ИСТОРИЯ 484 ШКОЛЫ: ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ НАЧАЛА 1960-Х ГОДОВ, ПЕРВЫЙ ВЫПУСК 1962 ГОДА (проект школьника)
проект (10 класс)

ПШЕНИЧНЫЙ Алексей Геннадьевич

Школьный индивидуальный проект ученицы 10К класса Тарасевич Дарины по истории ГБОУ школы 484 Московского района Санкт-Петербурга. Руководитель Пшеничный Алексей Геннадьевич.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №484

Московского района Санкт-Петербурга

ИСТОРИЯ 484 ШКОЛЫ:

ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ НАЧАЛА 1960-Х ГОДОВ,

ПЕРВЫЙ ВЫПУСК 1962 ГОДА

 (исторический проект)

Выполнил: Тарасевич Дарина,

ученица 10К класса

484 школы Московского района

Руководитель:

Пшеничный Алексей Геннадьевич,

учитель истории и обществознания

Web-адрес:

Санкт-Петербург

2023


1. Введение:

- Цель проекта.

Исследование начального этапа становления 484 школы Московского района, восстановление событий школьной жизни начала 1960-х годов.

- Задачи, поставленные для реализации проекта.

- восстановить события школьной жизни1961-1962 учебного года;

- восстановить список первых выпускников школы 1962 года;

- систематизировать материалы в папке «История школы 1961-1962 годов».

- Гипотеза

Исследуя этап становления 484 школы, можно предположить, что первый год ее работы был связан с обустройством и оборудованием школы всеми необходимыми средствами для обеспечения учебного процесса.

- Актуальность выбранной темы:

Школа – это та образовательная организация, которая важна в жизни для каждого, кто приходит сюда учиться, и остается в ее стенах довольно протяженный период времени. В связи с этим на каждого ученика школы влияет атмосфера внутри неё, которая во многом зависит от тех мероприятий, традиций, заложенных предыдущими поколениями учащихся и учителей.

Собранные материалы о школе, о ее учениках и учителях со временем могут стать бесценным достоянием ушедшей эпохи, а школа может сохранить их, передавая будущим поколениям её учеников.

В связи с недостаточной изученностью вопросов начального периода истории школы №484 Санкт-Петербурга, объективной сложностью его изучения, так как уходят из жизни её первые учителя и ученики, а с ними теряется и тот пласт информации, потенциальных воспоминаний, который мы пока ещё можем выявить и сохранить. Таким образом тема школьной жизни 1960-х годов становится актуальной сегодня, как никогда для её исследования.


2. Описание проектной работы и ее результатов:

- Теоретическая часть

Школьные годы нередко становятся предметом приятных воспоминаний, ведь именно в школе многое происходит впервые. При этом у каждого времени всегда существуют свои отличительные черты и характерные особенности, которые зачастую являются незначительными, на первый взгляд, мелочами, и живут как данность в наших воспоминаниях.

Начало 60-х годов XX века для нашей страны – это время, когда общество, встало на путь изменений. Время это вошло в нашу историю под названием «оттепели». Это время характеризуется экономическими реформами, ростом мощи государства под названием СССР, движением вперед к новому, неизведанному, переменами в жизни не только взрослого населения, но и советских малышей и школьников.

Накануне открытия нашей школы в стране был объявлен новый курс в развитии системы образования. Он нашел свое воплощение в законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятом в 1958 году. Реформа образования осуществлялась путем слияния общего и профессионального образования. Параллельно был увеличен срок обязательного обучения с семи до восьми лет. Этим было обусловлено массовое появление новых школ-восьмилеток по всей стране в начале 1960-х годов.

В Ленинграде восьмилетние школы удобно размещались в типовом четырехэтажном здании, каковым является и здание нашей 484 школы. Отличительная особенность проекта – украшение фасада здания медальонами с барельефами ученых, писателей, поэтов. Подобные здания были тогда построены для школ практически во всех районах Ленинграда: школа №15 Василеостровского района, школы №342 и №497 Невского района, школа №102 Выборгского района, школа №481 Кировского района и другие.

Лозунгом реформы 1958 года было «преодоление отрыва школы от жизни». 

Основной акцент в подготовке учащихся в это время делался на трудовое обучение. Планировалось, что учащиеся дважды в неделю будут трудиться в учебных мастерских, на заводах, фабриках, и вместе с аттестатами зрелости получат свидетельства о рабочей квалификации.

