Программа по развитию беглого чтения во внеурочное время.
материал (5 класс)

Формирование навыков правильного, беглого осознанного, выразительного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_chteniyu.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Программа по развитию беглого чтения

              во внеурочное время.

                   

                   

                                           Разработала: Анисимова Т. И.

              Пояснительная записка.

                                                               «Люди перестают мыслить,

                                                                                    когда перестают читать»

                                                                                                                 Д.Дидро.

 

   От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Чтение развивает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника. С.Я.Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы». Значение книги в жизни человека огромно.

   В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.        Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашнего задания. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения это не столько удовольствие, сколько мучение.        

 В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что, едва научившись читать в начальной школе, к шестому- седьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность чтения, отсутствие интереса к чтению приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята плохо прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.                                                                            

   Известно, что в настоящее время отмечается резкое падение интереса к чтению художественной литературы, что объясняется множеством причин, поэтому воспитание творческого, квалифицированного, талантливого, эстетически образованного читателя  − важнейшая задача, стоящая на современном этапе обучения. Квалифицированный читатель - это человек, «который, читая книги, «смотрится, как в зеркало, в другого человека» и таким образом осознаёт действительную ценность других людей и себя самого».  Но необходимой предпосылкой становления такого читателя является работа над качеством чтения: целенаправленная и систематическая работа по совершенствованию навыка чтения у школьников. Работая в школе –интернате воспитателем в 6 классе. Я заметила ,что некоторые дети затрудняются при выполнении домашнего задания из за медленного чтения задания и не понимания задания. Я провела диагностику выяснилось что из 11 учащихся ,  с нормой справляются только половина .Поэтому возникла необходимость работать над этой проблемой для этого я разработала индивидуально образовательную программу «Развитие беглого чтения во внеурочное время»

             

Цель программы.                                                                                                 

 Формирование навыков правильного, беглого осознанного, выразительного чтения.

Задачи:

  1. Отрабатывать правильность и беглость чтения.
  2. Формировать осознанность чтения.
  3. Работать над выразительностью чтения.
  4. Пополнять словарный запас учеников.
  5. Расширять оперативное поле чтения.
  6. Отрабатывать дикцию, работать с приёмами.

Сроки реализации. Один год

 Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- Развить навыки правильного, беглого и осознанного чтения

- Привить интерес к чтению

Этапы программы

1 этап  «Подготовительный»

Изучение методической литературы интернет источники по данной проблеме, проведение диагностики.

2 этап «Практический»

Реализация программы.

3 этап  «Обобщающий»

Проведение диагностики, обобщение опыта по данной программе.

Алгоритм занятия

Цели

Деятельность учащегося

Деятельность учителя

1

Орг.момент

Организовать на работу

Настроится на работу

Дать положительный настрой учащимся на работу

2

Проверка домашнего задания

Проверка знаний полученных на предыдущем занятии

Ответы на заданные вопросы

Индивидуальный опрос, самостоятельная работа

3

Дыхательная гимнастика

постановка дыхания, развитие четкости произношения.

Правильное выполнение упражнений

Формирование правильной постановки дыхания

4

Упражнения для улучшения техники чтения

Развитие памяти, внимания

Выполнение упражнений

Привитие навыков беглого чтения

5

Работа с текстом

Формирование осознанности и выразительности чтения

Выполнение заданий

Предложить разные приёмы работы с текстом

6

Домашнее задание

Закрепить знания полученные на уроке.

Самостоятельное выполнение домашнего задания

Приучать к самостоятельности, к развитию мышления

приложение

Анкета для ученика

1. Любишь ли ты читать книги?

2 .Сколько времени обычно проводишь за книгой?

3. Тебя заставляют читать или ты читаешь сам без принуждения?

4. Какие книги ты предпочитаешь?

5. Какие журналы тебе нравятся?

6. Кто советует тебе в выборе книги?

7. Дарят ли тебе родители книги?

8 .Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанное?

9. Читают ли твои родители книги?

10. Ходишь ли ты с родителями в книжный магазин или библиотеку? В какую? В какой магазин?

11. Есть ли у вас домашняя библиотека?

12. Какую книгу ты прочитал сейчас?

12. А какой журнал?

13. Какую книгу (из прочитанных тобой) можешь порекомендовать друзьям и одноклассникам? Почему? Чем тебе понравилась эта книга? Нарисуй её обложку.

