«Люби Россию ты как я» сценарий мероприятия по патриотическому воспитанию
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Отделение социальной реабилитации ГБУСОН РО
«СРЦ Сальского района»
Внеклассное мероприятие
по патриотическому воспитанию «Люби Россию ты как я»
Разработала и провела:
Тимченко Елена Васильевна,
воспитатель
Цели: познакомить учащихся с произведениями русских поэтов XX-XXI веков, посвященных Родине, развивать навыки выразительного чтения, воспитывать чувство любви к Родине, чувство гордости за Родину, развивать творческие способности, познавательный интерес, самостоятельность, развивать коммуникативные способности, корректировать внимание, память и мышление.
Оборудование: аудиозаписи о Родине, эпиграфы, репродукции картин художников, посвященные Родине; выставка книг о Родине, презентация в электронном варианте "Россия - Родина моя".
Ход мероприятия
Слайд №1 (песня "С чего начинается Родина?")
Вступительное слово:
- Ребята, сегодня мы с вами посвятим наше мероприятие России - нашей Родине. Поговорим о том, почему мы Россию называем Родиной, почему мы её любим, почему мы ее должны любить и беречь.
Эпиграфами к нашему мероприятию станут слова великого русского писателя И.С.Тургенева: "Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись" и слова древнеримского философа Сенеки о том, что "Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя". (Слайд № 2).
У каждого государства, у каждого народа есть свой образ идеального Отечества, идеальной Родины. Он помогает каждому человеку, каждому народу делать свой выбор в трудных случаях жизни. Он помогает нам решать, как нужно поступать в тех или иных случаях. Так, например, англичане называют свою Родину добрая старая Англия, французы - милая Франция, а мы, русские - Матушка Россия. ( Слайд № 3).
Русь, Родина, Россия - какие красивые, широкие и загадочные слова.
У каждой былинки есть своё место, откуда она берёт жизненную силу. Так и у нас, у людей, есть своя Родина, свои корни.
Каждый человек, произнося такое теплое, доброе название, как "Родина", видит за ним всё лучшее, чем сильны его страна и народ. И каждый из нас понимает, что это лучшее нужно беречь, защищать, приумножать своим трудом, своей любовью.
Чтец (1):
Россия - Моя Родина!
Россия - Ты мне как вторая мама,
Я рос и вырос на Твоих глазах.
Иду вперёд уверенно и прямо,
И верю в Бога, что живёт на небесах!
Люблю я звон колоколов Твоих церковных,
И наши сельские, цветущие поля,
Людей люблю я, добрых и духовных,
Которых вырастила Русская Земля!
Люблю я стройные, высокие берёзки -
Наш знак и символ Русской красоты.
Смотрю на них и делаю наброски,
Словно художник я пишу свои стихи.
Не смог бы никогда с Тобой расстаться,
Ведь я люблю Тебя всем сердцем и душой.
Придёт война, и я пойду сражаться,
В любой момент хочу быть лишь с Тобой!
А если вдруг когда-нибудь случится,
Что нас судьба с Тобою разведёт
Как птица в тесной клетке буду биться,
И каждый Русский здесь меня поймёт!
Родной земле придайте моё тело,
Воронежской - где жил я и живу.
Признаюсь я Вам, братья мои, смело -
Как мать родную Родину люблю!
- Это прекрасное стихотворение написал наш современник - поэт Евгений Кисляков. Какие чувства вызывает у вас прочитанное стихотворение? (Ответы детей.)
- Что такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной: страну, в которой живет; дом, где он родился; березку у дома; место, где жили его предки? Наверно, все это и есть Родина.
Чтец (2):
Если скажут слово "Родина",
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь: от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная, но у всех она одна!
- Ребята, а какой вы видите свою Родину? За что вы ее любите? (Высказывания детей.)
-Ребята, а вы знаете, что означает слово "Родина"? (Ответы учащихся.)
- Правильно, (Слайд № 4) Родина - это место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос (нация).
- Откуда же произошло само слово "Родина"? ( Слайд №5) Слово это произошло от древнего слова "род", которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо древнего рода. Само слово "род" обозначает древнейшего бога славян Рода. Слов с корнем "род" много (Слайд №6):
- родить - произвести на свет потомство;
- родители - отец и мать, у которых рождаются дети;
- родня - родственники;
- родословная - перечень поколений одного рода.