Углубляясь в историю советского образования, необходимо отметить, что, начиная с 1932 года среднее образование в СССР было десятилетним и трехэтапным:

начальным - с 1 по 4 класс;

неполным средним - с 5-го по 7-й класс;

средним - 10 классов.

В 1958 году структура среднего образования изменилась:

начальными классами стали первые три,

средними - с 4-го по 8-й классы,

старшими – 9-й и 10-й классы.

1961 год – год открытия 484 школы в Московском районе Ленинграда был годом великих свершений, когда человек впервые шагнул в космос.

И не случайно школа, начавшая свою деятельность в 1961 году, находится в таком «космическом» микрорайоне, где в то время активно шло строительство: застраивался проспект имени первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина. Наряду с жилыми домами здесь возводились необходимые объекты инфраструктуры: магазины, детские сады, школы.

Зайцева (Иванова) Ольга Николаевна, выпускница 484 школы 1974 года, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по ВР: «Микрорайон нашей школы продуман до мелочей. Вокруг школы – жилые дома, два садика, ясли, рядом поликлиника, магазины, почтовое отделение. Вот он квартал и в нем все в шаговой доступности!».

1 сентября 1961 года 484 школа Московского района Санкт-Петербурга гостеприимно распахнула свои двери в первый раз.

Орлова Ольга Петровна, выпускница 484 школы 1971 года: «Мы пришли в новую школу 1 сентября 1961 года. Это был застраивающийся микрорайон – у нас в новой школе было 5 первых классов по 40 учащихся в каждом. До сих пор помню, как нас рассаживали за парты – худеньких сажали по три человека, и это абсолютно не мешало нам получать знания».

Директором новой школы был назначен Лобач Владимир Константинович, полковник в отставке, он стал талантливым администратором и хозяйственником почти на 20 лет. Накануне – 31 августа 1961 года он вместе с педагогами и техническими работниками готовил новую школу к занятиям: убирали остатки строительного мусора, мыли классы, протирали окна, расставляли новые парты. Торопились. Ребят обязательно должна была встретить новая чистая, светлая школа.

Всего в Восьмилетней школе №484 Московского района Ленинграда в сентябре 1961 года было открыто 19 классов.

Чугунов Михаил Васильевич, выпускник 484 школы 1969 года выпуска: «Когда открылась 484 школа, сюда пришли ребята из ближайшего микрорайона, которые ходили до этого в другие школы, добираться до которых было далеко. Я пришел сюда в 1961 году в третий класс. Здесь было очень много ребят, которые тогда учились в три смены. В классах было больше тридцати учащихся. В параллели были классы до буквы «Е». Особенно много было первоклассников. Потом построили и открыли школу 508 на улице Орджоникидзе и ребята, кто жил близко к ней, ушли туда. Потом еще одну школу построили рядом с нашей, где сейчас Морской кадетский корпус, часть учащихся нашей 484 школы туда ушли. Но многие переходить не стали. В четвертом классе в нашей параллели было уже три класса, а до девятого дошли два. 484-я школа была восьмилеткой при открытии, потом ее сделали десятилеткой».

В новой школе были все удобства для занятий. Светлые кабинеты, просторные коридоры, на первом этаже большой спортивный зал, холл с гардеробом и актовый зал, в котором был организован буфет, куда так любили на переменах забегать ученики.

Чугунов Михаил Васильевич, выпускник 484 школы 1969 года выпуска: «В школе был буфет, в котором нас кормили жареными пирожками с повидлом. Помню вкусные очень были. Их вкус запомнился на всю жизнь».

На 2, 3 и 4 этажах в холлах были фонтанчики для питья, на каждом этаже туалеты для мальчиков и для девочек.

Начиная с 1 сентября 1960 года в нашей стране создавались школы с продлённым днём, в которых дети находились под наблюдением педагогов в течение всего дня, пока их родители трудятся на работе. Это делалось в целях дальнейшего улучшения общественного воспитания детей и усиления помощи семье.

Следуя этому новшеству, во всех общеобразовательных школах, в том числе и в нашей при ее открытии, ввели группы продленного дня, чтобы дети, не имеющие дедушек и бабушек, находились в школе после окончания уроков до вечера, полноценно питаясь и делая домашние задания под присмотром учителей.

