«Простые нормы нравственности»
методическая разработка (5 класс)
«Простые нормы нравственности» Беседа с учащимися 5 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnoe_rk-vo.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа
«Простые нормы нравственности»
подготовлена и проведена
с учащимися 5 Б класса
МОУ «Новомичуринская средняя
общеобразовательная школа №3»
Пронского района
классным руководителем Бирюковой К. В.
Цели проведения беседы:
- реализация программы по нравственному воспитанию;
- сплочение коллектива на переходном этапе;
- воспитание чувства ответственности и коллективизма; уважение к старшему поколению.
Ход мероприятия.
Учитель.
Как Вы думаете, что имел в виду поэт Расул Гамзатов, когда писал такие строчки:
Он мудрецом не слыл,
Он храбрецом не слыл,
Но поклонись ему:
Он человеком был.
Ответы учеников.
- Очень важно в любой ситуации оставаться человеком.
- Поступки у людей должны быть хорошие.
- Нельзя обижать окружающих.
-Нужно уважительно ко всем относиться.
Учитель.
Что значит быть человеком по отношению к окружающим тебя людям?
Ученики.
- Не нужного совершать ничего плохого, чтобы люди страдали потом.
- Нужно быть внимательным ко всем.
Учитель.
Должны ли существовать определенные правила общения между людьми?
Ученики.
- Да, должны.
Учитель.
Эти правила, конечно, существуют, и называются они простыми нормами нравственности. Простые нормы нравственности возникли и возникают постоянно, действуют в силу жизненной необходимости, потому что множество людей с разными взглядами, вкусами, настроениями, мыслями, знакомые и незнакомые, старые и молодые вступают в контакты между собой. Простые нормы нравственности, если люди их используют, помогают им сгладить, а порой и избежать разных конфликтных ситуаций.
Человеческое общество выработало элементарные нормы нравственности, то есть простые нормы поведения людей, но каждый народ имеет и свои специфические нормы нравственности. Эти нормы проявляются в повседневной жизни человека ежечасно, везде и во всем. Простыми они называются не только за свою простоту и всем понятную необходимость, но и за то, что с верности этим нормам начинается становление нравственной жизни человека. Эти нормы считаются общечеловеческими ценностями.
Самая главная норма требует от нас уважения к другим людям. Соблюдение этого требования - необходимое условие совместной деятельности людей.
Учитель.
В чем же может выражаться уважение человека к другим людям?
Ответы учеников.
Формы выражения уважения многообразны:
- честность и правдивость,
- справедливость,
- вежливость и тактичность,
- уважение к своему и чужому времени,
- признание своего и чужого труда,
- внешняя опрятность и чистота,
- заботливое отношение к физически слабым людям,
- нетерпимость к поведению, которое разрушает добрые человеческие отношения и унижает человеческое достоинство.
Учитель.
Показателем нравственности человека являются его дела, деятельность, то есть жизненная практика.
Одним из важных требований нравственной практики человека является единство слова и дела, выражающееся в понятиях честности и правдивости.
Как Вы думаете, в чем разница этих понятий?
Ответы учеников.
Честность - это нравственное требование общества к человеку поступать в соответствии с принятыми нравственными нормами и выполнять свои обещания.
Правдивость - это нравственное требование говорить правду.
Те, кто живет по выгоде, используя принцип «Не обманешь — не проживешь», делают и поступают как хотят, без всяких нравственных норм, у них слова часто расходятся с делом.
Порядочный человек - человек, который дорожит своим достоинством и считает своим долгом прожить жизнь честно, несмотря на трудности.
Вежливость и тактичность - это такие формы поведения человека, в которых отражается приветливость, доброжелательность, умение думать о чувствах других людей в любой ситуации.
Уважение к чужому времени - умение не «убивать его попусту», не отвлекать людей по пустякам, стараться быть точным в назначенных встречах. Все люди по-разному ценят время и по-разному его расходуют.
Опрятность и аккуратность — особый вид выражения уважения человека к самому себе и окружающим людям. Грязь, неряшливость, небрежность во внешнем виде и в жилище говорит о внешней культуре человека.