Анкета для родителей

1. Любит ли ваш ребенок читать книги?

2. Сколько времени он обычно проводит за книгой?

3. Вы заставляете своего ребенка читать или он делает это без принуждения?

4. Какие книги и журналы он предпочитает?

5. Дарите ли вы своему ребенку книги?

6. Читаете ли вместе с ребенком книги и журналы?

7. Обсуждаете ли со своим ребенком прочитанное?

8. Считаете ли вы себя активным читателем?

9. Как вы думаете, являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?

10. Ходите ли вы с ребенком в библиотеку или вам хватает домашней?

11. Какую книгу (из прочитанных вами в детстве) можете порекомендовать ребенку для чтения? Почему? Чем вам дорога эта книга? Пожалуйста, укажите автора и название произведения?

Задачи воспитателя.

 1) Изучить методическую литературу, интернет источники по данной проблеме.

2) Провести мониторинг интереса к чтению.

3) Разработать индивидуальные формы и методы работы по развитию беглого чтения.

4 )Привить интерес детей к чтению

Тренировочные упражнений по формированию навыка чтения .

 Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

1.Задуйте свечу.  Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

 2. Обрызгайте белье водой ( в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

 3. В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

4.  Выдох со счетом.

Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

  5.  Использование скороговорки (хором):

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка……( до полного выдоха).

  Необходимо отметить, сто уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

       

 Для разогрева голосовых связок предлагают так называемые распевные упражнения ( в 3 четверти на уроках изучения особенностей построения русских народных сказок заменяли эти упражнения русской народной хоровой песней, например: « Во поле береза стояла»).

         Медвежата.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.

Мам, меду б нам,

Мам , молока б нам.

         В лифте.

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

         Ручка в зубах

Напиши в воздухе молча своё имя. Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.

  Упражнения для снятия напряжения голосовых связок, которые можно использовать  после длительного чтения больших текстов. Это не только снимает усталость, но и организует ребят на дальнейшую работу.

Если голос устал.

Шумный выдох.

Внутренний зевок.

Великан (изобрази, что ты проглотил семь домов, слонов и пр.). 

Упражнения для обучения чтения

        

PАЗВИТИЕ ЧЕТКОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ.

        Эту работу полезно начать с упражнений, развивающих речевой аппарат. Развитие чёткого произношения осуществляется введением скороговорок.

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве дрова.

Проворонила ворона воронёнка.

Саша шапкой сшиб шишку.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

От топота копыт пыль по полю летит.

Kроме чистоговорок и скороговорок, С целью выработки правильного произношения привлекаются пословицы, сочетания и предложения из предложенного для работы в классе и дома текста.

Параллельно с чистоговорками, скороговорками, пословицами используют отработку сочетаний гласных и согласных.

Начинают упражнения с показа артикуляции основных гласных: а, о, у, ы, И, э. Учащиеся хором тренируются в произношении этих гласных по порядку, затем в сочетаниях: а - у, а - о, ы - И, Э - а, и - о и т.Д. Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата.

После обработки произношения гласных включаются сочетания гласных и согласных: ба, 60, бы, бэ, би, ва, во, ву, вэ, ви И т.Д.

Практически разминки на уроке проводятся таким образом: на доске выписываются гласные, а дети по алфавиту подсоединяют к ним согласные. Чтение проводится хором и индивидуально, включая соревнования по рядам.

Далее проводится чтение различного рода сочетаний гласных, например: а о у и э, а и у о э; согласные: з - с - ж, ш - ж - с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три. Затем гласные и согласные читаются в словах, предложениях: электрификация, портфель. В январе, в январе много снегу во дворе.

 Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. Дети недостаточно открывают рот и артикулируют звуки, поэтому чтобы избежать нечёткости произношения, давала им эти упражнения в качестве разминки перед чтением.

                                «Фотоглаз»

Этот приём использую с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его:

а) за короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение;

б) за отведённое время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово;

в) показ фрагментов диафильма с использованием этого приёма.

Упражнения, вырабатывающие

внимание к слову и его частям как предпосылка

правильного чтения.

C этой целью даются для чтения на определённое время слова и словосочетания. Воспитывается внимание к окончанию слова (чтение слов с общим корнем: вода, водный; белый, бельё; родина, родной; сочетаний существительного с прилагательным: чистого берега, у дальнего леса); к корню слова (с разным корнем, но с одинаковыми окончаниями: чистота - частота, девушка - дедушка, булка - белка).

