Проект "Коренные народы Иркутской области"
проект по географии
Со своими коллегами создали замечательный проект "Коренные народы Иркутской области". Выяснили, какие народы проживали на территории области в древние времена, чем занимались. Сегодняшний день области: коренные народы буряты, эвенки, тофалары вместе с русскими, украинцами, белорусами и другими народами созидают и благоустраивают нашу иркутскую землю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коренные народы Иркутской области | 30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Защита проекта
«Коренные народы Иркутской области».
Проблема:
Мы часто задумываемся:
- Надо ли сохранять и доносить до новых поколений известные сведения о предках, их культуре, образе жизни?
В связи с празднованием 80 - летия области мы решили продолжить начатую нами, нынешними девятиклассниками, еще в начальной школе работу по изучению нашей малой родины. Привлекли к этому делу учащихся разных возрастов и учреждений. Пополнили свои знания и делимся ими с вами.
Наш любимый Иркутск с каждым днем становится выше, краше, богаче. Мы, молодежь, очень любим свой город и мечтаем в будущем участвовать в его строительстве и развитии. (Слайды 5,6)
А как же все начиналось? Этот вопрос интересует всех! Что было раньше на месте Иркутска и области? Ясно, тайга!(Слайды7,8) Но какой была растительность, животный мир? Люди? Были ли они вообще?( Слайд 9) Говорят, что когда - то давным - давно не было нашего чудесного озера Байкала. Так ли это? Мы решили разузнать, исследовать, удостовериться, уточнить !
Так как основная цель нашей работы: (Слайд 10)
-Найти, изучить и донести до слушателей информацию о коренных народах Иркутской области, мы поставили перед собой задачи: (Слайд 11 с задачами )
Конечно же, в первую очередь открыли интернет.
Фильм «Легенда о Байкале». (Слайд 12)
Чудо чудное! Действительно не было Байкала. Но жизнь на территории Иркутской области, которая тогда еще так не называлась, БЫЛА. О современной жизни мы кое-что знаем, поэтому распределили роли по поиску информации о коренных жителях Сибирского края - бурятах, эвенках, тофаларах и самых древних - курыканах. Мы разделились на группы и работа закипела. Каждый что - то нашел. Теперь это сделать не трудно. Книги, атласы - великое дело! А еще интернет. Нам помогали взрослые.
Бабушка Вики Пигалевой, Ирина Мефодьевна Пигалева познакомила нас с книгой «Эвенкийские сказки», Лариса Анатольевна предложила прочесть бурятские. Семен с Натальей Алексеевной нашли фильм о Байкале. Дима Фаршанев с Элей Коноваленко нарисовали озеро. У нас родился план: (Слайды13,14)
искать, читать, посетить музеи края, чтобы закрепить информацию, петь, танцевать (мы пригласили Альбину Максимовну с учениками 39 школы и студентов педучилища – преподаватель Ревякина В.В.) рисовать, вырезать, клеить… И мы это сделали. (Слайды15,16,17,18)
Весь материал, мы собрали воедино. Каждый перечитал все, что исследовали. Организовали занятие, на котором со слайдами обобщили изученное. Задумались, как интереснее такой большой объем информации донести до слушателей. И стали рисовать! Создали картины. Подготовили сказки, песню. Сделали презентацию. Сейчас свою работу мы представляем вашему вниманию.
В Прибайкалье человек появился в древнекаменном веке, примерно 25 тысяч лет назад на территории Усть - Ордынского Бурятского автономного округа. Древние поселения найдены так же в Боханском и Осинском районах, в Мальте, Бурети, в долинах рек Куды и Ангары, на Лене, на острове Ольхон.
О жизни предков рассказывают сохранившиеся стоянки, погребения, наскальные рисунки.