Люди гордятся своей родословной, изучают.
- Ребята, а кто самый родной человек в роду. (Ответы детей.)
- Правильно, мама. Мама - для нас всех самый родной и любимый человек. И поэтому Родину не зря сравнивают с мамой. Родина для нас, как и мама, самая родная и любимая.
- Давайте послушаем стихотворение о самом близком в роду человеке - о маме. Ведь понятия "мама" и "родина" очень похожи.
Чтец (3):
Мама и Родина очень похожи:
Мама - красивая,
Родина - тоже!
Вы присмотритесь: у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Что на бескрайних полях колосится.
Мамины руки теплы и нежны,
Напоминают луч солнца они.
Если поет мама песню, то ей вторит веселый
И звонкий ручей...,
Так и должно быть: что дорого нам,
Напоминает всегда наших мам!
- А вы, ребята, знаете своих предков: прабабушек, прадедушек? Знаете, чем они занимались, память о себе оставили. (Рассказы детей.)
- Да, у каждого из нас есть большая родня - наши предки, которые и защищали наше Отечество, нашу Родину, имя которой - Россия! (Слайд №7). Беспредельная любовь к Родине, к народу, к человеку - вот что рождало подвиги, вот что превращало хрупких мальчишек и девчонок в сказочных богатырей. Они любили Россию, поэтому победили врагов страны. Они завещали нам беречь и защищать Родину. Давайте, ребята, мы прислушаемся к их словам и будем беречь нашу Родину - Россию.
Чтец (4):
Берегите Россию - нет России другой.
Берегите Россию, ее тишину и покой.
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
Ей неведомы страхи, и крепка ее сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.
Берегите Россию - без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.
Берегите Россию - нет России другой.
(Е. Синицын. « Нет России другой»).
- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Игра называется "Составь слово". Из предложенных букв вы должны составить слово. Приглашаются три человека. Необходимо составить слова - Родина и Россия. (Играют.) (Слайд № 8,9)
- У каждого человека, у каждой страны есть свое имя. Великий древнегреческий поэт Гомер говорил: "Имя как сладостный дар:" И это имя нужно беречь. От человека, от его дел и поступков зависит, прославит он свое имя или покроет позором.
- А какое имя у нашей любимой Родины? Правильно, ребята, Россия!
Чтец (5):
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия...
Россия...
Раздолье...
Равнины...
Березы босые, седые осины.
Все дорого с детства. Все памятно с детства.
И все же не можешь никак наглядеться.
- А сейчас конкурс пословиц и поговорок. Пословицы - это тоже наше наследие, это мудрость народная. Они, как жемчужины, украшают и оживляют речь. Вспомним пословицы о Родине! (Слайд № 10) Я начинаю, а вы заканчиваете.
- Родимая сторона - мать: (а чужая - мачеха).
- Жить - Родине... (служить).
- Береги землю родимую, как... (мать любимую).
- Родина-мать, умей... (за нее постоять).
- Родина - всем : (матерям мать).
В конце слайд № 11.
- Наша Родина всегда гордилась своими церквями, храмами. Белокаменные, старинные в обрамлении зелени они кажутся жемчужинами на зеленом бархате. Церкви были разные: однокупольные, пятикупольные или со множеством глав. Храмовое многоголовье - вот еще одна гордость России! (Слайд № 12)
Чтец (6):
О России петь - что стремиться в Храм
По лесным горам, полевым коврам...
О России петь - что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать...
О России петь - что тоску забыть,
Что любовь любить, что бессмертным быть.
- Церкви в России ставили на высоком, открытом месте, чтобы они были отовсюду видны. Звон колоколов должен быть слышен как можно дальше.
(Звучит песня "Вечерний звон". (Слайд № 12))
- Наше государство называется Россия, Российская Федерация.
- Ребята, а знаете ли вы, чем одно государство отличается от другого?
(Ответы детей.)
- Правильно, государства различаются языками, на которых разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением. А какие основные символы государства? (Ответы детей.)
- Вы правильно ответили, основные символы это - герб, флаг, гимн.
(Слайд № 13) На гербе нашего государства изображен двуглавый золотой орел. Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад - в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван III - великий князь всея Руси. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь - это герб Российской Федерации. Внутри российского герба - герб Москвы. На нем, на красном фоне, изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона.
