"Формирование волевых качеств посредством игры на занятиях плаванием у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
консультация

Мосина Ирина Николаевна

Консультация для родителей подготовительных  групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка  - детский сад № 16 «Белочка»

Консультация для родителей подготовительных  групп

Тема: «Формирование волевых качеств посредством игры на занятиях плаванием  у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

D:\инструктор по плаванию\Праздники\Встреча Нептуна с Зимой\Фото зима Нептун\_MG_8944.jpg

Провела: Мосина И.Н.

инструктор по физической культуре (плавание)

высшей квалификационной категории.

Формирование волевых качеств посредством игры на занятиях плаванием  у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В исследованиях последних лет отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР), которых на фоне общего ухудшения детского здоровья становится все больше. Экспериментально установлено, что быстрая утомляемость, колебания работоспособности, неустойчивость эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР обычно сопровождаются сниженными показателями физического развития и физической подготовленности . Такие дети с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.

У детей  наблюдаются относительно низкие показатели силовых и скоростно-силовых способностей в разных видах метания  из-за сниженной координации движений обеих рук, недоразвития мелкой моторики кистей и пальцев рук. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики . У них снижена также координация движений обеих рук, недоразвита мелкая моторика кистей и пальцев рук, что обусловливает относительно низкие показатели силовых и скоростно-силовых способностей . Известно, что физическая культура обладает большим оздоровительно-коррекционным потенциалом .

Двигательный анализатор имеет обширные связи со всеми структурами центральной нервной системы, принимает участие в их деятельности и имеет огромное значение в развитии функций мозга . В связи с этим ряд исследователей отмечают, что для гармоничного психического развития дошкольников чрезвычайно важно своевременное овладение детьми разнообразными двигательными действиями.

 

Основные задачи адаптивной физической культуры с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии совпадают с задачами физической культуры здоровых дошкольников .

К ним относятся воспитательные, образовательные, оздоровительные и задачи физического развития:

  • укрепление здоровья, закаливание организма;
  • обучение основам техники движений, формирование жизненно необходимых умений и навыков;
  • развитие физических способностей;
  • формирование необходимых знаний, гигиенических навыков;
  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности;
  • воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к дисциплине, организованности, ответственности за свои поступки, активности и самостоятельности.

Большое значение в коррекции недостатков физического развития и моторики, развития интеллектуальных возможностей детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) имеют подвижные игры. Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она принуждает мыслить наиболее экономично, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера укрощать эмоции. Формируя привычку к волевому контролю и действию, игры создают почву для произвольного поведения вне игровой деятельности, и обуславливают развитие способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю . Подвижная игра имеет настолько широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей с нарушениями в развитии. Подвижные игры оказывают комплексное воздействие на ребенка – не только на его физическое развитие, но и интеллектуальное и эмоциональное, что особенно актуально для детей с ЗПР. Быстрота развивается во многих подвижных играх, где сочетаются основные показатели быстрота, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений. В подвижных играх используются знакомые и доступные виды основных двигательных действий: ходьба, бег,  прыжки, упражнения с мячом. Их не сложную технику и тактику всегда можно изменить в соответствии с физическим и интеллектуальным уровнем развития ребенка дошкольного возраста. Желание играть - главный стимул, который побуждает ребенка к игровой деятельности. Подвижные игры способствуют полноценному формированию физических качеств детей с ЗПР. Для формирования ловкости необходимо обновлять знакомые игры, предлагать новые задания на координацию движений, организовывать игры с более сложными правилами коллективных и индивидуальных действий.

Итак, можно сделать следующие выводы. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нервно-соматические заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Задержка психического развития у детей обнаруживается чаще всего с началом обучения дошкольников в старших группах ДОУ.

Итак, можно отметить, что в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими ту или иную форму ЗПР, на   занятиях  плаванием следует использовать элементы подвижных игр и спортивных упражнений, упражнений с речитативами,  ритмопластики, психогимнастики, релаксации.  Применение комплекса средств АФК в физическом воспитании детей 6-7 лет с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения оказывает существенное положительное корригирующее воздействие на физическое развитие, координационные способности, физических качеств и психические функции занимающихся.

https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/12/04/formirovanie_volevyh_kachestv_na_zanyatiyah_fizicheskoy_kulturoy_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_s_zpr.docx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Тактильные кастрюльки» для детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Тактильные кастрюльки» Коррекционные цели: -Развивать тактильные ощущения и исследовательские действия руки. -Активизировать словарь по теме «Продукты питания », «Посуда». -Раз...

Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Игры на развитие произвольности детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка позволит педагогам развить у детей старшего дошкольного возраста  произвольности и самоконтроля, произвести  коррекцию импульсивности....

Методические рекомендации "Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста"

Данная статья поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений и родителям организовать работу по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Упражнения могут быть ...

Программа по оказанию дополнительной платной образовательной услуги по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста «Золотая рыбка» на 2022 – 2023 учебный год

Программапо оказанию дополнительной платной образовательной услугипо обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста«Золотая рыбка»на 2022 – 2023 учебный год...

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков Г, Г\', К,К\',Х,Х\' . Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.  Дидактический материал по коррекции произношения звуков Г, Г', К,К',Х,Х'В пособии излагаются методы и приемы, которые ис­пользовались авторам...