Бойко Лариса Михайловна, учитель начальных классов, учитель математики, завуч, директор школы с 1979 по 2002 годы: «На продленке младшие классы спали после обеда. На 4 этаже, где сейчас 41 кабинет, были организованы две спальни для учащихся, там же была детская игровая, одна стена которой была расписана по мотивам русских народных сказок. За каждым классом был закреплен воспитатель группы продленного дня. После обеда делали домашние задания, в это время приносили прямо в класс металлические контейнеры с молоком в маленьких пакетах-пирамидках и булочку. После полдника все отправлялись в разные кружки, их было много, на любой вкус. Родителям не приходилось проводить вечера за выполнением домашнего задания с ребенком, они забирали из школы детей вечером, и все вместе дома отдыхали».

Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 февраля 1960 г. "Об организации школ с продлённым днем», для детей на продленке организовывалось двухразовое горячее питание для всех детей продлённого дня – платное, и дневной сон для детей 1-2 классов с ослабленным здоровьем.

Тарабанова Людмила Петровна, учитель истории и обществознания, заместитель директора по кадетским классам: «Наша школа была школой полного продленного дня. Все учащиеся с 1 по 8 классы после уроков проводили время в школе. В школе было организовано дополнительное питание. Дети получали молоко, булочки на полдник. В каждом кабинете, где занималась продленка, были металлические кружки, полотенца, мыло. Умывались, мыли руки, прежде чем принимать пищу. Помню, как директор, Владимир Константинович во время перемен на продленке брал мегафон в руки проходил по коридорам и призывал к занятиям, объявляя: «Прекратите возню на переменах!».

В октябре 1961 года советским руководством была выдвинута задача в ближайшее десятилетие осуществить переход ко всеобщему обязательному десятилетнему среднему образованию.

Из Третьей Программы КПСС, принятой на XXII съезде партии в октябре 1961 года: "В течение ближайшего десятилетия осуществить обязательное среднее общее и политехническое одиннадцатилетнее образование для всех детей школьного возраста и образование в объеме 8 классов для той части молодежи, которая занята в народном хозяйстве и не имеет соответствующего образования; в следующем десятилетии будет предоставлена для всех возможность получения полного среднего образования».

Это было продолжение масштабной школьной реформы, начатой 24 декабря 1958 года, когда Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», закон положивший начало продолжавшихся до середины 1960-х годов преобразований советского школьного образования.


- Практическая часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты)

Информацию о событиях школьной жизни начала 1960-х годов нам предоставили в своих воспоминаниях ее выпускники, которые учились в школе в интересуемый нас период:

Чугунов Михаил Васильевич, выпускник 484 школы 1969 года;

Орлова Ольга Петровна, выпускница 484 школы 1971 года;

Мамаева Татьяна Ивановна, выпускница 484 школы 1973 года;

Иванова (Зайцева) Ольга Николаевна, выпускница 484 школы 1974 года.

Много информации о начальном этапе становления школы содержится также в воспоминаниях учителей. Они были записаны на диктофон и приведены в электронный вид. Вспоминали:

Бойко Лариса Михайловна, учитель начальных классов, учитель математики, завуч, директор школы с 1979 по 2002 годы;

Тарабанова Людмила Петровна, учитель истории и обществознания, заместитель директора по кадетским классам.

Их воспоминания содержат информацию об открытии школы, её описание, об интересных событиях школьной жизни.

Одной из задач проекта было восстановление списка первых выпускников.

Список первых выпускников 484 школы 1962 года нам удалось восстановить по хранящимся в архиве школы листах с итоговыми оценками из школьных журналов за 1961-1962 учебный год. В них содержалась информация о составе выпускного 8 класса, их фамилия, имя, отчество, даты рождения, оценки по предметам. Данная информация помогла составить общее представление об этом первом выпускном классе нашей школы.

Выпускной 8 класс состоял из 40 человек. (См. Приложение № 1).

Из них 15 девочек и 21 мальчик.

В архиве школы есть две фотографии начала 1960-х годов, на первой – выпускной класс, на второй – актив класса. Можно предположить, что это один из первых выпускных классов нашей школы. Возможно даже это выпускники 1962 года, список которых мы восстановили. Но это необходимо еще подтвердить, и эта тема ждет своего исследования и подтверждения тех, кто учился в этом классе. (Приложение №2)

Итогом проекта стало оформление папки по истории школы за 1961/1962 учебные год.


