Урок по курсу География Иркутской области" Население Иркутской области". 9 класс
методическая разработка по географии (9 класс) на тему
В школьную прогамму входит учебный курс родного края "География Иркутской области"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Население Иркутской области | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Чевардина Татьяна Леонидовна учитель географии 1 категории
МОУ школы-интерната №5 г. Нижнеудинска Иркутской области
Урок географии
Население и хозяйство Иркутской области. 9 класс.
Тема: Население.
Цели: Рассмотреть, как шел процесс заселения Иркутской области, какова численность населения; национальный состав, распределение населения между городом и селом. Формировать навыки работы с текстом учебника, с картами, диаграммами, статистическими материалами. Воспитывать интерес к изучению родного края.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Новый материал. (беседа- лекция)
План.
1. Из истории формирования населения области
2. Численность населения.
3. Плотность населения.
4. Национальный состав.
5. Городское и сельское население.
6. Трудовые ресурсы.
- Образование, наука, искусство.
1. Из истории формирования населения области
История формирования населения Иркутской области начинается с древне- и новокаменных веков.
НОВОКАМЕННЫЙ ВЕК (4-3 тысячелетие до н.э.).Проживали на берегах Ангары, Лены. Основным занятием была охота на лосей, оленей, медведей, кабанов и рыболовство. Племенами был изобретен лук, наконечники стрел, топор из нефрита.
МЕДНО-БРОНЗОВЫЙ ВЕК(4-1 тысячелетие до н.э.) Растет численность племен, появляются изделия из меди и бронзы, ножи, рыболовные крючья, иглы, шилья.
В 6-10 в.в. на берегах Байкала, Ангары, Лены, в Тункинской долине
Проживали КУРЫКАНЫ наиболее многочисленный и сильный народ из древнего тюрского племени. Основное занятие: коневодство охота(вели кочевой образ жизни), а также земледелие, орошение сенокосных угодий.
КУРЫКАНЫ + МОНГОЛЫ = БУРЯТЫ (на юге)
ЭВЕНКИ, ЯКУТЫ (на севере)
К приходу русских на территории Иркутской области проживали буряты, эвенки и тофалары.
БУРЯТЫ составляли большую часть населения, они делились на родовые и племенные группы, не всегда ладившие между собой. Вели полукачевой образ жизни, занимались разведением крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей; охотой, орошением, кузнечным делом.
ЭВЕНКИ населяли северные районы области, разводили оленей, охотились на зверей и пушных зверьков. Вели кочевой образ жизни, жили родами.
ТОФАЛАРЫ (ТОФЫ)небольшая по численности древняя народность, населяет горные районы Восточного Саяна , основным занятием до сих пор является оленеводство, охота, рыболовство.
17 ВЕК за землепроходцами шли купцы, промышленники, крестьяне для освоения приострожных земель.
Основной приток населения был связан с окончанием Московского тракта(1760г.) и Транссибирской ж.д.(1898г.)
Численность населения значительно выросла за счет ссыльных и политзаключенных.
20 ВЕК население росло за счет новостроек .
2. Численность населения.
На 1 января 1999г. =2758,2 тыс. чел. ( 2% РФ или 30% В .Сибири)
Т№2 с.116 «Динамика численности населения»
Численность зависит: рождаемость, смертность, социально-экономические условия (Материальное благосостояние, жилищные условия, культура и образование, урбанизация, индустриализация…)
Рис. 45 с. 117 «Естественный прирост населения»
Т№3с. 118
3. Плотность населения.
Средняя плотность населения:3,6 чел./км² ( в РФ 8,7 чел./км²
Наибольшая плотность- на Ю-З 50 чел./км²
- Национальный состав.
Русские-84%
Украинцы- 3,7%
Буряты3,2%
Татары- 1,7%
Белорусы – 1,1%
Другие = 3,1% (эвенки 1,4 тыс. ,тофы 630 чел.)
5. Городское и сельское население.
До 1913г. в городах проживало 70 тыс. чел. (10,2 %)
в сельской местности 617 тыс. чел. (89,8%)
За годы советской власти ситуация изменилась:
Город -2202,8тыс. чел. (80%) Село- 565 тыс.чел. (20%)
До 1913г. было 7 городов, сейчас- 22, ПГТ -59, сельских населенных пунктов -1506.
6. Трудовые ресурсы.
Т№4 «Численность экономически активного населения»
Рис. 46 с. 122. «Распределение трудовых ресурсов по отраслям»
Рис.47.с. 123. «Распределение населения, занятого в различных секторах экономики»
- Образование, наука, искусство.
Сейчас в Иркутской области:1,5 тыс. школ, 11 ВУЗов, Академический центр, 9 театров, 14 музеев, много ценных исторических памятников.
Итоговое обобщение.
Д/З с.113-125. вопросы с.125 №1-5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии Иркутской области 8-9 класс
Курс «География Иркутской области»введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география Иркутской области» (17 часов), в 9 классе «Экономическая география...
Рабочая программа по курсу "География Иркутской области"
. Рабочая программа: разработана на основе примерной программы основного общего образования по географии, программы курса «Иркутская область» и информационных матер...
Рабочая программа "география Иркутской области" 8-9 класс
рабочая программа по географии Иркутской области. Пояснительная записка, Календарно-тематическое планирование на 8 -9 класс....
Презентация к уроку географии Иркутской области в 8 классе по теме "Почвы"
Презентация к уроку географии Иркутской области в 8 классе по теме "Почвы" предназначен для учителя географии, работающего по учебнику В.М.Бояркина "География Иркутской области"...
Презентация к уроку географии Иркутской области в 8 классе по теме " Климат Иркутской области"
Презентация даёт возможность повторить материал по теме "Климат России", изучить и закрепить новый материал, используя самостоятельную работу, тестовые задания. Активно работают учащиеся с учебником, ...
рабочая программа География Иркутской области 8- 9 класс
рабочая программа География Иркутской области 8- 9 класс...
Рабочая программа по географии Иркутской области 8-9 класс
Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по географии для общеобразовательных школ, авторской программы Савченко Н.Д., Леонтьева А.С. География Ирку...