Для упражнений используются разные части речи. Ошибки предупреждаются рядом упражнений. Например, если дети встретятся в тексте с трудным словом, громоздким по структуре, перед чтением всего текста оно должно быть прочитано. Для того чтобы помочь прочитать слово безошибочно, оно делится на более лёгкие структуры: вместо него сначала предлагаются слова с тем же корнем:

зелёный - зеленел - зазеленела;

бодрый - ободрился - приободрился;

сельское хозяйство - хозяйственный - сельскохозяйственный.

Ошибочно прочитано может быть непонятное слово. В таких случаях до чтения его значение поясняется учителем.

Упражнения. развивающие оперативное поле чтения и память.

Упражнения в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений, небольших абзацев развивают не только внимание к слову, его правильное восприятие, но и способствуют расширению поля чтения учебника и вместе с тем улучшают память, внимание.

Слова даются несложные: сначала одно слово, состоящее из двух слогов, затем из трёх, потом подключают два слова, постепенно доводя восприятие до 10-12 знаков, например: пришла зима; друг - дружеский; сильный, смелый;

ученье

ученый

ученик

вьюга, метель, позёмка, буря.

Чтение - вот лучшее учение.

«Пирамидку» строят из слов произведения, которое читалось (упражнение вводится при проверке домашнего задания), или используется текст нового рассказа (при подготовке его к чтению).

Помимо развития поля чтения, зрительного восприятия слов, проводится упражнения, включающие такие целевые установки: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся сразу его понять. Кроме того, текст рекомендуется читать в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, в быстром темпе.

Разумеется, упражнения проводятся не часто формально, а с опорой на смысловой анализ текста.

Упражнения. развивающие гибкость

и скорость чтения вслух и молча. умение

угадывать последующий текст.

С целью чёткого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении молча вводится упражнение «губы».

Для развития языковой догадки с момента перехода к чтению связных текстов вводится упражнение «УГАДАЙ» . Учитель раздаёт карточки с предложениями, в которых нет окончаний отдельных слов. Читая эти предложения вслух, учитель побуждает детей читать их «про себя», устно восполняя отсутствующие окончания.

- Мы с папой сегод... (-ня) пош... (-ли) в КИ... (-но).

Для расширения фиксационного поля до размеров слова средней длины (5-6 букв) предназначено упражнение «ФОТОГЛАЗ». На прозрачной плёнке пишутся столбцы четырёх -, пяти - и шестибуквенных слов, которые показываются по одному; время предъявления каждого слова фиксируется. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли представлено такое-то слово. При этом названное слово в данном десятке может и отсутствовать.

Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение «БУКСИР». Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст «про себя», стараясь поспевать за учителем. Таким образом они приучаются изменять скорость и ритм чтения в целесообразной связи с содержанием и структурной самого текста.

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости на основе возросшего фиксационного поля, в процессе чтения молча предлагается упражнение «МОЛНИЯ». Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением в слух.

Тренировки проводятся по несколько раз на каждом уроке чтения.

Для развития внимания и его тренировки применяют и другие упражнения: «СРАВНИ»

Чтение домашнего и незнакомого текстов в сравнении (проверка скорости чтения). Учащиеся заводят тетрадь учёта скорости чтения, где они 1-2 раза в неделю отмечают скорость чтения домашнего и незнакомого текстов. Сравнивают эти результаты с результатами, полученными через неделю, месяц. Это упражнение активизирует деятельность учащихся, так как они видят «свой рост и убеждаются в том, что труд приносит успехи»;

чтение «СПРИНТ»

На максимальной скорости, читая про себя, требуются найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Цель упражнения: тренировка в скорочтении.

Упражнения по антиципации частей

устойчивых словосочетаний.

Предлагается прикрыть листом бумаги правую половину страницы, читать начальные элементы устойчивых словосочетаний на левой половине и добавлять к ним возможные варианты окончаний. Если возникают сомнения, правильность проверяется по тексту правой стороны, которая отрывается.

Антиципация частей предложения:

        Он сам во всём ...        - виновен

        Дверь была...        - открыта, закрыта

        Солнце уже ...        - взошло, зашло

        Весь день шёл ...        - снег, дождь

Антиципация частей поговорок:

        Сдал дело ...        Лучше поздно ...