Природа Прибайкалья в те времена напоминала северную тундру, в которой обитали стада мамонтов, носорогов, северных оленей. Охота на этих животных, а значит наличие большого запаса пищи, позволяли людям оставаться долго на одном месте. Не кочевать. Они строили жилища из камня, дерева, шкур и костей животных. Из костей, камня и дерева изготавливали так же орудия труда
Древние жители Прибайкалья - КУРЫКАНЫ.
Они вели полуоседлый образ жизни. Основное занятие – скотоводство, которое давало им больше животных продуктов, чем охота и рыбалка. Курыканы разводили коз, быков, превосходных коней и даже верблюдов. Занимались звероловством. Умели приручать и одомашнивать диких животных.
Для повышения продуктивности своих пастбищ курыканы первыми в Восточной Сибири применили искусственное орошение сенокосных угодий.
Так же они сеяли пшеницу, просо, коноплю. Собирали съедобные растения.
Есть сведения, что для заготовки корней растений они применяли железные лопатки с деревянной рукояткой.
-Откуда у древних жителей железные лопатки?
Мы узнали, что курыканы для своего времени были высокоразвитым народом. Владели разными ремеслами. Но главным из них было кузнечное искусство. Древние металлурги - курыканы плавили руду. Из железа и чугуна изготавливали ножи, лопаты, наконечники стрел и копий, стремена, серпы, жернова, другие предметы быта и украшения.
Курыканы поддерживали широкие политические и культурные связи с другими народами Байкальского региона, Южной Сибири и Центральной Азии.
Со временем из-за войны с древнетюркским племенем они вынуждены были уйти в леса и на территорию нынешней Якутии. Из этих групп сложились впоследствии якутская и тунгуская (эвенкийская) народности. А на их территорию пришли монголы, кидане, тюрки. Начался процесс складывания единого бурятского этноса, сохранившего в своей памяти высокую культуру предков, а во внешнем облике монголоидные черты.
БУРЯТЫ на территории Иркутской области.
Буряты составляли большую часть населения. Первоначально они назывались баргуты – «лесные люди». Впоследствии это слово превратилось в слово «буряты». Буряты вели полукочевой образ жизни, занимались разведением крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей; охотой на коз, медведей и пушных зверей.
В среде бурят строго соблюдались вековые традиции:
- Если скотовод резал живность, то на свежатину приглашались все ближайшие соседи.
- Охотники часть своей добычи относили соседу, если тот не мог придти к нему на угощение.
- Буряты славятся своим гостеприимством и почитают нищих, которым щедро раздают подаяние. Не обделяют и заезжих гостей, выделяя им, при необходимости и стол, и дом.
Одна из древнейших традиций – гостевание, когда собираются гости и обходят близлежащие улусы. Угощаются, пляшут, поют. Обычно это происходит летом во время религиозного праздника – Тайлагана.
(«Бурятская песня». Исполняет вокальная группа школы№ 39 под руководством Хрипковой Виктории Владимировны).
Жизнь бурята - скотовода не была однообразной. Развлекались они, устраивая хоровое пение, танцы, игры. Игры, в основном, были выражением охотничьих традиций:
«Хурайн наадан» (тетеревиный танец);
«Баабгайн наадан» (медвежья игра);
«Шагай наадан» (игра в косточки)
Исполнители старались, как можно точнее воспроизвести движения, повадки и голоса изображаемых животных.
Как у всех народов, у бурят есть лирические песни и народные танцы.
(Бурятский танец. Исполняют студенты педагогического колледжа, музыкального отделения. Руководитель: Разгуляева Тамара Валентиновна).
Шаманизм до сих пор исповедуется многими бурятами, а такие традиционные бурятские праздники, как Сагаалган и Сурхарбан отмечаются на областном уровне и не только бурятами – на гуляния в честь праздников приглашаются представители всех национальностей. Сагаалган – праздник Белого месяца, восточный Новый год начинается с первого весеннего новолуния. Наступает рано утром, сразу с восходом солнца.