Герб это - эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
(Слайд № 14) Трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами - Российский флаг. Появился впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года это Государственный флаг Российской Федерации.
Что же символизируют цвета Российского флага? Есть разные версии. По одной это - единство земли, моря и неба. По другой - содружество трех славянских народов. По третьей - белый цвет символизирует веру, чистоту, синий - небо, благородство, верность, красный - героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия: белый - это вера, синий - надежда, красный -любовь.
(Слайд № 15) Третий символ нашего государства - Гимн Российской Федерации. Слова гимна сочинил С. В. Михалков, музыка А. В. Александрова. Гимн был утвержден президентом 30 декабря 2000 года. В новый век Россия вступила с новым гимном, давайте его послушаем, но не забывайте, что гимн нужно слушать стоя.
(Звучит гимн.)
Россия - эта великая, могучая, красивая держава. Она всю свою многовековую историю терпела и нашествия, и войны, и погромы, и пожары, и страдания. Но она выходила из всех испытаний обновленной, словно птица Феникс из пламени.
Россия великая и красивая страна. Такой страны нет больше в мире. Нет в других странах красивой русской зимы, красавиц берез, птиц, которые поют сладостные песни, больших лесов, бескрайних полей: Всё это - наша с вами Родина, это Россия. (Слайд № 16)
Чтец (7):
Россия - Родина моя,
Смотрю вокруг и что я вижу:
Кругом бескрайние поля
И снег лежит на нашей крыше.
Российский снег, он словно пух
Ложится прямо на ресницы.
Россия без зимы - ничто
И жаль, что улетают птицы.
Зимой неслышен соловей,
Ах, как поет он ночью летом!
И нет нигде таких берез.
Березы: Вся Россия в этом.
Когда расстанусь с детством я,
Объеду я дорог не мало.
Россия - Родина моя!
Хочу, чтоб ты сильнее стала!
И чем смогу, я помогу:
Цвести полям, расти деревьям.
Российский дух поднять смогу,
Чтоб гордость за него досталась нашим детям.
- Все мы с вами родом из огромной страны, имя которой - Россия. Но у каждого из нас есть малая Родина - место, где мы родились, и большая Родина - Отечество. Нашей малой Родиной является Чувашия и город Чебоксары. (Слайд № 17) Здесь вы родились, живете, здесь живут ваши родители и друзья. Любите Родину, берегите её, и, если надо будет, помогите ей.
(Слайд № 18)
Чтец (8):
Что такое Россия?
Равнины?
Ледяное мерцание звезд?
Гул тайги? Снеговые вершины?
Иль свечение белых берез?
Да, все так,
Но не только... не только...
В ней есть север, и юг, и восток,
И ее соловьиное горло
Исторгает печаль и восторг.
Ее речь нетороплива, напевна
И пленяет своей прямотой,
Здесь гордится любая деревня
Неказистой своей красотой,
Эту гордость никто не отнимет,
Хотя кто-то отнять бы не прочь,
Свое сердце Россия вынет,
Если надо кому-то помочь.
Что такое Россия?
Не знаю.
Да и кто это знает вообще?
Это за морем пусть гадают
О загадочной русской душе.
- Любите свою Родину! Каждый человек, живущий в Росси должен знать её историю и родной язык, беречь и любить её природу. На этом наше мероприятие подошло концу. Спасибо всем за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"
Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...
Программа патриотического воспитания "Я - патриот России!"
В современном мире трудно прожить без любви. А любить свою Родину - значит любить себя! Воспитать патриота - цель нашей программы....
Лекция «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России» .
Лекция «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России» ....
Программа патриотического воспитания "Воспитание гражданина России"
Создание и совершенствование системы патриотического воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной горд...
Программа патриотического воспитания школьников «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ» на 2018-2019 уч. гг.
Паспорт программы.Наименование программыПрограммапатриотического воспитания школьников«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»на 2018-2019 уч. гг.Основной разработчикпрограммы Учитель, вос...
Районная программа патриотического воспитания школьников "Воспитание юных патриотов России"
Программа представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотическо...
Программа патриотического воспитания «Воспитание гражданина России»
Программа патриотического воспитания «Воспитание гражданина России», рассчитанная на 3 года...