        Тише едешь ...        Мал золотник ...

        Дал слово ...        Семь раз отмерь ...

Для упражнений в антиципации даётся и связный текст, в котором пропущены слова. Дети сами дома придумывают диалоги с пропусками ответов и предъявляют их в классе, участвуя в диалоге с товарищем.

Опыт использования системы упражнений свидетельствует о том, что она обеспечивает овладение устойчивым навыком чтения. Совершенствование техники чтения

Упражнения для улучшения техники чтения  

 Чтобы научить своего ребенка быстрому и легкому чтению,

 родители могут воспользоваться следующими приемами.

 1. Сделайте чтение для ребенка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить, вещей, которые надо взять в поход, книг, которые надо прочитать.      

 2. Организуйте дома просмотры диафильмов. Старенький диапроектор - хороший помощник в этом деле. Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения, - все, что нужно для поддержки в освоении техники чтения.

 3. Предлагайте ребенку текст для чтения только тогда, когда вы ему его уже прочитали. Читать знакомый текст школьнику намного легче и интереснее (!), чем совершенно незнакомый. Радость узнавания того, что читаешь, - прекрасная помощница в процессе улучшения техники чтения.                                                    

 4. Используйте прием параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребенок вслед за ним - про себя, водя пальчиком по строчкам. Таким образом, устраняется ситуации проверки и оценки качества детского чтения с сопутствующими им тревогой, скованностью, напряжением.

 5. Интересный прием для тренировки навыка чтения "Секретное письмо". На большом листе бумаги взрослый пишет какое-нибудь слово крупными буквами с помощью белой свечи. Понятно, что написанное вами не будет видно на белом листе. Теперь ребенку предлагается закрасить разными цветами с помощью красок и кисти весь лист. Тот омент, когда неожиданно на цветном фоне появляются белые буквы, неизменно освещается чувством радостного удивления ребенка. Так процесс чтения и приятные эмоции крепко связываются в представлении школьника, а прочитанные таким необычным способом слова хорошо запоминаются.

 6. Устраивайте для своей семьи различные игры в слова и буквы. Такая увлекательная тренировка поможет ребенку легко ориентироваться в пространстве букв и слов, быстро прочитывать знакомые слова, пополнять багаж слов, в конечном итоге улучшить технику чтения. Можно использовать следующие упражнения:

 Многократное чтение

 Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

 Чтение в темпе скороговорки

 Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны "проглатываться" ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

 Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

 Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: "Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно". Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

 Следующее упражнение "Бросок – засечка"

 Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем: Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде "Бросок". Когда раздается команда "Засечка" читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде "Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

 Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение "Молния"

 Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя "Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

 Методика "Анаграммы" (по книге В. Эдигей "Учись читать, малыш!" Киев 1994 г.)

 Предложите ребенку прочитать первый текст, скажите ему, что это специальный шифр, и ему надо расшифровать - все буквы поменялись местами, а для того, чтобы понять написанное, надо в уме буквы вернуть на место. Можете взять карандаш и показать в первом предложении, какие буквы куда переместились и где их место. Обратите внимание ребенка на то, что название может подсказать, о чем идет речь в самом тексте. Попробуйте читать через слово, одно слово ребенку, одно читайте сами. Когда вы прочитаете половину первого текста, остановитесь и перейдите к ответу, т.е. к нормальному тексту, выберете тот же текст, который вы только что читали и предложите ребенку прочитать его как можно быстрее. Очень часто дети говорят, что при чтении нормального текста у них появляется ощущение, как будто их глаза скользят с горки, читать становится очень легко. Эта техника позволяет очень быстро улучшить скорость чтения ребенка.

 1.На келыбар

 Ратеяб  лоишп тиволь убры. аСаш ёсн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес. аСаш мойпал тьяп кенуой. Кляо мойлап щикале. Алкиу лаппося калиймень касарь.

 2.никУче

 реЮ месь тел. ьперТе арЮ неикуч. нО дохит в врепый ласкс. аПпа пуилк суны трефопль. маТ жател непал, ртетадь, кварьбу. региБе хи, арЮ. чисьУ ошохор!

 3. В селу

 ляотС кийраж недь. горьИ и гейреС шопли в сел. ниО леси доп леь. маТ лыба неть. акойК верьз в стугых теввях? аД отэ жырая лебка!