Среди традиционных бурятских блюд, которые ставят на праздничный стол, белые блюда: молоко, творог, саламат и все белые кушанья. Белый цвет у бурят символизирует благополучие, чистоту помыслов, здоровье, процветание. Усадить гостя на войлок белого цвета – значит оказать ему почести.
В обычаях бурят существует интересное правило — «правило достаточности», которое не соблюдается только в Сагаалган.
Правило достаточности очень простое: не бери больше, чем тебе нужно; не ешь больше, чем нужно для того, чтобы насытиться. И только в период празднования Белого месяца правило достаточности принято нарушать и попросту объедаться.
В этот праздник обязательно исполняется древний танец Ёхор, символизирующий круг во времени и пространстве. (НЕСКОНЧАЕМО)
Главное во встрече Сагаалгана - это избавление от обид, злости и зависти. Белый месяц встречают с чистой душой и, свободным от негативных эмоций, сердцем.
(Бурятская народная сказка «Как хозяин узнал себе цену»).
Сурхарбан - «три игры мужей».
Празднуется он в начале лета раз в год, в воскресенье. - Слово «сурхарбан» означает дословно «стрельба в сур». Сур – это мишень, сделанная из колышка, который обмотан кожаным ремнем и воткнут в землю. Слово «харбан» переводится как «состязание». Первоначально задачей праздника было почитание духов Земли, но позже он стал своеобразным военным смотром, на котором отбирали наилучших воинов. На празднование съезжалось огромное количество людей, каждый род выставлял наилучших своих борцов (баторов), метких стрелков (мэргэнов), самых ловких наездников и самых быстрых жеребцов. Стрельба из лука была самым главным видом боевого искусства бурят, поэтому на празднике именно в этом состязании каждый стремился показать наилучший результат. Самым зрелищным была борьба. А третьим видом состязаний были конные скачки. Детей с малолетства учили стрелять из лука, ездить верхом и заниматься борьбой.
( Бурятская народная сказка «Жаворонок и обезьяна».))
Традиции и обычаи бурят учат миролюбию, терпению, семейственности, а самое главное, принятию мира таким, каков он есть, позитивному образу мышления: они в первую очередь благодарят за то, что есть, а не сетуют о том, чего нет.
ЭВЕНКИ на территории Иркутской области.
Эвенки произошли от смешения племен Восточной Сибири с пришедшими из Забайкалья тунгусами. И назывались раньше тунгусами. Численность эвенкийского населения была небольшая. Они вели кочевой образ жизни, жили родами.
Эвенки - это народ храбрый, веселый и добрый. Они всегда отличались выносливостью, могли и могут ориентироваться на необжитой местности. Очень наблюдательны.
С древних времен эвенки охотились на оленей, лося, кабаргу и медведя, занимались пушной охотой, разводили лошадей и оленей или же занимались рыболовством. Все эти занятия давали им все необходимое для жизни.
Русские с иркутскими эвенками впервые встретились в конце XVI века. Они учились у эвенков охоте и секретам выживания в суровых условиях севера, эвенки же позаимствовали у русских некоторые технологии производства предметов быта.
Культура эвенков.
Эвенки – это народ, который поклоняется Духам. Есть дух тайги, дух воды, дух огня и т.д. Особенно почтенно они относятся к огню. По обычаям нельзя в огонь плевать, кидать острые предметы, кости от животных и рыбы, ругаться рядом с огнем. Нельзя класть одно полено. Кладут не менее трех. Если переходишь в новое жилище, обязательно нужно взять золу из старого очага. По поверьям эвенков, огонь обладает сверхестественной силой и является хранителем семейного благополучия: умеет читать мысли людей, предугадывать события.
Народ этой этнической группы считает, что к Духам нужно относиться почтительно: одаривать их подарками (повязывают разноцветные лоскутки, ленты на деревья, кормят огонь, бросая в него кусочки мяса, брызгая кровью, жиром.). Духи в свою очередь одаривают за почтение богатой добычей рыбы, оленя, сохатого. Дают здоровье, удачу, изгоняют болезни, несчастья.