Уважение к людям старшего поколения - это одна из общечеловеческих норм морали. Уважение к старшему поколению возникло в глубокой древности, когда люди поняли ценность человеческого опыта и мудрость старшего поколения.
Учитель.
Как Вы думаете, что значит уважать людей старшего поколения?
Ответы учеников.
Это значит:
1. Быть благодарными и признательными за жизнь и все то, что создано их трудом в обществе.
2. Сознавать необходимость и готовность учиться всему лучшему, что есть у них, прислушиваться к советам.
3. Суметь взять в руки эстафету лучших дел на благо обществу и людям.
4. Быть терпимым к вкусам и привычкам старших, не навязывать им своих.
5. Заботиться об их здоровье, самочувствии, о быте и отдыхе.
Учитель.
Каждый из нас живет среди людей, то есть в обществе, и для того, чтобы всем было комфортно, приятно жить в этом обществе, необходимо следовать простым нормам нравственности, а именно: уважать других людей, быть честным, правдивым, порядочным, вежливым, аккуратным человеком, уважать чужое время, проявлять уважение к людям старшего поколения, родителям и друзьям.
Мы живем в многонациональном государстве, поэтому человек высокой нравственной культуры будет уважать и людей других национальностей, терпимо и уважительно относиться к их обычаям и правилам.
Приложение № 1.
Из копилки классного воспитателя.
Личность, готовая к решению все усложняющихся социальных задач, успешно формируется, если изо дня в день всем укладом школьной жизни ее ориентировать на выполнение нравственных норм, которые становятся законом жизни класса. Поэтому мы с классным коллективом разработали и приняли на классном собрании следующие законы, организующую нашу жизнедеятельность.
Законы жизни классного коллектива.
Закон правды.
Правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям.
Закон добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе!
Закон любви.
Любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств. Цени любовь.
Закон милосердия.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об интересах, нуждах, потребностях ближнего!
Закон чести.
Помни о духовной силе, долге , благородстве и достоинстве. Береги честь!
Закон смелости.
Вчера ты струсил. Но сегодня ты в коллективе. Будь смел.
Закон экологии.
Природа – твоя прародительница и помощница. Охраняй природу!
Закон отцов и детей.
Предки уважаемы у всех народов. Чти родителей своих и сохраняй все сотворенное ими!
Закон патриотизма.
Народ, забывший свою историю, умрет. Будь патриотом!
Закон свободы.
Все рождаются свободными. Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга.
Правила эти находятся в классном уголке в кабинете и у каждого ученика в дневнике. Очень часто мы с ребятами во время проведения различных мероприятий, индивидуальных бесед и коллективных дел обращаемся к ним.
Классный час.
Знакомьтесь: 5Б класс. Первая встреча с классным руководителем.
Цели классного часа:
- Познакомиться с коллективом учащихся класса.
- Предложить учащимся совместно спланировать дела класса на первую четверть.
- Стимулировать деятельность учащихся. Умение слушать своих сверстников. Соглашаться или разумно отвергать доводы других людей.
Подготовка классного часа.
- Составление примерного планирования работы с классом на первую четверть.
- Подготовка зашифрованных предложений с будущими традициями класса.
- Корточки с вопросами интервью для учащихся.
- Плакат с рецептом класса.
Форма проведения классного часа: презентация.
Оформление доски.
Хочешь? Будем петь вместе песни,
Хочешь? Поднимемся к солнцу,
Хочешь? Откроем миры и созвездья.
Радостью сердце твое отзовется.
Ш. Руставели.
Ход классного часа.
Вступительное слово классного руководителя.
Ребята! Еще совсем недавно вы читали стихи и пели песни, прощались с начальной школой. Сегодня вы – пятиклассники. И не просто пятиклассники – ученики средней школы. Вы многое уже умеете, многому научились в начальной школе. Может быть, кто-то из вас попробует догадаться, что значат цифры, так необычно написанные на школьной доске.