- Выводы

Исследование начального этапа становления 484 школы Московского района показало активное участие учащихся в школьной жизни в начале 1960-х годов.

Восстановленные по воспоминаниям учителей и выпускников школы события школьной жизни1961-1962 учебного года показали тот факт, что первый учебный год был связан с обустройством и оборудованием школы всеми необходимыми средствами для обеспечения учебного процесса. Этим подтвердилась выдвигаемая в проекте гипотеза.

Восстановленный список первых выпускников школы 1962 года и систематизация имеющегося материала в папке «История школы 1961-1962 годов» дают возможность дальнейшего изучения этапа становления нашей школы.


- Список использованной литературы, электронные адреса.

1. Закон СССР от 24.12.1958 года «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».

2. Иванова Г.М. Советская школа в 1950-1960-е годы. Изд. «Московское время»., 2018г.

3. Образ советской школы 1960-х годов. http://io.nios.ru/articles2/116/15/obraz-sovetskoy-shkoly-1960-h-godov-v-glazah-sovremennika-po-vospominaniyam-n

4. Школьники СССР: 1960-е годы. https://dzen.ru/media/begomvshkolu/shkolniki-sssr-60e-gody-5d6835baddfef600ade5a8b3?utm_referer=www.google.com


- Приложения

Приложение №1

Выпускники 484 школы 1962 года

Вознесенская Наталья Борисовна,

Волгина Ирина Александровна

Гаврилюк Андрей Иванович,

Добрякова Галина Петровна,

Демидова Татьяна Ивановна,

Ежова Людмила Николаевна,

Евсякова Любовь Егоровна,

Егоркин Василий Васильевич,

Захарченко Галина Владимировна,

Заглядимов Алексей Евгеньевич,

Захватова Надежда Борисовна,

Золотницкий Владимир Тодрусович,

Иноземцев Николай Петрович,

Иванова Александра Николаевна,

Киселева Валентина Никитична,

Кустов Эдуард Александрович,

Кириллов Геннадий Петрович,

Косоротов Дмитрий Леонидович,

Косоротов Виктор Леонидович,

Кронина Людмила Алексеевна,

Лисицын Борис Алексеевич,

Лихолетов Дмитрий Михайлович,

Менькин Николай Николаевич,

Нерятин Анатолий Павлович,

Новиков Владимир Владимирович,

Первухин Геннадий Петрович,

Соломонова Ольга Ивановна,

Смазнова Вера Николаевна,

Силин Виталий Леонидович,

Силин Василий Васильевич,

Степанов Сергей Иванович,

Трубицын Владимир Иванович,

Филоненко Геннадий Александрович,

Цеханович Татьяна Владимировна,

Щипцов Геннадий Семенович,

Юркина Людмила Павловна.


Приложение №2

Один из первых выпусков 484 школы

Московского района Ленинграда

8 класс

Актив класса

3. Назначение и применение проекта.

Данная тема может представлять научный интерес и практическое значение при приобщении поступивших в школу учеников, как первоклассников, так и «новеньких», к её традициям и мероприятиям, уходящим своими корнями в прошлое.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСТОРИЯ 484 ШКОЛЫ: ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ НАЧАЛА 1960-Х ГОДОВ, ПЕРВЫЙ ВЫПУСК 1962 ГОДА (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ) Выполнила: Тарасевич Дарина, ученица 10К класса 484 школы Московского района Руководитель: Пшеничный Алексей Геннадьевич, учитель истории и обществознания Санкт-Петербург 2023

Слайд 2

В связи с недостаточной изученностью вопросов начального периода истории школы №484 Санкт-Петербурга, объективной сложностью его изучения, так как уходят из жизни её первые учителя и ученики, а с ними теряется и тот пласт информации, потенциальных воспоминаний, который мы пока ещё можем выявить и сохранить. Таким образом тема школьной жизни 1960-х годов становится актуальной сегодня, как никогда для её исследования. - Актуальность темы

Слайд 3

Исследование начального этапа становления 484 школы Московского района, восстановление событий школьной жизни начала 1960-х годов. - Цель проекта

Слайд 4

- восстановить события школьной жизни1961-1962 учебного года; - восстановить список первых выпускников школы 1962 года; - систематизировать материалы в папке «История школы 1961-1962 годов». - Задачи проекта