На каждом празднике совершаются обряды изгнания, окуривания, очищения. Окуривание проводит самая уважаемая эвенкийская женщина из старейшин - сэнгкирэ при помощи жира и дыма священного можжевельника. После окуривания все проходят через расщепленное дерево (чичипкан)
Эвенки проповедуют шаманство (слово «шаман» — тунгусское). Шаман - посредник между людьми и духами, в образе зверя или своего духа - предка он совершает полеты по мирам Вселенной, стремясь вылечить от болезней, найти пропавшее, узнать будущее, обеспечить хороший приплод зверей, помочь рождению ребенка или проводить в мир мертвых душу усопшего. Для этой цели у него есть духи - помощники, фигурки которых вырезают из дерева, изготавливают из железа и меха.
К медведю самое трепетное у эвенков отношение. По поверьям эвенков – это прародитель.
( Сказка о девочке и медведе))
Жил в давние времена охотник. Была у него дочка. Была его помощницей. Однажды девочка потерялась. Отец ее долго искал. Но так и не нашел он дочку. Однажды всем стойбищем искали.. Видят, вдалеке что-то огромное, черное. «Я такого не видел», - говорит отец. Стали стрелять и попали в этот предмет. Подошли, видят: какой-то зверь. Стали обдирать шкуру, на шее шкура никак не режется.. Глянули, а там металлическое украшение. Охотник узнал ожерелье своей дочери.
-Это же моя дочь! - воскликнул он.
Так появился медведь. Раньше медведь был девочкой.
На подобных сказаниях строилась вся культура эвенков.
Есть у эвенков Медвежий праздник, который устраивается по случаю добычи медведя. Сопровождается песнями, танцами, играми и продолжается до вечера.
Раньше эвенки - охотники использовали амулеты, изготовленные из медвежьих и беличьих лапок, из носов соболей. В эвенкийских семьях имелись хранители очага - обереги в виде куклы Сэвэк, которые освящались окуриванием жира. Обереги Сэвэк наряжали в красивую одежду. Их нельзя было показывать посторонним. Хранила их женщина. Когда мужчина уходил на охоту, она доставала Сэвэк и просила ее об удаче на охоте.
Так же, как у бурят у них есть обычай (Нимат) делиться с сородичами добытым мясом, рыбой. Одинокие женщины, больные старики никогда не остаются без пропитания.
Этот обычай основан на доброте, взаимовыручке, взаимопомощи.
ТОФАЛАРЫ на территории Иркутской области.
Самой малочисленной коренной народностью Иркутской области считаются тофалары. Меньше 700 представителей. Они называют себя тофы, тохы, что означает попросту «человек», «горный житель». Тофы населяют горные таежные районы Восточных Саян - Тофаларию, что расположена на территории Нижнеудинского района в бассейнах рек Бирюса, Гутара, Ия, Уда. (КАРТА),
В старинных китайских летописях рассказывается, что тюркское племя тофов делилось на 5 родов. Они были подчинены общеплеменному вождю «олукбану»-«Великой голове». Во главе каждого рода стоял старейшина. Один из родов называли «черные гуси» - карагасы. Со временем все племя стало называться карагасами. И именовалось так до 1934 г
По происхождению, языку и многим элементам культуры карагасы – тофы близки к тувинцам, проживающим в Тоджинском районе.
Основу традиционного хозяйства тофаларов составляют охота и оленеводство. Олени используются для верховой езды и перевозки грузов-вьюков, дают молоко. Охотой занимаются не только мужчины, но и женщины. Объекты промысла - белка, соболь, выдра, лось, марал, косуля.
Тофы - прекрасные следопыты! И собиратели целебных трав. Умение читать книгу тайги передается из поколения в поколение.
