"Исследовательская деятельность и формирование волевых качеств обучающихся"
статья

В статье рассматривается процесс формирования волевых качеств обучающихся в ходе исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Исследовательская деятельность и формирование волевых качеств обучающихся».

«Воля делает материалом для своего действия представляющиеся ей препятствия».

М.Аврелий

Современное общество заинтересовано в формировании у подрастающего поколения таких качеств, как гражданская идентичность, патриотизм, толерантность, и, конечно же, воля.

Воля – это способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением. На мой взгляд, одним из способов формирования данного качества у детей может стать развитие исследовательских умений на уроках и во внеурочное время. Одна из целей преподавания истории – формирование целостного мировоззрения обучающихся на основе представления о мире как о многогранном явлении. К сожалению, не все молодые люди могут применить изученные в школе законы и полученные знания, в повседневной жизни. Возможно, одна из причин данного явления заключается в пассивной, безвольной позиции ребенка в ходе образовательной деятельности.

Я считаю, что в ходе написания исследовательской работы у обучающихся есть реальная вероятность заниматься не только получением и освоением новой информации, но также имеется возможность, применяя свои наработки и способности, выйти за рамки учебной деятельности и убедиться в том, что знания имеют реальную ценность. В ходе данного целенаправленного процесса у ребенка будут формироваться такие качества, как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, организованность, решительность, инициативность и другие.

Прежде чем приступить к написанию исследовательской работы, необходимо совместно с детьми пройти основные этапы формирования исследовательских умений: знакомство с новыми способами учебной деятельности, действия, необходимые для овладения тем или иным приемом, тренировка и применение изученных приемов, умение переносить усвоенные действия самостоятельно на новый материал, в иные условия. В ходе данной деятельности вместе с самоконтролем за промежуточными и конечными результатами, обучающиеся обращаются к предварительному самоконтролю, с помощью которого они пытаются определить цель, намечают план действий, корректируют планируемые результаты. При этом, мне хотелось бы отметить, что способствовать формированию волевых качеств будет максимально четкое целеполагание, определение способов и последовательности выполнения заданий, а также переход от простых заданий к сложным.

Формирование качеств, составляющих понятие «воля» продолжается в процессе проведения самого исследования, основные этапы написания которого выглядят следующим образом: выбор и формулировка темы, подбор и анализ источников и литературы, написание плана, уточнение темы, создание работы, публичное выступление. На мой взгляд, при реализации данного алгоритма, ребенок проходит и основные этапы формирования воли: осознание потребности и возможности её удовлетворения, определение мотивов и их борьба при выборе решения; определение плана реализации принятого решения (включая методологию), выполнение и контроль намеченных этапов, оценка и анализ полученных результатов.

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций – ощущений, восприятия, мышления, речи, памяти, которые активно взаимодействуют в ходе написания исследования. Осуществляя планирование, определяя цель, собирая и анализируя материал, занимаясь интервьюированием, изучая архивные документы, создавая презентацию, предвосхищая результат, оформляя работу, готовясь к публичному выступлению, ребёнок управляет своим поведением, сознательно регулирует свою активность, особенно в ситуациях, связанных с преодолением препятствий и тем самым формируются и укрепляются волевые качества.

Цель исследования должна быть достаточно сложной, тогда неизбежно для достижения результата у обучающихся возникнет необходимость в волевых действиях, ведь на пути мотивированной активности появляется осознаваемое и осмысливаемое препятствие. Так как в процессе написания работы, ребенок взаимодействует с окружающим социумом, применяет различные приёмы и способы деятельности, то можно предположить, что у него расширяется объём целей (целеустремлённость), волевые усилия становятся более длительными, формируется сила воли, самообладание и выдержка, и, наконец, приобретается способность ставить далёкие цели и направлять свои усилия для их достижения.  

Работа не будет завершенной, если ребенок не выступил с ней перед заинтересованной и компетентной аудиторией. На данном этапе очень важна психологическая адаптация, обучающийся осознаёт, что надо быть готовым к любым неожиданностям при защите исследования (от отсутствия электричества до любых вопросов притязательной комиссии), также требуется предельная концентрация внимания и личностное ощущение значимости происходящего, выявление потенциально-возможных ошибок. Как правило, публичное выступление бывает успешным, если воедино складываются приподнятое настроение, особый задор, нормальное физическое самочувствие, подготовка и предварительное обсуждение, корректировка времени и т.д. А для этого необходимо развивать настойчивость, выдержку, решительность, организованность, нацеленность на преодоление не только обстоятельств, но и самого себя, т.е. формировать волевые качества. Таким образом, в процессе исследовательской деятельности у обучающихся вырабатывается сознательное регулирование своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности исследовательской деятельности в формировании толерантного сознания обучающихся

Описание возможностей исследовательской деятельности в формировании толерантного сознания обучающихся средней школы (из опыта работы)...

Формирование волевых качеств

Формирование эмоционально-волевых качеств у учащихся в процессе подготовки к концертному выступлению....

Доклад "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"

презентация  "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"...

СТАТЬЯ по теме"ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКА С УЧЕТОМ ИХ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием город Пермь 19-21 мая 2016 год. Тема конференции "Физическая культура, спорт, туризм, научно-методическре сопровождение"....

РОЛЬ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Составной частью инновационной стала -научно - исследовательская  работа, что дает возможность для роста  учебно  - профессиональной деятельности  обу...

Формирование волевых качеств у учащихся через соревновательный метод физического воспитания

Материал для темы самообразования. Применения соревновательного метода на уроках физической культуры....