 4.соЛь

 соЛь – снелой тижель. соЛь сет тевки и равут. муЕ жунна и лось. бяРета талис сонить в сел лось. ниО дуткла её ан непь, ан макень. соЛи хирподят затьли лось.

 5.амиЗ

 тятоС зоромные киньде. репьТе жунны кинько и жилы. кивочДе и чикмальи бойгурь тугес ан котак. инО зятсколь оп дуль ан нокьхак. кокольС хемас и стидора!

 6.ныСнейж чайзик

 неДь лыб плыйтё. генС лыб крымой. лишыВ тябаре ов дров. тоЧ ледать? оляК талс пелить гевокисан. У аСши дубет девьмед. У еЖни нельмакий лонс. Канькате пелит чайзика.

 Ответы.

 1. На рыбалке

 Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался маленький карась.

 2. Ученик

 Юре семь лет. Теперь Юра ученик. Он ходит в первый класс. Папа купил сыну портфель. Там лежат пенал, тетрадь, букварь. Береги их, Юра. Учись хорошо.

 3.В лесу

 Стоял жаркий день. Игорь и Сергей пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой зверь в густых ветвях? Да это рыжая белка!

 4. Лось

 Лось – лесной житель. Лось ест ветки и траву. Ему нужна и соль. Ребята стали носить в лес соль. Они кладут её на пень, на камень. Лоси приходят лизать соль.

 5.Зима.

 Стоят морозные деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. Девочки и мальчики гурьбой бегут на каток. Они скользят по льду на коньках. Сколько смеха и радости!

 6.Снежный зайчик

 День был теплый. Снег был мокрый. Вышли ребята во двор. Что делать? Коля стал лепить снеговика. У Саши будет медведь. У Жени маленький слон. Катенька лепит зайчика. Работа над техникой чтения.

В настоящее время наблюдается у школьников снижение интереса к получению знаний, для большинства учащихся характерно нежелание учиться. Это объясняется разными причинами: общественными, социальными.

Одним из 40 факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим, который по своему значению превосходит все остальные вместе взятые, является темп чтения.

Чтобы обеспечить успешное обучение учащихся в среднем и старшем звене, учителя начальных классов должны работать над скоростью чтения, доводить ее по возможности до динамического чтения. Динамическое чтение – это чтение не по буквам, слогам, словам, а чтение групп слов, предложений.

Некоторые упражнения помогут в развитии техники чтения.

Упражнение «Буксир». Учитель движет указкой по написанному тексту, а дети читают в заданном темпе. При повторном чтении отрывка темп чтения увеличивается. Учитель читает вслух в пределах скорости чтения учеников.

Упражнение «Ручеёк», при выполнении которого дети читают в темпе скороговорки по одному предложению или одной строке текста.

Упражнение «Буксир». Учитель движет указкой по написанному тексту, а дети читают в заданном темпе. При повторном чтении отрывка темп чтения увеличивается. Учитель читает вслух в пределах скорости чтения учеников.

Многократное чтение. Это упражнение широко известно. При первом прочтении могут встретиться незнакомые слова, непривычные обороты, которые легко усваиваются при повторном чтении, а поэтому темп его возрастает, вырабатывается навык более быстрого темпа.

Чтение с отрывом от текста. При чтении вслух ученику предлагается поглядывать на класс, возвращаясь затем к чтению. При этом ученик должен схватить глазами следующее слово или группу слов. Это упражнение приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения угла зрения, увеличивается кратковременная память, ученик учится распределять внимание.

Пересказ с опорой на текст. После многократного чтения текста ученики пересказывают его содержание. При возникновении затруднений ему разрешается подглядывать в учебник. Это упражнение приучает ученика быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию угла зрения, кратковременной памяти и закладывает основу для успешной домашней работы.

Чтение «эхо» (на первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает это же слово.

Чтение «спринт»: небольшие отрывки текста несколько учеников начинают читать одновременно – на скорость. Кроме быстрого чтения, им надо следить за выразительностью, безошибочностью.

Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на вопросы, поставленные к тексту перед чтением.

Упражнение «Разведка». Оно заключается в том, что дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Ученики учатся ориентироваться в тексте, находить главное

Чтение с простукиванием ритма. Простукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученик должен читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.

