура Иркутской области»

Данная Рабочая программа учебного курса по изучению историко-культурного наследия области   «История и культура Иркутской области» для учащихся 11 класса общеобразовательного учр...