Слайд 5

Исследуя этап становления 484 школы, можно предположить, что первый год ее работы был связан с обустройством и оборудованием школы всеми необходимыми средствами для обеспечения учебного процесса. - Гипотеза

Слайд 6

- Теоретическая часть Школьные годы нередко становятся предметом приятных воспоминаний, ведь именно в школе многое происходит впервые. При этом у каждого времени всегда существуют свои отличительные черты и характерные особенности. Начало 60-х годов XX века для нашей страны – это время, когда общество, встало на путь изменений. Накануне открытия нашей школы в стране был объявлен новый курс в развитии системы образования.

Слайд 7

- Теоретическая часть 1961 год – год открытия 484 школы в Московском районе Ленинграда был годом великих свершений, когда человек впервые шагнул в космос. И не случайно школа, начавшая свою деятельность в 1961 году, находится в таком «космическом» микрорайоне, где в то время активно шло строительство: наряду с жилыми домами здесь возводились необходимые объекты инфраструктуры: магазины, детские сады, школы.

Слайд 8

- Теоретическая часть Всего в Восьмилетней школе №484 Московского района Ленинграда в сентябре 1961 года было открыто 19 классов. В новой школе были все удобства для занятий. Светлые кабинеты, просторные коридоры, на первом этаже большой спортивный зал, холл с гардеробом и актовый зал, в котором был организован буфет, куда так любили на переменах забегать ученики.

Слайд 9

- Теоретическая часть Наша школа была школой полного продленного дня. Все учащиеся с 1 по 8 классы после уроков проводили время в школе. В школе было организовано дополнительное питание. Дети получали молоко, булочки на полдник. В каждом кабинете, где занималась продленка, были металлические кружки, полотенца, мыло. Умывались, мыли руки, прежде чем принимать пищу.

Слайд 10

- Практическая часть Информацию о событиях школьной жизни начала 1960-х годов нам предоставили в своих воспоминаниях ее выпускники, которые учились в школе в интересуемый нас период: Чугунов Михаил Васильевич, выпускник 484 школы 1969 года; Орлова Ольга Петровна, выпускница 484 школы 1971 года; Мамаева Татьяна Ивановна, выпускница 484 школы 1973 года; Иванова (Зайцева) Ольга Николаевна, выпускница 484 школы 1974 года.

Слайд 11

- Практическая часть Много информации о начальном этапе становления школы содержится также в воспоминаниях учителей. Они были записаны на диктофон и приведены в электронный вид. Вспоминали: Бойко Лариса Михайловна, учитель начальных классов, учитель математики, завуч, директор школы с 1979 по 2002 годы; Тарабанова Людмила Петровна, учитель истории и обществознания, заместитель директора по кадетским классам.

Слайд 12

- Практическая часть Одной из задач проекта было восстановление списка первых выпускников. Список первых выпускников 484 школы 1962 года нам удалось восстановить по хранящимся в архиве школы листах с итоговыми оценками из школьных журналов за 1961-1962 учебный год. ВЫПУСКНИКИ 8 КЛАССА 1962 ГОДА Вознесенская Наталья Борисовна, Волгина Ирина Александровна Гаврилюк Андрей Иванович, Добрякова Галина Петровна, Демидова Татьяна Ивановна, Ежова Людмила Николаевна, Евсякова Любовь Егоровна, Егоркин Василий Васильевич, Захарченко Галина Владимировна, Заглядимов Алексей Евгеньевич, Захватова Надежда Борисовна, Золотницкий Владимир Тодрусович, Иноземцев Николай Петрович, Иванова Александра Николаевна, Киселева Валентина Никитична, Кустов Эдуард Александрович, Кириллов Геннадий Петрович, Косоротов Дмитрий Леонидович, Косоротов Виктор Леонидович, Кронина Людмила Алексеевна, Лисицын Борис Алексеевич, Лихолетов Дмитрий Михайлович, Менькин Николай Николаевич, Нерятин Анатолий Павлович, Новиков Владимир Владимирович, Первухин Геннадий Петрович, Соломонова Ольга Ивановна, Смазнова Вера Николаевна, Силин Виталий Леонидович, Силин Василий Васильевич, Степанов Сергей Иванович, Трубицын Владимир Иванович, Филоненко Геннадий Александрович, Цеханович Татьяна Владимировна, Щипцов Геннадий Семенович, Юркина Людмила Павловна.

