"Исследовательская деятельность и формирование волевых качеств обучающихся"
статья
В статье рассматривается процесс формирования волевых качеств обучающихся в ходе исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_yumatovoy_l.yu_._mbou_sosh_no_4_g._nikolska_penzenskoy_oblasti.docx | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Исследовательская деятельность и формирование волевых качеств обучающихся».
«Воля делает материалом для своего действия представляющиеся ей препятствия».
М.Аврелий
Современное общество заинтересовано в формировании у подрастающего поколения таких качеств, как гражданская идентичность, патриотизм, толерантность, и, конечно же, воля.
Воля – это способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением. На мой взгляд, одним из способов формирования данного качества у детей может стать развитие исследовательских умений на уроках и во внеурочное время. Одна из целей преподавания истории – формирование целостного мировоззрения обучающихся на основе представления о мире как о многогранном явлении. К сожалению, не все молодые люди могут применить изученные в школе законы и полученные знания, в повседневной жизни. Возможно, одна из причин данного явления заключается в пассивной, безвольной позиции ребенка в ходе образовательной деятельности.
Я считаю, что в ходе написания исследовательской работы у обучающихся есть реальная вероятность заниматься не только получением и освоением новой информации, но также имеется возможность, применяя свои наработки и способности, выйти за рамки учебной деятельности и убедиться в том, что знания имеют реальную ценность. В ходе данного целенаправленного процесса у ребенка будут формироваться такие качества, как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, организованность, решительность, инициативность и другие.
Прежде чем приступить к написанию исследовательской работы, необходимо совместно с детьми пройти основные этапы формирования исследовательских умений: знакомство с новыми способами учебной деятельности, действия, необходимые для овладения тем или иным приемом, тренировка и применение изученных приемов, умение переносить усвоенные действия самостоятельно на новый материал, в иные условия. В ходе данной деятельности вместе с самоконтролем за промежуточными и конечными результатами, обучающиеся обращаются к предварительному самоконтролю, с помощью которого они пытаются определить цель, намечают план действий, корректируют планируемые результаты. При этом, мне хотелось бы отметить, что способствовать формированию волевых качеств будет максимально четкое целеполагание, определение способов и последовательности выполнения заданий, а также переход от простых заданий к сложным.
Формирование качеств, составляющих понятие «воля» продолжается в процессе проведения самого исследования, основные этапы написания которого выглядят следующим образом: выбор и формулировка темы, подбор и анализ источников и литературы, написание плана, уточнение темы, создание работы, публичное выступление. На мой взгляд, при реализации данного алгоритма, ребенок проходит и основные этапы формирования воли: осознание потребности и возможности её удовлетворения, определение мотивов и их борьба при выборе решения; определение плана реализации принятого решения (включая методологию), выполнение и контроль намеченных этапов, оценка и анализ полученных результатов.
Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций – ощущений, восприятия, мышления, речи, памяти, которые активно взаимодействуют в ходе написания исследования. Осуществляя планирование, определяя цель, собирая и анализируя материал, занимаясь интервьюированием, изучая архивные документы, создавая презентацию, предвосхищая результат, оформляя работу, готовясь к публичному выступлению, ребёнок управляет своим поведением, сознательно регулирует свою активность, особенно в ситуациях, связанных с преодолением препятствий и тем самым формируются и укрепляются волевые качества.
Цель исследования должна быть достаточно сложной, тогда неизбежно для достижения результата у обучающихся возникнет необходимость в волевых действиях, ведь на пути мотивированной активности появляется осознаваемое и осмысливаемое препятствие. Так как в процессе написания работы, ребенок взаимодействует с окружающим социумом, применяет различные приёмы и способы деятельности, то можно предположить, что у него расширяется объём целей (целеустремлённость), волевые усилия становятся более длительными, формируется сила воли, самообладание и выдержка, и, наконец, приобретается способность ставить далёкие цели и направлять свои усилия для их достижения.
Работа не будет завершенной, если ребенок не выступил с ней перед заинтересованной и компетентной аудиторией. На данном этапе очень важна психологическая адаптация, обучающийся осознаёт, что надо быть готовым к любым неожиданностям при защите исследования (от отсутствия электричества до любых вопросов притязательной комиссии), также требуется предельная концентрация внимания и личностное ощущение значимости происходящего, выявление потенциально-возможных ошибок. Как правило, публичное выступление бывает успешным, если воедино складываются приподнятое настроение, особый задор, нормальное физическое самочувствие, подготовка и предварительное обсуждение, корректировка времени и т.д. А для этого необходимо развивать настойчивость, выдержку, решительность, организованность, нацеленность на преодоление не только обстоятельств, но и самого себя, т.е. формировать волевые качества. Таким образом, в процессе исследовательской деятельности у обучающихся вырабатывается сознательное регулирование своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности исследовательской деятельности в формировании толерантного сознания обучающихся
Описание возможностей исследовательской деятельности в формировании толерантного сознания обучающихся средней школы (из опыта работы)...
Формирование волевых качеств
Формирование эмоционально-волевых качеств у учащихся в процессе подготовки к концертному выступлению....
Доклад "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"
презентация "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"...
СТАТЬЯ по теме"ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКА С УЧЕТОМ ИХ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием город Пермь 19-21 мая 2016 год. Тема конференции "Физическая культура, спорт, туризм, научно-методическре сопровождение"....
РОЛЬ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Составной частью инновационной стала -научно - исследовательская работа, что дает возможность для роста учебно - профессиональной деятельности обу...
Формирование волевых качеств у учащихся через соревновательный метод физического воспитания
Материал для темы самообразования. Применения соревновательного метода на уроках физической культуры....
"Формирование волевых качеств посредством игры на занятиях плаванием у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
Консультация для родителей подготовительных групп...