Хотя тофалары в настоящее время живут в поселках со школами, больницами, культурно-просветительными учреждениями, в лечении предпочтение отдают травам, пьют зеленый чай и только кипяченую воду (сырую не пьют).
В советское время обучение в школах велось только на русском языке, поэтому родным языком сейчас владеют только 2% тофаларов.
В прошлом тофалары вели кочевой образ жизни. Жили в чумах. (Конусный каркас из жердей, зимой покрытый шкурами, летом берестой, который легко можно было разобрать и перевезти с места на место). Во время колхозного строительства тофалары принудительно осели, им пришлось перестраивать ведение хозяйства. Для них были построены 3 села: Адыгжер, Нерха и Верхняя Гутара, в коих они и сейчас проживают. Это как раз то место, куда, как поется в известной песне, «только самолетом можно долететь». А связаться - по рации.
Впоследствии колхозы преобразовались в зверосовхозы.
Сегодня от оленеводства и пушной охоты тофалары перешли к земледелию, разведению скота и собирательству кедрового ореха. Добыча ореха и индивидуальная промысловая деятельность - основной доход многих тофаларских семей. И еще - гуманитарная помощь продуктами питания.
Несмотря на упадок традиционного хозяйства и кризис этнического развития, тофалары сохраняют свои обычаи и традиции, передавая из поколения в поколения легенды, сказки и песни.
Это православный народ. Но у них сохранились традиционные верования в духов, хозяев гор, тайги.
Сегодня Иркутская область считается самой плотно заселенной и этнически богатой областью Восточной Сибири. По самым скромным подсчетам на ее территории проживает около 136 национальностей, большинство из которых переселились на территорию области из других областей страны и даже из соседних стран.
В наших планах продолжить работу по изучению развития Иркутской области, начиная с 17 века, когда на Сибирскую землю пришли русские.
- Надо ли сохранять и доносить до новых поколений известные сведения о предках, их культуре, образе жизни? Вот мы и ответили на свой вопрос и считаем:
-Надо! Следующие поколения должны знать и любить свою малую родину, беречь и сохранять природу. Быть достойными своих отцов и дедов, активно участвовать в развитии родной Иркутской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу География Иркутской области" Население Иркутской области". 9 класс
В школьную прогамму входит учебный курс родного края "География Иркутской области"...
Презентация к уроку географии Иркутской области в 8 классе по теме " Климат Иркутской области"
Презентация даёт возможность повторить материал по теме "Климат России", изучить и закрепить новый материал, используя самостоятельную работу, тестовые задания. Активно работают учащиеся с учебником, ...
Тест по географии Иркутской области "Рельеф и геологическое строение Иркутской области"
Тест по географии Иркутской области по теме "Рельеф и геологическое строение Иркутской области". Данный тест можно провести после изучения соответствующей темы в 8 классе, составлен по учебнику Геогра...
Презентация по географии Иркутской области по теме "Население Иркутской области"
Урок овладения новыми знаниями. Презентация содержит некоторую информацию по показателям населения Иркутской области, но большая часть слайдов - это задания для самостоятельного выполнения учащимися с...
Внеучебное занятие «Фестиваль национальных культур народов Иркутской области»
Внеучебное занятие «Фестиваль национальных культур народов Иркутской области» направлено на формирование у детей уважения к истории, географии и культуре народов России через знакомство с ...
Классный час по теме "Знакомство с культурой, историей народов, проживающих в Иркутской области " (на примере Заларинского района)
Данная методическая разработка направлена на приобщение обучающихся к культурному наследию национальных ценностей, развитию эстетического и нравственного восприятия окружающего общества, с учетом форм...
"Знакомство с культурой, историей народов, проживающих в Иркутской области " (на примере Заларинского района)
Данная методическая разработка направлена на приобщение обучающихся к культурному наследию национальных ценностей, развитию эстетического и нравственного восприятия окружающего общества, с учетом форм...