Ответы учеников.
31. 08 – день нашей первой встречи, которая должна и вам, и мне запомниться надолго, так как она сарая первая в нашей с вами общей жизни.
2022 год – год, который нас с вами познакомил и, надеюсь, подружит.
2029 – год, в который вы закончите школу. Он станет последним годом наших школьных встреч. Возможно, если мы подружимся, мы будем с вами встречаться и после окончания школы, но это так далеко. Впереди целых …
Учитель.
Верно, впереди целых 7 лет, на протяжении которых мы будем встречаться с вами каждый день и постараемся сделать так, чтобы при встрече нам хотелось улыбаться друг другу, радоваться тому, что мы вместе.
Конечно же, ребята, вам интересно узнать какие-то сведения обо мне. Я с удовольствием вам о себе и надеюсь, что вы тоже расскажите мне о себе. Но все по порядку.
Рассказ классного руководителя о себе.
Бирюкова Кристина Вячеславовна, в школе работаю 8 лет. Очень люблю свою профессию и свой предмет. Ценю во всех людях честность, порядочность. Заранее уважаю и ценю вас всех как личность, поэтому и от вас хотела получить то же.
Беседа с классом.
Предлагается каждому ученику рассказать о себе.
Для этого заранее заготовлены карточки с вопросами, которые прячутся в небольшой коробке. Когда учитель проходит по рядам, каждый ученик вытягивает карточку-вопрос и отвечает на него.
Вопросы были следующие:
Какое мороженое ты любишь?
Какой цветок тебе больше всего нравится?
Какую отметку ты любишь видеть в своем дневнике?
Твой любимый день недели?
Самый трудный день недели?
Сколько дней в году?
Сколько мальчиков в нашем классе?
Твоя любимая игрушка?
Главный документ школьника?
Твой лучший друг?
Как звали учительницу в начальных классах?
Что бы ты хотел пожелать своей бывшей учительнице?
Самое интересное мероприятие, которое ты помнишь из четвертого класса?
Учитель.
Молодцы, ребята. Вы сумели быстро ответить на все вопросы, которые я вам предложила. Вы, видимо, заметили, что среди вопросов много таких, которые содержат сведения о вашем классе.
- Ребята, а знакомо ли вам слово рецепт? Что оно означает?
Ученики.
Это описание приготовления какого-либо блюда.
Учитель.
Действительно, рецепт – это состав продуктов, которые необходимы для приготовления вкусного и незабываемого блюда.
Приведите примеры приготовления супа.
Ребята приводят примеры.
Учитель.
Как вы думаете, можно ли слово «рецепт» использовать применительно к классу? Каким должен быть рецепт дружного класса? Давайте попробуем составить рецепт нашего класса.
Для приготовления рецепта можно использовать слова, которые написаны на доске в хаотичном порядке. Из предложенных слов ребята составляют рецепт класса, используя слова, записанные на доске так, как они считают для себя правильными.
Слова расположены так:
Доброта, дружба, озорство, любознательность, смелость, интерес, ответственность/ взять, добавить, приправить, размешать, влить. остудить, украсить.
У ребят получились следующие проекты.
Взять большой класс, поместить туда моих одноклассников, добавить доброты и дружбы, приправить ответственностью, влить любознательности, остудить озорство, украсить смелостью и ответственностью.
Взять доброту, добавить дружбу, остудить озорство, украсить интересом, приправить любознательностью, размешать смелостью и влить ответственность. Получится интересный, дружный класс.
Берем дружбу, режим ее кубиками. Затем, взяв озорство, мелко разрезаем и засыпаем в кастрюлю с добротой. Все это приправляем любознательностью, добавляя смелость. Затеи трем на мелкой терке интерес и варим в течение пятнадцати-двадцати минут. Получившуюся массу выкладываем на тарелку и украшаем ответственностью. И получится 5 В класс. Он должен быть всегда добрый, отзывчивый и дружный.
Учитель.