«Кто быстрее». На полу рассыпаны статьи. Их в три раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение. По команде «Начали!» каждый ученик берет статью и «скользит» по тексту глазами в поисках данного предложения. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.

Скачкообразное чтение «Кенгуру». Под счет 1, 2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили? Чтение вслух. Используется для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренируем учащихся на счет 1, 2, фиксируя в начале и конце строки.

Вертикально-слаломное чтение «Слалом». В течение 20 секунд, перемещая взгляд вертикально-слаломно, пытайтесь найти существенную информацию.

Чтение отрывка в перевернутом виде («Путешествие по перевернутому миру») Страница учебника переворачивается на 180 градусов (вверх ногами). Это упражнение вместе с навыками чтения направлено на развитие языковой интуиции.

Чтение отрывка через слово. Это развивает глазодвигательную активность ребенка, устойчивость внимания.

эти правила.

(советы родителям)

В детях можно и нужно пробуждать любовь к чтению.

(Личный пример родителей, совместное нахождение ответов на интересующие вопросы в книгах, получение эстетического удовольствия от общения с книгой.)

Дети должны не только читать сами, но и слушать чтение взрослых.

(родители должны читать детям вслух ежедневно.)

Дети должны читать обязательно вслух ежедневно. Заданный текст необходимо читать не меньше 5 раз.

(Большой текст разбить на части или абзацы, читать 5 раз каждую часть. Только последний раз текст читается целиком. При чтении обязательно делать перерыв на 5-ти минутный отдых.)

При чтении детей не торопить, учитывать его возможности. Обращать внимание на правильность чтения, на знаки в предложении: . ,! ? …делать паузы. Трудные слова прочитывать по слогам, затем целым словом несколько раз.

Следить, чтобы глаза двигались по строчке. Не возвращаться к чтению прочитанного, если понял его.

Ребёнок должен понять, о чём читает. Обязательно задайте ему несколько вопросов по содержанию прочитанного текста Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево. заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв анугудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос.

окшынлоС и тировог: «ыТависарк - отэ адварп, он ьдевзебянем и игудар ен теавыб». А агуда окьлот ястёемс ад ещупястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс азучут - и игудар как ин олавыб.

К.Д. Ушинский

3) «Заколдованное слово».

Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево. Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые - и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.

Задание: Прочитай текст вслух, читая подчёркнутые слова наоборот.

Ворон и лисица

Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед.

Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и

говорит:

- Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по

твоему утсор да красоте только бы

тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац,

если бы у тебя солог был.

Ворон лунизар рот и лаороаз, что было

мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и

тирогов:

Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был,

быть бы тебе мёрац.

Л.Н. Толстой

4) Чтение только второй половины слов. Данное упражнение ведёт к резкому уменьшению ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова,а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями. Задание: Прочитай текст, произнося вслух только подчёркнутую часть слова.

Заботливый брат

На бузине сидели бок о бок два молодых воробья. Совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-под перьев. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил и всё поглядывал на другого, перекликался с ним. Другой с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. Клюв был разинут от жары. Тот, первый, непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва. Я понял: он давно напился и просто ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного.

По В. В. Вересаеву.

Вторая группа упражнений развивает у учащихся скорость чтения. 1) Чтение с подсчётом слов (строчек). Читая текст, ученик механически считает слова (строчки). Досчитав до десяти, начинает считать заново. Перед чтением можно дать задание найти ответы на поставленные перед чтением текста вопросы.

2) Поиск в тексте заданных слов.

Перед чтением учитель даёт задание найти в тексте определённое слово и подчеркнуть его.

3)Чтение с полосками.

Полоска под строкой и полоска над строкой дают возможность ребёнку ускорить темп чтения.

4) Чтение строчек с прикрытой нижней (верхней) половинкой.

Чистый лист бумаги накладывается на строку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки. Аналогично проводится чтение строчек с прикрытой верхней половинкой. Данное упражнение формирует умение прочтения нескольких слов сразу. Рекомендуется проводить в парах: один ученик читает, другой проверяет.

5) Метод ритмических фиксаций. Это упражнение основано на принудительном увеличении скорости перемещения взгляда по строкам, что способствует формированию навыка скачкообразного движения взгляда во время чтения.

