«Всемирный день астрологии: карта звездного неба»
план-конспект занятия (5 класс)

Внеклассное занятие «Всемирный день астрологии: карта звездного неба» для 3-5 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_astrologii_karta_zvezdnogo_neba.docx426.86 КБ

Предварительный просмотр:

для 3-5 классов

                                                                                 Воспитатель:  Е.П. Шарыпова

Челябинск 2021

«Всемирный день астрологии: карта звездного неба»

Цель:

Расширить знания детей о звездах, созвездиях.

Задачи:

Ввести понятия: «звезда», «созвездие», «зодиак», «астрономия», «астрология», «телескоп».

Развивать мышление, внимание, память, речь; обогащать словарь детей;

Воспитывать эмоциональное отношение к красоте окружающего мира.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, коллеги.

Ребята, предлагаю вам разгадать ребус, чтобы узнать тему сегодняшнего занятия.

Правильно, звезда. Тема нашего занятия звучит так: «Международный день астрологии: карта звездного неба».

- Опишите звёздное небо, какое оно? (Ответы детей)

      Вид звездного неба – это россыпь множества звезд, который всегда привлекал и завораживал человека.  

      В течение занятия вы будете получать за верные ответы звёзды, которые окажутся на нашем звёздном небе.

- Что же такое «звезда»?

«Звезда – небесное тело (раскалённый шар), ночью видимое как светящаяся точка».

- А сколько звезд на небе? (Очень много. Из всего необъятного количества звезд человек может увидеть на небе 2500-3000 звезд, а всего видимых звезд около 6000! Но и это приблизительное число). 

- Кто изучает звездное небо? (Астроном - учёный, занимающийся астрономией. Соответственно, наука, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел, называется астрономия (от греч. астрон – «звезда», номос - «закон»).

      В древние времена астрономы изучали звезды, не имея специальных приборов. Они просто наблюдали за небом с земли.

Чтобы наблюдать за звездами в 1609 году (412 лет назад) был изобретен специальный прибор – …….. . Послушайте загадку.

Чтобы глаз вооружить

И со звёздами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный … (телескоп)

С греческого телескоп переводится как «далеко вижу», поэтому назывался «дальновидец». 

Сейчас в космос запускаются искусственные спутники и космические станции, которые исследуют звезды и планеты.

   Предлагаю посмотреть видеоролик. Смотрите и слушайте внимательно, будут вопросы.

-Чем отличаются звезды? (Звезды неодинаковые по размеру, яркости и цвету, температуре).

- Как вы думаете, почему звёзды светятся? (Они горячие).

- Какие звезды горячее красные или желтые? (Желтые горячее, например, Солнце – 6 тыс. градусов, красные – самые холодные звезды 2 тыс. градусов).

- А что вы запомнили про голубые звёзды?

(Самые горячие (яркие) звезды - голубые, их температура на поверхности - 30 тысяч градусов).

      Мир звёзд чрезвычайно разнообразен, и чем больше мы о нём знаем, тем интереснее путешествовать по звёздному небу. Каждая звезда имеет своё название.

-Кто запомнил хотя бы одно название звезды из просмотренного видеоролика? (Сириус, Вега, Поллукс, Арктур, Альдебаран, Ригель, Антарес, Бетельгейзе).

ЗАДАНИЕ

Определить название звезды по цвету и размеру.

     

  Солнце – самая маленькая из представленных звёзд. Так почему же тогда Солнце светит нам днём, а звёзды ночью и кажутся нам маленькими светящимися точками? (Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Солнце не просто светит днём, оно и создаёт день. Днём незаметен слабый блеск других, более далёких звёзд. И только ночью, когда солнца на небе нет, они становятся видны).

- Известно, что звёзды, на самом деле, имеют форму шара. Но почему тогда мы изображаем их остроконечными? Правильно ли это? (Если хорошенько всмотреться в ночное небо, сфокусировав взгляд на одной из звёзд, вы заметите, что лучи света начали образовывать остроконечную знакомую форму звезды. Даже телескопы видят звёзды именно такими. Лучи света дают нам такую картинку).

  Еще в древности люди начали изучать таинственное звездное небо. Они увидели на нем группы звезд, которые назвали .... как? (Созвездиями)

Одни созвездия напоминали им изображения любимых героев, другие – фигуры животных и предметы.

-Сколько существует созвездий на небе? (88)

Ученые разделили небо на 88 участков (созвездий) и дали этим «звёздным фигурам» имена. Так появились созвездия Большая Медведица, Кассиопея, Орион, Лебедь и другие.

- Чем примечательно созвездие Малой Медведицы? (в созвездии Малой Медведицы находится Полярная звезда, по которой ориентируются все путешественники. В течение всей ночи звёзды на небе изменяют своё положение, так как Земля вращается вокруг своей оси. Только одна звезда остается на месте – Полярная).

Задание Какое направление она указывает? ( Если встать к ней лицом, то впереди будет север, сзади юг, слева запад, справа восток. Это один из самых точных способов ориентирования).

Задание 

А давайте поиграем, попробовав придумать созвездие и дать ему название. Делимся на две группы. Предлагаю придумывать созвездия. Кто-то может присесть, встать спиной.