Слайд 13

- Практическая часть

Слайд 14

- Практическая часть В архиве школы есть две фотографии начала 1960-х годов, на первой – выпускной класс, на второй – актив класса.

Слайд 15

- Практическая часть Можно предположить, что это один из первых выпускных классов нашей школы. Возможно даже это выпускники 1962 года, список которых мы восстановили. Но это необходимо еще подтвердить, и эта тема ждет своего исследования и подтверждения тех, кто учился в этом классе.

Слайд 16

- Практическая часть Итогом проекта стало оформление папки по истории школы за 1961/1962 учебные год.

Слайд 17

- Выводы Исследование начального этапа становления 484 школы Московского района показало активное участие учащихся в школьной жизни в начале 1960-х годов. Восстановленные по воспоминаниям учителей и выпускников школы события школьной жизни1961-1962 учебного года показали тот факт, что первый учебный год был связан с обустройством и оборудованием школы всеми необходимыми средствами для обеспечения учебного процесса. Этим подтвердилась выдвигаемая в проекте гипотеза.

Слайд 18

- Выводы Восстановленный список первых выпускников школы 1962 года и систематизация имеющегося материала в папке «История школы 1961-1962 годов» дают возможность дальнейшего изучения этапа становления нашей школы.

Слайд 19

- Назначение и применение проекта Данная тема может представлять научный интерес и практическое значение при приобщении поступивших в школу учеников, как первоклассников, так и «новеньких», к её традициям и мероприятиям, уходящим своими корнями в прошлое.

Слайд 20

- Список использованных источников и литературы 1. Закон СССР от 24.12.1958 года «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». 2. Иванова Г.М. Советская школа в 1950-1960-е годы. Изд. «Московское время»., 2018г. 3. Образ советской школы 1960-х годов. http://io.nios.ru/articles2/116/15/obraz-sovetskoy-shkoly-1960-h-godov-v-glazah-sovremennika-po-vospominaniyam-n 4. Школьники СССР: 1960-е годы. https://dzen.ru/media/begomvshkolu/shkolniki-sssr-60e-gody-5d6835baddfef600ade5a8b3?utm_referer=www.google.com

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока английского языка в 5 классе /ФГОС/ «Британская школа: начало обучения в школе, школьное расписание, предметы».

Урок "открытия" нового знания с применением технологии критического мышления через виды речевой деятельности. Определена цель урока и его задачи. Представлена структура урока. Прилагается технологичес...

Годы чудесные. Видеофильм о школьной жизни учащихся выпуска 2009 года.

Выпуск 2009 года.Самые памятные моменты из жизни моего класса с самого начала их школьной жизни и до выпуска.Посмотреть видеофильм можно здесь: https://cloud.mail.ru/public/59KN/qvFiBrrmF...

В презентации помещен иллюстративный материал к уроку истории в 11 классе "Евроатлантические страны и Япония после Второй мировой войны. Конец 1940-х – начало 1960-х гг."

В презентации помещен подробный иллюстративный материал к уроку истории в 11 классе «Евроатлантические страны и Япония после Второй мировой войны. Конец 1940-х - начало 1960 -х гг.». США п...

ИСТОРИЯ 484 ШКОЛЫ: НАЧАЛО КАДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ, ПЕРВЫЙ ВЫПУСК КАДЕТСКИХ КЛАССОВ (проект школьника)

Школьный индивидуальный проект ученицы 10К класса Герасимовой Елизаветы по истории ГБОУ школы 484 Московского района Санкт-Петербурга. Руководитель Пшеничный Алексей Геннадьевич....

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ ШКОЛЬНИКОВ. Материалы научно-практической конференции учащихся МАОУ СОШ № 63. 2 выпуск. Екатеринбург 2023

В сборник включены материалы ежегодной школьной научно-практической конференции в МАОУ СОШ № 63, целью которой является развитие проектной деятельности обучающихся в различных областях научно-исследов...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ ШКОЛЬНИКОВ. 1 выпуск. Материалы научно-практической конференции учащихся МАОУ СОШ № 63. Екатеринбург 2022

В сборник включены материалы ежегодной школьной научно-практической конференции в МАОУ СОШ №63, целью которой является развитие проектной деятельности обучающихся в различных областях научно-исследова...