Задание:

1) Бросайте взгляд поочерёдно на левую и правую части строчек. На каждой раздельной части строки взгляд фиксируйте всего один раз. Целые строки необходимо осмысливать двумя фиксациями.

 па ло гор увд сиде кнеу одарх енолд Зимует оляпка у полыньи. Неплохо зимует: на льдинках качается, в полынье ку- пается. Ещё и песни поёт!

Нырнёт в ледяную воду и бродит по дну пешком. Весь зимний день то плавает, то ныряет, то по дну бегает.

2) Прочитайте короткие тексты, записанные в «мудрых деревьях», фиксируя взгляд трижды на каждой строке.

Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз.

Притаиться, подождать у края — Что там делается на лесной поляне!

В полумраке рассвета приходят Невидимые лесные существа И там начинают По всей поляне Расстилать белые холсты.

3) Читайте текст как можно быстрее. Во время чтения старайтесь бросать взгляд на пробелы между словами. Упражнение направлено на расширение поля зрения.

В середине осени отыскать цветущие растения бывает нелегко. Но в особенно тёплую погоду всё же можно встретить некоторые. Среди них пастушья сумка, одуванчик, льнянка и другие. Обычно это одиночные, невысокие растения. Ярутка полевая порой даже уходит под снег с бутонами и цветками, а весной такой же и появляется из-под зимнего покрывала.

При проведении упражнений, развивающих скорость чтения, необходимо обращать внимание не только на темп чтения, но и на смысловую сторону предлагаемых текстов. Большое значение имеет стимуляция к быстрому чтению, а также показ образца чтения. Третья группа упражнений направлена на формирование умений сознательного чтения, то есть на понимание структуры и содержания текста. 1) Чтение текста, закрыв последние три буквы всех строчек текста листом бумаги, а затем и начальные три буквы. Необходимо прочитать текст, стараясь угадать невидимые части по смыслу. Данное упражнение развивает у учащихся умение читать по догадке. 2) Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова. Упражнение предназначено для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного. Задание: Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов или слово.

Нарек__, в завод_, раскрылись бел лилии и жёлт__кувшинки. Буйно цветёт над вод__водян__кашка. Дик__ут__вывела из осоки своих ут__, учит их плаи ловить мо. Летят над вод__бел__и син__стре, и гудит над цветущей кашкой деловит__пче__.

И. Соколов-Микитов.

Очень страшная история. Доедая с маслом булку, Братья шли по__,

Вдруг на них из_

Пёс большой залаял_.

Сказал младший: «Вот напасть, Хочет он на нас__,

Чтоб в беду нам не,

Псу мы бросим булку в

Всё окончилось прекрасно.

Братьям сразу стало_

Что на каждую

Надо брать с собою__.

         

Упражнения для развития техники чтения

1.Чтение вслух.

2.Чтение про себя.

3.Чтение жужжащее.

4.Чтение хором.

5.Чтение в темпе скороговорки.

6.Чтение цепочкой (по одному слову, предложению, абзацу)

7.Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов

с постепенным увеличением количества букв в словах.

8. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.

9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же текст.

10. «Буксир»

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Учащиеся читают

вслух, стараясь успеть за учителем;

 б) учитель читает вслух, дети про себя.

Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

11 «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут замену.

12. «Прыжки». Чтение через слово.

13. «Голова и хвост». Учитель начинает читать предложение, дети быстро его

находят  и дочитывают вместе.

14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.

15. «Прятки».Нахождение слова в тексте с определённым признаком(начинается на букву А; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.)

16. Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.

17. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в тексте данное предложение.

18. «Фотоглаз»

 а) на доске столбик слов, которые ученики читают определённое

время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.

19. «Угадай» а) антиципация слов, произведений, пословиц; б) чтение через решётку.

20. «Найди меня» На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова.

21. «Счет слов». Дети читают текст и одновременно считают слова.

22. «Сканирование». За 20-30 сек ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

23.Чтение отрывка в перевёрнутом виде.

24.Чтение отрывка через слово.

25.Чтение отрывка, закрыв верхнюю (нижнюю) часть букв.

 

Упражнения для развития  скорости чтения.

1. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.

Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.

2. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке.

Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.

3. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот.

Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.

4. Чтение только второй половины слов: при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя.

Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть. Формирует навык побуквенного анализа.

5. Чтение “зашумленных” слов: ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы. Степень затруднения подбирается индивидуально для каждого ребенка.