- Астрономы изучают небесные тела на небе. А кто такие астрологи? (Астролог – это человек, который тоже изучает жизнь небесных тел, а так же каким образом они влияют на земную жизнь. Соответственно, астрология (от греч. астрон – «звезда», логос - «мысль, причина») – направление, изучающее влияние небесных объектов на человека и его судьбу).

Астрологи считают, что судьба и характер человека отражается в его астрологической карте, при этом немаловажно, в каких знаках зодиака находились небесные тела при его рождении. 

- Что такое зодиак? («Зодиак – пояс из созвездий, вдоль которого Солнце движется в течение года». Буквальный перевод слова “зодиак” означает “круг животных”. И действительно почти все зодиакальные созвездия носят названия животных).

- Подумайте, сколько всего созвездий в Зодиаке? (Созвездий в зодиаке 12)

  Созвездие, похожее на барашка, назвали Овен. Созвездие, похожее на быка, назвали Телец. Созвездие, напоминающее двух похожих между собой людей, назвали Близнецы. Созвездие, которое похоже на речного жителя, так и назвали – Рак. А вот здесь звезды расположились в форме, которая напомнила звездочетам царя зверей, так и стало оно называться Лев. Увидев на небе силуэт прекрасной девушки, звездочеты выбрали название Дева. Также на небе обнаружились Весы, Скорпион, Стрелец, и даже совершенно фантастическое животное Козерог – с головой козла и хвостом рыбы, и наконец, созвездия Володей и Рыбы. Вот именно эти 12 созвездий сегодня нам известны как знаки зодиака.

       Давайте отследим последовательность созвездий, начиная с овна.

Овен - телец – близнецы – рак – лев – дева –весы- скорпион – стрелец – козерог –

водолей – рыбы.

- Знаете ли вы свой знак зодиака?

Задание

Сейчас вы побудете юными астрологами и составите свою карту, в которой вы запишите свое имя, дату рождения, знак зодиака, нарисуете созвездие своего знака зодиака, а так же прочтете по желанию свой гороскоп. Для этого занятия я раздаю вам необходимый материал.

У каждого обучающегося на столе лежит раздаточный материал: таблица 1  с датами рождения знаков зодиака, таблица  2 со знаками зодиака, таблица 3 с условными  обозначениями  созвездий каждого знака зодиака, характеристикой знака).

 

    Астрология всегда вызывала к себе неоднозначное отношение и самые разные мнения и оценки - ее то превозносили, то предавали забвению и даже запретам. В настоящее время популярность астрологии стремительно растет. Гороскоп можно услышать по телевидению и радио, прочитать в газете. Международный день астрологии отмечают 20 марта.

Задание на слайдах. Сейчас вас ждут последние проверочные вопросы,.

Подсчет звезд.  

А сейчас я предлагаю вам наклеить ваши звездочки на наше Звезное небо. Начнем с наших победителей - юных звездочетов.

Послушайте стихотворение, ребята!

Ночь пришла и на небе раскинула бусы из звезд.

И рассыпались звезды на тысячи верст

Как манят они и зовут за собой

Что вот ты готов уж идти за звездой.

Они миллионы загадок таят,

Сверкают, мерцают, на небо манят.

Вот если б имели мы крылья свои,

Смогли бы тогда улететь от земли.

И сверху увидели б, дух затая,

Как все же прекрасна наша Земля!!!

    Действительно, если присмотреться – мир прекрасен. Какое красивое получилось у нас Звездное небо, ребята!   Вам нравится?

   А сейчас мне бы очень хотелось узнать, понравилось ли вам наш занятие. Что для вас было интересно? Что нового вы узнали?       Спасибо за занятие. Все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

карта звездного неба

презентация к уроку ,можно использовать для проведения уроков по астрономии или дополнительно....

План-конспект урока: "Подвижная карта звездного неба", 9 класс

Тема: ПОДВИЖНАЯ КАРТА ЗВЕЗДНОГО НЕБА Предмет: Физика и астрономияКласс: 9Цели: Образовательная: Ознакомится со структурой подвижной карты звездного неба и с кругом задач, решаемых с помощью подвижной ...

Презентация к уроку: "Подвижная карта звездного неба", 9 класс

Тема: ПОДВИЖНАЯ КАРТА ЗВЕЗДНОГО НЕБАПредмет: Физика и астрономияКласс: 9...

Дополнительные материалы к уроку "Подвижная карта звездного неба", 9 класс

Дополнительные материалы к уроку "Подвижная карта звездного неба", 9 классЗадание к уроку  "Подвижная карта звездного неба", 9 классОценочный лист к уроку  "Подвижная карта звездного неба", ...

Интегрированный урок по математике и физики в 7 классе6 "Карта звездного неба и координаты"

Урок по математике и физики для 7 класса и презентация к уроку....

Подвижная карта звездного неба

ПКЗН с накладным кругом для распечатки...

Практическая работа по астрономии «Подвижная карта звездного неба»

Цели: Образовательная: ознакомится со структурой подвижной карты звездного неба и с кругом задач, решаемых с помощью подвижной карты звездного неба.Развивающая: формировать умения пользоваться подвижн...