Интересный и дружный класс живет интересно, дружно, весело. Как же нам сделать так, чтобы все запомнившиеся дела прошлого года продолжились в новом учебном году? Очень бы хотелось, чтобы Ирина Валентиновна, которая была с вами все четыре года, могла радоваться и гордиться тем, что ее ребята продолжают традиции, начатые в начальной школе.
Ребята, давайте совместно с вами определим, что среди друзей может быть разрешено, а что должно быть запрещено.
Ученики совместно с учителем придумывают правила. Учитель просит записать их в дневник.
Разрешено | Запрещено |
Помогать друг другу | врать |
Радоваться успехам друг друга | Завидовать друг другу |
Поддерживать в трудную минуту | Радоваться горю другого человека |
Переживать за неудачи друг друга | Обижать и давать обидные клички |
Говорить правду | Смеяться над неудачами |
Учитель
Дружный класс имеет свои традиции, которые никто не смеет нарушать.
Какие традиции вы хотели бы видеть в своем классе?
Ученики.
Предлагают в качестве традиций песню о дружбе, название классного уголка «Факел», девиз «Гореть самих – зажечь других», законы, по которым будет жить коллектив.
Законы жизни классного коллектива.
Закон правды.
Правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям.
Закон добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе!
Закон любви.
Любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств. Цени любовь.
Закон милосердия.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об интересах, нуждах, потребностях ближнего!
Закон чести.
Помни о духовной силе, долге , благородстве и достоинстве. Береги честь!
Закон смелости.
Вчера ты струсил. Но сегодня ты в коллективе. Будь смел.
Закон экологии.
Природа – твоя прародительница и помощница. Охраняй природу!
Закон отцов и детей.
Предки уважаемы у всех народов. Чти родителей своих и сохраняй все сотворенное ими!
Закон патриотизма.
Народ, забывший свою историю, умрет. Будь патриотом!
Закон свободы.
Все рождаются свободными. Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга.
Песня о дружбе.
Ты да я, да мы с тобой.
Хорошо, когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку,
То б уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, земля.
Ты да я, да мы с тобой
Землю обойдем, потом махнем на Марс.
Может, у оранжевой речки,
Там уже грустят человечки
От того, что слишком долго нету нас.
Ты да я, да мы с тобой.
Нас не разлучит никто и никогда.
Даже, если мы расстаемся,
Дружба все равно остается.
Дружба остается с нами навсегда.
В качестве традиций ученики предлагают делать день именинника по временам года.
Учитель.
Ребята, мы определили, что дружный класс имеет свои традиции, которые никто не имеет право нарушать. А как должен жить дружный класс?
Ученики.
Весело, интересно, необычно.
На доске записаны мероприятия на первую четверть. Ученикам раздаются лепестки цветика-семицветика, на которых они пишут различные мероприятия.
Цветик-семицветик склеивается и вывешивается на доске.
Итог классного часа.
Классный руководитель благодарит за участие и просит рассказать родителям о том, чем они занимались в ходе классного часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Развитие нравственно-этических норм у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (8-9 кл.)"
Программа утверждает ценности человека, здоровья, семьи, окружающего мира. Она направлена на воспитание у подростков ответственности за свои поступки, которые имеют значение для окружающих людей, а та...
«Формирование нравственных и морально- этических норм поведения, обучающихся на ступени начального общего образования»
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты –Мансийского автономного округа – Югры...
Авторская программа внеурочной деятельности «психолого-педагогические нормы нравственности» (1-4 классы)
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
Тест для 6кл.Потребности в достижениях и отношение к нравственным нормам.
Тест для 6кл.Потребности в достижениях и отношение к нравственным нормам....
Отчет по теме самообразования «Воспитание нравственных норм поведения в коллективе, обществе»
Нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал,...
«ПРОСТЫЕ НОРМЫ НРАВСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ»
Разработка занятия по нравственному воспитанию...
Классный час в 7 классе «Простые нормы нравственности»
Предназначен классному руководителю для формирования нравственности подростков.. Классному руководителю, Мероприятия, 7 класс, Классный час в...