Это упражнение закрепляет в памяти целостные образы букв.

6. Чтение пунктирно написанных слов: предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а пунктирной линией. Степень разрушения букв может постепенно увеличиваться.

7. Чтение наложенных друг на друга слов: слова на карточках написаны так, что одно слово нагромождается на другое, пересекается с ним. Количество смешанных слов и плотность их наложения может увеличиваться.

8. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны.

9. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной: упражнение аналогично первому, только прикрывается верхняя часть строчки.

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Эти два упражнения формируют сразу несколько значимых учебных качеств:

Сильная игровая мотивация;

Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);

Словесно-логическая память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд)

Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя)

Расширение поля зрения.

Если взрослый заметит, что ребенок поступает именно так, то надо незаметно этому способствовать и передвигать лист медленнее.

Это упражнение одно из наиболее сильных в описываемом комплексе и на него необходимо тратить как можно больше времени.

10. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память.

Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.

Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов.

11. Чтение перевернутого текста: страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

Это упражнение способствует:

Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;

Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;

Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.

12. Восполнение пропусков букв в словах: предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.

В таких заданиях пропуски встречаются двух видов:

1) пропуски в словах, известных ребенку из прошлого опыта чтения, например, старик, внучка;

2) пропуски, которые могут быть заполнены на основе анализа предшествующих или последующих слов, например, окончание в слове сделали можно поставить, когда прочитаешь следующее слово они.

Восполнение пропусков первого вида способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе.

Восполнение пропусков второго вида формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.

13. Складывание слов из половинок: берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Чтобы первая его часть была написана на одной карточке, а вторая на другой. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.

Для выполнения этого упражнения можно использовать как индивидуальную работу ребенка, так и работу по группам, и работу в парах.

Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.

14. Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово.

Это упражнение:

Вносит разнообразие, оживление в процесс чтения;

Создает у ребенка ощущение возросшей скорости чтения;

Развивает произвольное внимание;

Способствует развитию глазодвигательной активности.

15. Нахождение заданных букв среди строчек с разным шрифтом, размером и цветом: ребенку предлагается стимульный материал с рядами напечатанных букв. Буквы на карточках различного цвета, шрифта и размера. Ребенку задают найти в строчках 1-3 буквы и подчеркнуть их.

Это упражнение развивает способность узнавания букв русского алфавита, изображенных несколькими способами, что необходимо при чтении текстов художественной литературы.

Кроме общеучебных умений, это упражнение развивает произвольность внимания.

16. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.

Это упражнение более сложное, чем предыдущее, т.к. требует от ребенка большего внимания, а так же осознания прочитанного. Если использовать это упражнение при групповой работе в виде чтения по цепочке, то необходимо прослушивание и осмысление предыдущих отрывков текста.

Литература.

1. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению», - Москва. Просвещение. 1991г.

2. Трубайчук Л.В. «Программа по формированию беглого и динамического чтения у учащихся начальных классов», - Челябинск. 1994г.

3. Андреев О.А., Хромов Л. Н. «Техника быстрого чтения», - Москва. Издательство «Прометей». 1990г.

4. Пальченко И.Г. «Методика быстрого чтения». – УССР. 1991г.

5. «Начальная школа Казахстана». 2004г. №2.

6. «Начальная школа». 1999г. №10.

7. Агафонова И. «Учимся думать», - Санкт-Петербург. 1996г. Работа над техникой чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое развитие учащихся во внеурочное время

В статье показано в виде схем возможности творческого развития учеников школ....

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ «РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАальтернативной программы по физической культуре во внеурочное время«Ролевые игры как профилактика аддиктивного поведения детей11-12 летнего возраста»Укрепление эмоционально-воле...

Коррекционная программа по развитию памяти, внимания, мышления для детей с ОВЗ во внеурочное время

Коррекционно - развивающая работа по развитию памяти, внимания детей с ОВЗ, направленная на адаптацию к социуму...

Программа -" Волейбол" для занятий во внеурочное время

Место программы в образовательном процессе           В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упр...

Рабочая программа педагога по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся в урочное и внеурочное время

Работа учителя по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся сегодня стала неотъемлимой частью профессиональной деятельности педагога. Проводить эту работу в системе позволяет программа ...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочное время

Программа предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследоательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрения новых образовательных...